Перейти к публикации
  • 0
МНВ1972

Псалтырь по усопшим... Читалки

Вопрос

На многих приходах или или около приходской общины есть так называемые читалки. Женщины, в основном пожилого возраста, которые читают псалтырь по усопшим. Кроме этого они привносят много суеверия, обрядовости, примет... Можно ли читать псалтырь по чужим усопшим, ещё и за деньги?Не опасно ли это в духовном плане. И ещё один момент в этом деле образуется две крайности. Первая обрядовости и суеверия, а вторая стремление "проповедовать", научить всех как правильно. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0

Читалки - я первый раз такое название слышу, если честно. А по теме, всё хорошо в меру. Псалтирь полагается читать всем православным вообще, читать за чужих усопших можно, и даже нужно, особенно, если родные сами за них не читают. За деньги - почему нет, есть люди, которые этим живут, это вопрос частной договоренности. В духовном плане опасен прежде всего грех, а обрядовость и суеверия это грехи, конечно это плохо. Но и это тоже вопрос персональный. Каждый человек должен свою жизнь сверять с заповедями Божьими и стараться не грешить. А если что не получается, то на исповеди каяться в этом. Я знаю людей, которые читают Псалтирь и никакой обрядовости и суеверий не распространяют.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

У нас в деревне, откуда я родом, это принято. Читалки - это обычные женщины с прихода. Их приглашают, когда кто-то умирает и на памятные даты читать Псалтырь. Много ведь людей не церковных, но соблюсти обычаи они считают нужным. Кроме того, когда близкий человек уходит, многие в горе, а другие в заботах похорон и не в силах сами молиться. Да многие и не знают как. Вот и приглашают. Да, читалкам положено небольшое вознаграждение и угощение с поминального стола. 

А суеверия? Их везде и так хватает у нас. Особенно, связанных со смертью.

Если кто-то  в семье тоже умеет читать псалтырь, можно их сменять периодически и всем вместе молиться. Мы так делали, когда бабушка умерла.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Добрый вечер! 

С читалками улыбнуло немного) 

Самой часто приходилось читать Псалтирь по усопшим по благословению настоятеля. Послушание это не из легких. Особенно нелегко читать, если усопший не был воцерковленным человеком. Или читаешь, а родственники или близкие сидят и разговаривают между собой, мешая разговорами чтецу. Были единичные случаи, что люди не платили. Ну что ж, во славу Божию, приходится смиряться. За то потом Господь помогает тебе ещё больше. Слава Богу за всё! 

По поводу суеверий на нашем приходе от женщин, которые читают Псалтирь ( читалки,все же как-то не красиво звучит) ничего не могу сказать. Наоборот , много приходится выслушивать от самих родственников о различных приметах и народных поверий. Узнаешь столько интересного!)) Стараешься потом как-то объяснять им ,   естественно опираясь на церковные Устав и традиции. Люди благодарят за это. Что касается оплаты. Так что,чтение Псалтири- это большой духовный труд. А трудящийся достоин пропитания. Да сейчас, пожалуйста, во всех церковных лавках продаются Псалтири по усопшим. Читайте, молитесь за своих родственников. 

Помоги Господи Вам! 

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Возможно, некоторые ответы на вопросы автора найдутся в тексте, который предваряет кафизмы в приложении "Псалтирь". Автор не указан.

"Чтение Псалтири по усопшему

В Пра­во­слав­ной Церк­ви су­щест­ву­ет доб­рый обы­чай не­пре­рыв­но­го чте­ния Псал­ти­ри над те­лом усоп­ше­го (кро­ме вре­ме­ни, ког­да со­вер­ша­ют­ся при гро­бе па­ни­хи­ды или за­упо­кой­ные ли­тии) до его по­гре­бе­ния и в па­мять пос­ле его по­гре­бе­ния.

Чте­ние Псал­ти­ри по усоп­шим име­ет свое на­ча­ло в са­мой от­да­лен­ной древ­нос­ти. Слу­жа мо­лит­вою ко Гос­по­ду за умер­ших, оно при­но­сит им ве­ли­кое уте­ше­ние и са­мо по се­бе, как чте­ние сло­ва Бо­жия, и как сви­де­тель­ствую­щее о люб­ви к ним их жи­вых со­бра­тий. При­но­сит оно им и ве­ли­кую поль­зу, ибо при­ем­лет­ся Гос­по­дом как при­ят­ная уми­лос­ти­ви­тель­ная жерт­ва во очи­ще­ние гре­хов по­ми­нае­мых - так же, как при­ем­лет­ся Им вооб­ще вся­кая мо­лит­ва, вся­кое доб­рое де­ло.

Чте­ние Псал­ти­ри на­чи­на­ет­ся по окон­ча­нии "По­сле­до­ва­ния по ис­хо­де ду­ши". Псал­мы долж­но чи­тать с уми­ле­ни­ем и со­кру­ше­ни­ем сер­деч­ным, не то­ро­пясь, со вни­ма­ни­ем вни­кая в чи­тае­мое. Наи­боль­шую поль­зу при­но­сит чте­ние Псал­ти­ри са­ми­ми по­ми­наю­щи­ми: оно сви­де­тель­ству­ет о боль­шой сте­пе­ни люб­ви и усер­дия к по­ми­нае­мым их жи­вых со­бра­тий, ко­то­рые са­ми лич­но хо­тят по­тру­дить­ся в па­мять их, а не за­ме­нять се­бя в тру­де дру­ги­ми. Гос­по­дом под­виг чте­ния бу­дет при­нят не толь­ко как жерт­ва за по­ми­нае­мых, и как жерт­ва за са­мих при­но­ся­щих ее, тру­дя­щих­ся в чте­нии. Чи­тать Псал­тирь мо­жет лю­бой бла­го­чес­ти­вый ве­рую­щий, имею­щий на­вы­ки без­оши­боч­но­го чте­ния.

По­ло­же­ние чи­таю­ще­го Псал­тирь - это по­ло­же­ние мо­ля­ще­го­ся. По­это­му чи­таю­ще­му Псал­тирь при­лич­нее сто­ять как че­ло­ве­ку мо­ля­ще­му­ся (в но­гах у гро­ба усоп­ше­го), ес­ли осо­бен­ная край­ность не за­став­ля­ет его сесть. Не­бреж­ность в этом де­ле, как и при со­блю­де­нии дру­гих бла­го­чес­ти­вых обы­ча­ев, оскор­би­тель­на и для свя­щен­но­го об­ря­да, бла­го­слов­ляе­мо­го Свя­той Цер­ко­вью, и для сло­ва Бо­жия, ко­то­рое при не­бреж­нос­ти чи­та­ет­ся как бы в не­со­от­вет­ст­вии с на­ме­ре­ни­ем и чув­ством мо­ля­ще­го­ся хрис­тиа­ни­на.

При чте­нии сло­ва Бо­жия над те­лом усоп­ше­го долж­ны при­сут­ство­вать род­ные и близ­кие по­кой­но­го. Если не­воз­мож­но и не всег­да удоб­но до­маш­ним и срод­ни­кам не­пре­рыв­но участ­во­вать в мо­лит­ве и чте­нии Псал­ти­ри, то, по край­ней ме­ре, по вре­ме­нам им нуж­но при­со­еди­нять­ся сво­им мо­ле­ни­ем к мо­лит­ве чте­ца; осо­бен­но умест­но это де­лать во время чте­ния за­упо­кой­ной мо­лит­вы меж­ду псал­ма­ми.

В Апостольских по­ста­нов­ле­ни­ях за­по­ве­да­но со­вер­шать псал­мо­пе­ния, чте­ния и мо­лит­вы по усоп­шим в день тре­тий, де­вя­тый и че­ты­ре­де­ся­тый. Но пре­иму­щест­вен­но уста­но­ви­лось обык­но­ве­ние чи­тать псал­мы по усоп­шим три дня или все со­рок дней. Три­днев­ное чте­ние Псал­ти­ри с мо­лит­ва­ми, со­став­ляю­щи­ми осо­бый об­ряд по­гре­бе­ния, боль­шей частью сов­па­да­ет с тем вре­ме­нем, в про­дол­же­ние ко­то­ро­го те­ло по­кой­но­го пре­бы­ва­ет в до­ме.

Порядок чтения, изложенный в книге епископа Афанасия (Сахарова)

Ниже при­во­дит­ся от­ры­вок из гла­вы "Чте­ние Псал­ти­ри за умер­ших" из кни­ги епис­ко­па Афа­на­сия (Са­ха­ро­ва) "О по­ми­но­ве­нии усоп­ших по уста­ву пра­во­слав­ной Церк­ви".

Ес­ли же чте­ние псал­ти­ри со­вер­ша­ет­ся толь­ко ра­ди по­ми­но­ве­ния, осо­бен­но при гро­бе усоп­ше­го, тог­да нет нуж­ды чи­тать по ка­фис­мах на­зна­чае­мые для обыч­но­го ке­лей­но­го пра­ви­ла тро­па­ри и мо­лит­вы. Бо­лее со­от­вет­ст­вен­ным бу­дет во всех слу­ча­ях и пос­ле каж­дой сла­вы и пос­ле ка­фис­мы чи­тать спе­ци­аль­ную по­ми­наль­ную мо­лит­ву. От­но­си­тель­но фор­му­лы по­ми­но­ве­ния при чте­нии псал­ти­ри нет од­но­об­ра­зия. В раз­лич­ных мес­тах упот­реб­ля­ют­ся раз­лич­ные мо­лит­вы, иног­да про­из­воль­но со­став­лен­ные. Прак­ти­ка древ­ней Ру­си освя­ти­ла упот­реб­ле­ние в этом слу­чае то­го за­упо­кой­но­го тро­па­ря, ко­то­рым долж­но за­вер­шать­ся ке­лей­ное чте­ние за­упо­кой­ных ка­но­нов: По­мя­ни, Гос­по­ди, ду­шу усоп­ше­го ра­ба Твое­го*, при­чем во вре­мя чте­ния по­ла­га­ет­ся пять по­кло­нов, а са­мый тро­парь чи­та­ет­ся триж­ды. Со­глас­но той же ста­рин­ной прак­ти­ке, чте­ние псал­ти­ри за упо­кой пред­ва­ря­ет­ся чте­ни­ем ка­но­на за умер­ших мно­гих или за еди­но­умер­ше­го**, пос­ле ко­то­ро­го на­чи­на­ет­ся чте­ние псал­ти­ри. По про­чте­нии всех псал­мов опять про­чи­ты­ва­ет­ся за­упо­кой­ный ка­нон, пос­ле ко­то­ро­го сно­ва на­чи­на­ет­ся чте­ние пер­вой ка­фис­мы. Та­кой по­ря­док про­дол­жа­ет­ся во все вре­мя чте­ния псал­ти­ри за упо­кой.

* В мо­лит­во­сло­вах этот тро­парь на­чи­на­ет­ся сло­вом "По­кой":

Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́ (усо́пшия рабы́ Твоея́) (имярек) (поклон), и ели́ко в житии́ сем я́ко челове́к согреши́, Ты же, я́ко Человеколю́бец Бог, прости́ его́ (ю́) и поми́луй (поклон), ве́чныя му́ки изба́ви (поклон), Небе́сному Ца́рствию прича́стника (прича́стницу) учини́ (поклон), и душа́м на́шим поле́зная сотвори́ (поклон).

** Дру­гие на­зва­ния это­го ка­но­на: Ка­нон о усоп­шем; Ка­нон о усоп­шем еди­ном; По­сле­до­ва­ние по ис­хо­де ду­ши от те­ла.

Другая традиция

Со­глас­но дру­гой тра­ди­ции, весь­ма рас­про­стра­нен­ной сей­час, на "Сла­вах" чи­та­ет­ся мо­ли­тва:

Помяни́, Го́споди Бо́же наш, в ве́ре и наде́жде живота́ ве́чнаго преста́вльшагося раба́ Твоего́, бра́та на́шего (имя), и я́ко Благ и Человеколю́бец, отпуща́яй грехи́ и потребля́яй непра́вды, осла́би, оста́ви и прости́ вся во́льная его́ согреше́ния и нево́льная, избави́ его́ ве́чныя му́ки и огня́ гее́нскаго, и да́руй ему́ прича́стие и наслажде́ние ве́чных Твои́х благи́х, угото́ванных лю́бящим Тя: а́ще бо и согреши́, но не отступи́ от Тебе́, и несумне́нно во Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га Тя в Тро́ице сла́вимаго, ве́рова, и Еди́ницу в Тро́ице и Тро́ицу во Еди́нстве правосла́вно да́же до после́дняго своего́ издыха́ния испове́да. Те́мже ми́лостив тому́ бу́ди, и ве́ру я́же в Тя вме́сто дел вмени́, и со святы́ми Твои́ми я́ко Щедр упоко́й: несть бо челове́ка, иже поживе́т и не согреши́т. Но Ты Еди́н еси́ кроме́ вся́каго греха́, и пра́вда Твоя́ – пра́вда во ве́ки, и Ты еси́ Еди́н Бог ми́лостей и ще́дрот, и человеколю́бия, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

По окон­ча­нии ка­фис­мы вмес­то обыч­ных тро­па­рей чи­та­ют­ся "Тро­па­ри по­кой­ны":

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся ду́шу раба́ Твоего́ (или: ра́бы Твоея́, или: ду́ши раб Твои́х), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю́ (или: их) во блаже́нной жи́зни я́же у Тебе́, Человеколю́бче.

В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́ (или: рабы́ Твоея́, или: ду́ши раб Твои́х), я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.

Слава: Ты еси Бог, соше́дый во ад и у́зы окова́нных разреши́вый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ (или: рабы́ Твоея́, или: души́ раб Твои́х) упоко́й.

И ныне: Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мене ро́ждшая, моли́ спасти́ся души́ его́ (или: ея́, или: душа́м их)."

На моей памяти один раз только семья  всё время находилась у гроба погибшего в аатокатастрофе молодого человека, звонаря нашего храма, и по очереди читали Псалтирь. А так в редкие случаи нахождения гроба с телом в храме Псалтирь читают добровольцы из числа постоянных прихожанок. Сейчас нередко из морга забирают агенты (сотрудники похоронного сервиса) привозят на отпевание, и родственники встречают тело в храме. Возможно, это особенности жизни в сельской местности или проблемы с моргами. А если не отпевают, даже и не понимаю - на кладбище что ли встречают?... 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить на вопрос...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...