Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 14.11.2013 в Записи блога
-
3 баллаВот обиделся человек на другого, разозлился. И что, как он себя ведет? Он пытается всем доказать, что тот, на кого он прогневался, плохой, поэтому он и прогневался. Да он-то плохой, это понятно, но ты гневаешься не потому, что он плохой, а потому, что ты гневлив. И все, и никуда от этого не денешься. И пока ты гнев свой не победишь, всегда найдется какой-то плохой человек, на которого ты будешь гневаться. А что такое гнев? Гнев - это смертный грех. Почему он смертный? Потому что он душу убивает. И человек ходит в церковь, читает Евангелие, слушает проповеди, целует иконы - и продолжает гневаться, продолжает быть в обиде, продолжает не прощать и продолжает быть уверенным, что он прав. Да, ты тысячу раз прав, пожалуйста, успокойся, ты во всем прав, но ты гневлив, поэтому Христа не увидишь ни в этом веке, ни в будущем, хоть каждый день причащайся, хоть выпей три тонны святой воды, хоть съешь все просфоры, которые выпекли сегодня в Москве, хоть объезди все монастыри, хоть живи в самом святом месте, с головой туда заройся - ничего не выйдет. Почему? Потому что гнев - это страсть, а ни одна страсть не пускает благодать Божию в сердце. Протоиерей Димитрий Смирнов.
-
1 баллОсенним сентябрьским днем, возвращаясь с Родины, по пути я решил посетить один из красивых монастырей Калужской области, Тихонову Пустынь. Как-то в моем представлении сложилось, что Тихонова пустынь - это то место, где источник, и я почему-то был всегда уверен, что обитель мне хорошо знакома, но, как показала эта поездка, в самом монастыре я вообще никогда не был, а был всего лишь в скиту, расположенном недалеко от самого монастыря. Монастырь поразил своими архитектурными масштабами. Величественная колокольня и большой в византийском стиле красивейший храм. Весь внешний облик обители выполнен в одном стиле. Небесного цвета купола, стены, покрашенные в нежный светлый цвет, прорисовывающий художественные архитектурные формы. Перед входом в саму обитель стоит большой поклонный крест, украшенный мозаикой. Одним словом, воссоздали эту обитель с большим вкусом. Предлагаю ниже прочитать краткую историческую справку и посмотреть фотообзор этой обители. Фотографии в данный раздел будут добавляться по мере их редактирования. Приятного просмотра! Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь. Основана преп. Тихоном Медынским на правом берегу р.Вепрейки в 15в. Была розорена во время Смуты и востановлена при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Были вновь выстроены деревянный Успенский собор, Никольская церковь с трапезной. В 1677 г.началось строение первого каменного храма во имя преображения Господня (Соборный преображенский храм)на месте Трехсвятительской церкви, в которой были положены под спудом мощи преп. Тихона. Каменный Успенский собор был построен на месте деревянного в 19 в. Пятиярусная колокольня была построена в 1894г, главный колокол весил 1560 пудов В 1918 г. монастырь Тихонова пустынь был закрыт и объявлен «первым советским культурным хозяйством им. Ленина». С начала 20-х гг. в монастыре размещался сельскохозяйственный техникум для инвалидов. Через некоторое время в стенах обители была расквартирована воинская часть. За годы советской власти полностью были разрушены 2 монастырских храма –– Преображенский собор и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Были доведены до аварийного состояния Успенский храм с колокольней, разрушена большая часть каменной ограды с башнями. Возрождение обители началось в 1991 г. В настоящее время в монастыре ежедневно проходят утренние и вечерние богослужения. При монастыре действует воскресная школа для детей, издается «Тихоновский листок». В задачу монастырской паломнической службы входит прием, расселение и питание паломников, организация для них духовных бесед и экскурсий по территории монастыря. На благотворительном отделе монастыря лежит попечение о нуждающихся, обращающихся за помощью. При монастыре работает пекарня. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Предлагаю сегодня посмотреть еще несколько снимков с видом Тихоновой пустыни. Работа что посередине сделана с довольно близкого расстояния на ней изображение храма Успения Божьей Матери. Я, конечно, предпочитаю снимать широкие снимки, но эту работу я все же решил показать, почему-то она мне пришлась по душе. Не буду перечислять, что именно в ней привлекло, но название такое необычное работе я дал не случайно. Ведь чтобы человек не делал в этой жизни, первоначально всегда предшествует мысль, которая затем воплощается в жизнь. Мысль архитектора, воплощается сначала на эскизе, может быт в макете, а затем уже и в реальности. А какая она это мы уже видим в его рожденном творении. В снимке расположенном слева решил показать, как говорит само название этой работы: "У монастырских стен с видом на башню", дорогу, прилегающую к монастырской стене и одну из угловых башен. На снимке справа изображен большой поклонный Крест на переднем плане и множество разный построек, что вдали, сделан он со стороны входа в обитель. Условия съемки были сложные т.к. солнце светило буквально в лоб. Но, как правило подобного рода снимки получаются интересные. Данный снимок я подверг вот такой необычной обработки напоминающей кросс-процессинг. Приятного просмотра! Предлагаю посмотреть заключительные снимки посвященные Тихоновой пустыни. Не знаю, когда вновь получится посетить эту обитель, но пока можно поставить точку в этом альбоме и перейти к другому. Всем, приятного просмотра! «Чистый лес»
-
1 баллАскетические опыты. Том I О МОНАШЕСТВЕ Разговор между православными христианами, мирянином и монахом. Мирянин. Отец мой! признаю себя счастливым, что, при знакомстве моем с вами, я нашел в вас лицо, пред которым могу открывать мое сердце, и от которого слышу искреннее слово. Желаю, желаю от души и вполне, принадлежать Православной Церкви, последовать ее догматическому и нравственному преданию. С этою целью стараюсь о всех предметах предания иметь определенное понятие. Неправильные понятия ведут к неправильным действиям: неправильное действие — источник вреда частного и общественного. В настоящей беседе не откажитесь объяснить мне значение монашества в Церкви Христовой. Монах. Бог да благословит желание ваше. Из точных и правильных понятий рождается все доброе; из превратных и ложных рождаются все бедствия. Это мнение принадлежит Евангелию. Оно предлагает нам Истину в начальную причину спасения, а на ложь указывает как на начальную причину погибели [1]. —Почему вы хотите, чтоб сегодня предметом разговора нашего было именно монашество? Мирянин. В обществе, которое я посещаю, часто возбуждается речь о монашестве, высказываются различные современные мнения о нем. Знакомые мои почти всегда обращаются ко мне, как к находящемуся в сношении со многими духовными лицами, выражая желание, чтоб и я высказал мое мнение. Хочу доставлять ближним сведения точные, а потому и прошу вас сообщить мне их. Монах. Не знаю, в какой степени я способен удовлетворить вас: но желаю быть и искренним пред вами, и изложить то, что привелось узнать из чтения Священного Писания и святых Отцов, из бесед с достойными уважения и доверия по жизни иноками, наконец из собственных наблюдение и опытов. В основание беседы нашей, как бы полагая краеугольный камень в основание здания, скажу, что монашество есть установление Божие, отнюдь не человеческое. Мирянин. Представьте себе! мысли, что монашество есть Божественное установление, я и не слыхал в обществе. Монах. Это я знаю. Потому-то, когда зачнется в светском обществе разговор о монашестве, один говорит: “мне кажется так”! — другой: — “а мне кажется вот так”! — иной: “а я сделал бы то”! другой: — “а я сделал бы это”! Слышится тысяча противоречащих мнений и предположений, произносимых людьми, неимеющими никакого понятия о монашестве, но готовыми сделаться писателями правил для монашества и распоряжаться монашеством по своему премудрому усмотрению, без всяких справок. Некоторые повторяют даже хулы, произнесенные на монашество протестантами и безбожниками. Чувством грусти и страха объемлется сердце от таких возгласов и суждений, в которых неведение попирает своими копытами драгоценнейшие перлы Божественного предания и установления. Мирянин. Точно! причиною этого — неведение, как вы сказали, отец. Монах. Не думайте, что неведение есть зло незначительное. Святые Отцы называют неведение великим, начальным злом, от которого зло рождается в полноте обилия. Преподобный Марк Подвижник говорит, что неведение есть первый, главный исполин злобы [2]. Неведение не ведает своего неведения, неведение удовлетворено своим ведением, сказал другой отец [3]. Оно способно наделать множество зла, нисколько не подозревая, что делает его. Говорю это из чувства сострадания к человекам, непонимающим, в чем заключается достоинство человека, — к христианам, незнающим, в чем состоит христианство, действующим из неведения своего против себя. Не подумайте, чтоб у меня было намерение прикрывать в установлении Божественном человеческая злоупотребления и человеческую немощь. Нет! обличение и устранение человеческих злоупотреблений в установлении Божием служит признаком благоговения к этому установлению, средством сохранения в должной святости установления, дарованного Ботом, предоставленного в распоряжение человекам. Мирянин. Последняя мысль опять нова для меня. С этой точки я никогда не глядел на монашество, и в других не встречал этого воззрения. Монах. Сказанное мною относится не к одному монашеству, но ко всей Церкви, как Ветхо-Заветной, так и Ново-Заветной. Что Ветхо-Заветная Церковь основана Богом, что она передана делателям — иудейскому народу, это изобразил Господь в притче о винограднике, в 21-й главе Евангелия от Матфея [4]. Что Ново-Заветная Церковь основана Богочеловеком, что она передана другому народу, составившемуся из всех народов, христианам, это явствует из Евангелия и из всего Священного Писания [5]. Иудеи должны были дать отчет Богу в сохранении дара Божия, в управлении и распоряжении даром Божиим. Как поведение их оказалось преступным, то они устранены — впрочем когда уже они устранились произвольно в духе — и подвергнуты казни. Равным образом потребуется отчет от христиан, какое они сделали употребление вообще из установления Божия — Ново-Заветной Церкви — и из частных установлений в ней, каково монашество. Мирянин. Не имеется ли возможности усмотреть из Священного Писания, чем заключится судьба Ново-Заветной Церкви на земле? Монах. Священное Писание свидетельствует, что христиане, подобно иудеям, начнут постепенно охладевать к откровенному учению Божию, они начнут оставлять без внимания обновление естества человеческого Богочеловеком, забудут о вечности, все внимание обратят на свою земную жизнь; в этом настроении и направлении займутся развитием своего положения на земле, как бы вечного, и развитием своего падшего естества для удовлетворения всем поврежденным в извращенным требованиям и пожеланиям души и тела. Разумеется: такому направлению Искупитель, искупивший человека для блаженной вечности, чужд. Такому направлению отступление от христианства свойственно. Отступление настанет, по проречению Писания [6]. В ослаблении христианства будет участвовать монашество: член тела не может не принять участия в немощи, поразившей все тело. Предсказали это святые иноки древних времен по внушению обитавшего в них Святого Духа [7]. Когда христианство до крайности умалится на земле: тогда окончится жизнь мира [8]. Мирянин. Какое значение монашества в Христовой Церкви? Монах. Монахи сути те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвою,—добродетелью, высшею всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться во едино с Богом, как сказал Апостол: Прилепляяйся Господеви бывает един дух с Господом [9]. А как молитва заимствует свою силу из всех прочих добродетелей и из всего учения Христова: то монахи прилагают особенное тщание к исполнению евангельских заповедей, присовокупляя к исполнению заповедей, обязательному для всех христиан, исполнение двух советов Христовых: совета о нестяжании и совета о безбрачии [10]. Монахи жительством своим стремятся уподобиться жительству на земле Богочеловека: по этой причине святые иноки именуются — преподобными. Мирянин. Откуда монахи получили свое название? Монах. Слова монах, монастырь, монашество произошли от греческого слова mo¢noz, один. Монах значит живущий уединенно или в одиночестве; монастырь — уединенное, отдельное жилище; монашество — уединенное жительство. Это жительство отличается от обыкновенного, всем общего жительства, — есть жительство иное, а потому в русском языке образовалось для него наименование иночества. Монах по-русски — инок. Слова Общежитие, скит, безмолвие, отшельничество, затвор, пустынножитие означают собою разные роды иноческой жизни. Иноческим общежитием называется сожительство более или менее многочисленного собрания иноков, имеющих общее Богослужение, общую трапезу и одежду, находящихся в заведывании одного настоятеля. Безмолвием называется сожительство двух или трех иноков в отдельной келлии, жительствующих по взаимному совету или по совету старшего, имеющих общую трапезу и одежду, отправляющих в течении пяти дней Богослужение в келлии, а в субботу и воскресение приходящих к общественной службе в церковь. Отшельничеством называется жительство инока наедине. Когда отшельник пребывает неисходно в келлии, находящейся в монастыре, тогда он называется затворником, а жительство его затвором; когда же он жительствует в безлюдной пустыне, то называется пустынником, а жительство его пустынножитием. Мирянин. Когда началось монашество? Монах. Со времени Апостолов, по удостоверению преподобного Кассиана [11]. Преподобный Кассиан, писатель и инок четвертого века, обозревший иноческие обители Египта, в котором тогда особенно процветало монашество, проведший значительное время между иноками Египетского Скита, и предавший позднему потомству уставы и учение египетских монахов, говорит, что в первые времена христианства получили в Египте наименование монахов избранные ученики святого апостола, евангелиста Марка, первого епископа Александрии. Они удалились в самые глухие пригородные места, где проводили возвышеннейшее жительство по правилам, которые предал им Евангелист [12]. — В жизнеописании преподобномученицы Евгении повествуется, что в царствование римского императора Коммода — Коммод вступил на престол в 180 году по рождестве Христовом — вельможа римской Филипп сделан был правителем Египта. В то время в александрийском предместии был монастырь; о епископе того времени, святом Елие, упоминается, что он с юности вступил в монашество [13]. Иудейский историк Филон, современный апостолам, гражданин Александрии, описывает жизнь ферапевтов, удалившихся в предместья Александрии, точно такою, какою изображена преподобным Кассианом жизнь первых александрийских монахов и называет жилища их монастырями [14]. Из описания Филона не видно, были ли ферапевты христианами; но описание Филона, как светского писателя, поверхностно; притом в это время многие не отличали христианства от иудейства, признавая первое сектою второго. В жизнеописании преподобного Антония Великого, которое составил современник его, святой Афанасий Великий, архиепископ александрийский, упоминается, что в то время, как святой Антоний вступил в монашество, — Антонию тогда было около 20-ти лет, — монахи египетские проводили уединенную жизнь в окрестностях городов и сел. Преподобный Антоний Великий скончался в 356-м году по рождестве Христовом, будучи 105-ти лет [15] . — Имеется факт, доказывающий, что и в Сирии монашество существовало со времен апостольских. Преподобномученица Евдокия, жившая в сирском город Илиополе, в царствование римского императора Траяна, обращена в христианство преподобным Германом, настоятелем мужского монастыря, в котором было 70 иноков. Евдокия, по принятии христианства, вступила в монастырь женский, в котором было 30 инокинь [16]. Траян начал царствовать с 96-го года по рождестве Христовом. — В последних годах 3-го века преподобный Антоний Великий положил начало пустынножительству; в конце первой половины 4-го века преподобный Пахомий Великий основал Тавеннисиотские общежития в пустыне Фиваидской, а преподобный Макарий Великий —жительство безмолвников в дикой пустыне Скит, близкой к Александрии, отчего такое жительство получило название скитского, а монастыри, устроиваемые для этого жительства, получили название скитов. Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший во второй половине 4-го века, изучил монашескую жизнь среди египетских иноков; возвратившись в отечество свое, Каппадокию, проводил там, в пустыне, монашескую жизнь до вступления своего в служение Церкви, и написал правила для монахов, которые впоследствии частью приняты в руководство, а частью в назидание всею Восточною Церковью. Таким образом монашество, таившееся в окрестностях городов и сел, в 4-м веке, переместилось в большинство своем в необитаемые пустыни. Там развилось и разрослось оно, как на свойственной себе почве. Впрочем и в городах, и в окрестностях городов, монастыри и пребыли, и вновь устраивались. — Преподобный Кассиан, сказав о установлении монашества в Александрии святым евангелистом Марком, предоставляет ищущим о сем более подробных сведений обратиться к Церковной Истории. Эта История не дошла до нас, как и все почти письменные акты Египта: их уничтожили магометане в 7-м веке, что они совершили и в других покоренных ими христианских странах, но в меньшей степени. Мирянин. Какая была причина переселения монашества в места отдаленные от городов и селений? Монах. Это переселение совершилось в то самое время, когда прекратился подвиг мученический, и начали принимать христианскую веру уже не одни избранные, не по особенному призванию, не с решимостью на величайшие бедствия и смерть, но все вообще, как веру господствующую, покровительствуемую и распространяемую правительством. Христианство соделалось всеобщим; но оно не сохранило прежнего самоотвержения. Христиане в городах и селах начали вдаваться во многие житейские попечения позволять себе роскошь, плотское наслаждение, участие в народных увеселениях и другие послабления, которых первобытные исповедники веры чуждались, как отречения от Христа в духе. Пустыня представила собою естественное убежище и пристанище, невозмущаемое соблазнами, для христиан. желавших сохранить и развить в себе христианство во всей его силе. “Пустыня”, говорит святой Исаак Сирский, полезна и немощным и сильным: в первых удалением от вещества не допускается разгореться и умножишься страстям, а крепкие, когда будут вне вещества, то достигают борьбы с лукавыми духами” [17]. Святой Василий Великий и Димитрий Ростовский изображают причину отшествия святого Гордия в пустыню так: “Гордий отбежа молв градных, кличек торжных, величаний княжеских отбежа, судов оглаголующих, продающих, купующих, клянущихся, лжущих, студословящих, отбежа игр и глумлений и смехотворства, бываемого во градех, сам чист слух имый, чистыя очи, и прежде всего сердце очищено, могущее зрети Бога, и сподобися Божественных откровений, и великим научися таинствам, не от человек, ни человеки, но великого стяжав учителя истины — Духа [18]”. С переселения монашества в пустыни появилось у него особенное одеяние, с целью окончательного отделения его от мирян. Во времена гонений и клир и монахи употребляли наиболее общее одеяние: это укрывало их в значительной степени от гонителей. Мирянин. Высокое учение, которого сподобился святой Гордий, —исключительная принадлежность весьма немногих. В новейшие времена христианская вера удовлетворительно и подробно преподается в семинариях, а высшее учение о ней в духовных академиях. Монах. Между учением, преподаваемым в духовных училищах, и учением, которое преподается или должно преподаваться в монастырях, находится величайше различие, хотя предмет того и другого учения — один: христианство. Спаситель мира, посылая Своих святых Апостолов на всемирную проповедь, повелел им научить все народывере, в истинного Бога и жительству по Его заповедям. Шедше, сказал Он, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам [19]. Учение вере должно предшествовать крещению; учение жительству по заповедям должно последовать крещению. Первое учение — теоретическое, второе — практическое. О первом сказал святой Апостол Павел: Ни в чесом от полезных обинухся, еже сказати вам и научити вас пред людьми и по домом: засвидетельствуя Иудеем же и Еллином еже к Богу покаяние и веру, яже в Господа нашего Иисуса Христа [20]; о втором: Христос в вас, упование славы, Его же мы проповедуем, наказующе всякого человека, и учаще всякой премудрости, да представим всякого человека совершенна о Христе Иисусе [21]. Богом даны два учения о Боге: учение словом, приемлемое верою, и учение жизнью, приемлемое деятельностью по заповедям Евангелия. Первое учение можно уподобить основанию здания, а второе самому зданию, воздвигнутому на этом основании. Как невозможно строить здания без фундамента к нему, так и один фундамент не послужит ни к чему, если не будет на нем воздвигнуто здание Вера без дел мертва есть [22]. Святой апостол Павел изображает необходимость первого учения так: Вера от слуха, слух же глаголом Божиим. Како же уверуют, Его же не услышаша? како же услышат без проповедующего [23]? Вот начало катехизического учения. Вступающим в христианство Апостолы и их преемники излагали основное учение христианства о Боге, о Богочеловеке, о человеке, о значении его во времени, о значении его в вечности, о таинствах, о райском блаженстве, о адских муках [24], и о прочем, составляющем основное, догматическое христианское учение, к чему присовокуплялось и теоретическое учение о жительстве по заповедям Евангелия [25]. Вот начало догматического и нравственного Богословия, этой возвышеннейшей, священной науки. С самых времен апостольских стали возникать в Церкви Христовой еретические учения, то есть, учения об Откровении Божием из лжеименного человеческого разума. В Откровенном Учении Божием нет места умствованиям человеческим: там от альфа до омега — все Божие. Святая Вселенская Церковь тщательно старалась сохранить вверенное ей бесценное духовное сокровище — Откровенное Учение Божие: она обличала своих явных врагов — идолопоклонников, языческих философов и иудеев, отражала нападения их; она обличала своих внутренних врагов — еретиков, опровергала их учение, извергала их из своего недра, предостерегала от них чад своих. По этой причине, с течением времени, Богословие получало большую и большую обширность. Для обучения ему явилась нужда в училищах. Древнейшее и обширнейшее училище было в Александрии; особенно процветало оно во 2 и 3 веке по Р. X. Учения, враждебные Божественному Учению, постоянно умножались, возникая в различных формах: необходимость в училищах, систематическая организация их, становилась постоянно ощутительнее. Запад, отклонившись от Востока впадением в ересь, принял образованность и жизнь языческие: с этого времени учения враждебные Православной Церкви, учения самые хитросложенные, самые дерзкие, уродливые, богохульные умножились до бесконечности. Духовные училища соделались существенною потребностью для Православной Церкви, как дыхание жизни. Судите сами: надо представить в ясности православному христианину, особенно тому, который приготовляется быть пастырем, и истинное учение Православной Церкви, и всю победоносную борьбу ее с тайными и явными врагами, с прикрытыми и открытыми, борьбу, продолжавшуюся 18 столетий, разгорающуюся более и более. Надо изложить заблуждения и Ария, и Македония, и Нестория, и Евтихия, и иконоборцев, и папизма, и протестантизма с бесчисленными их отраслями, увенчаемыми атеизмом и новейшею философией; надо изложить удовлетворительное опровержение всех этих учений. Изучение Богословия требовало краткого времени в первые времена христианства, — оно требует ныне времени продолжительного; прежде могло быть преподано в поучениях, произносимых в храме Божием, — нуждается ныне в систематическом преподавании в течении нескольких годов. Доставление этого изучения, в полном его объеме, — вот цель наших духовных семинарий и академий: они преподают познания о христианстве основные, вводные, как назвал их преподобный Марк Подвижник [26], преподают их юношеству, еще не вступившему в общественное служение, приготовленному к нему лишь теоретически, незнакомому с познаниями, сообщаемыми опытом жизни. На теоретических познаниях о вере должны быть назданы познания деятельные, живые, благодатные. Для приобретения этих познаний дана земная жизнь человеку. Христианин, живущий посреди мира по заповедям Евангелия, непременно обогатится познаниями не только опытными, но и благодатными в известной степени. Несравненно более должен обогатиться ими тот, кто оставя все земные попечения, употребить все время свое, все силы тела и души на Богоугождение, то есть, монах. Он-то назван в Евангелии имеющим заповеди Господа, потому что заповеди Господа составляют все достояние его.Имеяй заповеди Моя, сказал Спаситель мира, и соблюдали их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам [27]. По этой причине ревностнейшие христиане всех веков, окончив образование свое в училищах, вступали и доселе вступают в монашество для стяжания того образования, которое доставляется монашеством. Кто были великие учители Церкви всех времен? монахи. Кто объяснил с подробностью ее учение, кто сохранил ее предание для потомства, кто обличил и попрал ереси? монахи. Кто запечатлел своею кровью православное исповедание веры? монахи. Это очень естественно. Христиане, живущие посреди мира, опутанные связями его, занятые различными попечениями, произвольными и невольными не могут уделять много времени, не могут посвятить всей любви своей Богу. Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских [28]. оженивыйся не может постоянно и усиленно прилепляться к Господу молитвою, отрешенною от всего земного, и соединиться во един дух с Господом [29], как это возможно и свойственно монаху. — Для личного преуспеяния христианского нет нужды в учености человеческой, нужной для учителей Церкви: многие неграмотные христиане, между прочими и преподобный Антонии Великий, вступив в монашество, достигли христианского совершенства, разливали свет духовный на современников примером, устным учением, благодатными дарованиями своими. “Кто, говорит святой Иоанн Лествичник, между мирянами был чудотворец? кто воскрешал мертвых? кто изгонял бесов? никто; все это —монахов почести, которых мир вместить не может [30]”. Мирянин. Не все же монахи достигают такого высокого состояния, не все выполняют свое назначение. Выполняют его редкие. Монах. Те монахи, которые проводят жительство по правилам монашеским, непременно стяжавают благодать по обетованию Божию. Обетование Божие не может не исполниться, по самому свойству Слова Божия и заповедей Евангелия, свойству сообщать делателям своим Дух Божий. Напротив того, монахи, пренебрегающие Богопреданными постановлениями для монашества, проводящие жизнь самовольную, развеянную, сластолюбивую и миролюбивую, лишаются духовного преуспеяния. Подобное совершается со всеми христианами. Те из христиан, которые проводят жительство христианское, спасаются, а те, которые, именуясь христианами, проводят жительство языческое, погибают. Прежде было гораздо более святых между монахами и спасающихся между христианами, нежели ныне. Причина этому — общее ослабление в вере и нравственности. Но и ныне есть истинные монахи и истинные христиане. Повторяю вам: имеются иноки, недостойные своего имени и призвания; но это — злоупотребление установлением Божиим. Установление Божие не перестает быть установлением Божиим, не смотря на злоупотребления им человеками. Так и христианство не лишается своего великого достоинства по той причине, что некоторые или и многие христиане проводят жительство противоположное учению Христову. Как о христианстве, так и о монашестве, должно судить по истинным христианам и монахам. Это не легко: благочестие и добродетель, как целомудренные девы, всегда под покровами и келлии и неизвестности, как бы под покровами тканей; напротив того блудницы стараются полуобнаженными являться на позор. Часто высокая жизнь монаха открывается только при кончине его или после кончины. Часто монаха, причастника благодати Божией, осыпает мир злоречием и клеветами по ненависти мира к Духу Божию [31]. Самое преуспеяние имеет различные с/p>
-
1 баллОдной знакомой на вопрос, как Христа возлюбить, старец Нектарий сказал: «Взять урок у Самого Христа: «да любите друг друга, яко же Аз возлюбих вы» (Ин. 13, 34). Прежде всего надо стараться ближнего возлюбить, а с ближнего любовь перейдетъ на Христа. Но ближнего надо возлюбить искренно, а не с рассчетом, — тогда только можетъ быть успех». Указаний, как жить, Дедушка не делает совсем. Я думаю оттого, чтобы не налагать ярма и чтобы вопрошающие не потерпели ответственности за неисполнение того, что он велел. Дедушка говорил, что «раньше благодарили Господа, а теперешнее поколение перестало благодарить Господа, и вот оскудение во всем»… Дедушка советует, если кому удастся сделать что-либо доброе, или подать милостыню, говорить: Твоим благословением, Господи, совершилъ я это. «Не можете творити без Мене ничесоже» (Ин. 15, 5). Насчет забытого греха Дедушка говорил, что можно его сказать после причащения, когда опять встретишься с духовником. Еще Дедушка говорил, что очень хорошо, если Господь долго не слушает молитвы. Нужно только продолжать молиться и не унывать: «Молитва, это — капитал: чем дольше лежит капитал, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда это Ему благоугодно; тогда, когда нам полезно принять. Если нам что-либо крайне необходимо, тогда следует два-три раза помолиться, и за исполнение просьбы надо благодарить Бога. Иногда через год Господь исполняет прошение. Пример брать надо с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, а все надеялись, и какое послал Господь им утешение!» Старец еще сказал: «Наши самые тяжелые скорби подобны укусам насекомых, по сравнению со скорбями будущего века». Дедушка написал, что хорошее общение житейское можно иметь с неверующими, только молитвенного общения нельзя с ними иметь, и споров о религии нельзя заводить, чтобы Имя Божие в споре не оскорблялось. Часто читаю изъ «Шестого часа» молитву: «Яко не имамы дерзновения за премногия грехи наша», т. к. думаю, что в этом и корень наших печалей. Дедушка при всяких неудачах велел говорить: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил, но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», и так советует повторять несколько раз, пока не почувствуешь мир в душе. Из писем духовной дочери старца Нектария, монахини Нектарии (Концевич)
-
1 баллПоездка в Годеново, Монастырь сошествия креста Господня в с Антушково, Николо-Сольбинский монастырь, Плещеево озеро, Никитский монастырь в г. Переславль-Залесский, Зосимо- Смоленскую пустынь с Арсаки. Поездка была 14 сентября 2013г. Причиной данной поездки послужила болезнь моего папы. А пред история данной поездки была такая. О Годеново и о кресте, который сошел с неба на болото, слышала давно, но как то все откладывали, ездили по другим местам. Перед тем как с папой приключилась тяжелая болезнь, смотрела фильм про Годеново. А за несколько дней, мне на работе, врач с которой работаю подарила большую свечку из Годеново. Она рассказала, что уже несколько лет периодически ездит туда приложиться к кресту, и что там совершенно необыкновенное место. Тогда я поняла, что все это знаки, мне надо обязательно туда поехать. А потом заболел папа, и я сразу поняла. надо ехать! Заодно было решено посетить Николо-Сольбинский монастырь, который в 70 километрах от города Переславль-Залесский. А заодно вновь побывать в Переславль-Залесском и на обратном пути заехать в Смоленнско-Зосимову пустынь. в с Арсаки. Выезжали из Москвы в 5 утра. Экипаж : муж, ребенок 12ти лет и близкая подруга Сначала решили ехать в Годеново, т.к это была самая удаленная точка нашего маршрута. Доехали не особо быстро, на Ярославке была страшная авария, пришлось постоять в пробке. Где-то в 9.15 прибыли к месту назначения. С парковочными местами проблем не было. В храме было совсем не много людей, так что мы спокойно написали наши записочки, и стали в очередь к кресту. В храме можно купить иконы с изображением креста разных размеров. Так и саму уменьшенную копию креста. И все это и иконки и кресты и личные вещи можно прямо там освятить на самом кресте, приложив их к нему. Крест находится за стеклом, открывают только створку, где ножки спасителя, к ним и прикладываются. Причем, как я слышала не всегда крест бывает открыт. Но нам повезло, крест был открыт. Висела табличка, на которой было написано, что крест будет открыт до 27 сентября, т. е до праздника, потом его, видимо, закрывают на зиму. В храме очень уютная атмосфера, висят колоночки из которых тихо раздается церковное пение в записи. Очередь к кресту идет не особенно быстро, думаю, что когда много народу, придется постоять. Напротив креста, у стены стоят скамеечки, приложившись к кресту можно сесть и посидеть возле креста и помолиться. Описать какой силы крест не получится, это нужно почувствовать самому. Могу сказать только, что в очереди к кресту у меня так сильно начали гореть ладони рук и продолжалось это еще какое то время, после того как уехали из храма. В очереди к кресту все мысли, проблемы, которые тревожили, отступают на второй план, начинаешь молиться. Удивительное ощущение возникает, когда прикладываешься к кресту, ощущение, что приложилась к чему то очень святому. Равнодушной уйти просто не возможно. И самое главное, как только собираешься выйти из храма, разворачивает какая то сила, просто невозможно уйти, тянет присесть на лавочку и посидеть напротив креста. Около креста было очень много исцелений, в храме ведется запись исцелений. о них можно почитать на официальном сайте. Напротив выхода из храма находится большая церковная лавка под открытым небом. Можно купить как святую воду, так и различные сувениры о данном месте. Уезжать не хотелось совсем, решили как будет возможность обязательно еще раз посетить это чудесное место. Но надо было ехать дальше. Решила не переписывать историю явления креста, об этом очень хорошо написано на официальном сайте, вот ссылка: http://godenovo.ru/ В пяти километрах от храма св Иоанна Златоуста, находится монастырь Сошествия Креста Господня в Антушково, построенный на болоте, на месте сошествия креста. Дорога от храма к монастырю оставляет желать лучшего, напоминает стиральную доску. Так что тем, кто поедет на машине, придется изрядно потрястись и весьма долгое время, потому что ехать быстро на такой дороге не получится. Сам монастырь красивый, особенно красивый вид открывается с дороги. Красивая, ухоженная территория. Но видно, что много еще работ в монастыре. Храм реставрируется внутри. В храме находится копия креста, который находится в храме св. Иоана Златоуста. На территории монастыря есть святой источник. Так же на одной из боковых стен храма находится камень из основания Успенского собора Киево-Печерской лавры. Если приложить руки к камню, чувствуешь его могучую силу и какой же он холодный, можно сказать ледяной. До сих пор руки хранят это ощущение. На территории монастыря находится трапезная для паломников, построенная как большая застекленная веранда. Летом, наверно там очень хорошо посидеть за чаем, любуясь на монастырь. В трапезной можно купить очень хорошую молочную продукцию и монастырские сыры, очень вкусные. Вот ссылка. где можно прочитать про монастырь: http://www.vidania.r...antushkovo.html Погуляв немного по территории монастыря, мы поехали дальше. Дальше наш путь лежал на Сольбу в Николо-Сольбинский монастырь. Дорога к нему лежала через очень живописные места, в некоторых мы сделали остановку, чтобы немного передохнуть и попить чаю. В часности Рюмниково озеро. Очень живописное озеро, очень красивое. Рядом с озером очень красивый лес. Но как водится у нас в России, почему то в таких красивых местах всегда очень грязно. Разбросанный мусор и в лесу и около берега портил всю картину этого удивительного места. Так же по дороге нас встречали очень красивые виды, которые просто невозможно было проехать просто так. И вот мы подъехали к Николо-Сольбинскому монастырю. Уже подъезжая к монастырю мы были поражены его величием. До этого в нашей поездке погода была пасмурная, а когда подъехали к монастырю светило солнце, от чего он выглядел, как то особенно радостно. Да и само название Сольба, очень солнечное... О нем читала тоже заранее. Очень понравилась настоятельница монастыря Игумения Еротиида. А так же почитала статью желающим поступить в монастырь, как же тепло она написана, видно что о сестрах в монастыре заботятся. Сайт монастыря оставил очень хорошее впечатление. В монастыре идет строительство, достраиваются новые храмы. Сам монастырь находится в окружении лесов. Есть святой источник, только мы к нему не пошли. Очень необычная постройка монастырской стены, в стене кельи насельниц монастыря. Территория монастыря вся в цветах. Очень необычно сделана дорожка к храму, с обеих сторон ряды стройного можжевельника. Такое ощущение, что попали не в монастырь а во дворец. Чувствуется, что очень заботятся о внешнем виде монастыря. В монастыре помимо насельниц содержаться девочки на воспитании. Как же наверно повезло этим девочкам, жить в такой красоте. Попали в Успенский храм. Очень красиво и как-то особенно спокойно. Подав записочки, мы присоединились к экскурсионной группе в Успенском храме, правда совсем не на долго, группа ушла а мы остались. Очень хотелось посмотреть и приложиться ко всем иконам. Погуляв по территории монастыря, мы зашли в трапезную, в надежде купить пирожков в дорогу. И попали не в трапезную, а в настоящий ресторан. Сколько мы объездили монастырей, но такую трапезную я видела впервые, фотографировать не стала, о чем впоследстивии пожалела. Обстановка в трапезной была как в хорошем дорогом ресторане. Только вот жалко пирожков у них не было. можно было взять просто поесть. И совсем не дорого. Но нам надо было ехать дальше и мы покинули трапезную. Уезжали из монастыря с таким умиротворением на душе, ярко светило солнышко. А самое главное, какие же там приветливые и радостные монахини. Моя подруга. которая никогда не задумывалась о монашеской жизни и стала воцерковленной совсем не давно, даже сказала, что в этот монастырь бы она ушла с удовольствием Уезжали с сожалением, очень хотелось остаться в монастыре, попасть на службу, но с надеждой что еще не раз вернемся. А уже вечером зашла на официальный сайт монастыря и посмотрела как остановиться в монастыре, была очень удивлена ценами за номер, очень хороший номер, со всеми удобствами можно снять очень даже не дорого. Вот ссылка на сайт самого монастыря, там можно почитать его историю: http://solba.ru/ Дальше наш путь был в г. Переславль-Залесский. Мы там уже были год назад. Но поскольку дорога все равно лежала через него, решено было заехать, полюбоваться на Плещеево озеро, забраться на Александрову гору с поклонным крестом, чего не сделали в прошлый раз, и полюбоваться видами от туда. Забраться на гору нам удалось с трудом, какая же она крутая и высокая. Уже на пол пути вверх, начали обуревать сомнения, а как же потом с нее спускаться... Но с Божьей помощью мы поднялись на самый верх горки( даже на каблуках удалось это сделать). Какие же красивые виды открылись перед нами, это того стоило. На Александровой горе мы провели минут 20 любуясь на всю эту красоту. На Александровой горе стоит поклонный крест, вид завораживает своей красотой. Спускаться действительно было очень тяжело, но мы спустились так же легко как и забрались. Дальше решили заехать в Никитский монастырь. Самый древний монастырь г. Переславль-Залесского. Его стены помнят Ивана грозного и Петра 1го.Когда подъехали к монастырю, меня поразили его стены, какие же мощные эти стены. Вспомнила, что видела этот монастырь во сне, летом В храм не заходили, поскольку в планах было посещение еще одного монастыря, который давно хотели посетить, но никак не получалось, надо было успеть. Прогулялись по территории, очень красивый монастырь, кругом красивые цветники. Понравилась архитектура монастыря. Да и сам монастырь оставил очень приятное и светлое впечатление, чувствовалась какая то скрытая сила и величие. Вот ссылка с информацией о монастыре: http://www.vidania.r...oknikitsky.html В завершении нашей прогулки по монастырю, зашли в трапезную, и к нашему счастью там были пирожки, набрали целый пакет, какие же там вкусные пирожки, если кто будет советую обязательно попробовать В конце нашего путешествия нас ждал еще один монастырь. В него мы собирались попасть когда были в г. Александров, но тогда мы не успели по времени. Монастырь находится на территории воинской части и вход, вернее въезд через КПП. Но по дороге к монастырю остановились у одного памятного места Федоровской часовни " Крест", по преданию она была построена на месте рождения сына Ивана Грозного Федора. Рядом проходит Ярославское шоссе. А с другой стороны густой красивый лес, как напоминание о тех временах, когда не было еще дорог и машин, и природа была совершенно другая. Зосимова Смоленская пустынь, находится рядом с поселком Арсаки, Владимирской области. Как уже писала выше находится на территории воинской части. Когда подъехали к КПП, пришлось ждать минут 15 пока выпишут пропуск и осмотрят машину после этого нас пропустили на территорию. Подъехали к территории монастыря когда было уже довольно поздно. Монастырь нуждается в реставрации. Стены и постройки монастыря построены из красного кирпича. Людей на территории монастыря практически не было. Уже начинало смеркаться и мы поспешили зайти в храм. Шло вечернее богослужение. Уже открыв двери храма меня поразило пение, какое же красивое было пение, я такого не слышала ни где. Уже войдя в сам храм были удивлены тем что пела не братия монастыря а солдаты, проходившие службу в воинской части, на территории которой находится монастырь. Остались на вечернюю службу. Монастырь совсем не большой, поэтому и насельников монастыря и духовенства было совсем не много. Как и редких прихожан. Главными святынями монастря являются мощи Зосимы владимирского, основателя пустыни. А так же мощи преподобных Германа и Алексея Зосимовских. А так же смоленская икона Божьей Матери и икона спасителя на троне, облик которого начал проявляться после того как перед ней начали молиться. Облик спасителя который был осквернен, начал светлеть. Мы остались на вечернюю службу и на миропомазание, после чего, приложившись к мощам пр. Зосимы вышли из храма. На улице было уже практически темно. Надо сказать что сам храм находится на довольно высокой горке. Внизу находится подсобное хозяйство монастыря. Посещение данного места не оставило нас равнодушным. Чудесное пение хора монастыря еще долго звучало в памяти. Домой уезжали довольными и умиротворенными. Вот ссылка на официальный сайт монастыря http://zosymova-pustin.ru/index.html