Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 10.04.2012 в Записи блога
-
13 балловВы, хотя учились внешним наукам: вере в Бога и закону Его, но надобно учиться и в училище веры, не на одной теории основанном, а на испытании проходимом... Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время и не в одних и тех же вещах... Мало того, чтобы только знать, но нужно и опытом пройти, когда того нужда потребует; который кормчий искусным считается: тот ли, который всегда только в погоду управлял кораблем, или тот, который многие шумы и волнения в плавании претерпел? Конечно, испытавший неудобство и трудность! Много можно иметь сему примеров и в других делах, как-то: воине, лекаре, художнике и прочих, искусом прошедших свое звание, кольми паче в христианине вера познавается от искушений. Итак, что бы с нами ни последовало, надобно покоряться воле Божией с детскою покорностию, хотя и нельзя не ощущать скорби. Вера и любовь Божии противными искушаются, т. е. будут разного рода искушения и скорби на сем пути, без коих не только невозможно спастись, но и в вере утвердиться. Премудрый Сирах пишет: чадо! аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою во искушение, управи сердце твое и потерпи (Сир. 2, 1—2); а в Евангелии и в Посланиях Апостольских везде учат нас о терпении. Бог выше меры не пошлет искушения, и когда посылает оное, то точно на пользу душ наших сие творит. А мы, часто сего не разумея, малодушествуем и думаем, что когда бы сего не было, то могли бы больше благоугождать Богу; но сим обольщаемся ложно. Ибо когда мы, делая что благо, думаем, что благоугождаем, то обольщаемся сим мнением и паче Бога прогневляем; а случается, что, при всех наших усилиях благоугодить Богу, отъемлются от нас силы по вышеписанной причине, или болезнию посещает нас Господь, или попускает умножаться немощам нашим душевным, да не будем надеющеся на ся, но на Бога; а это очень часто случается, что мы недугуем или мнением о своих исправлениях, или нерадением. Сии две противоположенности хотя и обе вредны, но из последней скорей можно изыти, пришед в чувство, и, сокрушаясь о грехах своих и смиряя себя, удостоиться милости Божией; а обольщенный своим мнением помрачается и ослепляется душевными очами и не скоро может обратиться к смирению и покаянию. Из писем прп. Макария Оптинского
-
7 балловphotosight.ru Проблема оплаты труда в храме и в православных учреждениях — больная, но негласная тема. Можно ли получать деньги за работу в храме? Правы ли те, кто решает не платить заработную плату сотрудникам, говоря, что работать надо без оплаты, во славу Божию? Не секрет, что во многих православных фирмах и компаниях, коммерческих, работающих на одном рынке со светскими, зарплаты намного ниже (мы же православные!), отношение к сотрудникам бывает не самое вежливое (смиряйтесь!), в результате качество работы православных оставляет желать лучшего. Портал «Православие и мир» начинает обсуждение темы православной трудовой этики. Приглашаем читателей поделиться своими историями — как неправильно построенных трудовых отношений, так и примерами хорошо организованной работы - Ставки?! – брови женщины взлетели так высоко, что исчезли под платком, повязанным «в нахмурку». – Нет у нас никаких ставок. Мы поем во славу Божию. Ангела-хранителя! Она развернулась и ушла, а я оторопело смотрела, как подол ее юбки подметает пол. Последнее было сказано таким тоном, что я невольно вспомнила известный анекдот о том, как ругаются двое православных: «Спассси вассс Госссподи!» — «Нет, это вассс спассси Госссподи!». В этот сельский храм, красивый, недавно отреставрированный, я попала случайно, когда ездила в область по делам. До электрички оставалось время, и я решила зайти – литургия еще не закончилась. Ухоженный сад вокруг церкви, богатая свечная лавка, роспись на стенах, иконы, цветы – такому убранству позавидовал бы и городской храм. Вот только хор подкачал. Жиденькие женские голоса фальшиво перебирали две-три ноты. Это было странно. Ни для кого не секрет, что сельские храмы обычно находятся в плачевном финансовом состоянии, но здесь явно чувствовалось наличие богатого спонсора. В таком случае на хоре обычно не экономят. До города рукой подать, а безработных певчих в Петербурге всегда хватает. После молебна я разговорилась с одной из клирошанок, сурового вида тетенькой средних лет. Она охотно отвечала на мои вопросы, но стоило коснуться оплаты, – темы, такой же обычной для певчих, как репертуар или состав хора – и от нее повеяло ледяным холодом. Надо сказать, что вопрос оплаты труда церковнослужителей – странный вопрос. С одной стороны, эта тема считается как бы неприличной. С другой стороны – затрепана до дыр. Знаю один певческий форум, где примерно каждая вторая начатая тема рано или поздно сводится к денежным делам. Священников оставим в сторонке – как по этическим соображениям, так и по причине слишком уж большой линейки, от пресловутого фольклорного «попа на мерседесе» до сельского батюшки, сажающего морковку для пропитания. Но остается еще довольно приличный штат: алтарники, певчие, свечницы, уборщицы, просфорницы, повара в трапезной, сторожа. Как водится, мнения полярны. Ультралевые уверены, что работа… прошу прощения, служение в храме и деньги – две вещи несовместные. Зарабатывать презренный металл можно где угодно «в мире», но все, что делается для Церкви, должно быть бескорыстным. При этом право священника «кормиться от алтаря» никто не оспаривает. Ультраправые (которые в своем «ультра» отличаются от левых лишь деталями) напротив считают, что сидеть на двух стульях недопустимо. Если уж служишь в храме, значит, никакой другой работы быть не должно. А поскольку питаться воздухом пока еще не умеют даже самые благочестивые христиане, церковь должна обеспечивать своим работникам пристойное материальное существование. Ясное дело, что понятия о «пристойном материальном существовании» у всех разные. Как говорится, кому щи жидкие, а кому жемчуг мелкий. Но я лично не встречала певчего или псаломщика, который мог бы обеспечить себя, неработающую жену и пару-тройку детишек только с храмовых доходов. И вот тут начинается следующий «холивар» (в скобках замечу, что, пожалуй, ни в одном интернет-сообществе не бывает таких яростных и в то же время бесплодных склок, как в православном секторе сети). Самые неистовые ультрас настаивают на том, что церковь обязана платить служащим столько, чтобы они не смотрели на сторону и отдавали всего себя без остатка храму. Робкие попытки объяснить, что далеко не каждый храм в состоянии изыскать такие средства, отметаются, в ход идет все тот же образ жадного «попа на мерседесе» — наследника известного пушкинского персонажа. Печально, но такие настоятели действительно встречаются и формально дают своим существованием материал для неприятных обобщений, из которых «ревнители» тут же делают вывод: Церковь насквозь прогнила, срочно нужны реформы. Или вообще новая церковь… В питерской певчей тусовке есть один знаменитый тенор. Знаменит он вовсе не своими певческими качествами, кстати, весьма скромными. Известен он тем, что вот уже не первый год ищет работу, но не соглашается на ставки ниже тысячи рублей за службу – а лучше, чтобы полторы. Притом что 600-700 рублей в Петербурге считается очень даже неплохой ставкой, есть храмы, где всего по сотне платят. Считает себя идейным борцом за «достойную оплату». В итоге регенты, которым нужен тенор, публикуя в сети объявление, зачастую делают приписку: «NN не предлагать!». Подобным экземплярам отвечают правые другого сорта: ну, если ты не готов на жертвы, не готов трудиться для церкви за крошечную зарплату, отказывая себе и своей семье в самом необходимом, зачем ты вообще сюда пришел? Иди и устройся бухгалтером. Будешь простым прихожанином, положишь свою десятку в кружку для пожертвований – и свободен. При этом «простые прихожане» считаются чуть ли ни вторым сортом и именуются с пренебрежительной интонацией «народ». А что левые? В некотором роде это наследие советских времен, когда в церкви в большинстве случаев действительно трудились безвозмездно – лишней копейки не было. Низкий поклон тем, кто это делал. Но времена изменились, а подход местами остался прежним. Знаю далеко не бедный храм, где на оплату служащих не тратят ни рубля, на всех «постах» — духовные чада настоятеля. Спросите, что плохого в том, что люди жертвуют Господу свое время и силы? Да ничего, наоборот прекрасно. Вот только чтецы в этом храме запинаются через слово, бабушки и девочки в «хоре» поют мимо нот, и все дружно презирают «наемников» которые, по их мнению, пытаются одновременно служить и Богу, и маммоне. «Мы поем во славу Божию», — гордо сказала клирошанка, проводя черту и отказывая мне, получающей на клиросе деньги, в праве петь для Господа. Откуда это убеждение, что только бесплатный труд славит Бога? Почему вообще некоторые люди считают, что в их компетенции судить, что угодно, а что неугодно Богу? Конечно, это риторические вопросы, но я никак не могу согласиться с тем, что фальшивое кваканье на «девятый глас» восхваляет Господа – в отличие от чистого, красивого пения, которое помогает молиться всем пришедшим в храм. Или, может быть, свечница-«безмездница», с руганью выгнавшая из храма девушку в джинсах, более угодила Богу, чем «наемница», которая спокойно объяснила той же девушке, в каком виде ей лучше прийти в следующий раз? Первые годы моей клиросной жизни прошли в «левом» — любительском хоре. Потом я перешла в «правый» — профессиональный, но денег там все равно не получала и считала это вполне нормальным. Первая полученная в другом храме зарплата вызвала смущение: как, брать деньги за труд в церкви?! Батюшка на исповеди сказал в ответ на мои сомнения: «Денег в храме не проси, а что дают, – бери, как от Бога. Если твоей семье эти деньги не нужны – отдай тем, кто нуждается, но не отказывайся, чтобы не впасть в фарисейское искушение: вот я какая бескорыстная и замечательная, не то что эти сребролюбцы». Если уж речь зашла о клиросе, надо сказать, что певчие по характеру своего служения сильно отличаются от прочих церковных тружеников. Алтарники, чтецы, свечницы – это, прежде всего, определенный набор практических навыков и опыт. Для певчих этого мало. Любого человека с хорошими ушами можно научить более-менее чисто петь на слух, но без музыкальной грамоты, а еще лучше – без музыкального образования, на клиросе делать нечего. В теории, клирошанин, поющий по две службы в день в храме с достаточно высокой ставкой, по оплате вполне выходит на уровень офисного работника. Другой вопрос – на сколько его хватит. Такая нагрузка по силам только опытному певцу с правильно поставленным голосом. Но такие певцы, как правило, не поют в храмах, а если и поют, то по большим праздникам. А кто поет остальные службы? Если не смотреть на любителей, отмучивших когда-то пару классов музыкальной школы, в основном это музыканты всех мастей, имеющие где-то свою обычную работу и приходящие в храм либо петь «для души», либо – да, именно подработать. И вот тут происходит интересная вещь. Церковь – как живой организм! – илиотторгает чужеродное, или изменяет егонастолько, что оно становится своим. Невоцерковленные люди, приходящие в храм только ради денег, неважно, больших или совсем крошечных, либо в скором времени уходят, либо воцерковляются. И в этом случае получается, что труд, который изначально был ну совсем «не во славу Божию», привел человека к Богу. Как бы там ни было, кто бы что ни говорил, в настоящее время трудно прожить, работая только в храме. Бабушки-свечницы получают пенсию, матушек-регентов прокормит муж, а остальным приходится искать вторую – а чаще первую, основную – работу в другом месте. Может, это и есть «царский» — срединный путь, когда работа в храме дает в первую очередь духовную составляющую жизни, а материальную – как получится? Кто-то может позволить себе трудиться в церкви бесплатно, имея хорошую мирскую зарплату или финансовую поддержку семьи, а для кого-то те небольшие деньги, которые в состоянии заплатить храм, — серьезное подспорье. Наверное, главное – чтобы человек хорошо понимал, что именно он может отдать и получить, приходя работать в церковь. А работа эта очень непростая, и не только в материальном смысле. Почему – это тема отдельного разговора 12 мая, 2011 • Татьяна Ивашкова Источник и продолжение : Работаем бесплатно, во славу Божию? : Православие и мир Во Славу Божию Каждого из нас Бог наделяет особыми дарами, которые называются талантами. И даются они нам для того, чтобы мы направляли их на служение Господу нашему Иисусу Христу. Сегодня нам довелось побывать в гостях у талантливого семейного союза художников. Уже многие годы семья Евтушенко трудится во славу Божию, неустанно реставрируя старые и создавая новые иконы и картины Библейской тематики. Это подтверждают не только работы, которые находяться в храмах Хабаровска, но и благодарственные грамоты, украшающие стены мастерской семьи Евтушенко. Так, из настенных «украшений» выяснилось, что Владимир Павлович Евтушенко в 2002 году был награжден Орденом Русской Православной Церкви святого князя Даниила Московского III степени, а его супруга , Вера Анатольевна Евтушенко удостаивалась памятной грамоты за усердные труды во славу Русской Православной Церкви. С виду простые и скромные люди, а какие высокие награды… За работой художница Евтушенко Вера Анатольевна Хотя, ничего удивительного нет. Православный человек и не будет кичиться своими наградами и талантами, а просто благодарит Бога за дар! Из разговора с Владимиром Павловичем мы узнали, что первую икону он написал еще в 1995 году. Это была икона святого благоверного князя Александра Невского. С тех пор, Бог управляет творчество этого прекрасного союза, задавая все новые векторы в океане православия. Пресс-служба Хабаровской епархии 27.01.2011 Источник : http://www.pravmir.r...-boga-za-dengi/
-
2 баллаВот, мы восходим в Иерусалим, – говорит Господь Своим ученикам апостолам. Господь идет на крестные страдания. Господь идет принять смерть за весь человеческий род во искупление грехов его. Но что он видит вокруг Себя? Он видит то, что ученики Его малодушествуют, то, что они ужасаются. Они знают, что иудеи уже составили совет убить Господа, что они ненавидят Его всею своею душою. То, что Он идет на верные страдания, что Он идет на смерть, они еще не знали, но чувствовали, что будут какие-то страдания и неприятности. Они боятся идти за Ним. Они идут сзади Него и ужасаются. И вот двое из Его учеников, Иаков и Иоанн, подходят к Нему и спрашивают Его, и просят Его: «Чтобы нам, Господи, сесть в Твоем Царстве справа и слева от Тебя», – просят от Него почести и славы. Думают о том, что Он идет принять царство земное. Господь им отвечает: «Не знаете, чего просите». С кротостью и смирением отвечает на их просьбу. Не осуждает их за их несовершенство, за то, что они еще не до конца понимают, для чего пришел Он на землю. И когда Он им так ответил, то остальные ученики стали негодовать на них, что они просили этого у Господа. И Господь тогда говорит им: «Послушайте, что Я хочу сказать вам: кто хочет из вас быть большим, тот да будет всем слуга. Кто хочет быть первым, тот пусть будет всем раб, ибо и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы ему послужили, но чтобы послужить и отдать душу Свою за искупление многих». Вот такую картину для нас с вами написал евангелист Марк. Как жива эта картина сегодня, как она действенна для нас с вами именно сегодня! Господь идет на крестные страдания. Господь идет распяться, а вокруг Него бушуют страсти. Вокруг Него ученики Его ближайшие и осуждают друг друга, и малодушествуют, а иные просят почестей, ищут себе славы, и весь этот мир метется вокруг Господа в своих страстях, и лишь Один Господь знает, для чего Он пришел. Он непоколебим, как скала, и идет исполнить Свое служение. Он берет за руки Своих учеников и ведет их в Иерусалим для того, чтобы там распяться за них. И сегодня для нас с вами Господь восходит в Иерусалим. Идет так же впереди нас, но мы с вами сегодня представляем собою ту же самую картину, как некогда представляли ученики Его. То же самое несовершенство владеет нами, те же самые страсти нас обуревают, и мы с вами и ужасаемся, и мятемся, а иногда друг другу завидуем, иные просят себе каких-то несуществующих почестей, и все это – несмотря на то, что Господь ежедневно проливает за нас с вами Свою Святую Кровь. Не хотим посмотреть на Него, идущего ради нас с вами распяться. Не хотим посмотреть на Него и принять ту силу, которую Он нам дарует каждый день, ибо мы становимся христианами не для того, чтобы чем-то величаться или кичиться, нет! Не для того, чтобы выделиться друг от друга или от остального мира, нет! Мы приходим ко Христу для того, чтобы испросить и получить у Него силу служить другим. Быть последними, быть рабами среди этого мира, для того, чтобы некоторые спаслись, – вот для чего мы с вами идем ко Христу. А мы порою с вами забываем об этом. Мы считаем, что если мы с вами свершаем молитву, если мы с вами проводим подвиг поста, если мы делаем какие-то дела милосердия, – это уже возвышает нас над другими. Но – «Нет», – говорит Господь. Мы должны быть последними для всех, быть рабами, ибо только тогда, воззрев на Него, примем величайшую силу Святого Духа. Именно только этой силой возможно творить добро здесь, в мире. Так мы с вами хорошо знаем о своих недостатках, о своих немощах. Мы больны, у нас семейные скорби, у нас и скорби на работе, у нас и общественные скорби. И мы носимся с этими скорбями как с писаной торбой, и всюду их выставляем для того, чтобы нас кто-то помиловал, пожалел, утешил. Это по-человечески понятно, но доколе мы с вами будем так скорбеть и малодушествовать и постоянно этим прогневлять Бога? Почему мы с вами не хотим взять ту решимость, которую нам Господь сегодня предлагает, почему мы не хотим с вами понудить себя на дела поста, на дела молитвы, на дела милосердия и благочестия? Почему мы так постоянно прикрываемся своими скорбями, нетерпением, болезнями, о которых мы все с вами хорошо знаем? Этого же делать нельзя! Это не должно для нас с вами быть прикрытием! Это должно для нас быть еще большим стимулом к покаянию, для того, чтобы еще и с этим прийти к Богу и осудить себя и в этом, что мы и сегодня, до сих пор, мы, верные христиане, мы, люди, которые считаем себя учениками Христа, не понуждаем себя на дела благочестия. А именно от этого, от нашей решимости и зависти и наше будущее с вами, и будущее наших детей, и будущее нашей страны. Вот так Господь ныне восходит в Иерусалим. Мы идем и мятемся, и не хотим воззреть на Него. «Восклоните очи, – говорит Господь, – посмотрите на Меня, утвердитесь в воле вашей, в ваших чувствах и в ваших помышлениях». Именно это сегодня говорится со страниц Святого Евангелия. Не хотим даже порой открыть Евангелие и почитать. Мы говорим, что открыть, приобрести Евангелие для нас бывает тяжело! Как это горько сегодня слышать, и как трудно об этом сегодня говорить, что мы ссылаемся на все это! Как больно бывает за Бога, как обидно бывает за Него, что Он с нами, что Он ради нас с вами идет и все делает, и проливает Свою кровь, а мы стоим беспомощно и говорим: «А у меня, Господи, то… А у меня Господи, это… И у меня все плохо». Но разве Он не призывает нас к Себе и не дает нам этой силы, чтобы исправить все, что в нас самих и в окружающем мире? Дает, но мы не хотим этого принять. Не хотим распяться, не хотим принудить себя, чтобы в чем-то ущемить себя ради того, чтобы угодить Богу. Думаем только о себе. Прежде всего ставим свои интересы во главу угла. Соглашаемся, когда нас кто-то обличает, и тут же, выходя из церкви, продолжаем говорить то же самое. А святой Иоанн Златоуст восклицает в покаянии: «Какого Владыку мы с вами имеем! Какого Господа мы с вами имеем! Такого не имеет никто – ни Царя, ни Владыки! Кто из земных владык когда-либо взошел на крест за своих подчиненных?» Кто из каких-либо основателей философских учений или религий принял крестный подвиг ради своих чад, создал Церковь на крови своей? Такого не было и не будет больше в мире. Это мог сделать только воплотившийся Бог ради нас с вами. Приближается Страстная седмица. Приближается Вход Господень в Иерусалим… Давайте с вами хотя бы в эти оставшиеся две недели Великого поста понудим себя, насколько это возможно для нас, немощных и маловерных, к подвигам благочестия! Подвигнем себя и угодим хотя бы в эти дни Богу. Не унывать мы призваны, мы, христиане православные, но смотреть и видеть Господа, Который идет впереди нас с вами и попирает Своими пречистыми стопами все те скорби, которые враг для нас уготовил. Эти скорби уже попраны Христом, они уже им побеждены, и для нас с вами только есть возможность приобщиться к победе, к той радости и тому веселию, которое даровано нам Воскресением Христовым. Вспомним об этом, о Спасителе нашем, распявшимся за нас и ради нас воскресшем! Послужим ему хотя бы немного делами благочестия, делами веры, делами угождения нашим ближним! Послужим нашим ближним, немного распнемся за них ради тех немощей, которые несут они, ради тех больших и великих невзгод, которые мы часто не замечаем, а человек их носит в своем сердце. Постраждем немножко за ближних. И тогда Господь ради этого и наши скорби умирит в наших сердцах. И наша жизнь примет совсем иное устроение, она станет иной. И тогда мы с вами вместе с Богом приобщимся той неизреченной радости Христова Воскресения, о которой мир сей земной не знает. Восклонитесь волей вашей от земли, от скорбей ваших, от неприятностей ваших, воззрите к Богу и веру примите, примите радость о Духе Святом, Который ныне торжествует в нашей Церкви. И сегодня, причащаясь Святых Христовых Таинств, войдите с Господом нашим в Иерусалим! Восходите в то небесное Жилище, которое нам с вами уготовил Господь святою смертью Своей и святым Своим Воскресением. Аминь! Проповедь иером. Василия (Рослякова), апрель 1993 года
-
2 балла
-
2 баллаПомнится, очень тронуло это стихотворение, когда я только пришла к вере, вот и сейчас вспомнилось что-то... «Зачем не в то рожден я время, Когда меж нами, во плоти Неся мучительное бремя, Он шел на жизненном пути! Зачем я не могу нести О, мой Господь, Твои оковы, Твоим страданием страдать И Крест на плечи Твой приять И на главу венец терновый! О, если б мог я лобызать Лишь край святой Твоей одежды, Лишь пыльный след Твоих шагов! О, мой Господь, моя надежда, Моя и сила и покров! Тебе хочу я все мышленья, Тебе — всех песен благодать И думы дня, и ночи бденья, И сердца каждое биенье, И душу всю мою отдать!» А.К. Толстой
-
2 баллаПочто ты, человече, Мене оставил? Почто тебе Возлюбившего отвратился? Почто паки пристал к врагу Моему? Помяни, яко тебе ради плоть бых. Помяни, яко тебе ради от Девы родихся. Помяни, яко тебе ради младенствовах. Помяни, яко тебе ради смирихся. Помяни, яко тебе ради обнищах. Помяни, яко тебе ради на земле пожих. Помяни, яко тебе ради гонение претерпех. Помяни, яко тебе ради злословие, поношение, ругание, бесчестие, раны, заплевание, заушение, насмеяния, укоризненныя страсти приях. Помяни, яко тебе ради со беззаконными вменихся. Помяни, яко тебе ради поносною смертию умер. Помяни, яко тебе ради погребен был.С небесе снидох, чтобы тебе на небо возвести. Смирихся, чтобы тебе вознести. Обнищах, чтобы тебе обогатить. Обесчестихся, чтобы тебе прославить. Уязвихся, чтобы тебе исцелить. Умер, чтобы тебе оживить. Ты согрешил, а Я грех твой на Себе взял. Ты виноват, а Я казнь приял. Ты должник, а Я долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер. Сию ли ты Мою любовь пренебрегаешь? Вместо любви ненависть воздаешь. Вместо Мене грех любишь. Вместо Мене страстям работаешь. Чего ради не хочешь ко Мне прийти? Добра ли себе хочешь? Всякое добро у Меня. Блаженства ли хочешь? Всякое блаженство у Меня. Красоты ли хочешь? Что краснейте паче Мене? Благородства ли хочешь? Что выше Царя небесе? Славы ли хочешь? Что славнее паче Мене? Богатства ли хочешь? У Меня всякое богатство. Премудрости ли хочешь? Я премудрость Божия. Дружества ли хочешь? Кто любезнее и любительнее паче Мене, Иже душу за всех положил? Помощи ли хочешь? Кто поможет кроме Мене? Врача ли ищешь? Кто исцелит кроме Мене? Веселия ли ищешь? Кто увеселит кроме Мене? Утешения ли в печали ищешь? Кто утешит кроме Мене? Покоя ли ищешь? У Мене обрящеши покой души твоей. Мира ли ищешь? Аз есмь мир душевный. Живота ли ищешь? У Мене источник жизни. Света ли ищешь? Аз есмь свет миру. Истины ли ищешь? Аз есмь истина. Пути ли ищешь? Аз есмь путь. Вождя ли к небеси ищешь? Аз есмь Вождь верный. Что убо, чего ради не хочешь прийти ко Мне? Приступить ли не смеешь? К кому удобнейший приступ? Просить ли опасаешься? Кому Я просящему с верою отказал? Грехи ли не допускают тебя? Я за грешников умер. Смущает ли тя множество грехов? Более у Меня милосердия. «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11:28)
-
1 баллhttp://azbyka.ru/dictionary/15/so_svyatymi_upokoi_07-all.shtml Часть 1. Конец земной жизни человека О необходимости покаяния перед смертью Многие люди боятся тяжелых заболеваний, которые могут надолго приковать их к постели. Между тем святые отцы говорили, что предсмертная болезнь - это всегда проявление милости Божией к христианину, которая подается ему для очищения грехов покаянием. "Жаль очень Л. Передайте от меня благодарность, благословение Божие и глубокое сочувствие. Как хотелось бы облегчить ее состояние! Но что делать. Мы должны покоряться судам Божиим. Одного категорически желаю, чтобы страдания не возбудили в ней ропота и неверия. Милость и любовь Божия да покроют ее грехи. Явно, что есть особое Божие определение, чтобы большинство людей умирало от рака. Болезнь безнадежна, и дается время на покаяние. Вот почему так распространился рак"[1]. Приведем еще несколько отрывков из писем игумена Никона (Воробьева) умирающим, в которых он говорит о необходимости глубокого покаяния перед смертью: "<…> Грядущаго ко Мне не изжену вон [Ин. 6, 37]. Вы всю жизнь стремитесь к Господу, веруете во Христа, стараетесь жить по заповедям Его, каялись и каетесь в нарушениях заповедей, исповедуете более крупные грехи в Таинстве Исповеди, не один раз причащаетесь. Зачем же Вам унывать, отчаиваться в спасении? Вы скажете, что грешны. Но все грешны, и Господь сказал, что пришел спасать не праведников, а грешников, то есть тех, кто сознает себя грешниками. Значит, Ваше сознание себя грешной (а не пустые слова "я грешница"), сознание столь сильное, что его враг использует, чтобы ввести Вас в отчаяние - это сознание есть новое основание для надежды, что Господь спасет Вас, как спас сознавших себя грешниками: мытаря, блудницу, блудного, разбойника и др. Плохо, очень плохо, если кто считает себя хорошим (как фарисей, например), если у кого не болит сердце о своей греховности, если кто с поднятой головой идет навстречу смерти. Так, фарисеи считали себя чадами Авраама, несомненными наследниками Царствия Божия, а Господь назвал их чадами диавола и осудил, если не покаются, в геенну. Все мы много согрешаем [Иак. 3, 2],- сказал апостол Иаков. Что же другое можем сказать мы с Вами? Согрешаем, но сознаем, каемся, сокрушаемся об этом, припадаем к Господу и просим прощения, и... Господь прощает, прощает ощутимо для сердца, снимает тяготу греховную, как снимают тяжелую ношу с плеч,- и ясно чувствуют облегчение. Нам надо чаще благодарить Господа за все, что Он сделал для человечества и для нас лично, сделал и делает постоянно всем, а особенно верующим в Него, принадлежащим Святой Православной Церкви. Всякое дыхание да хвалит Господа! [Пс. 150, 6]. Мне думается, что о. В. провел такую чистую, святую жизнь, что душа его (сердце) не имела повода сильно сокрушаться, и потому ему непонятна скорбь, болезнь о грехах, почти отчаяние кающихся. Про таких [святитель] Игнатий Брянчанинов приводит такое выражение старцев: "Свят, но неискусен". Такие, как о. В.- одиночки. Общий же путь - в свое время глубоко осознать свое падение, порчу всего человечества и самого себя, осознать свое бессилие выйти из этого состояния испорченности и греховности, глубоко перестрадать это, прийти почти в отчаяние, смириться и пред собой и ближними, и пред Богом и припасть, как блудница, к стопам Спасителя без слов, без оправданий, с одним сердечным воплем: "Боже, милостив буди мне, грешному". Тут только человек познает, как милостив Господь... Познает, что человек спасается не своими добрыми делами, а непостижимым милосердием Божиим. Скоро нам предстоит умереть. О каких подвигах может быть речь теперь нам, больным, слабым и искалеченным? Нам осталось терпение да воздыхание: "Боже, милостив буди нам, грешным!". Твердо надейтесь, что если умрете с таким настроением - войдете в Царствие Божие, избежите врагов спасения. Для больных пост не установлен. <…> Нашему поколению Господом допущен путь, предсказанный давно: вера и безропотное терпение скорбей и болезней. Личный же подвиг мы не можем вынести - впадем в высокоумие и погибнем в духовной прелести. Надо смириться перед определениями Божиими о нас, принимать посланное как самое полезное, без чего не спастись, и благодарить за это Бога. <…>". (Письмо 71) "<…> Считайте себя достойной, заслуживающей ада и умоляйте Господа, чтобы не воздал Вам по заслугам, а помиловал Вас не по каким-либо заслугам, добродетелям мнимым, а исключительно по милости Своей. Что говорит Сам Господь Иисус Христос: аще сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом [Лк. 17, 10]. Это значит, что если бы мы исполнили все заповеди, то и тогда должны были бы считать себя рабами, обязанными (как рабы) исполнять волю Господа Своего; а получить от Господа особые милости или наследовать Царствие Божие - есть дело милосердия и снисхождения Божия к нам, а не плата за наши труды. Но мы не исполнили ни одной заповеди, а если что сделали, так отравили тщеславием, или человекоугодием, или расчетами. Почему же мы считаем себя высокими? Почему не обнажаем пред Господом своих язв и не умоляем Его о помиловании, а все хотим являться пред Ним и пред людьми хорошими? Смиритесь, считайте себя достойной ада и с сокрушенным сердцем умоляйте Господа о милости, как мытарь, блудница, разбойник, блудный сын, и Господь помилует Вас, и еще здесь сердцем почувствуете это и успокоитесь. Сие буди, буди! Аминь. Простите меня". (Письмо 73) "Получил сегодня письмо от П. и м. В. Пишут, что ты больна и температуришь. К сожалению, не пишут, какая температура. Она несомненно от опухоли. Я не знаю, каково твое общее состояние здоровья; если имеешь силы, то я бы советовал тебе съездить в Калугу. Теперь есть много средств борьбы с опухолями, но в Козельске их, конечно, нет. А прежде всего я очень и очень тебе советую исповедаться о. Мелетию подробно от детства, хорошо подготовившись. Попробуй готовиться так: Хоть понемногу, но чаще молись по силе, стоя, сидя или [даже] и лежа. Молись словами мытаря или молитвой Иисусовой, припоминая от юности все грехи не только делом, но и словом, и мыслями, и настроениями; если какой грех поцарапывает совесть, то остановись на нем и проси прощения до тех пор, пока не почувствуешь, что Господь простил. Сердце подскажет это. Запиши все такие грехи, чтобы потом на исповеди не забыть их. Чаще представляй, что ты умерла и надо пройти мытарства, и дать отчет за каждый неисповеданный грех. Опять будут всплывать разные грехи и опять кайся пред Богом о прощении их, чтобы они не были помянуты на мытарствах. Также записывай более тяжкие. Так потрудись недельку или две, а затем исповедайся во всем. После исповеди опять также просматривай всю жизнь и записывай, что было забыто в первый раз. Это лучшее лекарство не только для души, но и для тела. Ни в чем себя не оправдывай, а вини только себя, иначе не получишь прощения. Аще сотворите и вся повеленная, глаголите, яко раби неключими есмы: еже должни бехом сотворити, сотворихом [ср.: Лк. 17, 10]. Мы обязаны всё, то есть все заповеди сотворить, как творения и рабы своего Творца Бога, не ожидая награды. Раб обязан делать, что ему прикажут. А прощение грехов и дарование Царствия Божия есть дело милости Божией. Милость же дается тем, кто до глубины души осознал свою виновность и, как мытарь, взывает всегда к Господу: "Боже, милостив буди мне, грешному". Чем больше очищается человек покаянием, тем больше начинает видеть свою греховность и испорченность. Это самый верный признак, что покаяние принято и что человек подвизается правильно. Если нет глубокого сердечного сознания своей непотребности, то не будет и покаяния сильного. Значит, человек или оправдывает себя, или мнит о себе высоко, или осуждает других, или имеет вражду или неприязнь к кому-либо, то есть, кратко сказать, он обманут врагом или, иначе сказать, он в прелести. Надо, как ядовитой змеи, бояться самооправдания и вражды к ближнему. Аще не прощаете ближнему, и Отец ваш Небесный не простит [ср.: Мф. 6, 15; Мк. 11, 26]. Какой мерою меришь, такою и возмерится [ср.: Лк. 6, 38]. "Остави нам долги наша, якоже (то есть: как) и мы оставляем должником нашим..."[ср.: Мф. 6, 12]. 4) А святые отцы говорят, что молитва злопамятного - сеяние на камне (преподобный Исаак Сирин). Верю, что если простишь искренно всем и будешь каяться, как указано выше,- не только получишь прощение грехов, но и настроение твое будет мирное, светлое, доброжелательное ко всем, а вместе с этим и болезнь твоя облегчится, а может быть, и вовсе пройдет. Особенно бойся злопамятства. Если сердце не слушается, то прости всем мысленно, если можно, понудь себя просить у всех прощения. А пред Господом открывай свое сердце, говори: "Господи, Ты повелел всем прощать и Сам молился за распинателей, и я прощаю всем, а сердце не слушает меня. Господи, изгони из моего сердца всякую вражду, всякую неприязнь, всякое осуждение. Будь милостив ко мне, исцели больную грехами душу мою, не допусти меня до погибели, не лиши меня Небесного Твоего Царствия". Я потому долго остановился на вражде, что она делает бесполезной все труды. Ни молитв, ни покаяния, ни милостыни не принимает Господь от человека, имеющего вражду к ближним. Аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу - дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит [Пс. 50, 18-19]. При вражде, при злопамятстве, при самооправдании, при осуждении ближнего - не может быть ни сокрушения сердца, ни смирения. Не могут огонь и лед существовать вместе. Ты все это и сама знаешь, но одно дело - знать, а другое - исполнять. Знание без исполнения приводит, по слову Спасителя, к падению великому, то есть к гибели, потому что все здание было основано на песке. Потрудись немного, дни лукавы [Еф. 5, 16], не знаем, когда придет наш час к переходу в вечность. Болезни всегда служили напоминанием для живущих на земле, что мы не вечны здесь, что нужно родиться в другой мир и дать отчет, что сделали в этом мире. Еще советую: благодари Господа за все в жизни; ибо и доброе, и тяжелое, радость и скорбь посылает Господь для нашей пользы, для спасения. Прости меня за все, и тебе да простит Господь все согрешения твои, и я прощаю и благословляю. Поминаю и вынимаю частицу за тебя за каждой службой. Пиши". (Письмо 110) "Мир тебе, сестра! Что ты пишешь такие отчаянные письма? <…> Ты не должна забывать, что духовный закон так гласит: Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие [ср.: Деян. 14, 22]; аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, возьмет крест свой и по Мне грядет [ср.: Мф. 16, 24]. Царствие Божие силою берется [ср.: Мф. 11, 12]; терпением стяжите души ваша [ср.: Лк. 21, 19]; претерпевый до конца, той спасен будет [Мф. 10, 22]; в мире скорбни будете [Ин. 16, 33]; мир вас возненавидит [ср.: Ин. 15, 18-19]; аще хощеши работати Господеви - уготови душу твою во искушение [ср.: Сир. 2, 1]… и т.п. <…> Кроме того, ты должна знать пророчество древних отцов, что в последние времена будут спасаться монашествующие не подвигами, а терпением скорбей. Это до такой степени верно и необходимо, что наивернейшим признаком избрания Божия и любви Божией к человеку является множество находящих на этого человека скорбей и болезней. И обратно: если человек считает себя верующим, а скорбей и болезней у него нет, то это, по мнению святых отцов, есть признак, что Господь не благоволит к этому человеку. Теперь примени сказанное к себе. Господь, желая спасения тебе, любя тебя, посылает тебе необходимое для всех без исключения средство - скорби. А ты что? Ты не понимаешь этого, считаешь скорби лишними для себя, даже губительными. Они и губительны, но не для души твоей, а для твоей греховной падшей природы, губительны для ветхого человека, но спасительны для нового человека. Враг знает это и возмущает тебя, дает ложные мысли, нетерпение, отчаяние, осуждение людей, порядков жизни, начальства и т. п. Ты должна это понять, познать опытом и воспротивиться диаволу. По слову Божию, скорби и страдания в земной жизни христианина не только не зло, но дар Божий: вам даровася (по-гречески - дан дар), еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Фил. 1, 29). Необходимые для спасения человека скорби могут восприниматься человеком труднее или легче в зависимости от устроения человека. Если человек примет на веру слово Божие о необходимости и неизбежности скорбей для спасения, если он сознает свои бесчисленные грехи словом, делом, помышлением, сочтет себя вполне заслужившим не только посланных скорбей, но и гораздо больших, смирится пред Богом и людьми - то скорби станут легче; а потом породят в человеке то, что дороже всего мира со всеми его земными радостями, по слову ап[остола] Павла: око не виде, ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его [ср.: 1 Кор. 2, 9]. <…> Если хочешь найти мир душевный, отраду и верное спасение - смирись под крепкую руку Божию, и Он вознесет тебя. Это значит: приими все случающееся с тобой, как от руки Божией (а не от человеков, бесов, обстоятельств и прочее), ибо воистину все происходящее с нами не может прийти без воли Божией. Люди и обстоятельства - только орудия Божии, часто не понимающие того, что делают. <…> Если Господь страдал за нас, то как, скажи, не страдать нам за свои бесчисленные грехи, которых мы к тому же еще и не видим? Надо просить у Господа: "Даруй ми зрети моя прегрешения". Если получим этот дар - зрети свои грехи, почувствуем всю их тяжесть, всю неприемлемость для Бога человека с грехами, необходимость получить от Господа прощение их и очищение прокаженной души нашей силою Божией - тогда припадем ко Господу, восплачемся пред Ним, как жена грешница, и будем от всей души взывать, как мытарь: "Боже, милостив буди мне, грешному", "Господи, что хочешь делай со мной, пошли любые скорби, только прости грехи мои, очисти душу мою прокаженную, не лиши меня Небесного Твоего Царствия, не предай в руки врагов моих - бесов". Смирись пред Богом, то есть, как благоразумный разбойник, скажи от всего сердца: Достойное по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем [ср.: Лк. 23, 41-42]. Не уподобляйся другому разбойнику, который роптал на всех, ругался, обвинял других в своих страданиях и этим только отягощал свое состояние и погиб. А благоразумный разбойник понял свою вину, смирился, обратился к Господу и получил утешение и облегчение в скорбях, и радость скорого избавления от страдания и вечного блаженства в раю: днесь со Мною будеши в раи [Лк. 23, 41]. Все сделал для нашего спасения Господь, хочет спасения каждому грешнику,- должны и мы потрудиться для собственного спасения, понуждать себя жить, то есть действовать, мыслить, чувствовать так, как это делал Господь Иисус Христос и как учил в Евангелии. Если будешь и ты стараться быть ученицей Спасителя, жить по заповедям евангельским, а о нарушениях вольных и невольных станешь искренно болеть сердцем и приносить покаяние, будешь стараться сохранять мир со своими ближними, смиряться пред ними, за все просить прощения,- то скоро увидишь на себе милость Божию, забудешь все свои скорби или легко понесешь их и станешь благодарить Господа за ту участь, которую Он послал тебе. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем; и обрящете покой душам вашим [Мф. 11, 29]. И ты найдешь покой и отраду не в перемене места, а только в заповедях Божиих, особенно мире, смирении, неосуждении никого, покаянии и молитве. Ты, видно, мало и неохотно молишься. Научись искать утешения от Господа в молитве и не "отойдешь тощь"". (Письмо 300) Никон (Воробьев), иг. Нам оставлено покаяние: Письма. М., 1997. Письмо 150.- Сост.<a href="http://azbyka.ru/dictionary/15/so_svyatymi_upokoi_07-all.shtml#p1" title="вернуться">^
-
1 балл
-
1 баллhttp://www.pravoslavie.ru/jurnal/52847.htm?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter Юродивые В.И. Суриков. «Юродивый». Фрагмент картины «Боярыня Морозова». Один из самых известных университетских профессоров, читая свои лекции по богословию, не без иронии замечал, что такие понятия, как «грех» или «бес», вызывают смущение образованной публики, – так что напрямую, без культурологических оговорок, использовать их в серьезном разговоре с интеллигентными людьми практически невозможно. И рассказывал следующий анекдот: некий миссионер, выступая с проповедью в техническом ВУЗе, вынужден был отвечать на вопрос о том, как у человека впервые появляется мысль о преступлении. Пытаясь говорить с аудиторией на ее языке, он сформулировал такую фразу: «Мысль о преступлении человеку телепатически транслирует трансцендентально-ноуменальное тоталитарно-персонализированное космическое зло». Тут из-под кафедры высовывается голова изумленного беса: «Как ты меня назвал?» Дело в том, что истина не боится спора. Истину нельзя уничтожить. Поэтому мир придумал эффективный способ ее утилизировать – как некий опасный радиоактивный материал, который запаивают в непроницаемый свинцовый контейнер и закапывают на отдаленном пустыре. Сначала истины, добытые великими умами в мучительной борьбе, становятся привычными и обыденными. То, что было долгожданным трофеем для отцов, становится игрушкой для детей, наподобие дедовых медалей и орденских планок. Люди привыкают относиться к истинам как к чему-то само собою разумеющемуся. Затем привычное становится банальным и от него пытаются отделаться посредством цинизма, иронии и кавычек. «Нет, брат, это все распущенность, пустота! – говорит тургеневский Базаров. – И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». В конечном итоге осмеянная и окарикатуренная истина под видом фольклора вообще выводится из дискурсивного поля. Добро и зло начинают ассоциироваться исключительно с «избушкой на курьих ножках», а такие вещи как подвиг и предательство без кавычек сохраняются разве что в детском обиходе – наравне с «бабаем» и «доброй феей». «Христиане верят, что Иисус из Назарета, якобы одним словом исцелявший больных и якобы воскрешавший мертвых, якобы и Сам воскрес на третий день после смерти». Только так, в смирительной рубашке кавычек, в окружении слов-санитаров евангельская Истина и может войти в «просвещенное» собрание светских людей. Горделивый ум оказывается неспособен сделать Истину даже предметом критики. «Что есть истина?» – иронически вопрошает иудейский прокуратор и, не дожидаясь ответа, проходит мимо Того, Кто Сам есть Истина и Жизнь. Этот процесс чутко отображает литература. В предисловии к сборнику «Русские цветы зла» Виктор Ерофеев прослеживает пути отечественной литературной традиции, отмечая, что в новый и новейший период «разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена... между положительными и отрицательными героями... Любое чувство, не тронутое злом, ставится под сомнение. Идет заигрывание со злом, многие ведущие писатели либо заглядываются на зло, завороженные его силой и художественностью, либо становятся его заложниками... Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к "грязному" слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между "черным" отчаянием и вполне циничным равнодушием. Сегодня мы наблюдаем вполне закономерный итог: онтологический рынок зла затоваривается, бокал до краев наполнился черной жидкостью. Что дальше?» Ответ на поставленный вопрос можно найти в истории, знающей немало подобных ситуаций. Дошедший до патового состояния декаданс может быть преодолен посредством нарочитого безумия. Юродивый, или, по красивому поэтическому выражению Натальи Ростовой, «человек обратной перспективы», ломает извратившийся мир эпатирующим жестом, подвергая поруганию «священные» символы ложной культуры и удивляя людей той серьезностью, с которой он говорит о «сказочных» вещах, срывая с них привычные кавычки. Блаженный берется за дело там, где человечность воспринимается как слабость, а хамство считается проявлением силы характера; где священники названы «паразитами общества», а героями дня становятся спортсмены, клоуны и кулинары – словом, там, где культура перестает взращивать человека и, наоборот, начинает его губить потому, что добро и зло в ней поменялись местами. «Не подниму руки на брата моего» – говорили великие русские святые Борис и Глеб. В культуре феодальной раздробленности «брат» – синоним слову «конкурент». Это тот, из-за кого у тебя меньше земли и власти. Убить брата – все равно, что победить конкурента, – дело достойное настоящего князя, свидетельство его сверхчеловеческой натуры и привычный образ мужества. Святые слова Бориса, впервые прозвучав в русской культуре, несомненно, казались загадочным бредом юродивого. Юродство принято считать специфической формой христианской святости. Однако к этому средству возвращения истин из «культурного архива» часто прибегали еще древнегреческие философы. Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями». Когда это сочли нелепостью, он заметил: «Ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев. Когда его однажды хвалили дурные люди, он сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?» Когда один развратный чиновник написал у себя на дверях: «Да не внидет сюда ничто дурное», Диоген спросил: «А как же войти в дом самому хозяину?» Некоторое время спустя, он заметил на том же доме табличку: «Продается». «Я так и знал, – заявил философ, – что после стольких попоек ему будет нетрудно изрыгнуть своего владельца». Сим, казначей тирана Дионисия, был отвратительным человеком. Однажды он с гордостью показывал Аристиппу свой новый дом. Оглядев пышные комнаты с мозаичными полами, Аристипп откашлялся и сплюнул в лицо хозяину, а в ответ на его ярость сказал: «Нигде не было более подходящего места». Юродство, помимо прочего, делает человека маргиналом и потому способно быть весьма действенным лекарством против тщеславия. Ложная честь побуждает нас казаться перед людьми лучше, чем мы есть. Именно поэтому рассказать о своем грехе на исповеди оказывается труднее, чем его совершить. В этом случае нам может помочь пример мудрецов и святых, исполнивших слова Христа: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится». Сергей Мазаев 10 апреля 2012 года
-
1 баллhttp://www.pravmir.ru/kak-podgotovitsya-k-ispovedi-videokolonka-protoiereya-maksima-kozlova/ Как подготовиться к исповеди? ВИДЕОколонка протоиерея Максима Козлова Великий пост — путь к Воскресению Христову — время работы над собой, частой исповеди, глубокого покаяния. Как правильно готовиться к исповеди, каких ошибок не свершить, и как достигать покаяния? Как готовиться к первой исповеди — об этом в видеоколонке протоиерея Максима Козлова. Покаяние, по изначальному смыслу греческого слова, означает внутреннюю перемену. Метанойя — перемена души, существа человека, его разума с одного на другое. Классически в аскетике это объясняется так, что человек должен изменить свое отношение к греху, в некоем идеальном развитии возненавидеть свой грех. Начать надо хотя бы с несогласия отождествляться с этим грехом, что «я и моя страсть, немощь, привычка — это уже знак равенства. Я — моя раздражительность, я и мои сигареты, я и моя лень, я и невозможность отказать себе в маленьких удовольствиях для нёба или для чрева, я и привычка получать деньги за невыполненную работу, я и давным-давно оставленные попытки быть сколько-нибудь внимательным отцом, терпеливым мужем, замечающим троюродную бабушку племянником», что все это не должно быть мной. Можно постараться отделиться от этого, сказать: «Господи, я ничего не смог. Это бесконечно плохо получается, но я, по крайней мере, не сдаюсь. Я Тебя прошу в эту мою, довольно пакостную часто жизнь войти и, как бы мне это не было неприятно и некомфортно, что-то со мной начать делать». Покаяние начинается, в том числе, и с готовности сказать Богу, что «я Тебя в свою жизнь впускаю». протоиерей Максим КозловМеня поразили слова одного опытного священника, что «мы чаще всего живем так, что даем Богу в нашей жизни ровно столько места, сколько нужно, чтобы Он не мешал нам жить так, как нам хочется». Покаяние — это другое отношение к себе, когда мы призваны уйти от комфортного переживания себя как не идеального, конечно, грешного, как и все, но, в общем то, не самого плохого человека, да и где то, как-то приличного, и где-то как-то ада не заслуживающего. С этим никак не согласуются слова Силуана Афонского, вообще то, очень трудные для восприятия: «Держи ум свой во аде и не отчаивайся. Считай себя заслуживающим погибели, и, при этом, не впадай в уныние, отчаяние. Знай, что Бог тебя такого может спасти». Но при этом, спасение — это процесс соработнический. Есть такое высокое святоотеческое слово, на греческом «синергия» — это соработничество, сотрудничество. Петр Афонский говорит об этом проще: «Бог спасает нас не без нас». Спасает Он, но не без ответного усилия человека. Или похожие слова (точнее, не похожие, а о том же) у преподобного Серафима, что «погибающий грешник отличается от спасаемого только одним — решимостью». Решимость — условие покаяния. Когда же человек начинает его реализовывать в подготовке к исповеди, то здесь такие вещи можно себе напомнить, чтоб в песок-то не ушло. Первое, в основном, для тех, кто первый раз к исповеди готовится — старайтесь вспомнить всю свою жизнь. Если совсем первая исповедь — с отрочества, если давно-давно была, то с того момента, как вы последний раз серьезно исповедовались. И то, о чем, ну никак не захочется вспоминать, то, о чем захочется себе сказать — «перелистывай эту страницу поскорее», или о чем некто, стоящий за левым плечом, будет нашептывать: «Ну, этого-то не говори. Кому какое дело? Что там в твоем грязном белье будут копаться? И вообще, давно это было», иметь мужество все сказать. Фото Сергея Склярова photosight.ru Важное правило: если я сказал девять вещей из десяти, а одну, самую неприятную, самую стыдную, самую трудно выговариваемую не сказал, то упраздняется вся исповедь. Не только этот грех неисповеданный, вся исповедь потеряла смысл — я пред Богом честным, открытым до конца не оказался. Второе, нужно принести решимость поступить не по пословице: «не согрешишь — не покаешься, не покаешься — не согрешишь». Потому что, ежели приходит киллер каяться, но при этом знает, что «жизнь такая тяжелая, а дети подрастают, скоро поступать в университет, и, вообще, выплачивать кредиты, а другой профессии у меня нет», то это не покаяние. Это не то, что будет принято. Даже если священник прочитает разрешительную молитву, и вы его обманете, т. е. киллер его обманет. Если кается блудник или прелюбодей, но при этом знает, что ничего не изменится в его жизни, и наряду с женой будет молодая красивая девушка рядом, то, даже если они вместе будут ходить в пост каяться, то от этого ничего не изменится, это не то покаяние, которое Бог принимает. Поэтому второе условие действительного покаяния — это решимость бороться за то, чтобы не вернуться к тому, что я поименовал. Вот тут нужен как раз реализм. Есть вещи, о которых действительно должно сказать и этого больше не будет. Если я крал, то я должен сказать: «Я больше не буду красть». Если не в таком уж смысле — недоплачивать все налоги вообще, а в прямом — из магазина деньги, у друзей продукты, у мамы с папой из кошелька (если мы о школьниках говорим) немного на бытовые расходы. «Вот не буду красть!» Дальше, наверное, любой сможет продолжить такие вещи, которые должно прекратить. Хотя есть такие греховные состояния, о которых завтра не скажешь, что я прекращу быть: что я прекращу быть невнимательным к родным. Но я могу хотя бы не согласиться с тем, что я оставил усилие, надо настроиться — я буду делать то-то и то-то. Вообще, полезно на пост и для действительности покаяния поставить себе такую задачу. Тогда прощение грехов будет не только то, что от Бога нам дано, но и то, что мы это как задачу для всей своей последующей жизни воспринимаем. Можно поставить задачу конкретно: «Время, освободившееся от того, что я теперь не смотрю телевизор, или, скажем, покаялся, что незнамо по каким сайтам брожу в Интернете (сколько времени освободилось помимо чистоты души!), это время уходит на то, чтобы я разговаривал со своими детьми». Если трудно, разучился разговаривать, начни хотя бы с того, чтобы проверять у них уроки и при этом не думать, «когда кончится эта проверка». Входя домой, привычно, не начинай с того, что предъявляешь претензии жене: «Опять ужин еще не готов, посуда грязная, а тапочки, как я утром оставил, так и валяются около входа», — чтобы эта фраза у тебя не прозвучала. Такого рода конкретные вещи: «Я не разрешу себе относиться к молитве — „на тебе, Боже, что мне не гоже“. Отчитал, неважно с какой продолжительностью энное количество текста по молитвослову или наизусть, и свободен. Ура! („Справедлив и спокоен“, как Петя Налич). Для меня молитва будет все же попыткой Богообщения. Я, хотя бы семь недель, не всю жизнь, — это так страшно, я столько не смогу, — но эти семь недель буду стараться немножко молиться». Но и дальше можно себе такие задачи поставить. И это будет свидетельством того, что слова, которые мы говорим на исповеди, даже и со слезами (некоторые легко плачут, и не факт, что это чего-то стоит), что это что-то, что нас приближает к Богу. А цель покаяния в том, чтобы мы, от Него нашими пакостями отделенные, стали к Нему как-то поближе и что-то в нашей жизни обрелось сообразное, подобное тому, чем мы призваны быть. Это и будет покаяние. Записала Тамара Амелина Видео: Петр Каминский
-
1 баллПродавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. - От 300 до 500 рублей, — ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и посчитал мелочь. - У меня только 20 рублей сейчас, — грустно сказал он. — Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, — с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку. - Скажите, а что с этим котенком? — спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. - Это на всю жизнь, так сказал ветеринар. Поэтому он хромает. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. - Вот его-то я бы и хотел приобрести. - Да ты что, мальчик, смеёшься? Это же неполноценное животное! Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, — сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. - Нет, я не хочу брать его даром, — напряженным голосом произнес ребенок. —Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, — твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. - Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: - Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы понимал его, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, — дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза… Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. - Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были такие прекрасные сердечные хозяева, как ты…
-
1 баллВ богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии. В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона. Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов, — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается внезапность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах). В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников. В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы. В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9 частях) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа.
-
1 балл"Судьбы наших народов (русского и сербского) тяжелы и похожи. Что касается того, что именно я мог бы выделить в истории сербского народа из того времени, когда патриархом был патриарх Павел (с декабря 1990 года по ноябрь 2009 года), то я бы обратил внимание на следующие события: 1. Кровавая война в Хорватии и Боснии и Герцеговине 1991-1992 гг и отделение этих республик от Югославии. 2. Бомбардировка Республики Сербской в 1995 году силами НАТО, с использованием бомб, содержащих обедненный уран, по той причине, что сербы якобы обстреливали Сараево. Позже было доказано, что в Сараево было заложено взрывное устройство. Силы НАТО бомбили сербскую часть Сараево и Хаджича. За 15 дней этих бомбежек было убито 152 мирных жителя, а после этого почти все умерли от раковых заболеваний. Необходимо напомнить, что в этих бомбардировках в основном применялись бомбы с обедненным ураном (по данным НАТО, было выпущено 5.800 таких ракет), в результате воздействия которого множество жителей Республики Сербской, а также участников сил ООН умерли от различных раковых заболеваний. Согласно исследованиям ВМА (Военно-медицинской академии) г. Белград и института г. Винча, количество раковых заболеваний в Республике Сербской в течение пяти лет после бомбежек увеличилось в 6 раз. Самый высокий процент раковых заболеваний и смертности от них был зарегистрирован среди жителей Хаджича, массово сбежавших в Братунац, а также среди жителей сербской части Сараево, где был зарегистрирован резкий рост смертности от раковых заболеваний. 3. Гонения на сербов. Около 500 000 сербов были прогнаны с территории сегодняшней Хорватии всего за 3 дня, в ходе проведения операций "Вспышка" и "Буря". Хотя во время войны 1991 года сербы смогли сформировать на территории сегодняшней Хорватии свое государство, Республику Сербская Краина, на тех землях, где в основном проживали сербы, а на границе между Республикой Сербская Краина и Республикой Хорватия находились силы УНПРОФОР, охраняющие сербов, весной 1995 года на территории Западной Славонии (где был рожден патриарх Павел) хорватские силы напали на сербскую территорию при помощи УНПРОФОР и вместе они прогнали сербский народ с его родной земли, а часть людей убили. Та операция называлась "Вспышка". В августе 1995 года то же самое произошло и с западной частью Республики Сербская Краина (Книн и остальные части Лики), в которой гонениям подверглись 500 000 сербов. Таким образом Хорватию «очистили» от сербов. Осталась только восточная часть Республики Сербская Краина (рядом с Вуковаром), где находились российские военные УНПРОФОР, на которую хорваты не решались напасть. Однако позднее, во время политических переговоров, они получили и эту часть. http://sr.wikipedia....%83%D1%98%D0%B0 4. Нападение НАТО на Союзную Республику Югославию в 1999 году и обширные гонения на сербов на территории Косово и Метохии. 5. 17 марта 2004 года начались гонения на сербов и уничтожение многих монастырей на Косово и Метохии http://sr.wikipedia....1%98%D0%B8_2004. http://www.ilustrova...j=2625&tekst=01 http://www.srbinaoku...-37/202--20-21- Патриарх Павел возглавлял Сербскую Православную церковь в очень тяжелые времена, когда искушения были очень велики. Я хочу подчеркнуть, что мы даже не понимали, насколько ему было тяжело и под каким давлением он находился. Несмотря на это, он был последователен. Несколько раз писал в Ватикан, приводя факты о страданиях сербского народа и рассказывая о действиях государства усташей. В 1992 году поехал в США и примирил раскол Сербской православной церкви в Америке, который продолжался с 1963 года. http://www.saborna-c...=395&Itemid=301 Дипломатическим путем боролся против экуменизма. Это события, которые я бы выделил и которые происходили внутри СПЦ в те времена, когда ее возглавлял патриарх Павел. Не знаю, сможете ли вы все понять. " март 2012, отрывок письма жителя Белграда. Сербский Патриарх Павел в гимназии Белграда
-
1 балл- Геронда, Почему многие люди, хотя у них всё есть, ощущают страх и печаль? - Если вы видите человека, который испытывает сильный страх, огорчение и печаль, хотя всё у него есть, то знайте, что у него нет Бога. Тот, у кого есть всё: и материальные блага, и здоровье, - а он, вместо того чтобы благодарить Бога, выдвигает новые безумные требования, ворчит и ропщет, однозначно, готовит себе место в аду. Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается. Допустим, ему не нравится солнце, и начинает дуть Вардарис, северный ветер, и приносит холод... Не нравилось ему солнце, вот и дрожи теперь от холода. - Геронда, что Вы хотите этим сказать? - Хочу сказать, что если мы не воспринимаем благ, которые нам даёт Бог, и ропщем, то приходят испытания, которые заставляют нас сжаться в комок. Я вам серьёзно говорю, у кого такие замашки, кто постоянно ворчит и ропщет, пусть знает, что получит от Бога оплеуху, чтобы в этой жизни расплатиться хоть с частью своего долга. А если оплеухи не последует, то это ещё хуже, тогда ему придётся единовременно, сразу за всё расплачиваться в будущей жизни. - Значит, ропот может стать привычкой? - Входит в привычку, потому что за ропотом следует ропот и за жалобой жалоба. Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки. Ропотник, сколько бы Бог ему ни давал благословений, он их не чувствует. Поэтому Благодать Божия отходит от него и приходит искушение. Искушение следует за ним по пятам, и всё у него через пень колоду. А благодарного Бог Сам преследует Своими дарами. Неблагодарность - большой грех, который осудил Сам Христос "Не десять ли очистишася? Да девять где?" (Лк.17,17) - спросил Он прокажённого, который пришёл Его поблагодарить. Христос ждал благодарности от десяти прокажённых не для Себя, но для них самих, потому что благодарность им же самим принесла бы пользу. Из книги старца Паисия Святогорца: Слова и добродетели, т.V
-
1 балл- Это невозможно «Всё возможно с Господом» (Луки 18:27) - Я слишком устал «Я дам тебе покой» (Матфея 11:28-30) - Я чувствую, что никто меня не любит «Я люблю тебя» (Иоанна 3:16) - Я не могу так продолжать «Довольно для тебя благодати Моей...» (2-е Кор. 12:9) - Я не знаю, каким путём идти «Я буду направлять твои шаги» (Притчи 20:24) - Я не могу это делать «Всё могу в укрепляющем Иисусе Христе» (Фл. 4:13) - Я не способен «Ты всё имеешь в достатке» (2-е Кор. 9:8) - Я не могу простить себя «Если исповедуем грехи наши, то Он простит нам грехи наши...» (1-е Иоанна 1:9) - Я не могу распоряжаться разумно, управлять «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу...» (Фл. 4:19) - Я боюсь «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2-е Тимофею 1:7) - Я переживаю и расстраиваюсь «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» (Петра 5:7) - Я чувствую себя одиноко «...не оставлю тебя и не покину тебя...» (Евреям 13:5)