Jump to content
р.Б. Константин (Ищу себя)

Что нужно человеку, чтобы стать монахом?

Recommended Posts

Что нужно человеку, чтобы стать монахом: условности или вера?

 

это название темы,а мы от темы уже ушли....

По-моему, нужно призвание. Без него не получится доброго... Вот, св. Феофан советовал спрашивавшим его о монашестве:

 

"У вас и теперь почти монастырь. Думаете, что в монастыре вам лучше жить, чем теперь? Вам там не дадут жить в покое; тотчас навяжут вам дел и по монастырю, и по сношению со внешними, потому что по женским монастырям мало способных... Заняться духовным чем - вам и некогда будет. Если бы вы доселе жили в мирской житейской суете, лучше всего было бы вам идти в монастырь... А из теперешней жизни вам в монастырь идти - то же, что из покоя на суету. Мне и думается, что вам нечего тянуться в монастырь, потому что там вы не найдете того, чего ищете. Так как же быть? Живите так, как есть, в своем доме, как благочестивая мирянка, или как живут чернички. Будет у вас тогда церковь да дом, а в доме - покойные, духовные занятия. Поживши, может быть, встретите какую особу, подходящую вам по нраву... Можете принять ее, если хотите, и с ней делить свои духовные занятия. Но и без такой сожительницы можно прожить. Что руководства не будет - что делать?! Вы и в монастыре его не найдете. Как же быть? - Брать руководство в слове Божием и в писаниях отеческих. Общие заповеди кому не известны, а на частные случаи найдете указание чрез письменное с кем-либо сношение. Вот, по-моему, вам пригодная дорога! Что вас тянет в монастырь, это похоже на призвание, но не есть решительное на то указание и требует особого обсуждения. Вас тянет то понятие о монастыре, что там покой... а он не всегда там...

 

Когда и как поступить (в монастырь) - это надо на волю Божию отдать и ждать терпеливо указаний Божиих. Когда придет Богом определенный срок, тогда как на салазках под гору скатитесь - и в какую-либо обитель. До того же времени живите пока, сколько позволяют ваши домашние порядки, в подвигах монашеских... Можно и вне монастыря быть монахиней, живя по-монашески, и в монастыре можно быть мирянкою.

 

Желание поступить в монастырь есть доброе желание. Исполнить его не будет Богу противно; только, идя в монастырь, надо положить в сердце завет: всю душу свою единому Господу предать, все земные желания и надежды отбросивши.

...Вся суть дела во внутреннем изменении, и соответственно сим изменениям должно изменять внешнее. Произошло ли какое внутри изменение, выражающееся в настоятельных требованиях сердца, -или только появились мысли благие в душе? И мысли эти в голове ли только, или в сердце сошли?! Потрудитесь все это получше уяснить, - чтобы не сделать шага, не могущего привести к искомому.

 

Скажу вам одно: начните теперь, в настоящем положении уединяться дома, и часы уединения преимущественно посвящайте молитве все об одном: "Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду"... Не словом только и не мыслию только, но с сердечным болезнованием взывайте таким образом. На уединение такое назначьте или часы какие каждого дня (что лучше), или какие-либо дни недели. И уж держите уединение как следует, ища паче вразумления и Божия указания... Присоедините к сему и пост... чувствительный для плоти... Это будет хорошим подспорьем для молитвы. И в то же время делайте опыты внутреннего отрешения, то от одного, то от другого, чтобы ко всему стать равнодушным и удалиться так, чтобы ничто не тянуло назад. Цель: довести себя до того, чтобы душа рвалась из настоящего вашего порядка жизни, как из оков и темницы... Предлагаю вам общее начертание. А приложение и дело - на ваше усмотрение.

 

В монастыре спасаться, конечно, лучше; но лучше ли сие для вас - это другой кто мог бы вам сказать, я же не могу. Приложите молитву, чтобы Господь определенно указал вам, как поступить. Господь близ, всех любит и всем хощет спастись. Не презрит и вашей молитвы. Только молитесь от всего сердца. Господь да устроит путь ваш, как Ему благоугодно и для вас спасительно. Предайте себя в руки Его, и Он сотворит... - Божие приходит незаметно!"

Share this post


Link to post

Да.Надя,ушли от темы,да и вопрос темы не совсем корректен.Ответа на этот вопрос,так как он задан,нет.

Share this post


Link to post

Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени и месте, и деле (Лествица),ответ очевиден и его много раз повторяли.

Share this post


Link to post

...Вы пришли сюда искать Бога, и все ищут Бога. Найти Бога — это цель монашеской жизни... можно и жить в монастыре, да не быть монахом, ничего не достигнуть... Все ищут Бога. Вот и художники в области поэзии, живописи, особенно музыки, — все желают найти Бога. Да не так искали. Как искать Бога? Соблюдением заповедей, особенно смирением, поступать в монастырь. А они не хотели соблю­дать заповеди, особенно не хотели смиряться, хотели пройти как-либо переулками, поближе, покороче. Знаете стихотворение Пушкина «Пророк»? Там он говорит: «В пустыне мрачной я влачился». Пустыня — это жизнь, он это понимал, что жизнь — пустыня. Влачился, да прямо ползал всем телом. Далее: «И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился». Затем Пушкин рисует картину посвящения ветхо­заветного пророка. Кажется, говорится так, что он постиг и «Херувимов горнее стремленье и гад морских подводный ход». Ангелы чисты, они только «горняя мудрствуют». А у нас есть и гад морских подводный ход. Эти два течения идут в нас параллельно. Но должно стараться только «горняя мудр­ствовать». Это не сразу достигается, а только ход морских будет все тише, и можно достигнуть того, что будет только одно горнее стремленье, а те гады нырнут в бездну и исчезнут. Да, этого можно достигнуть. Вот, я вам и гово­рю: смиряйтесь и смиряйтесь (преп. Варсонофий).

Share this post


Link to post

Я — монах, а монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. Ни прельщения, ни угрозы, ни даже смерть не должны заставить монаха презреть заповедь Божию. Уми­ляют мое грешное сердце слова псаломские: «Твой есмь аз, спаси мя, яко оправданий Твоих взысках» (Пс. 118, 94). Говорю их Господу, когда грозят мне люди или помыслы мои при исполнении долга моего священноиноческого. Бу­ди воля Господня!. (преп. Никон).

Share this post


Link to post

Письмо 75. Самоволие и соблазн на старца — погибельны

 

 

"Теперь ты можешь сказать с пророком Да­видом: Господь, наказуя наказа мя, смерти же не предаде мя (Пс. 117:18). Многими скорбь-ми и смертьми подобает нам наследовать Цар­ствие Небесное, да умертвится наш ветхий че­ловек со страстми и похотми его, и да содела­ется сердце способно к приятию Божественной благодати. Как видно из жития святых отцов, подобных твоему искушению подвергаются те иноки, которые слабо противостоят брани са­моволия и самосмышления, не исповедуя сво­их помышлений старцу и вверяясь бесу, пока­зывающему ему в старце такие недостатки, коих в нем вовсе нет. Узнав причину по­пущенного тебе искушения, направь всевоз­можное усилие к устранению этой причины и восприими благое иго Христова смирения, ко­торое является в послушании и откровении сво­их помышлений."(Святитель Игнатий Брянчанинов)

Share this post


Link to post

Прп.Симеон Новый Богослов.

 

Гимн 27

 

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ

МОНАХ

И КАКОЕ ЕГО ДЕЛАНИЕ,

КАКОЕ ПРЕУСПЕЯНИЕ И ВОСХОЖДЕНИЕ

 

Дворцом соделай дом души

Христу в жилище, всех Царю,

К Нему взывай, рыдай и плачь,

Вздыхай, колена преклоняй,

Коль скоро хочешь ты, монах,

Монахом истинным пребыть.

Тогда не будешь одинок

 

Как пребывающий с Царем,

Но вместе с тем, подобно нам,

Ты одиноким будешь здесь

Как отделившийся от нас,

Как разлученный с миром сим.

Вот это все и есть монах!

Соединившись с Божеством,

Опять ты стал не одинок,

Ко всем святым ты сопричтен,

Чтоб вместе с ангелами жить,

Со всеми праведными быть,

Чтоб всех живущих в небесах

Стать сонаследником навек.

Так как же будешь одинок,

Гражданство неба получив,

Где светлый мучеников лик,

Где преподобных всех собор,

Где все апостолы живут,

Пророки, множество святых

И иерархов и отцов

И прочих праведных людей?

Но если в ком живет Христос,

То как же можно говорить,

Что он один и одинок?

Ведь пребывает со Христом

Сам Бог Отец и Дух Святой.

Так как же будет одинок

Тот, кто с Тремя соединен,

Как бы с одним, - ответьте мне?

Кто с Богом,тот не одинок,

Хотя бы он и жил один,

Хотя б в пустыне он сидел

Или в пещере пребывал.

А тот, кто Бога не обрел,

Кто не познал Его всего

И не воспринял Божество,

Тот не монах - о горе мне! -

Тот в самом деле одинок,

Отъединен и отделен

От Бога Слова своего.

Так пребываем порознь мы,

Друг с другом мы разлучены,

И, как сироты, мы одни,

Хотя и кажется всем нам,

Что будто вместе мы живем,

Друг друга видя каждый день

В собраньях множества людей.

Душой своей и телом мы

Между собой разлучены,

И смерть показывает нам,

Что это истинно вполне,

Ведь каждый смертью был лишен

Друзей и сродников своих,

И смерть забвение несет

Всех тех, кого мы любим здесь.

И сон, и ночь, и все дела

Единству нашему вредят.

Но кто чрез праведную жизнь

Всю келью в небо превратил,

Тот созерцает, сидя в ней,

Творца и неба, и земли,

И поклоняется Ему.

Всегда со светом он живет

Незаходимым, неземным,

Не отлучаясь от Него

И никогда не отходя -

Ни днем, ни ночью, ни во сне,

Ни в пище или в питие,

Ни долго находясь в пути,

Ни место жительства сменив.

Но что живой, что мертвый - он

Во веки с Ним живет душой.

Как разлучатся муж с женой

Или невеста с женихом,

Когда они обручены

Друг другу раз и навсегда?

Как Тот, Кто дал закон - скажи -

Не станет соблюдать закон?

Кто людям некогда сказал:

"И будут двое в плоть одну" -

Как с ней не будет Он во век

Всецело Духом пребывать.

Жена вся в муже - муж в жене,

Душа вся в Боге - Бог в душе:

Соединяется Он с ней

И познается во святых.

Соединятся с Богом те,

Кто в покаянии живут,

Кто, очищая дом души

И удаляясь от других,

Ведут монашескую жизнь.

Они приемлют ум Христов,

Уста нелживые, язык,

Которым с Богом говорят,

Всегда взывая: о. Господь,

О, Вседержитель и Отец,

О, Царь, о, всей земли Творец!

Их келья - небо, а они -

Как солнце, ибо в них живет

Незаходимый Божий свет,

Что просвещает всех людей,

Грядущих в мир, что светит все

Рожденным свыше от Него.

В них ночи нет. - Но как же так-

- Я не могу тебе сказать.

Дрожу, когда пишу тебе

И, помышляя, трепещу.

Но объясню я, как живут

Все те, что служат Богу здесь,

Его ища взамен всего

И находя всегда везде,

Его лишь любят одного,

С Ним сочетаются одним,

Ведут монашескую жизнь,

Как одинокие - с Одним,

Хотя и могут быть при том

Среди толпы людей чужих.

Они одни монахи суть,

Уединенные они -

Кто с Ним одни и в Нем одни,

Чей ум всецело обнажен

От мыслей суетных земных

И видит Бога одного,

Чей ум во свете укреплен,

Подобно колышку в стене

Или звезде на небесах -

Не знаю, с чем еще сравнить.

Но в кельях все они живут,

Как в светозарнейших дворцах,

Хотят на небе пребывать -

И пребывают там уже.

Отбрось сомненья и поверь!

Да, на земле они пока,

Земля удерживает их,

Но в свете вечности живут,

В котором ангельский собор

Живет и движется всегда,

Которым все укреплены

Престолов лики и господств,

Которым все восхищены

Начал, властей и сил чины.

Хотя Господь живет в святых,

Но и святые также в Нем

Живут и движутся всегда:

Ходя во свете Божества,

Ступают словно по земле,

Как небожителей чины,

Как Бога Вышнего сыны.

А после смерти все они

Богами станут и всегда -

О, чудо! - с Богом будут жить,

Ведь Он есть Бог по естеству,

Они ж подобны все Ему,

И Он их всех усыновил.

И только в том они Ему

Здесь не подобны, что пока

Их тело держит на земле:

Они - увы! - покрыты им,

Как заключенные в тюрьме.

Хотя они и видят луч,

Чуть проникающий сквозь щель,

Само же солнце созерцать

Не могут, выйдя из тюрьмы,

И, широко раскрыв окно,

Не могут воздухом дышать.

Все это их печалит здесь,

Ведь созерцать всего Христа

Они не могут, вместе с тем

Они и зрят Его всего!

Их огорчает,что нельзя

Совсем избавиться от уз

Земного тела, вместе с тем

Они свободны от страстей

И от пристрастий всех земных:

Освободившись от всего,

Они держимы лишь одним.

Кто пленник множества цепей,

Тот не надеется совсем

На волю выбраться из них.

А кто все цепи разорвал,

Но лишь одной еще держим,

Скорбит тот больше остальных,

Ту цепь пытаясь разорвать,

Чтоб стать свободным навсегда,

Чтоб вечно в радости ходить,

Чтоб побежать скорей к Тому,

Кого всецело возлюбил,

К Кому так рвался из цепей.

Так будем, братия, и мы

Искать Его лишь одного -

Кто может нас освободить

И разрешить от всяких уз.

Того возлюбим одного,

Чья красота пленяет ум,

И сердце в трепет приводя,

И душу уязвляя всю,

Чья слава, вознося к любви,

Соединяет с Богом всех,

Связав навеки с Ним одним.

О, братья! Поспешим Ему

Любовь делами доказать!

Друзья! Восстанем поскорей

И быстро к Богу побежим!

Не говорите против нас,

Чтоб обольстить самих себя.

Не говорите, о, друзья,

Что невозможно никому

Святого Духа воспринять!

Не говорите никогда,

Что можно без Него спастись!

Не говорите никогда,

Что может человек любой

Святого Духа получить,

Не сознавая сам того!

Не говорите никогда,

Что Бог невидим для людей!

Не говорите, что они

Не могут свет Его узреть,

И что по нашим временам

Никак нельзя узреть тот свет.

Ведь невозможным никогда

Все это не было, друзья:

Вполне возможно это тем,

Кто жаждет Бога всей душой,

Кто, жизнь святую проводя

И очищаясь от страстей,

Соделал чистым глаз ума.

Для остальных же грязь грехов

Бывает вечной слепотой,

Что там и здесь их отлучит

От света Божьего навек

И - не прельщайтесь! - в темноту

И в вечный огнь их отошлет.

Смотрите, братья, как красив

И как прекрасен наш Господь!

Не помрачайте разум свой,

На землю грешную смотря!

О, не заботьтесь о вещах

И об имуществе земном,

Порабощаясь всей душой

Желанью почестей мирских

И оставляя этот свет,

Что жизнь нам вечную дает!

Придите, о, друзья мои,

И вознесемся все со мной -

Не телом тленным, но умом,

Смиренным сердцем и душой -

К Владыке доброму воззвав,

К щедролюбивому Отцу

И Богу, любящему всех!

И Он всегда услышит нас

И сразу милость нам подаст,

Себя откроет тотчас нам,

Явившись, словно ясный свет.

Зачем же, в лености живя

И праздно время проводя,

Покой телесный возлюбив,

Пустую суетную честь

Предпочитая благам тем,

Вы добродетельную жизнь

Зовете праздной и пустой?

Не обольщайтесь, о, друзья,

Сие не так, отнюдь не так!

Но, как имеющие здесь

И жен, и братьев, и детей,

К деньгам и почестям стремясь,

Всегда насытиться хотят,

Так тот, кто кается, себя

Служенью Богу посвятив,

Всегда стараться должен он,

Всегда заботиться о том,

Чтоб покаяние его

И все служение его

Угодным было Божеству

И к совершенству привело.

Так, став для Господа родным,

Всецело слившись с Ним одним,

Лицом к лицу Его он зрит

И дерзновение к Нему

Он обретает в меру ту,

Насколько волю исполнять

Старался Бога своего.

Так пусть сподобит нас Господь

Его веленья исполнять

И милость Божью получить

Со всеми праведными здесь,

Насколько можно в жизни сей

Ведь там всего Христа, всего

Святого Духа со Отцом

Мы восприимем навсегда,

На веки вечные. Аминь.

 

Перевод игумена Илариона (Алфеева)

Share this post


Link to post

Надя,я разговариваю с Вами,а не со святыми.Цитат я могу привести тоже очень много.Я еще раз говорю-вопрос поставлен не так.Зачем люди идут в монашество,если можно спокойно спасаться в миру? Тогда можно и ответ найти.

Share this post


Link to post

Вячеслав почитайте внимательно что о.Олег выложил,поучения Старцев Оптинских и поймете...

Share this post


Link to post

Ответ очевиден,про мир не спрашивали,спрашивали что нужно человеку чтобы стать монахом?,не в миру спасаться,а монахом стать).

Share this post


Link to post

а на ваш вопрос Зачем люди идут в монашество,если можно спокойно спасаться в миру? ,ответ тоже очевиден.Все по Промыслу Божьему,нам это не полезно рассуждать,кто-то становится монахом,кто-то спасается в миру.Каждому Господь дает свой путь по которому мы должны идти вперед и только вперед за Христом.

Share this post


Link to post

Отец Олег,Вы ведь знаете,что такое Пасха и что такое Воскресенье духа,и кто говорит не верой ,а сознанием:,,Христос Воскресе!." И кому Богородица и Иоанн говорят:,.Этот от рода нашего."И кому Спаситель сказал:,,Иди за мной."Монашеское призвание,я думаю,не мирским людям обсуждать.

Share this post


Link to post

мы миряне иногда должны думать что говорим и кому говорим...

Share this post


Link to post

Зачем тогда тема,Надя,если не для обсуждения?Написали бы просто,почитайте,что писал тот или другой святой и все.

Share this post


Link to post

Отец Олег,Вы ведь знаете,что такое Пасха и что такое Воскресенье духа,и кто говорит не верой ,а сознанием:,,Христос Воскресе!." И кому Богородица и Иоанн говорят:,.Этот от рода нашего."И кому Спаситель сказал:,,Иди за мной."Монашеское призвание,я думаю,не мирским людям обсуждать.

Я ничего не знаю,кроме своих грехов и того,что мне благословили...

Share this post


Link to post
Guest Olivka

Вячесла, а вы уверенны, что мы сейчас прямо тут, додумаемся до ответа. Что мы миряне, можем знать о монашестве???!!!

Share this post


Link to post

Вячеслав вы ведь знаете что без воли Господа волос с головы человека не упадет,наверняка знаете).

Share this post


Link to post

Оливка,я о том же.Не нам обсуждать выбор людей,решившихся быть ближе к Богу.Отец Олег,простите за то ,что я сказал,смиренным Бог дает благодать.

Share this post


Link to post

Ну наверное же не у всех и не всегда?

 

Как ни печально, у всех и всегда... Во всяком случае у 100% людей, считающих что своим умом они могут правильно оценить житейскую ситуацию.

 

Изначально совесть явление благое и от Бога - это само собой. Но только когда она освящена благодатью Божией, она превращается в достоверный инструмент. Сама же по себе, читай в компании с бесами, только заведет в непроходимое болото. Поэтому наша первоочередная задача - стяжание благодати Божией через исполнение заповедей.

 

Сейчас не вспомню, но читал у отцов, что наша житейская совесть способна на уровень максимум Ветхого Завета. А мы живем в эпоху благодати, у нас планка гораздо выше.

Share this post


Link to post

Вячеслав я про волю Бога писала,а не человека)

Share this post


Link to post

Надя,Иисус Христос-Богочеловек.Не было бы нашей глупой воли-не было бы для нас и ада.Сколько ,самовольно ушедших в монашество,затем ушли,сколько сошли с ума,сколько покончили жизнь самоубийством,сколько впали в ересь? Я уже третий раз говорю-должно быть призвание от Бога.

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...