Jump to content
Sign in to follow this  
Владимир Николаев

О новолетии, ели, Новом годе, ёлке и вертепе

Recommended Posts

В 1700 г. царь Петр I произвел реформу календаря, издав указ:
1736. – Декабря 20. Именный. – О праздновании Новаго года.
Известно Ему Великому Государю нетолько что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славенских, которые с Православной Церковью Востока во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великаго Государя подданные Черкасы и все Греки,.. все те народы согласно летa свои счисляют по календарю от дня праздника Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне по календарю от дня праздника Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того добраго и полезнаго дела, Указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешняго Генваря с 1 числа по календарю от дня праздника Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по деревцу, ветве на вороты, или над храминою своею поставить; и то б то поспело, ныне будущаго Генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению Генваря по 7–й день того же 1700 года.

В полночь 1 января 1700 года во всех церквях столицы впервые прошло, ставшее впоследствии традицией, полночное бдение. Кстати, публичные места впервые были украшены елками. Людей это мероприятие страшно злило – ну где это видано, поклоняться, как немчура, срубленной ели! Да к тому же в России пляски вокруг ёлки считали языческим культом. Кстати, Петр ни разу не указал, что это должна быть именно ель, наоборот, допускались варианты: «перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». И при Петре ели не украшали – они сами были украшением. После его смерти новогодние ёлки ставить перестали. Лишь владельцы кабаков, продолжали украшать крыши своих заведений, может быть от сюда и выражение «ёлки-палки», стало означать крайнюю досаду.

Что же побуждало людей и целые народы, в этой части евразийского материка, именно так относится к хвойным деревьям ели и сосне?
Со старых времен, был проложен путь с Греции, Египта, Византии, до Крыма, и далее подымался в верх, по реке Днепр и её берегу в Киев, и центральную часть России. Главный путь через всю Россию - от Балтийского моря к Черному, называли в старину путем «из варяг в греки». Он простирался от Юга к Северу, так же, как на ночном небосводе Млечный путь.
Когда с деревьев опадали листья, то сосны и ели в любое время года, своим зеленым нарядом, помахивая на ветру зелеными ветвями,  встречали гостей, приходивших в Россию из-за морей с Юга. Под их ветвистыми кронами, уставшие путники укрывались от дождя и зноя, стужи и холода. Восходящая над макушками елей и сосен Утренняя Звезда, указывала направление, пробудившимся рано утром ото сна путникам. В знак своей благодарности за оказанное гостеприимство, гости украшали ветви сосен и елей разноцветными лоскутами, обозначая это благодатное место, и оставляли подарки тем, кто может быть также, посетят это место.

Царь Петр Первый, придавал большую важность учености и наукам, как и его предшественник царь Соломон, сын царя Давида, собиравший в вертограды ученых, разных мастеровых, в основном древоделя и художников. Во времена Царя Давида и его сына Соломона, вертеп - школьный класс, или что-то вроде кафедры, где учащий излагал свою дисциплину как мог, вплоть до постановки спектакля. Или же действие учащего напоминало спектакль, где учитель, изворачивался как мог, чтобы учащимся гораздо легче было понять и запомнить информацию. Некоторые классы были оборудованы доской, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались
Те места, для учебы, образования и воспитания, где располагались школы, кафедры, называли - вертоградами, а учителей вертоградарями.
Учёное учреждение, город сад, город ученых - вертоград, так еще называли во времена Царя Давида и его сына Соломона большие города, или столицы.

К XVII веку по всей Европе и затем, в России, стали популярны кукольные представления, где использовался и ящик-балаганчик с механическими куклами. Ящик-домик для кукольных представлений, который изнутри живописно украшен, был описан в I в. н. э. механиком Героном Александрийским. Куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В нижнем этаже находились куклы изображающие аргонавтов, в верхнем - богов. Эту идею подхватили католические пастыри, рассудив, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческой, ни латинской письменности, самый прямой путь - наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в костёлах стали появляться объемные панорамы с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными. Позднее в России закрепилось новое представление о вертепе. Зимой ящик-балаганчик, который некоторые называли вертеп, возили на санях, или переносили из избы в избу, или на постоялый двор, показывая представление, состоящие из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии, с местным колоритом. Вокруг него расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась.
Вплоть до конца XIX в. балаганщики с ящиками странствовали по городам и селам России, на светские мероприятия.
К концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но бывало ходили с ним вплоть до Масленицы.
Этот балаган с ящиком, называемый вертеп, стал в большей степени рождественским увеселением - пародия на Рождество. Попытки его запретить со стороны Церкви были безуспешны.
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и Новогодняя ёлка, оказались под строгим запретом.
После восьмидесятых годов прошлого столетия, эти представления начали возрождаться, а еретики и новостильники, стали устраивать кукольные шалаши возле храмов Православной Церкви, называя их "вертепами", ставить там ёлки и привлекать детей для участия в спектаклях, одевая их в наряды клоунов и зверушек, так потешаясь над ними, создавая пародию на Рождество.

• Ёлка – оторванное от корней и обреченное на увядание и гибель, зеленое дерево хвойной породы (сосна, ель), или искусственное её подобие, используемое для украшения и обрядов. Многие люди не вкладывают в ёлку никакой больший смысл, нежели украшение дома, антураж. Но все же, что может символизировать увядающее дерево и чей праздник украсить?

У многих остались воспоминания, как мамы их одевали в пестрые наряды зверушек и вели в детские сады и ясли, на сказочное представление, так называемые детские утренники, или «праздник Новогодней ёлки». Родители приходят на эти праздники, как-бы с верой, что их ребенок достигает какого-то развития, и потешаются над своими малышами, пляшущими и скачущими в костюмах зверушек, где действующие по пропитанному духом неоязычества сценарию, сами педагоги и воспитатели, заранее подготавливают роли для детских выступлений, и затем демонстрируют свои способности управлять этим мини-шоу-балаганом. Сказка сказке рознь. В сказке волк и есть волк. А на этих шоу-утренниках из детей делают волков, лис, ежей. Подрастая, у некоторых даже прозвища тех зверушек остаются, отражая затем и черты характера.
Таким образом еще с детства люди приучаются смотреть, как поступают ближние и тому следовать, без рассуждения, как в хороводе вокруг ёлки, по хитро-составленному сценарию взрослых, насквозь пропитанном ложью и фальшью.
Все эти «Новогодние ёлки», балаганные сценки, неоязыческой направленности.
• Неоязачество – что-то вроде построения и организации как-бы религиозных массовых движений, на основе синтеза из разных языческих и религиозных обрядов, из мифов, народных традиций и праздников, сказок, придумок.

От вертепа, как школьного класса в старину, до неоязыческого балагана, с ёлками как символом увядающей жизни и детишками, в одежде зверушек. И это общественный/социальный прогресс?
 

https://proza.ru/2021/11/18/1233

Share this post


Link to post

Кстати, с любителями одевать детишек в звериные одежды и представителями этой фауны, вы можете встретится и на просторах интернета, где к их личным кабинетам, не фото с человеческим лицом, а аватарка зверушек – филинов, котов, рысей, волков, лис, собак, козлов.

Share this post


Link to post
23 часа назад, Владимир Николаев сказал:

вы можете встретится и на просторах интернета

Ещё можно в собственном доме встретиться с "язычницей/ком"

- Здравствуй, зайчик!

- Здравствуй, рыбка!

 

Или в деловых отношениях, вообще с самим "золотым тельцом" столкнуться:

- Сара-золотце, выходи за тобой пришли...

)))

 

А если серьезно... Да Бог вам немного здравого смысла в голову.)

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
В 06.12.2022 в 13:59, Владимир Николаев сказал:

Кстати, с любителями одевать детишек в звериные одежды и представителями этой фауны, вы можете встретится и на просторах интернета

предлагаете, чтобы о. Лостшип аватарку поменял?

Share this post


Link to post

Не скажу, что я прямо большой любитель, но могу и поменять. Особенно, если ТС признает евангелие от ап. Иоанна Богослова частью Нового Завета. 

 

А по теме, ужасы нас окружают с самого детства, жуткая языческая сказка про колобок бесноватую булку, или про всяких там говорящих кур, рыб и волков, даже умывальников, явно же без нечистой силы не обошлось...

Share this post


Link to post
1 час назад, A Lost Sheep сказал:

если ТС признает евангелие от ап. Иоанна Богослова частью Нового Завета

Извините, а что такое ТС?)

Share this post


Link to post

Топик стартер - англицизм, так в интернете обычно называют автора темы

Share this post


Link to post
5 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Топик стартер - англицизм, так в интернете обычно называют автора темы

Спасибо, не сообразил )

А что есть христиане, которые не признают евангелие от Иоанна? Или В. Николаев не христианин?

Edited by *Владислав*

Share this post


Link to post
8 минут назад, A Lost Sheep сказал:

Ну вы почитайте его прошлую тему

Да, спасибо, прочитал - вспомнил. Тяжелый случай...

Share this post


Link to post
59 минут назад, *Владислав* сказал:

Спасибо, не сообразил )

А что есть христиане, которые не признают евангелие от Иоанна? Или В. Николаев не христианин?

Православная Церковь почитает двух богословов: Св.Григория Богослова и Св. Симеона Нового Богослова. Некоторые хотят приписать авторство этого сочинения апостолу и Евангелисту Иоанну. Это не соответствует действительности, так как апостол и Евангелист Иоанн, да и все апостолы свидетели и участники Евангельских событий, и по определению не богословы. Богословие пришло, когда возникло у некоторых недопонимание Евангелие и споры.

Тексты книги "Апокалипсис" сочинили гораздо позднее Евангельских событий и апостолы не упоминают её в апостольских правилах и посланиях.

Share this post


Link to post
1 час назад, Владимир Николаев сказал:

Это не соответствует действительности... по определению не богословы.

Вот мне и интересно, откуда вы это взяли вообще? Хотелось бы это определение почитать, ознакомиться. Не ваши соображения, а правила Церкви, святых отцов, да хоть что-нибудь.

 

1 час назад, Владимир Николаев сказал:

Тексты книги "Апокалипсис" сочинили гораздо позднее Евангельских событий и апостолы не упоминают её в апостольских правилах и посланиях.

Да, Откровение ап. Иоанна было написано позже евангельских событий, и что?  Господь говорит: "Се Аз с вами во вся дни до скончания века". Так что, одними апостольскими упоминаниями Церковь не ограничена. (Кстати, интересно, опять похоже имеет место случай "православного протестантизма", пренебрежение Церковью и рассуждения от своего ума)

 

Есть и более поздние откровения Духа Святого, выраженные в определениях Церкви, которая есть по Писанию "столп и утверждение истины". Церковь же апостола и евангелиста Иоанна Богослова почитает именно в такой формулировке. Про богословов в православии

 

Интересно, что в полном житии ап. Иоанна есть упоминание о том, как во время распространения он вместе с Божией Матерью явился преп. Григорию Неокесарийскому чудотворцу и научил его правильному исповеданию догмата от Святой Троице. Так что, он в полном смысле Богослов.

 

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-bogoslov

 

Еще упоминается в литературе, что имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна «Словом Божьим». Начало именно его Евангелия читается на Пасху, "в начале было Слово".

Share this post


Link to post
1 час назад, A Lost Sheep сказал:

Вот мне и интересно, откуда вы это взяли вообще? Хотелось бы это определение почитать, ознакомиться. Не ваши соображения, а правила Церкви, святых отцов, да хоть что-нибудь.

Читать вы с волком можете что угодно. Если есть желание обсуждать ту тему "о некоем Иоанне" подымайте и обсуждайте. А здесь тема о ёлках, вертепах и о тех попах, которые их ныне устраивают.

Share this post


Link to post
13 часов назад, Владимир Николаев сказал:

Читать вы с волком можете что угодно.

Ну что ж, тоже ответ "говорящий"... Хочу только напомнить, что форум здесь для православных людей, и для желающих что-то узнать о православии. Но не для очередных "мессий".

 

 UPD Владимир, судя по вашим последним высказываниям, вам на форуме делать больше нечего. Напоследок напомню фразу из Слова Божия: "Плод же духа есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание". Вот это есть плоды духа Божия, а ваши желчные сарказмы явно исходят от противоположной по духу стороны. Такое "правдоискательство" от ветра в своей голове до добра вас не доведет. Так что, до свидания и займитесь лучше своей душой, помоги Господи.

Share this post


Link to post

Александр Пушкин

Не дай мне бог сойти с ума.
Нет, легче посох и сума;
Нет, легче труд и глад.
Не то, чтоб разумом моим
Я дорожил; не то, чтоб с ним
Расстаться был не рад:

 

Когда б оставили меня
На воле, как бы резво я
Пустился в темный лес!
Я пел бы в пламенном бреду,
Я забывался бы в чаду
Нестройных, чудных грез.

 

И я б заслушивался волн,
И я глядел бы, счастья полн,
В пустые небеса;
И силен, волен был бы я,
Как вихорь, роющий поля,
Ломающий леса.

 

Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решетку как зверка
Дразнить тебя придут.

 

А ночью слышать буду я
Не голос яркий соловья,
Не шум глухой дубров —
А крик товарищей моих,
Да брань смотрителей ночных,
Да визг, да звон оков.

Edited by Вечно в пути (Светлана)

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...