Перейти к публикации
Aндpeй

Как научиться внутренней молитве?

Рекомендованные сообщения

Проповедники часто советуют на молитве, не смотреть на икону, а стоя перед иконой смотреть в своё сердце, как я понимаю имеется в виду образ Божий который есть в каждом человеке,

тоесть смотреть на молитве надо не на рукотворный образ который висит на стене,

а на тот образ который есть в сердце,

а как этому научиться, как увидеть этот внутренний образ в своём сердце?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Проповедники часто советуют на молитве, не смотреть на икону, а стоя перед иконой смотреть в своё сердце, как я понимаю имеется в виду образ Божий который есть в каждом человеке,тоесть смотреть на молитве надо не на рукотоворный образ который висит на стене,а на тот образ который есть в сердце,а как этому научится, как увидеть этот внутренний образ в своём сердце?

Что бы увидеть образ в сердце своём учится не нужно. Хочешь видеть - виждь. Я Вам про себя расскажу, может пригодится. Основываясь на поучениях сведущих в православии и благословлённых на то людей, поступаю так. Становясь на молитву пред иконами (иконостас я себе собрал из ликов святых, которым молюсь в келейных молитвах), я настраиваюсь на то, что я стою не перед иконами, а перед самими этими святыми во плоти. То есть я не как не мысленно, а на самом деле, более чем реально стою пред Святой Троицей, Богородицей, Ангелом хранителем, всеми святыми. Да, я их не вижу, предо мною только их лики на иконах, но я много чего по своей человеческой немощи не вижу из того, что есть предо моной, вокруг меня и во мне, но это не значит, что их нет. Я стою пред ними как в рентгеновском аппарате - они видят меня всего насквозь, всю душу и все мысли мои понимают. Вот так стою и осознаю, что слова то моих молитв нужны не для моих судителей и благодетелей, а для направления ума и мысли моей в правильное русло. Что им слова мои, если они все мысли мои читают и разбирают их в подробностях в Горнем безвремении? Начинаю молится и по ходу вознесения молитвы понимаю, что смотрю то не на иконы, а как бы сквозь, то есть в не реальное пространство, зрение как бы отключается, а подключается мысленный взгляд. Я знаю и чувствую, что на меня смотрят отеческим взглядом со всех сторон и бывает, что взгляд этот ощущается сердцем. Объяснить это чувствование не возможно словами. Оно приходит само и всенепременно если только чётко веришь и знаешь, что Бог есть и он видит и пасёт тебя. Бывает, что время останавливается - читаешь слова молитв тихо, медленно, вдумчиво, не говоря, а именно взывая со страхом перед величием того, к кому обращаешься и с надеждой, а потом, после молитвы с ещё большим страхом и удивлением обнаруживаешь, что прошло то всего оказывается 20 минут (а если быстро читать эти молитвы то проходит около 40 минут)! Самое наиглавнейшее - верить, по настоящему верить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Касательно совершения молитвы святитель Игнатий указывал на два основных момента: правильность и постоянство.

Чтобы достичь в молитве успеха, необходимо совершать ее правильно, тогда она приведет нас к искомой цели – богообщению. Правильной молитве учат те, кто уже совершал ее правильно, кто и достиг богообщения – святые отцы, и значит, необходимо знакомиться с их сочинениями. Но важно обратить внимание на то, что «истинной молитвы истинный Учитель – один Бог, святые учители – человеки – дают только начальные понятия о молитве, указывают то правильное настроение, при котором может быть сообщено благодатное учение о молитве доставлением вышеестественных, духовных помышлений и ощущений. Эти помышления и ощущения исходят из Святаго Духа, сообщаются Святым Духом Отсюда правильной молитве можно научиться только опытно, в личном молитвенном обращении к Богу. Молитве нельзя обучиться с чужих слов, лишь Господь подает нам правильную молитву, когда мы стараемся обрести ее и постоянно пребывать в ней.

Впрочем, святитель Игнатий, сам опытно прошедший все ступени молитвенного делания, подсказывает, какой же должна быть правильная молитва, а точнее, каков должен быть внутренний настрой молящегося человека.

Мы все, конечно же, знаем, что молитва вдохновляется нашей личной, искренней верой в Бога, доверием Его Промыслу и заботе о нас. Святитель Игнатий это подтверждает: «Вера – основание молитвы. Кто уверует в Бога, как должно веровать, тот непременно обратится к Богу молитвою и не отступит от молитвы, доколе не получит обетований Божиих, доколе не усвоится Богу, не соединится с Богом»[6]. Молитва окрыляется верою, чтобы вознестись к самому престолу Божию, и вера – душа молитвы. Вера заставляет ум и сердце стремиться к Богу непрестанно, именно вера вводит в душу убеждение, что мы находимся под постоянным взором Бога, а это убеждение учит непрестанно ходить пред Богом с благоговением, пребывая в Его священном страхе (то есть страхе согрешить даже в мысли, чрез что лишиться богообщения).

При этом мало кто знает, что вера – естественное свойство души, насажденное в нас Богом, и потому она возгорается или потухает нередко от действия нашей собственной воли. От чего же зависит сила веры? По мысли святителя, она зависит от степени отвержения нами греха, и где живая вера в Бога, там и живая молитва Богу; лишь силою живой веры объемлется неограниченная сила Божия; молитва такого человека возводит его тварный дух к единению с нетварным Духом Божиим[7].

Как научиться правильной молитве: советы святителя Игнатия (Брянчанинова)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей,если у вас есть желание молиться правильно, то Господь обязательно подаст вам помощь.

Помоги вам Господь!

И если что получается,то не стоит мнить ,что это наша заслуга,иначе Господь сразу отойдет в сторону.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Андрей,если у вас есть желание молиться правильно, то Господь обязательно подаст вам помощь!Помоги вам Господь.И если что получается,то не стоит мнить ,что это наша заслуга,иначе Господь сразу отойдет в сторону.

Очень правильное замечание. Именно вера и искреннее желание дают положительный результат. Самомнение и эгоцентризм указывают на неверие в Бога. Верующий человек прекрасно понимает, что ни один волос на своей голове не сможет сделать белым или чёрным. Всё что существует и происходит вокруг нас и в нас это промысел Божий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Становясь на молитву пред иконами (иконостас я себе собрал из ликов святых, которым молюсь в келейных молитвах), я настраиваюсь на то, что я стою не перед иконами, а перед самими этими святыми во плоти. То есть я не как не мысленно, а на самом деле, более чем реально стою пред Святой Троицей, Богородицей, Ангелом хранителем, всеми святыми.

 

Вообще то Вы описываете внешнюю молитву, молитву направленную вне Вас, к Богу и святым которые рядом,

а я спрашивал о внутренней молитве, которая направлена внутрь тела, в сердце.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Касательно совершения молитвы святитель Игнатий указывал на два основных момента

 

Проблема в том что в книгах св. Игнатия вообще внутренняя молитва не упоминается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Проблема в том что в книгах св. Игнатия вообще внутренняя молитва не упоминается.
Вообще то Вы описываете внешнюю молитву, молитву направленную вне Вас, к Богу и святым которые рядом,а я спрашивал о внутренней молитве, которая направлена внутрь тела, в сердце.

На сколько я знаю молитвы разделяются на внутреннюю и внешнюю по следующим критериям. Внешняя молитва, это молитва совершаемая посредством внешних действенных проявлений - произношение голосом, поклоны, крестные знамения, предстояние пред иконами. Внутренняя молитва, это молитва возносимая без проявления внешних признаков моления, возносимая в уме не зависимо от внешних занятий человека. Внутренней молитвой молился Моисей перед переходом через Чермное море, которое Красное - ни кто не видел, что он молится, а он в это время возопил к Богу. Внутренняя молитва разделяется на два вида - умную и сердечную. По началу человек молится внутренней умной молитвой, то есть умом и чувствами своими возносится к Богу, но потом уже после глубокого усвоения умной молитвы, по дару Божьему происходит переход с умной на сердечную молитву, когда человек сердцем и всеми чувствами своим воссоединяется с Богом и его сердце переполняет любовь к Богу - этонаиболее высокая ступень, переход на которую в человеке происходит с соизволения Бога. Это уже исихия, которая относится, даже лежит в основе православного аскетизма. Это уже "высший пилотаж" открытый Богом для особо прилежных в вере, очень редких людей. То есть, на сколько я понимаю, сердечная молитва, это не та, которая направлена внутрь себя, в сердце, а та, которая произносится сердцем. Да, у Феофана Затворника (у него много трудов по посвящению в молитвенном делании) иногда встречается призывы об обращении молитвы в сердце, но как то вскользь и иносказательно. Ну в самом то деле, посмотрите - ведь молитва это ни что иное как разговор с Богом, обращение к нему, а Бог вездесущ и все ведущ, так как же можно задать конкретное направление молитвы да ещё к тому, кто везде и во всём? По поводу внутренней молитвы все святители приводят её применительно именно к Иисусовой молитвы, о ней же много пишет и Брянчанинов. Это видимо потому, что для внутренней молитвы, Иисусова молитва доступна для усвоения "опытному" верующему, тогда как о более высоких и тем более сердечных молитвах особо подробно говорить нет смысла - это очень высокие и редчайшие вознаграждения Божьи особо одарённым православным.

 

Может я что не так понимаю?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей внутренняя молитва -это дар Божий.Начинают все с внешней,и там как Бог даст вам.

Невозможно с низшей ступени,перейти на последнюю.Такую молитву достигают многими годами,люди совершенные.Один подвижник молился на протяжении 70 лет и достиг совершенной молитвы..А некоторые и до конца своей жизни имеют только внешнюю молитву.

Вы читали книгу "Старец Иосиф Исихаст, житие и учение"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вообще же молитва разделяется на внешнюю и внутреннюю, на домашнюю и церковную.

Внешняя молитва при возношении сердца к Богу проявляется наружно в словах, крестном знамении, поклонах и проч., а внутренняя молитва состоит в одном возношении сердца к Богу без телесных движений: первой молитвой, внешней, молятся обычно все христиане, а второй, внутренней, - достигшие совершенства и получившие особый дар молитвы.

Эти последние воистину исполняют заповедь апостола Павла: "непрестанно молитесь" (1Фес. 5:17). Непрестанная молитва есть такое сердечное, молитвенное настроение в человеке, которое его никогда не покидает, - путешествует ли он, беседует ли с другими, работает ли, спит ли, - ибо духовными очами всегда он взирает на Господа (Пс. 15:8), все он совершает во славу Божию (1Кор. 10:31).

Таким образом, такая постоянная молитва есть как бы сердечный аромат, или фимиам, который непрестанно выходит из облагодарствованной души, или иначе - есть непрестанно текущий источник воды живой. Такая молитва дается Господом в награду тому, кто усердно исполняет первую, т.е. внешнюю молитву, и терпеливо выполняет все условия ее успешности. А условия успешности молитвы следующие:

  • "Прежде чем начнешь молиться, приготовь себя" (Сир. 18:23), постой некоторое время молча, лучше с закрытыми глазами, пока рассеянные мысли не соберутся воедино, а на сердце, волнующемся чувствами, не ощутишь тишину: не в буре Господь, но в тихом веянии духа (3Цар. 19:12).
  • Представь себя пред Лицем милосердного Бога, на тебя взирающего и приемлющего молитву твою: "всегда я видел пред собою Господа" (Пс. 15:8). Помни, что перед тобой - Отец милосердный, дающий блага просящему у Него (Лк. 11:13). И ты притекай к Нему, припадай как бы на перси Господа, подобно возлюбленному ученику и апостолу Иоанну. "Близок Господь ко всем призывающим Его в истине" (Пс. 144:18).
  • Молись с крепкой верой, ибо "все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф. 21:22).
  • Молись с постоянством, с неустанностью: нынче, завтра, год, два и т.д. до тех пор, пока наконец получишь, если не за добродетель, то за неотступность свою (Лк. 11:8).
  • Молись со смирением, с сокрушением о грехах: "на кого Я воззрю, - говорит Господь, - только на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словами Моими" (Ис. 66:2).
  • Молись всем сердцем, пламенно, горячо, если можешь, то молись со слезами, а не одними устами и языком, чтобы не была напрасна твоя молитва: "приближаются ко Мне люди сии устами своими... сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно (напрасно - авт.) чтут Меня" (Мф. 15:8).
  • Молясь и о потребностях земных, о насущном (Мф. 6:11), не молись о чем-нибудь суетном, скоропреходящем, что для гордости и что от лукавого, как-то: богатство, власть, слава и пр., но проси благовечных, духовных и негибнущих, переходящих и за гроб, как-то: веру, надежду, любовь, смирение, дар молитвы, мудрость духовную, преданность воле Божией и т.п. (Мф. 6:33).
  • Молись с сердцем, примиренным с твоими недругами, иначе напрасна будет твоя молитва: "когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого. Если не прощаете, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших" (Мк. 11:25). Поэтому молись и за врагов (Мф. 5:44).

Так как молитва приближает нас к Богу и просвещает нас, то чем чаще станем молиться, тем лучше. Каждый из нас должен по мере своих сил стремиться приобрести (стяжать) непрестанную молитву, но обязательно всякий православный христианин, как завещает и св. Иоанн Златоуст, должен молиться:

  • утром, восстав от сна, благодаря Бога за сохранение в ночи и прося благословения на предстоящий день и труд;
  • вечером, отходя ко сну, благодаря Бога за проведенный день и прося сохранить в ночи;
  • днем, перед началом каждого дела и по окончании его, перед принятием пищи и после нее (1Kop. 10:30-31). Стол (трапеза) без молитвы, говорит Иоанн Дамаскин, мало, чем отличается от стойла животных.

Молитва сопровождается крестным знамением, поклонами и творится перед св. иконами с призыванием Господа Бога, Пресвятой Девы Марии и Святых; обо всем этом будет сказано отдельно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мне кажется, что важно еще понять свойства ума и сердца. Так нас учат, что сердце по природе страстно – оно может стяжать в себе как добро, так и зло. Ум – бесстрастен. И ум влияет на сердце. Ум подчиняет сердце себе. Но с Кем или чем наш ум? Отсюда важно – блюдение ума. Займемся умом – и сердце откроет дверь перед Богом. Будим прибывать в страхе, что можем отпасть от Любви и вернуться как собака к своей блевотине – будим тогда всегда умом с Богом. И сердце тогда будит с Богом. Любое следствие гордыни в уме – как наша роспись перед лукавым, что мы его рабы и согласны с его помыслами. Потом он делает с нами все что захочет пока Господь не сбросит его с нас нашим покаянием и смирением…. Когда есть страх и воля ваша вся направлена к своему исправлению – тогда какая для вас разница, какой вы молитвой занимаетесь? Вы просто не можете жить без нее. А там Господь должен научить и показать, и читая святых отцов, будут понятны советы и наставления о молитве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вы правы Александр,человек потом испытает постоянную потребность в молитве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
На сколько я знаю молитвы разделяются на внутреннюю и внешнюю по следующим критериям. Внешняя молитва, это молитва совершаемая посредством внешних действенных проявлений - произношение голосом, поклоны, крестные знамения, предстояние пред иконами. Внутренняя молитва, это молитва возносимая без проявления внешних признаков моления, возносимая в уме не зависимо от внешних занятий человека.

Я согласен что термины внутренний и внешний могут включать много значений,

но то что Вы описываете как внешнюю, скорее вообще не молитва, молитва которая совершается посредством поклонов и крестных знамений но без понимания молитвы умом,

как бы чтение непонятных заклинаний, и именно этот способ молитвы критиковал св. Игнатий, призывая к второму типу молитвы с пониманием что произносится,

как он писал, "заключая ум в слова молитвы", и уже эта молитва с "пониманием",

может быть устная и умная, произносимая без слов, а может быть умно-сердечная,

вот я как раз умно-сердечной молитвой и интересуюсь,

Внутренней молитвой молился Моисей перед переходом через Чермное море, которое Красное - ни кто не видел, что он молится, а он в это время возопил к Богу. Внутренняя молитва разделяется на два вида - умную и сердечную. По началу человек молится внутренней умной молитвой, то есть умом и чувствами своими возносится к Богу, но потом уже после глубокого усвоения умной молитвы, по дару Божьему происходит переход с умной на сердечную молитву, когда человек сердцем и всеми чувствами своим воссоединяется с Богом и его сердце переполняет любовь к Богу - этонаиболее высокая ступень, переход на которую в человеке происходит с соизволения Бога. Это уже исихия, которая относится, даже лежит в основе православного аскетизма. Это уже "высший пилотаж" открытый Богом для особо прилежных в вере, очень редких людей. То есть, на сколько я понимаю, сердечная молитва, это не та, которая направлена внутрь себя, в сердце, а та, которая произносится сердцем.

Да действительно много говорится о сложности умно-сердечной молитвы,

но то что эта молитва так уж недоступна и вышеестественна, это преувеличение,

например патриарх Кирилл в проповедях прямо говорит что православный христианин должен молится умно-сердечно ибо без этого невозможно боротся со страстями,

 

А о том что умно сердечная молитва это не молитва произносимая сердцем а именно направление ума в тело и в сердце можно прчитать в Триадах св. Григория Паламы.

 

Да, у Феофана Затворника (у него много трудов по посвящению в молитвенном делании) иногда встречается призывы об обращении молитвы в сердце, но как то вскользь и иносказательно. Ну в самом то деле, посмотрите - ведь молитва это ни что иное как разговор с Богом, обращение к нему, а Бог вездесущ и все ведущ, так как же можно задать конкретное направление молитвы да ещё к тому, кто везде и во всём? По поводу внутренней молитвы все святители приводят её применительно именно к Иисусовой молитвы, о ней же много пишет и Брянчанинов.

 

Вообще то конечно Бог везде,но технология направления ума в тело есть и у св. Феофана,

но как Вы заметели написана она скрытно и иносказательно,

поэтому я и интересуюсь о деталях, которых сам у святых найти не смог.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Андрей внутренняя молитва -это дар Божий.Начинают все с внешней,и там как Бог даст вам.Невозможно с низшей ступени,перейти на последнюю.Такую молитву достигают многими годами,люди совершенные.Один подвижник молился на протяжении 70 лет и достиг совершенной молитвы..А некоторые и до конца своей жизни имеют только внешнюю молитву.Вы читали книгу "Старец Иосиф Исихаст, житие и учение"?

 

Перепрыгивать с низшей ступени на высшую я не собираюсь,

низшая ступень это молитва без понимания смысла молитвы,

вторая ступень это когда человек понимает о чём молится, а на этой ступени сейчас все кто вообще молитвой занимается, я говорю о третей ступени о обращении ума в тело и с сердце, и пререход со второй ступени на третью,

дело совсем не "вышеестественное".

Высшые ступени молитвы совершаются уже не в теле а в созерцании нетварного света, и о этом я не спрашивал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, давеча Вы меня совершенно не так поняли. Не бывает молитвы бездумной. Внешняя молитва, это молитва конечно же умом, так как молитва - это есть обращение к Богу, нет осознанного обращения - нет и молитвы, но сопровождаемая и творимая с внешними проявлениями.

 

Поясните, пожалуйста, Ваше понимание молитвенных уровней и ступеней - какая за какой следуют, чем характеризуются и отличаются, но с указанием источника Ваших познаний. Источник очень важен, ибо, как Вы конечно знаете, собственное мнение и суждение в этих вопросах крайне опасно - может привести к ереси и прелести.

 

То, что Вы пытаетесь "перескочить ступени" указывает Ваша уверенность в том, что пора бы Вам следующую ступень освоить. Значит Вы уже готовы перейти выше, только не знаете как? Хотите научится - учитесь. Принцип православия един во всём - стучите и вам откроют, ищите и обрящите, хочешь видеть - виждь... Так и в молитве... В молитве - тем более... Царствие Божие нудится - стараниями и усердиями в молитвах открывается их освоение и рост в них. Молитесь более осознано с вниканием в каждое слово, присекайте любое отвлечение ума, отстроняйтесь от всего окружающего мира при молитве, молитесь как можно чаще. Я как то спросил у отца Александра как же мне достичь такого радения в молитве, он мне ответил - "Путь только один - молитесь..., молитесь чаще и усерднее и в молитвах просите о даровании усердия в молитве."

Помните как кончается молитва Оптинских старцев? Вот когда перестанете совсем отвлекаться во время молитвы, когда будете вставать на молитву не с понуждением, а с радостью - полюбите молится, перестанете забывать о Боге в любых обстоятельствах и будете чувствовать его всегда, постоянно, тогда и дастся Вам другое видение и способности в молитве. Не нужно форсировать события, Вы имеете то, что Вам и положено иметь по разумению Божьего помысла, а раз нет у Вас такого дара - значит не нужно Вам пока - либо вредно, либо рано. Не дерзайте мнить, что Вы достойны большего, будете достойны - дастся Вам. Имейте веру и горы свернёте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Расскажу случай из своей жизни,когда мне было лет 10-11 мне приснился сон:стою я в помещении,а в окно с улицы на меня смотрит женщина,я вижу только ее лицо,голова накрыта покрывалом.Увидев Ее я прижала руки к груди и сказала:О, Святая Дева Мария спаси и помилуй.Надо сказать,что до этого я таких слов никогда не слышала.В дальнейшем в трудных ситуациях (а какие трудности у подростка-невыученные уроки,не сделанные домашние дела и т. д.)я всегда молилась этой коротенькой молитвой,потому что других не знала,и всегда получала помощь.Скажите мне,какая это была молитва-первоступенчатая,второступенчатая или третьеступенчатая?Когда в критические моменты своей жизни мы взываем:Господи,помилуй и спаси,мы не задумываемся какая это молитва-умная или сердечная,мы взываем о помощи и надеемся,что Господь нас услышит.Я думаю,что наша ежедневная молитва должна быть как в последнюю минуту Господи помилуй с верой и надеждой,что Господь услышит,помилует и спасет.,

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Никто

Постоянное повторение Иисусовой молитвы принято было в глубокой древности как благодатное подспорье в деле достижения этой тишины ума и перемещению сознания (ума) из головы в сердце. Многократно повторяли слова молитвы , добиваясь ухода всех остальных мыслей и образов. «Отрывки» этой практики мы слышим на каждом богослужении при 12-ти и 40-ка повторах «Господи, помилуй».

Неверно отождествлять повторение Иисусововой молитвы с исихазмом как таковым. Эта молитва помогала избавиться от постоянных внутренних «разговоров (диалогов)» и от доминирующей роли рассудочного ума. А когда молитва перемещалась в зону сердца, словесная молитва прекращалась. И вот тогда наступало единение с Богом…

http://azbyka.ru/dic...ihazm-all.shtml

К сожалению, существует мало работ описывающих такие «телесные» упражнения, так как опыт исихии неудобосказуем, как говорит Никифор Уединенный, чьи работы «Слово о трезвении и хранении сердца» и «Метод священной молитвы и внимания», приписываемая также Симеону Богослову, являются чуть ли не единственными в описании данной практики. Как писал Симеон Новый Богослов, «самое главное не вдаться бесовскому наваждению и тщеславию, как делают многие, которым кажется будто они зрят в этом занятии райские картины». Никифор говорит, что для созерцания божественного необходимы две связанные друг с другом, как душа с телом, вещи: внимание и молитва . Внимание он также называет трезвением и говорит, что оно должно предшествовать молитве — противостоять греху, а молитва уже свергает грех и истребляет постыдные помыслы окончательно. Далее Никифор подробно излагает тот способ молитвы , который считает самым совершенным. В первую очередь, необходимо отречься от злоупотребления всякого рода вещами — еды, одежды и пр. — и приучиться поступать совестливо по отношению к Богу и к людям, то есть не делать другому того, что сам ненавидишь. После необходимо в полном одиночестве, закрывшись и умом и телом от всего временного, суетного, совершать следующее: упершись подбородком в грудь , устремлять свое чувственное око в середину чрева, то есть пуп, и мысленно отыскивать внутри сердце, где находятся душевные силы. Тут исихазм опирается на слова Евангелия «Из сердца исходят помыслы» (Мф 15, 11; 19). Григорий Палама в своей «Триаде в защиту священно-безмолствующих» объясняет это тем, что в сердце находится душа, а именно в «глубочайшем средоточии сердца, очищенном от душевного духа» . И энергии ума, неотделимого от души, необходимо обращать на самого себя, самого себя созерцая, что Дионисий Ареопагит называет круговым движением ума, что и достигается посредством дыхания. Цель такого дыхания — сделать свой ум неблуждающим, не отвлекающимся на постороннее, то есть сохранять его в постоянном внимании, сосредоточении на самом себе, на душе, стремящейся к Богу. Важным является не оставить без надзору ни одной части души, постоянно следить, чтобы ни в одном ее уголке не возникло греховных помыслов. То есть ум, найдя в сердце царство Божие, должен пребывать там уже постоянно. Никифор называет такое внимание началом созерцания, пресечением помыслов и память о Боге, который только через такое внимание проникает в душу. Но, как уже было сказано, внимания мало для созерцания Бога, внимание — только условие. Для укрепления ума в сердце необходимо повторение Иисусовой молитвы : «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Молитву нужно повторять так, чтобы ничего кроме нее, никаких иных помыслов в уме не появлялось. Ум, постоянно обращенный внутрь сердца, должен хранить его в молитве , посылаемой из этой глубины Господу. Таким образом молитва заполняет собой очищенное от всего сердце и пребывает там единственно и постоянно. http://www.pagez.ru/lsn/0116.php

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
о том что умно сердечная молитва это не молитва произносимая сердцем а именно направление ума в тело и в сердце можно прчитать в Триадах св. Григория Паламы. Вообще то конечно Бог везде,но технология направления ума в тело есть и у св. Феофана,но как Вы заметели написана она скрытно и иносказательно,поэтому я и интересуюсь о деталях, которых сам у святых найти не смог.

 

Уважаемый Андрей, я с неподдельным восхищением наблюдаю за ТЕХНОЛОГИЕЙ, которую Вы так настойчиво пытаетесь разработать.

 

Перепрыгивать с низшей ступени на высшую я не собираюсь,низшая ступень это молитва без понимания смысла молитвы,вторая ступень это когда человек понимает о чём молится, а на этой ступени сейчас все кто вообще молитвой занимается, я говорю о третей ступени о обращении ума в тело и с сердце, и пререход со второй ступени на третью,дело совсем не "вышеестественное".Высшые ступени молитвы совершаются уже не в теле а в созерцании нетварного света, и о этом я не спрашивал.

 

Этот процесс НАВЕРНЯКА будет гораздо более эффективным, если Вы разработаете подробный опросник (тест), заранее зададите параметры респондентов, обработаете данные специально написанной программой... ну, сами понимаете, в любом серьезном деле необходимо использовать одни научные ТЕХНОЛОГИИ, как инструмент создания других...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Архимандрит Иерофей (Влахос)

Одна ночь в пустыне Святой Горы

7. Ошибки во время обучения Иисусовой молитве и их устранение

— Вы многого просите. Никто не может обучиться молитве, не подвизаясь лично не приступив к этому умному деланию. Сколько бы ни говорили другие, это просто введение, которое вызовет в тебе духовный аппетит. Однако, чтобы закончить свои мысли об Иисусовой молитве, вероятно, следует сказать кое-что об опасностях и ошибках, которые могут ждать на этом пути.

Читать далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...