Jump to content
  • entries
    16
  • comments
    122
  • views
    44487

Святая Русь. Давние дни..

Наташа Белочкина

3527 views

blog-0103100001385436548.jpg

"Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну родину нашу! Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью" (М.В.Нестеров)

 

Первый раз, творчество Михаила Нестерова, меня привлекло в Оптиной Пустыни, когда из Екатеринбурга приехал паломнический автобус, расписанный картиной М. Нестерова "Душа народа"..Это произведение не могло не произвести впечатление на, мимо проходящих, людей. Так и мы, недолго думая, побежали за фотоаппаратом, чтобы сохранить в памяти эти Светлые, Пасхальные дни, на фоне этого автобуса..Да и сам водитель этого автобуса был счастлив ездить на нём и с удовольствием рассказал, как сам художник охарактеризовал идею этой картины:

 

 

У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие, мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…

blogentry-641-0-28822200-1385434962_thumb.jpg blogentry-641-0-23184200-1385434966_thumb.jpg

На картине изображён собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей — объединённых одним устремлением представителей всех сословий общества от древнейших времён аж до современности, в том числе исторические персонажи и знаменитые современники Нестерова. Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алёши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3). Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей“, к концу — „Душа народа“»

 

Позже, я не раз возвращалась к его картинам и их описаниям, и поняла, что они совсем небезразличны мне и в них есть что-то очень ценное для меня..

 

"Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моим единственным призванием. Вне его я себя не мыслю. Творчество много раз спасало меня от ошибок... Я избегал изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы. И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их..." - эти слова Михаила Нестерова как нельзя лучше отражают суть его долгого творческого пути, длившегося более шестидесяти лет.

 

"Самое драгоценное в искусстве - Божий дар, талант, и он должен служить к выражению чувств добрых и прекрасных." (М.В.Нестеров)

 

Пустынник, 1888-1889

Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Тема ее не была такой уж новой, к ней обращались многие художники академического и передвижнического направления. Его старик-монах - простец, с наивной верой в Бога, не искушенный религиозно-философских мудрствованиях, но чистый сердцем, безгрешный, близкий к земле, - это и делает его таким счастливым. Нестеровский герой был навеян русской литературой - Пименом в "Борисе Годунове" Пушкина, "Соборянами" и другими героями, особенно, старцем Зосимой в "Братьях Карамазовых" Ф.Достоевского. Но Нестеров нашел этот человеческий тип и в жизни. Он написал своего пустынника с отца Гордея, монаха Троице-Сергиевой лавры, привлеченный его детской улыбкой и глазами, светящимися бесконечной добротой.

blogentry-641-0-85354900-1385435027_thumb.jpg

 

Прп.Сергий Радонежский

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой Лавры, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. Абрамцево, бывшее имение Аксаковых, превратившееся с переходом к Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест Нестерова.

Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять: "Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я."

blogentry-641-0-06354100-1385435058_thumb.jpg blogentry-641-0-94063300-1385435067_thumb.jpg

 

В этюде для образа отрока Варфоломея стала модельюта девочка, а не мальчик! Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из легких. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем "сосуд избранный". Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, "скорбно дышащим ртом" и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе "не от мира сего" он узнал своего Варфоломея.

 

За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою: «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897), «Преподобный Сергий» (1898) и «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899). Последняя картина так и не была полностью написана художником, осталась только в эскизах.

blogentry-641-0-85615200-1385435106_thumb.jpg blogentry-641-0-01645400-1385435111_thumb.jpg

 

В 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора и Киеве. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. По объёму работ с Нестеровым не мог сравниться ни один из самостоятельно расписывавших храмы художников XVII—XIX.

blogentry-641-0-20884000-1385435179_thumb.jpg blogentry-641-0-05427400-1385435153_thumb.jpg

 

blogentry-641-0-55702000-1385435150_thumb.jpg blogentry-641-0-14027800-1385435188_thumb.jpg

 

blogentry-641-0-86879100-1385435161_thumb.jpg blogentry-641-0-74502700-1385435164_thumb.jpgblogentry-641-0-62639900-1385435171_thumb.jpg blogentry-641-0-83947900-1385435175_thumb.jpg

 

blogentry-641-0-62876100-1385435182_thumb.jpg blogentry-641-0-87428400-1385435191_thumb.jpg

 

Сооружая в 1908 г. Покровский храм в Марфо-Мариинской обители милосердия, Великая княгиня Елизавета Феодоровна пригласила расписать его Нестерова, уже известного иконописца, чья живопись уже украшала к тому времени стены соборов в Киеве, Владимире и Петербурге. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Художник выполнил её вразрез с традициями русской православной живописи — вместо святых и угодников, схимников и подвижников или хотя бы монахов, как полагалось в соответствии с многовековой традицией фресковой живописи, Нестеров изобразил на ней обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению, настоящую Россию в 1908—1911 годах.

blogentry-641-0-25910300-1385435330_thumb.jpg

 

Соловецкий монастырь

В 1901 г., желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы» — на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой.

blogentry-641-0-05662600-1385435440_thumb.jpg

 

Братия монастыря Соловецкого монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание". Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не заканчивается — они ещё долго звучали на его картинах «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки» и др.

blogentry-641-0-74919900-1385435364_thumb.jpg blogentry-641-0-71424300-1385435386_thumb.jpg

 

Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал:

"Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей. Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой."

 

Интересно сопоставить две картины Нестерова - "Молчание" и "Под Благовест". В обеих присутствует тема двойничества, которая позднее разовьется в картинах "Два лада" и "Философы". Монахи стоят на некотором расстоянии друг от друга, и это расстояние становится у Нестерова пространством молитвы и тишины. В "Молчании" это расстояние больше, и глубже ощущается покой и благодать.

blogentry-641-0-23883300-1385435539_thumb.jpg

Картина "Под благовест" была написана Нестеровым под впечатлением поездки летом 1895 года по старым русским городам. Художник был восхищен древними "высокохудожественными", как он говорил, храмами и той исторической атмосферой, которую они сохраняли. Первоначальный замысел Нестерова заключался в том, чтобы передать разницу характеров двух монахов, погруженных в молитву. Один из них, старый, углубился в Священное писание и всем сердцем поэтически переживает его. Другой, молодой, - трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере.

В глубине - одна из тех древних церквушек, которыми Нестеров любовался в Переслаате-Залесском, Ярославле, Угличе, Ростове Великом. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. Настроение весеннего пробуждения природы захватывает и людей, отрешившихся от мирской суеты, - недаром молодой монах держит в руке пушистую веточку вербы. Оба монаха - "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. Художник Исаак Левитан, очарованной ее поэтичностью, сказал Нестерову, что он "заставил его примириться с монахами".

 

Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский), 1917

blogentry-641-0-16412200-1385435590_thumb.jpg

В портрете С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского, названном "Философы", Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Художник восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского в его знаменитой книге "Столп и утверждение истины". Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два антиномических характера в едином поиске истины. Вечереет. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы - разные выражения. Священник в белой рясе - воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Другой, в черном пальто, Булгаков - олицетворение неистового противления, яростного бунта. В своих воспоминаниях Булгаков раскрыл намерение Нестерова: "Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей... но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали одно и то же постижение, но по-разному, одному из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем..." Судьба Флоренского оказалась трагичной. Этот выдающийся мыслитель, ученый, предвосхитивший многие идеи семиотики, погиб в 1934 году в сталинских лагерях. Булгаков, перешедший к православному богословию от марксизма, в 1923 году эмигрировал во Францию...

 

Заволжские старообрядцы..

В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельниковва-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1986). За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (1897−1898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души — чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита.

blogentry-641-0-62225300-1385435656_thumb.jpg blogentry-641-0-73765600-1385435659_thumb.jpg

 

blogentry-641-0-00375500-1385435694_thumb.jpg blogentry-641-0-31546100-1385435696_thumb.jpg

 

blogentry-641-0-05222400-1385435753_thumb.jpg blogentry-641-0-35480600-1385435755_thumb.jpg

 

blogentry-641-0-42852100-1385436454_thumb.jpg blogentry-641-0-13205100-1385436468_thumb.jpg

 

Великий постриг, 1898

blogentry-641-0-59799100-1385435857_thumb.jpg

Картина была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, "молниеносную любовь". В Кисловодске он встретился с девушкой, - она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, - и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. "Через веселую остроумную речь сквозил ум и какая-то далекая печаль. В глазах эта печаль иногда переходила в тоску, в напряженную думу..." - вспоминал Нестеров. Вскоре они уже не могли существовать друг без друга. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Свое глубокое горе Нестеров излил в картине "Великий постриг". Тема ее - реквием по несбывшейся любви. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши, - такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики - кельи монахинь. Здесь же церковь, часовенка. По узкой улице движется медленная процессия, длинная вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские рясы. Впереди - юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Это композиционный и эмоциональный центр картины - девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. За девушками следует старуха с девочкой. Первая - воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Далее две монахини почтительно и не без подобострастия поддерживают властную и красивую игуменью. Композиция строится на перекличке вертикалей, черных, белых, тянущихся к небу как стройный хорал...

 

Зима в монастыре, 1904

blogentry-641-0-28310400-1385435899_thumb.jpg

Одна из самых прекрасных, чистых и свежих картин Нестерова, в которой так емко и глубоко отражено смятение человеческого духа, в данном случае молодой красивой монахини, вышедшей на белый снег, и словно влекомой к себе голосами мирской жизни..

 

Старцы:

(прп.Пафнутий Боровский, старец Авраамий)

blogentry-641-0-19219100-1385435938_thumb.jpg blogentry-641-0-13476300-1385435947_thumb.jpg

 

blogentry-641-0-92653100-1385435958_thumb.jpg blogentry-641-0-09935800-1385435964_thumb.jpg

 

В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету. В девяностые годы и в начале XX века портрет почти не встречается как отдельный жанр среди его работ, он существовал для него исключительно как этюд будущей картины.

 

В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена с живым интересом и имела большой успех. Мастер кисти оказался также мастером слова.

 

Нестеров скончался на 81-м году жизни в Москве 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище..

blogentry-641-0-11935800-1385436248_thumb.jpg

"Хорош Божий мир! Хороша моя родина! И как мне было не полюбить ее так, и жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить все красоты ее, тем самым помочь полюбить и другим мою родину". (М.В.Нестеров)

blogentry-641-0-61554700-1385436281_thumb.jpg

 

Святая Русь

Памяти художника Нестерова

 

По топким берегам неведомых болот,

Непроходимыми, дремучими лесами

Она согбенная в смирении идет,

Влекомая к святыням чудесами.

 

В ее руках обветренных костыль,

Котомка рваная за тощими плечами,

На ветхих лаптях вековая пыль,

Навеянная долгими путями.

 

Не страшен ей ни безпощадный зной,

Ни вихрь, ни дождь, ни зимние морозы,

Ни лютый голод с немощью больной,

Рождающий сомнения и слезы.

 

На то она Святая наша Русь,

Могучая смиренными мольбами,

И этой Русью в муках я горжусь

И к ней стремлюсь сыновними мечтами.

(Сергей Бехтеев)

 

http://www.youtube.com/watch?v=wokTK-zwp_k



7 Comments


Recommended Comments

Спаси Господи,Наташа! Прекрасный художник,чудесные картины.. И автобус этот я видела чуть меньше месяца назад-в Шамордино))

Share this comment


Link to comment

Спаси Господи,Наташа! Прекрасный художник,чудесные картины.. И автобус этот я видела чуть меньше месяца назад-в Шамордино))

Согласись, трудно пройти мимо автобуса, не оглянувшись?:)..Теперь вот хочу в Третьяковку сходить, дух захватывает от таких картин, да ещё и - подлинники..

Share this comment


Link to comment

Спаси Господи, Наташа, за труды! В Марфо-Мариинской обители роспись...Да...И вот надо же, сегодня "попала" на маленькую экскурсию к картине Павла Рыженко "Есаул". Правда, всего лишь виртуально. С удивлением обнаружила, что на главной странице сайта слева под названием "Родной образ" скрывается целое сокровище ))). В передаче от 09 декабря 2012 года в конце четвертой минуты как раз сюжет об этой картине. Есаул, воевавший, бывший. А теперь с четками в руках - воин Воинства Христов...Да, много слов все еще....Лучше посмотреть http://www.youtube.c...autoplay=1&fs=1

Share this comment


Link to comment

Помню этот автобус. Наташа на фото тут прямо вписалась, не сотрёшь.

Не только Наташа ;)..Мы с народом православным, на Святой Руси и не надо нас стирать))

Share this comment


Link to comment

Наташ, немножко грустно, хотя картины, конечно же замечательные.Спаси тебя Господь! Потом было продолжение, никак и никуда не девается память об этом. Есть черта, за которой остались все те, кто изображен на картинах. Часть стихотворения Сергея Бехтеева "Святая Русь", которое написано 1 сентября 1920 года.

 

Где ты, кроткая, православная, наша матушка Русь широкая,

Меж сестер славян сестра главная, светлокудрая, синеокая?

 

У тебя ли нет голубых морей, вековых лесов, поднебесных гор,

У тебя ли нет тучных нив-степей, городов и сел, веселящих взор?

 

Что ж стоишь в углу, пригорюнилась, в жалком рубище, Русь державная,

Бровью черною принахмурилась, обнищавшая и бесславная?

 

Нет парчи цветной на твоих плечах, нет венца Царя на твоем челе,

Грусть-тоска-печаль у тебя в очах, сор-бурьян порос на твоей земле.

 

И вещает Русь, Русь убогая: "Люди добрые, чужестранные,

Велика моя скорбь, и много я претерпела мук в дни желанные!

 

Изменила я Царю-Батюшке, на гульбу пошла, врагом званная,

Я поверила воле-татюшке, продалась врагу, окаянная!

 

Обобрал меня душегубец-враг, истерзал мое тело белое,

Опоганил он мой родной очаг, загубил мое войско смелое.

 

Смолкла песнь моя, песня вольная, в дни кровавые, непогожие;

Не зовет молва колокольная люд молитвенный в Церкви Божии...

 

И какая же милость Божия, что едут теперь автобусы, едут и едут в Святую нашу обитель. Чего-то вспоминается - убирают Казанский храм... Намывают полы, чистят все и вся в доме Божием - ждут дорогих гостей....

Share this comment


Link to comment

Наташ, немножко грустно, хотя картины, конечно же замечательные.Спаси тебя Господь! Потом было продолжение, никак и никуда не девается память об этом. Есть черта, за которой остались все те, кто изображен на картинах. Часть стихотворения Сергея Бехтеева "Святая Русь", которое написано 1 сентября 1920 года.

 

Где ты, кроткая, православная, наша матушка Русь широкая,

Меж сестер славян сестра главная, светлокудрая, синеокая?...

 

Спаси Господи!

Да, Ольга, мы многострадальный народ, может, потому и любит Господь нашу Русь – матушку?..Где кротость и смирение, общий труд и дружба, вера в подвиг ратный, как душа народа, та, что ищет правду, та, что верит в Бога..как в следующем стихотворнеии Сергея Бехтеева:

 

Наша Русь святая - кротость и смиренье,

У икон столетних жаркие молитвы,

Жажда покаянья, сладость всепрощенья,

Жертвенная доблесть бескорыстной битвы.

 

Наша Русь святая - говор колокольный,

Средь боров дремучих древних келий срубы,

Радость и веселье встречи хлебосольной,

О любви заветной шепчущие губы.

 

Наша Русь святая - общий труд и служба,

Твердая охрана мира и порядка,

Всех ее сословий и народов дружба,

Вековой избыток щедрого достатка.

 

Наша Русь святая - это быт былинный,

Это лад семейный, это строй свободный,

Наш язык могучий, наш уклад старинный,

Удаль и отвага пляски хороводной.

 

Наша Русь святая - вера в подвиг ратный,

В торжество и славу мудрого правленья,

Небом данный свыше жребий благодатный

Родине великой честного служенья.

 

Наша Русь святая - вера и свобода,

Без конца, без края большака дорога.

Наша Русь святая - как душа народа,

Та, что ищет правду, та, что верит в Бога.

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...