Jump to content
Татиана.

Вера никогда не приведет к шизофрении.

Recommended Posts

Вера никогда не приведет к шизофрении

s_20080930180111.jpg

Является ли депрессия грехом? А почему самоубийство грех, если суицид – симптом душевной болезни? Можно ли быть истериком в одиночестве? Надо ли вести сумасшедшего на отчитку, особенно, если он «видит духов»? Обо всем этом - беседа с известным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым.

— «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности человеческой природы», — сказано в «Основах социальной концепции РПЦ». Какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему уделять большее внимание?

 

— Если мы говорим о психозах (расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, иллюзиями и проч. — ред.), то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, адекватное поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая.

 

Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство.

 

 

— Излечимы ли психические заболевания?

— Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза.

 

Большие психозы, к которым относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни?— ред.), и не ставить знак равенства между понятиями «неизлечимость» и «тяжесть». Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, трудился, посещал храм.

 

Например, шизофрения — это хроническое психическое заболевание. И, в данном случае, что понимать под излечимостью? Состояние, когда ушли явления галлюцинаций, бреда? Скажем, если человек страдает гипертонией, принимает лекарства, соблюдает режим, ведет здоровый образ жизни, то, большей частью, цифра его артериального давления на хорошем уровне. Когда у человека зарубцевалась язва, врач пишет: «язвенная болезнь: состояние ремиссии». Эта болезнь может и не развиться дальше, если человек ведет правильный образ жизни, правильно питается.

 

Недавно ко мне пришел один больной и сказал: «Доктор, я — алкоголик, и 20 лет уже не пью». Какой правильный подход! Но если он ослабит самоконтроль, если перестанет молиться, если начнет хотя бы немножко употреблять спиртное, риск того, что он сорвется и опять разовьется стойкая алкогольная зависимость,?— огромный.

 

Главная проблема — адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего.

 

— Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?

— Порой приходит мама и говорит: «Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!» Какое выражение она употребляет: «не сдам»! Она оказывает своему сыну медвежью услугу.

 

Вот когда мама ведет трехлетнего малыша к стоматологу, а тот упирается ножками, кричит и плачет, то она берет на себя всю полноту ответственности, потому что знает: от кариеса зубки ее ребенка развалятся.

 

Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критическое отношение к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.

 

Вот в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас порой человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу. Нужен какой-то срединный путь. Не нужно никаких шараханий, никаких противопоставлений. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.

 

— Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека? Что такое соматизация?

— Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно «психосоматика». Согласно статистике, 80% всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Появились понятия «артритическая личность», «язвенная личность», «коронарная личность». Последних называют «амбициозные персоны» и пишут о них, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности.

 

В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер — болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, будет выглядеть так: греховная страсть — характер — болезнь.

 

Врачи утверждают, что психосоматические заболевания развиваются потому, что человек не проговаривает какие-то конфликты. Смотрите, какое верное наблюдение. Только давайте дополним его: человек не исповедует эти конфликты. Здоровье души и здоровье тела, как показали наблюдения ученых, находятся в неразрывной связи.

s_20080930180521.jpg

— Ритм нашей жизни кардинально отличается от неторопливого распорядка дня прежних поколений. Может быть, именно он виноват в том, что у современных людей часто наблюдаются «синдром хронической усталости»?

— Практически на все вопросы в отношении душевных заболеваний напрашивается один и тот же ответ: безблагодатная, безбожная жизнь. Говорю это без всякого упрека. Молодой человек тешит себя перспективами, он молод, здоров, у него множество планов. Пожилой оказывается в более сложной ситуации: здоровье подорвано, дети выросли, может быть, материальных ценностей он не накопил или они обесценились в ходе реформ. И что? Остается злость, раздраженность, ненависть.

 

А возможен ли такой вид хвори, например, у преподобного Серафима Саровского? «Радость моя, Христос воскресе!» — встречал каждого батюшка. Или преподобный Амвросий Оптинский, который, вообще, долгие годы лежал на своем диванчике и хворал. Все-таки мы опять и опять говорим о духовных факторах.

 

Безусловно, я не отрицаю таких факторов, как «депрессия истощения», усталость, экологические факторы. Это тоже очень важно: здоровый образ жизни, правильное питание, свежий воздух. Но почитайте письма отца Иоанна Крестьянкина из ГУЛАГа, где он просидел несколько лет. Уж какое там питание, какой отдых! Но сколько людей стремилось к отцу Иоанну за поддержкой! И так же было с другими подвижниками благочестия. То есть, прежде всего, человеку надо быть с Богом, со Христом.

 

— Между понятиями «уныние» и «депрессия» можно ли поставить знак равенства?

— Нет, нельзя. Уныние — это греховная страсть, а депрессия — это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротические и эндогенные.

 

Невротические депрессии всегда связаны с конфликтом, с тем, что в сознании человека сталкиваются разнонаправленные мотивы. И от этого в душе возникает тяжелая психотравмирующая ситуация. Здесь нужен поиск выхода. Решение часто приходит через молитву, через смирение. В этом корень лечения невротических состояний.

Появление эндогенных депрессий связано с тем, что в какой-то степени меняется обмен веществ в мозге. Есть такие вещества как серотонин, дофамин, норадреналин. При такой форме депрессии содержание этих веществ в мозговых структурах либо резко сокращается, либо падает до нуля. И в этом случае, конечно, нужна терапия, нужны лекарства.

 

— Что такое истерия? Какова ее природа?

— Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь.

 

Истерия — это делание дел напоказ. Истерику нужны два условия: выгода и зритель. Вот мама кормит малыша, а он не хочет есть. Тогда он падает на пол и бьется в конвульсиях… А что делает мама? «Успокойся, сыночек, возьми конфетку, только не плачь!» У ребенка типичная истерическая реакция. А как повела себя мама? Она удовлетворила реакцию малыша. Можно не сомневаться, что в будущем он еще много, много раз поведет себя так же.

 

Можно задаться вопросом: могла ли развиться истерия у Робинзона Крузо? Наверное, нет. Некому было это демонстрировать.

 

Как реагировать на истерическое поведение? Строго и спокойно.

Мы часто видим на манифестациях людей, которым очень важно самолюбование. И у некоторых политиков заметны черты истерического поведения. А современная поп-культура? Это какой-то истерический апофеоз. Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел на показ — вот духовная составляющая истерического поведения.

 

— В вашей практике вам приходилось встречаться со случаями одержимости?

— Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.

 

Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.

 

В «Основах социальной концепции РПЦ» четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

 

— Порой состояние психически больных, которые разговаривают с «невидимыми духами», агрессивны, вызывает у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?

— Да, бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то, естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: «Домолился!». Но нет ?— Церковь никогда не приведет к шизофрении.

 

Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни — что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А «Социальная концепция» расставила все точки.

Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании. Я порой получаю письма с благодарностью, где больные пишут: «Спасибо вам, доктор, что вы из года в год повышаете наш статус в Церкви».

 

Раньше в духовных школах был предмет, который назывался «пастырская психиатрия». И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова. Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

 

Мне кажется, что надо развивать общую культуру, медицинскую культуру, духовную, доброе христианское отношение, не пленяться страхом, не уходить в панику, не думать, будто бы Бог покинул нас. Нет, нужно относиться к психически больным с христианским милосердием, любовью и состраданием.

 

- Нам иногда приходят вопросы по вашей теме, я прочитаю несколько.

«Можно ли использовать гипноз и кодирование для лечения алкоголизма и других зависимостей? Не опасно ли это для души?»

- Конечно, гипноз как насилие над личностью недопустим. В отношении кодирования высказываются разные точки зрения. Некоторые рассуждают так: вот, мол, остановили пьянство, и у человека будет шанс исправиться. Лично я не соглашаюсь с таким мнением.

 

Одна моя знакомая выполнила частное исследование и посмотрела, как ведут себя закодированные. Многие пить, действительно, прекращают. Но она составила таблицу, где был приведен перечень психических расстройств, которые наблюдаются у людей, прошедших эту «процедуру»: стойкая бессонница, психосоматические заболевания, психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то нелюдь, который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает. Разве это исцеление?!

 

Мы знаем, что пьянство — это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.

Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явление абстиненции (от лат. abstinens (abstinentis) воздерживающийся - комплекс психических и физических расстройств, возникающих в первое время после отказа от употребления наркотических препаратов, «ломка» — ред.). И все наркологические центры разнятся лишь сервисом, больше ничем! Лечение, зачастую, не приносит желаемого результата. Стремясь исцелить грех, Церковь зрит в корень этой проблемы.

 

Никогда не забуду одного юношу, который сказал: «Я пришел в православный реабилитационный центр исцелиться от наркомании, а обрел веру, обрел смысл жизни».

s_20080930180628.jpg
-

«Я знаю, что Бога надо бояться. А вот другие страхи, например, боязнь темноты, что это такое? Иногда, особенно у детей, их связывают с испугом. Как от них избавиться?»

- Да, фобий огромное количество. Кто-то боится замкнутых пространств, кто-то открытых, кто-то еще чего-то боится…

 

Сразу вспоминаются слова праведного Иоанна Кронштадтского о том, что величайшим заблуждением нашего сердца является тайный помысел, что хоть одну минуту, одно мгновение мы можем жить без Бога и вне Бога. Нет такого мгновения. То есть каждый человек живет в потоке святого промысла Божьего. В общем-то, это главное лекарство от всех фобий. Нужна вера. Однако следует не забывать, что мы порой недооцениваем действие демонических сил.

 

Святые отцы четко описали, как развивается помысел в душе, когда человек сочетается с вражескими прилогами, потом пленяется ими и, в конце концов, в сознании возникает устойчивая мысль. А дальше вступают в силу законы психофизиологии, развивается доминанта, то есть в мозге доминирует какая-то идея, и все мысли кружатся по кругу.

 

Какие методы борьбы со страхами? Первое: нужно не верить содержанию этого страха. Потому что сказано: «по вере вашей да будет вам». Если верить в то, что я выключу сейчас свет — и будет очень плохо, если я на это настроен, то так и случится.

И второе: с этими страхами не нужно сочетаться, так как они могут иметь демоническое происхождение. Главное, помнить о силе благодати Божией.

 

- «Слышал, что самоубийство совершают те, у кого, как говорится, крыша поехала. Правда ли это? Почему же это считается тяжким грехом?»

- Вообще, проблема суицидов перестает быть только медицинской. Это проблема — социальная, государственная. В России, например, ежегодно 70 000 самоубийств — 39-40 человек на каждые 100 000 населения страны. Это целый город самоубийц ежегодно! Но, по данным исследователей, лишь 10% людей, которые совершают этот страшный, непоправимый шаг, действительно психически больны. То есть это люди, которые страдали неизлечимой болезнью, и их рассудок был помрачен. А 90% — это душевно здоровые, но духовно глубоко поврежденные люди. Они не знают Бога и, оказавшись в тисках обстоятельств, полагают, что самоубийство решит все проблемы.

 

Вдумайтесь в эти цифры — 10% и 90%. То есть, еще вчера человек жил спокойно, а сегодня какая-то боль, клевета, предательство… — и он считает, что жизнь закончилась, выхода нет.

 

Конечно, есть телефоны доверия, есть срочная психологическая помощь, но ведь надо еще захотеть в нее позвонить, надо знать номер телефона… Те факты и те цифры, которые я сегодня назвал, разве они широко известны? Разве люди об этом знают? Все привыкли, что если человек совершил самоубийство, то он психически больной. А очень часто это не так.

 

А проблема детских суицидов? Ведь их количество увеличивается. А у детей есть особенность: у них нет концепции смерти. Совершает школьница попытку суицида и думает: я буду лежать в гробу в белом платьице, а одноклассник будет переживать и думать о том, как он меня обижал, дергал за косичку и вел себя непристойно.

 

Есть незавершенные суициды. Их примерно в 10-20 раз больше, чем завершенных. Когда я беседую с людьми, которые совершали эти попытки, то говорю, что нет принципиального уничтожения — человек живет вечно…

 

Душа человека свободна. Человек решает сам — принять совет священника или нет, обратиться за помощью к врачу или нет. Здесь как в школе: не все зависит от педагога. Учитель объясняет всем одинаково, но один ученик решает контрольную на «отлично», а другой?— еле-еле или совсем не может ее решить.

 

- «Один мой друг очень азартный, он за один день может проиграть огромные деньги. Это болезнь или грех? Чем ему можно помочь?»

- И в прессе порой сообщают о каких-то леденящих душу фактах: то пенсионер проигрывает всю пенсию, то какую-то бабушку с инфарктом увозят на скорой из зала игровых автоматов, то почтальон в деревне не выдал старикам пенсию, а всю ее проиграл на игральных автоматах. Этот недуг явно можно назвать греховным. Это страсть, тяжелейшая страсть!

 

В некоторых очень тяжелых случаях пациенту рекомендуют госпитализацию, чтобы как-то оградить его от предмета пристрастия. Но госпитализация, кроме изоляции, ничего не дает. Есть люди, которые наиболее подвержены формированию этой страсти. Но таблеток от игры нет, точно так же, как нет таблеток от скупости… Здесь нужны личная решимость и помощь Божия?— больше ничего.

Милосердие.ру

 

Share this post


Link to post

Лечение депрессии

Депрессия и телевизор

 

Среди моих знакомых очень немногие смотрят телевизор. А те, кто смотрит, все-таки ругают его за отсутствие интересных передач, глупость ток-шоу, жестокость и алчность героев фильмов, чрезмерную сексуальность и недостаточную талантливость музыкальных клипов. Чем дальше деградирует телевидение, тем больше людей, которым очевидна недобрая, разрушительная роль телевизора в нашей жизни. Телевизор называют «зомбоящиком», а Останкинскую телебашню сравнивают с гигантским шприцом.

 

Но все-таки многие еще смотрят телевизор. Обычное объяснение этому занятию — «мы же должны знать, что происходит в нашей стране и в мире!». Это не более чем оправдание, поскольку всем очевидно, что объективной информации телевидение дает мало, много лжет, и есть другие пути узнать о том, что происходит в мире. В частности, интернет. Не случайно роль СМИ все заметнее переходит от прессы и ТВ к интернет-блогам. Ввиду тенденциозности СМИ, а также явного падения среднего культурного и духовного уровня журналистов, происходит откат на пару сотен лет назад, во времена, когда не было газет, новости и мнения передавались из уст в уста, в разговорах и письмах.

 

 

Конечно, люди смотрят телевизор не для того, чтобы получить более объективное представление о мире. Они смотрят телевизор, потому что им одиноко, скучно, в голову лезут неприятные мысли. Телевизор вроде как отвлекает и развлекает. Да, потому мы и выдумываем сказки про необходимость для нас телевизионных новостей, что стыдно признаться: нам плохо, мы в унынии. Крупный американский психолог Мартин Селигман пишет в своей книге «В поисках счастья»: «Выбирая между хорошей книгой и заурядной телекомедией, мы сплошь и рядом решаем в пользу последней, хотя опросы неизменно показывают, что для людей, которые смотрят по телевизору комедии, типично состояние легкой депрессии».

 

Эта статья вообще-то не о том, какое плохое у нас телевидение, а о том, какой выбор мы делаем и почему, когда мы выбираем между качественной книгой и дешевым детективом (фантастикой), между книгой и пустой тратой времени в интернете, между телевизором и книгой, между телевизором и живым общением с людьми, между развлекательным фильмом и фильмом, обращенным к душе. Дело не только в том, что жизнь коротка, и мы будем потом жалеть о бездарно потерянных нами часах, сложившихся в годы. О потерянных годах нашего самого лучшего времени, когда мы были молоды, сильны, способны на многое, что подарило бы нам удовлетворение и радость и сделало бы нас умнее и лучше. Дело и в том, как эти наши занятия (или развлечения) отражаются на нашей сегодняшней депрессии.

 

Ведь мы надеемся отвлечь, развеселить, утешить себя пребыванием у экрана. Хотя бы несколько часов не страдать, а получать хоть какое-то удовольствие. Но что в итоге? Насколько помогает нам в этом телевидение и просмотр фильмов? Многие, кто не смотрит телеканалы, оправдывают наличие в своем доме огромного экрана тем, что у них есть прекрасная подборка фильмов на DVD или жестких дисках. Но дело не в том, откуда поступает изображение и звук, а в том, чего мы хотим и что мы смотрим. Если мы хотим развлечься и смотрим соответствующую видеопродукцию — на время мы действительно отвлекаемся. А потом нам становится хуже.

 

Это как с алкоголем. За временным притуплением боли следует похмелье и последующий длительный ущерб. Если длительный ущерб от приема алкоголя заключается в основном в разрушении здоровья и утрате радости, то длительный ущерб от просмотра телевизора заключается в опять-таки утрате радости, усилении уныния, а главное — в разрушении и ослаблении сознания. Мы теряем способность к творчеству, к созидательной работе души. А работа души — не удел поэтов и художников. Работа души — это то, в процессе чего мы осознаем действительность, осознаем себя, познаем добро и зло, извлекаем опыт из ошибок, выстраиваем направление своей жизни, побеждаем свои слабости, в том числе уныние, обретаем радость и любовь.

 

Для того, чтобы убедиться в этом, не нужны сложные исследования. Всякий человек может убедиться в этом на своем опыте. И автор убеждался в этом не раз. Это очевидно. Если некоторое время смотришь телевизор, потом требуются большие усилия, чтобы заставить себя взять в руки серьезную книгу. А если берешь — чтение идет труднее. Как будто ослабли какие-то «мышцы» души. Если же подвергать себя ежедневному воздействию телевизора целые годы — можно полностью отучиться думать и стать настоящим душевным калекой, который способен только ретранслировать полученные из ТВ ложные мнения и эмоции. Калекой, который не может ходить сам, может только ездить на инвалидной коляске. Как наркоман без наркотика, такой человек чувствует, что день прожит впустую, если не посмотрел один-два фильма. А выбирая фильм, он ищет чего-нибудь полегче, повеселее, испытывая едва ли не муки, когда приходится смотреть что-то серьезное.

 

Это как с пищей. Человек переходит с твердой пищи на жидкую, а потом оказывается, что снова есть твердую пищу он не способен. Уже не получается разгрызть морковку, переварить мясо. Сил хватает только на молоко и манную кашу. А потом и вовсе зубы начнут портиться от бездеятельности. То же самое и с пищей для ума. Переходя на более «жидкую» пищу для ума, мы теряем способность переваривать твердую.

 

То есть эффект получается обратный. Вместо лекарства от депрессии получается усугубление депрессии. И мало того, человек, который хотя бы один час в день проводит у телевизора, убивает в себе те способности и навыки, которые он действительно мог бы использовать для того, чтобы победить депрессию и наладить свою жизнь.

 

Вы знаете о том, что дети, которые много смотрят телевизор, теряют способность к рисованию? Дело в том, что у телевизионной картинки есть большое отличие от реального или хотя бы живописного пейзажа. Когда мы смотрим на статическую картину или природный пейзаж, наша мысль управляет нашим взглядом, и мы познаем мир в соответствии со складом нашего ума. Когда же мы смотрим телевизор, нашим взглядом управляют чужие люди — режиссеры, операторы, режиссеры монтажа. Это они решают, куда мы будем смотреть, мы отдаемся на их волю, отказываемся от собственных мыслей, позволяя этим далеко не всегда достойным людям решать, куда мы должны смотреть, что думать и что чувствовать.

 

Психологи, которые занимаются изучением человеческой памяти, говорят, что если мы не занимаемся постоянно серьезным изучением каких-то новых для нас областей знаний, освоением новых навыков, то мы деградируем. Ослабевает память, ослабевает интеллект. А когда нам изучать что-то новое, если у нас нет на это ни времени, ни сил, ни интереса — все высосал из нас телевизор?

 

Имеется полная аналогия между болезнями души и тела. Тело, которое не трудится, ослабевает, зарастает жиром, нарушается его кровообращение, уходит мышечная радость, радость здоровья и движения, начинается время боли. Если душа не трудится, она также ослабевает, прекращается питание ее тем, что ее животворит, теряется способность преодолевать неприятные мысли и состояния (настроения), уныние приходит все чаще, затем становится постоянным и усиливается, доходя от отчаяния.

 

У души есть свои законы. Один из таких законов: радость нужно заработать. Без труда достается только депрессия. Как пишет Мартин Селигман: «Если вся жизнь проходит в погоне за позитивными эмоциями, в ней нет места истинному счастью».

 

Понятно, что зависимость от телевидения так же реальна как зависимость от табака или алкоголя. Разорвать ее не так легко. Тем более, что человек, находящийся в депрессии, не очень-то хочет что-то делать для самого себя, для своего счастья. Но разорвать эту зависимость можно. Я знаю многих людей, которым это удалось, и которые теперь чувствуют себя гораздо более счастливыми, жизнь их стала более наполненной и созидательной.

 

Кому-то в этом помог случай. Сломался телевизор или произошел переезд, после которого телевизор не удалось подключить сразу. И человек вдруг ощутил, как хорошо, как радостно жить без телевизора. И не стал подключать (или ремонтировать) телевизор. Многие, осознавая свою слабость, просто выбросили «домашнего врага» на помойку.

 

Мой друг Кирилл подробно рассказал историю своего расставания с телевизором. «Пять лет назад в одном женском глянцевом журнале, оставленном на столе супругой, я прочитал статью, которая значительно повлияла на мою жизнь. Статья была о том, как одна девушка взяла, по совету подруги, месячный обет… несмотрения телевизора. Нет-нет, девушка не планировала оставить его совсем. Она просто описала, как много времени у неё появилось, и сколько полезных дел она успела совершить.

 

Я решил последовать примеру автора статьи. Я никогда не был большим приверженцем ящика: вечерние новости и фильм (если интересный), кроме того, мне нравился «Брейн-ринг» (мне казалось, что он даёт много новых знаний). Случилось невероятное! Я тогда ещё не очень хорошо был знаком со словом «страсть» в его христианском понимании. Я не мог нарушить свой обет, так как уже объявил об этом, поэтому я вставал посреди ночи и как зомби автоматически переключал программы, особенно меня увлек тупейший MTV, который я ранее не смотрел. Мне неважно было, что показывают, важен был сам процесс отключения мозга. Потом ещё около 2-х лет у меня не было большего желания, чем тупо уставиться в «голубой экран».

 

Не могу похвастаться, что моя железная воля помогла мне перебороть телезависимость, всё было значительно проще. Мы переехали в другую квартиру, а телевизор я не взял. Когда же, спустя год, всё-таки пришлось купить новый, оказалось, что для всей семьи он уже не интересен. Старший сын изредка посмотрит фильм на DVD, да супруга иногда «под утюжок» включит. В семье мир и спокойствие, есть время пообщаться, и дети, и взрослые любят читать, телевизор не является больше «главой семьи». Всё это способствует гармонии в отношениях. А ведь большинству людей телевизор заменил собеседника, а значит в какой-то степени и супругу (супруга).»

 

Думаю, освобождение своего жилища от «зомбоящика» — это более верный и надежный способ, чем волевое уменьшение времени, которое мы смотрим телевизор. О каком волевом управлении своей жизнью может идти речь, если воля ослаблена многолетним рабством телевизору?

 

Речь идет о выборе. Либо мы соглашаемся прожить свою жизнь впустую. Без настоящей радости, без побед, без смысла, без свободы и воли. Довольствуясь, как свиньи в хлеву, убогими подачками низкопробных эмоций в соответствии с телевизионной программой. Или вне программы, но тогда мы рискуем еще больше себя развратить, как те крысы, которые в ходе экспериментов, вместо того, чтобы двигаться и есть, постоянно жали на кнопку, раздражающую центр удовольствий в мозгу, и в итоге погибали от голода.

 

Либо мы вспоминаем о том, каким бесценным богатством обладаем. Богатством разума, души, воли. Богатством, которым мы можем сделать счастливыми себя и других, сделать мир лучше, а свою душу — еще прекраснее.

 

Непременным условием второго пути, условием успеха и счастья, является ограничение количества в нашей жизни дармовых, низкопробных удовольствий в пользу честной, заслуженной радости.

 

pobedish.ru

 

Share this post


Link to post

Пьянство, алкоголизм. Эти слова болью врезаются в жизнь многих людей, и зависимых, и их ближних. Здоровые, крепкие, красивые люди вдруг превращаются в подобие человека, который отдаст многое за стакан горячительной жидкости.

- Отец Иона, на протяжении многих лет Вы занимаетесь реабилитацией людей с химической зависимостью. Как много людей в России, на Ваш взгляд, подвержены недугу алкоголизма?

 

- Не хочу оперировать цифрами статистики. Я не очень люблю эту сложную дисциплину, потому что с ней можно играть по-разному. Но алкоголизм у нас развит гораздо больше, чем думает каждый из нас. Да, мы можем утром ехать на работу и видеть людей, от которых не пахнет спиртным. Мы смотрим на вполне адекватное окружение и думаем, что у большинства таких проблем нет. Ничего подобного. Алкоголизм имеет разные формы. Есть традиционная для русского человека форма, когда зависимый пьет запоями и все теряет: работу, семью, при этом дебоширит и даже совершает преступления. Но очень много алкоголиков не таких явных. К примеру, довольно часто, особенно среди вполне благополучных домохозяек, встречается женский алкоголизм. Случается и так, что многие годы алкоголик мастерски скрывает, что он пьет. У меня был знакомый прихожанин, вдруг пришла его жена и сказала, что он умер. Оказалось, что он от алкоголизма и умер. Вот так, не до сильного алкогольного опьянения мужчина выпивал каждый день в течение многих лет. И в один из дней этот мир сказал ему «до свиданья».

– Но многие алкоголики не признаются даже себе в том, что у них есть эта проблема, между тем, их близкие продолжают страдать…

читать дальше

Share this post


Link to post

Основы понимания проблемы созависимости для членов семьи пьющего человека

 

Слово "зависимость" мы слышим часто: наркотическая зависимость, алкогольная, табачная, игровая, телевизионная и так далее. А что называется созависимостью? О том в православной среде известно пока еще не многим. Это обстоятельство было бы не столь важно, чтобы на него указывать, если бы… Если бы практически в каждой современной российской семье кто-то не страдал от таких опасных заболеваний, как наркомания, алкоголизм, игромания и прочих патологических зависимостей (или не имел реальную опасность ими заразиться).

Приставка "со" в слове "созависимость" означает "зависимость вместе с кем-то". Когда близкий вам человек зависим от алкоголя, наркотиков, азартных игр и тому подобных средств, изменяющих сознание, вы начинаете испытывать зависимость от него самого, становитесь созависимым человеком. Исследования говорят о том, что у созависимых людей развиваются специфические болезненные состояния на всех уровнях личности – физическом, психическом и духовном.

Созависимость при алкоголизме можно представить так:

Алкоголь – Зависимый от него человек – Созависимый от пьющего человека близкий другой человек

 

Скандалы, конфликты, эмоциональная отчужденность, взаимные обвинения, отказ от исполнения своих ролей в семье, невозможность строить перспективные планы – эти и подобные им события катастрофически влияют на жизнеспособность семьи с созависимыми отношениями. Семья, находящаяся в состоянии кризиса, отличается тем, что противоречия в ней обостряются, нарастает неустойчивость семейной системы.

Читать полностью текст:

http://www.k-istine.ru/drag/drag_tsigankov.htm

Share this post


Link to post

Вера, конечно, не может привести к шизофрении - но верующие люди запросто ей болеют. Сама знаю такую женщину...

Share this post


Link to post

Вера, конечно, не может привести к шизофрении - но верующие люди запросто ей болеют. Сама знаю такую женщину...

Может она не верующая?Многие только мнят о себе,что они верующие,а на деле далеки от настоящей веры.

Share this post


Link to post
Guest Гость

Здоров,тот, кто видит себя больным, а больной, ни когда, не признает себя таковым.

Share this post


Link to post

Может она не верующая?Многие только мнят о себе,что они верующие,а на деле далеки от настоящей веры.

Ну, что Вы... такая церковная - работает только в храме, на все службы ходит, и всё такое прочее. Но - увы! - на почве своей болезни даже на жизнь свою покушалась, хорошо, что неудачно. Кстати, невменяемых самоубийц отпевают...

Share this post


Link to post

Здоров,тот, кто видит себя больным, а больной, ни когда, не признает себя таковым.

ежели речь - о психических заболеваниях, так процитирую психиатра (моя родственница): если больной признаёт себя таковым, то он не столь тяжёл, и лечние может быть успешным. А если считает здоровым - то это плохо ( с медицинской точки зрения - прогноз неблагоприятный).

Share this post


Link to post
Guest Гость

Большинство психических болезней, имеют духовные причины и не могут быть излечены медициной, а называются психическими из-за отсутствия в медицине иных критериев для диагностики.И еще, если человек лишен рассудка, это,возможно, значит, что Господь хочет оправдать человека, ведь умалишенных не судят не в сем веке, ни в будущем.

Share this post


Link to post

Большинство психических болезней, имеют духовные причины

Но не шизофрения. Она поддаётся медикаментозному лечению (по крайней мере, наступает улучшение).

Share this post


Link to post
Guest Вера

Да, это беда наша. В храм ходим регулярно, а веры в Бога и Его промысел едва ли присутствует. Стоит ли удивляться тому, что мы больны?

Share this post


Link to post

Страничка православного психолога

 

Ермакова Людмила Федоровна

Откуда у нас депрессия? Часть первая

 

В течение нескольких лет я в качестве психолога принимаю участие в работе комиссий по опеке и по делам несовершеннолетних и хочу сказать, что ситуация с неблагополучием наших детей уже не год от года, а с каждым месяцем становится все тяжелее. Так, на последнем заседании нашей комиссии по делам несовершеннолетних оказались трое детей в возрасте от 9 до 11 лет, у которых матери покончили жизнь самоубийством. У остальных не лучше: внезапно и нелепо погибшие родители, пьющие матери, их квартиры стали притонами; и то, что ежедневно видят там дети, не выдержит и взрослый человек со здоровой психикой.

 

Безусловно, эта тенденция отслеживается и в армии, куда приходят наши дети. Мы все до сих пор переживаем челябинскую трагедию. Министр обороны Сергей Иванов назвал в качестве основной причины происходящего в армии «моральную патологию общества, которая выражается в кризисе целевых нравственных установок значительной части населения, в том числе и военнослужащих, а также в девальвации традиционных ценностей и идеалов национальной культуры в массовом общественном сознании. В доказательство последнего тезиса достаточно просто взглянуть на программы передач, транслируемые многими телевизионными каналами.

 

Чтобы понять, насколько серьезен эффект скрытого воздействия давайте заглянем, теперь уже в историю некоторых психологических экспериментов.

 

В конце 19 века в Париже в клиниках Ж.Шарко и П.Жане изучалась проблема неврозов, прежде всего истерии с применением методики гипноза. Наблюдаемое в экспериментах постгипнотическое выполнение приказов, полученных в состоянии гипноза, привело в дальнейшем к целой серии исследований бессознательных психических процессов, которые человеком не осознаются, но оказывают решающее влияние на его поведение.

 

Вот схема эксперимента. Больного вводят в состояние гипноза и приказывают ему выполнить какие-то парадоксальные, с точки зрения здравого смысла, действия. Например, ему говорят, чтобы он после выхода из гипнотического транса одел галоши, взял зонт, вышел в соседнюю комнату, раскрыл зонт и т.д., но сам приказ он должен забыть. Больной все это точно выполняет, но почему он это сделал, он не помнит. И тут начинается самая важная часть эксперимента. Больному задают вопросы: зачем он, интеллигентный человек одел чужие галоши, взял с вешалки чужой зонт, ушел в другую комнату и стал его раскрывать? Уличенный в неадекватных действиях, человек начинает, оправдываясь, говорить, что взятые им зонт и галоши очень похожи на его собственные, что, хотя на улице стоит ясная погода, он чувствует, что скоро будет дождь и т.д.

 

Эти эксперименты показали, что поступки человека могут совершаться по неосознаваемым им причинам, часто не по своей воле. Однако, такой защитный механизм личности, как рационализация, всегда сумеет логично объяснить окружающим и себе правильность совершенный действий.

 

Напомню вам и другой эксперимент. В одном кинотеатре показывали фильм в двух вариантах. Одни зрители смотрели обычный фильм, другим показывали фильм с вмонтированным 25-кадром, где была реклама находящегося по соседству кафе. Разницу в посещении этого кафе сразу после просмотра зрителями обеих групп легко посчитали. Она оказалась настолько значимой, что эффект 25-го кадра начали широко использовать не только в рекламе. И на сегодняшний день во многих странах существует законодательный запрет на использование 25 кадра.

 

Естественно, в нашей стране такого запрета нет, и в периодической печати уже появлялись сведения об использовании у нас в 25 кадре пропаганды абортов, агрессии, в том числе и аутоагрессии ( т.е. убийства и самоубийства) и т.д.

 

С подобным скрытому 25 кадру феноменом мы с вами встречаемся каждый день. Много лет назад, когда я была еще студенткой (а это был психологический факультет Московского Университета), преподаватели обратили наше внимание на следующий факт: во всех видах транспорта убрали надпись: «Выхода нет». Оказалось, что эта надпись играла роковую роль в принятии решения о самоубийстве отчаявшихся людей. Несостоявшиеся самоубийцы рассказывали врачам-психиатрам о том, что на фоне житейских неудач часто мелькавшая фраза: «Выхода нет!» становилась навязчивой идеей, больно била по нервам при каждой встрече с ней и часто становилась «последней каплей» для счетов с жизнью.

 

Обычно мы настолько привыкаем к этой надписи, что, как нам кажется, не замечаем ее, не обращаем на нее никакого внимания. А она незаметно для нашего сознания проскальзывает в наше подсознание и совершает там страшную разрушительную работу, реально убивающую нашу душу.

 

И министр обороны подтверждает, что «более 2% военнослужащих по призыву имеют высокий суицидальный риск и близких родственников, которые покушались на собственную жизнь».

 

Вот еще одна картинка из этой же серии. Молодой пародист, изображая известную актрису, что-то быстро и бессвязно говорит, затем пауза, внимательный взгляд и вкрадчивое: «Как страшно жить!». Затем следующий блок: бессвязная речь, провоцирующая расслабление слушателей, ослабление их психологической защиты; затем многозначительная пауза и внимательный взгляд как у змеи перед броском и тихо вползающее в самую душу: «Как страшно жить!».

 

Если внимательно посмотреть на любое выступление наших, так называемых, юмористов, если к каждой, так сказать, их шутке подойти с вопросом: «Зачем это сказано?», то увидим, что за видимым шутовством, как в нутре троянского коня, скрыто злое семя разрушения иерархии наших ценностей, уничтожения наших нравственных ориентиров. Насколько опасны для нас подобные скрытые воздействия? Ровно настолько, насколько мы легкомысленно позволяем себе не обращать на них внимание, насколько мы духовно расслаблены. Как только мы начинаем внимательно относиться ко всему, что происходит вокруг нас, мы научаемся видеть, как нами пытаются управлять и это трезвое видение ситуации и обеспечивает нам защиту. Срабатывает принцип: «Предупрежден, значит вооружен!».

 

Знание и трезвение обеспечивают нам защиту от проникновения поражающих факторов на нижние этажи нашей психики, где они затаятся до времени и сработают в самый неожиданный для нас момент. Кстати и гипнозу поддаются далеко не все. Тем, у кого имеется внутреннее сопротивление внушению – оно повредить не может.

 

На сайте Псково-Печерского монастыря опубликовано завещание старца Иоанна Крестьянкина, которое завершается словами: «… ничего не бойтесь в жизни кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога!».

 

Мы должны быть такими же внимательными в жизни, как водитель на дороге. Именно высокий уровень внимания позволяет водителю видеть все дорожные знаки, предупреждающие об опасности и мгновенно реагировать на опасные ситуации. Большинство аварий связано именно с рассеиванием внимания. Так же и в нашей повседневной жизни.

 

Трудно это? Конечно, трудно. А кому сейчас легко? Вся страна только начинает понемногу собираться с силами, сосредотачиваться. Свидетельство этому: замечательные успехи наших спортсменов на последних Олимпийских играх вопреки всему: разрушенной системе подготовки наших спортсменов, скудном их обеспечении всем необходимым, откровенной нужде. Многие видели сюжет в «Новостях», когда показывали гараж, в котором наш олимпиец сам мастерил себе санки, на которых он и пришел к победе. Мы все видели, какой концентрацией физических и духовных сил давалась победа нашим чудо-богатырям (это суворовское определение относится и к нашим женщинам-спортсменкам) и видели, что многие из них молились, крестились перед выступлением.

 

Однажды мне довелось разговаривать с одним из победителей Олимпийских игр в Мехико. Он рассказывал, как их принимали после победного выступления в одной далекой стране в нашем посольстве. Тогда сотрудники нашего посольства сказали спортсменам: «Вы за несколько дней так сблизили наши страны, чего мы не могли добиться в течение уже многих лет кропотливейшей работы.»

 

Это в полной мере относится к каждому из нас. Так из исследований психологии детского развития известно, что развитие любой психической функции подтягивает на более высокий уровень все другие функции. И нам нельзя останавливаться в развитии: любое наше личное достижение, любая самая маленькая победа над собой приводит нас к таким изменениям в жизни, которые бывают радостны и неожиданны для нас самих.

 

Очень многое зависит от нашего понимания своего места в этой жизни. Мы не так автономны и самодостаточны в этой жизни, как нам кажется и поэтому любое личное поражение приводит к упадническим настроениям, а любая личная победа становится общей победой.

 

Время «разбрасывания камней» завершается. Начинается очень важное время сосредоточения воли, внимания, интеллекта, духовных и физических сил. И надо помнить, что наши остановки – не есть остановки, но на самом деле любая остановка в развитии – это всегда движение назад. Мы уже не можем себе этого позволить ни в личностном росте, ни в общественном развитии.

 

Психологи часто в своих выступлениях предлагают слушателям провести небольшой психологический эксперимент. Я не буду отступать от традиции.

 

В Евангелии от Луки (гл.17,1-3) читаем: «…невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят... Наблюдайте за собою».

 

В книге старца Паисия Святогорца «Духовная борьба», в третьей главе «О необходимости наблюдения за собой и познания себя» есть такие слова: «Исследование себя – это самое полезное из прочих исследований. Человек может читать много книг, однако, если он не следит за собой, все прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются – что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого…. Если человек не будет исследовать происходящее… ,то ему ничто не принесет пользу.».

 

Итак, для тех, кто сочтет возможным для себя провести небольшой эксперимент, предлагаем следующие условия проведения этого эксперимента:

 

1. Выключить телевизор и радиоприемник. Не смотреть и не слушать, так называемые «новости». Исключение только для радиостанции Радонеж.

 

2. Отметить для себя все попытки найти лазейки для того, чтобы смягчить себе условия эксперимента, т.е. смотреть передачи выборочно, например, только новости или какую-то свою любимую передачу.

 

3. Обратить внимание на то, какие эмоции при этом проявляются наиболее ярко, например, раздражение, злость, равнодушие, радость, уравновешенность и др.

 

4. Отметить, на какой день Вы не выдержали и все-таки включили телевизор или приемник.

 

5. С каким чувством Вы это сделали?

 

6. Произошли ли какие-либо изменения в Вашем внутреннем мире за время эксперимента?

Share this post


Link to post

Страничка православного психолога

 

Ермакова Людмила Федоровна

Откуда у нас депрессия? Часть вторая

 

Вопрос: Сейчас очень многие говорят о том вреде, который нам наносится через современные информационные каналы телевидения, радио, интернет и др. В чем Вы видите опасность этих средств связи для нашей психики?

 

Ответ: В предыдущей статье мы предложили провести небольшой эксперимент: выключить телевизор и радиоприемник и понаблюдать за собой, т.е. отследить свои эмоции, свое поведение.

 

Не будем сейчас анализировать содержание программ «новостей», и прочих теле- и радиопрограмм. Это вопрос отдельной статьи. А в данной статье попробуем разобраться в том, что остается незаметным для зрителя или слушателя информационного канала, но обладает огромной разрушительной силой для нашей незащищенной трезвением психики.

 

Я не просто так просила вас отрефлексировать, что с вами происходит при выключенных телевизоре и приемнике. Думаю, что многие из вас испытывали чувство беспокойства, раздражения и даже гнева, когда очень хотелось нажать заветную кнопку, думаю, у многих имела место серьезная борьба с самим собой. Более внимательные отметили нарастание внутреннего напряжения в определенные часы, связанные с просмотром привычных передач.

 

А дело здесь в том, что телевизор и радио структурируют наше время. Мы всю свою жизнь начинаем подстраивать под начало и конец телепередач, мы живем в телевизоре, а не в реальной жизни, и поэтому у многих сейчас телевизоры в каждой комнате и на кухне и, передвигаясь по квартире, человек остается привязанным невидимой нитью к экрану.

 

В государстве и вокруг него нарастают разрушительные процессы, все стремится к хаосу, однако четкий график теленовостей и матрица развлекательных программ создают иллюзию единственно надежной системы в этом мире. Такая виртуальная структурированность нашего времени делает нас несвободными. Мы уже не можем сами организовать наше реальное время, мы перестаем выстраивать дальние и ближние перспективы нашей жизни. В течение дня мы не разворачиваем свою программу действий, а просто отвечаем на те или иные воздействия среды, т.е. живем в неком поле и демонстрируем так называемое «полевое поведение», зависящее от интенсивности воздействия на нас элементов этого поля. Таким образом, мы становимся зависимыми и управляемыми кем-то другим. Заканчивается день - и вспомнить нечего: мы никак не продвинулись ни в интеллектуальном, ни в душевном, ни в духовном развитии. Таким образом, мы становимся зависимыми от ритма жизни, навязанного нам телевизором.

 

Но телевизор управляет не только ритмами нашей жизни. Содержание нашего внутреннего мира испытывает мощнейшую интервенцию вихревых потоков чуждых нам мыслей, чувств, переживаний, которые мы не в состоянии остановить или перебить нашими собственными мыслями и переживаниями. Это некий фон, зашумляющий мелодию нашей собственной внутренней жизни.

 

Выключив телевизор, мы вдруг ощущаем, что наш внутренний мир подобен большой и очень неспокойной коммунальной квартире, где нет тишины, мира, уюта; где, навязанные нам сюжеты движутся по своим собственным траекториям; и где присутствует тревожное напряжение, провоцирующее наши спонтанные реакции. И поэтому нас нельзя задевать – мы нервные!

 

Вся внешняя деятельность, всякая активность приторможена, а у многих свернута и заменена многочасовым лежанием или сидением у телевизора в полнейшем расслаблении. Выключили телевизор – и все рассыпалось: не знаем, за что браться, как выстроить день, неделю, месяц. Нападает такое уныние, против которого бессильны любые таблетки. А уныние – пожалуй, одно из самых тяжелых духовных состояний, поражающее, прежде всего, волю человека, а затем уже ум и чувства, когда человек связан по рукам и ногам. Наступает такой паралич всех сил души, когда человек не находит смысла ни в чем, не может включиться ни в какую деятельность – руки опускаются. Именно в этом состоянии становятся зависимыми от антидепрессантов, алкоголя, наркотиков.

 

Сейчас начинает расти очень тревожная тенденция. Раньше пациентами психиатрических клиник были в основном городские жители, но в последнее время в связи со свертыванием сельского хозяйствования и появлением у сельских жителей большого количества свободного времени резко возросло число пациентов психиатрических клиник, теперь уже из среды сельской молодежи.

 

Итак, целью нашего небольшого эксперимента было помочь вам осознать ваши отношения с имеющимся у вас временем, т.е. насколько активно и самостоятельно вы его структурируете и насколько бережно вы к нему относитесь.

 

И вторая цель – вспомнить о рефлексии – т.е. обратить внимание на свою собственную внутреннюю жизнь, начинать потихоньку работать над собой: осознавать свои мысли, действия, поступки и уметь их отделять от навязываемого нам извне. Рефлексия – совершенно необходимый инструмент для нашего психического развития, для внутреннего духовного роста и, конечно, для покаяния.

 

И третье. Напомню вам о психофизическом единстве человека, обозначив его общеизвестным выражением: «В здоровом теле здоровый дух».

 

Человеческий организм так устроен, что ему необходимы физические нагрузки, особенно это ярко проявляется у мужчин. Исследования показали, что при хороших физических нагрузках у мужчин в организме вырабатываются особые вещества, улучшающие их настроение – эндоморфины. У женщин эта связь выражена в меньшей степени.

 

Но не только для улучшения настроения необходима физическая нагрузка. Беседуя с ребятами подросткового возраста, выясняем с ними очень интересный вопрос: «На чем работает, например, машина?» Отвечают: «На бензине, на дизельном топливе». А что движет трамвай, метро? Отвечают: «Электричество». А на чем работает наш мозг? Как правило, при этом вопросе возникает замешательство. Подсказываю – есть такое вещество - гамма-аминомасляная кислота.

 

А откуда она берется? Оказывается, что она не поступает извне с продуктами питания, а вырабатывается самим организмом, при физической нагрузке до пота. И еще необходимо знать, что в душном помещении это вещество быстрее расходуется. Поэтому так важно чаще бывать на свежем воздухе и проветривать помещения, особенно при интенсивной интеллетуальной деятельности. Подрастающим мальчикам рекомендуется 2-3 раза в день делать по 20 отжимов от пола. Эти простые рекомендация помогают решить многие вопросы здоровья и поведения детей.

 

Эти данные я привела вам из сообщения Ю.Н Белихова. Как тут не вспомнить библейское: «в поте лица твоего будешь есть хлеб…»(3,19).

 

А сейчас я хочу Вам привести отрывок из воспоминаний Ивана Пущина, лицейского друга Александра Пушкина:

«Вставали мы по звонку в шесть часов. Одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди.

От 7 до 9 часов – класс.

В 9 – чай; прогулка до 10.

От 10 до 12 – класс.

От 12 до часу – прогулка.

В час – обед.

От 2 до 3 – или чистописание или рисование.

От 3 до 5 – класс.

В 5 часов – чай; до 6 – прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс.

По середам и субботам - танцеванье или фехтованье.

Каждую субботу баня.

В половине 9 часа – звонок к ужину.

После ужина до 10 часов – рекреация (отдых).

В 10 – вечерняя молитва, сон…»

 

На что я хотела бы здесь обратить ваше внимание. Во-первых, на четкую структурированность суточного и недельного времени лицеистов. Во-вторых, на правильно организованные ритмы. Начинался и заканчивался день молитвой. Каждые два часа учебного времени перемежались часовым перерывом с активными играми (т.е. физической нагрузкой) на свежем воздухе, и, естественно, питанием.

 

Мы можем только удивляться, насколько гармонично и правильно в начале 19-го века был выстроен образовательно-воспитательный процесс в Царскосельском лицее. И результат впечатляет: выпускники этого лицея становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета, учеными, писателями.

 

Батюшка наш Серафим Саровский наставлял: «Благословляю им (Дивеевским сестрам) – как от сна встают – тут же за работу; читая про себя, хотя бы и на ходу мое правильце; если так сотворят – спасутся». И сам никогда не пребывал без дела, не допускал себя до праздности. Известно, что батюшка Серафим постоянно носил на спине котомку с камнями. Интересующимся, зачем он это делает, отвечал: «Томлю томящего мя».

 

Обратите внимание, батюшка уделял особое внимание внешней активности: «как от сна встают – тут же за работу» и далее то, что может нас смутить: «читая про себя, хотя бы и на ходу мое правильце». Известно также, что когда люди всякую деятельность оставляли и начинали только усердно заниматься молитвой, чаще всего по самочинию, то очень многие из них впадали в прелесть. Из литературы опять же известно, что исцелялись они от этого духовного недуга тем, что отправлялись на послушания, связанные с напряженным физическим трудом: в пекарню, на конюшню, на мельницу и др. Мы, современные люди, избалованные всеми удобствами комфортной жизни все более удаляемся от естественных видов труда и все более погружаемся в различные виды созерцательности, в том числе, связанные с разнообразными приборами – носителями информации – телевизором, компьютером, магнитофоном, плеером и прочими. Искажая внешнюю сторону нашей жизни, мы неизбежно деформируем всю структуру нашей личности, разрушаем присущее нашей природе психофизическое единство.

 

Итак, подытожим: чтобы мы были хорошо управляемыми, из нас формируют телевизионное стадо, которое кем-то пасется и прикармливается. По словам Тихона Задонского: «Человек ленив, а поэтому ему нужно поощрение». Таких поощрений идет достаточно много через телевизионный экран. Ценой этих поощрений является наша воля, т.е. бесценный дар - нашу свободную волю, мы беспечно теряем, отдавая все наше время, эмоционально включаясь в выстроенный кем-то телевизионно-событийный ряд. Беспрестанно проживая чужие жизни, мы теряем смысл собственной жизни – отсюда убивающие нашу душу депрессии.

 

Чтобы вырваться из заколдованного круга, необходимо менять привычно-пассивный образ жизни. Располагаясь телом на диване или в кресле, душой мы пребываем в самых разных местах, в зависимости от просматриваемых сюжетов. Попробуем их воссоединить в общем для тела и души деле.

 

В медицинской литературе сейчас появилось много публикаций о пользе прогулок на свежем воздухе, о которых мы все уже давно не вспоминаем за неимением времени. Но все-таки давайте найдем это время и выйдем на свежий воздух. Минимальная прогулка – 30 минут лучше быстрым шагом. Но стремиться нужно к максимальному результату – это 5 км быстрым шагом каждый день. Я знаю людей, перенесших инфаркт и восстановившихся благодаря такой нагрузке.

 

Медики утверждают, что подобные активные прогулки являются самым лучшим лекарством от депрессии, не сопоставимым по эффективности с таблетками и прочими лечебными процедурами. Они установили, что у большинства из тех, кто активно гуляет на свежем воздухе, значительно улучшается физическое и эмоциональное состояние. Подобные улучшения связаны с тем, что прогулка, с одной стороны, является своего рода минимально полезной физической нагрузкой, а с другой – позитивной сменой обстановки в условиях рутинности нашей повседневной жизни. Причем эффект от прогулки проявляется почти сразу: некоторые начинают чувствовать себя лучше уже через пять минут.

 

Итак, сегодняшнюю нашу статью мы также закончим рекомендацией по проведению психологического эксперимента. Цель эксперимента – будем учиться структурировать свое время. Объектом экспериментального наблюдения опять будем мы сами.

 

1. Возьмем ежедневник или блокнот и будем каждый вечер записывать все, что нам надо успеть сделать на следующий день, причем учитывать все, даже самые мелкие дела.

 

2. Утром просмотрим, что у нас запланировано на день.

 

3. В течение дня несколько раз заглянем в наши записанные планы для возможной их коррекции.

 

4. В наше расписание дня обязательно должна быть включена прогулка с быстрой ходьбой. Минимум – 30 минут, но лучше как-то вычислить маршрут в 5 км и стараться со временем приближаться к этой отметке.

 

5. Понаблюдаем за своим внутренним состоянием. Какие помыслы будут одолевать вас и заставлять все бросить и жить без всяких планов.

 

6. Вечером соотнести то, что запланировано и то, что успели сделать и наметить план на следующий день.

 

7. Постарайтесь понять, что внутри вас протестует против упорядочивания вашей жизни и почему это происходит.

 

Желаю вам успехов в развитии вашей рефлексии и проявления твердости характера по отношению к самому себе.

Share this post


Link to post

Депрессия. Испытание унынием. (Ольга Курова)

 

 

 

Осень неоспоримо входит в свои права. Моросящий за окном мелкий дождик, ледяные бездыханные батареи и ранняя темнота тщательно испытывают нервы на прочность. Деревья на городской аллее отдают земле долги безропотно, по первому дуновению ветерка сбрасывая в грязь тяготящие их золото и багряницу. Птицы, следуя заложенному в них могучему инстинкту, послушно собираются в стаи, готовясь к перелету в теплые края. А что же венец природы? Да вот и он - сидит, нахмурившись, с тоской взирая на закипающий чайник. Добавленные в чашку ложечка меда и капелька кагора несколько освежают землистый цвет его лица, но это ненадолго. Напившись, изгнанный Адам отводит опустошенный взгляд в угол, демонстрируя окружающим полную апатию. Количество сигарет в пачке, торчащей из его кармана, стремительно уменьшается, а горка окурков в импровизированной пепельнице-пивной банке заметно растет. "Не трогайте Илюху, - предупреждают опытные сотрудники его отдела, - у него снова депрессия". А самые опытные уточняют: "Сезонная".

Депрессия, метко прозванная американскими специалистами "психическим насморком", распространяется в мире не менее активно, чем физическая простуда в холодный сезон. В настоящее время, согласно данным Американской психиатрической ассоциации, только в США ежегодно этому недугу оказываются подвержены около 15 млн. человек. Другие исследования оценивают распространенность депрессивных расстройств гораздо выше - более 26% среди женщин и 12% среди мужчин. Согласно результатам научных исследований, опубликованным в "Журнале клинической психиатрии", ежегодные расходы, связанные с заболеваемостью американцев депрессией, в 1990г. составили 43,7 млрд. долларов. Эта сумма включает в себя стоимость 290 миллионов потерянных рабочих дней, психотерапевтической помощи и снижения трудоспособности. Эти данные показывают, что из всех хронических заболеваний клиническая депрессия в наибольшей степени выводит людей из строя. Несмотря на распространенность и деструктивность этого заболевания, точный механизм или механизмы возникновения депрессии пока еще не открыты. Многие годы ученые считали, что депрессия связана с недостатком нейромедиаторов - либо вещества норэпинефрина, либо серотонина - в важнейших синапсах центральной нервной системы. Однако ключевая биохимическая причина депрессии пока остается неизвестной.

В противоположность биохимической версии возникновения депрессии, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что депрессия - это невыраженная и неосознанная ярость, реакция на состояние беспомощности или зависимости от других или на утрату возлюбленного(ой). Наиболее ранний гнев у ребенка мог быть вызван чувством "покинутости" матерью, когда у нее появляется другой ребенок. Поскольку ребенок не мог позволить себе гневаться на свою мать и идти на противостояние, полагал Фрейд, он обращал свой гнев против себя. Таким образом, невыраженный гнев сдерживался или направлялся внутрь себя. Депрессия по Фрейду - обращенный внутрь гнев. Каждый раз, когда индивид чувствует свое одиночество, его охватывает депрессия.

В некоторых случаях депрессию вызывают многие лекарственные препараты. К ним относятся, в частности, гормональные контрацептивы и анаболические стероиды. Один исследователь описывал два одинаковых случая: у женщин, никогда не страдавших психическими заболеваниями, через один-два месяца после введения норпланта (контрацептив длительного действия, который вживляется под кожу) возникала глубокая депрессия.

Прекращение приема таких стимулирующих наркотиков, как кокаин и амфетамин, также может вызвать симптомы депрессии, например, тоску, бессонницу и апатию.

Несмотря на то, что депрессию называют болезнью XX, а теперь и XXI века, этот недуг отнюдь не нов. Еще Гиппократ описывал сходное психическое состояние под названием "меланхолия", видя его причину в наполнении мозга "черной желчью". В Священном Писании приступы депрессии неоднократно описываются на страницах Ветхого Завета: от них страдал, например, царь Саул, а облегчение ему приносила игра Давида на гуслях. Многие места из Книги Псалмов свидетельствуют о том, что пророк и псалмопевец Давид также испытывал нападения тяжелого давящего уныния. Печален стих царя Соломона-Экклесиаста, повествующий о суете сует. Стоит ли винить в распространении депрессии современное информационное общество с его стилем и темпом жизни, если житель древней Иудеи или античной Греции был знаком с депрессивной симптоматикой ничуть не хуже, чем наш современник? Быть может, причина болезни кроется в претерпевшей грехопадение человеческой душе, за последние несколько тысяч лет изменившейся так мало?

Ни в одном из имеющихся в настоящее время научных трудов по психиатрии или психологии депрессия не получила столь точного и исчерпывающего описания, как в творениях святых отцов, где задолго до становления и развития светских наук о душевных расстройствах эти состояния были определены как греховные страсти уныния и печали. Тягчайшим из духов злобы называет дух уныния св. Иоанн Лествичник.

Пожалуй, напоминающий Илюху из нашей присказки персонаж отыщется в кругу знакомых каждого из нас, а кто-то, быть может, узнает в этом герое и себя в определенные жизненные моменты. Как помочь многострадальному меланхолику? Его мрачное настроение мигом подхватывает массовая культура. Ставшая в некоторых кругах хорошим тоном этика декаданса убеждает людей в том, что быть счастливым и радостным - неприлично, неправильно в нашем гибнущем мире. Лучше красиво увядать, предаваясь эффектному саморазрушению.

Поговорим о различии вариантов мужской и женской депрессии. У женщин депрессивные состояния чаще сопряжены с недовольством своей внешностью (дисморфофобия), желанием похудеть, исправить какие-то недостатки лица, фигуры. Толчком к развитию депрессии может послужить долгая травмирующая ситуация в семейной жизни (муж пьет, бьет жену) или невозможность создать семью, неудачи на работе, материальные проблемы, то есть, вполне реальные житейские причины. Депрессия у женщин может быть связана с гормональной перестройкой организма при беременности, после родов, при наступлении климакса. С мужчинами все гораздо сложнее. С большей легкостью атакуя Еву, которая порой не распознает вражеского нападения, видя причину внезапного приступа плохого настроения в "критических днях" или неудачной диете, для Адама враг рода человеческого подготовил артиллерию потяжелее.

Депрессия у мужчин часто возникает безо всякой на то видимой причины. Например, наш Илья - высокооплачиваемый сотрудник преуспевающей фирмы. Он молод, хорош собой, не обделен вниманием прекрасного пола. У него есть любящие родители, которые искренне гордятся сыном и души в нем не чают. Есть и друзья, которые всегда помогут в трудную минуту, выслушают, ободрят. Но, тем не менее, время от времени на Илью "находит". В такие периоды мрачные часы уединения сменяются отчаянными молодецкими выходками, зачастую пьяными. То наш герой ввязывается в криминальную разборку, явно недооценивая собственные силы. Оказавшись после этого на больничной койке, он тут же, в стационарных условиях, влюбляется и завязывает роман. Выписавшись из больницы, начисто забывает предмет былой страсти и отправляется за компанию с другом-экстремалом прыгать с парашютом. Сломав еще пару недоломанных ребер, не унимается, а покупает подержанный автомобиль (новый, видно, разбить жалко, зная свои особенности), садится за баранку в не очень трезвом состоянии, прихватывает с собой визжащую от восторга пьяную же подругу и гонит по ночному шоссе в неизвестность. "Еще жив?" - неудивительно, что знакомые Ильи уже давно начинают интересоваться его судьбой именно с этого вопроса.

Да, как видно из яркого примера, депрессия у мужчин часто сопряжена с алкоголизмом и может скрываться за его маской, выдавая причину за следствие. Представители сильного пола реже, чем женщины, признаются сами себе, что им требуется помощь специалиста. Если для женщин в период депрессии характерна слезливость, склонность к жалобам, желание обрести поддержку в лице священника, врача, родственников, друзей, то мужчины предпочитают страдать молча, из страха продемонстрировать кому-либо свою слабость. Например, экстремальные выходки Ильи имеют двоякую направленность - с одной стороны, желание убежать от своего недуга с помощью острых ощущений, с другой - доказать всем окружающим, что он не слезливый меланхолик, а "Крутой Уокер". Но оба этих пути ведут в тупик. Мы знаем из церковного предания, что любая болезнь посылается нам как жизненный крест, как духовное упражнение. От депрессии нельзя убежать. С ней необходимо бороться, как и с любой другой страстью, уповая на помощь Божию.

Бывает, что депрессией ошибочно называют состояние острого горя, например, при утрате близкого человека, тяжелой болезни, катастрофе. Главное отличие депрессии от состояния здоровой печали - это отсутствие надежды. Здоровый человек говорит себе: "Сейчас мне плохо, но это только сейчас. Со временем все изменится". По прошествии некоторого промежутка времени он уже не вспоминает травмирующее событие с точностью до мелких деталей - срабатывает спасительное свойство человеческой памяти забывать то, что ранит. При истинной депрессии бывает иначе. "Мне плохо и так будет всегда. Нет надежды. Нет выхода", - так звучит демонское нашептывание, которое больные депрессией принимают за свои мысли. Нетрудно догадаться, что цель этих внушений - привести человека к страшному и необратимому греху самоубийства. Причем этот ужасный акт не обязательно должен быть осуществлен через пресловутые веревку и мыло или прыжок с подоконника тринадцатого этажа. Постоянное истязание себя мрачными мыслями, если не искать выхода, может привести к постепенному ослабеванию и угасанию организма. Множество самых неожиданных болезней не заставят долго себя ждать, проявляясь на изможденном страждущей душой теле. Не минуют жертву депрессии и пагубные пристрастия вплоть до самых страшных вариантов наркозависимости. "Умерла от тоски", - разве не привычная для нас фраза, знакомая по любовным романам. Вдумайтесь в ее подлинный смысл.

К счастью, депрессия излечима. Об этом говорят данные психиатрической литературы. Но даже эти оптимистичные данные не говорят о той милости, которая открывается страждущей душе Врачом душ и телес, если больной проявляет твердую веру и непреложное мужество в борьбе с недугом. Врачи и лекарства - только помощники, через которых может быть дано исцеление. Дано тогда, когда ты будешь готов его принять.

Тем не менее, если вы замечаете у себя или кого-то из близких характерные симптомы депрессии, не следует пренебрегать медицинским обследованием. Стоит обратить внимание на следующие признаки:

1. Подавленное состояние духа большую часть дня, почти ежедневно, иногда раздражительность по отношению к детям или подросткам.

2. Заметно снизившийся интерес ко всему - апатия, или общая неудовлетворенность, почти ежедневная пониженная активность большую часть дня.

3. Значительная потеря или, наоборот, прибавление веса без изменения диеты.

4. Почти хроническая бессонница или патологическая сонливость.

5. Психомоторное возбуждение или психомоторное торможение - ненормальное ускорение или замедление психомоторных движений или психических процессов, почти ежедневно наблюдаемые другими людьми.

6. Почти хроническая усталость или потеря энергии.

7. Часто ощущаемое состояние никчемности, излишнее либо неуместное чувство вины.

8. Почти постоянная пониженная способность к мышлению, невозможность сосредоточиться и нерешительность.

9. Навязчивые мысли о смерти, или мысли о самоубийстве без особого плана, или попытка к самоубийству, или особый план его осуществления.

Если у вас отмечаются пять и более перечисленных признаков в течение времени не менее двух недель, в том числе обязательно наблюдаются первый и второй симптомы, это должно послужить поводом для обращения к врачу. Вряд ли оказываются правы те больные, которые полностью пренебрегают медицинской помощью и лекарствами. Быть может, они считают, что полностью уподобились отцам-пустынникам, надеясь на исцеление собственными молитвами?

Что же делать, если демон уныния избрал вас своей целью? Во-первых, излишне напоминать православному христианину, что следует обратить внимание на свою духовную жизнь, привести ее в порядок под руководством духовника. Во-вторых, не верьте своей депрессии, не становитесь ей послушны. Помните, что за этим состоянием скрывается мерзкий демон, чающий вас погубить и низвести на дно ада. Отвечайте на его нападки соответствующими молитвами, которые можно найти в любом молитвослове. Рационализируйте, оценивайте трезво все мысли, которые приходят к вам в голову. Я глупый, скверный, ни на что не гожусь? Нет, я чудное творение Божие. Все дурное во мне от моих грехов, но я пойду на исповедь, покаюсь и буду исправляться. С работы выгнали? Значит, неполезно мне было там работать. Я потерплю, помолюсь, и новая работа найдется. Жених бросил, нашел другую? Да ты посмотри на него - пьет, дерется, институт бросил, непонятно чем занимается. А заодно и на себя посмотри - не нужно ли в себе что изменить, если даже такой красавец тобой пренебрег. Вон дома пыль во всех углах. Исправишься - другого жениха Бог даст, хорошего, работящего. Помните - выход есть. По молитве он обязательно откроется.

В период депрессии не пренебрегайте общением с людьми. Даже если вам искренне хочется бежать в пустыню, остановитесь и заставьте себя силой вернуться в социум. Ведь на людях все наши грехи и страсти становятся очень хорошо видны, и с ними гораздо легче бороться. Хотя демон уныния будет внушать обратное. Мне очень хорошо знакомо это состояние по собственным периодам уныния и по опыту общения с вышеописанным Ильей. В такие периоды очень легко сходишься со случайными попутчиками, например, в поезде, особенно, если они предложат вместе выпить. Мимолетное общение, легкость, никаких обязательств! Зато старым друзьям, которые могут принести тебе реальную пользу, зная твое душевное устроение досконально, очень трудно показаться на глаза. Хочется от них бежать, сгорая от ложного стыда. Илья, например, в таком состоянии всегда бегает от друзей, с которыми раньше вместе исповедовался у общего духовника, боится, что они силой повлекут его, мрачного и спьяну не проспавшегося, к строгому протоиерею на исповедь. Я, перетрудившись на ниве отечественной дефектологии, шарахаюсь в узком пространстве клинического коридора от опытной коллеги, способной замечательно вернуть на место пошатнувшиеся мозги. В период депрессии в голову приходят самые неожиданные, фантастические идеи, которые надо внимательно отслеживать и уничтожать как абсурдные. Например, Илье кажется, что совершенно безобидная, тихая девица с его работы строит интриги, чтобы его на себе женить. По этой причине он с ней больше не здоровается, а если завидит вдалеке, то сразу пускается наутек. Стоит однажды принять такую мысль, и она обрастет сотней фактов и доказательств, якобы подтверждающих ее истинность: и с работы вас хотят выжить, и обманывают, и меньше всех платят, и друзья все не друзья, а так... Вспомните слова апостола: "Не всякому духу верьте". Демоны уныния - асы маскировки. Их главная задача - заставить вас думать, что причина вашего тяжелого настроения кроется в жизненных обстоятельствах, отношениях с окружающими, осени, темноте, холоде, полнолунии, только н в их лукавом нашептывании.

А если станет совсем невмоготу - позовите в гости других страждущих от депрессии, приготовьте вкусные антидепрессивные блюда (на столе рекомендуются соленые сорта сыра, красное вино, мясо со специями и инжир) и спойте вместе печальную русскую народную песню о несчастной любви. Пусть она даст выход негативным эмоциям - именно для таких случаев народ эти песни и сложил. У вас есть надежда. Противостаньте депрессии, и убежит она от вас, вместе со своим лукавым хозяином.

Share this post


Link to post

В Оптиной благоприятная почва для развития депрессии из за напряжения, иеросхимонах Селафиил мне говорил что большинство братии принимают антидепрессанты. Психическое напряжение(стресс) причина неврастении, а неврозы особо в кризисные периоды жизни(кризис среднего возраста) и внутренний конфликт противоречий стимулирует депрессию. В Оптиной психически слабым людям не место, там наместник не психотерапевт, поэтому сильная текучка в братии. Слабые не выдерживают, либо уходят, или умирают, приходят новые.

Share this post


Link to post

Вера никогда не приведет к шизофрении.

 

 

С точки зрения формальной логики это ложное утверждение. Поверьте младостарцу и он своей неопытностью вас может завести в дебри шизофрении. В Оптиной такой случай был инок Иосиф постепенно прогрессировал в овощь и умер, пришёл адекватным человеком, был образцом послушания в монастыре, но несмотря на его веру напряжённые условия в обители истощили его нервную систему и началась прогрессировать психическая болезнь превратившая его в ходячий овощь. Есть хотя бы один случай когда вера приводит к шизофрении, почему ваше утверждение ложно с позиций формальной логики. В Оптиной не самые благоприятные условия для людей с истощённой нервной системой или тем кто имеет такую предрасположенность, наместник не психотерапевт.

Share this post


Link to post

AlexsMOI согласна с вами,но как-то некорректно открывать имена,вам поведали о проблемах,а вы нам здесь их выложили...Везде тяжело,не только в Оптине,и на обычном приходе тоже тяжело,но Господь укрепляет).А в монастыре тем более,как бы он не назывался...,на нас мирян один бес,а на инока сотня бесов...Помоги нам всем Бог!а всем монашествующим низкий поклон и помощи Божией в их служение Богу!Простите если что не так написала.

Share this post


Link to post

Вера никогда не приведет к шизофрении.

 

 

С точки зрения формальной логики это ложное утверждение. Поверьте младостарцу и он своей неопытностью вас может завести в дебри шизофрении. В Оптиной такой случай был инок Иосиф постепенно прогрессировал в овощь и умер, пришёл адекватным человеком, был образцом послушания в монастыре, но несмотря на его веру напряжённые условия в обители истощили его нервную систему и началась прогрессировать психическая болезнь превратившая его в ходячий овощь. Есть хотя бы один случай когда вера приводит к шизофрении, почему ваше утверждение ложно с позиций формальной логики. В Оптиной не самые благоприятные условия для людей с истощённой нервной системой или тем кто имеет такую предрасположенность, наместник не психотерапевт.

Наверное имеется ввиду вера в Бога, а не в "младостарца". Если младостарец затмит Бога, то это неминуемо приведёт к беде. Если человек истинно верит в Бога, то вера даёт ему твёрдость сознания - крепкий фундамент уверенности в Божьем промысле, противостоящий душевным скорбям, стенаниям, эмоциональным расстройствам. По себе знаю, что основная причина уныния, беспокойства, нервного напряжения, растерянности, страха, обиды, морального перенапряжения и прочих предпосылок глубоких душевных расстройств, это недоверие Богу.

Share this post


Link to post

AlexsMOI согласна с вами,но как-то некорректно открывать имена,вам поведали о проблемах,а вы нам здесь их выложили...Везде тяжело,не только в Оптине,и на обычном приходе тоже тяжело,но Господь укрепляет).А в монастыре тем более,как бы он не назывался...,на нас мирян один бес,а на инока сотня бесов...Помоги нам всем Бог!а всем монашествующим низкий поклон и помощи Божией в их служение Богу!Простите если что не так написала.

Разговор о том что в монастырь нужно идти с железной нервной системой, то есть нужен не воз, а обоз терпения. Сейчас люди слабые здоровьем и некоторые в частности в Оптиной повреждаются психически. там много стрессов, а следовательно и неврозов. Вы боитесь за отца Селафиила? Иноку Иосифу уже всё равно.

Share this post


Link to post

иеросхимонах Селафиил мне говорил что большинство братии принимают антидепрессанты.

Неверится :( печально...

Share this post


Link to post

Наверное имеется ввиду вера в Бога, а не в "младостарца". Если младостарец затмит Бога, то это неминуемо приведёт к беде. Если человек истинно верит в Бога, то вера даёт ему твёрдость сознания - крепкий фундамент уверенности в Божьем промысле, противостоящий душевным скорбям, стенаниям, эмоциональным расстройствам. По себе знаю, что основная причина уныния, беспокойства, нервного напряжения, растерянности, страха, обиды, морального перенапряжения и прочих предпосылок глубоких душевных расстройств, это недоверие Богу.

Старец для послушника посредник. Воля старца, как бы воля Бога, вера старцу это проявление веры Богу.

Share this post


Link to post

Неверится :(

Поверьте в Оптиной не курорт, там гнут человеческую психику, слабая трещит, вот и пьют антидепрессанты. Вы возможно Оптину знаете в своих фантазиях восторженно. А в Оптиной гнут треск идет.

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...