Перейти к публикации
Борис

Допустимо ли православному заниматься йогической гимнастикой , хатха - йогой?

Рекомендованные сообщения

На протяжении почти всей своей взрослой жизни практикую элементы йогической гимнастики , хатха - йоги. Религиозной стороны этой темы никогда особенно не касался. Но чисто телесные практики ощутимо помогают сохранить бодрость тела , бодрость духа. В последнее время мне эта бодрость особенно необходима. - приходится ухаживать за не встающей с постели больной мамой , на работу ходить , и сыновьям еще помогать.

Однако стали посещать сомнения. Совместимы ли таковые действа с православным образом жизни ? Приоритет православия входит в мой мир с Нарастающей силой в последние годы. Как вообще церковью могли бы быть оценены такие действия прихожанина ? Практикует утром и вечером асаны , стоит на голове , делает пранаямы и пр. Нет ли в этом чего с православной точки зрения недопустимого ? Я в определенной растерянности. И расставаться не хочется с тем , что всю жизнь помогало и смнения гложут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 19.03.2011 в 18:14, Борис сказал:

На протяжении почти всей своей взрослой жизни практикую элементы йогической гимнастики , хатха - йоги. Религиозной стороны этой темы никогда особенно не касался. Но чисто телесные практики ощутимо помогают сохранить бодрость тела , бодрость духа. В последнее время мне эта бодрость особенно необходима. - приходится ухаживать за не встающей с постели больной мамой , на работу ходить , и сыновьям еще помогать.

Однако стали посещать сомнения. Совместимы ли таковые действа с православным образом жизни ? Приоритет православия входит в мой мир с Нарастающей силой в последние годы. Как вообще церковью могли бы быть оценены такие действия прихожанина ? Практикует утром и вечером асаны , стоит на голове , делает пранаямы и пр. Нет ли в этом чего с православной точки зрения недопустимого ? Я в определенной растерянности. И расставаться не хочется с тем , что всю жизнь помогало и смнения гложут.

С точки зрения православной веры это недопустимо!!!Йога направлена на возвышение своего "Я" то есть подогревает гордость.А православная вера учит смирению,уничижению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 21.03.2011 в 05:36, Осольва сказал:

 

Ведь то, что открылись Вам Ваши сомнения на счет йоги, это величайший Божий дар, который годами вымаливали святые подвижники - это видение своих грехов!!!

 

 

Так легко и в прелестЬ впастЬ.

Душа-христианка,она Божия!и всегда глас совести сопротивляется непотребному.

 

 

Если человек не знает,но хочет знатЬ-то,что вы делаете -недопустимо.ВедЬ это не зарядка,а медитация!

 

Другое дело,если не хочется раставатЬся со своими заблуждениями и заблуждатЬся далее.И далее прислушиватся к сомнениям и плытЬ по течению...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ну последние 2 предложения в моём предыдущем сообщении для Бориса.

 

О другом-я думаю иначе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень благодарен всем кто откликнулся

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 20.03.2011 в 14:50, маргарита сказал:
подогревает гордость.А православная вера учит смирению,уничижению.

Гордость такая хитрая штука ( в чем я не раз убеждался наблюдая за самим собой ) , что она может пустить корни из чего угодно.В том числе и из смирения. Еще раз повторюсь - говорю сейчас только о себе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 21.03.2011 в 09:05, Romashka сказал:

Так легко и в прелестЬ впастЬ.

Душа-христианка,она Божия!и всегда глас совести сопротивляется непотребному.

 

 

ВедЬ это не зарядка,а медитация!

Нет нет ! Речь в моем вопросе шла именно об аспекте Зарядки. Медитацию не признаю в принципе и чураюсь ее сейчас. " Наелся " этим в юности. Молитва - вот что сейчас реально помогает. Надо было прожить 50 с лишним лет что бы приблизитсься ( только приблизиться ) к пониманию этого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

лутшая зарядка для тела-физический труд,ну баней побаловатЬ можно иногда.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Личного опыта нет. На сайте нашего храма задавали вопрос похожий:

 

"Юлия 07 December 2010 23:43 | Москва Здравствуйте, батюшка! Можно ли православному человеку выполнять некоторые упражнения из йоги? Исключительно в целях здоровья позвоночника (кстати, некоторые из этих упражнений в детстве на физкультуре выполняли, не зная ни о какой йоге).admin.pngОтвет:

Дорогая Юля!Выполняйте упражнения,читая ИИсусову молитву"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 21.03.2011 в 13:21, Romashka сказал:

лутшая зарядка для тела-физический труд,ну баней побаловатЬ можно иногда.

 

Баню очень люблю !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 21.03.2011 в 13:49, Olga сказал:

Личного опыта нет. На сайте нашего храма задавали вопрос похожий:

 

.admin.pngОтвет:

Дорогая Юля!Выполняйте упражнения,читая ИИсусову молитву"

Спасибо огромное ! Вот что мне было нужно !

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Простите, я мало что знаю о йоге,но думаю так, если вы всё исключите из этого учения, кроме гимнастических упражнений, не связывая их с медитацией, то это уже не йога, а обычная гимнастика, смущаться не вижу повода.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 21.03.2011 в 12:52, Борис сказал:

Гордость такая хитрая штука ( в чем я не раз убеждался наблюдая за самим собой ) , что она может пустить корни из чего угодно.В том числе и из смирения. Еще раз повторюсь - говорю сейчас только о себе.

Дело в том что из ложного смирения гордость пустит корни но не из истинного смирения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  Цитата
На протяжении почти всей своей взрослой жизни практикую элементы йогической гимнастики , хатха - йоги. Религиозной стороны этой темы никогда особенно не касался. Но чисто телесные практики ощутимо помогают сохранить бодрость тела , бодрость духа

1. "Христианская йога".

 

Индийская йога известна на Западе уже много десятилетий, а в Америке она дала начало особенно многим культам, а также популярной форме физической терапии, цели которой предположительно далеки от религии. Почти двадцать лет назад французский монах-бенедиктинец написал о своем опыте превращения йоги в "христианское" учение; следующие описания взяты из его книги. (Ж.-М. Дешане. Христианская йога. - Хапер и Роу, Нью-Йорк, 1972. Первый перевод на английский - 1960 г.)

 

Индийская йога - учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине, образ жизни, - состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, помогающее сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. Автор прав, говоря: "Цели индийской йоги - духовные. Можно приравнять к предательству забвение этого и сохранение только физической стороны этого учения, когда люди видят в ней только средство достижения телесного здоровья и красоты" (стр. 54) К этому нужно добавить, что человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготавливает себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается; об этом мы скажем подробнее впоследствии.

 

Тот же автор продолжает: "Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить себя в полное безмолвие, отбросить от себя все мысли и иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины: истинная сущность человека божественна; она есть Бог, об остальном можно только молчать" (стр. 63)

 

Разумеется, эта идея - не христианская, а языческая, но цель христианской йоги - использовать приемы йоги для совсем других духовных целей, для "христианской" медитации. Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, - сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям. "Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется и вас наполняет чувство общего удовлетворения" (стр. 158). Упражнения приводят к "необычному ощущению покоя" (стр. 6). "Начнем с того, что человек ощущает общее раскрепощение, его охватывает прекрасное самочувствие, эйфория (блаженство), которая должна сохраняться - и вправду сохраняется - на долгое время. Если ваши нервы напряжены и натянуты до предела, упражнение даст им покой, и усталость как рукой снимет" ( стр. 49) "Цель всех ее (йоги) усилий - заставить замолчать в себе думающее начало, закрывая глаза на всякого рода соблазны" (стр. 56). Эйфорию, которую приносит йога, "можно с полным правом назвать "состоянием полного здоровья", и она позволяет вам "делать больше и лучше - для начала, на человеческом уровне, а затем и на христианском, религиозном, духовном уровне. Наиболее подходящее слово для этого состояния - удовлетворенность, заполняющая тело и душу и предрасполагающая нас.. к духовной жизни" (стр 31). Это может изменить всю личность человека: "Хатха-йога благотворно влияет на характер. Один человек после нескольких недель упражнений признался, что сам себя не узнает, и что все замечают перемену в его поведении и реакциях Он стал более мягким и понимающим. Он спокойно относится к событиям и переживаниям. Он удовлетворен... Вся его личность претерпела изменение, и он сам чувствует, как она укрепляется и раскрывается, а из этого проистекает почти непрерывное состояние эйфории, или удовлетворенности" (стр. 50)

 

Но все это - только подготовка к "духовной" цели, которая не заставляет себя долго ждать: "Став созерцательной, моя молитва получила особую, новую форму" (стр. 7). Став необычайно спокойным, автор отмечает: легкость, которую я почувствовал при погружении в молитву, при сосредоточении на ее содержании (стр 6.). Человек становится "более восприимчивым к импульсам и побуждениям с небес" (стр. 13). "Практика йоги приводит к повышенной податливости и восприимчивости, то есть, к раскрытию тех личных отношений между Богом и душой, которыми отмечен путь мистической жизни" (стр. 31). Даже для "ученика-йога" молитва становится "сладостной" и "охватывает всего человека" (стр. 183). Человек расслаблен и "готов затрепетать при касании Святого Духа, принять и приветствовать то, что Господь в Своей милости сочтет нас достойными испытать" (стр. 71). "Мы подготовим все свое существо к тому, чтобы все оно было взято, было восхищено - и это, несомненно, одна из форм, даже высшая форма, христианского созерцания" (стр. 72). "С каждым днем упражнения, да и вся аскетическая дисциплина моей йоги прибавляет легкости, с которой благодать Христа притекает ко мне. Я чувствую, как растет мой голод по отношению к Богу, и моя жажда праведности, и мое желание быть христианином в подлинном смысле этого слова" (стр. 11)

 

Любой, понимающий природу прелести, или духовного заблуждения (см. ниже), узнает в этом описании "христианской йоги" точные характеристики тех, кто духовно сбился с пути - или в сторону языческих религиозных опытов, или в сторону сектантских "христианских" опытов. То же стремление к "святым и божественным чувствам", та же открытость и готовность быть "восхищенным" неким духом, те же поиски не Бога, а "духовных утешений", то же самоопьянение, которое ошибочно принимается за "состояние благодати", та же невероятная легкость, с которой человек становится "созерцателем" или "мистиком", те же "мистические откровения" и псевдо-духовные состояния. Это - общие характерные признаки тех, кто впал именно в это состояние духовного заблуждения. Но автор "христианской йоги", будучи бенедиктинским монахом, добавляет некоторые особые "медитации", которые показывают, что он мыслит полностью в духе римско-католических "медитаций" последних веков с их свободной игрой воображения на христианские темы.

 

Так, например, медитируя на тему Рождественской мессы, он начинает видеть Младенца у Его Матери: "Я вглядываюсь - и больше ничего. Картины, идеи (ассоциации идей: Спаситель - Царь - Свет- Сияние - Пастырь - Младенец - и снова Свет) приходят одна за другой, проходят мимо... Все эти кусочки священной головоломки, взятые в целом, рождают во мне одну идею... безмолвное видение всего таинства Рождества" (стр. 161-162). Каждый, кто хоть немного знаком с православной духовной дисциплиной, увидит, что этот достойный жалости "христианский йог" умудрился попасть в ловушку, расставленную одним из мелких бесов, поджидающих таких искателей "духовных переживаний": он даже не видел "ангела света", а только дал волю своим "религиозным фантазиям", порождениям сердца и духа, совершенно не подготовленным к духовной брани и бесовским искушениям. Подобная "медитация" в наши дни практикуется в целом ряде католических монастырей и обителей.

 

Тот факт, что в конце книги помещена статья переводчика "Добротолюбия" на французском языке с приложением выдержек из "Добротолюбия" только лишь показывает пропасть, отделяющую этих дилетантов от истинной духовности православия, которая совершенно недоступна современным "мудрецам", разучившимся понимать ее язык. Достаточным доказательством некомпетентности автора в понимании "Добротолюбия" является то, что он называет "сердечной молитвой" (в православной традиции это наивысшая умная молитва, которую постигают только немногие после долгих лет аскетической брани и усмирения истинно богоносным старцем) простейший трюк - произнесение слогов в унисон с сердцебиением" (стр. 196).

 

Ниже мы полнее прокомментируем опасности "христианской йоги", когда будем отмечать в ней черты, общие с другими формами, "восточной медитации", которые предлагаются сегодня христианам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

добрый вечер, хотела узнать по поводу занятий бодифлексом и оксисайз, они основаны на дыхательной гимнастике, можно ли заниматься православному человеку? спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Настя,ответ прост.Апостол Павел писал:,,Подражайте мне, как я Христу."Занимался бы он бодифлексом и оксисайзом?Конечно,нет.Где учитель,там и ученики будут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 07.07.2013 в 17:22, Nastya сказал:

добрый вечер, хотела узнать по поводу занятий бодифлексом и оксисайз, они основаны на дыхательной гимнастике, можно ли заниматься православному человеку? спасибо

А зачем? Как говорил апостол Павел - "Всё мне можно, но не всё полезно...", "Всё испытывайте, хорошего держитесь". То есть любое своё начинание и стремление нужно испытывать на смысл результата - к чему это приведёт, для чего это нужно. Православный человек понимает смысл земной жизни в подготовке себя для будущей большей, вечной жизни. Все его стремления направлены на развитие и укрепление души в правильном направлении, на поиск единения с Богом - восприятие и понимание Его чаяний о человеке. Православный человек старается отвергнуть всё не нужное, наносное, что убивает отпущенное Богом время и отвлекает от спасения души. Мы открываем Евангелие и видим первые слова Бога, обращённые к нам - "Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное." и стремимся совершать дела, достойные покаяния, применять своё тело для врачевания и становления души потому, что тело для души, а не душа для тела. А что же такое бодифлекс? Body - это в переводе означает "тело", flex - "гнуть, мять". "Бодифлекс (Bodyflex) - это удивительная эффективная программа, позволившая вернуть грацию и здоровье тысячам женщин и мужчин, независимо от возраста и без диет!" Нужно сказать, что по сути слово "здоровье" в это определение вставлено лукаво. Основная цель занимающихся это стремление совершенствовать красоту своего тела, выглядеть красивым, привлекательным телесно. То есть - ум человека занят ревностью о своей телесной красоте. А это с точки зрения православия есть чревоугодие - смертный грех. Нужно видеть в своём теле дар Божий, творение Его и содержать его как одежду души - в чистоте, опрятности и здравии. Повышенное внимание к чертам своего тела указывает на пониженное внимание к развитию своей души, соблазн тщеславием и гордыней.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...