Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 20.01.2024 в Записи блога
-
2 баллаВ Православной Церкви в настоящее время употребляются две полных Литургии – святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста. С именами этих святых связана в первую очередь анафора (от греч. ἀναφορά – возношение) той и другой Литургии. Анафора – главная молитва, которую священник читает про себя, тихим голосом или иногда довольно громко в алтаре после слов: «Благодарим Господа» – до возгласа: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», то есть во время Евхаристического канона, как сейчас в обиходе часто называют этот отрезок службы. Во время этой молитвы происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа. Собственно, говоря об особенностях Литургий святителя Василия Великого и святителя Иоанна Златоуста, речь идет в первую очередь об анафоре и еще нескольких молитвах, так как в отношении обряда в целом различий очень мало. Первое различие между двумя Литургиями, которое бросается в глаза, – это большая продолжительность и торжественность Литургии святителя Василия. Ее особый статус в богослужении виден из того, что, хотя в наши дни она положена всего десять раз в году, она совершается в важнейшие дни церковного года в период с преддверия Рождества до Пасхи. Этот период в «окаймлении» главных праздников христианского мира наиболее насыщен торжественными богослужениями, на него попадают еще четыре двунадесятых праздника, два древних поста – Великий и Рождественский – и Страстная седмица. Литургия святителя Василия совершается на вечерне древнейших праздников Рождества Христова, Богоявления и Пасхи (в наше время ассоциируется с Литургиями Сочельников и Великой субботы, а по сути относится к дням самих этих праздников); в пять воскресений Великого поста, в Великий четверг – в самый день Тайной вечери и установления Таинства Евхаристии, – а также в день памяти самого святителя Василия 1/14 января, который совпадает с праздником Обрезания Господня. Литургия святителя Василия известна не только в православном мире: ее анафора «(или явно – в одной из ее редакций, или неявно – в виде ее фрагментов, использованных в других анафорах) вошла в богослужебный обиход всех восточных Церквей, а после II Ватиканского собора – и в богослужение католиков западного обряда». История и авторство Литургии В церковной среде широко распространено мнение, согласно которому Литургия святителя Василия появилась в результате сокращения очень длинной Литургии апостола Иакова (якобы из милосердия, ради немощи и для облегчения молитвенного труда присутствующих), а Литургия святителя Иоанна Златоуста – это сокращенная Литургия святителя Василия. Такая теория излагалась в нескольких церковных сочинениях и особенно в древнейшем и авторитетнейшем трактате, который вплоть до XX века приписывался святителю Проклу Константинопольскому, ученику святителя Иоанна Златоуста. Однако в XX веке литургисту Ф. Леруа удалось убедительно доказать, что этот трактат является подделкой XVI века. Так как же тогда на самом деле соотносятся между собой три наиболее известных в православном мире Литургии? Ответ на это постарались дать другие исследователи XX века. Начать следует с малоизвестного широкой публике факта: сохранились две основные редакции анафоры святителя Василия Великого – краткая и пространная, – значительно отличающиеся друг от друга. Пространная – та, которая знакома всем нам, – совершается во всех Православных Церквах; существуют также ее армянские и сирийская версии. Краткая редакция, по-другому называемая египетской, является главной Литургией в Коптской Церкви; известны также ее греческая и эфиопская версии. Пространная редакция возникла на основе краткой в результате ее переработки и значительного дополнения. В западной науке ХХ века бытовало мнение, что святитель Василий не был автором молитв Литургии и что он мог только отобрать известные и распространенные к тому времени евхаристические молитвы, изменить или пояснить в них некоторые выражения. Однако к настоящему времени рядом литургистов, путем тщательного текстологического анализа и сопоставления анафоры святителя Василия с другими его трудами, было убедительно доказано, что и краткая, и пространная ее редакции являются творением самого Великого святителя. В то же время все они сходятся в том, что святитель Василий не мог совершенно оставить в стороне богослужебные тексты, которые были традиционными в Каппадокии ко времени его восшествия на кафедру. Скорее всего он коренным образом редактировал существовавший до него текст древней анафоры, предположительно традиционной анафоры Кесарии Каппадокийской, где был епископом, прибавив большие части молитвы, много богословских идей, новую богословскую терминологию и т.п.. Судя по отрывку из трактата святителя Василия «О Святом Духе», в его время не существовало твердой, письменно зафиксированной анафоры: «Слова призывания в преложении хлеба Евхаристии и Чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, которые Апостол или Евангелие упоминает, но и прежде их, и после произносим и другие, как имеющие великую силу для Таинства, приняв оные от неписанного учения». О литургической деятельности великого святителя с ясностью говорит надгробная речь, которую посвятил ему его друг святитель Григорий Назианзин. Перечисляя добродетели почившего, он упоминает «упорядочение молитв» или «составление последования молитв». Связь Литургии с именем святителя Василия в литературе можно проследить с V или VI века. Около 543 года Леонтий Византийский писал, что уже за век до этого в Константинопольской Церкви находились в использовании Литургия святителя Василия и Литургия Апостолов. Кроме того, краткая редакция анафоры святителя Василия стала основой и для составления Литургии, известной как Литургия апостола Иакова, то есть соотношение между ними ровно противоположное, нежели обычно думают. Краткая редакция анафоры святителя Василия стала основой и для составления Литургии, известной как Литургия апостола Иакова Анафора Литургии святителя Иоанна Златоуста текстуально никак не выводима ни из той, ни из другой Литургии и представляет собой, по-видимому, плод независимой авторско-редакторской работы святителя Иоанна над древней анафорой Двенадцати апостолов, которая сохранялась в Антиохийской Церкви. Интересно отметить, что в служебниках до X века Литургия святителя Василия находилась перед Литургией святителя Иоанна Златоуста – в отличие от более поздних и современных служебников, где первой идет Литургия Златоуста. Это указывает на то, что Литургия святителя Василия была основной Литургией в Константинополе в доиконоборческую эпоху – качественно (употреблялась для более торжественного богослужения по воскресеньям и в важнейшие дни года) и, быть может, количественно (то есть ее служили чаще, чем Литургию святителя Иоанна), хотя последнее остается догадкой. По некоторым признакам можно предположить, что она обладала почти полной монополией на время пасхального цикла (Великий пост, Пасха и Пятидесятница), а Литургию святителя Иоанна служили по праздникам святых и в период от Пятидесятницы до Рождества. Отголоски такого положения дел, возможно, мы видим и в нынешнем распределении этих двух Литургий. Причины изменения статуса двух Литургий после IX–XI веков доподлинно неизвестны. Возможно, это произошло как раз из-за краткости Литургии святителя Иоанна Златоуста на фоне «распространения в византийских монастырях практики ежедневного служения Литургии». Источник и продолжение: О ЛИТУРГИИ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО Толковый путеводитель по Божественной Литургии святителя Василия ВеликогоТолковый путеводитель по Божественной Литургии святителя Василия Великого Божественная Литургия святого отца нашего Василия Великого БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ 44. Краткие сведения о литургии Св. Василия Великого, дни совершения ее и отличие ее от литургии Св. Иоанна Златоустого Первою литургиею, изложенною письменно, была литургия Св. Василия Великого, епископа Кесарии Каппадокийской, написанная им в 4-м веке. Она изложена по чину первой литургии, составленной Св. Апостолом Иаковом, братом Господним. Литургия Св. Василия Великого совершается в году 10 раз в следующие дни: 1) в день памяти кончины Св. Василия Великого 1-го января, 2) в пять воскресных дней Великого поста, 3) в четверг и субботу Страстной недели, 4) в сочельник накануне праздника Рождества Христова, 24 декабря, и 5) в сочельник накануне праздника Крещения Господня, 5-го января. Если сочельник рождественский или крещенский будет в субботу или в воскресенье, тогда совершение литургии Св. Василия Великого переносится в самый день праздника, а в сочельник совершают литургию Св. Иоанна Златоустого. Литургия Св. Василия Великого отличается от литургии Св. Иоанна Златоустого тем, что молитвы, читаемые тайно священником, пространнее, поэтому и пение на клиросе некоторых песнопений происходит протяжнее и служение этой литургии бывает продолжительнее. Кроме этого, различие между литургиями состоит в том, что перед возгласом: «приимите, ядите» и "пийте от нея вси» священник произносит вслух: «Даде Святым своим учеником и апостолом рек». Вместо песнопения «Достойно есть» поется: «О Тебе радуется, Благодатная всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из нея же Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш: ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела: о Тебе радуется, Благодатная, вся- кая тварь, слава Тебе.» Перевод. Благодатная, о Тебе радуется всякое творение, собор ангелов и человеческий род. Ты – освященный храм, разумный рай, девственная слава, от Которой Бог принял плоть и стал Младенцем, Тот,Который прежде веков есть Бог наш. Ибо Он Тебя сделал Своим Престолом и Твое чрево – обширнее не бес. О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе». Источник и продолжение: 44. Краткие сведения о литургии Св. Василия Великого, дни совершения ее и отличие ее от литургии Св. Иоанна Златоустого Литургия Иоанна Златоуста и Василия Великого – в чем разница? Иконография свт. Василия Великого Согласно иконописному подлиннику (XVI в.), святитель Василий изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой — благословляющий. Лицо удлинённое, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы чёрные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу. Древнейший тип изображения Василия Великого — фронтальный, прямоличный, погрудный. В XI в. сформировался ещё один извод в иконографии Василия Великого: склонившаяся в молении фигура, вполоборота, с развёрнутым свитком в руках. Свт. Василий Великий. Ростов, 2-ая четв. XVI в. М. А. Маханько По материалам статьи VII тома «Православной энциклопедии» Согласно иконописному подлиннику (XVI в., из собр. С. Т. Большакова), свт. Василий изображался в светлой крещатой фелони, с Евангелием в левой покровенной руке, правой – благословляющий. Лицо удлиненное, смуглое, «горбонос, брови имея окруженне, чело высоко и смягло», волосы черные с проседью, такая же борода «до персей», сужающаяся к концу (Подлинник иконописный. М., 1998. С. 8, 62). Древнейший тип изображения Василия Великого – фронтальный, прямоличный, погрудный, как на иконе VII в. из монастыря вмц. Екатерины на Синае. Изображения Василия Великого, отца Церкви и автора литургии, входят в специальный ряд фигур прославленных святителей, украшающий алтарь, в рост как в монументальных росписях, напр., в церкви Санта-Мария Антиква в Риме (ок. 649; еще одно изображение находится там же в атриуме X в.). К типу фигуры в рост относятся: иконы, напр., створка триптиха «Ап. Фаддей, царь Авгарь и избранные святые» (X в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), Свт. Василий изображен рядом с прп. Ефремом Сириным в светло-серой фелони без крестов; створки царских врат, напр., из церкви Успения Богоматери погоста Кривое Архангельской обл. (2-я пол. XIII в., ГТГ); миниатюры житийных сборников, напр., Минология Василия II (976–1025, Vat. gr. 1613. С. 288) или литургических свитков, напр., XIII в. (Patm. Cod. 7 (свиток 1)), где свт. Василий представлен за престолом, совершающим службу вместе с ангелами; эмали, напр., визант. работы X–XII вв. на окладах икон (Хускивадзе Л. И. Средневек. перегородчатые эмали из собрания Государственного музея искусств Грузии. Тбилиси, 1984. С. 40, 49, 56, 62), ставротек, напр., из сокровищницы собора в г. Эстергом (Венгрия, ок. 1150–1200) или на окладах Евангелий, напр. кон. X – нач. XI в. (Marc. ms. Lat. Cl. 1, 100); а также печати (иногда в поясном варианте) рус. князей (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. М., 1970. Т. 1. № 97–112, 168–174, 216, 227, 229, 230; 1998. Т. 3. № 38а–в, 97а, 98–2, 101–5, 101–6, 101а, 102а, 103а, 112–2, 170а, 171а, 230а–в, 230–2, 424–426, 429а, 801); каменные рус. иконки XIV в., на которых свт. Василий часто изображен вместе со свт. Николаем, архиеп. Мирликийским (Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI–XV вв. М., 1983. № 97, 207, 225). В средневизант. время фигура Василия Великого располагалась, как правило, рядом со свт. Иоанном Златоустом (в темной фелони без крестов – на мозаиках Св. Софии Киевской, 1037–1045; Палатинской капеллы в Палермо, 1146–1151) и позднее, напр., в апсиде к-польской церкви монастыря Хора, 1315–1320 гг.; фигура Василия Великого встречается в лицевом шитье облачений иерархов, напр. на Большом саккосе митр. Киевского Фотия (1414–1417, ГММК). Источник и продолжение: Иконография свт. Василия Великого Житие святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского (†379) Жития святых в изложении святителя Димитрия Ростовского (Туптало) (1651–1709) Житие святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарийского (†379) 1 января/14 января СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Священник Валерий Духанин В сегодняшнем праздничном видео со священником Валерием Духаниным рассказываем о святителе Василии Великом. - Столп Церкви. - Золотой век отцов Церкви. - Место паломничества к Каппадокии. - Семья святителя. - Христианский пример в окружении святого. - Василий Великий и Григорий Богослов. - Кругозор Василия Кесарийского. - Свидетельство веры. - Монашеский уклад жизни. - Эпоха арианских соблазнов. - Борьба с ересями. - Дисциплина верующего. - Сердечная молитва. - Аскетичный образ жизни святителя Василия. - Мудрость святого. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ. Библейский сюжет Если наш разум неразвит, если мы не вдумываемся в строение своего существа, то мы не знаем, кто мы и почему существуем. Не пренебрегай же чудом, заключенным в тебе. Мудрый Давид, прекрасно умеющий познавать самого себя, сказал «Дивно познание Тебя через меня». Познавая всю свою сложность и то, с какой мудростью устроено мое тело, я через это крохотное создание постиг великого Творца. Василий Великий. Беседы на Шестоднев Фрагмент передачи ТК-Спас "Русский час" от ТК СПАС - 2011-05-15. На вопросы телезрителей отвечают о. Дмитрий Смирнов и о. А. Березовский. +Память, Свят.Василия Великого+ Проповедь И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:15,16) Акафист святителю Василию Великому Протоиерей Александр Березовский, Камерный ансамбль Международного Хорового Союза, руководитель и главный дирижёр, хормейстер Большого театра России - Александр Критский.
-
2 баллаНочные стихи Настроен ветер вновь на буйный лад. И громко ветками по крыше бьёт сосна. Встаю. Луна висит в углу окна. И звёздным огоньком влекут назад мерцающие в прошлом времена, родных и близких лица, имена... Всплывают образы, ждут облаченья слов. Готовы чувствам вслед бежать толпой за призрачно-бесплотный красотой... В глубинах памяти идёт жемчужин лов. Как ласточка небесного паренья, строк - свежих, светлых - жду рождения. Прошедших лет накрыл меня поток - от невезения и суетной награды до незабвенных пустяков отрадных. Тут были счастья быстро вянущий цветок, скорбь заблуждений и страстей дурман, и радость верой просветлённого ума... Шум ветра стих, и стала ночь беззвёздной. Соседний лес был кроток и белёс от снежных перьев и стволов берёз. Бродить в извивах жизни было поздно. Уж выстроились все слова в ряды, и лист бумаги строчками рябил. Мне бы стать... Мне бы стать виноградной лозой, кроткой иволгой с мягким пухом, смоляной ароматной слезой, домом с тёплым и радостным духом. И берёзку обвить бы, как хмель, чтобы ей не грустить одинокой... Изливаясь на ствольную бель, ночь проплакать с ней сладостным соком. Расцвести бы подсолнухом в поле и гореть лепестками огня. А была бы на то Божья воля, - пусть малиновкой звали б меня. В стае птах малых - робких, певучих - свои крылья латала бы летом, сохраняя лесные созвучия вместе с липой, ольхой, бересклетом. Как доверие туч получить? - чтоб в ненастье лазурным окном выпускать золотые лучи, плоть земли согревая теплом. Мне из сизой бы хвои сосновой стать лекарством в аптеках целителей... Жизнь настроить на быт суровый - на высокий лад, как в обители. Покаянье, молитва с надеждой,.. и душа станет снова чиста. В обновлённой и светлой одежде перед вечностью мне бы встать. И, хоть изредка, в облачной гуще приплывать бы в родные края, видеть яблони ветки цветущие. Кто их гладит теперь без меня? Лики весны Молочно-белые темнели облака, Повиснув над землёй невысоко. И высыпали звезды полакать Вечернее парное молоко... Искристой талостью звенел апрель, И лунный серп косил небесный луг. Взъерошенная сильным ветром ель Стонала, словно от тяжёлых мук. Беспечным снам апрель, увы - палач. Его орудье - монотонные капели, Не прекращающие свой печальный плач, Пока последних льдинок не отпели. Ночные звуки не дают мне сна, А скоро запылает полнолунье, И воздухом любви взбодрит весна, И трелями - крылатые певуньи. Молитва благодарения За все Тебя, Господь, благодарю - За слово сердца и ума молчание, За счастье, горесть, маяту, печали... За жар стыда, которым здесь горю (О только б в вечности не опалило пламя!) - Как много тьмы во мне, как света мало. Благодарю! - душа из тьмы восстала... Твою икону трепетно целуя, Пою Тебе, Спаситель, аллилуйя... За жизнь, природу, родину, семью, За дар любви Тебя благодарю - Пусть скорби за неё была расплата... За утреннюю свежесть и зарю, За многоцветную насыщенность заката, За первый и последний тихий вздох, Благодарю - мой милосердный Бог! Белый остров ромашек Одуванчик светился, краснел сочный клевер трёхлистный, подорожник вплетал свою зелень в полоску тропы, и беззвучно звенел среди сорной колючей травы колокольчиков голос, и нежный, и серебристый. По июньской траве рассыпались росистые капли и на нити былинок нанизывались как жемчуга. Но с зарёй засверкала косы неуклюжей дуга, наготове упёрлись в порог многоперстные грабли. Быстро сохнут на утреннем солнце остатки росы. Но поляна ромашек сияет и БЕЗ украшений. Как спасти горемычных от гибельных грубых движений - уберечь красоту от бездушной железной косы? Утопающий в травах старинный родительский дом... И ромашки - нимб святости НА головах детворы. Робкий скромный цветок незабвенной счастливой поры, в глубине у которой любовь, доброта и тепло. Приуныв, я ушла. Затянулся покос до темна. Только утром открылось - на скошенной свежей стерне был оставлен цветущим букетом, подаренным мне, белый остров ромашек, проросших напротив окна. На северо-восток Жизнь беззащитна, не имея тыла - на сквозняках недолог её срок. Русь, понимая это, уходила с семи ветров на северо-восток . Там глушь и топь держали оборону, лес останавливал монголов конный строй. Народ желанный обретал покой, за хвойно-лиственную скрывшись крону. И, несмотря на северные стыни, теплее с Богом становилась связь. С днепровских берегов унёс святыни Андрей - боголюбивый русский князь. И Божий Лик - нерукотворный Спас стал на Руси святой иконой- знаменем... Страну Господь хранил, карал и пас, и к жертвенному приучал призванию. В водовороте судеб, вплавь и вброд, через этапы взлётов и падений, сквозь муки жёсткого самостеснения провёл Спаситель новый Свой народ. В огне страданий закалялся дух, чтоб мир, удерживая, отводить от бездны - так своё стадо бережёт пастух, так Бог спас Землю Своей жертвой Крестной... Народ наш стал державным, сильным , славным, хоть часто голодал, был беден, наг... Земное бытие считал не главным, и скорби в нем - залогом вечных благ. Настройте души на высокий лад Настройте души на высокий лад, на светлые таинственные звуки. К небесной музыке не будьте глухи - она полна надежд, любви, тепла. Настройте души на смиренный лад. Не измеряйте свою жизнь годами, а только бескорыстными делами, не ожидая для себя наград. Настройте души на бессмертный лад. Пусть загорится в них фаворский свет. Он мрак изгонит неудач и бед - преобразит пустыню сердца в сад. Настройте души на небесный лад, чтобы огонь Добра всегда горел в них, чтоб в холоде скорбей они всех грели, и чувствовал тепло озябший брат. Настройте души на высокий лад, на тихие Божественные ноты. Тогда и мелкие житейские заботы помогут жертвенной Любви снискать талант. Увлечение Не знала бурной радости, и грусть Незримой тенью сердца не коснулась. Душа спала - в ней чувства не проснулись… Ценила силу духа, смыслы, мудрость, Считала красоту - второстепенной, Не видя в ней разумного начала. Трель соловьиная меня не впечатляла… Жила размеренно, задумчиво, степенно… Из моря жизни Афродита вдруг явилась - Из пены вышла в золоте волос… В ней прелести земной играла сила, И завораживала грациозность поз. Я судорожно в руке зажала Цветные школьные карандаши. И с прилежанием восторженной души, Неделю Боттичелли подражала… Но, наконец, портрет был завершён – В смущённой красоте любовь предстала. В ней проступала лёгкая усталость И целомудрие стыдливых жён… Карандаши и краски и чернила - Со мной. Но нет языческих богинь. Нет Боттичелли…Я морскую синь Давно уж на небесную сменила. ПОЭТЫ С высот Небес слетает вдохновенье. Мысль, образ, музыкальность строф И к совершенной рифме - вразумленье, И высеканье искры силой слов. Отлитая в изящных формах звука Над знанием пророческая власть, Которой не владеет и наука... Пульсируя в них, творческая страсть Направлена на уловленье слухом Сердечных импульсов и тайны красоты Вселенского Божественного Духа. И вечно молодой весны. Земли они касаются едва, Взмывают вверх, врываясь в небеса. Сквозь облака то молнией сверкают, Вдруг вызывая дождь иль звездопад, То лунным светом листья серебрят… Они, и падая, сочувствия не ждут. Поэтам собственная воля - кнут. Вершины их возвышенной любви Как островки, в безбрежном океане. Они не требуют ни благ, ни воздаяний За поле Идеальности Земли, В котором наши души возросли… Поэтов хлеб - и скорби, и забавы. Они не ждут ни почестей, ни славы, И воздух для их пламенной души – Бог и Любовь, молитва и стихи… Энергией святого вдохновенья Поэзия становится нетленной. Пусть верх берут корысть, обмен, торги, Пусть сумерки, неясность впереди, Но свет поэзии сияет и поныне. Она - живой родник в песках пустыни, Она - цветущий яблоневый сад, Земле несущий Неба аромат. МАРИНА, АННА, БЕЛЛА Соблазнам рифмы бедной, неумелой Доверила я ветренную душу. Куда разумней было бы лишь слушать Уже добытое Мариной, Анной, Беллой. В них - детское природой удивленье… А в глубине – ценой потерь и мук - Пласты вскрывали слов, идей и звуков С немыслимым для мира напряженьем. Спускаясь в бездны и легко, и смело, Взмывали вверх - там звёздами горя. В полете и страдая, и творя - Поэты –гении Марина, Анна, Белла. Не защитит в ненастье и дожди Дырявой ржавой крыши сито, Беспечная , завистливая свита Не оградит от бед и суеты. Слетали с Неба - родины любви, Сквозь тучи - в узкие пробелы, Ее певцов - Марины, Анны, Беллы – Благословенные, бессмертные стихи. Достоинство и в горести, и в славе, Умом облагороженная страсть Над зыбким временем давали власть В кружении земного карнавала... Но тьма и скорбь не вечны, как зима Под солнечным сияньем света, И образ Вечного Небесного Поэта – Душа - поэзией Земли оживлена. БЕЛЛЕ АХМАДУЛИНОЙ Звонкоголосая невиданная птица из редкого семейства лебедей, на север прилетевшая гнездиться, осталась здесь навек - певцом Дождей. В ней удивляли облик, и душа, и старомодности живое обаянье … За грань времён взлетал крылатый шаг- Там обретал ум глубину и знание. Несла: как крест, печали искушений, как дар - ночей бессонных муки, как инструмент души - лебяжью шею, как музыку Вселенной - звуки. Небесный дар тепла земному лету: Дождь световой - великие поэты. Воскресение России 1. От Белорусского вокзала по Тверской... По сельским улицам, просторам площадей, как в крестный ход , народною рекой текла Россия - вольно, без вождей. Не за наградами и не за благами, - желая возвратить сыновний долг, - с цветами, фотографиями, флагами шёл по своей земле бессмертный полк. Вернулся с фронта... Без вести пропал... Погиб геройской смертью на войне ... И вспоминался похоронок чёрный вал. И города в пылающем огне. Трагические, горестные годы... Бог поимённо знает всех, кто жизнь отдал - кто из небесной жертвенной породы, кто выстоял...Не предал, не сбежал. Сохранены земля, язык, святыни... И благодарности не сдерживая слез, шли люди с лицами весёлыми, простыми. С достоинством, спокойно, без угроз. 2 . Как бесконечно длинный Млечный путь , победный марш тянулся по стране. Души народной в нем раскрылась суть, таящейся в небесной глубине. Последних лет унылых сброшен сон. И, просветляющей нас памяти внимая, пасхальный слышим колокольный звон в военных , с детства близких, песнях мая. Портретов - море. Дорогие лица российского бессмертного полка... Таким народом может мир гордиться - в нем голос высшей Правды не смолкал. И в день Победы восстанавливая связь времён, сословий, наций, поколений, мы с душ налипшую смываем грязь корысти, равнодушия и лени. Живые с мёртвыми встают в единый ряд... Их связывают кровь и идеалы. Из вечных правил создают они обряд - любви и братства, благодарности и славы. 3. Людской поток напоминал разливы рек. Он тёк по руслам изумлённых улиц долго - двенадцать миллионов человек! Так льются воды Енисея, Лены, Волги... Туман рассеялся - ушли те времена, когда с ущербной примирялись мы судьбой. Вдруг с сонных глаз упала пелена - ведь дело в том, чтоб быть самим собой. Все сразу встало на свои места: живая православная Россия, пройдя сквозь смуты, войны - скорбь креста - за двадцать лет разброда нас простила. К нам что-то важное пришло из забытья... Как будто Небо с нами вновь заговорило: вернуть Россию, Правду и себя поможет веры вдохновляющая сила. Мы в день Победы кланяемся низко тем, кто не отдал Родину врагам. Все воины - далёкие и близкие, мы помним вас, родные! Слава вам! В непогоду Невозмущаемая гладь стекла, а за окном бушует непогода. Стегает ветками свой ствол ветла, и в поисках сбежавшего тепла несутся облака по небосводу, разбрасывая снеговые перья... Я из окна смотрю на белый свет: бездомных псов, голодных птиц, деревья - скорбят не от дурных страстей, безверия... Чисты, безгрешны , а покоя нет... Так, без причин... Промозглая зима... Как их безропотности не хватает нам. ОСЕНЬ Бересклетовый сад запылал среди клёнов и сосен. Зазвенели вдали омедневшие кроны дубрав. И, за яркостью красок скрываясь красавица-осень, До поры затаила холодный изменчивый нрав… Пожелтев, разгорелись свечами деревья в лесах, И опавшей листвой, золотясь, укрывалась земля. К ней опасно приблизились с тяжестью туч небеса – Вверх с тревогой смотрели, темнея, пустые поля… Отошли времена шумных ливней и всполохов гроз. Был обыденный дождь по-домашнему ласков и тих. И шептали, качаясь, поникшие ветви берёз Надрывающий душу печальный пронзительный стих… Сонет ромашкам Крапива, одуванчики, осока и травы, мне неведомые дикие, не заглушат ромашки солнцеокие- цветы с весёлым светлым ликом. Невзрачный стебель, невысокий рост, разбросаны по травам хаотично. В них нет ни яркости, ни аромата роз - лишь кротостью небесной симпатичны. Доверчивые, скромные, простые и с сердцем, словно солнышко , лучистым. Как много в них смиренной красоты, подобной той, что скрыта в душах чистых. Как я хотела, чтоб моя душа когда-нибудь на них была похожа. Опасные буйства весны Пришла весна. И уже настежь двери март тёплым, светлым временам открыл. Синицам ласково согрело солнце перья застывших от февральской стужи крыл. И птиц всё звонче становился свист - как будто они вырвались из клетки. Уныло выглядел лишь одинокий лист на истощённой яблоневой ветке. В округе вздыбились сугробов горы. Беда случалась, если снег поспешно таял. Водой в оврагах заливало норы, зверьков испуганных метались стаи. Они бежали от опасных буйств весны и прятались в укрытиях лесных. И долго вОроны о бедствии кричали В осеннее полнолуние При холодно пылающей луне стол освещается, бумажный лист и строчки - бессонная ведунья ночи безмолвно задаёт вопросы мне и словно ждёт словесного ответа… Потоки фосфорического света грусть увядания несут в ночную тишь. В раздумье замираешь и молчишь… Свет изливается на плоть земных просторов, скользит по небу и тревожит души. И чувствуешь, как мир надрывно дышит и как болезнен дух его и норов… Стирают лунный свет дожди осенние. Тьмой закрывается небесная краса. Лишь фонарей едва мерцает полоса. Мир погружается в затмение.