Перейти к публикации
berdy

Иисусова Молитва

Рекомендованные сообщения

А меня вот что интересует. Старцы говорят, что молитву Иисусову нужно творить на всяком месте, при каждом деле, которое делаешь. Когда человек управляет транспортным средством его внимание должно быть сосредоточено на дорожной обстановке. Если молиться не вникая в смысл, и произнося только слова, то молитва становится как бы фоном. Не мешает управлению, но и толку от таковой молитвы должно быть не много. А если начать вникать в смысл сказанного, живо представляя пред собой живого Бога, которому молишься, то это сразу создаёт опасность аварии. Что же делать с молитвой Иисусовой водителям?

А Вы сами пробовали при совершении какого либо дела правильно творить Иисусову молитву? Дело в том, что достойно молится и одновременно достойно же совершать какое либо дело, требующее хотя бы минимального сосредоточения, обычному человеку просто невозможно. Всё дело в принципе работы нашего сознания. Учёными проведены многочисленные исследования, которые чётко доказывают, что человек не может одновременно в равной степени сосредотачиваться на двух различных аспектах деятельности ума. Всегда приоритетность одного направления мышления будет главенствовать над другими направлениями. Мысли чередуются - сначала одна приоритетная, потом другая, а первая уходит на более глубокий уровень подсознания.

 

Ваш вопрос можно отнести не только к водителям автомобилей, самолётов, поездов... Как может хирург, футболист, дипломат, учитель, бухгалтер, должно занимаясь своей работой правильно творить молитву? Святителей в этом вопросе нужно понимать не так уж буквально категорически. Просто творить Иисусову молитву нужно всегда, при любом деле, когда это позволяет возможность. Например если взять Ваш конкретный выбор водителя. Я сам имею автомобиль и провожу за рулём примерно одну четвёртую часть рабочего дня. Если я стою или медленно двигаюсь в пробке, если еду по свободной дороге достаточно долго в определённом постоянном направлении без изменения скорости, то ничего мне не мешает сосредоточится на молитве, и это делать нужно, что бы не забивать голову ненужными суетными мыслями. Но как только я подъезжаю к перекрёстку, то моё вномание тут же переключается строго только на дорожную обстановку и естественно ни о каком творении молитвы не может быть и речи. То есть любое свободное время ума при любом виде деятельности, в идеале должно быть заполнено Иисусовой молитвой - вот так, я думаю, нужно воспринимать слова Святителей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вот ещё по поводу метода совершения Иисусовой Молитве который А.И. Осипов подвергает жесточайшей критике. Речь идёт о совершении молитвы очень быстро, с целью ограничить возможность проникновения помыслов. Естественно не с целью побыстрее окончить молитву, а именно для пресечения каких либо помыслов. Должен сказать, что попробовав этот метод, вынужден признать неправоту Осипова, в случае когда ум рассеивается и просто нет ни какой возможности собрать его, этот метод единственное что мне помогает.

Думаю, что не стоит так легко возражать профессору с тридцатилетним стажем изучения этих вопросов. Более того, любые свои доводы в пользу опровержения выводов специалистов очень высокой квалификации, нужно очень тщательно просеивать, что бы наконец таки найти в них обязательный изъян или просчёт.

 

Вы ни когда не встречались с таким удручающим открытием - возносишь одни и те же молитвы ко Господу ежедневно в одной и той же обстановке, перед одними и теми же образами в течении очень длительного периода, и конечно же все слова молитвы запоминаются наизусть "на зубок". У Вас полнейшая уверенность в знании всех этих молитв наизусть, но вдруг Вы попадаете в другую обстановку и чуть ли не половина содержания молитв забывается Вами напрочь? Прискорбно, но оказывается, что Вы создав себе наиболее благоприятные условия для усвоения или для совершения какого либо дела, просто приручили себя к сотворению их только лишь при этих определённых условиях.

 

Метод, выбранный Вами, это действительно единственный метод, который помогает Вам усвоить молитву Иисусову совершенно не правильно. Подумайте. Скорочнением молитвы Вы искуственно отсекаете от себя способность принимать и чувствовать мирские, бесовские помыслы и искушения, направленные на отвлечение Вас от Бога. Понимаете? - Вы не боретесь с ними, не попираете их, а убегаете от них и поступаете как по проще и поудобнее, конечно же в ущерб самой молитвы. Само обращение сознания на ускоренность чтения молитвы, с целью не допущения вольнодумия, уже является отвлечением от молитвы, которая должна заполнить весь ум без остатка. Произнося в уме эти Святые слова нужно думать о глубине их значений, о них самих и только о них и ни о чём больше. Вы же произнося их думаете от том как бы Вам о чём ни будь другом не подумать и как бы их произнести побыстрее, что бы времени не хватило о другом подумать... Разве это проникновенная и вдумчивая молитва?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Легко спорить действительно не стоит, но слепо принимать на веру то же нельзя. Сначала я даже был полностью согласен с ним, но сам его тон в отношении довольно таки почитаемых афонских старцев которые практикуют и этот способ заставил меня несколько усомниться. А вот недавно встретил критику на его труды архим. Рафаила (Карелина) в том числе он говорил по поводу молитвы, что ещё больше склонило меня к тому что всё не так просто. В результате такого двойственного положения я резонно предположил что может не быть правильной та или иная точка зрения, в зависимости от обстоятельств можно применять как тот так и другой метод. Так я и поступил, выяснив что быстрое чтение молитвы проходит успешно когда мысли разбегаются и нет возможности сосредоточится. Потому обычно начинаю молитву (Иисусов конечно же) именно таким образом, а заканчиваю уже медлеенно, когда хоть немного придёт сосредоточенность. Так вот.

 

И ещё, достоинство этого метода как раз в том, что помыслы не успевают внедрится в сознание, так как оно будучи занято молитвой не склоняется к ним. То же самое происходит когда мы совершаем молитву в голос, голосовой аппарат задействует области мозга ответственные за управление этой физической функцией, что создаёт дополнительную нагрузку на сознание.

Здесь можно провести параллель с сообщением брата Олега по поводу совершения молитвы во время какого нибудь дела, получается та же ситуации, идёт загрузка свободных ресурсов мозга, так что совершение молитвы происходит с ещё большим вниманием. Можно даже попробовать читать молитву, на ряду с чтением книги.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Легко спорить действительно не стоит, но слепо принимать на веру то же нельзя. Сначала я даже был полностью согласен с ним, но сам его тон в отношении довольно таки почитаемых афонских старцев которые практикуют и этот способ заставил меня несколько усомниться. А вот недавно встретил критику на его труды архим. Рафаила (Карелина) в том числе он говорил по поводу молитвы, что ещё больше склонило меня к тому что всё не так просто. В результате такого двойственного положения я резонно предположил что может не быть правильной та или иная точка зрения, в зависимости от обстоятельств можно применять как тот так и другой метод. Так я и поступил, выяснив что быстрое чтение молитвы проходит успешно когда мысли разбегаются и нет возможности сосредоточится. Потому обычно начинаю молитву (Иисусов конечно же) именно таким образом, а заканчиваю уже медлеенно, когда хоть немного придёт сосредоточенность. Так вот.

 

И ещё, достоинство этого метода как раз в том, что помыслы не успевают внедрится в сознание, так как оно будучи занято молитвой не склоняется к ним. То же самое происходит когда мы совершаем молитву в голос, голосовой аппарат задействует области мозга ответственные за управление этой физической функцией, что создаёт дополнительную нагрузку на сознание.

Здесь можно провести параллель с сообщением брата Олега по поводу совершения молитвы во время какого нибудь дела, получается та же ситуации, идёт загрузка свободных ресурсов мозга, так что совершение молитвы происходит с ещё большим вниманием. Можно даже попробовать читать молитву, на ряду с чтением книги.

Всё равно мне кажется, что всё это поиски упрощения и расширения узкого и тернистого пути.

 

Ведь христианская жизнь, это постоянная борьба с бесовскими искушениями, греховными страстями и мирскими суетными помыслами, а не бегание и прятание от них. Более опытные угодники Божьи наоборот искали и молили себе послание искушений и испытаний, стяжали не только добродетели, но и борьбу с пороками.

 

И ещё можно посмотреть на такой способ "правильно" молится с другой стороны. Вы, произнося Иисусову молитву, естественно молитесь, то есть обращаетесь с этими словами к Богу - то есть вся суть Вашей молитвы в том, что бы Господь услышал сокрушение Вашего сердца и увидел искренность и правдивость Вашего обращения. А Он, что видит? - Как Вы усердно прячитесь от искушений путём скорочтения. Представьте себе ситуацию, что Вы актёр и Вам нужно быстро выучить роль, потому как прямо сейчас выход на сцену. И Вы, боясь сбиться и забыть плохо выученный текст, выбегаете на сцену и быстро, залпом произносите всю роль, не давая мыслям отвлечься и спутаться... Зрители будут в восторге от Вашего оригинального амплуа... Вы подумайте прежде для кого Вы эту роль на сцене играете, для себя, "для галочки", что бы "отстреляться"? Угробите весь спектакль и низложите себя как актёра. Лучше вообще на сцену не выходить...

 

Другой пример - Вы в кабинете у очень высокого начальника, к которому Вам чудом удалось попасть и он может для Вас сделать всё. Вам дали время подготовится и Вы знаете, что и как нужно говорить, но Вы боитесь сбиться, что либо забыть или упустить от волнения перед его величием и значимостью вашей встречи. По этому Вы всё записываете на бумажку и войдя в кабинет, совершенно смутившись от ослепляющего света величия, быстро и без интонации прочитываете весь свой текст и замираете в ожидании результата и в полном безмолвии... А можно поступить по другому - не надо ни каких бумажек и заучиваний, входите в кабинет и своими словами, запинаясь, "через пень, колоду", но не теряя мысли, смущаясь, плача и смеясь, выстрадано излейте наружу перед ним Ваше желание... При каком способе общения Ваши слова дойдут до сердца начальника?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Я уже говорил, здесь важна цель с какой это делается, именно что цель не для галочки, а для подавления помыслов. Что бы не было для галочки, можно поступить ещё лучше, вместо одной молитвы читать две или три. Таким образом не будет ни какой спешки, но стремление достичь сосредоточенной молитвы. При этом, совершая молитву таким образом, приобретаешь как бы внимание за которым приходит чувство, несмотря на скорость с какой она совершается. В конечно итоге приходится читать её всё медленнее по мере того как внимание всё глубже сосредотачивается на словах молитвы. Если же попробовать преодолеть помыслы методом медленного чтения, сосредотачивая внимание на словах молитвы, получается само это медленное чтение становится причиной того, что помыслы получают как бы пространство для проникновения, в итоге не о какой молитве речи уже не идёт, просто блуждание не известно в каких дебрях.

Я понимаю это так, если ум рассеян нужна быстрая молитва, если же спокоен, то лучше молится медленно, в этом случае даже при медленном чтении молитвы ум остаётся собранным.

 

Ещё по поводу примера с театром, не нужно антропоморфизировать Бога, будто ему есть дело до того быстро или медленно мы читаем молитву. Главное внимание, способ же приобретения его дело десятое, как у кого больше получается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
То есть любое свободное время ума при любом виде деятельности, в идеале должно быть заполнено Иисусовой молитвой

 

Полностью с Вами согласен, Андрей. Благодарю за подробное разъяснение вопроса.

 

При этом, совершая молитву таким образом, приобретаешь как бы внимание за которым приходит чувство, несмотря на скорость с какой она совершается. В конечно итоге приходится читать её всё медленнее по мере того как внимание всё глубже сосредотачивается на словах молитвы. Если же попробовать преодолеть помыслы методом медленного чтения, сосредотачивая внимание на словах молитвы, получается само это медленное чтение становится причиной того, что помыслы получают как бы пространство для проникновения, в итоге не о какой молитве речи уже не идёт, просто блуждание не известно в каких дебрях.

 

В общем то я понимаю ход Ваших мыслей, Сергей. Я провожу мысленную аналоги с острым клиновидным лезвием, которое вонзается в агрессивную среду, постепенно расширяя, и раздвигая её давая возможность всему оружию проникнуть внутрь. Или с тем, когда на человека обрушивается поток холодной воды, человек поначалу сжимается и напрягается, а уже затем, обретя возможность мыслить, пытается выплыть на поверхность. Простите за неудачные сравнения.

Однако позиция Андрея по этому вопросу мне ближе. Таким образом для отсечения любых помыслов можно использовать не молитву, а любой иной набор слов. Эффект будет тот же. Равно как и о быстром и суетном совершении крестного знамения сказано, что таковому бесы радуются.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Можно конечно любой другой набор слов использовать для молитвы, но в таком случае это будет молитва уже совершенно другому богу. Как и последствия такой молитвы будут несколько иными, не в ослаблении страстей, а наоборот в усилении той которой молишься.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Яна

Добрый день,

 

хотелось бы узнать, действительно ли необходимо брать благословение на Иисусову молитву. А если нет духовника?

 

Спасибо

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Внесу и свои пять копеек.

Цикл бесед о Иисусовой молитве настоятеля Оптинского Подворья игумена Мелхиседека

 

http://optina-msk.ru/nastoyatel/beseda/191------1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Добрый день,хотелось бы узнать, действительно ли необходимо брать благословение на Иисусову молитву. А если нет духовника?Спасибо

Яна, это смотря какое значение для себя Вы сами предаёте этой молитве и смотря какие цели ставите от освоения её творения. Вот посмотрите как об этом сказал Архимандрит Сергий (Шевич): "Иисусова молитва a priori общедоступна. Но, с одной стороны, это делание должно быть результатом свободного выбора, проистекать из личной потребности или желания. С другой стороны, ее особый характер предполагает предварительное благословение, а также постоянное руководство духовника, так как при неверном осуществлении она может представлять немалую опасность: духовную, психическую и телесную. Наконец, ее совершение требует определенных духовных условий."

 

Если у Вас пока нет духовника, то значит он пока Вам и не нужен - будет нужен, Бог Вам его даст непременно. Если хотите преуспеть в правильном и усердном творении Иисусовой молитвы, то обратитесь за разъяснением и наставлением к любому опытному священнику, такого можно найти через исповедание своих грехов. Ежедневное кратковременное творение этой молитвы из побуждения Любви Божей и для успокоения и благотворения души не требует благословения. Любой священник Вам скажет, что при любых жизненных невзгодах и душевных волнениях, при нападках бесов и при возгорании страстей нужно непременно творить Иисусову молитву.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А меня вот что интересует. Старцы говорят, что молитву Иисусову нужно творить на всяком месте, при каждом деле, которое делаешь. Когда человек управляет транспортным средством его внимание должно быть сосредоточено на дорожной обстановке. Если молиться не вникая в смысл, и произнося только слова, то молитва становится как бы фоном. Не мешает управлению, но и толку от таковой молитвы должно быть не много. А если начать вникать в смысл сказанного, живо представляя пред собой живого Бога, которому молишься, то это сразу создаёт опасность аварии. Что же делать с молитвой Иисусовой водителям?

 

Представлять Бога перед собой, это первый образ молитвы, по "Слову о трёх образах молитвы"

св. Симеона Нового Богослова, поэтому водителям стоит учится второму образу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А Вы сами пробовали при совершении какого либо дела правильно творить Иисусову молитву? Дело в том, что достойно молится и одновременно достойно же совершать какое либо дело, требующее хотя бы минимального сосредоточения, обычному человеку просто невозможно. Всё дело в принципе работы нашего сознания.

 

Святители творили молитву не в голове и не с помощью ума, поэтому она им не мешала .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Всё равно мне кажется, что всё это поиски упрощения и расширения узкого и тернистого пути.

 

 

А как Вы понимаете выражение "Иго моё благо и бремя моё легко есть"?

 

Есть такое аскетическое понятие, тонкая гордость, называется, это когда человек из видимо благих побуждений, руководствуясь тезисом о необходимости "подвигов" "усилий" и т.д. взваливает на себя непомерные ноши.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Святители творили молитву не в голове и не с помощью ума, поэтому она им не мешала .

Разве это форум святителей?

А как Вы понимаете выражение "Иго моё благо и бремя моё легко есть"?

Ну как сказано, так и понимаю - в прямом смысле - христианское учение и православная жизнь благотворно влияет на человека, те заповеди и наставления, которые даёт нам Бог для нашего исполнения, по сути своей при правильном понимании и отношении к ним, легко выполнимы.

Есть такое аскетическое понятие, тонкая гордость, называется, это когда человек из видимо благих побуждений, руководствуясь тезисом о необходимости "подвигов" "усилий" и т.д. взваливает на себя непомерные ноши.

То есть пытается прыгнуть "выше своей головы" в познании и усвоении Божественных истин и учений, надрывает себя в усердном поиске каких то особых способов молитвы и тайных смыслов понимания бытия. Старается искусственно и самовольно найти в себе сверх способности видения и чувствования самого себя, открыть в себе дары перемещений своих мыслей из одного органа тела в другой, ищет рычаг управления движением своего сознания из головы в сердце, из желудка в голову. Не надеется на Бога и не доверяет ему, не потребляя спокойно и осознанно то,что ему отпущено Богом на сегодняшний день, а "ищет своего", пытаясь, как тать, лезть через забор в Царствие небесное, берёт его штурмом, ища и применяя способы более быстрого,противоестественного сближения с Богом. Нужно просто стараться жить по христиански праведно, нести свой крест, отпущенный им Богом - работать, любить и молится без вычурности, так как Бог положил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Позвольте мне посоветовать всем спорщикам продолжить дискуссию в теме:

Молитва уходит, а "вместо" приходит "мир" - с чего начать бороться и как?

 

Тем более, что Татьяна там выложила очень вразумительную видео-лекцию Антония Сурожского о молитве, особенно меня ослица заинтересовала...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Позвольте мне посоветовать всем спорщикам продолжить дискуссию в теме: Молитва уходит, а "вместо" приходит "мир" - с чего начать бороться и как?Тем более, что Татьяна там выложила очень вразумительную видео-лекцию Антония Сурожского о молитве, особенно меня ослица заинтересовала...
Простите ,я согласна с Ларисой,зачем дискутировать о том,чему еще сами не научены.

Не понимаю, что могло Вас ввести в соблазн? В каждой теме есть интонация обсуждения определённого вопроса - это же форум, ему присуще живое общение людей с обменом мнениями и обоснованиями своих убеждений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...