Jump to content
Жёлудь Игорь

Интернет: хорошо или плохо?

Recommended Posts

А мне кажется - в глобальном смысле , все же , интернет зло. Паутиной не зря прозвали. Без него лучше было. Тот самый случай , когда негатив явно перевешивает преимущества.

 

Не удивляйтесь, Борис,но и мы с вами в глобальном смысле тоже не добро.Человечество, учитывая, все, что оно натворило, в том числе и распятие Христа, сами понимаете, не блещет добродетелью.

 

 

Я не защищаю интернет, сам от него, мягко говоря не в восторге, но он следствие зла, а не его причина.

Share this post


Link to post

Некто user_popup.png

Очень взвешенно высказываетесь , порадовали. И мой взгляд немного скорректировали

Share this post


Link to post

Все же интернет пространство не отпускает даже тогда , когда ты далеко от монитора. Почувствовал это только что , когда шел по улице. Как буд то блок какой то в голове сидит и даже небо замутняет ( а оно у нас сегодня ясное )

Православный сайт это хорошо , но поскольку интернет как бы есть , то пользуешься и другими сайтами. С людьми общаешься. Привыкаешь к этому. И вот эта мнимая теплота общения она как бы суррогат , вкусовая добавка в ресторанах сети Макдональдс. Привыкаешь к этому , а живой жизни ( простите за тафтологию ) становится меньше. Повторюсь - к православному сайту это не относится. Говорю совершенно искренне. Нет вот этой смутной зависимости.

Share this post


Link to post

Все же интернет пространство не отпускает даже тогда , когда ты далеко от монитора. Почувствовал это только что , когда шел по улице. Как буд то блок какой то в голове сидит и даже небо замутняет ( а оно у нас сегодня ясное )

Православный сайт это хорошо , но поскольку интернет как бы есть , то пользуешься и другими сайтами. С людьми общаешься. Привыкаешь к этому. И вот эта мнимая теплота общения она как бы суррогат , вкусовая добавка в ресторанах сети Макдональдс. Привыкаешь к этому , а живой жизни ( простите за тафтологию ) становится меньше. Повторюсь - к православному сайту это не относится. Говорю совершенно искренне. Нет вот этой смутной зависимости.

 

Есть зависимость и от православных сайтов, ели общаться только на них. Интернет иллюзорный мир, который развивает прелесть, этим он особо опасен. Происходят страшные духовные подмены, под воздействием которых могут меняться и душа и мозг. Обэтом можно почитать на сайте "Праврславие и мир"( простите не умею добавить ссылку). Правда, эта зависимость не действует на тех, кто по христиански трезво, относится к этому вопросу.

Share this post


Link to post
Guest yanata

Интернет – это всего лишь инструмент или средство общения, а нравственная и духовная оценка этого явления целиком определяется тем содержанием, той информацией, которую люди вкладывают в него. Если это слова веры, любви и сострадания, то такое использование интернета служит добру. А если на нем размещаются призывы злобы, ненависти, зависти, разврата и всяческих соблазнов и лжи, то это пагубно. Впрочем, этими же мерками оцениваются и все иные средства связи и массовой информации: газеты, журналы, телевидение. Телефон и пр.

 

Св. Ап. Иоанна Богослова лучше бы оставить в покое, а не вовлекать его святое имя в бездумные спекуляции.

 

Перед занятием с компьютером подобает читать молитву из молитвослова перед началом всякого дела.

 

 

Ответ священника Псково Печерский монастырь.

Share this post


Link to post

Да неужели уж без него совсем никак нельзя. В Бутане вон телевидение зпрещено было. Не такое уж плохое дело , я считаю.

Share this post


Link to post

Ваше слово, товарищ браузер!

s_20080116220151.jpgКак относится к интернету Церковь? В молитве есть просьба не вводить нас во искушение, а в сети искушения на каждом шагу. О парадоксах интернета в беседе с корреспондентом журнала Анной ПАЛЬЧЕВОЙ рассуждает ведущий одного из православных форумов, руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи Данилова монастыря игумен ПЕТР (Мещеринов).

 

- Как вы относитесь к тому, что люди начинают молиться перед экраном компьютера? Не отваживает ли это их от храма - ведь перед монитором-то молиться проще и ходить никуда не надо…

 

- Молитва - это обращение сердца к Богу. Если икона, появившаяся на мониторе, дает к тому повод, то ничего плохого в этом нет. Ну а не молиться можно и стоя в храме. Распространены, например, сейчас кассеты с записями разных молитв, Псалтири. Вставил в магнитофон, нажал кнопку - и там вычитываются утренние или вечерние молитвы. А будут ли люди при этом сами молиться - уже от них зависит. Можно рассматривать интернет как повод для молитвы. Но этот повод можно найти в любой ситуации.

 

Появляющееся на экране изображение иконы не освящено. Но молиться на него - раскрывать акафист и читать перед монитором, - я думаю, никто не станет. Я довольно много общаюсь с молодежью, и не замечал, чтобы большое количество людей предпочитало молитву перед монитором молитве в храме. Ведь интернет - это виртуальное пространство, там может быть только информационный отсыл к иконе.

 

Или возьмем интернет-рассылки с просьбами «прошу молитв». Можно собрать сотни молитвенников за себя по всему миру, но эти люди часто и не знают, за кого молятся. Однако это не интернет-проблема. На Родительскую субботу нам приносят в алтарь километровые горы записок, которые священники должны прочитать. Мы тоже не знаем тех, кто там записан. Или по радио «Радонеж» в каждой передаче слышим: «Братья и сестры, просим помолиться» - и дальше перечисляют имена. И когда слышишь, думаешь про себя: «Помоги, Господи!» Это тоже повод для молитвы. Если уж так строго подходить, тогда мы и в храмах должны молиться только за тех, кого мы знаем.

 

Мне кажется, что такой интернет-повод к молитве какую-то свою нишу займет, но это не будет массовым. Особенно у нас, с нашим очень сильным обрядовым восприятием Церкви. Людям всегда будет важно прийти самим в храм, приложиться к иконам в их «реальном» а не виртуальном виде, поставить свечи и написать записки.

 

- Молчуна в реальной жизни интернет может сделать болтливым, смиренного человека - страстным и т. д. Получается, что интернет гипертрофирует некоторые проявления в человеке или вовсе изменяет его?

 

- Интернет отражает жизнь. Как сказал Экклезиаст, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екк. 1, 9). Например, в современном социуме очень много блудного (вся реклама на этом строится, посмотрите, как люди одеваются, на каком уровне друг с другом общаются и т. п.), и в интернете больше половины сайтов - порнография. Специфика интернета в том, что он действует напрямую и поэтому адекватно показывает срез интересов общества. Сколько православных форумов в интернете? Десятка два, может быть; и посещаемость их невелика. Если на нашем сайте, предположим, пять участников и три гостя, а на блудном сайте - 150 участников одномоментно, а гостей - 1400, значит, такое соотношение сил в реальной жизни, и интернет это отображает.

 

Молотком можно забить гвоздь, а можно убить человека. То же самое и интернет. Это средство. Но все зависит от того, как человек им пользуется. Жизнь людей усложняется, Господь дает все более тонкие, разносторонние инструменты, которые в определенных ситуациях становятся и более опасными. Появился интернет и высветил многие особые стороны человеческой души. Это нужно воспринимать как данность. Нельзя сказать, что человек в реальной жизни настоящий, а в интернете ненастоящий, потому что виртуальная часть личности все равно часть этого человека.

 

В человеке заложено многое. Мне кажется, мудрость христианина именно в том, чтобы, как апостол Павел говорит, всего испытывать, хорошего держаться (см. 1 Фес. 5, 21). Как говорится в книге Сираха: «…сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена» (Сир. 37, 30-31). Все души разные, и не для каждой подходит то, что хорошо для другой. А как вредное узнать? Только на опыте - на своем или на чужом.

 

Да, существует интернет-зависимость. Если человек в сети застрял на всю жизнь - это плохо. Но в этом не интернет виноват. Знаете, есть и обжорство. Не будем же мы из-за того, что кто-то злоупотребляет едой, запрещать всем есть? Есть дорожно-транспортные происшествия, самолеты падают, корабли тонут. Но эта проблема не решается отказом от автомобилей, самолетов, кораблей. Так же и тут. Надо бороться с зависимостью, а не с интернетом.

 

- Чем, по-вашему, интернет полезен, а чем вреден для Церкви?

 

- Во-первых, интернет безусловно полезен в деле информирования. Часто священноначалие принимает и постановляет одно, а церковная действительность живет совершенно другой жизнью. Типичный пример - это постановление Патриарха и Синода о младостарчестве, о духовнической практике, принятое в 1998 году. Своевременное и необходимое, вызванное колоссальными проблемами церковной жизни. Но его никто не знает, люди по-прежнему ищут старцев и полустарцев - как будто голос Священноначалия не прозвучал. Постановление надо огласить соборно, довести до сведения не только клириков, но и мирян.

 

И интернет-пространство как раз позволяет сделать это максимально просто и быстро. Во-вторых, есть интернет-общение. Хотя оно имеет явные минусы - оно менее ответственное, более страстное, потому что там гораздо меньше, чем «в реале», необходимости «включать тормоза», - но оно все равно важно. Хорошо, когда православные люди общаются хоть в интернете, на форумах. Есть ужасно ерундовые православные форумы, но они ценны тем, что позволяют видеть, чем живет церковный народ, что для людей важно, что у них в головах. В-третьих, интернет полезен еще и просто как хранилище информации. Существует масса удобных и доступных богослужебных библиотек, можно читать Библию со ссылками и комментариями.

 

Ну а абсолютно вредна для Церкви греховная часть интернета, естественно.

 

Церковь воспринимает мир, с одной стороны, как падший, с другой - как мир Божий. Эта двойственность создает поле для евангельской деятельности. Церковь не преобразовывает внешнее, но всегда воздействует на социум и культуру изнутри. Так Церковь преобразила языческий мир. Рим пал, но исконные институты остались: государство, семья - моногамия стала нормой. Церковь всегда очень трезво подходит к человеку. Человек склонен ко греху, у него падшая природа, а если ему талдычат: «Этого не делай!» - он обязательно сделает. Запретами здесь ничего не добьешься. Гораздо продуктивнее исходить из того, что молодые люди уже и так сидят в сети, и их как-то воспитывать. Поэтому Святейший Патриарх все время подчеркивает необходимость использования интернет-технологий, чтобы были самые разнообразные и епархиальные, и приходские, и монастырские сайты.

 

Жизнь ставит вопросы, и Церковь должна на них реагировать. Очень важен опыт этого пятнадцатилетия, прошедшего с тех пор, как Церковь перестала зависеть от государства. Этот опыт показал, что первая реакция церковного человека, церковного сообщества на нововведения отрицательная: запретить, грех! Но потом Церковь вынуждена констатировать, что это не выход. Церковь - это же богочеловеческий организм, и Дух Святой просвещает людей, хотя и с большим трудом. Со скрипом преодолевая инерцию, Церкви приходится осознавать проблему и решать ее более конструктивно.

 

Интернет-пространство, конечно, никогда не заменит реальность. Но присутствие интернета в жизни расширяется, особенно для молодого поколения. Вскоре люди не смогут существовать без интернета. И задача Церкви - вести свою просветительскую работу с учетом этого факта.

 

Технологии, конечно, будут развиваться и дальше. Но в Церкви, особенно в богослужебной практике, традиционализм останется. Вспомните: когда появился интернет, забили тревогу, что, мол, теперь и книг не будет. Ничего подобного - и книги есть, и журналы, и ТВ. Одно другому не мешает.

 

Мне кажется, есть два направления в церковной деятельности. Первое - это охранительство. Когда оно выходит за рамки здравого консерватизма и становится тотальным, то оно обречено на провал. Второе направление - как это было всегда в истории - евангельское, творческое осмысление жизни. Церковь возникла в Римской империи, пережила эпоху гонений, потом была христианская империя, потом начался период ересей, потом империя распалась... и Церковь всегда выходила с честью из всех этих ситуаций. Почему? Потому что она осмысляла современность, те исторические условия, в которые ее поставил Бог, а не отрицала их. А те, кто отрицал, оказывались в расколе, в ереси.

 

Мне кажется, что на вызовы времени церковные люди должны реагировать с бодростью, некоторым даже задором: Господь дает нам что-то новое, и мы должны это евангельски осмыслить. Это очень интересно.

 

 

 

Нескучный сад – православный журнал о делах милосердия

Share this post


Link to post

Второе направление - как это было всегда в истории - евангельское, творческое осмысление жизни. Церковь возникла в Римской империи, пережила эпоху гонений, потом была христианская империя, потом начался период ересей, потом империя распалась... и Церковь всегда выходила с честью из всех этих ситуаций. Почему? Потому что она осмысляла современность, те исторические условия, в которые ее поставил Бог, а не отрицала их.

 

Мне кажется, что на вызовы времени церковные люди должны реагировать с бодростью, некоторым даже задором: Господь дает нам что-то новое, и мы должны это евангельски осмыслить. Это очень интересно.

 

Как же хорошо рассуждает о.Петр! Позитив настоящий :scare200:

 

Спасибо Вам, yanata, за ссылку!

Share this post


Link to post

Спасибо Вам, yanata, за ссылку!

 

И от меня спасибо

Share this post


Link to post
Guest Гость

Молитва перед входом в интернет

Господи Боже наш, Творче неба и земли, создавый человека и даровавый ему ведение сокровенной премудрости, во еже прославляти имя Твое. Горе и долу Ты еси, Твоя есть ночь и Твой есть день, не утаится пред Тобою даже мимолетное движение мысли. И ныне молю Тя от всякого греха сохрани мя, приступающего к работе с хитроумным творением рук человеческих, проникающим во вся концы земли. Огради очи мои и ум от всяких нечистых и блудных образов, от пустых и негодных словес. Укрепи волю, сердце очисти, не даждь ми вотще расточати время жизни моея, и от всякого расслабления и уныния избави. Да будут дела наша во славу Твою. Аминь.

 

Взято из газеты "Уфимские епархиальные ведомости". Октябрь, № 13

Share this post


Link to post
приступающего к работе с хитроумным творением рук человеческих, проникающим во вся концы земли.

 

:smile300::smile300: мечта провайдера!

Share this post


Link to post

«…Чувствую мощь!» Интернет как новое измерение в околоцерковном пространстве

Интервью с иеромонахом Макарием (Маркишем)

 

«За прошедшие десять лет мы убедились, что многие былые страхи относительно сетевых технологий оказались действительно оправданны. Для части наших сограждан Интернет стал способом бегства от реальной жизни в иллюзорный мир, средством удовлетворения низменных потребностей и пространством для совершения высокотехнологичных преступлений.

Но равным образом мы убедились и в том, что в умелых и ответственных руках Интернет может быть уникальным инструментом донесения до человека церковной проповеди, посредником в живом общении с ближним, находящимся вдали, проводником к богослужебной жизни Церкви». (Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 2010 г.)

Share this post


Link to post

О бедном Тырнете замолвите слово…

 

Православие и мир • 19 июля, 2011 • Протоиерей Игорь Прекуп •

 

Чувствую себя иногда мальчиком из творческого наследия Агнии Барто: «А я хочу нет!» Ну, честное слово не из духа противоречия, а токмо волею… Даже не знаю. Просто очень хочется вступиться иной раз, когда неоднозначное явление начинают слишком категорично осуждать. Особенно, когда это делают уважаемые мной люди. И чем уважаемей, тем больней.

 

Вот, недавно послушал/прочел на просторах Всемирной Паутины в ее православном секторе интервью дорогого моему сердцу о. Максима Козлова и как-то неуютно стало. Все-то, вроде, правильно, только как-то оно чересчур в одной проекции, что ли…

 

Читать статью полностью по этой ссылке...

Share this post


Link to post

кто-то вообще не обратит внимание,дожёвывая кусок мяса в пост.

Вы осуждаете непостящихся?

Share this post


Link to post

Я тоже хочу попытаться высказать свое мнение об Интернете.

Кстати, о. Макарий (Маркиш) - программист по профессии.

Вообще, символ - это всего лишь символ. Мало ли что там сделали эмблемой системы... вр/д ли они вкладывали в этот символ то содержание, которое Вы там увидели.

Share this post


Link to post
Guest Владимир

Конечно в интернете много всего. Но как говорит наш информатик в голове у нас должен быть фильтр.

Edited by sasha
офф-топ

Share this post


Link to post
Guest Владимир

Саша, спасибо что Вы убрали все сообщения по смыслу "в не ту степь"

Share this post


Link to post

В таком случае будет справедливым предпологать, что действия этих программ по своему действию подобны действиям нечистой силы.

 

Без комментариев.

Кстати, знающие люди говорят, что термин "демон" устарел. С английского перевели, а на русский - забыли. Смысл этого термина - невидимость. Сейчас используется термин "сервис".

Не надо искать нечистую силу там, где её нет. Некоторые везде ищут - и в паспортах, и в штрих-кодах... к чему это может привести - объяснять не надо. А некоторые духовно больные уже и под землю полезли - конца света ждать...

Share this post


Link to post
Guest Георг

А что скажет отец Даниил по поводу интернета?

Share this post


Link to post
Guest Владимир

Конечно, очень долго можно обсуждать Интернет – это хорошо или плохо. Как и любой предмет или веешь, интернет имеет свои положительные и отрицательные стороны. Поэтому нельзя его оценивать или на «+» или «-». Той же ложкой можно есть, а можно и дать по лбу, притом очень больно. Если интернет есть, значит как можно больше нужно стараться использовать его положительные моменты. Вот я около пяти месяцев захожу на данный сайт как гость (в других социальных сетях я не зарегистрирован), и знаете, я нашел себе очень много друзей, которые в любую минуту готовы помочь своим добрым словом, своими молитвами. Дай Бог всем здоровья и благополучия. Разве это плохо?

Share this post


Link to post

– Отец Кирилл, хочется поговорить об отношении Русской Православной Церкви к компьютерам, компьютерной технике, интернету и играм. Насколько активно священнослужители Московской Патриархии используют компьютерную технику?

Используют, наверное, как и все люди – достаточно активно: для выхода в интернет, с целью получения той или иной информации, для участия в интернет-форумах, для общения с духовными чадами по электронной почте. Используется она и для написания проповедей, писем. Я, скажем, все письма заключенным, с которыми я переписываюсь, пишу исключительно на компьютере, это очень удобно. Какую-то главную мысль, которую я хочу сказать нескольким людям, я просто копирую и добавляю каждому что-то индивидуально. Очень удобно писать статьи и проповеди, потому что можно пользоваться библиотекой и переносить оттуда любые цитаты.

Если же говорить об интернете, то он имеет для нашей Церкви особое значение. О том, какое, можно понять из обращений нашего Святейшего Патриарха Алексия к пользователям интернета. В одном из них он, в частности, сказал: «Истина Христова должна быть распространяема максимально широко, достигая максимального числа людей. Сегодня интернет представляет исключительную возможность в этом отношении, и Церковь не вправе пренебрегать ею, ибо по слову апостола – горе мне, если я не благовествую 1». При этом, Святейший Патриарх на каждом ежегодном епархиальном собрании духовенства говорит, что даже каждый храм должен стараться иметь свою страничку в интернете. Наш храм Святителя Николая Чудотворца, что в Бирюлево, тоже имеет свой сайт – небольшой, где помещается информация о богослужениях, приходской жизни, истории нашего храма, также приводятся жития некоторых людей праведной жизни, так или иначе связанных с нашим храмом, а также жизнеописания некоторых новомученников российских.

Здесь, наверное, еще следует сказать о том, почему у нашей Церкви отношение к компьютерной технике вполне положительное. Во-первых, компьютеры и интернет изобретены ведь не без промысла Божия. Даже можно сказать больше. Один из известных наших русских старцев, недавно почивший архимандрит Иоанн Крестьянкин, говорил в одном из своих писем 2, что компьютер, как и прочие технические средства, изобретен не без помощи Божией. Ибо как сказал Господь в Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего»3.

Правда, среди некоторых православных людей, увы, бытует мнение, что компьютеры и прочая цифровая техника – изобретение духов зла. Те люди, которые так утверждают, слишком высоко думают о демонах. Демоны по своей природе являются существами духовными, а потому изобретать что-либо и творить в мире материальном они не могут. Они способны только побуждать человека на то, чтобы уже изобретенное употреблять во зло.

Что касается человека, мог ли он сам по себе что-либо серьезное изобрести, должен сказать, - это тоже совершенно невозможно. Человек по своей природе существо не автономное, а с Богом соединенное. Человек не имеет в себе источника жизни, его бытие поддерживается Богом. И человеком - образом Божиим – он может быть только тогда, когда находится в единении с Богом. Если это единение нарушается, человек уже перестает быть в полном смысле человеком. Он, увы, становится ближе к животному миру, теряет свободу, теряет творческие способности, начинает страдать. И только находясь в единстве с Богом, он может обрести полноту жизни, подлинное счастье, может творить, изобретать, открывать законы этого мира.

Здесь, правда, может возникнуть вопрос: почему Господь помог изобрести человеку компьютерную технику?

Читать полностью...http://www.st-nikola...iew_3dnews.html

Share this post


Link to post

Каким должен быть православный Интернет? Чему может и должна научить дискуссия на православном форуме? Как избежать издержек при Интернет-общении? Об этом — в интервью газете "Православная вера"

 

— Давайте начнем с обсуждения самого понятия. Что такое православный Интернет, состоялся ли он как явление и насколько он нужен верующим?

 

— Начнем с того, что выражение «православный Интернет» заключает в себе некую степень условности. Он настолько православен, насколько православны мы сами... С одной стороны, возможность общения в Сети является огромным благом: сидя дома, мы можем обмениваться мнениями с людьми, с которыми иначе никогда бы и не встретились. И этот обмен порой бывает и очень полезным, и плодотворным. Мы делимся своим опытом, обогащаемся чужим, перекликаемся, «аукаемся» — что особенно важно, чтобы не заблудиться, не сбиться с пути в таком сложном, таком запутанном современном мире. Кроме того, очень часто мы можем видеть, сколько недоуменных вопросов задают в Интернете люди, которые, очевидно, не получают ответов в своих приходских храмах. Почему это так — уже другой вопрос. Но факт остается фактом, и многие ищут ответа на свои вопросы в Интернете. Есть еще масса людей, которые боятся подойти к священнику, прийти на Исповедь, заговорить с кем-то в церкви. И первые шаги к храму они делают порой именно на форумах. Особенно — молодежь...

 

— Но есть ведь и другая, отрицательная, сторона этого явления?

 

— Конечно. Те немощи, которыми обладает человек в реальной жизни, в Интернете обнаруживаются в какой-то совершенно гипертрофированной форме! Люди, казалось бы, православные, верующие, завсегдатаи православных же форумов, часто позволяют себе такие слова и выражения, такой тон, что встреться эти оппоненты на улице, словесная перепалка быстро переросла бы в рукопашную схватку. Присутствуют и злоба, и раздражение, и унижение друг друга. Но хуже всего то, что подобного рода вещи зачастую не модерируются, не вычищаются из форумов, модераторы не полагают им предел. И, спустя короткое время, такой стиль общения становится как бы законным и привычным для участников православных ресурсов. В результате чего снижается уровень представления о том, что допустимо, а что недопустимо при общении между верующими, да и просто культурными и воспитанными людьми. И сама тема обсуждения отступает на задний план, а на первый выходят страсти.

 

— В чем причина этого? Почему люди в Сети с такой готовностью начинают друг друга унижать и оскорблять?

 

— Потому что, если бы, как я уже говорил, это происходило на улице, обидчик мог бы и ответить за хамство. А Интернет — это возможность оскорблять друг друга беспрепятственно, и этой возможностью с радостью пользуются люди с сознанием ущербным, с кучей того, что называется сегодня «комплексами», люди, которым для повышения самооценки просто необходимо кого-то унизить. Плохо, что такие вещи происходят на православных форумах, где как раз и нужно лишать себя права оскорблять ближнего. Ведь, как говорит старец Паисий Святогорец, чем духовней человек, тем меньше у него прав. У православного просто нет права обижать другого человека, тем паче, своего по вере. Тем не менее это происходит.

 

Наверное, нельзя говорить, что это какое-то изолированное от нашей церковной жизни зло. Это просто показатель того, какие мы христиане, какие мы православные. И мне кажется, что пора было бы подумать о введении некоей внутренней цензуры в православном Интернете. Пора бы собраться наиболее крупным специалистам в данной области, обсудить и решить раз и навсегда, что можно в православном Интернете, а что нельзя. Составить некий кодекс поведения на православных Интернет-ресурсах. И далее можно было бы пойти более простым путем. Те, кто подписал кодекс, уже входили бы в собственно православное сообщество, а прочие — нет. Хотя наиболее совершенным механизмом здесь, вне всякого сомнения, должна быть христианская совесть.

 

— Если так, к чему нужны дополнительные рамки? Ты же православный, у тебя же есть Евангелие — вот и живи, и действуй по нему...

 

— Есть одна фраза, которую я как-то услышал, и она мне запомнилась на всю жизнь и каждый раз к месту вспоминается. Один человек кричал другому в порыве гнева: «Я в Церкви уже двадцать лет — я и убить могу!». И вот у нас таких людей — которые в Церкви двадцать лет и убить могут — немало. Которые именно таким образом понимают церковную жизнь — как право на то, чтобы о ком-то резко отозваться, кого-то изобличить в чем-то. Хотя, может, лучше было бы себя в чем-то изобличить. Не на людях, а на Исповеди.

 

Помимо всего прочего, в Интернете происходит утрата благоговения перед священным саном. Дело в том, что священник, каков бы он ни был, является носителем той благодати, которую он получил в таинстве рукоположения. И верующий — сознательно верующий православный человек — воздает дань уважения, прежде всего, благодати, которая почивает на этом священнике. Это своего рода критерий воцерковленности: даже если перед ним недостойный священник, прихожанин всегда будет общаться с ним уважительно и корректно, потому что это служитель Божий, каким бы он ни был несовершенным.

 

При этом есть достаточно большое количество людей, как около, так и внутри Церкви, которые внутренне против этого восстают. Почему? Срабатывает такой механизм: когда человек гордый, самолюбивый, он всегда склонен чему-то завидовать, соперничать с кем-либо — вот напротив меня священник, он такой же человек, как я, почему он здесь занимает особое место, а не я его занимаю? В Интернете эти люди реализуют свою потребность «похлопать по плечу» священника, посмотреть на него сверху вниз.

 

Некоторые, очень немногие правда, епископы заводят блоги в ЖЖ или аккаунты в Фейсбуке, и я всегда с ужасом думаю: вот сейчас Владыка вступит в какую-нибудь дискуссию и обязательно найдется деятель, который всю жизнь мечтал оскорбить, унизить архиерея. Когда кто-то — православный по формальным признакам и глубоко неправославный по духу — пытается «похлопать по плечу» архиерея, это полное безобразие. Потому что епископ — это не просто человек, он является главой Церкви, а священник — тот, кто уполномочен действовать от его имени, по его поручению. И если кто-то восстает на священника или епископа, то он восстает на Церковь, на Самого Христа. И вот это с огромной легкостью в Интернете и происходит! Верующие люди теряют в Сети представление о том, что такое Церковь, что в ней можно, а что нельзя.

 

Есть такое выражение — «пятая колонна». В Церкви она тоже есть, и очень сильная, причем не одна, а целый ряд колонн. Есть маргиналы — борцы с ИНН, паспортами, сторонники канонизации Иоанна Грозного. Есть либералы-обновленцы. А есть ни те ни другие, они представляют, согласно введенному в свое время журналом «Фома» очень удачному термину, некое православие-лайт. Это люди, которые как пришли когдато в Церковь с совершенно неправильными, поверхностными представлениями о вере и о церковной жизни, так с этими представлениями и не расстались. Они принимают христианство как систему истин, но не принимают его как правило жизни. Они могут прекрасно разбираться в богословских вопросах, знать историю Церкви и при этом не соблюдать постов, быть злыми и нечестными, без конца всех осуждать. Это «христиане», которые спрашивают, как жить, и когда священник им отвечает, что жить надо по Евангелию, говорят, что это невозможно. И такие люди, что называется, Интернет-активны, и тон, который они задают в дискуссиях, транслируется и за пределы Сети, в церковную жизнь. Это тоже одно из зол православного Интернета.

 

Было бы очень хорошо, если бы пастыри также обратили внимание на проблемы, связанные с общением православных в Интернете, подумали о том, какую позицию каждому из них занять, чтобы воспрепятствовать процессу размывания христианских истин в пространстве Интернета. Думаю, что совместными усилиями многое можно было бы изменить. Тем более что достойных примеров немало: сколько есть порталов, сайтов, на которых не только хамство в адрес священника или обсуждение и осуждение священноначалия считается невозможным, но невозможен в принципе и сам некорректный тон дискуссии! А раз так, то, значит, все зависит от воли, от взглядов самих владельцев и разработчиков православных Интернет-ресурсов. От степени их православности и воцерковленности. От той же христианской совести, наконец.

Игумен Нектарий (Морозов)

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...