Jump to content
Evgeniy

Старцы, опытные духовные наставники: есть ли настоящая потребность в них сегодня?

Recommended Posts

Читаешь иногда Паисия святогорца и, вот, он пишет в своей книге "Отцы-святогорцы...", какие в его время и до него были подвижники, какие они были молитвенники, какой высоты духовной достигли. И при этом чтении думаешь "вот бы и мне туда, чтобы и мне так". Может некоректно задаю вопрос, но, как у нас в России обстоит дело с такими духовными гигантами, наставниками монахов и имеет ли смысл выбирать какую -то обитель или не место красит человека, а человек место?

Share this post


Link to post
Guest BackToLife

Может некоректно задаю вопрос, но, как у нас в России обстоит дело с такими духовными гигантами, наставниками монахов и имеет ли смысл выбирать какую -то обитель или не место красит человека, а человек место?

Как про наставника, слышал только про иг. Ефрема из Ватопеда и его беседы надо просто послушать ... :D

Share this post


Link to post

Простите, может я чего-то не понимаю, но игумен Ефрем то в Ватопеде, а у нас то что?

Share this post


Link to post

Простите, может я чего-то не понимаю, но игумен Ефрем то в Ватопеде, а у нас то что?

На самом деле и у нас в монастырях живет и подвизаются достаточно духовно опытных монахов способных к руководству. Здесь скорее вопрос заключается в востребованности таких личностей. Я не думаю, что тот же ватопедский игумен Ефрем стоит на более высокой ступени, чем многие наши современники, просто ему дано(?) послушание "выйти в мир".  Не всякий возьмется за такое дело.  Я уверен, что если бы была настоящая потребность, то многих из тех, кто сейчас смиренно подвизается избегая людской молвы, Господь вывел бы на служение людям. 

Share this post


Link to post

А как вы считаете , назрела такая потребность в них ?

Судя по тому, с какими вопросами обращаются к нынешним "действующим" старцам - думаю, что нет ...

Share this post


Link to post

Но ведь, все-таки, если нужно выбирать монастырь для будущего монашествования, то более "привлекательными" кажутся те монастыри, о которых известнго, что в них есть такие опытные духовники, а если о них не слышно, то и все "на одно лицо". И как вообще быть с этим выбором?

Share this post


Link to post
Guest BackToLife

Но ведь, все-таки, если нужно выбирать монастырь для будущего монашествования, то более "привлекательными" кажутся те монастыри, о которых известнго, что в них есть такие опытные духовники, а если о них не слышно, то и все "на одно лицо". И как вообще быть с этим выбором?

"Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие" Письмо 231 Письма Свт.Игнатия Брянчанинова

"О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные…" Письмо 353

"...духовное жительство, предоставленное промыслом Божиим нашему времени... основывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями святых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий" Том 5 Приношение современному монашеству стр. 76

 

Вообщем, как говорил приснопоминаемый арх. Иоанн Крестьянкин "Наши старцы - это книги."

 

... то и все "на одно лицо". И как вообще быть с этим выбором?

"О монашестве о. Никандр понимал так же, как понимаю и я. Называл он монастыри пристанями, по назначению, данному им от Бога; говорил, что эти пристани обратились в пучины, и которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь <...> По крайней мере, в избрании монастыря должно быть чрезвычайно осторожным и осмотрительным".

Share this post


Link to post

Судя по тому, с какими вопросами обращаются к нынешним "действующим" старцам - думаю, что нет ...

 

Полностью согласна с Вами, я считаю, что время таких людей нужно беречь! Не отвлекать их от МОЛИТВЫ своими несуразными вопросами,часто не корректными и не правильно сформулированными.....

 

Все, что наболело, стараться разрешить со своим духовником, батюшки на приходах - МЧС для нас грешных, если ты постоянно молишься, часто причащаешься и твой духовник благословил побеспокоить старца и то 33 раза подумай, а надо ли беспокоить? Ведь нам ВСЕ дано для спасения!

 

Когда я иду на беседу со своим батюшкой, стараюсь изложить все кратко, только факты, без эмоций, весь рассказ занимает минут 10,

его ответ минут 5, т.к. батюшка хорошо знает все мои болезни, нам надо учиться беречь ближнего!

 

О том, чтобы отвлекать столь духовных мужей, даже не помышляю, но мечта есть - помолиться вместе с ними на Божественной Литургии и подойти под Благословение!

Share this post


Link to post
Guest BackToLife

Когда я иду на беседу со своим батюшкой, стараюсь изложить все кратко, только факты, без эмоций, весь рассказ занимает минут 10,

его ответ минут 5, т.к. батюшка хорошо знает все мои болезни, нам надо учиться беречь ближнего!

"Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних - Златоуста; говори духовнику грехи Твои - и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность". Мысли о временах отступления, извлеченные из писем св. Игнатия(Брянчанинова)

Share this post


Link to post

BackToLife, лучше св. Игнатия(Брянчанинова) не скажешь, стоит ли говорить хуже :D

 

Заметила, чем дальше, тем меньше хочется говорить....., это во многом заслуга моего мужа.

 

Простите, немного офф, разрешаю удалить, не обижусь :D

 

 

 

Чему меня научил муж

 

1. Мало говорить, он сам человек не многословный, говорит только по делу.

 

Как-то, в период романтических отношений, он уехал в отпуск.

Я скучала, ждала, через 3 недели он вернулся. Я, естественно, жду рассказов об отпуске.

Он говорил минут 10, потом спросил, какие у меня новости. Я отчитывалась часа полтора

 

Он не перебивал, слушал, потом сказал: " Все? Информативность 30%, ты слишком много говоришь!"

Я очень обиделась на него, но потом поразмыслила и стала за собой бдить.

 

Сейчас он спрашивает, почему я мало говорю.

Отвечаю: " Стремлюсь к 100% информативности! Надеюсь, что за эти годы приблизилась к 35%"

 

2. Внутренней тишине

 

Как-то мы в лесу собирали ягоды, это лет 20 назад было. Я спросила:

-О чем ты сейчас думаешь?

-Ни о чем, я отдыхаю!

-Как ни о чем, разве так можно?

-Это у тебя голова гудит, как трансформаторная будка, а мысли летают, как мухи!

В голове, как и везде, должен быть порядок, а ты совсем не отдыхаешь!

 

Думала долго об этом, потом научилась, внутренней тишине и не суетливости.

 

3. Чувствовать настроение мужчины и говорить, когда он (мужчина) расположен к разговору.

 

Поэтому я люблю работать с мужчинами, они не суетливы, как правило, с ними можно молчать об одном и том же или каждый о своем.

А женщин я терплю, снисхожу к их слабостям, у них ведь такого учителя не было :D

 

Пункт №2 помог мне потом быстро входить в молитву и сливаться с ней.

Share this post


Link to post

Есть еще аудиобеседы с о. Константином. (Более известны как Давид и Константин - пустынники в горах Абхазии, только о.Давид почил уже, а о.Константин живой.) Он еще книжку написал Беседа о молитве

Выкладывать или нет? Спрашиваю, потому что реакции на беседы иг. Ефрема не последовало.

 

Вack to Life, выкладывайте пожалуйста, возможно у кого-то нет времени прочитать сейчас, но они обязательно прочитают в будущем, так что выкладывайте все, что считаете полезным.....огромное спасибо за ссылки:D

 

P.S.свое мнение о беседах иг. Ефрема напишу чуть попозже...

Share this post


Link to post

"Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати: в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие" Письмо 231 Письма Свт.Игнатия Брянчанинова

"О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные…" Письмо 353

Да, но, все-таки, свт. Игнатий писал это в девятнадцатом веке, когда Церковь не была еще очищена огнем и мечом революции. Сейчас ведь другое время, или оно не отличается от того, и можно без оговорок переносить советы и мнения того времени на наше?

Share this post


Link to post
Guest BackToLife

Да, но, все-таки, свт. Игнатий писал это в девятнадцатом веке, когда Церковь не была еще очищена огнем и мечом революции. Сейчас ведь другое время, или оно не отличается от того, и можно без оговорок переносить советы и мнения того времени на наше?

Вот именно, что мечом и огнем. Вместе с сорняками была скошена под корень и сама традиция, потеряна преемственность. С кого вы будете брать пример, если все вокруг пытаются жить по самоучителю (святоотеческое наследие). Прп. Антоний принес монашество на Русь с Афона, Паисий нямецкий с Афона принес традиции умного делания, задайтесь вопросом - почему?

Share this post


Link to post

Но, нельзя ли, и по самоучителю научится, учитывая, что, при этом, все равно самый главный учитель - это Дух Святой, и Он может научить всему. Ведь о молитве говорится же, что (одна из многих цитат об этом) "кто всем сердцем желает обратиться к Богу, того Сам Бог научит, как молиться". Нельзя ли и о монашестве так рассуждать? Если мы своими силами будем пытаться барахтаться и как-то поправить положение дел, то, конечно, ничего не получится. Но, если все силы нашей души обратить ко Господу - Он один в силах возродить истинное монашество и вообще все. Простите, говорить всегда проще.

Но, Вы, как сам человек монашествующий, скажите, неужели все действительно так плохо?

Share this post


Link to post
Guest BackToLife

Но, нельзя ли, и по самоучителю научится, учитывая, что, при этом, все равно самый главный учитель - это Дух Святой, и Он может научить всему ... Нельзя ли и о монашестве так рассуждать? ...

"Когда хотим выйти из Египта и бежать от Фараона, то и мы имеем необходимую нужду в некоем Моисее, т.е. ходатае к Богу и по Боге, который, стоя посреди деяния и видения, воздевал бы за нас руки к Богу, чтобы наставляемые им перешли море грехов и победили Амалика страстей. Итак, прельстились те, которые, возложив упование на самих себя2 , сочли, что не имеют нужды ни в каком путеводителе; ибо исшедшие из Египта имели наставником Моисея, а избежавшие из Содома - ангела. И одни из них т.е. исшедшие из Египта, подобны тем, которые с помощию врачей исцеляют душевные страсти, а другие подобны желающим совлечься нечистоты окаянного тела; потому они и требуют помощника - Ангела, т.е. равноангельного мужа; ибо по гнилости ран потребен для нас и врач весьма искусный." Лествица. Слово 1. Стих 7.

2. У Паисия Величковского: "самех себе предательствующии".

... скажите, неужели все действительно так плохо?

Думаю не все плохо, скорее не все так просто (пришел в монастырь - значит спасен).

Share this post


Link to post

Про Таинство Покаяния один великий подвижник сказал, что священник дает совет по мере своих духовных сил; а человек принимает этот совет по мере своей веры в Бога.

Для подавляющего большинства реально православных христиан старцы не нужны, так как вполне хватает Таинства Покаяния и обычных духовников. В редких (даже, наверное, редчайших) случаях иногда требуется наставление или решение человека святой жизни, коих всегда было очень мало; и обычно в таких случаях Господь Сам указывает путь - к кому и когда идти.

 

А современное отношение к старчеству очень похоже на оккультизм: как к гадалке сходить.

Share this post


Link to post

Святые Оптинские Старцы

(фильм)

 

i-3789.jpg

(кликните по черной картинке)

 

Share this post


Link to post

Как это потеряна приемственность? Например Псково-Печерский монастырь не закрывался, осталась приемственность от старцев Глинской пустыни о.Андроника, о. Серафима и владыки Зиновия (Серафима). Известны случаи когда многие монашествующие изгнанные из монастырей и претерпевшие заключение возвращались в мир и служили ближним, напимер Севастиан Карагандинский, известны другие примеры - последний насельник Николо-пешношского м-ря схииеродьякон Александр,он нес старческое служение длительное время,или схиархимандрит Иларион Удодов. Известно множество примеров, Господь продолжает зажитать Свои светильники.Конечно старцев сейчас очень мало, но они есть, и они нужны чтобы открывать людям волю Божию.

Ну а для руковводства, постите сошлюсь на свт.Игнатия -"должно выбирать единомысленного брата", пускай это будет приходской священник, но главное чтобы он был действительно единомысленным.Найти такого духовника конечно трудно но при помощи Божией и усердной молитве возможно!

Другое дело есть проблемма в некоторых женских монастырях, как и до революции, окормление осуществляют "белые" священники, конечно исповедывать они могут, а для руководства не подходят.Поэтому приходится иногда покидать монастырь для поездок к духовнику.

 

Простите если что-то не то сказала.

Share this post


Link to post
Guest BackToLife

Как это потеряна приемственность? Например Псково-Печерский монастырь не закрывался, осталась приемственность от старцев Глинской пустыни о.Андроника, о. Серафима и владыки Зиновия (Серафима)...

Я говорил в частности про Оптину. В Печерах не был - не знаю, но старые монахи (которые еще глинских старцев видели) говорят, что сейчас старцев нет - одни старики.

Share this post


Link to post

Я говорил в частности про Оптину. В Печерах не был - не знаю, но старые монахи (которые еще глинских старцев видели) говорят, что сейчас старцев нет - одни старики.

 

 

Про Оптину конечно согласна, приемственность потеряна, в смысле приемственности от Оптинских старцев...

 

Про старцев о. Кирилл (Павлов), так и говорил всегда - одни старики остались!

А если заглянуть в прошлое, и свт. Игнатий Брянчанинов говорил о совершенном оскудении...(хотя как раз в его время и процветало Оптинское старчество!)

 

Старцев очень мало, и их становится все меньше, но все-таки они есть.

Share this post


Link to post

Я говорил в частности про Оптину. В Печерах не был - не знаю, но старые монахи (которые еще глинских старцев видели) говорят, что сейчас старцев нет - одни старики.

 

9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. (Мф, гл.3)

 

какие подвижники (не говорю уже о мирянах), такие и старцы..Господь дает всем и каждому по потребе..если нет старцев или их мало значит проблема не в их количестве, а в нашем качестве....будет качество с нашей стороны, будет и количество ...Господь из великого грешника может сделать Святого, была бы нужда с нашей стороны, а Господь не замедлит...

Share this post


Link to post
Я говорил в частности про Оптину. В Печерах не был - не знаю, но старые монахи (которые еще глинских старцев видели) говорят, что сейчас старцев нет - одни старики.

9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. (Мф, гл.3)

какие подвижники (не говорю уже о мирянах), такие и старцы..Господь дает всем и каждому по потребе..если нет старцев или их мало значит проблема не в их количестве, а в нашем качестве....будет качество с нашей стороны, будет и количество ...Господь из великого грешника может сделать Святого, была бы нужда с нашей стороны, а Господь не замедлит...

почему-то сегодня думала над этим разговором..и вот что пришло в голову...если подумать сколько было убито высоких подвижников, старцев, Святых, разрушено храмов, монастырей, потеряна приемственность...вот если так посмотреть...как будто веником прошлись, а потом лопатой по русской земле..ведь не просто так Господь попустил этому случиться...ведь Он посеял Свои семена, а потом их собрал...не сумели мы сохранить эти Божьи семена, вот они и отъялись от нас...но Бог ведь благ и знает что мы без помощи Его и его святых не спасемся..., может быть Он предвидел во что превратиться мир, какие соблазны в него придут, какими немощными станут люди...может быть Он знал, что тот уровень святости, который был 100-200 лет назад будет неподъемным для большинства современных людей и вместо спасения при том уровне подвижничества люди могли бы сегодня погибнуть, поднимая непосильные тяжести...может быть..Господь очистил гумно свое, чтобы заполнить его новым зерном...может быть при усиливающемся стремлении людей к Богу сейчас Господь воздвигнет новые светильники в сегодняшней ночи..ведь может же это быть...очень бы хотелось на это надеяться и верить, что Господь воздвигнет новых пастырей пасти Его непутевых овец...

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...