Jump to content
Tula-Andrey

С каких пор начал изменяться подвижнический дух в монашестве и оно начало увлекаться суетою?

Recommended Posts

За последнее время монахи стали уклоняться в погибель погибели и возделывать путь беззакония. Около 25 лет тому назад монашество сделало поворот, погибель вторг­лась в среду монашества, монашество обнищало благодатию, т. е. мало стало в нем подвизающихся.

 

Если за эти двадцать пять лет погибель вторглась с такою легкостию в круг монашества, т. е. сильно развился в нем дух мирской многопопечительности, то какова станет монашеская жизнь, когда минет другое двадцати пятилетие? А в третьем двадцати пятилетии какое погибельное раздолье будет в среде монашества? В четвертом же двадцати пятилетии будем иметь: 7 и 4, т. е. 7400 лет от сотворения мира; какую же волю получит тогда погибель в монашестве? (Святой говорил это в 1817 году; следовательно, началом упадка монашества он определяет 1792 г. Это время ознаменовано началом тор­жества вольнодумных учений, французской революции, упадком монархизма на Западе, развитием атеизма и увлечением экономическою, торгово-промышленною, вообще материальною стороною жизни).

 

Плач преподобного о подвижничестве. Воззвание его к монахам

О! Зачем оставили вы такую спасительную монашескую жизнь? Ох, как обнажаются горы и пещеры от текущих сим благодатным путем монашеской жизни, т. е. ли­шаются пустыни подвижников! Плачьте, горы и пещеры, что покинула вас благословенная жизнь!

Досточтимейшие отцы! Ныне есть время спасения! Ныне время спасаться тому, кто хочет получить спасение: ибо впе­реди грядет на нас зима тягчайшая; тогда не найдем мы такой свободы для спасения, какую имеем ныне.

Ныне время собирания в житницы плодов монашеской жизни.

Ныне кто хочет возделывать монашескую жизнь, да возделывает, ибо грядет осень и приблизилась тяжкая зима. Спрашиваю я вас, когда наступит осень, погибнут древесные плоды и вся трава земная, каким тогда окажется для вас смятение земли? Когда же после этого наступит еще тягчайшая зима, тогда каким явится для вас это смятение? (Т. е. если вы не запасете в духовные житницы плодов монашеской жизни, то какова будет для вас ваша старость и кончина)? Если же у вас во время жатвы будет достаточно собрано плодов и они будут сложены в житницы, тогда зимнее время не будет ли для вас тем же, что весна?

Тот же, который по нерадению своему не будет иметь своевременно собранного, но, успокаивая себя, станет говорить: «И так обойдусь», - будет ли зима для него легкой? Когда на­ступит зима, заключится он от холода в дом свой, будет там искать полена, чтобы согреться, но увидит, что у него и полена нет. Смотрит на двор - земля покрыта снегом; смотрит внутри, в своем жилище, ничего не запасено, ничего не собрано. Он смущается, волнуется, пожирает от горя сам себя и говорит: «Отчего я не собирал, как другие? Что те­перь станется со мной, несчастным?» Устремляется он, чтобы пойти и собрать дров, но не может выйти наружу из дома своего, потому что идет снег, и снежные сугробы стали уже выше роста человеческого. Говорим: усиливается зло и на­чинает в человеке торжествовать над добродетелями его...

Несчастный человек надеется, что снег сойдет, но снег не тает, а преумножается. Ожидает, что погода разъяснится, а она не разъяснивается, время приближается к зиме, а не к весне... Тогда взыщут хотя одного весеннего дня, но не увидят.

Сего ради, пока имеем еще весну в естестве нашем, будем стараться работать в винограднике монашеской жизни, прежде нежели погибнет плод сей жизни. Постараемся собрать жатву взаимной любви! Постараемся сокровиществовать плод монашеской жизни!Постараемся собрать плод послушания в жизни своей! Постараемся собрать плод пощения, чистоты и целомудрия! Постараемся сокровиществовать плод богослу­жения! Постараемся собрать плод милосердия в свободу свою! Постараемся собрать плод смирения в терпение свое! Поста­раемся сокровиществовать плод молитвы во исправление свое! Постараемся сокровиществовать плод суровой жизни с долго­терпением своим! Постараемся сокровиществовать плод печали с воздыханием своим, дабы печалиться о содеянных злых и воздыхать о возделанных беззакониях. Ныне время печали, дабы печалиться о содеянных злых. Ныне время покаяния с печалью сокрушения о беззакониях! Ныне время воздыха­ниям, чтобы воздыхать из глубины сердца и души о возде­ланных делах нечистоты!..

 

Ныне осень монашеству и завладевает им царица погибели

Вы спросите: что это за осень? Осень - это время, в кото­ром мы находимся теперь. Ныне осень, в которой погибает благодать (т. е. плодоношение) монашеской жизни. Но держитесь (т. е. того, что еще сохранилось в вас), удер­живайте то, что еще держите, чтобы не сделаться и вам виновными в погублении монашеской жизни. Горе тому, кто будет повинен в погублении сем! Знайте хорошо, что не увидите вы при смерти вашей лица ангела, который бы при­нял душу вашу, если будете возделывать деяния тленные и передадите это другим. Таковые делаются повинными в рас­тлении монашества; они губят и растлевают монашескую жизнь. Ради этого душа их делается заклейменной; говорим: бесы заберут ее и возобладают ею на суде, т. е. во время состязания бесов с ангелами бесы возьмут верх и душа умершего осуетившегося монаха будет предоставлена бесам! И будет она первенцем Денницы в бездне адской!

Теперь осень! Увядает благодать, красота души, т. е. прежняя красота душ подвижнических в монашестве. Зима грядет!

Прослышала царица погибели, что запустела монашеская жизнь, призвала семиглавого зверя беззакония, взошла на сего зверя и повелела ему: «Завладей!» Он и завладел первою уздою непокорства, монашеством, т. е. покорностию мона­шествующих чину монашескому и старшим.

Держит царица погибели в правой руке своей чашу гордости, погибельную прелесть... Вбежал зверь семиглавый беззакония в чувство монашества, и скачет в нем, дабы напоять монашест­во чашею бесчувствия, чтобы люди становились бесчувственными к благодати покаяния, т. е. к хранению обетов, данных при пострижении.

 

Непокорство, развивающееся в монашестве, есть одоление зверя первою главою своею. Развивающаяся же многопопечительность есть отравление прелестною чашею царицы погибели. Причина сему: несовершенное отречение и от плотских благ и от плоти своей

Крещение есть сие, т. е. пострижение есть второе крещение в следующем смысле. Когда станет человек пред царскими вратами (во время пострижения), то украшает сам себя изъявлением воли своей исправить жизнь свою, давая обеты монашеской жизни: послушания, нестяжания, целомудрия, воздержания, несения скорбей, незлобия, молитвы. Когда же облекается в благодатные украшения мо­нашеской жизни: власяницу, рясу, аналав, схиму, пояс и пр., то вместе с тем украшается и в чувстве сердца своего, т. е. выражает этим свою решимость подвизаться в добро­детелях пред вратами Святилища (т. е. алтаря).

Если же потом примет ту чашу бесчувствия в сердце свое, т. е. если пристрастится к суете и стяжаниям, то становится бесчувственным к украшению жизни своей благодатями; т.е. охладевает в ревности об очищении сердца своего от страстей, в ревности стяжания благодати Божией. Монах украшается доспехами, дабы украшать благодатями жизнь свою, дабы не обращаться туда и сюда, а наблюдать лишь одно, не осквернять красоты жизни своей. Но ныне монахи упояются чашею бесчувствия, не ощущая того, что они украшены до­спехами, дабы украшать и жизнь свою; извиваются туда и сюда, т. е. в многостяжательных попечениях, как будто и монахами не состоят, стараются возделывать житие чадородцев, т. е. мирян, обремененных семьями и вечно озабоченных о пропитании своем.

Вы скажете: разве мы не ведем себя как добрые старцы (калогеры) во объятиях Отчих? Разве мы не под началом, не находимся в послушании, в покорности старцам? Ей, истину вы сказали, что вы послушники, но вы все-таки ошибаетесь: вам старцы покоряются, а не вы им покоряетесь; они вас слушаются, а вы их не слушаетесь; ваши приказания ис­полняют, вы же того, что приказывают вам, не исполняете.

Вы скажете: разве мы не покинули отца, мать, братьев, сестер, отечество, родных, друзей и прочее, и, приняв обеты монашеской жизни, вступили в монашество? Ей, покинули вы, как говорите, блага мирские и обнажились от них, но благ плотских вы не совлеклись, вы одели обеты монашества сверх ублажения плоти вашей. Извне кажется, что вы в мо­нашестве, ведете жизнь монашескую и есте калогеры, внутри же себя вы возделываете плотские деяния, но не деяние возделывания души своей.

Вы пребываете в многопопечительстве, а не в жизни беспопечительной о плоти своей. (Здесь святой указывает на многопопечительность, как на ту прелестную чашу, которую держит царица погибели в руке своей, отравляя сею чашею монашество). Потому-то и вселяется превратный дух в чело­веке, что, принимая монашество, он не слагает с себя прежде всего превратного своего расположения к плотскому наслаж­дению; облекается в монашество поверх своего превратного расположения, прежде, чем совлечь его с себя; остается не­тронутым это превратное похотение внутри духа человека, и поэтому не приемлет человек на себя даяния, т. е. подвига монашеской жизни. Говорим, не воспринимает благодати спа­сения, как благого руководителя своего.

Благое же руководительство (т. е. знамение того, что слу­жение Богу проходит под благодатным руководством запо­ведями Божиими и благодатию) есть сие: вера, любовь, цело­мудрие, подчинение, послушание, покорность, молитва, пощение, воздержание, молчание от празднословия, молчание от осуждения, молчание от многословия. Главизна же всему - хранение себя от погибельного попечения и беззаконного многосокровиществования. Сие главизна в деле спасения, но она отнюдь не приемлется человеком, у которого внутри (таится) превратное расположение; таковой всегда только и желает принимать погибель погибели.

Погибель погибели же есть сие: неверие, непокорство, не­послушание, гордость, блуд, малакия, мужеложство. Царица погибели желает, чтобы сие только возделывали, желает", чтобы только эти имена именовались (т. е. чтобы о доброде­телях и помину не было в душах человеческих вообще и монашествующих в частности).

 

Имя царицы погибели есть многопопечительность

Имя царицы погибели есть многопопечительность; зверь беззакония именуется: многостяжательное сокровиществование. Беззаконием называется: сребро, злато и суетное попечение человеческое.

Суета и попечение суть как бы самец и самка, рож­дающие чад мужского и женского пола. Чада именуются: мальчик - вражда ко всему доброму, девица - ненависть ко всему хорошему. Берет мальчик сестру свою в жены, вместе чадорождают и производят всезлейших детей; эти дети вскарм­ливаются хлопотливою суетою, возрастают многопопечительностию сокровиществования, делаются войском царицы погибели, наконец, поднимаются на монашескую жизнь, начинают обла­дать монашеством, - как и произошло.

Монашество стало забывать Царя царствующих, Который Словом сотворил нас, забыло, как Слово плоть бысть нас ради, как воплотился Христос от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечился, как волею снисшел в вертеп, в ясли, спеленован был, волею понес обрезание, как волхвы пали пред лицом Его, как Ирод был обманут волхвами, как Христос гоним был Иродом, и удалился в Египет по глаголу ангель­скому: «Возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет» (Мф. 2, 13), как, удалившись оттуда, пришел Он в город Назарет и прозвался Иисус Назорей, как сидел во святилище, учил людей. Как долготерпел нас ради, как заушен был, прияв заушение от раба на суде. Как нас ради пострадал, погребен был и воскрес в третий день по Писаниям. И про­славился Сын во Отце и Отец в Сыне.

Монашество стало забывать: «Славлю Отца и Сына силу и Святаго Духа пою власть, Нераздельное, Несозданное Божество, Троицу Единосущную, царствующую в век века».

 

Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского

Share this post


Link to post

Да всегда одно и то же было, возможно сейчас даже лучше чем в дореволюционной России. :) А почитать про случаи когда братия пыталась отравить своего игумена... Вот это по вашему "подвижнический дух" что ли?

Share this post


Link to post

соглашусь что все всегда одно и то же... а насчет отравить игумена - а в житии прп Дионисия Радонежского (вроде там) - так вообще братия сажали его в подвал и били игуменским посохом по голове... а прп Сергий Радонежский сколько натерпелся? гнилые корки и издевательские слова " я бы хотел сени пристроить да ты дорого возьмешь за работу"... да и в конце концов выгнали из монастыря... (нет в житии что кто-то из братий вступисля когда его брат во время службы спросил чтеца "кто это здесь игумен".... это подвижнический дух что ли - от братии?

Share this post


Link to post

Святые Отцы если когда в своих творениях и оплакивали упадок Христианской жизни,который был и в среде монашества,то делали это только для одной и единственной цели,чтобы читающий их труды,и желающий быть монахом,или просто хорошим христианином,старался быть таковым самим делом.А не чтоб забыв о себе самом

(о том что весь в страстях и нуждаешься сам в милости Божией),начинать пустословить о "важном".

Share this post


Link to post

Если брат или сестра,болезнуешь и скорбишь об упадке монашества и священства,поправь дело:сам стань хорошим монахом,брось всё и в бой!или стань священником и покажи самим делом какими должны быть батюшки!А пустословов переливающих из пустого в порожнее,всегда было много и в 18-ом веке и раньше,и позже и сегодня достаточно,и упадка у них в их "делании" никогда не было.

Share this post


Link to post

За последнее время монахи стали уклоняться в погибель погибели и возделывать путь беззакония. Около 25 лет тому назад монашество сделало поворот, погибель вторг­лась в среду монашества, монашество обнищало благодатию, т. е. мало стало в нем подвизающихся.

 

Братия во Христе - взываю вас к вразумлению и прошу подобные темы создавать и дерзать произволительно сообщать что-либо о монашестве, сообразовавшись своему достоинству - Достоин ли человек говорить о монашестве и о его упадке, пребывая вне ЕГО? Нам, недостойным, надо Славить Бога за то, что имеем возможность общаться с монашествующими, молящимися за наши грехи, и даже имеем возможность жить в монастыре, неся послушания, и быть к Богоизбранным воинам Христовым очень близко, видеть их смирение и кротость, обучаться их терпению и любви! И всё моё недостойное мышление ревностно подсказывает о том, что размышлять и говорить о упадке монашества не дерзнёт говорить по своему смирению ни один благочестивый монашествующий! Како же нам тем паче падшим и грешным возможно вообще уступать своей гордыни и даже помышлять об этом, потом же спеша за духовным вразумлением и за молитвенной помощью к ним? Оставим же высокоумие и будем непрестанно благодарить Господа за то, что по милости Своей дарует нам такую спасительную возможность! Простите...

Share this post


Link to post
Guest
This topic is now closed to further replies.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...