Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 15.09.2011 в Записи блога
-
7 балловКаждое лето о. Амвросий приезжал в Шамордино, чтобы лично руководить жизнью сестер обители, как духовною, так и хозяйственною. В этой обители удивительным образом успели сочетаться культурность и просвещенность русской образованной женщины с благоговейною настроенностью верующей народной души. Удивительное впечатление оставляло в душе время пребывания в Шамордине чудотворной Калужской иконы Богоматери. Эта икона, обычно пребывавшая в селе Калуженке, неподалеку от Калуги, летом странствовала по городам и селам Калужской епархии и в июле достигала Шамордина. Отношение русского народа к святым иконам иногда приравнивают к идолопоклонству, но такая оценка русского народного благочестия основана лишь на поверхностном с ним знакомстве. Я родился и вырос среди простого народа. Я с детства принимал участие в многочисленных крестных ходах в различных местностях России, на юге и на севере, – близко видел народное религиозное настроение и сам разделял его, и потому с полным убеждением могу утверждать, что отношение русского народа к иконам имеет характер истинно духовный и православный. Сквозь икону народ видит живое лицо Спасителя, Богоматери, Святителя Николая или кого-либо другого из святых угодников. Он падает перед иконою на колени и лобзает ее, но лобзает не дерево и краски, а это живое существо, которое он видит сквозь это дерево и краски. Когда он видит величественно шествующий на носилках над толпою образ Богоматери, он не говорит: «икону несут», он говорит: «Пречистая идет»; он забывает в эту минуту о материальном составе иконы и видит лишь соприкасающуюся с ним живую, невидимую Царицу Небесную. И вот когда в Шамордино приносили Калужскую икону Богоматери, то для всех это было посещением Самой Пресвятой Богородицы. Можно представить, с каким чувством, с какими радостными слезами, с какою любовью повергались все ниц перед грядущею в обитель Царицею Небесною! С необычайным подъемом духа, торжественно, всею обителью встречали святую икону у святых ворот монастыря, и с крестным ходом, при торжественном трезвоне колоколов вносили в храм, где и начиналось праздничное всенощное бдение. По окончании богослужения начиналось пение молебнов. Святая икона поднималась с места и торжественно шествовала из кельи в келью, из корпуса в корпус по всей обители в продолжение всей ночи. Это была как бы вторая пасхальная ночь. Во мраке ночи ярко горели свечи в руках монахинь, сопровождавших икону и отчетливо раздавались умилительные напевы стихир и ирмосов в честь Богоматери. Из монастыря крестный ход направлялся полем в соседнюю монастырскую дачу, так называемую Лапеху, и это шествие по открытому месту под необъятным ночным небесным куполом, сияющим звездами, было еще красивее и величественнее. Так проходила ночь, и к утру икона возвращалась в храм, где молебное пение продолжалось до начала Литургии… Из книги прот. С.Четверикова «Оптина Пустынь»
-
2 баллаКак не может град укрытися, верху горы стоя (Мф. 5, 14), так не могла укрыться от людей высокая деятельность старца Илариона. По воспоминаниям братии, наставления преподобного были кратки, ясны, просты и имели силу убедительности, потому что он сам первый исполнял то, что советовал братии. Кроме братии обители и массы приходящего народа, духовным руководством и наставлениями его пользовались многие насельницы женских монастырей. Старец вел с ними переписку, отвечая не только на вопросы духовной жизни сестер, но и вдумчиво рассматривая самые различные житейские обстоятельства, искушения, нужды. Сохранившиеся письма старца не утратили своей духовной значимости и по сей день. Но наряду с доброжелательным отношением к нему были случаи и явной клеветы на Оптинского подвижника, и в этом горниле испытаний еще более закалилась душа его: не поколебалась мирность батюшкиного сердца, не расстроилась кротость его нрава. «Когда и на святых вопияли и соблазнялись, – говорил он, – то кольми паче мне можно потерпеть что-нибудь с благодарностью, к очищению грехов моих». Но отвечая даже и своему недоброжелателю, кроткий старец ни единым словом не обижал его, не раздражал, а напротив, прощал и разрешал от греха: «Да поможет Вам Господь положить начало своему исправлению, не верить всякому слуху и клевете на ближнего и стараться зреть свои прегрешения». Несмотря на многочисленные свои занятия с монашествующими и мирскими людьми, невзирая на слабость собственного здоровья, батюшка с отеческой любовью входил во все нужды своих духовных чад, своим всецелым самопожертвованием ради спасения ближних. «Под его руководством, – вспоминала игумения Палладия (Юрьевич), – всякая тягота душевная делалась удобоносимою, его любовь заставляла забывать все временные скорби и быть благодушной при всех обстоятельствах и трудностях жизни. Почти каждогодно посещала я святую обитель, и всегда, бывало, едешь туда растерзанной, истомленной болезненными скорбями душой, нередко с твердым намерением скинуть с себя бремя начальства, а возвращаешься оттуда с обновленным духом, готовая смирить себя под всемогущую десницу Всевышнего и нести крест свой, пока угодно будет Его святой воле». Из жития прп. Илариона Оптинского
-
2 баллаИз моей любимой старины. Книжица «Как учить детей добродетели». ("Донские Епархиальные Ведомости", 1874г. Автор – протоиерей Т. Полидоров) …В селе Калужке, в недальнем расстоянии от губернского города Калуги, есть, как известно, чудотворная икона Матери Божией, называемая, по месту, Калужской. Одна женщина, из среднего сословия, имела особенное усердие к этой святой иконе, часто прибегала с великой верой к изображенной на ней Богоматери в своих нуждах и скорбях с молитвой, и, особенно, по примеру пророчицы Анны, матери пророка Самуила, постоянно изливала перед Владычицей душу свою в скорби, по причине безчадия, моля всех скорбящих Радость разрешить ее неплодство – даровать ей чадо. Молитва благочестивой жены услышана: она зачинает и рожает дочь. Но, испросив у Господа, при посредстве Матери Божией, себе плод чрева, она не принесла его в дар Богу, по примеру Анны пророчицы , через христианское воспитание, и потому, а может быть по другим неисповедимым путям Промысла Божия, дочь ее, достигнув двенадцатилетнего возраста, заболевает и умирает!.. Кто опишет скорбь чадолюбивой матери, лишившейся единородной дочери своей. С рыданием и воплем она поверглась перед снимком с чудотворной иконы Божией Матери Калужской, который был в ее доме, и, придя от горести в иступление, начала поносить Владычицу, называя Ее, - благоуветливую, благосерднейшую и премилостивую Матерь нашу и Заступницу, - немилостивой и немилосердной… Наконец, от изнеможения она впадает в сон, или обморок. В это время является к ней Царица Небесная в неописанной славе и говорит сокрушенной скорбью матери: «Безумная, неужели ты думаешь, что Я забыла твою любовь ко Мне или оставила в пренебрежении веру и усердие, которые ты ко Мне всегда проявляла? Нет, за это-то Я и взяла было дочь твою к Себе, и таким образом желала устроить полезное и тебе и дочери твоей, но ты не восхотела этого, пусть будет по твоему. Смотри – дочь твоя жива!...» Придя в себя, мать спешит к телу умершей своей дочери, лежавшему на столе в ожидании погребения, и что же видит? О чудо! На ланитах умершей играет румянец – признак жизни!.. С помощью некоторых средств ее приводят в чувство и, наконец, - к жизни и здравию!.. Что же затем? Дочь, чудесным образом возвращенная от смерти к жизни, достигла совершенных лет, и не только не доставила матери своей чаемого ею утешения, но, предавшись совершенно влечению страстей, постоянно преогорчала ее, и даже, когда мать начинала учить безпутную дочь страху Божию, эта последняя дерзала подымать руку на свою родительницу, - бить ее!.. Тогда-то несчастная мать в горести души, бия перси свои, восклицала: «О Владычице! Праведно Ты меня наказываешь, я вполне заслуживаю, чтобы терпеть побои от моего исчадия, ибо я дерзала роптать на Тебя, когда Ты, Милосердная, хотела устроить душам нашим полезное!..»…
-
1 баллБеседа на Святой Литургии в среду, после Томиной недели, в Патриаршьей капелле Святого Симеона Мироточивого "Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.". (Иоанн 5, 17-23; Зач. 15) Братья и сестры, мы веруем в единого Бога по существу и триединого по Лицам. Веруем в Отца, Сына и Святого Духа. Они равны по существу, а различаются по тому, что Отец является творцом всего сущего, Сын предвечно рожден от Бога Отца, а Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца. Мы никак не можем понять, что означает рождение и исхождение. Мы верим в то, что нам открыл Бог, открыл Господь Иисус, в то, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, в рождение Сына и исхождение Святого Духа. Действительно, в начале Евангелия от Иоанна святой евангелист говорит: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".(Иоанн. 1, 1). Все, что появилось, появилось с Его помощью. Как из нашего разума рождается слово, бесстрастно, бестелесно, так же рождается Сын от Отца, бестелесно, и исходит Святой Дух, хотя, повторюсь, мы не можем понять это до конца. Повторюсь, они равны по существу и в вечности никогда не было времен, когда не существовал Сын и Святой Дух. Потому как Бог живет не во времени, для Него нет категории времени, которая есть для нас, сотворенных им существ, Он в вечности, в вечном настоящем. Когда один ребенок, мальчик, пришел из школы, и отец спросил его, чему он научился, мальчик ответил, что в этот день был Закон Божий, потому что до войны этот предмет был в школах, и что священник-наставник говорил о Святой Троице. "А, наверное, он говорил вам, что Отец и Сын равны по существу и что не было времен, когда не было Сына. Смотри, сынок, как это нелогично! Вот я твой отец, а ты мой сын, так кто же из нас двоих старше?" А сын ответил, потому что наставник говорил им об этом на уроке: "Отец, как человек ты старше меня, но как отец - нет. Потому что в тот момент, когда ты стал отцом, я стал сыном". Таким образом, необходимо и в себе, и в других, насколько это возможно и подвластно нашему разуму и нашей человеческой логике, данной нам Богом, пробудить веру, потому как она подвергается гонениям со всех сторон - и через разум от дьявола, и от евангельских неприятелей, неприятелей христиан, и от безбожников, и от разных сектантов. Поэтому нам не только нужно пробудить свою веру, но и утвердить ее самой жизнью своей. Так пусть же Господь поможет всем, и мне, и вам, и пусть благословит вас Бог! 24 апреля 1996.
-
1 баллСхимонахиня Нектария (Наталия Борисовна Долгорукая) О схимонахине Нектарии (в миру княгине Наталии Долгорукой-Шереметевой) Женский портрет XVIII века. Монахиня в облачении схимницы. Высокие брови, нежный и грустный взгляд напоминают о том, кем была она до своего ухода в монастырь. Наталия Борисовна Долгорукая, урожденная Шереметева, – дочь влиятельного вельможи и жена опального светского щеголя. Воспитанная в неге и роскоши и прожившая жизнь, полную тяжких страданий. Возможно, ее история навсегда осталась бы под покровом тайны, если бы не записки, повествующие об ее духовном восхождении. «…для утешения печальных» Дневник Наталии Долгорукой – это не просто рассказ о скорбной женской судьбе, это переданный опыт духовного претворения боли. Составитель ее жизнеописания архимандрит Леонид указывает на сроки, раскрывающие христианские мотивы автора записок. Вот что говорит она сама о том, что побуждает ее браться за перо: «Господи, дай силы изъяснить мои беды, чтобы могла их описать для знания желающих и для утешения печальных, чтобы, помня меня, утешались. И я была человек, все дни жизни своей проводила в бедах и все опробовала: гонения, странствования, нищету, разлучение с милым, все, что кто может выдумать. Я не хвалюсь своим терпением, но о милости Божией похвалюсь, что Он мне дал столько силы, что я перенесла и по сие время несу; невозможно бы человеку смертному такие удары понести, когда бы не свыше сила Господня подкрепляла. Возьмите в расчет мое воспитание и нынешнее мое состояние»[1]. Терпение Иова стало ее главным приобретением, и для этого ей пришлось совершить тот же путь – от достатка и знатности до полного уничижения. Она не возроптала, не посетовала на слишком тяжелый удел и в несчастьях благодарила Бога за помощь в скорби и за свое слишком короткое земное счастье. Невеста и жених Портрет Натальи Долгоруковой. Сер. XVIII века. ГТГ, Москва Первые проблески христианского характера, чистого и цельного, можно проследить по жизнеописанию Наталии Шереметевой в ту пору, когда она была еще незамужней девицей. Родилась она в 1714 году в знатном и достаточном семействе графа Бориса Петровича Шереметева, пользовавшегося благорасположением государя Петра Алексеевича и бывшего одним из самых верных сподвижников царя-реформатора. Шереметев принадлежал к старинному роду и по женской линии состоял в родстве с царской семьей[2]. Источник и продолжение : ... «Не хвалюсь своим терпением, но о милостиБожией похвалюсь».... <object width="450" height="310"><param name="video" value="http://static.video.yandex.ru/lite/olgador-dor/ajgua4axph.3219/"/><param'>http://static.video.yandex.ru/lite/olgador-dor/ajgua4axph.3219/"/><param name="allowFullScreen" value="true"/><param name="scale" value="noscale"/><embed src="http://static.video.yandex.ru/lite/olgador-dor/ajgua4axph.3219/" type="application/x-shockwave-flash" width="450" height="310" allowFullScreen="true" scale="noscale"> </embed></object>