Баранова Екатерина 77 Опубликовано: 9 марта, 2012 А как же слова "Возлюби ближнего как самого себя"? Любить себя значит тоже надо? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 я бы опять сказал бы, что всё относительно...конечно, самолюбие кто-от почитает за грех, а кого-то самолюбие уберегает, например, от самоубийства в достаточно прямом смысле этого слова...мысль наверное та, что самолюбие - низшая ступенька на этом пути... полюбить себя проще, чем чтобы то ни было ещё... Мы говорим о разных смыслах вопроса, то, что я написал относится к духовной сфере и самоубийство от самолюбия происходит в отношении души человека.Единственное место, где душа может быть мертва, как бы в клинической смерти пребывая, это в теле, при самолюбивой жизни. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 А как же слова "Возлюби ближнего как самого себя"? Любить себя значит тоже надо? Мне представляется, что полезнее относится к этим словам Евангелия, в смысле, возлюби ближнего своего ВМЕСТО себя. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Баранова Екатерина 77 Опубликовано: 9 марта, 2012 Мне кажется, что слова о любви к себе означают необходимость возлюбить в себе образ Божий. И сделать так, чтобы этот образ все ярче и ярче проявлялся в себе самом. Хотя в толкованиях на этот отрывок Евангелия святые отцы, насколько я поняла, имеют ввиду обычную, естественную любовь к себе. Отсюда и "не делай другому того, чего не хочешь себе" Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 Мне кажется, что слова о любви к себе означают необходимость возлюбить в себе образ Божий. И сделать так, чтобы этот образ все ярче и ярче проявлялся в себе самом.Хотя в толкованиях на этот отрывок Евангелия святые отцы, насколько я поняла, имеют ввиду обычную, естественную любовь к себе. Отсюда и "не делай другому того, чего не хочешь себе" Как самого себя -это не значит, что себя любить надо, КАК-означает лишь то, что обращает наш разум к некоему примеру,а,поскольку, самая внимательная и заботливая любовь к самому себе, Господь и отсылает нас к этой любви, чтобы мы поняли как любить ближнего, так сказать, по образу и подобию. По поводу же себя, нам велено себя отвергаться. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 9 марта, 2012 А как же слова "Возлюби ближнего как самого себя"? Любить себя значит тоже надо? Надо, ещё как надо. Тот кто не любит себя, тот лежит в психиатрических стационарах - там постоянный присмотр и исключение возможности суицида. Любовь к себе и любовь к ближнему это совершенно разные по своей природе понятия. В Евангелие дано сопоставление силы любви к себе и к ближнему, но сущность их сравнима быть не может. Любовь к себе мы не получаем добровольно по собственному желанию, она нам даётся от рождения на уровне инстинкта, при изначальном сугубом предназначении для выживания и самосохранения, она служит благодатной почвой сатане для развития из неё и взращивания в нас самолюбия, эгоизма, гордыни, зависти, жадности и прочих пороков. Любовь же к ближним это совершенно добровольно возникающее чувство, развиваемое из, Богом заложенного в душу, семени и передаваемое человеку только посредством влияния и приумножения любви окружающих людей. Развитие любви к ближнему противостоит развитию любви к себе. Вот вам две бутылки - в одной живая вода, а в другой - мёртвая... С одной бутылкой, только живой воды ни какой сказки не получится. Не нужно в этой теме не то, что даже сравнивать, а поминать любовь к себе, это всё запутает. Это совсем другая тема. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 Надо, ещё как надо. Тот кто не любит себя, тот лежит в психиатрических стационарах - там постоянный присмотр и исключение возможности суицида. Андрей, Вы путаете понятия любви и самосохранения.В духовном смысле понятие любви рассматривается иначе. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 Не нужно в этой теме не то, что даже сравнивать, а поминать любовь к себе, это всё запутает. Это совсем другая тема. Вы знаете, в таком случае, должен заметить, что говорить о любви, любви не имея, не честно. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 9 марта, 2012 Андрей, Вы путаете понятия любви и самосохранения.В духовном смысле понятие любви рассматривается иначе. Я ничего не путаю - вложенная в нас в полном объёме любовь к себе, одной из основных своих целей преследует поддержание инстинкта самосохранения. Не нужно даже близко пытаться сопоставлять любовь к себе, сиречь одним словом - самолюбие и любовь к ближнему. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 9 марта, 2012 Вы знаете, в таком случае, должен заметить, что говорить о любви, любви не имея, не честно. Простите, но я Вас не понимаю. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 Я ничего не путаю - вложенная в нас в полном объёме любовь к себе одной из основных своих целей преследует поддержание инстинкта самосохранения. Не нужно даже близко пытаться сопоставлять любовь к себе, сиречь одним словом - самолюбие и любовь к ближнему. Было хотел Вам пояснить, но раз Вы упорствуете, воздержусь. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Баранова Екатерина 77 Опубликовано: 9 марта, 2012 В христианстве мы ценим душу более, чем тело, следовательно особо должны заботиться о душе, о её спасении. И если мы действительно возлюбим свою душу, себя то есть, то мы будем желать ей всего всего доброго, реально прилагая усилия к достижению желаемого. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 В христианстве мы ценим душу более, чем тело, следовательно особо должны заботиться о душе, о её спасении. И если мы действительно возлюбим свою душу, себя то есть, то мы будем желать ей всего всего доброго, реально прилагая усилия к достижению желаемого. Забота о своей душе-это долг христианина, но любовь-другое состояние, которое без искажений применить к себе не получиться. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Баранова Екатерина 77 Опубликовано: 9 марта, 2012 Невозможно нормально выполнять долг без любви. И душу свою нужно любить именно как образ Божий. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 Невозможно нормально выполнять долг без любви. И душу свою нужно любить именно как образ Божий. Видите ли,Катя, очень не просто любить то, что обнаружено в себе, в душе.Предлагаю, следующее, оставить себя любви Божией, она совершенна и изобильна, а самим сделать все возможное, чтобы полюбить Бога и ближнего. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Баранова Екатерина 77 Опубликовано: 9 марта, 2012 Так если мы научимся любить себя, свою душу, любовью Христовой нам гораздо легче будет любить ближнего Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Баранова Екатерина 77 Опубликовано: 9 марта, 2012 Вот, кстати, очень хорошая статья о христианской любви О ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ Протопресвитер Александр Шмеман ------------------------------------------------------------ -------------------- Мы так привыкли к словосочетанию "христианская любовь", мы столько раз слышали проповеди о ней и призывы к ней, что нам трудно бывает постичь вечную новизну, необычность того, что заключено в этих словах. На новизну эту указывает Сам Господь в Своей прощальной беседе с учениками: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" (Ин 13:34; здесь и далее жирный шрифт в цитатах принадлежит автору статьи). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди - о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: "любите врагов ваших". Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее - мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь. И новую заповедь, возвещенную в Евангелии, мы поэтому все время подменяем старой - любовью к тем, кого мы уже и так по-человечески любим, любовью к родным, к друзьям, к единомышленникам. Но мы забываем при этом, что про эту - только природную, человеческую любовь в Евангелии сказано: "кто любит отца или мать <„.> сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" (Мф 10:37) и "кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер <...> тот не может быть Моим учеником" (Лк 14:26). А если придти ко Христу и означает исполнение Его заповедей, то, очевидно, христианская любовь не только есть простое усиление, распространение и "увенчание" любви природной, но коренным образом от нее отличается и даже противопоставляется ей. Она есть действительно новая любовь, подобной которой нет в этом мире. Но как же возможно исполнение этой заповеди? Как полюбить тех, кого не любишь - не только врагов в прямом смысле слова, но и просто чужих, далеких, "не имеющих к нам отношения" людей, всех тех, с кем ежечасно нас сталкивает жизнь? Ответить можно только одно. Да, эта заповедь была бы чудовищной и невозможной, если бы христианство состояло только в заповеди о любви. Но христианство есть не заповедь только, но и Откровение и дар любви. И только потому любовь и заповедана, что она - до заповеди - дарована нам. Только "Бог есть любовь". Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать - Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства Крещения и Причащения Телу и Крови Его, мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. "Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Рим 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: "пребудьте во Мне, и Я в вас <...> ибо без Меня не можете делать ничего <...> пребудьте в любви Моей" (Ин 15:4-5,9). Пребыть во Христе - это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный, - ибо все остальные объемлющий - признак Церкви: "по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин 13:35). В любви - святость Церкви, потому что она "излилась в сердца наши Духом Святым". В любви - апостольство Церкви, потому что она всегда и всюду есть все тот же единый апостольский союз - "союзом любви связуемый". И "если я говорю языками человеческими и ангельскими <...> Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор 13:1-3). А потому только любовь всем этим признакам Церкви - святости, единству и апостольству сообщает действительность и значимость. Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его любовью Христовой. Она любит во Христе - это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нем "каждого из братьев сих меньших". В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить "любовью Иисуса Христа" (Флп 1:8) и быть носителем этой любви в мире. Этот дар любви преподается в Литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на Литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова "излилась в сердца наши", чтобы снова и снова "облечься в любовь" (Кол 3:14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем "мы многие - одно тело". Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в Литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: идем ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши "принципиальные" осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви. Не забудем, что возглас "возлюбим друг друга" есть начальное действие Литургии верных, евхаристического священнодействия. Ибо Литургия есть таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, быть причастниками плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века. "Достигайте любви" - говорит Апостол (1 Кор 14:1). И где достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Лариса Larissa 329 Опубликовано: 9 марта, 2012 Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 13 глава заканчивается словами, которые могут помочь разобраться: Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познáю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Есть, наверное, много их толкований, я их понимаю так, что младенец приходит в этот мир благодаря любви и посредством любви, мы говорим, что дитя - это дар Божий. И младенец познает этот мир, подобно тому, как и он познан. Если любящие родители приняли его с любовью, с радостью и восхищением узнают его, какой он? пристально наблюдают за малейшими в нем переменами, т.е. познают его в любви, то и младенец, познает этот мир, подобно тому, как и он познан - через любовь, т.е. в истинном его свете, лицом к лицу. А потом, когда мы оставляем это непосредственное и чистое восприятие мира через любовь, начинаем смотреть на мир, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, видя уже не только любовь ближних, но и многие человеческие грехи, с которыми мы не просто столкнулись, но узнали их, т.е. усвоили, пропустили через себя, и смотрим на других людей с т.зр. их немощей, которые мы всегда так легко усматриваем! Но одно только то, что мы узнаем чужие грехи, уже говорит о том, что они есть и в нас. И чем больше грехов мы усматриваем в окружающих, тем грязнее мы сами. И чем чище человек, тем больше он обращен к светлой стороне ближнего своего. Недаром сятые отцы говорят, что нужно к ближним свои относиться так, будто они все Ангелы. Поэтому, мне кажется, когда у нас в жизни бывают очень сложные периоды, когда нам, как глоток воздуха, нужен глоток любви, наше сердце раскрыто, и мы тогда в полной мере можем воспринять от ближнего своего не его грех, а его любовь к нам. Мы становимся особенно чувствительны к окружающим, и вдруг безошибочно узнаем образ Божий, который мы должны любить и в себе, и в любом другом человеке. Но если мы этот образ Божий не познали в себе, то вряд ли увидим и в другом. Это как те два разбойника, один из которых узнал, что рядом с ним сам Господь на кресте, а другой - нет. А любовь к себе тоже должна быть правильной - мы должны любить в себе именно образ Божий, а не потакать своим дурным наклонностям - отказываясь от них, мы, получается, жертвуем во имя настоящей любви ко спасению своей души. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 9 марта, 2012 Было хотел Вам пояснить, но раз Вы упорствуете, воздержусь. Не погубите! Ослушался, возразить посмел... Снизойдите уж... Это я, простите, шутю так не по постному. Да тут пояснений то ни каких не надобно. Чего тут пояснять то? Пойду лучше делом займусь. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 Не погубите! Ослушался, возразить посмел... Снизойдите уж... Это я, простите, шутю так не по постному. Да тут пояснений то ни каких не надобно. Чего тут пояснять то? Пойду лучше делом займусь. Да, Вы правы, лучше заняться делом. Когда-то пытался поднять тему о христианской любви,там выкладывал статьи на тему, если есть желание можно посмотреть. http://forum.optina....__fromsearch__1 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Лариса Larissa 329 Опубликовано: 9 марта, 2012 Андрей, не обижайтесь, но инстинкт самосохранения - это научный термин, несущий определенную смысловую нагрузку, его произвольное употребление вне теории, где с его помощью описываются модели поведения биологических организмов, вносит только путаницу. А заповедь Возлюби ближнего своего как себя самого нам действительно дана, поэтому велосипед изобретать не стоит, гораздо полезнее нам ее правильно понять, не выбрасывая из нее слова и не подменяя другими - именно как, а не вместо! Я согласна с Катей - возлюбить в себе нужно точно так же образ Божий, как и в другом человеке, и любовь к себе тоже должна быть тогда жертвенной, для того, чтобы быть истинной, христианской любовью, хотя и к себе. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 Андрей, не обижайтесь, но инстинкт самосохранения - это научный термин, несущий определенную смысловую нагрузку, его произвольное употребление вне теории, где с его помощью описываются модели поведения биологических организмов, вносит только путаницу. Искренне сожалею, Лариса, что Вы не смогли понять то, что я пытался донести, это видимо, моя вина, не умею писать.Осмелюсь предположить, только не обижайтесь, ПОЖАЛУЙСТА,что причиной этого непонимания,так же, может быть та самая любовь к себе, которую вы отстаиваете.Сожалею о людях, которые находятся в не умышленном заблуждении и не могут, надеюсь, что пока,разобраться в этом. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Лариса Larissa 329 Опубликовано: 9 марта, 2012 На самом деле написать действительно сложно - тему-то какую выбрали! Путаемся по разным причинам, я вижу (кроме наших самолюбий, конечно), что каждый хочет сказать о чем-то своем, и в ответах других ищет ответ на свой вопрос - задаем каждый свой угол рассмотрения подчас, неявно смещаем акценты, вот и не понимаем друг друга... Одно хорошо, что уже так НЕ горячимся! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 9 марта, 2012 Спаси Вас Господь! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Лариса Larissa 329 Опубликовано: 9 марта, 2012 Хороший ответ был у Александра! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение