*Владислав* 2 285 Опубликовано: 12 октября, 2023 (изменено) Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое. Изменено 12 октября, 2023 пользователем *Владислав* Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 285 Опубликовано: 12 октября, 2023 Вия Фрицевна АРТМАНЕ 21 августа 1929- 11 октября 2008 (79 лет) «Из этой ямы меня вытащили главным образом люди православные. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Русские очень близки мне... Когда я приняла православие, то, как мой сын говорит, стала как ребенок, сбросив с себя все свои тяжести. В этот момент слезы потекли из моих глаз, мне стало намного легче. И я простила всех за то, что со мной сделали...» ВИЯ АРТМАНЕ одна из самых известных прибалтийских актрис, звезда с королевской статью, кровей была совсем не королевских: мать, полька, батрачила, отец из остзейских немцев трагически погиб, Алида (Вия ее псевдоним) с 10 лет пасла скот. На всю жизнь у нее останется привычка стирать руками и ежедневно убирать до кристальной чистоты дом. Она поступит в театральную студию и вскоре выйдет замуж за известного актера Артура Димитерса. Позже признается, что творческая судьба у нее удалась, но женского счастья она так и не испытала. Был муж, отец детей, жесткий, ревнивый, но любимого, нежного мужчины рядом не было.«меня никто не щадил, кроме мамы». Но на съемках фильма «Родная кровь» случилось то, что часто бывает между партнерами на сцене или в кино. Холодная, неприступная красавица не смогла устоять пред страстным Евгением Матвеевым. История любви продолжилась и после съемок. Ему 41, женат, две дочери. Она замужем, растет сын. Разрушить две семьи она не решилась и во имя долга нашла в себе силы подавить чувства. Только спустя 25 лет, она признается дочери Кристиане, что ее отец - Матвеев. С мужем они договорились: он принимает дочь, но об этом никто никогда не узнает. В последний раз они увидятся на праздновании ее юбилея, в Москве. Огромный зал, цветы, поздравления и вдруг…через толпу, к сцене с трудом идет Матвеев. Умирающий от рака, он пришел проститься с любимой женщиной. Обласканная публикой и властью, она будет много сниматься, играть в театре. А потом, наступят 90-е, распадется Союз, вот тогда ей припомнят все: и народную артистку СССР, и депутатство, и членство в Сов.комитете защиты мира, и то, что снималась в русских фильмах, новая власть вдоволь поизмывалась над пожилой, больной женщиной. После принятия закона о реституции квартиру, где она прожила 40 лет, передали потомку бывшего владельца, а ее выставили на улицу. Разразился скандал. И тогда, как будто в насмешку, ей выдали маленькую квартиру после пожара. Денег она не скопила, бриллиантов не имела, взяли большой кредит в банке и не смогли выплатить проценты. С тяжелейшими заболеваниями, причинявшими ей нестерпимую боль, она вынуждена была переехать на маленькую летнюю дачу своей дочери. Началась мучительная борьба за выживание. Когда-то она начинала жить со своей матерью в нищете, не гнушаясь самой черной работой, и уходила из жизни в полной нищете, перешивала старые платья, вязала, топила печку, до конца своих дней стирала руками и никогда не жаловалась на судьбу. Незадолго до смерти приняла Православие с именем Елисаветы, в честь преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Она любила часами слушать православные молитвы и церковное песнопение. «Я прошу у Бога силу... - говорила она. - Силу, которая мне дает способность не гневаться на своих недоброжелателей и врагов, и на государство, и на его строй. Силу, которая мне дает смирение перенести трудности. Силу, которая мне помогает сохранить в сердце любовь и по отношению к своим врагам. Силу, которая не позволяет в мое сердце вкрасться гневу и злости. Только Богом данные сила и мир дают мне радость в этом мире жить и любить. До своей смерти хочу сохранить эту благодать Божию и мирную любовь». В завещании, адресованному Митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру, написала: «В благодарность за любовь, которую я получила от русских людей, желаю, чтобы в последний путь меня проводил игумен отец Евгений (Румянцев) из Христа-Рождественского Кафедрального собора Ваша Вия Артмане (Елисавета)» От от властей свободной Латвии ни соболезнования семье, ни места на рижском кладбище Райниса. Отпевал ее в рижском Христо-Рождественском соборе глава православной церкви Латвии епископ Александр. Похоронили русскую актрису латышского происхождения Вию Артмане в Риге на русском Покровском кладбище. (Лариса Бравицкая) 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 869 Опубликовано: 12 октября, 2023 Это любимая моя актриса. Была на ее могиле. Очень красиво, тихо, ухожено все. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 285 Опубликовано: 24 октября, 2023 «НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ известную библейскую истину: «В начале было Слово!». Нужно спасать кириллицу, потому что её вытесняет латинский шрифт. В последнее десятилетие ХХ века шло разрушение русской культуры, языка, музыки, по задуманной кем-то схеме. Как если бы кто решил, что мы должны быть порабощённым народом, а порабощение начинается с отвержения родного языка. Сохраним язык - сохраним всё!» - из интервью писателя ВАСИЛИЯ БЕЛОВА (2005 г.) Один из родоначальников деревенской прозы родился в деревне Тимониха Вологодской области, в крестьянской семье. В первом сборнике стихов «Деревенька моя лесная», в повестях «Привычное дело», «Плотницкие рассказы» он описывал мир русской деревни опираясь на устную народную речь, русский фольклор. Сам, за свой счет и своими руками восстановил церковь недалеко от родной деревни. Спустя время, после разрушения страны, казнился, что «своими писаниями», радикальными призывами невольно приложил руку к разрушению государства, после чего «беда пришла большая, как не стыдится?», и продолжал: «Притерпелись же и к сов.власти, и к сталинскому режиму, русский человек все сдюжит, он должен нести свой крест в жизни, какой бы она ни была. В любых условиях.» «…Я желаю русскому народу победить. Я не думаю, что возможно какое-то восстание. Если бы было возможно, то уже и случилось бы. Все данные к тому, чтобы восставать народу, есть. Но поскольку мы – христиане, мы соблюдаем христианскую этику. Если придёт война на Россию, я и в свои семьдесят лет пойду на войну. И как мой отец, погибну, может быть. Я молюсь за Россию каждый вечер и за свой русский народ, за родных и близких. Молюсь за спасение русских людей, за погибших в Чечне и по всей нашей стране. … христианство не только способно спасти Россию, но и обязано спасти – христианство в душах наших. Значит, мы сами обязаны… История России продолжается и сегодня. И литература наша русская продолжается. И нам надо делать сообща наше русское дело» Василий Иванович БЕЛОВ 23 октября 1932-4 декабря 2012 (80 лет) 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 869 Опубликовано: 23 ноября, 2023 Три выдающиеся епархиалки – О.Н. Благовещенская, А.П. Никольская, А.С. Троицкая Мария Тоболова Три епархиалки в моей жизни В дни ранней юности мне посчастливилось близко познакомиться с тремя подругами – выпускницами Калужского епархиального училища: Ольгой Николаевной Благовещенской, Александрой Сергеевной Троицкой и Антониной Петровной Никольской (какие прекрасные, звучные фамилии!). После окончания училища в 1915 году Ольга (в девичестве Беляева) стала учительницей, а Александра и Антонина избрали профессию врача. В течение жизни они продолжали дружить и всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни. Высокие нравственные начала, привитые в епархиальном училище, чувство долга и дисциплина очень помогли подругам в их дальнейшей жизни, полной тревог, страданий, скорби, волнений и борьбы за правду. Скрытый текст Ольга Николаевна Благовещенская (1896–1985) долгие годы преподавала русский язык и литературу – сеяла «разумное, доброе, вечное». Она родилась 24 июля 1895 года в семье священника Николая Беляева. Ее мать умерла, когда ей было всего три года. В 11-летнем возрасте отец определил ее в Калужское епархиальное женское училище. Накануне революции 1917 года она вышла замуж за выпускника Московской духовной академии В.Н. Благовещенского, сына священника. В то богоборческое время муж не стал священником, а преподавал древнерусскую литературу в Калужском педагогическом институте. В 1930-е годы его дважды пытались арестовать, и оба раза ему везло: в первый раз чекистом оказался его ученик по рабфаку, который пожалел своего учителя, а второй раз в темноте перепутали адрес. Я училась у Ольги Николаевны в 1953–1956 гг. Именно она привила мне любовь к своему предмету, именно по ее стопам пошла я, став преподавательницей русского языка. Ольга Николаевна была прекрасным педагогом. На лекциях старалась не говорить о партийности литературы, зато много внимания уделяла произведениям классиков. Она пользовалась большим авторитетом среди коллег, а ученики не только уважали ее за высокий профессионализм, но и любили. Несколько раз дирекция школы подавала ее документы на присвоение звания Заслуженной учительницы РСФСР, но каждый раз высшие инстанции отказывали, возможно, из-за ее социального происхождения. Отсутствие почетного звания само по себе еще ни о чем не говорит, если учительница осталась на всю жизнь в памяти учеников. Меня она любила – и эта любовь была взаимной. Она присутствовала на моей свадьбе. В 1956 году я, будучи студенткой пединститута, дрожа от страха за свою карьеру, все-таки отнесла по ее просьбе ее единственного внука Владимира в храм, где его окрестили. Ольга Николаевна умерла в 1985 году на 91-м году жизни. Антонина Петровна и Александра Сергеевна замуж так и не вышли. Антонина Петровна Никольская (1896–1994) родилась в селе Капустники Калужской губернии в семье дьякона местной церкви в честь святителя Николая Чудотворца. В возрасте 10 лет была принята в Калужское епархиальное женское училище, после окончания которого в 1916 году стала работать учительницей начальных классов в одной из школ Калуги. В 1920 году поступила на медицинский факультет 2-го МГУ. Антонина Петровна прошла всю войну ведущим хирургом армейского госпиталя и дослужилась до звания подполковника медицинской службы. Скольким раненым она спасла жизнь – об этом знает только Господь! В Центральном архиве Министерства обороны хранится документ, который характеризует врача Никольскую. Вот отрывок из него: «Ведущий хирург Госпиталя № 2781, капитан м/с, участвует в Отечественной войне с 1941 года. Она все силы отдает на восстановление здоровья бойцов и командиров РККА. Дисциплинированный и бесстрашный боец… С января 1944 года сделала около 600 операций, не имея ни одного случая смерти после операции. Во время бомбежки Госпиталя она, не отходя от операционного стола, под взрывы бомб производила операции, подавая помощь пострадавшим от бомб на ст. Маневичи… Во время тревоги по Госпиталю при нападении разведки банд она тоже не отошла от операционного стола…» (ЦАМО, ф. 33, оп. 686196, ед. хр. 3480). Железнодорожная станция Маневичи, о которой говорится в документе, находится в Волынской области Западной Украины. Там в 1943–1944 гг. зверствовали банды бандеровцев. Из документа следует, что разведка украинских националистов наткнулась в лесу на советский передвижной госпиталь. Завязался бой, во время которого хирург Никольская продолжала делать операцию. Сверху на госпиталь сыпались вражеские бомбы, совсем близко – банды бандеровцев. Вот в таких условиях оперировала Антонина Петровна. Вместе с госпиталем дошла до Берлина. После войны долгие годы Никольская возглавляла созданный ею Областной онкологический диспансер. За заслуги перед Отечеством ей были присвоены звания Заслуженного врача Российской Федерации и почетного гражданина г. Калуги. Имела много боевых орденов и медалей. В целях увековечения ее памяти по решению Городской думы г. Калуги была установлена мемориальная доска на фасаде здания Калужского областного онкологического диспансера. Антонина Петровна умерла 6 сентября 1994 года. Это был необыкновенный, замечательный человек, хирург от Бога. Я часто присутствовала на семейных торжествах в доме Благовещенских, на которых была и Антонина Петровна. Как-то зашел разговор о Боге. Антонина Петровна сказала: «Я никогда в жизни ни слова не сказала против Бога». Однажды я спросила ее: «Антонина Петровна, бывали ли случаи, когда ваши пациенты выздоравливали?» Она с обидой в голосе ответила: – Вы что же думаете, что мы зря получаем зарплату? Главное – при обнаружении опухоли надо немедленно обратиться к врачу: рак на ранних стадиях излечим на 100%. Почетным гражданином Калуги была и близкая подруга Антонины Петровны – Александра Сергеевна Троицкая (1896–1974). Она родилась в 1896 году в Тульской губернии в семье священника. После окончания Калужского епархиального училища в 1915 году работала земской учительницей в одном из сел губернии. Затем окончила Калужское медицинское училище и Харьковский медицинский институт, работала врачом. В 1934 году ее направили в лепрозорий под Астраханью на должность старшего научного сотрудника. Здесь она проработала с конца 1940-х годов до 1951 года, посвятив себя лечению ужасной болезни – лепры (проказы). Александра Сергеевна провела серию экспериментов, целью которых было победить жуткую боль у несчастных людей. И ей удалось найти способ снизить у них болевые ощущения. Описание этого способа легло в основу ее диссертации, которую она успешно защитила в Казанском университете в 1946 году, став кандидатом медицинских наук. В 1956 году Троицкая, будучи пенсионеркой, возвратилась в Калугу и решила продолжить научную работу. Она обратилась за помощью к своей давней подруге А.П. Никольской. Антонина Петровна рассказывала: «В 1956 году она пришла ко мне в онкодиспансер и говорит: “Тоня! Разреши поработать у тебя: мне нужен только подоконник, микроскоп и кровь больных для исследования. Денег не нужно, пенсия у меня хорошая”. Ну как я могла ей отказать? Разрешила. Сколько потом мы с ней и радостей, и горя хлебнули, не передать словами. Но не жалею». В 1960-х годах А.С. Троицкая, кандидат медицинских наук, создала вакцину против рака, и с этого времени началось на нее, да и на Антонину Петровну, страшное гонение со стороны онкологов-чиновников высокого ранга. Главный онколог страны академик Н.Н. Блохин предложил ей взять его в соавторы эпохального открытия, но она, противница всякой лжи, указала ему на дверь. В ответ Блохин устроил ей настоящую травлю, запретив проводить опыты на животных. Александру Сергеевну с подачи Блохина стали оскорблять в СМИ, замучили проверками, грозили судом и арестом за то, что она якобы своим открытием морочит головы раковым больным. Дошло дело до того, что однажды в разговоре с А.Н. Романовым, видным партийным деятелем того времени, которого Троицкая излечила от рака и который в благодарность стал усиленно помогать ей в открытии лаборатории, Б.В. Петровский, министр здравоохранения, сказал: «А на что же будут жить наши клиники? Метод Троицкой очень дешевый! Если мы будем применять эту вакцину, надо будет закрыть все институты! Мы на это пойти не можем». Александра Сергеевна не сдалась: она продолжала с Божьей помощью успешно лечить людей, вырывая больных из рук смерти. Ее вакцина, даже не совсем доработанная, помогала людям избавиться от опухоли. Слава о ней разошлась по всей стране, ее заваливали письмами с просьбой принять. И по настоятельным просьбам родственников больных она продолжала лечить, можно сказать, занимаясь полуподпольной деятельностью. Облздравотдел тайно поддерживал Троицкую, понимая, какое важное дело она делает. Троицкая хотела запатентовать свое изобретение, но ей отказали, мотивируя тем, что не были проведены клинические исследования, проводить которые не разрешил тот же Блохин. Получался замкнутый круг. Воспользовавшись ее смертью в 1974 году, лабораторию, где изготовлялась ее вакцина, закрыли. Не помогли обращения родственников больных во все инстанции с просьбой возобновить производство вакцины. Так и загубили открытие Александры Сергеевны… В 2016 году исполнилось 120 лет со дня рождения Троицкой. Общественность Калуги торжественно отметила этот юбилей. Теперь уже СМИ стали величать ее «великим ученым», «истинно русской женщиной-исследователем», призывали гордиться нашей прекрасной землячкой. Но о продолжении ее дела было сказано вскользь… Вот так три подруги до конца жизни сохранили и преумножили те простые, но действенные христианские принципы о любви к Богу и ближнему, которые незадолго до революции заложили в них добрые преподаватели Калужского епархиального женского училища. Что же это были за училища? О епархиальных женских училищах В середине ХIХ столетия в ряде городов России на средства духовенства открылись епархиальные женские училища. Это были общеобразовательные средние учебные заведения, главная цель создания которых заключалась в религиозно-нравственной подготовке будущих жен священнослужителей. Позже перед епархиальными училищами встала еще одна задача – дать всестороннее образование дочерям духовенства, чтобы впоследствии они смогли своим трудом зарабатывать себе на жизнь, принося пользу Церкви и обществу. Училища состояли в ведении Святейшего Синода и находились под управлением епархиальных архиереев. Всего по стране к 1917 году было 77 епархиальных женских училищ. Эти закрытые учебные заведения не были сословными: за определенную плату там могли обучаться девицы не только из среды духовенства, но и из других слоев общества. В училища принимались девочки в возрасте 10–12-ти лет, которые при поступлении должны были сдать экзамены по Закону Божьему, чтению, письму и счету. Учеба продолжалась в течение шести лет. Сироты жили на полном пансионе. Поскольку особое внимание уделялось религиозно-нравственному воспитанию будущих «матушек», то главными предметами для изучения считались такие, как Закон Божий, Священная история, всеобщая и русская история Церкви, русский и церковнославянский языки. Обязательными предметами для всех епархиальных училищ были чистописание, русская словесность, арифметика, геометрия, гражданская история, география, физика, церковное пение, рукоделие, ведение домашнего хозяйства. В некоторых училищах епархиалки изучали французский и немецкий языки, музыку и рисование. Седьмой класс (дополнительный и необязательный) был педагогический, в котором в течение двух лет изучались педагогика и психология. Педагогическую практику воспитанницы седьмого класса проходили под руководством инспектора в созданных при епархиальных училищах начальных школах. Большое внимание уделялось подбору учителей: для преподавания приглашались священники, окончившие семинарию или духовную академию, и опытные учителя школ. Так, например, в Калужском женском епархиальном училище в течение 19 лет физику и математику преподавал известный ученый К.Э. Циолковский. Классные занятия проводились по расписанию, составленному инспектором классов; обычно было от трех до пяти уроков в день, недельная нагрузка составляла 20 часов в неделю. Перед каждым уроком дежурная девочка читала вслух молитву. В здании епархиального училища обычно располагались домашняя церковь, библиотека и больница. В церкви совершались утреннее и вечернее молитвенные правила. Все воспитанницы обязательно соблюдали посты. В воскресные дни и дни церковных праздников ученицы присутствовали на всенощном бдении и литургии и причащались Святых Христовых Таин. В такой день все были веселы, счастливы, поздравляли и целовали друг друга. После обедни пили чай с пирогами, начиненными рыбой и рисом (мясные блюда к столу подавались редко). Особенно радостно отмечали Рождество и Пасху. На елке воспитанницы получали подарки, выступали с номерами художественной самодеятельности. Оживленно проходили и воскресные дни, когда воспитанниц навещали родители и родственники. Режим в училище был строгий: подъем в 7 утра, час отводился на утренний туалет и уборку комнат; затем утренние молитвы и чай (либо квас) с куском хлеба. Уроки проводились с 9-ти до 2-х часов дня; на большой перемене (в 12 часов) полагался завтрак: хлеб с молоком. В 2 часа дня – обед (щи, жареный картофель или каша с маслом, кружка молока), после которого с 3-х часов дня до 5 вечера воспитанницы под надзором воспитательниц гуляли по городу. После прогулки – чаепитие, а затем до 6 вечера – свободное время. С 6 и до 9 часов – рукоделие и приготовление уроков. В 9 часов – ужин, после которого молитва в домашней церкви. В 10 часов епархиалки расходились по своим спальням. В училищах была введена школьная форма: темно-зеленое шерстяное платье с белым воротником и черным фартуком; в праздничные дни полагался белый фартук. Любые вольности в одежде – ленточки, кружева, бархотки, заколки – жестко пресекались, считаясь признаком кокетства. Первостепенное внимание в училищах уделялось воспитанию скромности и христианского благочестия. Воспитанием девочек занималась классная дама, осуществлявшая постоянный контроль за поведением воспитанниц. Присутствуя в классе на каждом уроке, она наблюдала за дисциплиной, строго проверяла дневники. Она следила за тем, чтобы воспитанницы не сутулились, не размахивали руками при ходьбе, громко не смеялись, не гримасничали во время разговора, то есть учила их хорошим манерам. Во время обеда следила за тем, кто как ест, следила, чтобы все поданные блюда были съедены без остатка. В церковь, на занятия, на прогулку и в столовую девочки шли чинно парами. Большое внимание уделялось воспитанию привычки к труду, к четкому исполнению своих обязанностей; лень и нерадение строго преследовались. Старших воспитанниц приучали к ведению домашнего хозяйства, для чего были организованы дежурства в столовой, спальнях, классах и на кухне. Дежурные по классу следили за чистотой доски, на переменах проветривали аудитории; дежурные по кухне помогали в приготовлении пищи, в столовой накрывали на столы, подавали блюда, убирали и мыли посуду. Во Владимирском училище, например, воспитанниц учили печь хлеб и пироги. В некоторых училищах воспитанницы сами себе шили и чинили платье, чулки и белье. Каждой старшей воспитаннице вверялась младшая, для которой она шила платье и учила свою подопечную чинить одежду. В учебном плане много часов отводилось рукоделию: шитью, вязанию, вышиванию. В некоторых училищах учили шить богослужебные одежды. Во время рукоделия воспитатели или воспитанницы по очереди читали вслух религиозно-нравственные сочинения или произведения русских и зарубежных писателей. Старшие девочки подпольно читали любовные романы, которых в училищной библиотеке, конечно же, не было. Занятия музыкой стали вводиться только в конце ХIХ века. Пение в церковном хоре было обязательным во всех женских учебных заведениях духовного ведомства. За нарушение правил поведения ученицы подвергались наказаниям: лишались прогулок, воскресных свиданий с родственниками, сладкого блюда за обедом. Унизительно было для наказанной девочки стоять во время обеда, но самым страшным наказанием считалось снижение оценки по поведению. Эта оценка могла быть снижена только из-за серьезных проступков – за постоянную ложь, воровство или самовольное отлучение из училища. После окончания 4-го класса воспитанницам предоставлялись некоторые льготы: разрешалось выходить в город одним, без воспитательниц, посещать магазины, портниху, зубного врача. Для старших устраивались вечеринки, пикники и даже балы, на которые приглашались семинаристы. Благодаря строгой дисциплине ученицы были всегда подтянуты, опрятны, скромны и прилежны. Они воспитывались в духе уважения друг к другу, поэтому между ними никогда не возникали ссоры, не было вражды и зависти. Воспитанниц приучали к будущей скромной жизни. Московский митрополит Филарет наставлял: «Воспитание их должно быть направлено к тому, чтобы дать девицам религиозно-нравственное и хозяйственное образование, но не уклонять их от простоты жизни, свойственной им по рождению и назначению… Воспитываемые девицы живут в малых комнатах и непросторно. Кто придет в такое заведение из подобных светских, тот не похвалит видимого, потому что найдет только чистоту и опрятность, а не занимательный и блистательный вид. Но это сообразно с положением воспитываемых, которые пришли сюда из тесных и скудных жилищ и в такие же, по всей вероятности, должны возвратиться. Блистательное жилище во время воспитания сделало бы для них неприятным будущие их жилища, простые и скудные». Действительно, жизнь жен сельских священников была очень трудной, причем и в финансовом отношении: при воспитании многих детей, при скудном пропитании это было несение жизненного креста. Учебные занятия начинались 1 сентября и заканчивались в начале мая. В течение следующих двух месяцев Совет училища, в который входили начальница, инспектор классов и представители духовенства, проводил экзамены. Учебный год завершался благодарственным молебном, после которого лучшие ученицы награждались книгами нравоучительного содержания и похвальными листами, а провалившимся на экзамене назначалась переэкзаменовка на осень. На летние каникулы воспитанницы разъезжались по домам. Выпускницы училища держали 24 экзамена по всем пройденным за шесть лет предметам. Это было чрезвычайно трудное для них время: они бледнели и худели, изнемогали от усталости и бессонных ночей. Зато после последнего экзамена они, счастливые от осознания, что все трудности позади, в воздушных белых платьях танцевали на выпускном вечере и впервые в жизни пили шампанское. На следующий день со слезами на глазах расставались со ставшим дорогим за долгие годы училищем, с учителями, воспитательницами и подругами – большой и дружной семьей. Выпускницы епархиальных училищ устраивались в основном работать учительницами церковно-приходских школ или домашними учительницами, но после замужества они оставляли работу, становясь опорой мужу-священнику в его пастырском служении. Они считались желанными невестами и были верными спутницами служителей Церкви и заботливыми матерями. Епархиальные училища пользовались уважением в обществе. На их содержание жертвовали средства люди разных сословий: не только духовенство, но и купцы, мещане, простой люд. Женские епархиальные училища внесли значительный вклад в подготовку учительниц начальных классов, которые распространяли просвещение, обучая грамоте широкие народные массы. После октябрьской трагедии 1917 года женские епархиальные училища по всей стране были закрыты. Мария Тоболова 22 ноября 2023 г. https://pravoslavie.ru/157448.html 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Николай... 57 Опубликовано: 29 декабря, 2023 Позволю себе процитировать Владимира Легойду:" Граф Лев Николаевич Толстой помнил себя с двух лет. Я детство помню эпизодами-вспышками. По счастью, главным образом, яркими и светлыми. И в них всегда - близкие. И в первую очередь - мама и отец." Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
inna d 4 869 Опубликовано: 5 февраля «Еще пригожусь своей стране...» Памяти Сергея Павловича Королёва († 14.01.1966) Иеромонах Пафнутий (Фокин) Сегодня многие задаются вопросом: был ли Королёв верующим? Кто-то усиленно пытается доказать сам факт веры великого ученого. Иные бросаются обвинениями, что верующие пытаются всех убедить, будто науку двигали столь же верующие люди, как и они сами. Только Бог знает глубину веры человека и, видя эту глубину, дает каждому человеку Свою помощь в совершении добродетели. По словам святителя Василия Великого, день памяти которого также отмечается 14 января, «человеческие намерения в рассуждении доброго дела не совершаются без помощи свыше. Для совершения добродетели должны соединяться и человеческое усердие, и помощь, приходящая по вере свыше». Мы не знаем, в какой мере и степени Сергей Павлович Королёв был верующим, и не нам судить об этом. Однако в этом человеке мы видим наглядный пример соединения усердия в совершении добродетелей и помощи, приходящей свыше. Скрытый текст Сергей Павлович – великий человек нашей эпохи. Великий ученый и великий пример для всех. Достигнув высот, известности, он был низвергнут, поруган, претерпел страшные, нечеловеческие страдания, после которых не озлобился, не ополчился на весь мир, но явил нам всем пример того, как с истинно христианским смирением нужно принимать посылаемые скорби, сохраняя щедрость души и веру в людей. В этом человеке мы видим наглядный пример соединения усердия в совершении добродетелей и помощи, приходящей свыше Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года в Житомире. В 1924-м году окончил Одесскую строительную профессиональную школу. К этому времени он уже успел сконструировать свой первый безмоторный планер. Вскоре он поступил в Киевский Политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана. В это время Королёв спроектировал работы, которые показали его явные способности как авиационного конструктора, – это планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. В мае 1932 года Сергей Павлович возглавил одну из первых в стране ракетных организаций – Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима. В ней были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты «ГИРД-09» (конструкции М. К. Тихонравова) и «ГИРД-Х» (конструкции Ф. А. Цандера). В 1934-м году вышла в свет работа Королёва «Ракетный полет в стратосфере». Также им был разработан ряд успешных проектов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939-м г.) и ракетоплана РП-318-1 с ракетным двигателем. В 1937-м году Сергей Павлович участвовал в испытаниях ракетоплана с двигателем «ОРМ-65» конструкции В. П. Глушко. В июне 1938 года, на пике своих творческих возможностей, Королёв был неожиданно репрессирован и осужден на 10 лет. Помимо тюремного заключения, его еще и «понизили в правах сроком на 5 лет с конфискацией всего имущества». Здравому рассудку нынче не под силу постичь логику вердикта. Начались годы мытарств, издевательств и унижений. Наказание Сергей Павлович отбывал на Колыме. И если посмотреть на историю его заключения и страданий, то становится совершенно очевидно, что Бог хранил его в тяжелых испытаниях. Арестованный находился в списке первой (расстрельной) категории, список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем. Однако обстоятельства сложились так, что в итоге его приговорили к 10 годам ИТЛ. Далее последовали Бутырка в Москве, пересыльная тюрьма в Новочеркасске, издевательства, сломанная челюсть на допросах, голод, цинга и изнурительные работы на золотом прииске «Мальдяк»... Однажды, тяжело заболев, Королёв лежал на груде тряпок и уже практически умирал. И вдруг в бараке его заметил человек огромного роста – мастер спорта по боксу, который навел в лагере довольно жесткие порядки и главенствовал над уголовниками. Этим человеком оказался бывший директор Московского авиазавода Михаил Александрович Усачёв, которого обвинили в гибели Валерия Чкалова и тоже сослали на Колыму. Рассказывая много лет спустя эту историю заместителям Сергея Павловича – Б. Е. Чертоку и П. В. Цыбину, Усачёв вспоминал, что в тот момент у него словно что-то оборвалось внутри: перед ним в немыслимых лохмотьях лежал страшно худой, бледный, безжизненный человек. Усачёв отвел его в медсанчасть и попросил на некоторое время оставить там. Кроме того, он приказал всем зэкам делиться пайкой с Королёвым, чтобы тот смог восстановиться. Сергей Павлович прекрасно понимал, что Усачёв спас его от смерти, и был ему всю жизнь благодарен. В начале 1960-х годов, уже будучи Главным конструктором, он разыскал Михаила Александровича и принял его на работу заместителем главного инженера опытного завода. И всегда говорил: «Кто его хоть пальцем тронет, будет иметь дело лично со мной». Однако, несмотря на помощь, Королёв вряд ли смог бы пережить ту зиму – цинга прогрессировала, нарастало общее физическое истощение. И вдруг в один из ноябрьских дней 1939 года рано утром в палатку Королёва вошел охранник, назвал его фамилию и велел собираться. Так продолжилась череда событий, в которой просто невозможно не увидеть всеблагой Божий Промысл, сохраняющий страдальца. «Отцу выдали новую шапку, валенки и справку о том, что его направляют по вызову в Москву, подвели к часовому и выпустили за ворота, причем без всякой охраны, так как бежать там было некуда, – вспоминала дочь ученого Наталия Сергеевна Королёва. – Ему повезло: удалось сесть в грузовик, следовавший до Магадана, и не в кузов, а в кабину, поскольку водитель ехал один. Вскоре голод дал о себе знать. На колымской трассе тогда почти не было населенных пунктов, и достать еду не представлялось возможным. Одолевали мысли о хлебе. Поздно вечером они подъехали к небольшому поселению из шести бараков, стоящих торцами к маленькой площади, освещаемой двумя слабенькими фонарями. В центре ее находился колодец в виде домика, как это принято в Сибири, – чтобы вода не замерзала. Отец обошел вокруг колодца, открыл дверцу, попил воды, вышел из него и медленно направился к машине. В это время ему вдруг показалось, что мелькнула какая-то тень, и он почувствовал запах свежего хлеба. Он вспоминал, что как собака пошел на этот запах и увидел на лавке перед колодцем завернутую в чистую тряпку круглую, еще теплую буханку ароматного черного хлеба. Это было похоже на чудо...»[1]. Ну, а дальше – больше. Добравшись до бухты, Сергей Павлович обнаружил, что опоздал на пароход «Индигирка». Сложно представить, каково было его отчаяние, – после многих километров сложнейшего пути понять, что ты стоишь на берегу и ничего не можешь поделать… Но оказалось, что опоздание… спасло ему жизнь: пароход затонул, 745 человек погибли. Это стало одной из крупнейших катастроф в истории мореплавания. Можно предположить, что все эти чудеса дали Сергею Павловичу сил и мужества перенести тяготы заключения. Даже в самое сложное время он подавал пример незлобия, всепрощения, смиренного принятия всех посылаемых скорбей и оптимизма. Дочь Королёва рассказывала, что была потрясена рассказом метрдотеля ресторана Центрального Дома литераторов во время поминок по бабушке Марии Николаевне в 1980-м году: «Оказалось, что отец этой женщины был когда-то соседом моего отца по нарам. Увидев в январе 1966 года фотографию над некрологом в газете ‟Правда”, он сказал: ‟Да ведь это тот самый Серега Королёв, который на Колыме поражал всех тем, что делал по утрам зарядку, а на наши скептические прогнозы отвечал, что еще надеется пригодиться своей стране”». С. П. Королёва освободили в июле 1944 года. А полностью реабилитировали его лишь спустя 13 лет – в 1957-м году, за полгода до запуска первого спутника. Тогда он был уже Героем Социалистического Труда, членом-корреспондентом АН СССР. Сейчас такое трудно понять и сложно представить… Однако в то время Королёв не думал об этом – он просто продолжал делать свое дело, не рассчитывая даже на какую-то известность и популярность, ведь все работы космической отрасли были строго засекречены. Имя Королёва было рассекречено лишь после его смерти. Для всех при жизни он оставался безымянным Главным конструктором или профессором К. Сергеевым. И лишь 16 января 1966 года, в 6 часов утра по московскому времени, Ю. Б. Левитан зачитал по радио правительственное сообщение о смерти академика С. П. Королёва. Создатель ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей нашу страну передовой ракетно-космической державой, создатель практической космонавтики, под чьим руководством были осуществлены запуск первого искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос, всегда оставался в тени – он даже не смог попасть на Красную площадь в день, когда Москва торжественно встречала Юрия Гагарина... Была ли у Королёва обида на власть, из-за которой он потерял столько драгоценного здоровья, столько лет жизни, которые мог бы потратить на созидание и свершения? Нет. Многочисленные коллеги и родные говорят, что он не ожесточился и не озлобился. Он просто больше никого и ничего не боялся. Мог сказать даже первым лицам страны, что категорически с чем-то не согласен. У него была репутация грозного начальника, однако люди не боялись обращаться к нему с просьбами, потому что знали, что всегда найдут в его лице помощь и поддержку. Кабинет Королёва ломился от посетителей: он мог за один вечер принимать по 20–30 человек и не уходил, пока не примет последнего записавшегося на прием. Он помогал устраивать людей в больницы, доставать лекарства, выбивал жилье… Обладая необыкновенной твердостью характера и сильной волей, он при этом был очень добрым и милосердным человеком. Сохранились рассказы монахини Силуаны (Соболевой), где она описывает свое знакомство с Сергеем Павловичем и рассказывает, какую скромность он проявил и какую значительную материальную помощь оказывал Пюхтицкому монастырю, где подвизалась монахиня. «Очень хочу помочь вашей обители. Сердце разрывается, когда увидел, как вы живете», – сказал он тогда и оставил свой адрес с телефоном, пригласив монахиню к себе в гости. И лишь на месте, увидев шикарный дом, она узнала, с кем познакомилась. В дальнейшем Королев помогал не только монастырю, но и одному бедному священнику, о котором также рассказала ему монахиня Силуана. Был ли Сергей Павлович верующим человеком? Не нам судить об этом. Его коллега, дважды Герой Советского Союза космонавт Владимир Аксенов, в интервью порталу «Правмир» рассказывал, что однажды в его присутствии Королёв негромко спросил нового сотрудника, верит ли тот в Бога. Сотрудник ответил, что верит, на что Королёв ответил: «Ну, и правильно». «Нам запрещали верить, но относиться друг к другу по-христиански нам никто запретить не мог, – говорил Алексей Архипович Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. – Как тут не вспомнить Сергея Павловича Королёва. Известно, что он долгое время был в заключении. Сколько ему там пришлось вынести, какие страдания выпали на его долю! Но он простил своих врагов, не озлобился. Это очень по-христиански. Его душа похожа на Юрину (Юрия Гагарина). Она такая же светлая, радостная». Конечно, Королёв не мог кричать на всю страну о своей вере, об отношении к Богу и Церкви, но известно, что он молился, исповедовался, а во время ответственных продолжительных командировок просил жену в письмах молиться за него. Он также имел смелость помогать Церкви, священникам, щедро творя милостыню и поддерживая нуждающихся. В одном из интервью дочь Королёва Наталья Сергеевна говорила: «Тогда ведь были страшные гонения на Церковь, и даже намек на эту связь мог повредить Сергею Павловичу. Но если бы какой-нибудь священник обратился к отцу, я уверена, что он бы обязательно ему помог». И это милосердие, побеждающее всякий страх, идущее от сердца, должно стать для всех нас назидательным примером. Плоды этой деятельной любви не должны быть забыты. Ну, и, конечно, нельзя забывать о том, что усилия и труды Сергея Павловича Королева позволили человечеству приобрести богатый материал для размышления, позволяющий приобщиться таинственной сути Творения мира и жизни во Вселенной. Благодаря его свершениям мы сегодня имеем возможность через изучение материального мира и космоса познавать Премудрость Божию. Иеромонах Пафнутий (Фокин) 16 января 2024 г. https://pravoslavie.ru/158202.html 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Николай... 57 Опубликовано: 16 мая 40 дней назать на Благовещение, в США скончались сиамские близнецы Лори и Дори Шаппелл, они срослись головами. И то, что они скончались на Благовещение говорит о том, что сама Божья Матерь как-то облегчала их прискорбную судьбу. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
*Владислав* 2 285 Опубликовано: 29 сентября Преподобный Серафим (Вырицкий) крестит, гладит по головке, благословляет: – С Богом гряди. Господь тебя избрал, воля Божия есть. Так Господу угодно и Матери Божией. С Богом гряди. ТОЛЬКО ВОЗЖЕЛАЙ БОГУ ПОСЛУЖИТЬ, И ОН ВСЁ УСТРОИТ. Памяти матушки Георгии (Щукиной) В Горненской обители Иерусалима простились с почетной настоятельницей матушкой Георгией (Щукиной). Более 30 лет она была в Эйн-Кареме игуменией. Встречала паломников, сподвигала своим примером сестер на служение Богу и ближним. Люди приезжали и, просто глядя на матушку Георгию, плакали, – такая у нее была чистая любвеобильная душа. Это та высота, которую наши предшественники сподоблялись выстрадать, пройдя сквозь многие скорби с самых малых лет. Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение