Ектения: знакомая и неизвестная
Елена Бутарова
Что мы особенно любим на каждой службе, к чему чаще всего особенно прислушиваемся, что считаем важным? На всенощном бдении – «Свете Тихий», Полиелей, чтение Евангелия, Великое Славословие… На литургии – антифоны, Трисвятое, Апостол и Евангелие, Херувимскую песнь, анафору (Евхаристический канон)… Но редко мы с особым вниманием прислушиваемся к ектениям; они, как что-то промежуточное между важными песнопениями, часто повторяются. Но вот что пишет о них, частых и обыденных, «православныя веры поборник» святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе»:
«Вы слышите в церкви больше всего гласы священнослужителей, чтецов и певцов, поющих о помиловании нас. Что это значит? Это значит, что все мы, сколько нас ни есть в храме Божием, по грехам своим достойны казней Божиих, и что прежде всего – по пришествии нашем в храм – мы должны помнить, что мы – грешники, что пришли к Господу неба и земли, Творцу и Благодетелю, ежедневно и ежечасно прогневляемому нашими неправдами, умолять Его каждый за себя и даже – по христианской любви – за других – о помиловании. Моления о помиловании бывают то великие, то малые, то сугубые. Так как в Церкви нет ни одного лишнего слова, то при пении сугубой ектении нужно особенно сильно молиться Богу, из самой глубины души, от сердца самого сокрушенного, как и говорится об этом в начальной ектеньи: ‟Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем”. В это время отложить нужно и малейшую холодность, малейшее невнимание сердечное, и, горя духом смиренным, ставши весь вниманием, возносить Создателю теплейшую молитву о помиловании нас, грешных. Но что мы видим при возглашении священнослужителя и пении певцов сугубой ектении и великой? Большею частью – обыкновенную невнимательность и равнодушие молящихся»[1].
https://pravoslavie.ru/163406.html