Перейти к публикации
брат Олег

Кто может быть чтецом в храме?

Рекомендованные сообщения

В Православных храмах часто можно увидеть мирского человека читающего Священные тексты. Был бы признателен за разъяснения этого вопроса. Кто может быть чтецом в церкви? Какие требования предъявляются к чтецу? Кто назначает мирянина на это служение? Какие богослужебные книги при чтении используются?

 

Спаси Боже!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

Чтецом называется клирик, читающий за богослужением Священное Писание, кроме Евангелия. В древние времена он был и хранителем священных книг. На чтеца возлагалась обязанность возжигать светильники в алтаре и предносить их во время совершения богослужения перед священнодействующими в потребных случаях. Должность чтеца в первые три века предоставлялась преимущественно тем христианам, которые исповедали свою веру перед язычниками, то есть открыто объявили, что они члены Церкви Христовой. В древней Церкви чтец пользовался большим уважением: чтецами были люди знатного происхождения. Так, император Юлиан Отступник в молодости был чтецом церкви Никомидийской. Ввиду значимости этой должности христианская Церковь уже в ранний период своего бытия прилагала заботы к тому, чтобы чтецы были научены не только искусному, но и разумному чтению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

Николай Сагарда

 

ВЗГЛЯД НА ЧТЕЦА В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ

Сагарда Н. Взгляд на чтеца в древней Церкви. // Прибавления к Церковным ведомостям, издание Православной Русской Церкви. Еженедельное издание. 1 (14) мая 1918 года. — Пг.: Типография М. П. Фроловой (влад. А. Э. Коллинсъ), 1918. — С. 510-515.

 

Cм. богослужение.

Чтение Св. Писания с самых первых времен христианства составляет существеннейшую часть богослужения; с развитием богослужебнаго культа пропорциональное отношение чтения ко всему составу богослужения уменьшилось, но от этого чтение не утратило своего важнаго значения, как средства духовно-просветительнаго воздействия Церкви на верующих. Если в настоящее время богослужебное чтение фактически разсматривается, как такой элемент, с которым можно обращаться по «изволению» не только настоятеля, но и любого чтеца, то это зависит главным образом от забвения священно и церковно-служителями того значения, какое в богослужении должно иметь чтение и все вообще дело церковнаго чтеца. В виду этого нам хотелось бы привести на память некоторыя данныя из древне-церковных памятников, в которых ясно отразилось, какое представление о скромной богослужебной обязанности чтеца имели древние христиане, когда живее чувствовалось и сознавалось верующими относительное значение каждой составной части богослужения.

  Показать содержимое

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Благодарю за историческую справку. Однако, меня, прежде всего, интересует положение вещей по данному вопросу в современной Православной Церкви.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 18.12.2011 в 04:28, брат Олег сказал:

Благодарю за историческую справку. Однако, меня, прежде всего, интересует положение вещей по данному вопросу в современной Православной Церкви.

 

Особых требований, пожалуй, нет. Благословляет на это служение, как правило, настоятель. Естественно, что чтец должен уметь хорошо читать и знать что и когда нужно читать. У нас в храме эта функция возлагается на алтарников. Когда нет алтарников, читают клиросные (и не всегда даже мужского пола).

Книг, используемых на богослужении, немного: часослов (часы, шестопсалмие), Апостол (чтение Апостола), Минея (чтение канонов, седальнов и паримий), Октоих (чтение канонов), Триодь (великопостные чтения). Вроде, все.

А, еще иногда совершают специальный постриг во чтеца. У нас в университете некоторые сподобились принять его в Лавре. Но в настоящее время это практикуется в основном только лишь в духовных учебных заведениях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Большое спасибо, Наташа, за подробный ответ! Где же люди всему этому учатся? Книг ведь не мало, да ещё знать нужно когда именно читать. Это же наука целая. Неужели самообразование?!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тут надо различать два момента. В Церкви есть звание чтеца, в который человека возводит епископ. Перед рукоположением в диаконский сан надо сначала возвести человека в чтеца, потом в иподиакона, а потом уже только в диакона. Но в наше время это всё часто делают сразу на одной службе.

 

А люди, читающие в храмах, часто не являются чтецами по званию, а просто благословлены настоятелем храма или монастыря на это послушание.

 

Да, устав православного богослужения непростой. Но понемногу его усваивают, так или иначе. От чтеца иной раз и не требуется знать много. Ему благословляют читать сначала, скажем, утренние и вечерние молитвы или правило к Причастию, благодарственные молитвы после Причащения, потом часы и кафизмы, потом уже сложнее - канон на утрене и т.д.

 

В семинариях и духовных училищах этому учат целенаправленно. Курсы существуют специальные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 20.12.2011 в 12:26, брат Олег сказал:

Где же люди всему этому учатся? Книг ведь не мало, да ещё знать нужно когда именно читать. Это же наука целая. Неужели самообразование?!

 

Как уже сказал A Lost Sheep, богослужебный устав можно изучить на различных курсах и в духовных учебных заведениях. Но я знаю множество примеров довольно качественного самообразования. Если Вам это интересно, Вы вполне можете самостоятельно освоить все премудрости богослужения, воспользовавшись соответствующей литературой, которой сейчас очень много. Правда, для этого совершенно необходимо приложение полученных знаний на практике. У нас в храме новенькие пономари не стесняясь по пятам ходят за опытными и фиксируют все важные моменты. Как альтернатива - клирос, где тоже можно получить все эти знания. Бог в помощь! :grin0000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Уважаемый Гость, благодарю Вас за такое глубокое раскрытие данного вопроса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

чтецом можно стать и без специальных курсов подготовки но для этого надо ходить на каждую службу и читать так я за 5 лет чтения выучил весь богослужебный устав и когда двунадесятые праздники попадали в один типиконом не пользовался так как уже знал как правильно отчитать службу за  такие глубокие познания меня назначили уставщиком хотя у меня за плечами только школа 11 классов

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Гость, спаси Господи за статью! Распечатаю ее для своих  клиросных. Пусть это будет нам в назидание)


  В 27.11.2015 в 18:12, Sasha Veselov сказал:

чтецом можно стать и без специальных курсов подготовки но для этого надо ходить на каждую службу и читать так я за 5 лет чтения выучил весь богослужебный устав и когда двунадесятые праздники попадали в один типиконом не пользовался так как уже знал как правильно отчитать службу за  такие глубокие познания меня назначили уставщиком хотя у меня за плечами только школа 11 классов

Я тоже встала на клирос в 10 классе, а в 11-м благословили выполнять послушание псаломщицы)

Изменено пользователем МАРГАРИТКА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С Рождеством вас!! Светлых Дней всем!

Подскажите, пожалуйста, не пойму что означает, когда на богослужении выходит чтец, алтарник с покровом на плечах и кувшинчиком, к архиерею? Я так поняла это посвящение во дьяконы, но если чтец один раз за богослужение вынес вот так кувшин и не стал дьяконом потом, а дальше продолжил алтарничать.Его посвятили в Алтарники или может благословили на монашество вдальнейшем? Чтец не женат был, а во дьяконы, ятак поняла, женатых посвящают? Заранее благодарю за ваши ответы :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  В 07.01.2017 в 12:24, Елена_14 сказал:

С Рождеством вас!! Светлых Дней всем!

Подскажите, пожалуйста, не пойму что означает, когда на богослужении выходит чтец, алтарник с покровом на плечах и кувшинчиком, к архиерею? Я так поняла это посвящение во дьяконы, но если чтец один раз за богослужение вынес вот так кувшин и не стал дьяконом потом, а дальше продолжил алтарничать.Его посвятили в Алтарники или может благословили на монашество вдальнейшем? Чтец не женат был, а во дьяконы, ятак поняла, женатых посвящают? Заранее благодарю за ваши ответы :)

Нет. Этот чин называется :

"Омовение рук". Во время мирной ектиньи архиерей умывает руки. Этот чин известен еще с V века. Но тогда умывали руки все вместе: и пресвитеры, и епископы. Делалось это после того, как дьяконы приносили из отдельного здания приготовленные для евхаристии хлеб и вино (в современной литургии это перенесение отображено в Великом входе). Омовение рук перед тем, как начнется преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, носило очистительный и гигиенический характер. Сегодня обычай торжественно, публично умывать руки сохранился только в архиерейском богослужении. Чин этот перенесся на начало службы и на время пения Херувимской.

 

http://www.pravmir.ru/arxierej-priexal/

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо большое!Светлых Дней Вам и ещё раз С Рождеством!

Спасибо большое!Светлых Дней Вам и ещё раз С Рождеством!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Здесь просто смешались два разных процесса. Обычное омовение рук архиереем происходит на каждой литургии, сосуды для омовения и полотенце ему выносит просто один из команды иподиаконов.

 

Но если на этой литургии кого-то архиерей рукополагает в диакона, то сначала его поставляют в чтеца, потом он по традиции участвует в омовении рук архиерея, выходит с сосудами и полотенцем, а потом уже происходит само рукоположение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Там было так: алтарник был чтецом уже давно поставлен.ой, а что такое ипподьякон? Вроде чтец и алтарник-одно целое..? И да, верно, когда его рукополагали во дьяконы он нес полотенце.Все таки происходит какое то посвящение в чин в этом "Омовении"..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Нет, алтарник необязательно должен быть чтецом. В современной церкви нечасто алтарников посвящают в сан чтеца, обычно сразу перед рукоположением в диакона.

 

Иподиакон - исторически это предыдущая стадия перед диаконом. Они помогают диаконам на архиерейском богослужении. Когда-то их тоже рукополагали в этот сан, сейчас такое рукоположение большая редкость. Современный иподиакон это что-то типа алтарника для архиерейской службы, для этого просто берут любого обученного человека, часто это семинаристы.

 

В омовении рук самом по себе ничего не происходит, это просто часть архиерейской службы. Просто по чину, если кто рукополагается в диаконы, тот участвует в этом омовении. Если никто не рукополагается, это делает просто алтарник, и никакого посвящения не происходит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо за информацию! :) А чтец -это тот, который читает и Пророчества и Псалтирь на службе,да? Просто у нас в храме алтарники все как то в одно целое .И алтарничают и читают на службе в середине храма , и не разберешь какая у него должность).Еще раз вам спасибо,извиняюсь за расспросы ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Скажу вам как чтец, мне 12 лет. Сначала я сдал тест на чтение главному чтецу потом батюшке.Читается все на церковно-славянском.

Спасибо за внимание, и с праздником

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...