Jump to content
  • entries
    199
  • comments
    477
  • views
    211993

Тот, кто открывает свое сердце другим людям, всегда несчастен

Sign in to follow this  
ин. Василисса

3173 views

blog-0296496001418837293.jpg

В каких случаях мы обнажаем свои помыслы? Например, тебя что-то тяготит, и ты хочешь об этом кому-нибудь сказать. Как только ты кого-то видишь, ты ему об этом говоришь. Но наступит день, когда ты очень сильно пожалеешь, что так сделал, потому что человек потеряет к тебе уважение и, когда ты пойдешь что-то у него попросить, он или оскорбит тебя или ничего тебе не даст, или расскажет о тебе другим. Ведь если ты сам не смог скрыть свой помысел, то как же ты хочешь, чтобы его скрыли уста другого человека? "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным". То, что ты сказал ему тайно, он вынесет на балконы, чтобы об этом услышал весь мир. Когда ты говоришь ближнему о своей проблеме, грехе, о своих трудностях, мыслях, он перестает тебе доверять, уважать тебя, потому что видит твои немощи. То, что ты хочешь сказать, говори только твоим отцам, то есть своему старцу, и только ему.

Если ты откроешь что- либо касающееся тебя или твоих ближних, то это станет тем камнем, который однажды упадет на твою голову. Говори обо всем только старцу, в особенности когда возникает какой-то конфликт, затруднение, когда тебя занимает какой-то вопрос или когда по немощи ты не можешь ужиться с кем-то, понять, принять ближнего или склонить свою голову. Не будем обнажать свою душу перед другими людьми.

Тот, кто открывает свое сердце другим людям, всегда несчастен, и, куда бы он ни пошел, на него никто не обращает внимания. Кроме того, наш помысел касается и ближних, а в таком случае, высказывая свой помысел, мы открываем и то, что относится к ним. А это уже не просто глупость, но смертный грех. Глупо, когда я говорю ближнему о том, что со мной происходит. Но, когда я выражаю свое отношение к ближним, это уже грех, осуждение, публичное бичевание и обнажение ближних. Человек, который делает нечто подобное, будет наказан Богом и навлечет на себя очень большую скорбь.

Не хочешь быть несчастным? Научись быть спокойным, предавая себя Богу и своему старцу. Вести себя иначе - это все равно что непрестанно расчесывать рану, потому что помысел смеется над нами. Он говорит нам: "Скажи вот это, и тебе станет легче", но на самом деле облегчения ты не получишь. Вместо этого, вероятнее всего, твой ближний тоже окажется в затруднительном положении и скатится вместе с тобой в ту яму, которую ты выкопал своей гордостью, эгоизмом, глупостью. Таким образом, ты и сам не войдешь в царство счастья, и другим не позволишь войти.

Тот, кто открывает посторонним свой помысел и свое сердце, получает кровоточащую рану. Открывай свое сердце только своему старцу, если хочешь жить счастливо.

Когда ты начинаешь говорить о себе, своих проблемах, идеях, грехах или о других людях, то заставляешь человека, слушающего тебя, перестать тебя уважать, ценить, почитать. Ты теряешь человека, который завтра может оказаться тебе необходимым, который мог бы стать твоим другом, помощником, а ты заставляешь его терять к тебе уважение. Ты сам зарабатываешь себе бесчестие от ближнего. Так храни же свои уста, свой язык для того, чтобы ближний был с тобой почтителен, для того чтобы он тебе доверял, иначе ты никогда не заслужишь его доверия, он станет обходиться с тобой презрительно. В таком случае уже не осуждай его, потому что ты сам вынудил его тебя не уважать, не любить, не доверять тебе. Как он будет тебя уважать, если видит, насколько ты пустой человек? Будет ли он стремиться тебе услужить, когда видит, что ты спотыкаешься, не можешь найти точку опоры в жизни?

Оставь это. Обрети опору в Боге. Покажи свое спокойствие, умиротворенность. Бог - это скала на все века, и в долготу, и в высоту. Можешь и ты найти в Нем опору в своей немощи, в грехе, падении, неверии, хуле, распущенности, страстях: что бы ты ни возложил на Него, Он это сотрет.

 

архим. Эмилиан

Толкование на подвижнические слова аввы Исаии

Sign in to follow this  


30 Comments


Recommended Comments



Оль, мысли замечательные, но... больше подходят для мира монашествующих. Когда можно закрыться в своей келье и та тебя всему научит. Мир полон равнодушия и люди все больше замыкаются на своих проблемах и заботах. Могут ли страдающие украинцы сейчас перестать плакать и показать всем свое спокойствие и умиротворенность? Ну хотя бы для того, что я и мне подобные, переживающие за ослабление экономики в собственной стране, могли на них посмотреть и сказать: "Посмотрите! Они остались без нечего, но радуются жизни!" Наверное, оставаться при любых жизненных трудностях спокойным, мирным и с тихой радостью на сердце, и настоящей, не словесной, благодарностью Богу за все - способность немногих, внутренне сильных, несвятых святых. Мы же, миряне, часто переживаем, скорбим, грустим и делимся с ближним наболевшим. Нет, не с каждым.

Share this comment


Link to comment

Когда можно закрыться в своей келье и та тебя всему научит.

Монахи сейчас живут еще в большем обществе, чем миряне и в келье закрыться ни у кого не получится. Более того закрыться ото всех в монастыре гораздо тяжелее, чем в миру. Для сведения )

 

Мирянам же можно здесь поучиться не осуждать (на этом делает акцент о. Эмилиан) и не рассказывать о своих духовных проблемах людям, которые, на самом деле, ничем в силу своего духовного опыта помочь не могут.

Share this comment


Link to comment

И все же это больше для монашествующих. Насколько я поняла предлагается не вовсе молчать, но рассказать своему старцу. А у мирян зачастую и духовника то нет. А какому попало священнику доверится тоже невозможно. И еще странно для меня, что бы отвергать человека из-за того что узнал о его грехах. Я знаю довольно многое и о многих при том продолжаю любить и пытаюсь оказывать помощь. Душу обычно раскрывают все же не кому попало, а друзьям. Но не спорю, что лучше всего обрести опору только в Боге. Вот только этому очень сложно научится, особенно в миру. И в применении к форуму тоже очень подходит, тут действительно лучше не раскрываться. :derisive:

Share this comment


Link to comment

И все же это больше для монашествующих.

Безусловно, толкование-то на подвижнические слова, но мирянам к сведению тоже можно принять некоторые моменты. Вы верно заметили:

И в применении к форуму тоже очень подходит, тут действительно лучше не раскрываться.

Share this comment


Link to comment

И в применении к форуму тоже очень подходит, тут действительно лучше не раскрываться. :derisive:

 

Все так.)

Share this comment


Link to comment

посл. Ольга

Давно уже интересуюсь, а были женщины молчальницы, или этот духовный подвиг только для мужчин? В календаре встречаются только мужчины монахи - молчальники.

Share this comment


Link to comment

Маша, у меня небольшой опыт общения в женском монастыре с насельницами. Поняла, что слов - не то что мало, а очень мало: кратко, спокойно, по делу. Или - мне, говорит насельница, благословили говорить с паломниками, рассказывать, помогать. Но друг с другом разговаривать у нас нет благословения. Только если это надо для выполнения послушания.

Share this comment


Link to comment

А вот воспоминание из 20-30 годов прошлого века: "Вела нас мать Вера очень строго, следила, чтобы не было лишних разговоров, особенно смеха. Мне попадало за мою мирскую привычку часто улыбаться. "Нельзя быть такой ласковой", - говорила мать Вера. И, зорко следя за нами, сразу вывела меня от матери Агнии, когда заметила, что та сильно привязалась ко мне..." (Монахиня Сергия (Клименко) "Минувшее развертывает свиток)

Share this comment


Link to comment

И я Олю поддержу - это и мирян касается, еще как!!!  Когда-то это начинает понимать почти каждый. Круг общения сужается...Мы отходим, от нас отходят. Однажды можно услышать - зачем ты мне все это говорила???  И удивиться - надо же! Оказывается как все непросто...Страстные мы и немощные...

Share this comment


Link to comment

Счастлив тот и покоен кто возложил бремя свое на Бога и уповает на Его святую волю. В миру это редкость. А как бы хотелось!

 

Задумалась над поучением

.....Так храни же свои уста, свой язык для того, чтобы ближний был с тобой почтителен, для того чтобы он тебе доверял, иначе ты никогда не заслужишь его доверия, он станет обходиться с тобой презрительно..... 

 

А Зачем нам стремиться к  почитанию  ближним и боятся его презрения и недоверия?

Share this comment


Link to comment

Давно уже интересуюсь, а были женщины молчальницы, или этот духовный подвиг только для мужчин?

Все святые жены без сомнения преуспели в подвиге молчания, потому что без хранения своего языка сложно чего-то достигнуть в духовной жизни. Не преуспели бы, не стали святыми. Мне кажется, для женщин это даже более необходимо, потому что мы по природе своей рассеяны, эмоциональны ("немощнейший сосуд" (1 Пет. 3:7)), а разговоры еще более расстрачивают те силы ума, которые должны быть устремлены к Богу, в итоге человек ни молиться не может, ни читать св. отцов. А если еще в разговоре осудил кого-то (а редкая беседа у нас проходит без этого), тогда вообще караул! Молчание же наоборот приводит к собранности. При внимательной духовной жизни это очень ощутимо. 

Share this comment


Link to comment

А Зачем нам стремиться к  почитанию  ближним и боятся его презрения и недоверия?

Здесь немного о другом речь. С незнакомыми людьми мы всегда менее раскованы, чем с близкими. Как только общение становится более тесным, человек может иронизировать, шутить над собеседником. Появляется вольность, дерзость. Думаю, именно это о. Эмилиан называет презрительным отношением к ближнему. А когда перед нами человек собранный, молчаливый, мы уже невольно относимся к нему с неким благоговением. К сохранению этой "почтительности" между собой нас и призывают стремиться.

Share this comment


Link to comment

Еще сегодня подумала о другой молчаливости. Конечно, из своего опыта и из сложившихся представлений о человеке. Сам молчит, но не применет полюбопытствовать у другого. Малым словом, но крепко подцепит и т.д. Т.е. одного молчания мало, самого молчания мало.

 

Или молчалник у Аввы Дорофея, который ни с кем не разговаривал, презирая своих братьев.

Share this comment


Link to comment

Ольга, а еще есть молчание в наказание. Меня никогда физически не наказывали, но мама молчала, если была мной недовольна и так молчала, что это было невыносимо. Лет до 12 это был очень эффективный способ наказания.

Share this comment


Link to comment

Все святые жены без сомнения преуспели в подвиге молчания

А может быть Вы порекомендуете, какие жития святых жен почитать(или просто книги о них)? В основном читала жития святых жен прославленных подвигом мученичества, или юродства.

Share this comment


Link to comment

Молчание бывает разным без сомнения. Здесь мы говорим о молчании, которое способствует нашему преуспеянию, если молчание "плохое", человек духовный опять же это чувствует, такое молчание разделяет его с ближним, а не соединяет. Стяжание молчания "доброго" это огромный труд полный падений и скорбей.

«Молчание полезно для души. Когда мы говорим, трудно удержаться от празднословия и осуждения. Но есть молчание плохое, когда кто злится и потому молчит». прп. Никон Оптинский

 

А может быть Вы порекомендуете, какие жития святых жен почитать(или просто книги о них)?

 

Житие преподобной Синклитикии Александрийской, написанное свт. Афанасием Великим

Share this comment


Link to comment

А вот воспоминание из 20-30 годов прошлого века: "Вела нас мать Вера очень строго, следила, чтобы не было лишних разговоров, особенно смеха. Мне попадало за мою мирскую привычку часто улыбаться.

 

Ужас, конечно. Наверное, уже даже в этом заключается разница между мужскими и женскими монастырями. Не завидую сестрам, кому попалась такая игуменья, не благословляющая часто улыбаться. Что не скажешь про братьев того же Псково-Печерского монастыря.. да и других. И в Оптине часто встречаешь радость на лицах.

Share this comment


Link to comment

И, зорко следя за нами, сразу вывела меня от матери Агнии, когда заметила, что та сильно привязалась ко мне..." (Монахиня Сергия (Клименко) "Минувшее развертывает свиток)

Меня вот это еще лишний раз убедило, что огромная разница между мирской жизнью(даже благочестивой) и монастырской. Ни к кому не иметь особого сердечного расположения, ни особой дружбы, со всеми быть ровной и только один Бог - это все и друг и родственник - это же так трудно. Без всякого человеческого утешения.

Житие преп. Синклитикии дочитала еще не совсем до конца, но уже и это производит сильнейшее впечатление. Как такое вообще возможно? И какова сила ее веры и любви к Богу? Ум не вмещает этого.

Share this comment


Link to comment

Ужас, конечно.

 

Все св. отцы говорили о том, что монахам запрещено улыбаться. Так что это не к игуменье уже претензии, а к св. отцам. Не думаю, что в Оптиной и Псково-Печерском монастыре наместники другого мнения. Мера должна быть, но чтобы эту меру почувствовать поначалу свои мирские привычки надо немного "придушить".

 

А за строгих игумений СЛАВА БОГУ!

Share this comment


Link to comment

это же так трудно. Без всякого человеческого утешения.

"иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть" (Мф. 11:30)  :63:

Share this comment


Link to comment

Оль, пытаюсь понять.. Но безталковые мои попытки. Оставаясь в миру в своих мирских привычках - не спастись. И в этом был прав любимый тобою свт. Игнатий Брянчанинов. А вот отцы отцам - рознь. В древние времена, отличные от современных, были свои подвиги. Сейчас - совсем другие. Это очень хорошо понимает тот же прот. Андрей (Ткачев). Не святой, но не лишенный благодати Духа Святаго.

Share this comment


Link to comment

Оставаясь в миру в своих мирских привычках - не спастись. И в этом был прав любимый тобою свт. Игнатий Брянчанинов. 

 

Спастись везде можно, и свт. Игнатий этого никогда не отрицал, он понимал, что именно ему в миру не спастись, поэтому ушел в монастырь.

 

Христос всегда Тот же. И сейчас есть люди, которые мало чем отличаются от древних монахов. Просто:

 

"Никто не может оправдываться тем, что он будто бы хотел, но не мог, ибо бесспорно не мог потому, что не хотел". Свт. Иоанн Златоуст  :wink3000:

Share this comment


Link to comment

Спастись везде можно, и свт. Игнатий этого никогда не отрицал, он понимал, что именно ему в миру не спастись, поэтому ушел в монастырь.

 

Оль, ну как же можно понимать, что в миру не спастись и тут же понимать, что спастись можно везде?

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...