Перейти к публикации
Aндpeй

Как научиться внутренней молитве?

Рекомендованные сообщения

Высшые ступени молитвы совершаются уже не в теле а в созерцании нетварного света, и о этом я не спрашивал.

Прочитайте книгу "Старец Иосиф Исихаст"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

архимандрит Софроний (Сахаров)

О НЕТВАРНОМ СВЕТЕ III

 

sofroniy_videt_boga_athon12.jpg

Сейчас я хочу говорить о том, что Господь даровал мне после моего обращения к Нему в зрелом возрасте, когда посещения связывались с глубокой покаянной молитвой. В начале этого периода Свет являлся, скорее, как Огонь, пожигавший и на поверхности тела моего, и внутри души нечто такое, что я воспринимал при этом горении, как чуждое Богу. О, я тогда ничего не знал и не понимал, что со мною происходит. Мысль моя не шла на исследование природы сего Огня и сего Света. Я страдал в моем покаянии всем моим существом; но я знал, что я ожил духом. В те годы чрез меня проходили мощные волны и чувств, и мыслей. Приливы их бывали внезапными или постепенными; иногда все смешивалось в неясную полуночную грозу; и сказать теперь точно об испытанном в хронологическом порядке — невозможно. Что помню я достоверно, так это основной мой порыв к Богу в моей смертельной тоске по Нему. Я выражал ее в моих молениях такой сосредоточенности, что если и приходил Огонь ли, Свет ли, то и тогда мое внимание не отрывалось от Бога, и все стремление было к Нему. И вот в Великую Субботу (б.м. 1924 г.) Свет посетил меня после причащения, и я ощутил его как прикосновение Божественной вечности к моему духу. Тихий, исполненный мира и любви, Свет пребывал со мною три дня. Он разогнал стоявший предо мною мрак не-бытийный. Я —воскрес, и во мне, со мною воскрес весь мир. Слова Иоанна Златоустого в конце Пасхальной Литургии предстали в своей потрясающей силе: “Воскрес Христос, и мертвый ни един во гробе”. Истомленный до того видением всеобщей смерти, я переживал в тот момент: да, и моя душа воскресла, и я уже никого не вижу мертвым... Если таков Бог, то скорее надо оставить все и искать только с Ним соединения.

Читать далее...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Расскажу случай из своей жизни,когда мне было лет 10-11 мне приснился сон:стою я в помещении,а в окно с улицы на меня смотрит женщина,я вижу только ее лицо,голова накрыта покрывалом.Увидев Ее я прижала руки к груди и сказала:О, Святая Дева Мария спаси и помилуй.Надо сказать,что до этого я таких слов никогда не слышала.В дальнейшем в трудных ситуациях (а какие трудности у подростка-невыученные уроки,не сделанные домашние дела и т. д.)я всегда молилась этой коротенькой молитвой,потому что других не знала,и всегда получала помощь.Скажите мне,какая это была молитва-первоступенчатая,второступенчатая или третьеступенчатая?Когда в критические моменты своей жизни мы взываем:Господи,помилуй и спаси,мы не задумываемся какая это молитва-умная или сердечная,мы взываем о помощи и надеемся,что Господь нас услышит.Я думаю,что наша ежедневная молитва должна быть как в последнюю минуту Господи помилуй с верой и надеждой,что Господь услышит,помилует и спасет.,

 

Есть такое понятие, предначинательная благодать, Бог подаёт такую благодатную молитву приходящему к нему человеку сразу, но по мере воцерковления эта благодать отнимается и приходится изучать разные степени и ступени молитвы, чтобы не впасть в уныние от потери бывшего некогда, ну и с надеждой вернуть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Андрей, давеча Вы меня совершенно не так поняли. Не бывает молитвы бездумной.

В том то и дело что зачастую "простая" молитва без "заморочек" очень скоро превращается в молитву бездумную, в вычитывание правил ради того чтобы вычитать нужное колличество, и понимание того что читаешь только мешает.

Внешняя молитва, это молитва конечно же умом, так как молитва - это есть обращение к Богу, нет осознанного обращения - нет и молитвы, но сопровождаемая и творимая с внешними проявлениями.Поясните, пожалуйста, Ваше понимание молитвенных уровней и ступеней - какая за какой следуют, чем характеризуются и отличаются, но с указанием источника Ваших познаний. Источник очень важен, ибо, как Вы конечно знаете, собственное мнение и суждение в этих вопросах крайне опасно - может привести к ереси и прелести.

 

 

Преподобный Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся. Письма о духовной жизни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008 - с. 380.

 

Письмо твое получил. Пишешь, что старцы тебя совсем оставили. Не думали тебя оставлять, но недосуг не дозволяет тебе писать часто. Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым сосцом, и ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно.

Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопаснее всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молитва особенно во время смущения и за себя, и за оскорбивших: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь.

 

Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную, а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая м в слова молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную"; - а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устною и умною. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой более 30 лет. Она говорила о себе: не знаю, где у меня сердце; но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости мои рекут: Господи, кто подобен Тебе. Впрочем, можешь прочесть пространно писанное о сердечной молитве Иисусовой во 2-й части Добротолюбия у Каллиста и Игнатия и затем 43-ю главу о прилоге и изменении; также в 4-й части Добротолюбия кратко сказано о молитве Иисусовой Каллиста, патриарха Константинопольского. Что-нибудь поймешь, когда позаботишься о приобретении смирения, без которого не только молитва, но и другие делания тщетны. А причин, приводящих к смирению, немало, как сама пишешь, в настоящем твоем положении.

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И поэтому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцов, опытом прошедших все это.

15 января 1889 года. Стр. 228

То, что Вы пытаетесь "перескочить ступени" указывает Ваша уверенность в том, что пора бы Вам следующую ступень освоить. Значит Вы уже готовы перейти выше, только не знаете как? Хотите научится - учитесь. Принцип православия един во всём - стучите и вам откроют, ищите и обрящите, хочешь видеть - виждь... Так и в молитве... В молитве - тем более... Царствие Божие нудится - стараниями и усердиями в молитвах открывается их освоение и рост в них. Молитесь более осознано с вниканием в каждое слово, присекайте любое отвлечение ума, отстроняйтесь от всего окружающего мира при молитве, молитесь как можно чаще. Я как то спросил у отца Александра как же мне достичь такого радения в молитве, он мне ответил - "Путь только один - молитесь..., молитесь чаще и усерднее и в молитвах просите о даровании усердия в молитве."Помните как кончается молитва Оптинских старцев? Вот когда перестанете совсем отвлекаться во время молитвы, когда будете вставать на молитву не с понуждением, а с радостью - полюбите молится, перестанете забывать о Боге в любых обстоятельствах и будете чувствовать его всегда, постоянно, тогда и дастся Вам другое видение и способности в молитве. Не нужно форсировать события, Вы имеете то, что Вам и положено иметь по разумению Божьего помысла, а раз нет у Вас такого дара - значит не нужно Вам пока - либо вредно, либо рано. Не дерзайте мнить, что Вы достойны большего, будете достойны - дастся Вам. Имейте веру и горы свернёте.

 

Вы совершенно правильно пишите, что при молитве надо полностью абстрогироваться от внешнего, но именно это невозможно без обращения внимания внутрь тела.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Архимандрит Иерофей (Влахос)Одна ночь в пустыне Святой Горы7. Ошибки во время обучения Иисусовой молитве и их устранение— Вы многого просите. Никто не может обучиться молитве, не подвизаясь лично не приступив к этому умному деланию. Сколько бы ни говорили другие, это просто введение, которое вызовет в тебе духовный аппетит. Однако, чтобы закончить свои мысли об Иисусовой молитве, вероятно, следует сказать кое-что об опасностях и ошибках, которые могут ждать на этом пути.Читать далее...

 

Мой вопрос в начале темы был вызван именно чтением этой книги,

в описании ошибок там говорится о необходимости вспоминать Бога на молитве,

а как его вспоминать не указано, вот я и задумался, можно ли найти тот образ божий который есть в каждом человеке и смотря на него вспоминать о Боге.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Прочитайте книгу "Старец Иосиф Исихаст"

 

Книга "старец Иосиф Исихаст, интересная, но современные духовные наследники старца Иосифа, учат что непрестанная умносердечная молитва это некая непрестанная любовь ко всем живым существам, произносить саму молитву не велят, летают на страшный суд и указывают там Иисусу Христу как кого судить,

вообщем учат весьма странно и их учение скорее "Афонское", мало применимое к жизни мирянина из России.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В том то и дело что зачастую "простая" молитва без "заморочек" очень скоро превращается в молитву бездумную, в вычитывание правил ради того чтобы вычитать нужное колличество, и понимание того что читаешь только мешает.

Ну да, конечно, так бывает. Но если это происходит,то это уже совсем нельзя назвать молитвой. Бездумная молитва - это не сладкий сахар, яркая темнота, длинная точка, красная синева... То есть - это нонсенс. Настоящая молитва не может быть простой даже если она состоит всего из одного слова. Знаете, как бывает человек в отчаянии и надежде взывает, вопиет - Господи!!! Сколько много смысла он бывает вкладывает в это одно слово. Это самая настоящая молитва. Ну а коли он споткнувшись, по привычке буркнет себе под нос - О Господи... Разве ж это молитва? Это совершенно противоположное безобразие - нарушение третьей заповеди Закона.

 

Вот самая праведная брань то в том и состоит, что бы заставлять себя не пустомелить во время молитвенного делания. Я, думаю, что это то и хорошо, что слова молитвы усваиваются на столько, что человек начинает немыслимо сильно втягиваться в соблазн автоматизма. Хорошо потому, что есть искушение, а значит есть противостояние ему. Подвиг в борьбе. Конечно, каждая вновь открываемая для себя молитва, поражает глубиной, очаровывает смыслом и пленит разумом так, что ни как не возможно без внимания её возносить... А как освоится такая молитва, вот тут то и попробуй ка не одряхлеть прилежностью и вниманием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Думаю, что Авраам не представлял для себя Бога, а ходил перед ним. Я же хожу между своими грехами и невижу их, и представить себе их не могу по слепоте своей. И делаю я всегда то что не хочу делать. И в этом я. А если что и есть доброе у меня - это Бог.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Думаю, что Авраам не представлял для себя Бога, а ходил перед ним. Я же хожу между своими грехами и невижу их, и представить себе их не могу по слепоте своей. И делаю я всегда то что не хочу делать. И в этом я. А если что и есть доброе у меня - это Бог.

 

А как в себе увидеть это доброе, которое есть Бог?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А вот мы еще живы и Он терпит нас ... или например если получилось на работе зделать то что планировали ... или на молитву встали ... или ближниму смогли помочь или грех в себе какой нашли и ужаснулись или поняли прочитаное так что понятое ясно расскрылось в сердце или удержались от совершения зла ... много всего )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А как в себе увидеть это доброе, которое есть Бог?
А вот мы еще живы и Он терпит нас ... или например если получилось на работе зделать то что планировали ... или на молитву встали ... или ближниму смогли помочь или грех в себе какой нашли и ужаснулись или поняли прочитаное так что понятое ясно расскрылось в сердце или удержались от совершения зла ... много всего )

 

Мне кажется, что еще вот как можно попробовать - найти в своих воспоминаниях самое счастливое и радостное состояние - в детстве, например, или со своими детьми, со своей семьей - такое воспоминание, от которого слезы наворачиваются и щемит в душе - так прекрасно это было!

И вот теперь, окунувшись в это состояние, удержаться душой в нем, твердо веря, что если оно когда-либо было, значит оно нам было дано, мы его познали, а это значит, что оно в нас есть, вопреки тому, что временные события, которые его вызвали, уже прошли.

И так страраться на этом твердо стоять, сделать это точкой опоры своей души - не уставая благодарить Господа за Его милость - и из этого своего внутреннего опыта гармонии и любви идти дальше - удерживать это же чувство по отношению к своим обидчикам, например, в молитве за обидящих и ненавидящих нас стараться удержаться на таком же чувстве любви.

Так мне представляется начальный путь бесстрастной любви в молитве - если получится ОДИНАКОВО молиться, в совершенно одинаковом состоянии - и за наших обидчиков, и за самых близких и дорогих нам людей.

 

Эта цитата из преп. Амвросия Оптинского (пост 29), по-моему, как раз об этом:

Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопаснее всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии; потому и требуется молитва особенно во время смущения и за себя, и за оскорбивших: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Более писать недосужно. Держись смирения и самоукорения, и поможет тебе Господь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Очень хорошая книга "Умное делание.О молитве Иисусовой", изд-ва Валаамского монастыря, составлена иг.Харитоном. Она встречается и в продаже в лавках,и в электронном виде ее можно скачать. Представляет из себя сборник поучений святых отцов и опытных делателей молитвы; обстоятельно и подробно разбираются все поднимаемые в этой теме вопросы "Что есть молитва?", "Внешнее и внутреннее делание", "Степени молитвы", "Что значит вниманием стать в сердце?", "Как вниманием стать в сердце?", "О прелести" и многие другие.

Многое из нее можно почерпнуть, уяснить для себя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Мне кажется, что еще Так мне представляется начальный путь бесстрастной любви в молитве - если получится ОДИНАКОВО молиться, в совершенно одинаковом состоянии - и за наших обидчиков, и за самых близких и дорогих нам людей.Эта цитата из преп. Амвросия Оптинского (пост 29), по-моему, как раз об этом:

 

А вот иг. Харитон считает сведение ума в сердце делом новоначальных.

 

169. Помнится мне, что вы писали, что от внимания голова даже болит. Да, если головою только работать, а когда сойдете в сердце, никакого труда не будет, голова опустеет и помыслам конец. Они все в голове, и один за другим гонятся и управиться с ними нет возможности. Если же найдете сердце и сумеете стоять в нем, то всякий раз, как начнут смущать помыслы, стоит только низойти в сердце - и помыслы разбегутся. Это будет уютный уголок, безопасное пристанище. Не поленитесь низойти. В сердце - жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа.

 

http://www.omolenko.com/biblio/umnoe-delanie.htm?p=all

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А вот иг. Харитон считает сведение ума в сердце делом новоначальных. [/b]
Так мне представляется начальный путь бесстрастной любви в молитве - если получится ОДИНАКОВО молиться, в совершенно одинаковом состоянии - и за наших обидчиков, и за самых близких и дорогих нам людей.[/b]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

А если самые близкие и родные становятся самыми страшными обидчиками, как тогда молится?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Андрей, я думаю, что такое было у всех, настоящая обида может быть причинена только по-настоящему близким человеком, но Вы, пожалуйста, примите во внимание не только текст, но и общий смысл моего сообщения.

 

Вы меня простите пожалуйста, что я придралась к слову "технология" и позволила себе т.н. риторический прием "доведения до абсурда"(пост 24) - мое высказывание в целом прозвучало неоправданно резко, простите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Андрей, я думаю, что такое было у всех, настоящая обида может быть причинена только по-настоящему близким человеком, но Вы, пожалуйста, примите во внимание не только текст, но и общий смысл моего сообщения.Вы меня простите пожалуйста, что я придралась к слову "технология" и позволила себе т.н. риторический прием "доведения до абсурда"(пост 24) - мое высказывание в целом прозвучало неоправданно резко, простите.

 

И Вы меня простите, ведь тема о том как помнить о Боге во время молитвы, как его увидеть,

вот если Вы считаете что это не нужно, тогда давайте это обсудим.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Лариса Larissa
И Вы меня простите, ведь тема о том как помнить о Боге во время молитвы, как его увидеть,вот если Вы считаете что это не нужно, тогда давайте это обсудим.

 

Я считаю, Андрей, что чистосердечно помолиться за кого-нибудь, здесь же, на форуме, в разделе Просьбы о Молитвенной помощи, это гораздо более простой и прямой путь к Богу в сердце своем, чем наши с Вами теоретические рассуждения, хоть и на самую высокую тему.

Как новоначальной, мне очень важно встретить людей, которые стараются жить по вере, применяют заповеди к своей жизни. И если Вы, Андрей, поделитесь Вашим опытом на Вашем пути к Богу в Вашем сердце - даст Бог, это поможет и мне на моем пути.

 

Тема нужная и я очень благодарна всем участникам за ссылки на литературу, особенно пользователю Старинное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Составил

игумен Валаамского монастыря ХАРИТОН

Издание Валаамского монастыря

 

УЧЕНИЕ ВАЛААМСКИХ СТАРЦЕВ О МОЛИТВЕ

 

I. 1. "Об устной молитве. В сокращенном слове она говорится так: "Господи помилуй!"; "Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного!"; а в полном - так: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!"

В начале она произносится большею частью принужденно и неохотно, и, по мере упражнения и себя в ней принуждения, если только есть решительное намерение посредством молитвы, с помощью Божией благодати, умалить всесторонние страсти, она от частого в ней упражнения, по мере умаления страстей, время от времени будет делаться легче, приятнее и желательнее. При устной молитве всевозможно должно стараться держать разум в словах молитвы, говорить неспешно, все внимание сосредоточивая в мыслях, выражаемых словами, а когда ум будет увлекаться в посторонние помыслы, без смущения опять вводить его в слова молитвы (Лествица, слово 28, глава 17).

Нерассеянность уму дается не скоро и не тогда, как захотим, а когда смиримся и когда Бог благословит.

Сей Божий дар временем не определяется, ниже количеством молитв, а сердечным смирением и Христовою благодатию и всегдашним себя в ней принуждением.

Из устной внимательной молитвы бывает переход к молитве умной, которая называется так тогда, когда одним умом к Богу устремляемся или зрим Бога...

2. Об умной молитве. При умной молитве необходимо должно держать внимание в сердце пред Господом. По мере нашего усердия и смиренного тщания в молитве дарует Бог первое дарование уму нашему - собранность и сосредоточенность в молитве. Когда внимание ко Господу делается неотходным, то оно есть внимание благодатное; а наше собственное внимание всегда бывает принужденное. От такой умной молитвы бывает переход к сердечной внутренней молитве, если только есть опытный учитель, очень удобный и свободный. Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце исполняет, тогда такая молитва носит название сердечной.

3. О молитве внутренней сердечной. В Евангелии изречено: "аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой". Если применить эти слова к делу молитвы, то они будут означать следующее: кто хочет законно подвизаться в молитвенном подвиге, пусть прежде отвергнется своей воли и собственных разумений, а потом понесет крест, то есть - труд тот душевный и телесный, который неизбежен при этом подвиге. Предав себя всецело неусыпному попечению Божию, надо смиренно и благодушно переносить этот труд ради истинного блага, которое даруется усердному молитвеннику от Бога во свое ему время, когда Бог своею благодатию положит пределы нашему уму и уставит его неподвижно с памятью Божиею в сердце. Когда подобное стояние ума сделается как нечто естественное и постоянное, оно носит у отцов название соединение ума с сердцем; при таком устроении уму уже не бывает желания быть вне сердца, напротив того, если по каким-либо обстоятельствам или многою беседою удержан будет он вне сердечного внимания, то у него бывает неудержимое желание опять возвратиться внутрь себя с какою-то духовною жаждою, и с новым усердием опять заняться созиданием своего внутреннего дома. При таком сердечном устроении у человека из головы переходит все внутрь сердца, и тогда как бы некий умный свет озаряет его всю внутренность, и что он ни делает, ни говорит, ни помышляет - все делается с полным сознанием и вниманием. Он может ясно видеть тогда, какие приходят к нему помыслы, намерения и желания, и охотно понуждает ум, сердце и волю на послушание Христово, на исполнение всякой Божией и отеческой заповеди; всякое же уклонение от них заглаждает чувством сердечного покаяния и сокрушения с непритворным жалением и с приболезненным смиренным припаданием к Богу, прося и ожидая свыше помощи к своей немощи. И Бог, смотря на такое его смирение, не лишает его своей благодати.

 

Буди вам известно, что умно-сердечная молитва приходит в сердце иным скоро, а иным не скоро. Я знаю трех лиц: одному пришла, как только было сказано, в самый этот час; другому пришла через шесть месяцев; третьему - через десять месяцев; а одному великому старцу - через два года. И это почему так бывает - одному Богу только известно.

Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная, и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая - есть как бы некий духовный залог будущего блаженства. Делайте так: когда почувствуете вхождение ума в сердце и воздействие молитвы, то давайте полную свободу такой молитве, удаляя все неблагоприятное ей, и пока она будет - ничего другого не делайте. Когда же не чувствуете такого влечения, тогда молитесь молитвою устною с поклонами, стараясь всячески внимание держать в сердце пред лицом Господа. Разогреется сердце и при таком образе молитвования.

Трезвитесь и бодрствуйте, а особенно во время умно-сердечной молитвы. Никто так Богу не благоугоден, как тот, кто занимается правильно умно-сердечною молитвою. Когда вам неудобно, или времени нет упражняться в молитве, то всевозможно храните в себе при всяком вашем занятии молитвенный дух, т.е. имейте в памяти Бога и всячески напрягайтесь умными очами зреть Его пред собою со страхом и любовью, и, чувствуя Его пред собою сущим, с благоговейною покорностью во всех своих делах предавайте себя Его вседержительству, всемогуществу, всезрительству и всеведению так, чтобы во всяком вашем деле, слове и помышлении памятовался Бог и Его святая воля. Вот в чем состоит сокращенно дух молитвенный! Необходимо должно сей дух иметь любителю молитвы и, насколько возможно, всегдашним сердечным вниманием подводить свое разумение под Божие разумение и покорно и благоговейно покоряться Ему; также и свои хотения и желания подводить под Божие хотение и всецело предать себя Божию разуму и Божию хотению. - Всячески надо стоять против духа произвольности, или желания и позывов действовать, ничем не стесняясь. Сей дух нашептывает: это мне не под силу, на это у меня времени недостает, или за это браться мне еще не время, надо погодить, или - обязанности послушания препятствуют, и многое подобное. Кто слушает его, тот никогда не навыкнет молитве. - В содружестве с сим духом состоит дух самооправдания, который приступает и начинает действовать после того, как кто-либо, увлекшись духом произвольного самочиния, сделает что-либо такое, за что совесть беспокоит его. Тогда дух самооправдания разные употребляет извороты, чтобы обмануть совесть, и неправость свою выставить правостью. Бог да сохранит вас от сих злых духов!".

Схимонах Агапий

II. "Апостол пишет: "похвала наша - чистая совесть". Симеон Новый Богослов говорит: "за сие дается умная и сердечная молитва, а без сего ни в какие подвиги духовные не успевает человек".

Игумен Варлаам

III. "С благоговением, тайно твори молитву имени Иисусову, следующим образом: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!"

Старайся углубить сию молитву в душу и сердце твое; твори оную умом и мыслью, не попускай оной ни на малое время удалиться от уст твоих; соединяй оную, как можно, с дыханием твоим и сколько сил твоих есть, старайся при сем нудить себя к сокрушению сердечному, да не без слез каешися о гресех твоих. Если же нет слез, то должны быть, по крайней мере, сокрушение и стенание сердечные".

Игумен Назарий

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
А как в себе увидеть это доброе, которое есть Бог?

 

Это действительно самый главный вопрос, мне кажется о. Антоний Сурожский об этом же говорит

 

 

 

 

И Вы меня простите, ведь тема о том как помнить о Боге во время молитвы, как его увидеть,вот если Вы считаете что это не нужно, тогда давайте это обсудим.

 

Я считаю, Андрей, что чистосердечно помолиться за кого-нибудь, здесь же, на форуме, в разделе Просьбы о Молитвенной помощи, это гораздо более простой и прямой путь к Богу в сердце своем, чем наши с Вами теоретические рассуждения, хоть и на самую высокую тему.

Как новоначальной, мне очень важно встретить людей, которые стараются жить по вере, применяют заповеди к своей жизни. И если Вы, Андрей, поделитесь Вашим опытом на Вашем пути к Богу в Вашем сердце - даст Бог, это поможет и мне на моем пути.

 

Тема нужная и я очень благодарна всем участникам за ссылки на литературу, особенно пользователю Старинное.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Е.

Андрей, думаю, не всё равно, откуда брать первоисточники, поэтому обращаю ваше внимание на то, что иг.Харитона вы цитировали с сайта http://www.omolenko.com/biblio/umnoe-delanie.htm?p=all[/b][/quote] ,посмотрите внимательнее, что это за сайт. Не советую ничего оттуда брать, даже если искажений в текстах нет. Где-то тут на форуме есть тема о Церкви Иоанна Богослова и этом лже-батюшке Моленко.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Это действительно самый главный вопрос, мне кажется о. Антоний Сурожский об этом же говорит

о. Антоний говорит скорее о молитве по очищении от страстей, благодатной, в цитате Татианы есть подразделение какой может быть умносердечная молитва

"Еще ведайте, что прежде истребления страстей молитва бывает иная, и иная по очищении сердца от страстей: первая есть помощница при очищении сердца от страстей; а вторая - есть как бы некий духовный залог будущего блаженства."

Увидеть Христа в нетварном свете, как ап. Павел, доступно только по очищеннии, а мне скорее надо искать молитву в помощь очищению, и увидеть или почувствовать память о Боге, что бы сравнивая своё состояние с блаженством божества, почувствовать свою скверну.

Я считаю, Андрей, что чистосердечно помолиться за кого-нибудь, здесь же, на форуме, в разделе Просьбы о Молитвенной помощи, это гораздо более простой и прямой путь к Богу в сердце своем, чем наши с Вами теоретические рассуждения, хоть и на самую высокую тему.Как новоначальной, мне очень важно встретить людей, которые стараются жить по вере, применяют заповеди к своей жизни. И если Вы, Андрей, поделитесь Вашим опытом на Вашем пути к Богу в Вашем сердце - даст Бог, это поможет и мне на моем пути.Тема нужная и я очень благодарна всем участникам за ссылки на литературу, особенно пользователю Старинное.

 

Полностью с Вами согласен, этот форум большое подспорье в молитве, и мне даже непродолжительное участие в этой теме дало очень много.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Молитва святого Ефрема

39717.p.jpg

Ее читают и в храмах, и в домах на протяжении всего поста. И объяснена эта молитва, казалось бы, глубоко и подробно. Но суть святых вещей, суть слов, рожденных Святым Духом, такова, что от умноженных усилий по изучению и истолкованию открываются новые оттенки и грани смысла. Этот труд не несет усталости, наоборот, укрепляет труженика, радует и указывает дальнейший путь.

 

Обратим внимание на то, что в этой молитве речь идет о духовной борьбе, то есть о такой борьбе, где один дух противостоит другому. Дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви» дай мне (просит человек словами святого Ефрема), а «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» не давай. На языке Библии «не давай» может означать «не допусти». Так и в молитве Господней «не введи во искушение» означает «не допусти впасть в искушение»

 

Это может показаться назойливым напоминанием, но скажем еще раз о том, что пост – это духовная борьба, а не гастрономическое явление. Один дух, то есть один духовный настрой и образ мыслей, противостоит здесь другому духу. И тот и другой дух ведут борьбу за право поселиться в духе человека, о котором сказано: «И ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5: 23).

 

Итак, целостный человек – это единство духа, души и тела, сохраняемое без порока. Подобная целостность у святого Ефрема называется «целомудрием» и поставлена в начало всех благих прошений. Это не только удаление от блуда во всех его разновидностях, но цельность человека, единого в делах, словах и мыслях. Молитвенная просьба, таким образом, заключается в том, чтобы дух человеческий воспринял в себя дух добродетелей и оградился от духа греховного.

 

Есть короткая притча Христа о закваске, которую женщина вложила в три меры муки, доколе не вскисло все. Три меры муки это и есть дух, душа и тело, которые должны соединиться под действием «закваски» Святого Духа.

 

А что же «иной дух»? Он стремится влезть в человека, чтобы родить свою модель поведения и мышления. Человек – существо умное, и, следовательно, грехи у него гнездятся в умной сфере, а не в телесной. Через телесную сферу грехи лишь только проявляются. Есть, к примеру, блуд, но есть и «дух блуда». Вот читаем у Осии: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5: 4) И еще у того же пророка: «Дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего».

 

 

Так же можно мыслить обо всех грехах. Есть чревоугодие, а есть дух чревоугодия - обжорства и лакомства. Есть хорошо известный по нынешним временам дух стяжательства, зависти, несытости. Этот дух представляет уму деньги в качестве высшей ценности и посягает на то, чтобы всему назначить цену, даже вещам бесценным по определению. По душам целых поколений сей дух пронесся с разрушительной силой урагана, и именно духовное противостояние способно ему сопротивляться. Все остальное не действует: с ветром, как известно, шашкой не повоюешь.

 

Человеку, положим, ничего не надо, все для жизни у него есть. Но зашел человек в супермаркет, хлынули на него призывы рекламных акций, вид товарного изобилия, втянул человек носом сладкий воздух, пропитанный ладаном маммоны, и вот ему уже все надо, всего хочется. Что это? Это пример вторжения в сознание особого духа и пример победы этого духа над человеком.

 

Так что святой Ефрем отрывает нас от плоти и уводит в более тонкие сферы, где совершаются самые важные события жизни, самые катастрофические поражения и самые героические победы.

 

Отметим также, что в этой молитве упоминаются грехи не самые явные, не самые бросающиеся в глаза. Казалось бы, подумаешь – празднословие. Что такого особенного? Или – праздность. В этом перечне нет ни пьянства, ни обжорства, ни гнева с раздражительностью, ни парения ума на молитве. Нет многого, в чем регулярно каются православные люди. Очевидно, преподобный – человек опытный, и свою молитву он преподносит нам как плод этого подвижнического опыта.

 

Подвижнический опыт заключается вначале в отсекании грубых и явных грехов. «Не пью, не курю, матом не ругаюсь». На этой стадии может родиться квази-протестантское благодушие и уверенность в собственной святости. Но это – у людей глуповатых и поверхностных. Подвижнический же опыт влечет человека дальше, и там, куда он человека влечет, грех открывается взору, как тончайшие сети, разбросанные повсюду. Шагу нельзя ступить, не зацепив одну из нитей, а эта нить тянет другую, а та – третью, и… коготок увяз – всей птичке пропасть. Становятся заметны и связи между грехами и страстями, так что уже нечто казавшееся ранее маловажным теперь видится как начало пути, ведущего в пропасть.

 

Первое, что названо святым Ефремом, это «праздность», вернее «дух праздности». Для подвижника праздность – это сон на посту. Подвижник должен непрестанно чередовать полезные труды – молитву, труд, чтение, чтобы всегда быть подобным котлу, стоящему на огне. На горячий котел, по слову Пимена Великого, мухи не садятся. И тогда оку духовного труженика открывается, что «дух праздности» есть один из господствующих духов современности. Не трудиться и не учиться хочет «усредненный» современный человек, но отдыхать (от чего?), накапливать впечатления, расслабляться. На сленге это называется «отрываться», «зажигать», «балдеть». Не будь этой самой идеи праздности и стремления к ней, как к подлинному счастью, грех не маршировал бы так победно по улицам городов «цивилизованного» мира.

 

Но наш мир есть не только мир «расслабляющийся». Он же есть и мир унывающий. Само веселье нынешнее зачастую свидетельствует о глубоком надрыве в душе человека. Это не народные гулянья после сбора урожая. Это попытка забыться или раствориться в шуме. Депрессии, нежелание жить, потемки сознания, от которых спасаются наркотиками и алкоголем, то есть еще большими потемками, это же болезни века. Действительно: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…»

 

Уныние есть язва лютая, быть может, лютейшая. Серафим Саровский говорил об этой страсти как о самой тяжелой. Куда бы ни бежал, принесешь ее с собою. Чем больше будешь стремиться к веселью и легкости, тем на более тяжкие приступы уныния себя обречешь. Оно не уйдет, вспугнутое твоим смехом. Оно терпеливо постоит за спиной, подождет, а когда устанешь смеяться, снова возьмет за горло. Воистину, мы вступили в эпоху, когда молитва святого Ефрема стала нужна всем без исключения.

 

Любоначалие же, это, просто говоря, желание начальствовать, властвовать, управлять. На каждой руке по пять пальцев и все – указательные. Пушкин не зря назвал эту страсть «змеей сокрытой». Есть ведь многие, кому командовать некем. Но дайте им в подчинение на один только день пару человек – и вы удивитесь рвению и административному восторгу! А домашний деспотизм не отсюда ли растет, когда маленький человечек тиранит домочадцев, реализуя свои наполеоновские комплексы? На работе он – паинька и почти ангел, а дома – лев, выбежавший из клетки. Говорят, хочешь узнать человека – дай ему власть. А я бы сказал, что не надо так испытывать человека. Это опасный эксперимент. Пусть лучше молится человек молитвой Ефрема Сирина. Она его на сто процентов касается.

 

И еще одна грань становится заметна. Простые профессии нынче не в чести. Деток двигают в юристы, в менеджеры, в банковскую сферу. То есть туда, где «рулят процессом», а не гвозди забивают. Скоро десять банкиров выстроятся в очередь к одному электрику, потому что банкиров будет больше, чем электриков или столяров. А корень все там же – в любоначалии, в страсти к белым рубашкам, кожаным портфелям, служебному транспорту и высоким мыслям о личной значимости. Отче Ефреме, моли Бога о нас!

 

Все три духа, упомянутые выше, и поведенческие модели, этими духами созданные, открыто бросаются в глаза. Можно ожидать, что и четвертый дух не стоит особняком, но встроен в систему. Так оно и есть! Дух празднословия завершает перечень, и он же, как смог, накрывший большие города, плотным облаком покрывает нашу жизнь.

 

Празднословие – это свобода слова помноженная на рабство мысли или на ее отсутствие. В нынешнем мире нам разрешено говорить все или почти все. Но велено говорить громко и всем сразу, так, чтобы никто никого не слушал, но все просто выговаривались. Это в эпоху цензуры слова были и оружием, и драгоценностью. В эпоху болтовни самые важные и емкие речи рискуют утонуть в тоннах макулатуры, рискуют затеряться в толпе слов, сказанных без надобности, праздно.

 

Культура слова связана с культурой молчания. Кому не о чем молча думать, тому и говорить не о чем. Говорить «просто так» нельзя. Это все равно, что есть, не чувствуя голода, и этим разрушать здоровье. Слово – это семя. Оно оплодотворяет, если оно живо. И совсем не зря существует такое понятие, как «словоблудие», потому что говорение ни о чем есть разновидность духовного излития семени на землю (ср.: Быт. 38: 9). Чуть далее об этом говорится, что это было «зло пред очами Господа». Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей. Его одного хватит, чтобы оказаться в аду, поскольку «за всякое слово праздное дадут ответ люди в день судный».

 

Мы, сами того заранее не желая, увидели, что в четырех страстях, названных святым Ефремом, пред нами предстали не просто четыре греховных духа. Предстал перед нами некий один дух, впитавший в себя все другие. и дух этот – дух мира сего. Это дух мира праздного, тоскливого, болтливого, высокомерного и, как ни странно, уверенного в себе. В этом противоречивом и больном мире мы живем, дух этого мира смешивается с воздухом, которым мы дышим, и травит нас постоянно. Так как же нам не бежать со всех ног в храмы Божии? Как же нам оставаться в бездействии?

Слава Богу, введшему нас «во пречестные дни сии».

 

Приступим в святые дни поста к Богу с верой и дерзновением. Будем часто приносить Владыке жизни нашей прошения об исцелении нашего сокровенного внутреннего человека. Молитвы собственные сочинять не будем. По большей части, все нужное уже сказано. Нужно лишь потрудиться понять и усвоить смысл церковных молитвословий. Как в орехе, нужно разгрызать твердую скорлупу привычных слов, чтобы добраться до ядра духовного смысла и ощутить его вкус.

 

Таких орешков в золотых скорлупках у нас еще немало.

 

Протоиерей Андрей Ткачев

30 марта 2011 года

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Молитву Иисусову — Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную) — читать надо, но читать просто. Совсем, совсем просто. В простоте вся ее сила. Нельзя думать ни о каком «творении» или «сердечном делании» молитвы, как это было у святых отцов или у пустынников.

 

Последнее является действительно трудным и великим подвигом, опасным для новоначальных и невозможным в миру.

 

Чувство является уже от простого повторения великих слов молитвы и через него появляется и молитвенное настроение. Одно имя Иисуса, произносимое с горячей любовью, будет само по себе очищать всего внешнего и внутреннего человека и само творит в душе его молитву, не взирая на окружающее.

 

Как о любимом предмете всегда думает человек, так о Господе должен он думать, носить Его в себе, находиться перед Его лицом и как бы в постоянной беседе с Ним.

 

Вначале наибольшее внимание надо обращать на слова: «Помилуй мя грешного». Эти слова надо читать в покаянии; простоте, с которой молитва должна читаться, и чувство покаяния предохранит душу от различных и подчас очень тонких и опасных искушений (прелести).

 

Молитву надо читать без счета — как можно чаще, где только возможно: на улице, у себя дома, в гостях, за едой, в постели, за работой. Дело не в обстановке, а в чувстве, с которым произносится великое имя Иисуса Христа. Читать молитву можно про себя или в уме. Надо читать ее в храме, когда не слышно, что читают, или непонятно, что поют.

 

С течением времени внимание со слов «помилуй мя грешного» переносится на слова «Господи Иисусе Христе», произносимые с любовью. Господь Иисус Христос — второе лицо Пресвятой Троицы — является нам более близким и понятным.

 

Спустя уже долгое время, чувства и мысли переходят на слова «Сыне Божий». Эти слова приобретают в душе чувство исповедания и любви к Иисусу Христу, как к Сыну Божию. В конце концов все эти чувства соединяются в одно и получается полностью вся молитва Иисусова — в словах и чувствах. Через Иисусову молитву будут освещаться Христом все житейские дела: как хорошо и радостно бывает, когда солнышко светит. Точно так же хорошо и радостно будет на душе, когда Господь при непрестанной молитве будет все сердце освещать».

 

Святой праведный Алексий Мечёв

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...