Гость 1 058 Опубликовано: 5 ноября, 2010 Через просветы. О схиигумене Илии Ольга Рожнева Оптинские отцы смиренные. Хранят оптинские монашеские традиции. Похвалить монаха – то же самое, что бегущему подножку поставить. Пока живы, все подвизаются, а о святости человека судим мы уже после его смерти. Хорошее высказывание по этому поводу прочитала у святых отцов: «Перед самым сбором урожая град может уничтожить виноград, и праведник перед смертью [может] согрешить. Поэтому не спеши ни к кому [приступать] с похвалами». Читаю и представляю крупные и ароматные, налитые соком грозди винограда. Но ведь может пройти град или снег выпасть… Наверное, поэтому из уст в уста передаётся оптинская байка. Спросили старца, отца Илия: «Батюшка, правда, что все оптинские отцы – прозорливцы и чудотворцы?» На что старец с улыбкой ответил: «Не знаю насчёт прозорливцев, а чуднотворцы точно все». далее... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость 1 058 Опубликовано: 12 ноября, 2010 РАБОТНИК БОЖIЙ ДУХОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ Старчество на Руси во все времена было обращено не только к монашеству, но и к мирянам. Уходя в затвор, в пустынные пещеры и лесные скиты, чернецы продолжали молиться за весь мир. Особенно созревшие духом подвижники потом выходили к людям и по милости Божiей исцеляли недуги, давали советы. В XIV столетии, когда Русь изнемогала под иноземным игом, на ней был рождён человек, ставший духовным вождём своего народа — преподобный Сергий, игумен Радонежский. Характеризуя его духовный облик, Борис Зайцев пишет: «… Не его стихия — крайность. Спокойно, неторопливо и без порывов восходил Сергий Радонежский к святому». «Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ святого. Сергий глубочайший русский, глубочайший православный. В нём есть смолистость севера России, чистый, крепкий и здоровый её тип». Полвека приходили к нему князья, воины, торговые люди и крестьяне и вместе с водой из его источника черпали утешение. В монастыре, основанном преподобным Сергием, было положено начало нравственного, а затем и политического возрождения русского народа. Во время Смутного времени затворник Борисоглебского монастыря старец Иринарх благословил князя Дмитрия Пожарского идти освобождать Москву от поляков и литовцев. Другая переломная эпоха — реформы царя Петра, имевшие целью перестроить Русь на западный манер. В этот очень сложный момент погасить огонь старчества не дал пришедший с Афона Паисий Величковский. Его келья не затворялась с утра и до вечера, и всякий имел к нему свободный доступ. Ученики святогорца стали настоятелями многих русских монастырей и известными старцами. Преподобный Серафим Саровский… Старцы Почаевской лавры, Псково Печерского монастыря и Глинской пустыни. И конечно, Оптина — столетие духовного окормления всех слоёв российского общества. Иеросхимонаха Амвросия называют столпом оптинского духа. Для него не существовало мелочей, не было вопроса, на который бы он не отвечал с участием и желанием добра. Иоанн Кронштадтский, Серафим Вырицкий, Серафим Звездинский… Наше время тоже дало целую плеяду «стариков»: Кирилл (Павлов), Николай (Гурьянов), Иоанн (Крестьянкин), Зосима (Сокур). В их числе своё, особое место занимает схиигумен Илий, являвшийся на протяжении двадцати лет братским духовником Оптиной пустыни. Ныне он находится в Переделкино, являясь духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Ошибочно полагать, что деятельность отца Илия вызывает всеобщий восторг и умиление. Из истории мы знаем, каким гонениям подвергался Серафим Саровский, находясь в своей обители. Иоанн Кронштадтский вообще являлся объектом ненависти, провокаций и клеветы. «Да какой вообще Илий старец? — вопрошал журналистов один архипастырь. — Это люди по незнанию своему так его называют. Что он творит?!». СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ Родился Батюшка на Орловской земле, в селе с очень красивым названием Становой Колодезь, в благочестивой крестьянской семье. Отец — Афанасий Иванович Ноздрин, мама — Клавдия Васильевна. Благословением, сокрытым до времени, было само имя, полученное им при крещении — в честь Алексия, Человека Божьего, одного из наиболее почитаемых на Руси святых. Пройдет много лет, и ранней весной 2005 года, на день своего небесного покровителя, схиигумен Илий специально приедет из Оптины в Москву, в патриарший Новоспасский монастырь — чтобы там, в нижнем храме во имя Романа Сладкопевца, поклониться Честной Главе святого Алексия, впервые доставленной в Россию из Греции. Село Становой Колодезь было работящим и зажиточным. В конце XIX века из трёхсот домов только четыре не имели печных труб и топились по черному. Как и везде, новая власть оставила на малой Родине отца Илия свои раны и кровавые отметины. далее... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ивушка - Ирина 719 Опубликовано: 19 ноября, 2010 Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» http://www.pravmir.ru/sxiarximandrit-ilij-nozdrin-go/ 19 ноября, 2010 Подлинные задачи и ошибки духовничества, выбор священника, способного стать настоящим учителем для человека, вступающего в Церковь, – мало найдется тем для разговора сложнее, чем эти. Свои непростые вопросы «Фома» решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, оптинскому старцу Илию. - Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться? - Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни – все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь. Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: Спаситель ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное – чему учить и как. Христианство дает на это четкий ответ. Наша вера, богатство нашей духовной жизни зарабатывается в первую очередь прямым общением с Богом, то есть молитвой, через которую человек закрепляет свою веру, и без которой, по словам Феофана Затворника, бывшего, кстати, ректором Петербургской духовной академии, теоретические знания и образование стоят немного. Но в то же время это не отрицает значения знания, которое также является неотъемлемой частью духовной жизни, и которым человек не может ни в коем случае пренебрегать. Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать. Учиться духовной жизни означает совмещать молитву и образование. И, конечно, прежде всего важно понимать, что духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами. Ведь нередко, приходя в Церковь, человек думает сразу же стать святым, получить от Бога особые духовные дары. Но так не бывает. Молитва, обращение к Богу должны сочетаться с образованием, получением знаний и изменениями в повседневной жизни человека. И вот как раз эти изменения должен направлять духовник, но сам по себе он не много даст человеку, если тот не готов принимать. Духовник может что-то объяснить, но, как сказано в евангельской притче, сеятель сеет, а затем прилетают воробьи и галки, клюют зерна и человек опять остается пустой. Человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека. - Считается, что духовник должен научить человека мыслить самостоятельно, самостоятельно расти духовно. Однако многие люди предпочитают просто вверить себя полностью священнику, советуясь с ним даже о том, какие обои им следует купить. Многие осуждают такой отказ мирянина от своей воли. Это действительно неправильно? - Человек должен сохранять свою волю и сам принимать решения. Потому что только сам человек может сделать в своей душе окончательный выбор. Разве Господь не мог избавить Иуду от предательства? Мог бы, конечно. Но почему тогда Он этого не сделал? Потому что сделать это можно было только насилием. А принуждение человека для Бога, для святости Божией недопустимо. Принудительное добро не может быть добром. Ведь почему распялся Спаситель? Он мог весь мир сделать идеальным и без этого, чтобы никаких пороков на земле не осталось, и человек ни в чем бы ни нуждался, ни в каких армиях и канцеляриях. Но Господь мог сделать это лишь принудительно, сломав свободную волю людей. И Он не пошел на это, оставив людям возможность самостоятельно выбирать между добром и злом. Наша социальная жизнь дает человеку готовые знания, культуру, готовый опыт, но как этим пользоваться, человек решает сам. Также и в жизни духовной. Господь дает нам, через свою искупительную миссию, через крест, возможность побеждать свои немощи, бороться с дьяволом. Но воспользоваться этой возможностью мы можем лишь по собственной воле. Господь сотворил для нас мироздание, создал законы, по которым мы живем, дал нам воду, пищу, всё, что необходимо. Но как именно жить в этом мире, обусловлено, в первую очередь, нашей волей, нашим трудом и знаниями. А потому важно, чтобы жизнь строилась и на соблюдении Божественных установлений, и на свободном человеческом выборе. - А если духовник откровенно ломает человеческую волю, пытается не учить, а приказывать? - Тогда это не духовник. Что тут говорить, ведь все сказано в Евангелии. Посмотрите, как действовал Спаситель, как действовали апостолы. Так должен действовать и духовник. А если он не поступает по Писанию, не следует евангельским заповедям, и пытается принуждать… как он может тогда быть духовным учителем христианина? Конечно, побуждать человека к тому, чтобы он изменился, надо, надо исправлять и направлять, но в то же время ни в коем случае нельзя подавлять личность. - Некоторые люди принципиально ищут духовника в монастыре и даже не заглядывают в храм рядом со своим домом… - Это опять же неверно, когда человек ищет где-то за морем, думая, что там будет лучше. Старец Силуан говорит, что если человек верит духовнику, то Господь ему открывает через духовника мудрость, независимо от того, насколько духовник мудрый, ученый, или опытный. Тут нужно больше доверия вопрошающего к Господу. Если есть доверие Богу, то благодать Божия открывает то, что необходимо вопрошающему. - Во многом тяготение к монастырю у новообращенного человека связано с тем, что путь монаха считается более правильным, более спасительным, а жизнь мирянина представляется своеобразной «полумерой». - Жизни монаха и мирянина, конечно, серьезно различаются. Это два разных пути, но они в равной степени ведут к главной цели человеческой жизни: спасению души и соединению с Богом. Если человек уходит в монастырь, он целиком посвящает свою жизнь спасению души. Его жизнь складывается из молитвы и послушания, которое должно быть неотъемлемой частью жизни любого монаха. И здесь, кстати, роль духовного руководителя, степень подчинения ему должна быть значительно выше. Но и жизнь мирянина также подчинена той же цели спасения. Разница лишь в том, что у мирян она сопряжена с другими обязанностями: обеспечением семьи, воспитанием детей, другими важными богоугодными заботами. К тому же в жизни человека, не удалившегося от мира, встречается масса мирских искушений, но это не только лишняя опасность, но и лишняя возможность, потому что, преодолевая эти искушения, человек приобретает бесценный духовный опыт. Важно помнить, что Господь знает, кому какие испытания послать. Нет человека, который не может спастись. Поэтому, выбирая свой путь, нужно помнить, что как путь монаха, так и путь мирянина одинаково спасительны, и выбор важно сделать осмысленно, без спешки, исходя из своих внутренних приоритетов. И поступить в соответствии со своей совестью, по Божией правде. - Так что же делать человеку, который только пришел в Церковь и ищет своего духовника? Как сделать правильный выбор? - Важно помнить, что наш мир лежит во зле, все мы грешны после грехопадения Адама, и здесь у каждого человека, у каждого духовника есть тоже свои грехи. Полного идеала никогда не бывает. Действительно, есть люди большого знания и духовного опыта, к которым можно пойти под духовное руководство. Однако выбирать нужно внимательно, понимая, что даже очень хороший духовник может по каким-то причинам не подходить лично вам. Даже очень эрудированный и опытный духовник может не подойти по каким-то чисто человеческим критериям, и вам будет трудно выстроить свои отношения, поэтому важно оценить всё, в том числе и человеческую совместимость И кроме того, я хотел бы напомнить, что говорил Феофан Затворник о начале духовной жизни человека. Что такое Царствие Небесное? Это богообщение, чистота души и благодать Божия. Очистить себя от своих грехов и лично обратиться к Богу – главное, для чего человек приходит в Церковь. И если человек научился покаянию, перемене души и молитве, то он сможет жить при любом духовнике, сам действовать, самостоятельно делать выбор в пользу добра, стремиться к нему. Если же не научился – никакой духовник ему не поможет. Важно также не забывать в своем доверии к человеку самостоятельно оценивать происходящее. Необходимо соотносить слова духовника со словами Евангелия, с учением Отцов Церкви, с ее соборными решениями, которые важно изучать и понимать. Никакой авторитет духовника не может перекрывать их. И, конечно же, человеку, пришедшему в Церковь, нужно непрестанно молиться, ведь общение с Богом – это и есть главное, к чему стремится каждый христианин Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ивушка - Ирина 719 Опубликовано: 19 ноября, 2010 Наставление старца Илия 18 ноября, 2010 • http://www.pravmir.ru/nastavlenie-starca-iliya/ Наставление схиигумена Илия (Ноздрина). Видео с диска «Схиигумен Илий. Служение, таинства, проповеди». Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Жёлудь Игорь 125 Опубликовано: 25 декабря, 2010 Интервью схиархимандрита Илии (Ноздрина) журналу "ФОМА" №12 за 2010 г. "ГОСПОДЬ НЕ ЛОМАЛ ВОЛЮ УЧЕНИКОВ, И НИКАКОЙ ДУХОВНИК НЕ МОЖЕТ" Подлинные задачи и ошибки духовничества, выбор священника, способного стать настоящим учителем для человека, вступающего в Церковь, - мало найдется тем для разговора сложнее, чем эти. Свои непростые вопросы "Фома" решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, оптинскому старцу Илию. - Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться? - Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени "показать последнего попа". И сейчас терроризм, сатанинская ненависть, деградация нашей деревни - все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь. Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: Спаситель ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное - чему учить и как. ... http://www.foma.ru/article/index.php?news=4873 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ивушка - Ирина 719 Опубликовано: 19 января, 2011 Cтарец Илий о смысле жизни http://www.pravmir.ru/ctarec-ilij-o-smysle-zhizni-my/ Совместный проект телеканала «Союз» и портала «Православие и мир» В эфире телеканала «Союз» стала выходить программа – беседы со схиархимандритом Илием (Ноздревым) о смысле жизни. Предлагаем читателям видео и полный текст первой беседы. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ту-22М3 1 445 Опубликовано: 20 января, 2011 Беседа со Старцем: Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
SergNata 1 392 Опубликовано: 21 января, 2011 Схиигумен Илий - беседы Архив бесед http://files.tvspas.ru/Audio/%CB%E5%EA%F6%E8%E8%2C%20%E1%E5%F1%E5%E4%FB%2C%20%EF%F0%EE%EF%EE%E2%E5%E4%E8/%C8%EB%E8%E9%20%28%CD%EE%E7%E4%F0%E8%ED%29%2C%20%F1%F5%E8%E8%E3/%C1%E5%F1%E5%E4%E0%20%ED%E0%20%F0%E0%E4%E8%EE%20%D0%E0%E4%EE%ED%E5%E6%20%282006%29/Beseda%20so%20shiigumenom%20Iliem%202006%20god%20ch.1-1.mp3 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ивушка - Ирина 719 Опубликовано: 23 января, 2011 SergNata, приглашаю посетить тему http://trezvenie.org/forum/index.php?topic=2331.0 и сайт http://www.hram-bogoyavlenia.ru/ Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Tampy 3 135 Опубликовано: 27 января, 2011 Старец Илий о грехе Новая беседа со схиархимандритом Илием (Ноздревым) , вышедшая на телеканале «Союз», посвящена греху. Что есть грех? Какой грех особенно распространен в современном мире? Как жить без греха? - Добрый день, уважаемые телезрители. Мы продолжаем цикл бесед со схиархимандритом Илием о жизни, о вечности, о человеческой душе. Тема сегодняшней беседы — грех. Батюшка, что такое грех? Как можно охарактеризовать это понятие? - Точного определения я не скажу, но грех есть уклонение от нормы. Грех есть преступление и уклонение от закона. Когда человек не исполняет закон, он идет против совести и против заповедей Божиих. Получается то, что мы говорили о совести. Когда совесть становится нечувствительной, в человеке накапливается греховное состояние. Господь наш Иисус Христос, который пострадал, чтобы человек мог избавиться от греха, и своими страданиями как бы заплатил за наши грехи, опять-таки сохраняет за человеком свободу, никогда не принуждает человека. Он всегда ищет доброго произволения от человека. Когда человек кается, осознает свои грехи, смиряется – это становится искупительной миссией, через которую человек получает прощение. Именно через покаяние человек получает от Бога прощение грехов. - А как происходит зарождение греха в душе человеческой? - Грех зарождается тогда, когда человек уклоняется от Божьей воли, не стремится исполнять закон Евангельский. Недостаток молитвы, недостаток жизни по совести. - Вот младенец – он до семи лет считается безгрешным, подобным ангелу. И даже если дети шалят, то им это в грех не вменяется, потому что они не сознают своих поступков. А бывает так, чтобы взрослый человек не сознавал своих поступков? Когда это происходит? - Разумнный человек всегда сознает свои поступки. Но уже накопление греховности лишает силы – у него ослабевает воля. Когда человек катится под гору, он не может сам остановиться. Так и здесь, он уже не в силах остановить себя, избавить от греха. Вина его не в том, что он делает это, а в том, что он отходит от закона Божьего. Именно поэтому он не может себе запретить делать грех. - Говорят, что есть грехи, называемые смертными. Что это за грехи? - Смертный грех – это не то чтобы грех, которому нет прощения (нет греха непрощаемого)… Есть степени греха: допустим человек что-то про другого подумал, плохо посмотрел, обозвал как-то…Конечно, это нельзя сравнить с грехом, который является вопиющим, который отводит от веры, от Бога, когда душа скорбит и напоминает человеку о его греховном состоянии. - Есть ли грех, который никогда не прощается человеку? - В Евангелии сказано, что непрощаемый грех – это грех против Духа Святого. Это по-разному трактуется. В основном – когда очевидные свидетельства отвергаются. Подобно фарисеям, которые видели чудеса, совершаемые Господом, но в своем ожесточении отвергали, кричали… Это грех, когда человек ожесточается в своих страстях. - Бывает, грех только зарождается в человеческой душе. На какой стадии его можно изгладить так, чтобы он не напоминал о себе, чтобы к человеку возвратилось безгрешное состояние, в котором он ранее пребывал? - Есть разные силы побуждения ко греху. Бывают свои соблазны, иногда они приходят через других, иногда – через зрение, через слух человек уклоняется в грех… Человек должен приобретать навык благочестивой мысли, благочестивого действия. А в первую очередь человеку помогает молитва. Пребывая в молитве, человек, если в нем зародился грех через зрение или через слух, немедленно его искореняет, отбрасывает. Очень важно для этого памятование о Страстях Христовых. Если человек приучает себя помнить о страстях Христовых – то наушения диавола уходят, враг не может повредить. - Как Вы думаете, какой грех преобладает в современном обществе? - Грехи были всегда, со времен отпадения человека от Бога, грехопадения праотеческого. И по настоящий день они влияют на человека. - Можно ли сказать, что сейчас это, допустим, пьянство? Наркомания? - Причины нынешнего греховного состояния – в отсутствии духовного воспитания, которое не вкладывают ни родители, ни школа, ни Церковь. Человек, современная молодежь пребывает во вседозволенности, не живет благодатной жизнью. Душа ищет своего наполнения, духовной пищи, а когда этого нет, заполняет этот вакуум духовной пустотой. - В завершение разговора хотелось бы услышать от Вас какие-нибудь пожелания тем, кто хотят вести жизнь безгрешную, добродетельную. - Каждый человек должен хотеть себе добра. Но увы, он уклоняется и делает себе злое, когда не хочет признать, что представляет его истинную потребность, истинное добро, истинное благо и счастье. Надо действовать с помощью Божией, с помощью благодати, чаще посещать Церковь. Надо любить. Короче говоря, надо поступать по заповедям Божиим и по совести. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Tampy 3 135 Опубликовано: 27 января, 2011 Cтарец Илий о смысле жизни В эфире телеканала «Союз» стала выходить программа – беседы со схиархимандритом Илием (Ноздревым) о смысле жизни. Предлагаем читателям видео и полный текст первой беседы. — Сегодня мы начинаем цикл бесед со схиархимандритом Илием, известным духовником нашего времени, человеком, к которому за словом любви и утешения, совета, наставления приезжают люди из разных уголков России. Намечая тему для разговора, отец Илий хотел затронуть самые важные вопросы — те, которые чаще других задают люди священнику. Эти вопросы иногда называют вечными. Один из таких вопросов — о смысле жизни. Зачем человек живет на Земле. Батюшка, я думаю, что Вам не однажды задавали этот вопрос? — Конечно. Мы должны понять то, что какими бы не были жизненные условия, жизненные обстоятельства наши и возможности в этой жизни, мы неизбежно уходим из этого мира. И если задуматься, то слишком коротка наша жизнь. И если только касаться понятия о времени нашего пребывания в этом мире, то получается просто бессмыслица. Почему? Вы знаете слова Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?». То есть и страсть, и горе, и увечье, болезни просто человека надрывают, человек приходит в отчаяние и думает: для чего я живу? Он задумывается. Порой он думает, что все в жизни слабо, неустойчиво, жизнь слаба. Конечно, бывает, что люди-счастливцы, с внешней стороны проживают жизнь в достатке. Но, однако, если заглянуть в их душу, то может быть, что человек, с внешней стороны несчастный, в два раза крепче душой и доволен, чем счастливый с внешней стороны. Об этом, конечно, очень много говорит литература. — Батюшка, скажите, что значит «заботиться о душе»? Что входит в это понятие? И что значит само слово «душа»? — Человек имеет две субстанции: творение Божие и господин, которому Господь дал власть. И человек — последнее, что Он создал. Вдунул в него дыхание жизни в тело. И человек первым вышел из рук у Отца – первозданные прародители наши — Адам и Ева. Они были в исключительном состоянии, которое нам вообще даже не представить – ни духовное, ни физическое состояние. Человек создан был для бессмертия, для вечности. — Считается, что человек создан по образу и подобию Божьему. В чем это выражается? — Образ Божий – то, что Бог как разумное и духовное существо. И никакого сравнения нет. Равенства с Богом у человека нет, но образ Его дан. То есть Бог создал человека свободным, разумным — духовным. Подобие Божье человек приобретает, если есть совершенствование. Если Бог всесовершенный, всемогущий и вседовольный. Сказано: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. И если человек не нарушил бы заповедь, то он бы так и оставался бессмертным. У личности Бог, прежде всего, личный. И человек душой проявляется как личность. То есть в разуме, воле, чувствах. Бог, конечно, непостижимый в своем существе и не ограничен в пространстве и времени. Но человек как личность ограничен. — Батюшка, иногда говорят «смерть души». Может ли в то время, когда человек еще жив, душа его умереть? И когда это происходит? — Это смерть в грехе от нарушения заповеди Божьей. Он душой потерял то состояние, и если он первоначально непосредственно общался с Богом, то дальше он отошел, потерял связь с Ним. И поэтому настала смерть души. Смерть в том, что он потерял состояние, которое ему дано было вначале. Так и есть. Ныне, в Новом Завете, когда Спаситель избавил от греха, проклятия и смерти, крещеный человек может приобретать то состояние, которое соединяет его с Богом. Христианин через молитву, через меру, нравственную жизнь восходит, приближается к Богу. То есть нынешний период его жизни дает возможность приобретать вечную жизнь. Но поскольку тело человека стало смертным через грех, вошедший в природу человека, то он получает задатки несовершенства. Умирает тело. Но как физическая субстанция. Но мы знаем, что человек приобретает благодать Божью. Даже в останках действует благодать. Мы в Православной Церкви знаем сохранение мощей. — Человек обращается к своей душе: душе моя, душе моя, что спиши? Конец приближается. Получается, что тело и душа живут обособленно. Как сделать, чтобы они жили гармонично? — Когда человек ранит тело, естественно, оно болит, телесная природа повреждается. И душа испытывает эту болезнь. Болезней у нас достаточно много. И случайных, и длительных болезней. Это человек видит и замечает. Но не исключена и болезнь нашей души, когда человек испытывает большую скорбь, когда его обижают, или когда он скорбит о потере родственников, о смерти близких. Здесь уже духовные проявления. У отца Иоанна Крестьянкина очень много об этом сказано, и вообще в нашей литературе. Это проявление души как субстанции. Если он живет порядочной жизнью, он всегда это заметит. — Наш сегодняшний разговор со схиархимандритом Илием о жизни, о человеческой душе, о вечности мы завершаем напутствием всем тем, кто стремится жить с Богом по Божьим заповедям и законам. Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания. — Я желаю, чтобы мы больше обращались к нашей вере, были достаточно крепкими православными людьми, чтобы наша жизнь была по тем заповедям, которые указал Господь в Божественном откровении, Святом Евангелии и в нашей Русской Православной Церкви. Тогда будет последовательность нашей доброй жизни. И наши скорби, болезни, недостатки нашей жизни, трудности будут растворяться, когда мы поймем, что с нами Господь. Он всегда близок к нам, Он всегда поможет нам во время нашей благочестивой православной христианской жизни. И тогда мы не будем отчаиваться, не будем слишком сетовать на то, что нас иногда неизбежно постигает и огорчает. И тогда можно сказать: слава Богу за все, за скорбь и за радость. Если задуматься, то слишком коротка наша жизнь. И если только касаться понятия о времени нашего пребывания в этом мире, то получается просто бессмыслица.Почему? Вы знаете слова Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?». То есть и страсть, и горе, и увечье, болезни просто человека надрывают, человек приходит в отчаяние и думает: для чего я живу? Он задумывается. Порой он думает, что все в жизни слабо, неустойчиво, жизнь слаба. Конечно, бывает, что люди-счастливцы, с внешней стороны проживают жизнь в достатке. Но, однако, если заглянуть в их душу, то может быть, что человек, с внешней стороны несчастный, в два раза крепче душой и доволен, чем счастливый с внешней стороны. Об этом, конечно, очень много говорит литература. — Батюшка, скажите, что значит «заботиться о душе»? Что входит в это понятие? И что значит само слово «душа»? — Человек имеет две субстанции: творение Божие и господин, которому Господь дал власть. И человек — последнее, что Он создал. Вдунул в него дыхание жизни в тело. И человек первым вышел из рук у Отца – первозданные прародители наши — Адам и Ева. Они были в исключительном состоянии, которое нам вообще даже не представить – ни духовное, ни физическое состояние. Человек создан был для бессмертия, для вечности. — Считается, что человек создан по образу и подобию Божьему. В чем это выражается? — Образ Божий – то, что Бог как разумное и духовное существо. И никакого сравнения нет. Равенства с Богом у человека нет, но образ Его дан. То есть Бог создал человека свободным, разумным — духовным. Подобие Божье человек приобретает, если есть совершенствование. Если Бог всесовершенный, всемогущий и вседовольный. Сказано: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. И если человек не нарушил бы заповедь, то он бы так и оставался бессмертным. У личности Бог, прежде всего, личный. И человек душой проявляется как личность. То есть в разуме, воле, чувствах. Бог, конечно, непостижимый в своем существе и не ограничен в пространстве и времени. Но человек как личность ограничен. — Батюшка, иногда говорят «смерть души». Может ли в то время, когда человек еще жив, душа его умереть? И когда это происходит? — Это смерть в грехе от нарушения заповеди Божьей. Он душой потерял то состояние, и если он первоначально непосредственно общался с Богом, то дальше он отошел, потерял связь с Ним. И поэтому настала смерть души. Смерть в том, что он потерял состояние, которое ему дано было вначале. Так и есть. Ныне, в Новом Завете, когда Спаситель избавил от греха, проклятия и смерти, крещеный человек может приобретать то состояние, которое соединяет его с Богом. Христианин через молитву, через меру, нравственную жизнь восходит, приближается к Богу. То есть нынешний период его жизни дает возможность приобретать вечную жизнь. Но поскольку тело человека стало смертным через грех, вошедший в природу человека, то он получает задатки несовершенства. Умирает тело. Но как физическая субстанция. Но мы знаем, что человек приобретает благодать Божью. Даже в останках действует благодать. Мы в Православной Церкви знаем сохранение мощей. — Человек обращается к своей душе: душе моя, душе моя, что спиши? Конец приближается. Получается, что тело и душа живут обособленно. Как сделать, чтобы они жили гармонично? — Когда человек ранит тело, естественно, оно болит, телесная природа повреждается. И душа испытывает эту болезнь. Болезней у нас достаточно много. И случайных, и длительных болезней. Это человек видит и замечает. Но не исключена и болезнь нашей души, когда человек испытывает большую скорбь, когда его обижают, или когда он скорбит о потере родственников, о смерти близких. Здесь уже духовные проявления. У отца Иоанна Крестьянкина очень много об этом сказано, и вообще в нашей литературе. Это проявление души как субстанции. Если он живет порядочной жизнью, он всегда это заметит. — Наш сегодняшний разговор со схиархимандритом Илием о жизни, о человеческой душе, о вечности мы завершаем напутствием всем тем, кто стремится жить с Богом по Божьим заповедям и законам. Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания. — Я желаю, чтобы мы больше обращались к нашей вере, были достаточно крепкими православными людьми, чтобы наша жизнь была по тем заповедям, которые указал Господь в Божественном откровении, Святом Евангелии и в нашей Русской Православной Церкви. Тогда будет последовательность нашей доброй жизни. И наши скорби, болезни, недостатки нашей жизни, трудности будут растворяться, когда мы поймем, что с нами Господь. Он всегда близок к нам, Он всегда поможет нам во время нашей благочестивой православной христианской жизни. И тогда мы не будем отчаиваться, не будем слишком сетовать на то, что нас иногда неизбежно постигает и огорчает. И тогда можно сказать: слава Богу за все, за скорбь и за радость. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
SergNata 1 392 Опубликовано: 28 января, 2011 SergNata, приглашаю посетить тему http://trezvenie.org...hp?topic=2331.0 и сайт http://www.hram-bogoyavlenia.ru/ Спасибо, Ирина. Наставление схиигумена Илия (Ноздрина). Видео с диска «Схиигумен Илий. Служение, таинства, проповеди». http://www.pravmir.r...e-starca-iliya/ Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
валерий37 26 Опубликовано: 22 марта, 2011 Поздравляем с днём ангела батюшку Илия,многая лета!!!ГОСПОДИ!, ДАЙ СХИАРХИМАНДРИТУ ИЛИЮ,СИЛ И ЗДОРОВЬЯ! Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ивушка - Ирина 719 Опубликовано: 22 марта, 2011 Поздравляем с днём ангела батюшку Илия,многая лета!!!ГОСПОДИ!, ДАЙ СХИАРХИМАНДРИТУ ИЛИЮ,СИЛ И ЗДОРОВЬЯ! Сегодня День Ангела о. Илия 22 Март 2011 http://news.kozelsk.ru/?p=506 9 марта (22 марта по Григорианскому календарю) Церковь празднует память 40 мучеников Севастийских. А православные Козельска отмечают День Ангела схиархимандрита Илия (Ноздрина) – духовника Святейшего Патриарха и старца Оптиной пустыни. С 1989 года о. Илий подвизается в Оптиной. С той поры его духовное покровительство распространяется не только на знаменитый монастырь, но и на многие храмы Козельского благочиния. Пожалуй, нельзя назвать ни одного прихода, которому бы не помог бы о. Илий, а некоторые – например храм Богоявления Господня на Мехзаводе – построены при прямом содействии Старца. В настоящее время о. Илий несёт великое послушание – он духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, но и ныне он не оставляет Козельск своим попечением. В храме Богоявления, построенном по благословению Батюшки, есть нижний храм, посвящённый 40 мученикам, имя одного из которых – мученика Илия – носит Старец. Сегодня там престольный праздник и День Ангела земного ангела-хранителя храма схиархимандрита Илия. Поздравляем приход храма с престолом, а о. Илия – с Днём Ангела. Многая лета и спасения! Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Жёлудь Игорь 125 Опубликовано: 20 мая, 2011 Разговор о любви с соснами и старцем Предлагаем нашим читателям переступить порог храма с нецерковным человеком. Корреспондент «Русского Репортера» посетила старца Илия (Ноздрина). Старик и вечностьГоворят, что схиархимандрит Илий из Оптиной пустыни — чуть ли не последний настоящий старец в России. И что он — духовник патриарха. И чуть ли не Путина. И уверяют, что интервью он не дает, а если и дает, то редко и только православным изданиям. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Dimitry 25 Опубликовано: 20 мая, 2011 Предлагаем нашим читателям переступить порог храма с нецерковным человеком. Корреспондент «Русского Репортера» посетила старца Илия (Ноздрина).Сходил по ссылке. Осилил. Похоже на то, что корреспондент действительно общалась с о. Илием. Всё. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ника 1 837 Опубликовано: 20 мая, 2011 Предлагаем нашим читателям переступить порог храма с нецерковным человеком. Корреспондент «Русского Репортера» посетила старца Илия (Ноздрина). Не знаю... На меня статья произвела двойственное впечатление. С одной стороны - и это главное! - автор увидела в старце старца и настоящую любовь. С другой стороны, присутствует скрытая ирония в противопоставлении оптинских сосен тому священнику-насельнику монастыря, который не благословил войти в обитель в недолжном виде. Автору именно так и хотелось, видимо - "в чужой монастырь со своим уставом", а не хотите - ничего мне от вас не надо. Понятно, что автор человек нецерковный, но этикет есть этикет, даже для светского человека. Все-таки, есть в этом некое потребительство (или бравада). Совершенно очевиден используемый автором прием остранения. Как будто никакой традиции нет, а я вижу все впервые и не считаюсь с "общепринятым" взглядом. Хотя автор имеет на это полное право... Есть в статье и острые наблюдения, с которыми трудно не согласиться. Но в целом впечатление... неоднозначное. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 20 мая, 2011 Старик и вечность - прямо Хемингуэй Интересно, конечно, посмотреть со стороны нецерковного человека, себя вспоминаешь с такими же вопросами и ощущениями. Помоги Господи о. Илию, чтоб сил хватало на приходящих... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sasha 3 426 Опубликовано: 20 мая, 2011 впечатление от интервью - МЕГА не-профессионально (увольнять и журналистку и Глав Реда), если понимать журналистику как профессию а не как подпись под фото со светских раутов; промашка ГлавРеда - интервью с ТАКИМИ людьми для любого издания знаковые и то как они сделаны напрямую отражается на репутации издания наверняка какие-нибудь Ларри Кинг и Опра Уинфри (список можно продолжить) реально бы сделали это интервью - не прячась ни за то что иностранцы, ни за то что "не-церковные" интервью - это высший пилотаж в журналистике, самые знаменитые журналисты к интервью готовятся по несколько недель или даже месяцев - здесь этого вообще нет и это просто жалко - пытаться прикрыть не-профессионализм вроде как "не-церковностью" - смешно, кого это может обмануть Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ника 1 837 Опубликовано: 20 мая, 2011 Мне кажется, там была претензия на то, что все пишут в одном ключе, а мы сейчас возьмем и всех удивим! Нестандартностью подхода, так сказать. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sasha 3 426 Опубликовано: 20 мая, 2011 Мне кажется, там была претензия на то, что все пишут в одном ключе, а мы сейчас возьмем и всех удивим! Нестандартностью подхода, так сказать. вт том то и дело что не все в самом начале - они заявляют "он не дает интервью" - и Русский Репортер "уникальный" в этом смысле... и так все профукать - просто удивляет что у людей даже профессиональных амбиций нет - просто тотальное разложение можно себе представить что из такого шанса сделал бы Парфенов или даже Лошак (если брать российских граждан), даже и Андрей Малахов - здесь... ну все кричит о проф непригодности Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 20 мая, 2011 да ладно вам... Тут даже не в профессионализме дело. Сколько раз убеждался, когда нецерковные люди пишут о духовном, вечно у них какая-то белиберда получается. Ну а здесь даже забавно, есть все же некая искренность в этом суматошном интервью. А самому-то старцу никакая писанина не повредит. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sasha 3 426 Опубликовано: 20 мая, 2011 то что о Илию никакая писанина не повредит - это аскиома а думаете когда пишут о нобелевской премии по физике - всем прям физики? более об издательстве и самих журналистах речь как о профи - впечатление жалкое Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 20 мая, 2011 Во всяком случае, когда иностранные профи- журналисты писали об Оптиной, получалась такая же чушь, как и у наших, только немного политкорректнее (это у них в крови) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
р.б.Елена 803 Опубликовано: 4 июля, 2011 Интересная статья: http://www.pravmir.ru/starik-i-vechnost/ ________________________ Друзья, может кто-то знает, какого числа у батюшки день рождения. Я знаю, что он родился в августе 1932 года, а день не знаю. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение