Перейти к публикации
Миха

Божественная Литургия: почему Божественная?

Рекомендованные сообщения

Почему принято у нас использовать сочетание слов "Божественная Литургия"? Может быть, кто-то знает историю добавления слова «Божественная» к слову «Литургия»….

Поясню, я не слышал, чтобы, греки использовали сочетание «божественная» +«евхаристия». А вот в Сербской Православной Церкви используется сочетание: «Святая Литургия», и такое сочетание не только у сербов.

 

 

Еще примеры:

Потир --- Свети путир ( сербск)

 

Агнец --- Свети Агнец (сербск), но на сербско-хорватском уже будет Jaganjac Božji ili Jagnje Božje,

Агнец упоминается как Латински еквивалент у католичкој цркви је Agnus Dei (Јагањац Божји), т.е. Божий Агнец ( но похоже, что сербы в противовес католикам так не говорят).

 

Таинство --- Свете тајне ( сербск) --- Svátost ( чешский) --Светите тајни ( македонский)

Можно найти и другие «расхождения».

 

Но есть и общее:

Святая Троица -- Света Тројица или Свето Тројство ( сербск) - Aγίa Τριάδa ( греч.)

 

Как видно, что «Святая Троица» не подверглась существенному воздействию языковых барьеров в Православии, что в полной мере не удается сказать о Литургии. Одним словом, есть ли объяснение почему мы говорим о Божественной Литургии чаще, чем о Святой?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Почему принято у нас использовать сочетание слов "Божественная Литургия"? Может быть, кто-то знает историю добавления слова «Божественная» к слову «Литургия»….

Поясню, я не слышал, чтобы, греки использовали сочетание «божественная» +«евхаристия».

 

Не знаю, я вот слышал, и именно от греков. )) Смысл понятен, на Литургии совершается Бескровная Жертва Бога, это богослужение наивысшей силы, наверное потому она Божественной и называется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Позвольте предположить. Литургия разделяется на 3 части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. Литургия совершается па престоле ( или вместо престола Антиминс, ) на котором совершается Таинство. Антиминс - плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб. В Литургию под наружными обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа : Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо. Таинство Причащения установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

"Размышления о Божественной Литургии" Н.В. Гоголя

 

"Цель этой книги – показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша литургия, юношам и людям, еще начинающим, еще мало ознакомленным с ее значением. Из множества объяснений, сделанных Отцами и Учителями, выбраны здесь только те, которые доступны всем своей простотою и доступностью, которые служат преимущественно к тому, чтобы понять необходимый и правильный исход одного действия из другого. Намеренье издающего эту книгу состоит в том, чтобы утвердился в голове читателя порядок всего. Он уверен, что всякому, со вниманьем следующему за литургиею, повторяя всякое слово, глубокое внутреннее значенье ее раскрываться будет само собою.

Все прочие, которые бы захотели узнать более таинственные и глубокие объяснения, могут найти их в сочинениях патриарха Германа [2], Иеремии [3], Николая Кавасила [4], Симеона Солунского [5], в Старой и Новой Скрижали [6], в объяснениях Дмитриева [7] и, наконец, в некоторых…

Божественная литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Скорбя от неустроений своих, человечество отовсюду, со всех концов мира, взывало к Творцу своему – и пребывавшие во тьме язычества и лишенные боговедения – слыша, что порядок и стройность могут быть водворены в мире только Тем, который в стройном чине повелел двигаться мирам, от Него созданным. Отовсюду тоскующая тварь звала своего Творца. Воплями взывало все к Виновнику своего бытия, и вопли эти слышней слышались в устах избранных и пророков. Предчувствовали и знали, что Создатель, скрывающийся в созданьях, предстанет сам лицом к человекам, – предстанет не иначе, как в образе того созданья своего, созданного по Его образу и подобию. Вочеловечение Бога на земле представлялось всем, по мере того, как сколько-нибудь очищались понятия о божестве. Но нигде так ясно не говорилось об этом, как у пророков богоизбранного народа. И самое чистое воплощение Его от чистой Девы было предслышиваемо даже и язычниками; но нигде в такой ощутительно видной ясности, как у пророков.

 

Вопли услышались: явился в мир, Им же мир бысть; среди нас явился в образе человека, как предчувствовали, как предслышали и в темной тьме язычества, но не в том только, в каком представляли Его неочищенные понятия – не в гордом блеске и величии, не как каратель преступлений, не как судия, приходящий истребить одних и наградить других. Нет! послышалось кроткое лобзание брата. Совершилось Его появление образом, только одному Богу свойственным, как прообразовали Его божественно пророки, получившие повеление от Бога…Священник, которому предстоит совершать литургию, должен еще с вечера трезвиться телом и духом, должен быть примирен со всеми, должен опасаться питать какое-нибудь неудовольствие на кого бы то ни было. Когда же наступит время, идет он в церковь; вместе с диаконом поклоняются они оба пред царскими вратами [9], целуют образ Спасителя, целуют образ Богородицы, поклоняются ликам святых всех, поклоняются всем предстоящим [10] направо и налево, испрашивая сим поклоном себе прощения у всех, и входят в олтарь [11], произнося в себе псалом [12]: «Вниду в дом Твой, поклонюся храму Твоему во страсе Твоем». И, приступив к престолу [лицом к востоку], повергают пред ним три наземные поклоны и целуют на нем пребывающее евангелие, как бы самого Господа, сидящего на престоле; целуют потом и самую трапезу и приступают к облачению себя в священные одежды, чтобы отделиться не только от других людей, – и от самих себя, ничего не напомнить в себе другим похожего на человека, занимающегося ежедневными житейскими делами. И произнося в себе: «Боже! очисти меня грешнаго и помилуй меня!», священник и диакон берут в руки одежды. Сначала одевается диакон; испросив благословение у иерея [13], надевает стихарь, подризник блистающего цвета, во знаменование светоносной ангельской одежды и в напоминанье непорочной чистоты сердца, какая должна быть неразлучна с саном священства [14], почему и произносит при воздевании его: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя; яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси мя красотою». – Затем берет, поцеловав, орарь, узкое длинное лентие [15], принадлежность диаконского звания, которым подает он знак к начинанью всякого действия церковного, воздвигая народ к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к ангельской быстроте и готовности во служении. Ибо званье диакона, что званье ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоуста [16], ангельское летание. Лентие это, поцеловав, он набрасывает себе на плечо. Потом надевает он поручи, или нарукавницы, которые стягиваются у самой кисти его руки для сообщенья им большей свободы и ловкости в отправлении предстоящих священнодействий. Надевая их, помышляет о всетворящей, содействующей повсюду силе Божией и, воздевая на правую, произносит он: «Десница Твоя, Господи, прославилася в крепости; десная рука Твоя, Господи, сокрушила врагов, и множеством славы Своей Ты истребил супостатов». Воздевая на левую руку, помышляет о самом себе как о творении рук Божиих и молит у Него же, его же сотворившего, да руководит его верховным, свышним Своим руководством, говоря так: «Руки Твои сотворили и создали мя. Вразуми меня, и научуся Твоим заповедям»..." Читать далее http://azbyka.ru/m-razmyshleniya-o-bozhestvennoj-liturgii

 

На сайте синодального отдела по монастырям и монашеству РПЦ "Монастырский вестник" материал "Гоголь в Оптине - путь в Рай" http://monasterium.ru/monashestvo/2013-06-03-11-29-20/gogol-v-optinoy-put-v-ray/

Изменено пользователем Olga

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...