Перейти к публикации
  • 0
Денис_М

Об идее о Русском мире

Вопрос

Здравствуйте! В последнее время всё чаще звучат идеи о так называемом "Русском мире". Вот ссылки с православных сайтов:

1. http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html

2. https://pravoslavie.ru/145690.html

3. https://bogoslov.ru/article/501891

4. https://radonezh.ru/analytics/chto-zhe-takoe-russky-mir-patriarkha-kirilla-46932.html

5. https://radonezh.ru/2022/06/16/russkaya-civilizaciya-protiv-zolotogo-milliarda

Бегло ознакамливался с "Декларацией об учении о "Русском мире" (.https://publicorthodoxy.org/ru/2022/03/13/10845/) С последней не согласен, она носит явный заказной политизированный и клеветнический характер. Ознакамливался с идеями о Русском мире из выступлений нашего Патриарха, статей духовных лиц нашей Церкви. Возникло множество моих личных самостоятельных вопросов по некоторым положениям этой развиваемой концепции о Русском мире. Может быть я не совсем правильно (или вовсе неправильно или вообще не понимаю этой идеи о Русском мире), поэтому попросил бы всех читающих относиться кмоим вопросам как к вопросам, а не утверждениям.

Вопросы и некоторые мои тезисы и возражения следующие:
1. Говорится о некоем наднациональном характере Русского мира (-далее Русской цивилизации), который слагается не только из ядра (русские, белорусы, украинцы), но и объединяет под собой всех, кто тяготеет и любит русскую культуру и быт, разговаривает на русском языке. Вопрос: как, к примеру человек, являющийся японцем, арабом или французом по национальности (и культуре) может стать чуть ли не русским по причастности к русскому миру?
Безусловно, если человек не русской национальности начнёт приобщаться к русской культуре, это в какой-то степени (в большей или меньшей) окажет на него влияние, может даже приобщит его к русской ментальности, но это будет не более чем закономерный процесс (психологический, впитывание в себя иной культуры) по принципу: мы есть то, что мы читаем, слушаем, смотрим. Но станет ли такой человек русским по национальности (генетически)? Как нация (в том числе русская нация в контексте Русского мира) и её культура может быть наднациональной в глобальном смысле, как это подразумевается развивающейся концепцией о Русской цивилизации? Это абсурдно! Простите за некорректное словосочетание: нация может быть только национальна (в рамках понятия этноса, а не государственной принадлежности). Если в России жили другие нации, то с идеей Русского мира эти другие нации автоматически не станут русским этносом, а нивелировать их прямо или косвенно перед русской цивилизацией не этично. Генетику мыслями о Русском мире не изменишь, человек как был определённой национальности так и останется принадлежащим к определённой национальности до конца своих дней. Ведь в каждой нации есть свой генетический код, который отличает его от других наций.
 Как по мне каждая нация должна существовать в лоне своей нации в равноправном мире с другими нациями (даже в многонациональном государстве). Кроме того, в Священном Писании говорится, что во Христе нет ни Эллина, ни Иудея и тем самым подтверждается, что в мире были, есть и будут другие равнозначимые для Бога нации и нет необходимости в какой-либо унификации других наций под началом какой-бы то ни было нации (русской, арабской, японской, китайской - это уже будет какой-то односторонней экспансией). Перед Богом все нации равны, а Церковь по определению "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" является наднациональной, и эта наднациональность базируется на Её свойстве Вселенскости (Верую во... Соборную Церковь) и следовательно только Она одна в подлинности может объединять в себе нации в мире и согласии во Христе.
Из свойства Соборности Церкви логически выходит, что Церковь не только наднациональна, но и должна быть надцивилизационна. Да и при том зачем так много духовными лицами уделяется внимание разрабатываемой концепции Русской цивилизации? Разве Церковь призвана в первую очередь к формированию земных цивилизаций или в первую очередь ко спасению (обожению) во Христе?
2. Я всю жизнь считаю себя русским, сам из Беларуси. Но идея о русской цивилизации (как чем-то особенном) вызывает у меня греховное чувство гордости и превозношение на другими нациями (ближними, созданными по образу и подобию Божию) и их культурами. Я всегда считал, что перед Богом все нации и культуры (в их положительном смысле и содержании) равны и одинаково призваны каждая к христианскому совершенству.
3. Имею ли я право не соглашаться с идеей Русского мира или это общеобязательный церковный догмат и не придерживаясь его я отсекаюсь от тела Церкви?
Заранее благодарю за ответы!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
1 час назад, Денис_М сказал:

Вопрос: как, к примеру человек, являющийся японцем, арабом или французом по национальности (и культуре) может стать чуть ли не русским по причастности к русскому миру?

Денис, в статье по одной из Ваших ссылок сказано: "границы Русского мира совпадают с границами Русской Православной Церкви. Если формулировать тот же самый тезис с позиций историософии, то можно сказать, что Русский мир Промыслом Божиим создан, для того чтобы в его пределах существовали оптимальные условия для развития Православия, жизнедеятельности Православной Церкви и осуществления ею своей спасительной миссии". Таким образом, японец, араб, француз, присоединившись к Русской Православной Церкви, присоединяется к Русскому миру.

 

1 час назад, Денис_М сказал:

Имею ли я право не соглашаться с идеей Русского мира или это общеобязательный церковный догмат и не придерживаясь его я отсекаюсь от тела Церкви?

можете не соглашаться с Вашей идеей (как Вы её понимаете) Русского мира )). Это не догмат.

 

1 час назад, Денис_М сказал:

зачем так много духовными лицами уделяется внимание разрабатываемой концепции Русской цивилизации?

Вот бы почитать эту концепцию )). То, что я слышал от "духовных лиц" о русском мире, умещается в одну строчку: "Русь, храни Веру Православную, в ней же тебе утверждение". Что Вас в это напрягает?

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Православие - государствообразующая религия для России. Так уж исторически сложилось. Хоть она разрослась до империи и включает в себя разнообразие культур, смысл ее существования в реализации изначальной заданности. Православие шире нации, конечно. Тут для меня очевидна параллель между народонаселением, которое генерирует народ ( генетическое разнообразие, об'единенное общими языком, историей,  культурой) и всеми народами земли, каждый из которых по благословению Божию будет просвещен словом Божьим и даст свои ветви, которые будут привиты и составят один христианский народ. 

 На земле границы градов земного и небесного размыты. А там, в Божьем мире, все четко.

 Быть русским не значит быть православным , хотя хорошо бы. Но России в целом без православия быть никак нельзя.

В науке нет одного четкого определения ( их много) нации. Народа. Но есть интуиция, что генетические особенности индивидов менее важны для об'единения в народ, чем те самые "скрепы")

Не следует также думать, что сам факт рождения в православной России делает нас чем-то особым на фоне прочих. особым человек становится в процессе самореализации. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
В 17.06.2022 в 23:33, Юрий Кур сказал:

можете не соглашаться с Вашей идеей (как Вы её понимаете) Русского мира )). Это не догмат.

Нашёл. Концепция о русской цивилизации - это действительно не догмат. Евфимий, епископ Луховицкий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:

Цитата

"Следует помнить, что Русский мир - это не идеология Российской Федерации и не часть вероучения Русской Православной Церкви, это концепция русской цивилизации, которая описывает очень сложный и еще далеко не завершившийся процесс формирования исторической общности людей, объединяющихся по принципу приверженности общим цивилизационным ценностям с очень сильной - используем здесь термин министерства образования - вариативной составляющей". (https://ruskline.ru/analitika/2019/03/29/russkij_mir_eto_koncepciya_russkoj_civilizacii)

Так же в этом интервью у Владыки Евфимия раскрывается и вопрос взаимоотношение Русского мира и других наций (место других наций в Русском мире): 

Цитата

"Так что тезис о Русском мире как основе Вселенской Церкви, который десять лет назад выглядел еще как гипотеза, сегодня получил подтверждение в реальной жизни. На фоне нелепых попыток «приватизировать» мировое православие, предпринимаемых Константинополем, концепция Русского мира предстает ещё только более выигрышной, поскольку предлагает, как отдельным гражданам, так и целым народам объединяться на основе общих ценностей, не теряя при этом своей национальной, религиозной и культурной самобытности и не отказываясь даже от определённых - пусть и спорных - идеологических установок, не согласных с официальной позицией Российского государства".

 

Изменено пользователем Денис_М

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...