Jump to content
Polinna

Есть ли на форуме люди, которые молятся полностью по молитвослову и так несколько лет?

Recommended Posts

... Правда моление правил наизусть не приветствуется, видели - все священники только по молитвенникам читают, но это уже другая тема.
Андрей, а можно узнать подробнее - почему??

Share this post


Link to post

Андрей, а можно узнать подробнее - почему??

Я по этому поводу разговаривал с двумя священниками. Благочинный левобережья Брянской епархии (Брянская область разделена рекой Десной на две части) отец Владимир, а так же мой наставник отец Александр мне объясняли, что возносить молитвы, читая их, а не произнося наизусть для священников это общее правило оно должно применяться по мере возможности и всеми православными. То есть, если есть выбор произнести наизусть или прочитать, то лучше прочитать, ну а если нет молитвослова, то конечно не грешно и наизусть вознести молитвы. Это нужно, что бы лукавый не сбил с толка и не увёл в сторону, что бы не пропали, не затерялись или не исказились какие либо слова и не был потерян смысл молитвы.

Как писал Льюис - люди разделяются на две группы - одни говорят: «…да будет воля Твоя», а другим уже Бог говорит: «…да будет твоя воля».

 

Я не знаю кто автор этих строк, это и из "Нескучного сада" - Можно ли молиться своими словами? "...Еще есть некое старое правило, говорящее о том, что желательно читать молитвы не на память, а по молитвослову. В чем здесь дело? Святые отцы замечали: при таком чтении бывает, что нас вдруг задевает какое-то слово, и в этом случае останавливаешься. Объясняют они это тем, что ангел-хранитель молится вместе с нами и хочет о чем-то нам напомнить, на что-то обращает наше внимание. И в этом отношении чтение молитв по молитвеннику для нас лучше, чем чтение наизусть. Как ни странно, опыт показывает: наизусть отбарабанишь молитву – и все, а когда читаешь, то чувствуешь вот эту связь с ангелом-хранителем..."

 

И ещё очень интересные случаи по теме из жизни:

Есть яркий пример собственной молитвы, которая была найдена в гимнастерке убитого солдата. Красноармеец Александр Зайцев обращался к Богу перед тяжелым боем и говорил, что может погибнуть в этом бою. И хотя никогда не знал Его, но:

«Не странно ль, что среди ужаснейшего ада

Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?

А кроме этого мне нечего сказать.

Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,

Битва будет злая;

Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.

И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,

Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?»

 

А Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

 

Монахиня Магдалина, о которой рассказывает книга «У Бога все живы», изданная Даниловым монастырем, в миру ее звали Татьяна, она была псаломщицей. При Сталине ее приговорили к десяти годам лагерей. Еще на этапе она, как благочестивый человек, заслужила всеобщее уважение, люди приходили к ней за разрешением духовных вопросов. И когда после привала они шли дальше, она поднимала руки вверх и говорила: «Господи, благослови всех нас!» Татьяна никак не могла примириться со своим сроком и в молитвах просила Бога сократить ей срок заключения. Она молилась так: «Господи, раздели мой срок на четыре части: два с половиной года – Божией Матери, два с половиной – святому Николаю Чудотворцу, два с половиной – пророку Илье, а мне – что останется». Все эти святые были почитаемы ею: она служила в храме Пророка Ильи, почитала святого Николая. Она имела в виду, что эти святые помогут ей перенести ее заключение. И так случилось, что она отсидела только два с половиной года. Ее молитва была услышана.

Share this post


Link to post

благодарю за ответ подробный.... надо же, оказывается - вот как!! Дело в том, что я почти знаю наизусть правило...и всё время думала, радуясь тихо :вот, ещё с годик, и молитвослов на полочку положу :mellow: .....озадачили.

Мне почему-то казалось (по собственным ощущениям), что без молитвослова я глубже в слова молитвы вникаю, не "привязываюсь" как бы к тексту.... и молитва льётся искреннее...

Век живи - век учись, как говорит пословица!

Share this post


Link to post

благодарю за ответ подробный.... надо же, оказывается - вот как!! Дело в том, что я почти знаю наизусть правило...и всё время думала, радуясь тихо :вот, ещё с годик, и молитвослов на полочку положу :mellow: .....озадачили.

Мне почему-то казалось (по собственным ощущениям), что без молитвослова я глубже в слова молитвы вникаю, не "привязываюсь" как бы к тексту.... и молитва льётся искреннее...

Век живи - век учись, как говорит пословица!

У Вас совершенно стандартное ощущение. Я уже писал выше, что любой человек, если он молится по молитвослову постоянно,через два - три года будет знать все молитвы и утреннего и вечернего правила наизусть. И когда возносишь их наизусть, то кажется, что молитва более как бы насыщена, проникновенна, чем читаемая по молитвослову. Но, что парадоксально - если несколько месяцев всегда молитЬся наизусть, а потом попробовать по молитвослову, то с удивлением обнаруживаешь, что некоторые слова молитвы, которая в памяти, искажены, а некоторые или совсем исчезли или переставлены в другое место. И потом исправить это в памяти очень трудно. Я сам это замечал по себе.

Но всё же думаю, что это не главное и неукоснительное правило, ведь мы говорим про келейную молитву, где наши слова вторичны - они дублируют наши мысли. Вот когда священник молится - тогда наоборот - наши мысли дублируют его слова, и ему ошибаться или запинаться ни на одну буковку не хорошо.

Share this post


Link to post

Еще из Оптинского молитвослова:

 

Почему Господь не всегда исполняет наши молитвы.

 

Молитва никогда не пропадает даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. Поэтому речь:"вот и Богу молитесь, а что получили?" - бестолкова. Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо; иби если бы исполнил, худо было бы просителю. Блюдите, како опасно ходите среди века сего лукавого!

 

О молитве. Как должно ее совершать.

 

...Молитву или устремление сердца к Богу нужно возбудить и возбужденную укрепить, или, что то же, нужно воспитать в себе молитвенный дух.

Первый способ к этому есть читательное или слушательное наше молитвословие. Читай или слушай как следует молитвословие и непременно возбудишь и укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу, т.е. войдешь в молитвенный дух. В молитвах святых отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит молитвенной силы по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы. Чтобы наше молитвословие сделалось действительно средством к воспитанию молитвы, необходимо совершать его так, чтобы и мысль и сердце воспринимали содержание молитв, составляющих молитвословие.

Вот для этого три самых простых приема: не приступай к молитвословию без должного приготовления; не совершай его кое-как, а со внимание и чувством; не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям.

Приступая к молитвословию, когда бы то ни было, постой немного, или посиди, или походи и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли Кто Тот, к Кому обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий начать теперь это молитвенное к Нему обращение, и возбуди в душе своей соответственное тому настроение самоуничиженного и проникнутого благоговейным страхом предстояния Богу в сердце. В этом все малое, но не малозначительное приготовление: благоговейно стать перед Богом в сердце. Здесь - начало молитвы, а доброе начало - половина дела.

Установившись так внутренно, стань перед иконами, перекрестись, поклонись и начинай обычное молитвословие. Читай неспешно, вникай во всякое слово, мысль всякого слова доводи до сердца, сопровождая это поклонами и крестом. В этом все дело приятного Богу и плодоносного чтения молитвы. Вникай во всякое слово и мысль всякого слова доводи до сердца, т.е. понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. Читаешь: "очисти мя от всякия скверны", - восчувствуй скверну свою, возжелай чистоты и с полною надеждою проси ее у Господа. Читаешь: "да будет воля Твоя", - и в сердце своем совершенно предай участь твою Господу, с полною готовностью благодушно встретить все, что Господь пошлет тебе. Читаешь; "и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим", - и в душе своей прости все, и, таким образом проси себе прощения у Господа. Если так будешь действовать при всяком стихе молитвы твоей, то у тебя будет надлежащее молитвословие...

Share this post


Link to post

Хочу задать вопрос для сведущих. Я выше писал, что моя тётушка как то давно научила меня одной молитве, которую надо читать на ночь. В молитвослове же её нет, хотелось бы узнать кто если не автор то хотя бы источник. А молитва такова - "Ангел Святой айда спати со мно. Награди меня раба Божиего (.......) радостным сном и Христовым днём (......)"

Share this post


Link to post

По содержанию совершенно понятно, что это народный фольклор. Просто кто то сочинил "попури", может даже и Ваша бабушка или её подруга.

 

Пресвятая Богородица,

Ты покрой меня - уродеца,

стяжателя грехов земных

покровом благостей святых.

Вот - сочинил сейчас за одну минуту... Таких молитв - напевок в народе много.

Share this post


Link to post

Прости меня , что напишу новерное глупость :blush000:

.

Вот что пришло на ум , если бы в нашей стране все ПРАВОСЛАВНЫЕ исполняли бы молитвенное правило каждый день , представляете какая вышла бы ОБЩЕЕ МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО.Ведь в молитвенном правиле молитвы- и о стране, и о семье, и о ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ ,и о ненавидящих и обидящих нас , и здравии, и о живых и умерших и многое еще о чем .Представляете себе какая ОБЩАЯ МОЛИТВА .И сколько часов она идет от КАМЧАТКИ до западных границ .

Может мы таким образом и создаем покров для нашей страны ,значит и для всех нас в ней живущих . :69: :69: :69:

Share this post


Link to post

Это идеальный вариант к которому и надо стремиться :)

Share this post


Link to post

Вот и я дошла до этой темы....

Спасибо Вам за все!!!

Ну и мои "пять копеек"... Хочу поделиться ссылочкой....

Храни Вас Господь!

Очень мне понравились оба фильма... Это третья притча из ПРИТЧИ 2

Share this post


Link to post

Сегодня впервые прочел наизусть в утреннем молитвенном правиле часть молитв: с самого начало до Отче наш. Далее, буду продвигаться в этом же направлении, доколе не выучу все молитвенное правило. И сегодня я открыл для себя, что когда это случится, я стану самым счастливым человеком.)))

Share this post


Link to post

А зачем Вам это "наизусть" надо? Прелесть - страшное дело...

Share this post


Link to post

Оля, иногда бывает надо))). Особенно если зрение никуда. Напр., 2-го в гостиннице свет то погаснет, то потухнет, а надо читать. Так что фанатично, может и ни к чему, а если запомнилось - почему бы и нет. Себе же не скажешь - а ну, давай не запоминай ничего! Но текст под рукой - обязательно)))

Share this post


Link to post

 

Отправлено Сегодня, 17:20

А зачем Вам это "наизусть" надо? Прелесть - страшное дело...

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Потому что Оля, когда я читаю молитвы по памяти (держа при этом молитвослов в руках) то молитвы как бы исходят из нутри меня. А насчет прелести: семинаристам перед вступлением в семинарию предписывается знать утрении и вечернии молитвы на изусть. Так-же ведаю, что и святые отцы советовали мирянам упражняться в этом поприще.

Share this post


Link to post

Сегодня впервые прочел наизусть в утреннем молитвенном правиле часть молитв: с самого начало до Отче наш. Далее, буду продвигаться в этом же направлении, доколе не выучу все молитвенное правило. И сегодня я открыл для себя, что когда это случится, я стану самым счастливым человеком.)))

Не нужно специально учить молитвы наизусть. Господь сподобит так всё Евангелие наизусть знать будете - таких людей не мало. Относитесь к ним не как просто к стандартным словам. Наизусть учат символ веры или воинскую присягу, а молитва это совсем другое дело - это Ваше обращение к Богу. Её нужно возносить с глубоким пониманием, с душевным проникновением в каждое слово, со страхом и трепетом перед могуществом Творца. А что же получается, когда мы заучиваем наизусть слова молитвы? Мы как заучиваемые стихи начинаем долдонить их, не предавая ни какого значения и смысла этим словам, а концентрируясь только на запоминании. Это принижает в нас значимость молитвы. Помните как в школе учительница постоянно делала всем замечание: - "Читай с выражением..." Почему? Да потому, что в ходе заучивания весь смысл постепенно потерялся и значимость слов притупилась. Знаете почему священники крайне не рекомендуют мирянам причащаться чаще одного - двух раз в месяц? Что бы не потерялся страх Божий и благоговение перед принятием Святых Даров, а то происходит привыкание к причастию как к кружки утреннего кофе, так, что причастился, а через пару часов в суете мирской уже и забыл, что причащался. Вот так же и с молитвой, к ней нужно относится крайне осторожно и благоговейно. Не просто Господом из десяти Заповедей Закона эта поставлена на третье место по своей значимости - «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7). Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9). По этому молитвы не читают, а возносят.

 

Просто молитесь как должно каждый день и запоминание придёт само как Господь положит, а стремится поскорее заучивать не нужно.

Share this post


Link to post

Отправлено Сегодня, 17:20

А зачем Вам это "наизусть" надо? Прелесть - страшное дело...

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

Потому что Оля, когда я читаю молитвы по памяти (держа при этом молитвослов в руках) то молитвы как бы исходят из нутри меня. А насчет прелести: семинаристам перед вступлением в семинарию предписывается знать утрении и вечернии молитвы на изусть. Так-же ведаю, что и святые отцы советовали мирянам упражняться в этом поприще.

Владимир, Вы видимо не прочли предыдущую страницу этой темы, или прочли её не внимательно, выборочно. Вы не замечали, что все священники возносят молитвы (ну на пример на панихиде) только считывая их текст, а не наизусть, хотя конечно же наизусть их в совершенстве знают - не одну тысячу раз возносили?

 

P.S. У юношей, поступающих в семинарию, воспрашают знание молитвенных правил наизусть, что бы убедится в их умственных способностях, полагающихся к имению при служении,а так же одновременно убедится в истинности стремления к Богу и принадлежности церкви. Именно с тех позиций, что отрок, знающий утреннее и вечернее правило наизусть, пришёл в семинарию не по юношеской суетности и мечтательным исканиям, а по пути определённому ему Богом - по призванию Божьему...

 

Вы же не собираетесь в семинарию поступать..., я думаю.)))

Share this post


Link to post

А вот скажите кто из Вас читает Отче наш при духовном посыле по молитвослову? Все мы знаем эту молитву наизусть и она исходит из нашего сердца. Поэтому я бы несвязывал: знания всех молитв наизусть с безчуственным их произношением. Я обнаружил в себе, что если я читаю молитвы по молитвослову то порой я даже не понимаю о чем там речь идет. И о каком сердечном возношение может идти речь в таком случае?

Share this post


Link to post

Оля, иногда бывает надо))). Особенно если зрение никуда. Напр., 2-го в гостиннице свет то погаснет, то потухнет, а надо читать. Так что фанатично, может и ни к чему, а если запомнилось - почему бы и нет. Себе же не скажешь - а ну, давай не запоминай ничего! Но текст под рукой - обязательно)))

 

Оль, когда действительно по благословению надо учить, учишь требуемое тихонечко, никому не рассказывая об этом, потому что КОГДА НАДО всё выучивается с таким скрипом, напряжением и раздражением, что потом восторженно этим делиться просто нет желания и сил :) А ради потухших лампочек (кстати, мне видимо всегда везло, ни разу не тухли), ну можно выучить 3 строчки правила Серафима Саровского, а если вычитываешь всё правило + ежедневно 3 канона + Псалтирь? ;)

Мне почему-то сейчас вспомнился рассказ Нилуса про семинариста, который "перетрудился" и впал в прелесть... Если кому интересно будет, поищу ссылку.

Share this post


Link to post

А вот скажите кто из Вас читает Отче наш при духовном посыле по молитвослову? Все мы знаем эту молитву наизусть и она исходит из нашего сердца. Поэтому я бы несвязывал: знания всех молитв наизусть с безчуственным их произношением. Я обнаружил в себе, что если я читаю молитвы по молитвослову то порой я даже не понимаю о чем там речь идет. И о каком сердечном возношение может идти речь в таком случае?

 

Володь, посмотрите как-нибудь концерт самого-самого известного музыканта: перед ним всегда стоят ноты, не потому, что он не знает текста, а потому, чтобы не раздваивалось внимание, чтобы не было неуверенности в безотказности работы памяти, доходящая порой до мучительных переживаний как в предконцертный период, так и, в особенности, во время концерта...

Так и с правилом без текста: сознание блуждает в "высоких материях", а бывает вылетает от радости за успехи себя любимого так высоко, что не каждый батюшка за ноги обратно на землю оттащит :)

Share this post


Link to post
Guest Гость

Чтец с 10 и летним опытом однажды "Отче наш" забыл .. Так что слабоваты мы и порой "расклеиваемся" весьма сильно,поэтому лучше читать по молитвослову-это куда надёжнее

Share this post


Link to post

"Тот и другой образ молитвы, - по молитвенникам со вниманием и соответственными благоговейными мыслями и чувствами, или без них, своим словом, - приятны Богу. Ему неприятно только, когда кто читает молитвы дома, или в церкви стоит на службе без внимания: язык читает или ухо слушает, а мысли бродят не знать где. Тут совсем нет и молитвы." (Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей)

Share this post


Link to post

Володь, посмотрите как-нибудь концерт самого-самого известного музыканта: перед ним всегда стоят ноты, не потому, что он не знает текста, а потому, чтобы не раздваивалось внимание, чтобы не было неуверенности в безотказности работы памяти, доходящая порой до мучительных переживаний как в предконцертный период, так и, в особенности, во время концерта...

Так и с правилом без текста: сознание блуждает в "высоких материях", а бывает вылетает от радости за успехи себя любимого так высоко, что не каждый батюшка за ноги обратно на землю оттащит :)

 

Вот видите как мы близко подходим к истине! Давайте приблизимся к ней еще ближе и представим: сможет ли музыкант сыграть на бис мелодию, которую он не знает наизусть? По себе я заметил, что когда я читаю молитвы (которых я не знаю наизусть) по молитвослову, то я их именно читаю а не возношу, как это заметил Андрей. И все мысли мои о том, что там написано и я испытываю некоторое смущение от того, что я так небрежен во время моего предстояния пред Богом. Именно отсюда и зародилось во мне желание выучить все молитвы наизусть, чтобы молитвы мои исходили из сердца.

 

И я несогласен с Андреем в одном: что зная молитвы наизусть мы перестаем молится от сердца. В самом начале молитвослова говорится, чтобы человек собрался с мыслями представив себя предстоящим пред Богом и только потом, когда наши мысли оставят все земное начать произносить молитвы. Я считаю, что так же можно с легкостью читая молитвы по молитвослову блуждать в ;высоких материях; замечал на себе такие грехи. Посему, дело в том, в каком духовном состоянии мы предстаим в это время пред Богом

Share this post


Link to post

А вот скажите кто из Вас читает Отче наш при духовном посыле по молитвослову? Все мы знаем эту молитву наизусть и она исходит из нашего сердца. Поэтому я бы несвязывал: знания всех молитв наизусть с безчуственным их произношением. Я обнаружил в себе, что если я читаю молитвы по молитвослову то порой я даже не понимаю о чем там речь идет. И о каком сердечном возношение может идти речь в таком случае?

Ну что же Вы ни как не поймёте? Ни кто не связывает знание молитв наизусть с без чувственным их произношением. Зазубривать их специально не нужно, они сами собою запомнятся, и молится нужно, по возможности, по молитвослову а не по памяти. Вот именно те же самые аргументы, что Вы приводите здесь, я приводил при беседе на эту тему со священниками - де, по памяти молитвы кажется изливаются более искренне и вдохновенно, чем по написанному тексту, на что мене и ответ был, что мало ли как мне кажется как лучше, нужно молится как подобает по неписанным правилам, отточенным веками. Если нет возможности молится по молитвослову, но нужно или хочется - благословляется и очень даже приветствуется молится по памяти, но если есть возможность молится по молитвослову, то нужно молится по нему, иначе со временем Ваша молитва примет совершенно не правильный образ и постепенно, незаметно превратится в автоматическую отчитку правила. Понимаете, нужно поступать как Богу угодно, а не как нам видится правильным и лучшим. Вселить нужно в себя понимание, что мы слепы и глухи для выведения собственного "правильного" мнения. Посмотрите православный телеканал Спас - там ежедневно показывается возношение утреннего и вечернего молитвенного правила, при этом священник считывает текст его с молитвослова, в том числе и молитву Господню.

 

Если берёт сомнение в любом деле, а тем паче в сугубо Богоугодном, то это значит ни, что иное как Бес зауздал и водит - путает. Тогда нужно обязательно у Бога спрашивать как правильно, то есть обратится к посреднику Божьему - священнику, и как он скажет, так и поступать не мудрствуя - Вам не священник, а Сам Господь его устами отвечает. Но учтите, что бес будет явно против и естественно попытается сбить Вас с толку - мнительность Вашу развить - "...а этот священник не правильно меня понял, а он сам какой то не разбирающийся, а он "не правильный" священник...". Не верьте бесу - все эти Ваши мудрствования от него, а на самом деле - Вы спросили у Бога и Бог Вам устами священника ответил. Так, что может лучше Вам, Владимир, посоветоваться в этих вопросах и испросить для себя благословения с понуждением заучить молитвенные правила и возносить их по памяти? Может быть Вас Господь и благословит на это.

Share this post


Link to post

Володь, ваша воля... Только прежде чем усердствовать, почитайте это, специально для Вас нашла:

 

Перед всероссийским разгромом 1905 года, в августе 1904 года в той же Оптиной произошло событие, важность которого была по достоинству оценена внимательными.

Дело было так.

В начале каникул лета того года в Оптину пустынь к настоятелю и старцам явился некий студент одной из Духовных академий, кандидат прав университета. Привез он с собою от своего ректора письмо, в котором, рекомендуя подателя, о. ректор (преосвященный) просит начальство пустыни дать ему возможность и указания к деятельному прохождению монашеского послушания во все его каникулярное время.

Аспирант монашеского подвига был принят по-оптински — радушно и ласково. Отвели ему номерок в гостинице, где странноприимная, а послушание дали то, через которое, как чрез начальный искус, Оптинские старцы проводят всякого, кто бы ни пришел поступать к ним в обитель, какого бы звания или образования он ни был: на кухне чистить картошку и мыть посуду. Так как у нового добровольца- послушника оказался голос и некоторое умение петь, то ему было дано и еще послушание — петь на правом клиросе. Оптинские церковные службы очень продолжительны, и круг ежедневного монастырского богослужения обнимает собою и утро, и полдень, и вечер, и большую часть ночи: чистить картошку и посещать клиросное послушание это такой труд, добросовестное исполнение которого под силу только молодому, крепкому организму и хорошо дисциплинированной воле, одушевленной к тому же ревностью служения и любви к Богу. Но этого труда ученому послушнику показалось недостаточно, и он самовольно (по-монастырски — самочинно) наложил на себя сугубый молитвенный подвиг: стал молиться по ночам в такое время, которое даже и совершенным положено для отдохновения утружденной плоти. Это было замечено гостинником той гостиницы, где была отведена келья академисту; пришел он к настоятелю и говорит:

— Академист-то что-то больно в подвиг ударился: по ночам не спит, все молится; а теперь так стал молиться, что послушать — страшно становится: охает, вздыхает, об пол лбом колотится, в грудь себя бьет.

Призвали старцы академиста, говорят:

— Так нельзя самочинничать: этак и повредиться можно, в прелесть впасть вражескую. Ис­полняй, что тебе благословлено, а на большее не простирайся.

Но усердного не по разуму подвижника, да еще ученого, остановить уже было нельзя: что, мол, понимает монашеская серость? Я все лучше их знаю!

И, действительно, узнал, — дошел до таких степеней, до каких еще никто не доходил из коренных подвижников Оптинских!..

Вскоре после старческого увещания певчими правого клироса была замечена явная ненормальность поведения академиста: он что-то совершил во время церковного пения, такое, что его с клироса отправили в монастырскую больницу; а в больнице у него сразу обнаружилось буйное умопомешательство. Пришлось его связать и посадить в особое помещение, чтобы не мог повредить ни себе, ни людям. За железной решеткой в небольшом окне, за крепкой дверью и запором и заключили до времени помешанного, а тем временем дали о нем знать в его академию.

Событие это произошло 1 августа 1904 года, а 2 августа оно разрешилось такой катастрофой, о какой не только Оптина пустынь, но и Церковь русская не слыхивала, кажется, от дней своего основания.

Во Введенском храме (летний оптинский собор) шла утреня. Служил иеромонах о. Палладий, человек лет средних, высокой духовной настроенности и богатырской физической силы. На клиросах пели "Честнейшую Херувим"; о. Палладий ходил с каждением по церкви и находился в самом отдаленном от алтаря месте храма. Алтарь был пуст, даже очередной пономарь, и тот куда-то вышел. В церкви народу было много, так как большая часть братии говела, да было немало говельщиков и из мирских богомольцев... Вдруг в раскрытые западные врата храма степенно и важно вошел некто совершенно голый. У самой входной двери этой, с левой стороны, стоит ктиторский ящик, и за ним находилось двое или трое полных силы молодых монахов; в трапезной — монахи и мирские; то же и в самом храме. На всех нашел такой столбняк, что никто, как прикованный, не мог сдвинуться с места... Так же важно, той же величественною походкой голый человек прошел мимо всех богомольцев, подошел к иконе Казанской Божией Матери, что за правым клиросом, истово перекрестился, сделал перед нею поклон, направо и налево, по-монашески, отвесил поклоны молящимся и вступил на правый клирос.

И во все это время, занявшее не менее двух-трех минут, показавшихся очевидцам, вероятно, вечностью, никто в храме не пошевельнулся, точно силой какой удержанные на месте.

Не то было на клиросе, когда на него вступил голый: как осенние сухие листья под порывом вихря, клирошане — все взрослые монахи

— рассыпались в разные стороны, один даже под скамейку забился, — гонимые паническим страхом. И тут во мгновение ока голый человек подскочил к царским вратам, сильным ударом распахнул обе их половинки, одним прыжком вскочил на престол, схватил с него крест и Евангелие, сбросил их на пол далеко в сторону и встал во весь рост на престоле, лицом к молящимся, подняв кверху обе руки, как некто, кто «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога...» .

Мудрые из Оптинских подвижников так это и поняли.

Этот голый человек был тот самый академист, что, вопреки воле старцев и без их благословения, затеял самовольно подвижничать и впал в состояние омрачения души, которое духовно именуется прелестию...

Тут сразу как точно кандалы спали с монахов — все разом бросились на новоявленного бога, и не прошло секунды, как уже он лежал у подножия престола, связанный по рукам и ногам, с окровавленными руками от порезов стеклом, когда он выламывал железную решетку и стеклянную раму своего заключения, и с такой сатанинской, иронически злой усмешкой на устах, что нельзя было на него смотреть без тайного ужаса.

Одного монаха он чуть было не убил, хватив его по виску тяжелым крестом со мощами; но Господь отвел удар, и он только поверхностно скользнул, как контузия, по покрову височной кости. Он ударил того же монаха вторично кулаком по ребрам, и след этого удара, в виде углубления в боку, у монаха этого остался виден и доселе.

Когда прельщенного академиста вновь водворили в его келью, где, казалось, он был так крепко заперт, он сразу пришел в себя, заговорил, как здоровый...

— Что было с вами? — спросили его. — Помните ли, что вы наделали?

— Помню, — ответил он, — все хорошо по­мню. Мне это надо было сделать: я слышал голос, который повелевал мне это совершить, и горе было бы мне, если бы я неповиновался этому повелению... Когда, разломав раму и решетку в своем заключении и скинув с себя белье, я, нагой, как новый Адам, уже не стыдящийся наготы своей, шел исполнить послушание "невидимому", я вновь услыхал тот же голос, мне говорящий: "Иди скорее, торопись, а то будет поздно!" Я исполнил только долг свой перед пославшим меня.

Так объяснил свое деяние новейший Адам, сотворивший волю пославшего его отца лжи и духовной гордости.

Отправили прельщенного в Калугу, в Хлюстинку — больницу для душевнобольных, а оттуда его вскоре взял на свое попечение кто-то из его ближайших родственников. Дальнейшая судьба его в точности не известна. Слышно было, что он окончательно выздоровел, духов­ную академию оставил и служит где-то по судебному ведомству.

С.А.Нилус На берегу Божьей реки (часть 1)

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...