Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 19.11.2023 в Сообщения
-
1 баллЧудны дела Твои, Господи! Всего одно доброе дело, совершенное в пршлом, может дать шанс на спасение в будущем. Оказывается по Преданию, разбойник, раяспятый по правую руку от Христа, встретился во главе шайки бандитов святому семейству во время их бегства в Египет. И увидев младенца Христа, он произнес, что если бы Бог спустился на землю, то сделал бы это в этом младенце. И приказал отпустить их. Видимо, Господь открыл сердце этому разбойнику на кресте, в т.ч. и напомнив об этой встрече. Тогда становятся понятнее и логичнее его слова: "Помяни мя, Господи..." Воистину, Бог спасает нас сложными путями.
-
1 баллГлава 2, стихи 1-5: Первая глава заканчивается словами премудрости Божией, обращенными к упорным грешникам, а вторая глава начинается с речи, обращённой уже к тем, кто готов слушать наставления: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2:1-5). Как было сказано в первой главе, «начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7), и здесь описывается, как его обрести. Во-первых, нужно не только принять, но и исполнять заповеди Божии, руководствоваться ими в жизни. Во-вторых, нужно сделать «ухо внимательным к мудрости и наклонить сердце к размышлению», то есть стремление познать волю Божию должно исходить из сердца. И ум и чувства согласно должны быть устремлены к Богу, к тому, чтобы найти связь с Ним и учиться от Него. И даётся яркий образ: ищи этого хотя бы так же, как ищешь денег, или как желаешь обогатиться. Как говорит блаженный Августин, «Недостойно, оскорбительно для мудрости сравнение с серебром, но любовь с любовью сравнима. Ибо я вижу, что настолько вы любите серебро, что, как повелит вам сребролюбие, принимаетесь за тяжкий труд, переносите голод, пересекаете море, вверяя себя ветрам и течениям. Поэтому, хоть я должен искоренить то, что вам любезно, но нечего мне добавить к любви, которой вы любите. «Любите так, и не пожелаю Я быть любимым в большей мере», — говорит Бог. «Обращаюсь к ненасытным, обращаюсь к прижимистым: любите деньги? Любите столько же и Меня. Конечно же, несравненно Мое достоинство: но большей любви от вас не требую; сколько любите деньги, столько и Меня любите»». И в другом месте он тоже говорит об этом: «поскольку известно, скольким трудам и печалям терпеливо подвержены стяжатели, от скольких услад воздерживаются — по страсти ли к приращению средств, по страху ли перед лишением, — сколь прозорливо добиваются они выгоды и благорассудно избегают убытка, — вот и мы призваны любить мудрость таким образом, чтобы устремиться алчно к стяжанию ее себе». Люди, занимающиеся бизнесом, рассказывают, что бизнес требует от них полной отдачи. Даже когда бизнесмен не сидит в офисе, его ум все равно занят бизнесом — находится ли он с семьей, или где-то на природе, или в пути. Один мне признавался, что даже во сне чувствует, что обдумывает свои дела, которые должны принести прибыль. Вот настолько же должно захватывать человека стремление к Богу, к его мудрости. Истина Божия не открывается тем, кто просто лежит на диване, она предполагает усилия, труд.
-
1 баллГлава 1, стихи 24-28 (а также стихи 29-32, 33): В следующих стихах Премудрость говорит, обращаясь к тем злым людям, которые выбрали путь греха: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли» (Притч. 1:24-25). Здесь указывается, что люди, которые стали злыми и в конце концов оказались под наказанием Божьим, претерпели это не из-за того, что Бог их чём-то обделил, чего-то им недодал по сравнению с праведникам. То же самое слово Премудрости было обращено и к ним точно так же, как к праведникам, однако грешники отказались слушать ее голос. И далее Премудрость говорит, какие у этого будут последствия: «За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня» (Притч. 1:26-28). Здесь грозное обещание наказания. Во многих местах Книги Притч говорится о том, что путь зла не остаётся без последствий. Причем во время этого наказания даже не помогут взывания к Богу: «будут звать и не услышу». То же мы видим и у Господа Иисуса Христа в притче о десяти девах, когда неразумные девы пришли поздно и взывали, прося их пустить, но безуспешно. Вот как объясняет святитель Григорий Богослов, почему их молитвы не принимаются: потому что Господь не признает их своими из-за их грехов. И грешники взывают к Богу по время наказания не потому, что раскаиваются во грехах, а потому что просто хотят избежать горьких плодов своих злых дел. Избавь их — и они снова продолжат идти по пути греха. Но тех грешников, которые действительно раскаются, Бог услышит. Итак, ужас, беда, скорбь, теснота и погибель — вот что ожидает человека, вставшего на путь греха. Где? Прежде всего в будущей жизни, после всеобщего воскресения и Страшного суда. Но также нередко и еще в нынешней жизни. Да, есть злодеи, которых никто не поймал и не посадил в тюрьму, но все равно Господь не оставляет их зло без последствий. Сам по себе грех уже несёт отравляющее воздействие на душу человека, приносит скорбь и тесноту в сердце грешника. Он может маскировать это внешним весельем, может пытаться отвлечься, но чем больше человек идёт по пути зла, тем более безрадостным в целом становится его внутреннее состояние, даже если внешне он богат и успешен. Но что насчет слов «посмеюсь вашей погибели»? Древний церковный автор Климент Александрийский говорит, что они употреблены для того, чтобы привести в чувство грешников. Конечно, Бог «не радуется погибели живущих» (Иез. 18:32), но тут имеет место усиление речи для того, чтобы достучаться до этих людей, заставить их призадуматься. Также тут имеется в виду осуществление и удовлетворение Божьего правосудия. Радость о том, что зло не остается безнаказанным. И, как говорил ещё один древний церковный автор, Сальвиан Марсельский: «Есть ли что более уместное и правдивое? Мы не слушали, поэтому и нас не слушает Бог. Мы были беспечны, то есть не заботились об исполнении слова Божия, — и о нас не заботятся». Это справедливо. Сейчас очень распространены искажённые представления о Боге: мол, ты что угодно делай, а Бог обязан тебя любить и спасать. Но в Писании мы совсем не это видим. Бог – это Тот, кто наказывает грех. Он справедливый судия. Да, здесь в земной жизни Он долготерпит и не наказывает человека сразу, но это не значит, что вообще его не накажет. Для многих современных людей такие фразы Священного Писания звучат возмутительно, поскольку они нарисовали другого Бога в своем воображении. Удобного бога, который по-доброму увещевает, а если его не слушают, только сокрушается, журит, но потом в конце концов все равно спасает. Такого бога не существует. Настоящий Бог не таков. Будет наказание за грех, который выбран сознательно и который не был раскаян. «Будут взывать и не услышу» – потому что грешник взывает без покаяния, а просто ради того, чтобы избавиться от наказания за то зло, которое сам же и привел в свою жизнь. Преимущественно это относится к состоянию после смерти. Об этом говорил преподобный Иустин (Попович), что Страшный суд называется страшным именно потому, что для всех, кто противился Богу, «после воскресения станет очевидно, что в Боге, во Христе Спасителе есть подлинная жизнь, которую они отвергли и теперь справедливо будут наказаны». И поэтому ни девы неразумные не получают возможность войти на пир брачный, ни эти грешники, поздно взывающие к Богу, не оказываются услышаны. Глава 1, стихи 29-32: В следующих стихах Книги Притч описывается, за что именно не будут услышаны молитвы нераскаянных грешников в час беды: «За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их» (Притч. 1:29-31). Итак, эти скорби, которые описаны, — и теснота, и горе, и беды, и погибель, — являются плодом пути грешника. Также и апостол говорит, что «Бог поругаем не бывает, что посеет человек, то и пожнёт» (Гал. 6:7). То есть, грешник сам привносит это в свою жизнь. Но одновременно это является и наказанием от Бога, потому что именно Он установил духовный закон, в соответствии с которым человек, выбирающий зло, получает горькие плоды. «Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их» (Притч. 1:32). То есть именно упорство в грехе убивает их. А «беспечность» — это в значении отсутствия попечения о том, чтобы жить в соответствии с законом Божиим. Вот эта беспечность глупцов погубит их. Глава 1, стих 33: В последнем стихе главы напоминается о том, что это не предопределение, что есть возможность выбрать другой путь: «а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Притч. 1:33). Почему тот, кто слушает премудрость, живёт «безопасно и спокойно, не страшась зла»? Ведь мы знаем, что разные скорби и неприятности приходят в жизнь любого человека, в том числе и праведников. Но по православному учению исключительно грех является злом, а скорби и болезни сами по себе не обязательно зло, но зачастую — средство исправления и очищения души. Впрочем, и таких вещей человек праведный не боится, и не смущается, сталкиваясь с ними, потому что он внутренне независим от внешних вещей. Не в них он полагает свою надежду, а в Боге. И «безопасно» он живет не в том смысле, что не потеряет своих денег, или не заболеет, а в том смысле, что такие вещи никак не повредят его душе, его отношениям с Богом. Мы это знаем по многим святым, из житий которых узнаем, что они не только спокойно, но даже с радостью переносили тяготы и скорби, выпадающие им. Зло, в безопасности от которого сохраняет человека премудрость Божия — это грех.
-
1 баллГлава 1, стих 19 (а также стихи 20-28): «Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч. 1:19). Итак, во-первых, сказано, что всякий, кто идёт по этому пути, не останется безнаказанным, — без исключений. Из этого мы понимаем, что речь идёт не о земном наказании, потому что от человеческого суда, к сожалению, многие преступники уходят, люди несовершенны, и, соответственно, людской суд тоже несовершенен. Речь здесь идёт о наказании от Бога, от которого никто не уходит. Во-вторых, сказано, что чужое добро отнимает жизнь у завладевшего им. В прошлом в некоторых странах это могло буквально воплощаться в жизнь, когда за украденное человека казнили. Но прежде всего это касается жизни вечной. Тот, кто идёт по пути принесения в жертву интересов, имущества, здоровья или даже жизни другого человека ради собственного желания обогащения, лишается жизни вечной. Но и в этой жизни он не остаётся без наказания от Бога — или через болезни, или различные несчастья. Так что человек, который сознательно выбирает зло, запускает механизм своего собственного наказания, и разорвать эту цепь неизбежных последствий может только искреннее покаяние перед Богом и исправление. Точнее, только Бог может разорвать её, если видит покаяние человека. Покаяние не означает лишь слова сожаления о том, что произошло. У нас в чине исповеди указывается, что если кто-то украл, и приходит к священнику каяться, то этот грех воровства ему отпускается только после того, как он вернул украденное. Поэтому ошибаются те люди, которые думают, что можно погрешить, а потом, наворовавшись, прийти к Богу и сказать: «я каюсь», и таким образом и ворованное у себя оставить, и дурных последствий от собственного греха избежать. Так не получится, ты должен исправить то, что совершил. Глава 1, стихи 20-23: С двадцатого стиха начинается речь Премудрости, которая противопоставляется предшествующей речи злодеев: «Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к Моему обличению: вот, я изолью на вас дух Мой, возвещу вам слова Мои» (Притч. 1:20-23). Как вы помните, апостол говорит, что «Христос есть Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24). Так что Премудрость — это одно из имён Христа. И святые отцы многие стихи из Книги Притч, где говорится о Премудрости, объясняли как относящиеся ко Христу. Но также в Книге Притч «премудрость» может быть названием олицетворённого учения Божия, истинного наставления, исходящего от Бога. Итак, говорится, что премудрость «возглашает на улице, на площадях, в главных местах собраний проповедует». Во-первых, это принципиальное отличие от поведения людей грешных, которые ночью, в тайне призывают на путь греха. Во-вторых это означает, что путь премудрости доступен для всех. Истина Божия доступна для всякого человека как через голос совести, так и через наблюдения за миром. Как об этом говорил апостол, что язычники могут прийти к познанию о том, что есть Творец у этого мира (см. Рим. 1:19-20), а если есть Творец — значит может у человека возникнуть желание с этим Творцом вступить в общение. Поскольку путь премудрости открыт для каждого, то никто не сможет сказать: «я стал злым просто потому, что не слышал доброго учения, доброго голоса». Каждый слышит голос совести. «Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?» (Притч. 1:22) Под словом «буйные» имеются в виду насмешники, кощунники, презрители всего святого. Глупцами называются не те, кто просто имеет проблемы с интеллектуальным развитием, а люди, избравшие путь греха. Действительно глупо продолжать выбирать зло даже ощущая в своей жизни негативные последствия этого выбора. «Обратитесь к Моему обличению: вот, я изолью на вас дух Мой, возвещу вам слова Мои» (Притч. 1:23). Господь готов для каждого человека открыть путь истины, каждого учить тайнам духовной жизни, и тому, как идти по пути святости. При этом Бог не просто ждёт, но так или иначе воздействует на сердце каждого человека, чтобы привлечь его к пути истины и праведности. Таково действие призывающей благодати Божией. Но уже от человека зависит, откликнется он на это или нет.
-
1 баллГлава 1, стихи 10-18: Далее идет большой фрагмент сразу на восемь стихов: «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», — сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч. 1:10-19). Как мы помним, притчи имеют два уровня понимания. Первый — это непосредственный, самый очевидный, и второй — более глубокий. Если говорить про первый уровень, то здесь мы видим предостережение от зла и злых людей. При этом говорится не о каком-то абстрактном зле, а о людях, которые вовлекают на путь зла. Потому что зло не имеет собственной сущности, оно есть искажение воли разумных существ, направленное против воли Божией. Зла не бывает без личности, которая совершает его. Так что здесь предостережение против зла подается через конкретные ситуации, когда человека вовлекают в грех. И те, кто вовлекают, предлагают ряд условий, которые делают этот путь притягательным в глазах многих. Какие эти условия? Во-первых, они обещают, что путь наживы за счёт другого человека обогатит тебя. Не случайно здесь говорится именно о присвоении добычи убитого человека. Казалось бы, не так часто к людям подходят с предложением поучаствовать в убийстве человека для того, чтобы завладеть его имуществом, — почему же именно этот пример ставит в начало Соломон? Поскольку он хорошо показывает характер мышления тех, кто выбирает зло. В конце концов, каждый, кто делает выбор в пользу зла, ставит своё желание выше желания, здоровья, а иногда и жизни того, против кого он совершает грех. Невозможно совершить не только убийство, но и другие грехи, если сначала не убедить себя в том, что моё «я хочу» важнее, чем другой человек, который пострадает из-за этого «я хочу». И вот первое, что они ему обещает: «мы наполним наши дома добычею богатства», ты разбогатеешь быстро за счёт того, что мы украдём у другого. Второе, что они обещают: безнаказанность, что путь греха безопасен. Третье, что они предлагают — это принятие в их круг на равных: «жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас». То есть, ты будешь не каким-то мальчиком на побегушках, но равным с нами, вместе мы будем друг друга поддерживать, все делить станем по справедливости. Это для многих является соблазном, поскольку человек, как правило, хочет быть частью чего-то большего, оказаться в компании людей, которые его примут и поддержат в случае чего. Быть одному, быть тем, кто идёт против других очень нелегко. Во некоторые банды и сейчас вход через совершение какого-либо преступления. Так что многие делают это исключительно ради того, чтобы войти в круг злодеев. Разумеется, в этом преступном кругу все не так, как представляется, — и обманывают там друг друга и предают весьма часто. Но вначале обещают именно то, что указано выше. Теперь перейдем к более глубокому уровню понимания этих слов. По словам блаженного Августина эти речи грешников: «Сделаем засаду для убийства, подстережём непорочного без вины, наберём всякого драгоценного имущества», относятся «ко Христу и Его имуществу — Церкви. Нечто подобное и Сам Господь Иисус влагает в Евангельской притче в уста злых делателей, которые говорят: это наследник, пойдём убьём его и завладеем наследством его». То же понимание было и у Климента Александрийского, который писал, что это место пророчествует о страданиях Господа. Далее, после того, как приведена речь грешников, говорится: «Сын мой! Не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови» (Притч. 1:15-16). Итак, почему не нужно идти? Во-первых, просто потому, что этот путь ведёт к тяжкому греху — убийству. Во-вторых, потому что на самом деле это не останется безнаказанным. Что поясняется через такой пример: «В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души» (Притч. 1:17-18). То есть, когда птица видит, что готовятся сети, она не понимает, что эти сети как раз для того, чтобы её поймать. Так и злодеи напрасно думают, что не попадутся, кажущаяся безнаказанность — лишь иллюзия, и на самом деле наказание обязательно настигнет грешника.