Перейти к публикации
Watchdog

Таинство Елеосвящения - Соборование

Рекомендованные сообщения

Число 7 символизирует полноту мира с Богом.

Спасибо! :wacko: я не знала. Поэтому и семь священников, семь чтений из Евангелий, семь молитв. :wacko:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо! :wacko: я не знала. Поэтому и семь священников, семь чтений из Евангелий, семь молитв. :wacko:

 

Так точно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Marina

Здравствуйте! Хотела бы приехать с семьей и друзьями в Оптину Пустынь пособороваться и причаститься, но из всех только я одна держу пост. Подскажите, можно ли остальным собороваться и причащаться, и если да, то как правильно подготовиться? Я сама только воцерковляюсь и очень многого не знаю. Заранее благодарю за ваши ответы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Как мы знаем, существует благочестивая традиция, согласно которой христианин соборуется один раз в год во время Великого Поста. Не мог бы кто из вас, дорогие братья и сестры, рассказать, как это таинство происходит в храмах (хотя бы вкратце), кому, когда и куда передавать пожертвования елея, вина и риса и как получить последующий елей в собственность от (не дай Бог!) хворей и немощей? :help0000: в Сети ничего толкового найти не могу :read0000:

post-1106-0-49632600-1332324648_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Чинопоследование Таинства приводилось выше. Пожертвования масла, зерен и вина вы можете отдать в крестилку сестрам (это у нас так) или спросить за Свечным ящиком куда отдать. Также спросите у них где взять масло после соборования.

В разных храмах это происходит по-разному :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

ну вот...я все переиначила ((((...вот нашла вопрос и ответ там же:

 

 

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, можно ли принимать таинство елеопомазания здоровому человеку, с целью прощения забытых грехов ипи сделанных по не знанию. Если да, то как часто?

 

Так или иначе любая болезнь (не только телесная) имеет в своем основании грех, поэтому в таинистве соборования читаются молитвы о прощении грехов. Существует практика соборования один раз в год, обычно Великим постом.

 

 

у нас в храме Соборование проходит раз в год, на сколько я знаю из расписания, на страстной Седмице, в среду перед Великим Четвергом, вечером...кто никогда не был, очень советую с ходить и ходить каждый год....само таинство, если считать с начала молитв священников достаточно долгое, занимает часа три, а то и четыре у нас..так что запастись нужно терпением, ну и чистым носовым платочком так как когда помазывают маслом, то уже к последнему, седьмому, разу масло будет течь по лицу если не утирать и может попасть на одежду..одежду-то не жалко, а вот когда стирать придется, то с одеждой постирается и елей, а это не есть хорошо..все-таки часть святого таинства.

 

Насколько я поняла, в Оптиной после Соборования дают маслице, а у нас такого нет ((..хотя если платочек, которым утиралось маслице сохранить, то когда приболеешь, можно его прикладывать...я так делала...помню на душе так тоскливо было как-то, так я просто утерлась салфеточкой с маслицем от Соборования и на душе легче стало..

 

P.S. если не утирать - имею в виду когда уже течь по лицу начинает...по началу ещё ничего, его просто растираешь, это уже к концу оно просто не впитывается

А у нас в храме соборуют каждый пост и каждую субботу поста. Могу ошибиться . Вот и я тоже пособоровался недавно, последний раз в этот Рождественский пост было в субботу. Теперь только в Великий пост и тоже по суботам.

Масло у нас не раздают, приносишь с собой , открываешь и священник туда добавляет елей. В конце соборования каждый забирает с собой бутылку ( свою) . В другом городе( несколько лет назад) нам помню выдавали маленький пузырек с маслечком. У нас же принято что все приносят бутылки с маслом..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот эта информация о Соборовании мне кажется наиболее полная и исчерпывающая при своей краткости и лаконичности:

 

ТАИНСТВО БОЛЬНЫХ… И ЗДОРОВЫХ

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством? Рассказывает протоиерей Валентин АСМУС.

 

Прощение забытых грехов

 

Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно ). В чем же его суть? Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов.

 

Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаём и пытаемся преодолевать. Но у каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях – бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние – то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых (помимо нашей воли) на исповеди грехов.

 

Что же касается телесного выздоровления – оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней.

 

Из глубины веков

 

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “ призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли ”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “ Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ”.

 

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

 

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

 

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес...” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

 

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг... Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

 

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

 

 

Два варианта, одна суть

 

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского.

 

Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

 

Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) таинство все равно будет действительным.

 

Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес...”. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина – его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней.

 

Как не надо

 

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.

 

Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.

 

Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.

 

Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.

 

А в завершении – практический совет читателям “Фомы”. В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине. В любом случае, если есть такая возможность, я рекомендовал бы все-таки собороваться в другой раз – в этом же храме или в любой другой церкви.

 

Материал опубликован в 3 (35)-м номере "Фомы" 2006 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здравствуйте.

У меня такой вопрос: мы с мужем хотим собороваться в Оптиной Пустыни в Петров пост. Вчера получили благословение священника. В расписании Богослужений написано что соборование проходит со второй седмицы поста по пятницам. Получается, что елеосвящение в этот Петров пост будет только 12 июня? Или в связи с тем, в этом году Петров пост такой короткий, соборование будет и в первую седмицу поста в пятницу, 5 июля? Где мы можем это узнать, подскажите пожалуйста.

И еще вопрос: как следует подготовиться к таинству Елеосвящения?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Когда старцу Порфирию Байрактарису сделали операцию на глазе он сильно страдал, был в преддверии смерти и врачи его уже списали. Монахини надумали просить его дать благословение сделать елеосвящение. Старец согласился. Состоялось соборование, и боли отступили. Но после нескольких дней возобновились. Тогда ему предлагали снова сделать елеосвящение. И страдающий старец ответил:"Зачем нам беспокоить Бога? Ведь после первого елеосвящения боли прошли, но вернулись опять, и это значит, что Бог хочет, чтобы я болел. Оставим, да будет святая воля Его."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...