Перейти к публикации
Вечно в пути (Светлана)

Отношение Церкви к произведению Данте "Божественная комедия"

Рекомендованные сообщения

У меня вопрос: есть ли какая-нибудь "официальная" позиция Церкви по отношению к произведению Данте "Божественная комедия"?

Вот, например, один из ее сюжетов:

 

В давние времена в солнечной Италии, в дельте реки По на морском побережье вырос город Равенна (Ravenna), окружённый монолитными крепостными стенами, разделённый вдоль и поперёк короткими улочками и повсюду украшенный причудливыми мозаиками. В таком живописном месте родилась и жила юная Франческа да Полента, дочь Гвидо да Полента, правителя Равенны. Девушка обладала редкостной красотой, и поэтому отец решил выдать её замуж с определённой выгодой для себя. Он намеривался заключить союз с Джанчотто Малатеста, отец которого был вождём риминийских гвельфов, дабы приумножить свои несметные богатства и пойти на примирение с правителем Римини, вражда с которым длилась не первый год. Глава большого семейства Малатеста - Малатеста да Веруккьо, или Мастин Столетний дал согласие на этот брак. Следует сказать, что сговор сей был не так прост. Вряд ли нашлась бы девушка, даже с самой заурядной внешностью, которая добровольно согласилась бы стать женой Джанчотто - хромого уродца, с обезображенным лицом, славившегося к тому же своим свирепым нравом и жестокими поступками. Безусловно, отец Франчески мог предугадать исход разговора с дочерью об этом супружестве, и свадьба никогда не осуществилась бы, а вместе с тем не исполнились бы его надежды на союз с Малатестами, поэтому решено было обмануть несчастную девушку. В Равенну на встречу с Франческой был послан младший брат Джанчотто - Паоло, который всем своим видом, умом и манерами был полной противоположностью брата. Юный Паоло блистал красотой, обладал многими талантами, был образован, умел держать себя достойно и приветливо. "Случилось так, что одна из дам, знавшая его, указала его из окна мадонне Франческе, говоря: "Вот тот, кто должен стать вашим мужем" (из комментария Боккаччо к поэме Данте Алигьери "Ад", перевод Р.О. Шор). Увидев юношу, Франческа почувствовала, как в сердце её тот час же вспыхнула искорка любви, быстро разгорающаяся в огонь пылкой страсти. Девушка с огромной радостью приняла предложение Паоло и в назначенный день отдала ему свою руку и сердце. Бедная Франческа не подозревала, что её мужем стал не красавец Паоло, а чудовище Джанчотто, подославший брата жениться от его имени по так называемому "per procura" - доверию. Обвенчанная и счастливая, отправилась юная Франческа в Римини, не зная, что совсем скоро станет она обманутой и несчастной, на всю жизнь оставаясь заложницей коварства и хитрости её отца и её настоящего мужа… И вот, когда ранним утром первые солнечные лучи пробрались в спальню новобрачных, увидела Франческа рядом с собой на супружеском ложе не любимого Паоло, а отвратительного Джанчотто, уродство которого скрыла ночная тьма. Cтрадание окутало сердце несчастной девушки, в этот момент ей казалось, что она похожа на маленькую звёздочку, которую пустили лететь по тёмному небу, и путь для неё выбран заранее, и свернуть с него нет никакой возможности, и следует только надеяться на чудо, чтобы каким-то волшебным образом время повернулось вспять, или произошло что-нибудь другое, но только не эта отвратительная реальность. Но чудо произойти не могло, а возвратить прошлое нельзя, и нужно лишь покориться судьбе, приняв ненавистное настоящее и с отвращением представляя ужасающее будущее… А Паоло, виня себя в недостойном поведении по отношению к несчастной девушке, и пытаясь хоть как-то сгладить свою вину перед ней, стал часто посещать дом брата, долгое время проводя рядом с Франческой (следует сказать, что в те далекие времена Паоло не смог бы ослушаться приказа отца и не жениться "по доверию", такие браки заключались довольно часто и считались вполне нормальными). Каждый раз Франческа с большим нетерпением ожидала встречи с любимым Паоло, который всё больше ощущал, что не может ни дня прожить без того, чтобы не увидеть прекрасную синьору, не почувствовать её тёплого взгляда, не коснуться мимолётом шёлка её платья. Любовь к Франческе давно овладела им. Чтобы быть постоянно рядом, влюблённые Паоло и Франческа часами читали книги, которых в библиотеке Джанчотто было множество и среди них одна - так сильно напоминающая их собственную участь. Это история о королеве Джиневре и сэре Ланселоте.

А потом муж Франчески застукал ее при поцелуе с Паоло. И заколол обоих. И души их в аду, погруженные в адский вихрь, но и там они продолжают любить друг друга.

 

 

Может, это художественное преувеличение, но тема насильных (и даже ненасильных) браков по расчету стара как мир. Просто автор описал одно из трагичнейших явлений человеческой жизни.

Изменено пользователем Вечно в пути (Светлана)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да никак Церковь к ней не относится. Литературное произведение, отражающее довольно запутанные взгляды своего времени, да и всё...

 

http://www.pravoslavie.ru/sm/6896.htm

http://foma.ru/5-voprosov-k-bozhestvennoj-komedii.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Да никак Церковь к ней не относится. Литературное произведение, отражающее довольно запутанные взгляды своего времени, да и всё...

Такое ощущение, что запутанные взгляды просуществовали в России до середины двадцатого века. Сейчас в христианских и условно-христианских странах, такое, конечно, вряд ли распространено. А так-поклонение маммоне, мне кажется, но все можно выдать под соусом "Божьего промысла", проявляющего себя через "послушание" родителям. И итог у такого поклонения логичный - ад. Не знаю, как можно судить этих героев, нарушивших заповеди.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А так-поклонение маммоне, мне кажется, но все можно выдать под соусом "Божьего промысла", проявляющего себя через "послушание" родителям. И итог у такого поклонения логичный - ад. Не знаю, как можно судить этих героев, нарушивших заповеди.

"От избытка сердца говорят уста". Чтобы придать своим словам вес, их нужно как-то "утяжелить". Ничто так не придает вес, как упоминание Бога.

 

Поклонение маммоне - это обычное идолопоклонство. Долго культивировалось локально, например, в США, как национальная мечта "стань миллионером".

 

В настоящее время все политические режимы связаны с капитализмом, то есть, признают поклонение маммоне, как основополагающий закон общественных отношений. И, как следствие, история "продажи" девушек под видом брака будет повторяться. Хотя времена изменились и условия изменились, но методы обогащения те же.

 

А судить лучше не героев, а себя - в таком суде больше конструктивизма.

 

На самом деле, в данной истории в очередной раз описывается проблема самости - отцу дочери нужны были деньги, а не счастье дочери. Ну а ее красота для него уже была обыденным явлением - как восход солнца на востоке каждое утро. В то же время был богач, который никак не мог воспользоваться своим богатством в том смысле, в котором хотел - не хватало власти. Это частое прозрение богатых людей - деньги не являются властью. После этого обычно стремятся в политику и в другие структуры, которые обеспечивают получение власти.

 

Для девушки, вполне по тем же "резонам", собственное счастье и собственная красота имеют гораздо большее значение, чем какие-то там денежные проблемы отца.

 

В результате перетягивания одеяла на себя победил самый опытный - тот, кто уже "поднаторел" в грехах и ублажении собственной самости. Юность проиграла, но желания тянуть одеяло на себя от этого ничуть не угасло, а продолжилось, на сколько это было возможно в новых условиях "криминального чтива".

 

Финал известен.

 

Отношения Церкви к тянущем на себя одеяло - тоже известно. Вполне официально.

 

Осталось только определиться имеет для нас мнение Церкви вес, или мы "сами с усами", и будем тянуть одеяло на себя совершенно независимо и самостоятельно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Светлана

Какие Вас тревожат необычные вопросы.) К счастью, суд не в наших руках.

 

 

A Lost Sheep спасибо за ссылки.)

 

 

Во-первых, я от души пожелаю кому-нибудь прочитать ее целиком. Потому что даже филологи очень часто ограничиваются теми выдержками, что есть в хрестоматиях. Искренне радуюсь за гипотетического читателя, который не только говорит, что прочитал «Божественную комедию», но реально ее прочитал. Может ли это что-то дать современному религиозному опыту? Тут я полагаю, что человеку, который живет уже некой сколько-нибудь интенсивной жизнью в ограде церкви, — вряд ли. Потому что он имеет более непосредственные источники и для приобретения навыка богообщения и для понимания веры собственной церкви. А для человека внецерковного, но как-то задумывающегося о своем пути, не исключаю, что «Божественная комедия» может стать одним из толчков для переосмысления своего мировоззрения в должном приближении к христианскому.

Я прочитала целиком лишь "Ад" и застряла на "Чистилище" :girl_wink: (давно, примерно лет 16 мне было). :blush200: Собственно о чистилище я из Комедии и узнала, эта соблазнительная идея меня привлекла. Боюсь, что где-то в памяти у меня что-то так и застряло, какие-то представления из этой книги, от которых не так легко избавиться.

Изменено пользователем Мария*******

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для девушки, вполне по тем же "резонам", собственное счастье и собственная красота имеют гораздо большее значение, чем какие-то там денежные проблемы отца.

 

В результате перетягивания одеяла на себя победил самый опытный - тот, кто уже "поднаторел" в грехах и ублажении собственной самости. Юность проиграла, но желания тянуть одеяло на себя от этого ничуть не угасло, а продолжилось, на сколько это было возможно в новых условиях "криминального чтива".

 

Финал известен.

 

Отношения Церкви к тянущем на себя одеяло - тоже известно. Вполне официально.

 

Осталось только определиться имеет для нас мнение Церкви вес, или мы "сами с усами", и будем тянуть одеяло на себя совершенно независимо и самостоятельно.

Так-с , начнем плясать от печки. Батяня принес дочь в жертву Мамоне. По-другому это не назовешь. Принес свою жертву и получил от Мамоны свои подарки. Батяня сам нарушил первую заповедь - не создай себе кумира.

Идем дальше. Какому богу Франческа принесла жертву? Надо отметить, что физической измены не было. Можно, конечно отметить, что она нарушила заповедь: "Не возжелай жены ближнего своего". Кстати, у этих героев были исторические прототипы, и реальный Паоло (или как его там звали) был женат. Сотворила ли себе Франческа кумира из любви? Вопрос. Если это была обычная страсть, то и тут она не перешла границы физической измены. (Или не успела). А если это была та любовь, которую Бог дает людям? Ведь не всегда он дает ее людям с прицелом на то, что они будут жить в браке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 Если это была обычная страсть, то и тут она не перешла границы физической измены. (Или не успела). А если это была та любовь, которую Бог дает людям? Ведь не всегда он дает ее людям с прицелом на то, что они будут жить в браке.

Как не перешла?А поцелуй,разве не измена?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как не перешла?А поцелуй,разве не измена?

Кстати, это интересный вопрос, считается ли поцелуй прелюбодеянием.

 

Есть еще какой-то термин "любодеяние".

 

В любом случае, сюжет лихо закручен: несчастные влюбленные в аду за поцелуй, а батяня с точки зрения тогдашнего общества ничего не нарушил.

Изменено пользователем Вечно в пути (Светлана)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В любом случае, сюжет лихо закручен: несчастные влюбленные в аду за поцелуй,

 

Зато они вместе там и любят друг друга.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Зато они вместе там и любят друг друга.

Весьма сомнительно все это, кто может что-то наверняка сказать про ад. Кстати, выдержала ли бы их любовь испытание адом - это вопрос. Потому как такую способность может дать только Бог. А ад, как утверждается, это "место без Бога".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Весьма сомнительно все это, кто может что-то наверняка сказать про ад. Кстати, выдержала ли бы их любовь испытание адом - это вопрос. Потому как такую способность может дать только Бог. А ад, как утверждается, это "место без Бога".

Это их выбор.Меня бы муж и за меньшее бы заколол.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Меня бы муж и за меньшее бы заколол.

Если заколет, то не будет вопросов, сотворил ли Ваш муж себе кумира из любви)

Это их выбор.

Выбирать можно только из доступных опций. Если любовь в аду невозможно сохранить, значит - невозможно сохранить. Некоторым и ерунды хватает для утраты любви))

Изменено пользователем Вечно в пути (Светлана)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так-с , начнем плясать от печки.

Очень странная методика. Если нас интересует мнение Церкви, то за точку отсчета нужно брать только Евангелие.

 

 

Батяня принес дочь в жертву Мамоне. По-другому это не назовешь. Принес свою жертву и получил от Мамоны свои подарки. Батяня сам нарушил первую заповедь - не создай себе кумира.

 

Странное обвинение. Отец Франчески на похоронах довольно потирал руки, произнося нечто типа "Нет человека - нет проблемы", "А мне больше достанется", "Боливару двоих не вынести"?

 

Кстати, Данте "батяню" оправдал, перед Данте "батяня" невинен.

 

 

Можно, конечно отметить, что она нарушила заповедь: "Не возжелай жены ближнего своего".

Это особенно показательный момент. То есть, нам, с точки зрения Церкви, видно, что Франческа совершает грех, но мы решили ее оправдать, и ничто нас не может остановить. :)

 

И да, перед Данте она тоже невинна.

 

 

А если это была та любовь, которую Бог дает людям? Ведь не всегда он дает ее людям с прицелом на то, что они будут жить в браке.

А это уже "заупокойное" утверждение, потому что жизни в нем нет, а есть только смерть.

 

Как и в наименовании обсуждаемой книги.

 

Впрочем, а чего можно еще ожидать от прочтения подобных произведений?

 

Есть книги, которые лучше вообще не открывать, и даже не иметь представления о том, что в них написано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень странная методика. Если нас интересует мнение Церкви, то за точку отсчета нужно брать только Евангелие.

Методика входит в противоречие с Евангелием? А разве заповеди даны не в Евангелие?

Странное обвинение. Отец Франчески на похоронах довольно потирал руки, произнося нечто типа "Нет человека - нет проблемы", "А мне больше достанется", "Боливару двоих не вынести"?

Ничего в нем нет странного. Что такое кумир? Эта такое нечто, для которого нужно выполнить определенные действия, чтобы получить от него что-то. Кумиров в жизни может быть много. Вот, например, в древности люди приносили грудных детей в жертву Ваалу (сжигали в его статуе), чтобы Ваал послал им достаток.

Этот же батяня сделал с дочерью то же самое. Он Мамоне дочь, Мамона ему деньги и власть. Может, батяня и не понимал, что делает. Но это уже вопросы к тамошней церкви.

Кстати, Данте "батяню" оправдал, перед Данте "батяня" невинен.

Данте и чистилище описал)))

Это особенно показательный момент. То есть, нам, с точки зрения Церкви, видно, что Франческа совершает грех, но мы решили ее оправдать, и ничто нас не может остановить. :)

Почему это мы решили ее оправдать? Грех есть грех. Но человек вообще удобопреклонен ко греху, а если его поставить в такие условия, что устоять перед грехом почти невозможно, то нужно разбираться с теми, кто человека в такие условия поставил. Почему я и написала, что дочь была принесена в жертву, и исход такого поклонения Мамоне логичен - ад. Только батяня, на мой взгляд, несет за это большую ответственность. Он нарушил первую заповедь и не мог не понимать, какому соблазну подвергает своего ребенка. К тому же, Церковь должна венчать только браки, в которые люди вступают по добровольному согласию. А Франческа была обманута своим отцом посредством другой женщины, она давала согласие на брак с другим человеком. Этот ее брак вообще должен бы считаться не действительным.

А это уже "заупокойное" утверждение, потому что жизни в нем нет, а есть только смерть.

А с этого места поподробнее, пожалуйста.

 

Я пишу о случаях, когда люди любили и, переступая через свои устремления, соблюдали заповеди. Может, и грешили в мыслях, но в мыслях все грешат. А вот соблюдая заповеди и каясь в мысленных грехах, они приносили жертву как раз истинному Богу. Ибо приносили в жертву свои греховные устремления.

И да, перед Данте она тоже невинна.

Может, он исходил из соображений, описанных мной в предыдущем абзаце?) Она ведь долго не нарушала заповедь о прелюбодеянии. Может, она по Божьему промыслу и была убита, чтобы не совершить большего греха.

Есть книги, которые лучше вообще не открывать, и даже не иметь представления о том, что в них написано.

Что-то вспомнилась фраза какого-то церковного человека, жившего в семнадцатом веке: "греческим борзостям не обучены". Это был период реформ патриарха Никона. Не знали некоторые русские греческих первоисточников, и даже кичились этим.

Изменено пользователем Вечно в пути (Светлана)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...