Перейти к публикации
Борис

Допустимо ли православному заниматься йогической гимнастикой , хатха - йогой?

Рекомендованные сообщения

На протяжении почти всей своей взрослой жизни практикую элементы йогической гимнастики , хатха - йоги. Религиозной стороны этой темы никогда особенно не касался. Но чисто телесные практики ощутимо помогают сохранить бодрость тела , бодрость духа. В последнее время мне эта бодрость особенно необходима. - приходится ухаживать за не встающей с постели больной мамой , на работу ходить , и сыновьям еще помогать.

Однако стали посещать сомнения. Совместимы ли таковые действа с православным образом жизни ? Приоритет православия входит в мой мир с Нарастающей силой в последние годы. Как вообще церковью могли бы быть оценены такие действия прихожанина ? Практикует утром и вечером асаны , стоит на голове , делает пранаямы и пр. Нет ли в этом чего с православной точки зрения недопустимого ? Я в определенной растерянности. И расставаться не хочется с тем , что всю жизнь помогало и смнения гложут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На протяжении почти всей своей взрослой жизни практикую элементы йогической гимнастики , хатха - йоги. Религиозной стороны этой темы никогда особенно не касался. Но чисто телесные практики ощутимо помогают сохранить бодрость тела , бодрость духа. В последнее время мне эта бодрость особенно необходима. - приходится ухаживать за не встающей с постели больной мамой , на работу ходить , и сыновьям еще помогать.

Однако стали посещать сомнения. Совместимы ли таковые действа с православным образом жизни ? Приоритет православия входит в мой мир с Нарастающей силой в последние годы. Как вообще церковью могли бы быть оценены такие действия прихожанина ? Практикует утром и вечером асаны , стоит на голове , делает пранаямы и пр. Нет ли в этом чего с православной точки зрения недопустимого ? Я в определенной растерянности. И расставаться не хочется с тем , что всю жизнь помогало и смнения гложут.

С точки зрения православной веры это недопустимо!!!Йога направлена на возвышение своего "Я" то есть подогревает гордость.А православная вера учит смирению,уничижению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Ведь то, что открылись Вам Ваши сомнения на счет йоги, это величайший Божий дар, который годами вымаливали святые подвижники - это видение своих грехов!!!

 

 

Так легко и в прелестЬ впастЬ.

Душа-христианка,она Божия!и всегда глас совести сопротивляется непотребному.

 

 

Если человек не знает,но хочет знатЬ-то,что вы делаете -недопустимо.ВедЬ это не зарядка,а медитация!

 

Другое дело,если не хочется раставатЬся со своими заблуждениями и заблуждатЬся далее.И далее прислушиватся к сомнениям и плытЬ по течению...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ну последние 2 предложения в моём предыдущем сообщении для Бориса.

 

О другом-я думаю иначе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень благодарен всем кто откликнулся

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
подогревает гордость.А православная вера учит смирению,уничижению.

Гордость такая хитрая штука ( в чем я не раз убеждался наблюдая за самим собой ) , что она может пустить корни из чего угодно.В том числе и из смирения. Еще раз повторюсь - говорю сейчас только о себе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так легко и в прелестЬ впастЬ.

Душа-христианка,она Божия!и всегда глас совести сопротивляется непотребному.

 

 

ВедЬ это не зарядка,а медитация!

Нет нет ! Речь в моем вопросе шла именно об аспекте Зарядки. Медитацию не признаю в принципе и чураюсь ее сейчас. " Наелся " этим в юности. Молитва - вот что сейчас реально помогает. Надо было прожить 50 с лишним лет что бы приблизитсься ( только приблизиться ) к пониманию этого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

лутшая зарядка для тела-физический труд,ну баней побаловатЬ можно иногда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Личного опыта нет. На сайте нашего храма задавали вопрос похожий:

 

"Юлия 07 December 2010 23:43 | Москва Здравствуйте, батюшка! Можно ли православному человеку выполнять некоторые упражнения из йоги? Исключительно в целях здоровья позвоночника (кстати, некоторые из этих упражнений в детстве на физкультуре выполняли, не зная ни о какой йоге).admin.pngОтвет:

Дорогая Юля!Выполняйте упражнения,читая ИИсусову молитву"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

лутшая зарядка для тела-физический труд,ну баней побаловатЬ можно иногда.

 

Баню очень люблю !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Личного опыта нет. На сайте нашего храма задавали вопрос похожий:

 

.admin.pngОтвет:

Дорогая Юля!Выполняйте упражнения,читая ИИсусову молитву"

Спасибо огромное ! Вот что мне было нужно !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Простите, я мало что знаю о йоге,но думаю так, если вы всё исключите из этого учения, кроме гимнастических упражнений, не связывая их с медитацией, то это уже не йога, а обычная гимнастика, смущаться не вижу повода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Гордость такая хитрая штука ( в чем я не раз убеждался наблюдая за самим собой ) , что она может пустить корни из чего угодно.В том числе и из смирения. Еще раз повторюсь - говорю сейчас только о себе.

Дело в том что из ложного смирения гордость пустит корни но не из истинного смирения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
На протяжении почти всей своей взрослой жизни практикую элементы йогической гимнастики , хатха - йоги. Религиозной стороны этой темы никогда особенно не касался. Но чисто телесные практики ощутимо помогают сохранить бодрость тела , бодрость духа

1. "Христианская йога".

 

Индийская йога известна на Западе уже много десятилетий, а в Америке она дала начало особенно многим культам, а также популярной форме физической терапии, цели которой предположительно далеки от религии. Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец написал о своем опыте превращения йоги в "христианское" учение; следующие описания взяты из его книги. (Ж.-М. Дешане. Христианская йога. - Хапер и Роу, Нью-Йорк, 1972. Первый перевод на английский - 1960 г.)

 

Индийская йога - учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине, образ жизни, - состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, помогающее сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. Автор прав, говоря: "Цели индийской йоги - духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты" (стр. 54) К этому нужно добавить, что человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготавливает себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается; об этом мы скажем подробнее впоследствии.

 

Тот же автор продолжает: "Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека божественна; она есть Бог, об остальном можно только молчать" (стр. 63)

 

Разумеется, эта идея - не христианская, а языческая, но цель христианской йоги - использовать приемы йоги для совсем других духовных целей, для "христианской" медитации. Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, - сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям. "Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется и вас наполняет чувство общего удовлетворения" (стр. 158). Упражнения приводят к "необычному ощущению покоя" (стр. 6). "Начнем с того, что человек ощущает общее раскрепощение, его охватывает прекрасное самочувствие, эйфория (блаженство), которая должна сохраняться - и вправду сохраняется - на долгое время. Если ваши нервы напряжены и натянуты до предела, упражнение даст им покой, и усталость как рукой снимет" ( стр. 49) "Цель всех ее (йоги) усилий - заставить замолчать в себе думающее начало, закрывая глаза на всякого рода соблазны" (стр. 56). Эйфорию, которую приносит йога, "можно с полным правом назвать "состоянием полного здоровья", и она позволяет вам "делать больше и лучше - для начала, на человеческом уровне, а затем и на христианском, религиозном, духовном уровне. Наиболее подходящее слово для этого состояния - удовлетворенность, заполняющая тело и душу и предрасполагающая нас.. к духовной жизни" (стр 31). Это может изменить всю личность человека: "Хатха-йога благотворно влияет на характер. Один человек после нескольких недель упражнений признался, что сам себя не узнает, и что все замечают перемену в его поведении и реакциях Он стал более мягким и понимающим. Он спокойно относится к событиям и переживаниям. Он удовлетворен... Вся его личность претерпела изменение, и он сам чувствует, как она укрепляется и раскрывается, а из этого проистекает почти непрерывное состояние эйфории, или удовлетворенности" (стр. 50)

 

Но все это - только подготовка к "духовной" цели, которая не заставляет себя долго ждать: "Став созерцательной, моя молитва получила особую, новую форму" (стр. 7). Став необычайно спокойным, автор отмечает: легкость, которую я почувствовал при погружении в молитву, при сосредоточении на ее содержании (стр 6.). Человек становится "более восприимчивым к импульсам и побуждениям с небес" (стр. 13). "Практика йоги приводит к повышенной податливости и восприимчивости, то есть, к раскрытию тех личных отношений между Богом и душой, которыми отмечен путь мистической жизни" (стр. 31). Даже для "ученика-йога" молитва становится "сладостной" и "охватывает всего человека" (стр. 183). Человек расслаблен и "готов затрепетать при касании Святого Духа, принять и приветствовать то, что Господь в Своей милости сочтет нас достойными испытать" (стр. 71). "Мы подготовим все свое существо к тому, чтобы все оно было взято, было восхищено - и это, несомненно, одна из форм, даже высшая форма, христианского созерцания" (стр. 72). "С каждым днем упражнения, да и вся аскетическая дисциплина моей йоги прибавляет легкости, с которой благодать Христа притекает ко мне. Я чувствую, как растет мой голод по отношению к Богу, и моя жажда праведности, и мое желание быть христианином в подлинном смысле этого слова" (стр. 11)

 

Любой, понимающий природу прелести, или духовного заблуждения (см. ниже), узнает в этом описании "христианской йоги" точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути - или в сторону языческих религиозных опытов, или в сторону сектантских "христианских" опытов. То же стремление к "святым и божественным чувствам", та же открытость и готовность быть "восхищенным" неким духом, те же поиски не Бога, а "духовных утешений", то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за "состояние благодати", та же невероятная легкость, с которой человек становится "созерцателем" или "мистиком", те же "мистические откровения" и псевдо-духовные состояния. Это - общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения. Но автор "христианской йоги", будучи бенедиктинским монахом, добавляет некоторые особые "медитации", которые показывают, что он мыслит полностью в духе римско-католических "медитаций" последних веков с их свободной игрой воображения на христианские темы.

 

Так, например, медитируя на тему Рождественской мессы, он начинает видеть Младенца у Его Матери: "Я вглядываюсь - и больше ничего. Картины, идеи (ассоциации идей: Спаситель - Царь - Свет- Сияние - Пастырь - Младенец - и снова Свет) приходят одна за другой, проходят мимо... Все эти кусочки священной головоломки, взятые в целом, рождают во мне одну идею... безмолвное видение всего таинства Рождества" (стр. 161-162). Каждый, кто хоть немного знаком с православной духовной дисциплиной, увидит, что этот достойный жалости "христианский йог" умудрился попасть в ловушку, расставленную одним из мелких бесов, поджидающих таких искателей "духовных переживаний": он даже не видел "ангела света", а только дал волю своим "религиозным фантазиям", порождениям сердца и духа, совершенно не подготовленным к духовной брани и бесовским искушениям. Подобная "медитация" в наши дни практикуется в целом ряде католических монастырей и обителей.

 

Тот факт, что в конце книги помещена статья переводчика "Добротолюбия" на французском языке с приложением выдержек из "Добротолюбия" только лишь показывает пропасть, отделяющую этих дилетантов от истинной духовности православия, которая совершенно недоступна современным "мудрецам", разучившимся понимать ее язык. Достаточным доказательством некомпетентности автора в понимании "Добротолюбия" является то, что он называет "сердечной молитвой" (в православной традиции это наивысшая умная молитва, которую постигают только немногие после долгих лет аскетической брани и усмирения истинно богоносным старцем) простейший трюк - произнесение слогов в унисон с сердцебиением" (стр. 196).

 

Ниже мы полнее прокомментируем опасности "христианской йоги", когда будем отмечать в ней черты, общие с другими формами, "восточной медитации", которые предлагаются сегодня христианам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

добрый вечер, хотела узнать по поводу занятий бодифлексом и оксисайз, они основаны на дыхательной гимнастике, можно ли заниматься православному человеку? спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Настя,ответ прост.Апостол Павел писал:,,Подражайте мне, как я Христу."Занимался бы он бодифлексом и оксисайзом?Конечно,нет.Где учитель,там и ученики будут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

добрый вечер, хотела узнать по поводу занятий бодифлексом и оксисайз, они основаны на дыхательной гимнастике, можно ли заниматься православному человеку? спасибо

А зачем? Как говорил апостол Павел - "Всё мне можно, но не всё полезно...", "Всё испытывайте, хорошего держитесь". То есть любое своё начинание и стремление нужно испытывать на смысл результата - к чему это приведёт, для чего это нужно. Православный человек понимает смысл земной жизни в подготовке себя для будущей большей, вечной жизни. Все его стремления направлены на развитие и укрепление души в правильном направлении, на поиск единения с Богом - восприятие и понимание Его чаяний о человеке. Православный человек старается отвергнуть всё не нужное, наносное, что убивает отпущенное Богом время и отвлекает от спасения души. Мы открываем Евангелие и видим первые слова Бога, обращённые к нам - "Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное." и стремимся совершать дела, достойные покаяния, применять своё тело для врачевания и становления души потому, что тело для души, а не душа для тела. А что же такое бодифлекс? Body - это в переводе означает "тело", flex - "гнуть, мять". "Бодифлекс (Bodyflex) - это удивительная эффективная программа, позволившая вернуть грацию и здоровье тысячам женщин и мужчин, независимо от возраста и без диет!" Нужно сказать, что по сути слово "здоровье" в это определение вставлено лукаво. Основная цель занимающихся это стремление совершенствовать красоту своего тела, выглядеть красивым, привлекательным телесно. То есть - ум человека занят ревностью о своей телесной красоте. А это с точки зрения православия есть чревоугодие - смертный грех. Нужно видеть в своём теле дар Божий, творение Его и содержать его как одежду души - в чистоте, опрятности и здравии. Повышенное внимание к чертам своего тела указывает на пониженное внимание к развитию своей души, соблазн тщеславием и гордыней.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...