Перейти к публикации
Татиана.

О вере и суевериях

Рекомендованные сообщения

О вере и суевериях

 

О природе суеверия, о том, что такое «суета прогресса» и как узнать, какая вера подлинная, — беседа епископа Василия (Родзянко).

 

 

Недействительная вера

 

Существует мнение, что всякая вера – это суеверие. Даже есть выражение – «религиозные суеверия». И под это определение подходит буквально всё! Любая религиозная мысль, любая церковь, любое исповедание – все это, как иногда люди говорят, «суеверие».

Но так ли это, объективно говоря? Русский язык это очень определённо объясняет. Слово «всуе» значит «по-пустому», то есть – «нет этого вообще». Если есть приставка «суе» – то вера недействительная. Но отрицательное обозначение говорит о том, что есть что-то положительное, правда? Суеверие – это пустая вера, стало быть, есть и не пустая вера.

21-3641_6.jpg

Это надо помнить, когда мы вообще говорим о вере. Вера тогда не пустая, когда она полна любви, когда исходит из человеческой интуиции, а не просто из фантазии блуждающего ума. Потому что вот это и есть опасность – блуждающий ум. Он и создаёт в человеке разные фантазии. Человек эти фантазии принимает за реальность, не проверяет вообще ничего, и начинает верить в них.

 

Много сейчас таких есть разных, пустых вер, много есть разных суеверий – когда люди фантазируют, не учитывая того, что всякого рода мысли человеческие, если они не имеют в себе конкретной связи с божественной реальностью и с реальностью божественного творения, как Господь его сотворил, является плодом того, что НЕ ЕСТЬ.

Суета сует

Источник: photosight.ru. Автор фото - buroma

Слово суеверие или «всуе» связано с другим словом от того же корня – суета, или суетность.

Об этом очень хорошо говорит апостол Павел: природа покорилась суете не добровольно, не сама по себе, а по воле человека. Именно человек вверг всю природу в суету.

Что же апостол подразумевает под словом «суета»?

Суета – это значит отсутствие стабильности, гармонии. Хаотическое состояние, в котором идет борьба частей друг с другом и всех частей с целым.

В человеческой жизни, мы знаем, есть очень много суетного. Когда человек старается и туда, и сюда успеть, и нет у него концентрации, и он в этом теряет себя – разбрасывается, раскидывается. И вот это разбрасывание и раскидывание – состояние, которого не было в творении по Божьему замыслу. Вот что такое суета!

В этом смысле суеверие – это вера в то, что мечется. В то, что не является действительно существенным, подлинным, гармоничным, красивым, истинным и полным любви.

Это я говорю, конечно, с точки зрения Христианской веры. Потому что говорить о вере вообще нет смысла, веры есть на земле разные. Но я сейчас говорю о той вере, которая определяет нашу жизнь в Боге, нашу жизнь в Богоообщении, нашу жизнь друг с другом. Она не суетна и не смеет быть суетной, потому что суетность – это и есть греховность, которая отвлекает нас от подлинного.

Христианство — вера определенная, установившаяся, спокойная. Говоря опять словами Апостола Павла, это вера, действующая любовью и базирующаяся на надежде. Она стабильна, конкретна, чиста. В ней нет этой суетной грязи – пыли, которая мечется во все стороны и застит свет, облаком заходит в душу.

И, что самое главное, вера осуществляется только тогда, когда есть с одной стороны молитва, как сказал Христос, а с другой стороны – пост. Как раз суетность, которая тесно связана со всякого рода беснованием, изгоняется только молитвой и постом. Почему именно так? Потому что молитва нас соединяет с источником истины, с источником жизни, с подлинной реальностью, с основной вечности. А пост ограничивает нас самих в том, что является слишком большим соблазном, – в жадности, эгоизме, всякого рода себялюбии.

Другими словами, суеверие — это то, что базируется на грехе человеческом, и этот грех человеческий таким образом затемняет истину, что истина становится непонятной. А вера, наоборот, – очищает и освящает, потому что она ведёт к источнику, который есть чистота, святость и любовь.

Суеверие прогресса

Как же нам все-таки различить веру и суеверие в жизни? Потому что одно дело – в теории, а другое дело – на практике.

Источник: photosight.ru. Автор фото - Таша Чканова.

Знаете, очень просто. Посмотрите на хороший храм, посмотрите на другие плоды культуры и человеческой истории, на многое из того, что дали нам наши предки, которые строили верой глубокой, ясной, чистой, утверждённой и совершенно определённой. Результаты их труда видны нам и сейчас, они ценятся во всем человечестве.

А вот плоды суеверия выглядят иначе. Они — результат суетности нашей современной жизни.

Может быть, в некотором отношении, достижения цивилизации дают нам возможность существовать легче, чем нашим предкам. Тем не менее именно эта цивилизация подарила нам невероятную спешку во всех отношениях, безостановочность, иногда даже и какую-то беззастенчивость. И, как следствие, — сумасбродство и отход от целеустремлённости человеческой жизни.

У нас в Америке особенно ясно видна ненужная суета, которая, как ни печально, – результат огромных достижений. Технический прогресс, который многими воспринимается однозначно положительно, — это ядерная бомба, которая разрывает цельность ядра для того, чтобы уничтожить все вокруг. Как в своё время один из философов русских сказал – «суеверие прогресса». Очень хорошее выражение, которое говорит нам: если поверить в прогресс как в нечто самобытное или самоопределяющееся, этот прогресс превратится в суеверие. Почему? Потому что он бесцельный, он идёт без всякой серьёзной цели. Когда есть цель, и хорошая цель – тогда другое дело.

Когда я оцениваю историю России и её культуры, то совершенно ясно вижу, что та культура, которая и доныне ценится, основана на цельности, а не на суетности. Её главное устремление было – именно побороть суетность, и дать смысл жизни. И потому она достигла таких огромных исторических результатов и создала такое целостное государство. А сейчас что мы видим? Распад, развал. И это есть плод суеты, плод самого настоящего суеверия, если хотите – суеверия прогресса.

Дай Бог нам всем от этого избавиться. И укрепиться, и углубиться в то, что нам дали наши предки. Дай Господь всем вам всего доброго и хорошего, и да хранит Он вас в этой цельности!

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

sue.jpg

Передача о суевериях на радио "Свобода": "Даже самые образованные и трезвомыслящие люди нет-нет, да сплюнут через левое плечо, поостерегутся переходить дорогу после пробежавшей черной кошки или постучат по дереву. Суеверия ученые изучают давно, и сегодня мы поговорим о том, какова их природа, и помогает или мешает в жизни следование суевериям.

 

Мои гости: священник храма Козьмы и Дамиана в Столешниковом переулке, отец Георгий Чистяков; старший научный сотрудник Института славяноведения Российской Академии наук Елена Левкиевская и психоаналитик, клинический психолог, директор Центра психологической поддержки "Персона" Татьяна Мизинова..."

Автор и ведущая Татьяна Ткачук

Начнем мы, как обычно, с опроса москвичей. Итак, придают ли люди значение суевериям, и если да, то каким?

- Про черную кошку - да. Про пустое ведро - да. Может быть, это действительно все пережитки прошлого, но как-то привыкаешь к ним.

- Да, конечно. Треснуло стекло, убежало кофе с утра, побрился и порезался - это действует, могут быть неприятности. Поэтому, если у вас ответственный день, лучше бриться на ночь.

- Я люблю, когда кошка черная перебегает, кстати. Число 13 люблю. А когда серая - лучше иди домой, я уже заметила.

- Я таким вещам не верю.

- Черная кошка если переходит дорогу, я не шарахаюсь в обратную сторону. Но желательно, конечно, переждать. У некоторых есть суеверия: свет не выключать, если уходишь:

- Есть. Если встать не с той ноги утром. Проходит с пустым ведром бабка, допустим, через дорогу перед тобой. Бывают такие суеверия, люди верят в них, поэтому они и сбываются.

- Нет. Я живу сегодняшним днем: что есть, то и есть.

- Я верю в Бога, придаю значение поступкам. Черная кошка пойдет - мне это все равно. Допустим, если нужно возвращаться, я все равно вернусь, ничего страшного.

Любовь Чижова: И в зеркало смотреться не будете?

- Буду все-таки, все-таки посмотрю на всякий случай.

- Однозначно нет. Это и грешно даже - суеверия признавать. Я православный человек. Наоборот, когда вроде бы должно быть плохо, а у меня получается хорошо.

- Бывает, конечно. Ну, черная кошка перейдет, ложка упадет - значит, человек какой-то придет. Старые же обычаи, с ними интереснее жить.

- Не люблю встречать с пустой коробкой, с пустым ведром перед экзаменом женщину.

- Конкретных примет нет, но вообще что-то в этом есть. Когда черная кошка бежит, я всегда три раза через левое плечо плюну, хотя это смешно.

- Верю в Бога, в черта, во все верю. Сбывается. Когда возвращаюсь, что-нибудь забыла, - неудачные дни бывают. Наверное, мы об этом думаем, этого хотим - и у нас в результате получается, что это сбывается.

- Я думаю, что практически нет, но иногда совпадения какие-то бывают. Дело в том, что у меня бывает интуиция, мне что-нибудь пригрезится, скажем, особенно если это касается плохого, и стоит мне об этом кому-нибудь сказать - оно так и случается.

Татьяна Ткачук: Прохожих на улицах Москвы расспрашивала наш корреспондент Любовь Чижова. И вот в их ответах, и в письмах слушателей, на наш сайт пришедших, есть, конечно, некоторая путаница. Мне кажется, немножко люди путают приметы, заговоры, заклятия. Наверное, в начале программы нужно все-таки сформулировать, что такое суеверия, и о чем, собственно, мы будем сегодня говорить. Слово - Елене Левкиевской. Елена, что входит в понятие "суеверия"?

Елена Левкиевская: Если мы обратимся к этимологии, то есть к истокам слова "суеверие", то мы увидим, что оно состоит из двух слов: "суе" - которое в древнерусском языке означало "попусту, зря, напрасно" (это слово также встречается и в старославянском языке, вспомним одну из заповедей - "не упоминайте имени Господа вашего всуе", то есть попусту); и "верие" - "вера". Это, соответственно, пустая, ложная, зряшная, неправильная вера. Это слово входит в ряд других слов с аналогичным корнем: суемыслие, суемудрие (то есть такое ложное, пустое мудрствование), даже есть слово суеглазый (человек, который зря глазеет на что-то пустяшное). Как мы видим, это слово принадлежит к такому ментальному ряду и несет в себе заранее оценку, негативную оценку этого явления.

На самом деле, с научной точки зрения суеверие, как ни странно, изучают сразу несколько наук - это и этнолингвистика, и этнография, фольклористика, и некоторые другие науки, даже просто лингвистика. Суеверия являются объектом пристального изучения, потому что это, как говорил Бальмонт, осколок древней правды: "Храм упал, а руин его потомок языка не разгадал:" И ученые занимаются тем, что реконструируют, восстанавливают вот это здание, архитектонику древней славянской мифологии на основе вот таких вот обломков, осколков, которые, может быть, на взгляд современного человека лишены причинно-следственной связи. И задача ученых - не просто восстановить эту логику между черной кошкой и последующей неудачей.

Татьяна Ткачук: Кстати, она есть, Елена?

Елена Левкиевская: С точки зрения человека, живущего по законам мифа, она, безусловно, есть. А уж если с научной точки зрения - это уже вопрос к физикам, к химикам, естествоиспытателям. Если они проведут такие исследования, я думаю, мы будем им только благодарны. Наша задача немножко иная: на основе реконструкции древних верований восстановить, по большому счету, этногенез славян, то есть выяснить, как происходило развитие этносов, и каким образом они формировали свою картину мира. Потому что суеверия (или, как говорят ученые, поверья) не существуют хаотично, не болтаются, как нечто в проруби, а являются частью некогда существовавшей древней системы вненаучного знания человека. Или, как еще принято говорить, ненаучной (или наивной) картины мира.

Безусловно, со временем часть этих поверий отпала, а часть из них упорно сохраняется в виде пережитков мифологических представлений о нечистой силе. Жанров, в которых воплощены эти народные представления, очень много. Сейчас о них, наверное, говорить не стоит, а лучше перейти к каким-то практическим вопросам.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Елена. Вы сказали, что суеверия - это часть вненаучного знания. Отец Георгий, верно ли, что суеверность - это внерелигиозность или псевдорелигиозность, как полагают многие?

 

о. Георгий Чистяков: На самом деле, я думаю, что с точки зрения представителя одной религии другая религия может казаться, и зачастую кажется, суеверием. С точки зрения христианина суеверия, которые есть обломки язычества, конечно, кажутся чем-то недопустимым. Но я повторяю, что это с точки зрения христианина. Поэтому меня, например, всегда огорчает, когда верующий человек - суеверный человек. Когда же придают значение суевериям люди, которые в церковь не ходят, которые Евангелие не читают, - ну, что же, это есть свобода выбора для каждого, и они выбрали это. Может быть, они еще придут к Евангелию, поэтому к ним у меня нет никаких претензий. Мне кажется, что страшно, когда суеверничает человек, считающий себя христианином, считающий себя верующим, думающий, что он живет по Евангелию.

Читать далее...Почему "работают" приметы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Священник Алексий Плужников

«Щит и меч» православных христиан

 

Приходит в храм женщина:

– Мне надо за сына помолиться. Кому тут свечку поставить?

– Богу!

– КАКОМУ Богу?!! Иконе какой свечку поставить?!..

А и правда: КАКОМУ Богу, и по какому поводу мы, православные христиане, молимся? Чтобы лучше это узнать, давайте откроем наши молитвословы, например, наиболее популярный из них: «Молитвенный щит православного христианина».

Как сказали бы сейчас книгоиздатели, молитвослов этот является бестселлером, то есть, в переводе: «наилучше продаваемой» книгой среди православных. Этот «щит» скован в Воронеже (Издательство НПО «МОДЭК») и выдержал уже несколько переизданий. Благословение «Епископа Задонского Никона», как оказалось, липовое…

Особую популярность этот «щит» приобрёл благодаря огромному количеству молитв «на всякую потребу». Но центральная «молитва», ради которой в церковные лавки регулярно приходят и прихожане, и захожане – это «молитва задержания».

О чём же предлагают помолиться составители «Молитвенного щита»? Помимо обычного набора любого молитвослова (утреннее, вечернее правило, Последование к Причащению, тропари, кондаки праздников, молитвы наиболее почитаемым святым) есть и молитвы, взятые из священнического требника: «Молитва на освящение всякия вещи», «Молитва на освящение воды», причём нет никакого указания на то, что молитвы сии могут использоваться только священником. Мирянин, читающий их, по сути, становится самосвятом, дерзающим восхищать благодать священного сана.

Ещё мирянину предлагается взять на себя страшную ответственность – читать молитву «о больном, которому нет надежды на выздоровление, который мучится и мучит других, чтобы он скорее был призван к Богу». Православным адептам эвтаназии (лёгкой смерти ближних) предлагается молиться преподобному Афанасию Афонскому, который в таких случаях служил всенощное бдение, и страждущий к утру отпускался с миром. Правда, следуя этой логике, тем, кто дерзает взять на себя роль Афанасия, надо ещё и набраться Афанасиевой святости, при этом самому отслужить всенощную на кухне… Вряд ли сейчас найдётся священник в трезвом уме, который возьмётся читать подобную молитву, а она предлагается для употребления мирянам, которых «замучил» страждущий родственник!

 

Также православным мирянам предлагается примерить на себя роль неких библейских персонажей: «Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян. 19:13-16).

Для тех, кто не знаком с этим текстом Священного Писания, предлагается методика самостоятельной борьбы с тёмными силами: чтобы «избавиться от насилия диавола, при нападении колдунов, любой нечистой силы» советуется «ездить по святым местам с целью приложения к святыням: мощам, чудотворным иконам, надо выкупаться в святом источнике». Заметьте: по святым местам надо ездить не ради любви к святым и святыням, а ради «приложения». Как происходит это «приложение» иллюстрирует следующий анекдот, свидетелем которого я сам был: приходит в храм женщина и спрашивает икону «Всех скорбящих Радость». Она где-то прочитала, что её, икону, надо прикладывать (!) к больному месту, и она собирается ею «полечиться»…

Помимо обычных советов исповедоваться, причащаться, посещать храм, поститься, благоговейно креститься – рекомендуется «просить священника читать заклинательные молитвы (отчитка), особенно священников, ведущих подвижническую жизнь». Да будет известно всем таким просителям, что печальным итогом деятельности подобных «подвижников»-экзорцистов (т. е. тех, кто занимается изгнанием бесов) обычно становится безумие или потеря священного сана. Священник, дерзающий «гонять» бесов, чаще всего сам находится в прелести, ибо считает себя святым, подобным древним аскетам, которых боялись падшие духи за их величайшее смирение. Практически всегда священник, занимающийся отчиткой, не имеет на это благословения правящего архиерея, а значит, если всё же продолжает ей заниматься, совершает тяжкий грех самочиния и гордыни. Поэтому от таких «подвижников» надо бежать, как от огня, а не за ними бегать.

Большое внимание в борьбе с бесовщиной уделяется принятию святой воды разных видов: «с копием, с мацани (? Что это за слово выяснить не удалось. – А.П.) и чудотворной иконой». Святая вода здесь явно аналогична некой «белой» магии, охраняющей от «чёрной» (как в сказках: «побрызгали его мёртвой водой – срослось тело, побрызгали живой водой – ожил Иван-царевич»).

Нужно ещё «носить освящённый пояс (хорошо, если сам священник прочитает молитву и завяжет его на вас)». Священник становится аналогом шамана с бубном – и ко мне не раз обращались с подобной просьбой.

Предлагая подобные суеверно-магические обряды, составители призывают «ни в коем случае не прибегать к бабкам и колдунам». Действительно, с «Молитвенным щитом» все бабки отдыхают…

А чтобы избавиться от «лукавых духов, от вреда со стороны волшебников, от злых людей, от беснования», предлагается список святых, «ответственных» за «бесогонство». Во главе этих святых – священномученик Киприан и мученица Иустина, имена которых, к сожалению, давно превратились в амулет, в тотем, «охраняющий» от злых духов (иконки-складни с молитвой им – наиболее продаваемый церковный товар).

Рекомендуется «молитва об исцелении от порчи» – молиться нужно пророку Малахии: «на пророка Малахию отчитывают каженика (порченого)». Скорее, «каженики» – это те, кому «кажется», что они православные, когда пользуются «Молитвенным щитом». (А может, это последователи Гарри Поттера – там тоже употреблялись «Щитовые чары»…)

Полон сей молитвослов (хотя хочется его назвать «суесловом»!) молитв «в болезнях». Особо любопытны некоторые названия: молитвы «при расслаблении тела с потерей аппетита, бессонницей, при парализации и лишении телесных членов» (интересно: Богу нужно при молитве предъявлять полный диагноз, чтобы Он не ошибся в лечении?), «об исцелении от немоты», «при умалишении» (я тоже знаю такую молитву: все молятся иконе «Прибавление ума»! Не Божьей Матери, ибо ума на это не хватает, а именно названию иконы. Как говорят гомеопаты: грецкий орех – лучшее средство для мозгов…).

Но ведь именно такие «диагностические» молитвы наиболее востребованы нашими православными. Мне рассказывали, что на могилке у Марфы Царицынской на молебне читают прошения: «еще молимся об исцелении от рака, от болезней желудочно-кишечного тракта…». Мало кому сейчас требуется спасение души, всем нужно спасение тела и дела.

А дел у нас много, молиться нужно и «на устроение лодки», и «над семенами», и «над гумном». А знаете, кому надо молиться «об урожае огурцов», по «народному верованию»? Никогда не догадаетесь! Равноапостольному Константину Великому, византийскому императору! Наверно, он в свободное от государственной службы время в огородике ковырялся, разводил новые сорта огурчиков…

Самая «смиренная» «щитовая» молитва – это молитва «о даре прозорливости».(!!!) И правда, что ж так скромно: не хватает молитв о «способности воскрешать мёртвых», «летать до седьмого неба», «о даре ангельских языков» и подобных из обихода клиентов психиатрической больницы…

Но главный, так сказать, эпицентр сего молитвенного ядерного взрыва – это «молитва задержания». Перед самой «молитвой» есть пояснение: «Сила сих молитв в утаении от слуха и взора людского, в тайнодействовании ея». Вообще-то, в «утаении от слуха и взора» силу ищет колдовство и зло, а сила православных молитв – в любви к Богу и ближним. «Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин., 3:20-21).

Суть молитвы задержания можно выразить так: «Господи! Всюду враги и злопыхатели! Я долго их терпел, но теперь дай им, Господи, так, чтобы не совались ко мне боле!». Вот цитата из сей «задержалки»:

«И ныне задержи и замедли до благовремения все замыслы окрест стоящих мя о моем перемещении, увольнении, смещении, изгнании.

Так и ныне разруши злые хотения и требования всех осуждающих меня, загради уста и сердца всех клевещущих, злобствующих и рыкающих на меня и всех хулящих и унижающих мя.

Так и ныне наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих.».

Теперь сравните слова этого заклинания с Евангельскими словами Спасителя:

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.» (Мф., 5:10-12).

«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного.» (Мф., 5:44-45).

Думается, комментарии излишни.

Это заклинание-задержание очень любят иметь за пазухой, как меч, наши прихожанки. Одна грозит прочесть его мужу, гуляющему налево, мол, после этой молитвы всё у тебя отсохнет! И действует – мужики начинают побаиваться… Другая регулярно читает перед каждым выходом на работу, а то начальник что-то часто стал придираться… «Задержалка» настолько популярна, что кочует по разным молитвословам, увеличивая тиражи.

И подержав в руках такой «щит», хочется воскликнуть: «Господи, даруй нам такую молитву, чтобы задержать превращение наших православных в язычников»!

К сожалению, не «Молитвенный щит» виноват в стремлении многих верующих к магизму и суевериям. Эта книжка лишь выполнила социальный заказ, главное, был спрос, а на спрос возникло и предложение. Многие другие молитвословы тоже полны подобными молитвами «на потребы», хотя и в более разжиженном виде. Даже простой здравый смысл заставляет спросить: зачем нам, например, молитвы «от зубной боли», «от глазных болезней»? Почему в 21-м веке нельзя просто в больницу сходить? Ведь есть Божья заповедь доверять врачам, ибо от Бога их искусство.

Также и другие многопотребные молитвы – зачем они? Чего не сказано в утреннем или вечернем правиле, о чём забыли сказать святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Антиох, Василий Великий, Пётр Студийский, Иоанн Дамаскин? Думается, именно об этой «многомолитвенности» говорил Спаситель:

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.» (Мф., 6:7-8).

Многословия в молитве – признак языческого отношения к жизни. Язычники верили во многих богов, множество олицетворённых сил в природе, поэтому с каждым богом нужно было договариваться отдельно, приносить именно ему пригодные жертвы. Это языческое отношение сохраняется и сейчас в отношениях с Богом у «православных». Стандартный вопрос у всех приходящих в храм: кому свечку поставить о здравии, кому об учении, сколько именно свечей, какого размера, а можно ли от чужой свечи зажечь? И никто не спрашивает: а насколько усердно я должен помолиться, а как я должен любить Бога, что я могу сделать для Него?

Какие нужды не выражены в молитве: «Господи, помилуй меня, грешного»? Всё доверие Богу, всю любовь, всю надежду вкладывает верующий в эту краткую молитву, как лепечущий ребёнок вкладывает свою ручонку в руку матери. Святые подвижники в положенные часы выполняли своё молитвенное правило, а всё оставшееся время заполняли этой главной молитвой, «дышали» ей.

Как много благ получили бы наши верующие, если бы приходили так же усердно на всенощное бдение, как ищут они молитвы на «потребы»! Какое богатство духовной поэзии, богословия, возвышенных, умилительных мыслей они почерпнули бы, напитались бы, просветились бы духовно! Вот наши истинные молитвы на всякую потребу – стихиры, каноны, псалмы, поемые и читаемые на вечернем богослужении. Вот время и место, где мы можем быть услышаны Господом, Божьей Матерью, святыми, где мы становимся Церковью Христовой, единым Телом.

Но, увы, пусты почти наши храмы вечерами, а те, кто и приходят, часто ждут лишь «помазания» (или, как обычно говорят старушки: «миропомазания») на полиелее, чтобы от болезней исцелиться…

Бросили мы свои истинные щит и меч: богослужение и трезвомыслие, и «вооружились» фиговым листиком и «щитовыми чарами»… «Горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо…». Христос стучится к нам в сердца, а мы отвечаем Ему: «имей мя отреченна – я читаю молитву «о даре покаянных слёз», не мешай мне, Господи…».

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Одна бабка сказала, или Что в Церкви нужно пропускать мимо ушей

 

 

Церковные предрассудки давно уже живут самостоятельной жизнью — полнокровной и независимой. Можно только удивляться, как люди привязаны к бесконечной череде придуманных собой же запретов и предписаний, так бережно хранят их, передавая из уст в уста…

 

Наверняка, каждый, кто в своей жизни переступал порог православного храма, имел удовольствие выслушать от благообразных старушек на лавочках всю правду о себе, своем внешнем виде и даже иногда о своих родственниках. «Наши незабвенные бабушки», — так ласково назвал один московский священник это яркое и уникальное явление в Православной Церкви. Особенно страдают от него те, кто впервые приходит в храм, топая на высоких каблучках или шелестя модными джинсами. Но «наши бабушки» не просто незабвенные, а еще и недремлющие, непримиримые, неумолимые и беспощадные. Они воспринимают церковь, куда испокон веков ходят, как закрытое и уже занятое ими место под солнцем. И потому не только свято блюдут все установленные здесь порядки, но еще и «выживают» новичков, как нечто угрожающее и чрезвычайно вредное.

 

Суеверия от усердия

Именно бабушки играют решающую роль в создании и распространении всевозможных суеверий и предрассудков. Они являются устными источниками информации и как старожилы пользуются огромным доверием у верующей части населения. Люди вместо того, чтобы общаться с Богом, слушать священника, начинают обращать внимание на внешнюю сторону, и пребывание в церкви, благодаря суевериям, превращается в набор необходимых магических действий. Все богослужение и требы обрастают массой необъяснимых и бессмысленных ритуалов, действий и противодействий, заглушающих истинный смысл и значение.

Так, например, в одном селе под Киевом, местные прихожанки считают, что в церковный двор можно заходить только через центральные ворота, но никак не через боковую калитку. Почему, спрашивается? И отчего нельзя в храме просто поставить свечу, перекрестившись и прочитав молитву, а нужно обязательно сделать это определенной рукой, с определенной стороны, чтобы свет падал так-то, и к иконе нужно было бы стоять таким-то боком.

 

Гроб на чердаке

Суеверия касаются абсолютно всех сфер нашей жизни. Но самые из них неординарные относятся к смерти и похоронам. Многие люди считают, что если к умирающему позвать священника для исповеди, соборования и Причастия, то человек после этих таинств обязательно умрет. Поэтому родственники из лучших побуждений «не травмировать» тяжелобольного стараются не приглашать батюшку, а когда зовут, бывает уже слишком поздно. Из-за таких вот ошибочных представлений человек отправляется в мир иной неподготовленным.

Наряду с очень опасными для спасения души поверьями можно встретить и просто смехотворные. Иногда человек заранее готовит себе гроб, который, как правило, хранят на чердаке. Считается, что пустой гроб, сделанный по меркам владельца, постепенно начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Чтобы этого не произошло, в гроб нужно насыпать опилки, стружки, зерно. После смерти человека все это нужно закопать в яму. А если таким зерном кормить домашнюю птицу, то она станет болеть. Удивительные наблюдения!

А еще говорят, что стружки, оставшиеся после изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать. Интересно, почему? Также удивляют и наставления вроде не касаться себя руками при виде покойника, иначе на местах прикосновения появятся опухоли; не стирать, не подметать, если в доме покойник; здороваться только поклоном головы, а не голосом и другие непонятные церемонии. Можно натолкнуться и на совсем нелепые вещи: во время похорон нельзя грызть семечки — будут болеть зубы. Как будто кто-то на похоронах это делает!

 

Из храма — к гадалке

Все суеверия и предрассудки растут из языческого сознания, которое по-настоящему не верит в Бога, не доверяет Ему, пытается подстраховаться. Люди могут ходить в храм так же часто, как к гадалкам и знахарям, признавая за Богом право «жить на небе», а земные дела предпочитая решать своими силами.

Такие женщины приходят в храм и спрашивают у служителей, на каком из подсвечников поставленная свеча будет «лучше работать». Такие мужчины знают, что нельзя стоять в церкви, скрестив руки, потому что перекроются энергетические каналы через купола с космосом, и тогда даже может пошатнуться здоровье. Такие люди знают, что если поп в черной рясе переходит дорогу, то будет несчастье, поэтому нужно его обойти. Хотя естественное желание верующего было бы подойти к священнику под благословение.

«Православные», которые относятся к Церкви как к одному из способов улаживать дела, преспокойно приходят после богослужений к знахарям, у которых в доме полным полно красивых дорогих икон. А потом эти же знахари идут в храм и подолгу стоят у чудотворных православных святынь, чтобы «подзарядиться», «нахватать» энергии.

Суеверия и предрассудки крепко-накрепко вплелись в нашу повседневную жизнь, и потому так обидно, когда еще и Церковь, утешение наше, которая «не от мира сего», оказывается впутанной в порождения примитивного человеческого ума. Пускай мы не выносим мусор и не одалживаем деньги после захода солнца, но венчаться, крестить детей, исповедоваться и Причащаться хочется без комментариев посторонних, без поверий и пророчеств. Ступать на рушник должны оба одновременно, и без раздумий о том, кто будет главой семьи — понятно, что муж. Крестить ребенка может и незамужняя девушка, и младенец при этом не заберет себе ее счастья. И в церковь должно быть все равно, через какие врата заходить. Главное, что приходим мы к Богу, Ему одному поклоняемся, и Его одного славим.

 

Суеверия, которые можно в храме услышать, но не нужно слушать:

Свечу нельзя передавать или ставить левой рукой, только правой, а не то Бог накажет;

если свеча, которую поставили, погасла — у этого человека будет несчастье;

обпаливать нижний конец свечи для устойчивости на подсвечнике — смертный грех;

нельзя гасить догорающую свечу пальцами, а только, переворачивая, тушить об подсвечник;

если переставлять поставленные кем-то свечи — то можно отнять счастье у тех, кто их ставил;

есть свечи «заздравные», а есть «заупокойные» — и путать их категорически нельзя, не то будет беда;

если на венчании упала свеча или обручальное кольцо — возможно или несчастливая жизнь в браке, или ранняя смерть одного из супругов;

если в храме трещат лампады у икон — кто-то наводит порчу на прихожан;

в храме нужно находиться с покрытой головой, потому что к волосам женщин бесы цепляются;

если есть проблемы с желудком, лучшее средство — Причастие. Оно же помогает и при низком гемоглобине.

Источник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Священник Алексий Плужников ...Это заклинание-задержание очень любят иметь за пазухой, как меч, наши прихожанки. Одна грозит прочесть его мужу, гуляющему налево, мол, после этой молитвы всё у тебя отсохнет! И действует – мужики начинают побаиваться..

negi09011.gif

smehs-314.gif

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Гость

На работе возник такой вопрос: можно ли молиться за кремированных? Является ли это грехом? Разъясните пожалуйста.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кремация покойника-это не Православная традиция. В чине отпевания усопших есть такие слова: «… из земли взят и в землю отыдеши». Мы должны предавать земле усопших, потому что так было установлено Самим Богом. Если человек отпет в Церкви, так почему нельзя молиться за него. Прежде всего мы молимся за душу человека.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

На работе возник такой вопрос: можно ли молиться за кремированных? Является ли это грехом? Разъясните пожалуйста.

Молитва это разговор с Богом и Святыми, взывание к Их помощи и заступлению, благодарение Их и восхваление. Ну как молитва может быть грехом? Никогда молитва в грех вменитЬся не может. Грех и молитва - это диаметрально противоположные вещи. Господь нам заповедал молитЬся за всех и за врагов наших тем паче.

 

Вот лучше Вы разъясните, пожалуйста,почему это за кремированных молитЬся нельзя? Или пусть разъяснит тот кто это утверждает. На каком основании? Если человек сам себя сжёг или утопился или с крыши спрыгнул, то это самоубийство - совсем другой вопрос, и то - келейная молитва и о самоубийцах не возбраняется. А если Господь человека по промыслу своему ко времени призвал, так какая разница током человека убило, машиной задавило или рак извёл? Я вот каждое утро молюсь за упокой души убиенных на поле брани воинах - дедушке моего Сергия, дяди Михаила, а где могилы их не известно, и есть ли они вообще - не ведомо. Может и сожгли их тела...

 

Погребение в землю это обычай, а не закон.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Молимся о душах.

 

Возможно, что "сущим во гробех живот даровав" - здесь вопрос. В "Миссионерских письмах" святителя Николая Сербского есть ответ на вопрос о кремировании. И о погибших на поле брани, чьих могил нет (письмо 5) - очень утешительный ответ.

 

 

Письмо 49 ("Миссионерские письма" )

журналисту И. Т., на вопрос о сожжении мертвых

Вы спрашиваете, почему Православная Церковь против кремирования усопших. Во-первых, потому, что считает это насилием. Сербы по сей день содрогаются от преступления Синан-паши, который сжег мощи святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых коней, собак или кошек? Я о таком не слышал, но видел и слышал, что их закапывают в землю. Почему же тогда совершается насилие над мертвым телом человека, хозяина всех земных животных? Разве сожжение мертвых животных, особенно в больших городах, не было бы более оправданным, чем сожжение людей?

Во-вторых, этот языческий, варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти две тысячи лет назад. Кто желает возродить его, тот пытается вернуть давно изжитый языческий обряд. В Англии, которую вряд ли можно назвать страной некультурной, этот вид неоязычества крайне непопулярен. Я расскажу вам одну историю.

Во время войны один известный серб повредился умом и незадолго до смерти попросил кремировать его, когда он умрет. В назначенный день наша небольшая сербская колония собралась у крематория на Голдерс Грин. Когда тело покойного погрузили в печь, мы содрогнулись от ужаса при виде этого. Нас пригласили подождать с другой стороны печи: “четверть часа подождать прах”; мы подошли, чтобы встретить своего земляка в виде горсти пепла. Прождав больше часа, в удивлении, что огонь так долго мучается с одним нашим покойным, мы спросили служащего, в чем дело. Он извинился тем, что печь совсем остыла, “потому что используется не каждый день: редко кто добровольно хочет быть сожжен”. Услышав это, мы разошлись, не в силах ждать конца мучений нашего брата. А если вам неизвестно, в Лондоне ежедневно умирает больше тысячи людей. В Америке я видел могилы президентов Вильямса, Рузвельта, Линкольна и многих других выдающихся людей. Никто из них не был кремирован. Тем больше удивило меня, что среди потомков святого Саввы есть единомышленники Синан-паши!

Один персидский адвокат рассказывал мне об их “самом разумном отношении” к мертвым. Они, то есть персидские огнепоклонники, хотя и поклоняются огню, как божеству, не сжигают своих умерших, а кладут их на землю, для трапезы птицам. Их кладбище огорожено высокими стенами, на которых в ожидании дремлют стаи орлов. Гробовщики вносят на кладбище покрытого полотном нагого мертвеца, кладут на землю и быстро удаляются. Тогда орлы проворно принимаются за работу, и через несколько часов от мертвого человеческого тела остаются голые кости, которые уже никто не погребает. Персидская логика объясняет это так: “При жизни мы питались животными, справедливо и нам накормить их собою”. Я был удивлен такими рассуждениями, хотя должен был признать, что они не уступают рассуждениям приверженцев сожжения.

Но зачем создавать новые проблемы из уже решенных проблем? Если мы будем задаваться ненужными вопросами, то однажды начнем мучиться вопросом, не убивать ли нам престарелых людей, как это делают примитивные племена, и создавать общества, пропагандирующие эту “идею”!

И, наконец, станет ли разумный человек воевать против кладбищ на этой земле, где кладбища служат народной гордостью и источником вдохновения и, если хотите, паспортом государства?

Мир Вам и здравия от Господа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Неважно, на мой взгляд, как человека похоронили, молитве это не мешает. На земле разный климат и разная почва. Поэтому и хоронят по обычаям своей страны. Но вот интересный факт. Смотрела научный фильм с полгода назад, может больше, об исследовании усопших (прости, Господи, нас). Так вот, энергетика вокруг усопшего сохраняется еще три дня, постепенно убывая (потому и хороним на третий день?). Но когда кремируют человека, энергетика сильно зашкаливает, как будто человек сопротивляется кремации и находится в панике! И начинается эта паника в момент, когда тело подвозят к печи. Поэтому и хороним в земле, по обычаям нашей страны. А в Израиле (Палестине) земли мало, поэтому Господа и похоронили в пещере. Там так принято. Простите, если коряво получилось написать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

http://www.pravmir.ru/babi-basni/

 

 

 

Бабьи басни

 

18 октября, 2012 • Священник Александр Дьяченко

 

Проза

Теги: колдуныПрозасвященниксмертьсуеверие

 

 

 

 

— Да, — горько вздыхает пожилая сельчанка, оглядываясь вслед нескольким мужчинам и женщине, бредущим по пыльной деревенской дороге характерной спотыкающейся походкой. — Какая была семья, и во что превратилась. Без слёз не взглянешь.

— А кто это, Матвеевна? Я что-то никак не соображу?

— Ну, как же! Да Ульяновы это. Ну, помнишь, они ещё на рынке у нас продуктами торговали, палатка у них своя была, а в будние дни по дальним деревням продуктовые заказы развозили. Кому спички, кому соль, конфетки, крупу разную. Проедут сперва по дворам, народ расспросят кому чего надо и потом везут. Хорошая была семья, зажиточная. Он, она и двое детей — мальчик с девочкой. Детей своих любили очень.

— Да? Ну, может и вспомнила бы, да больно уж рожи у них спитые. И что же это они вдруг всем гуртом погибать стали?

— Да не вдруг. Девочка у них, младшенькая в семье, всеобщая любимица, заболела тяжёлой болезнью крови. И как врачи ни пытались помочь, спасти не получилось. А уж что там у них дальше было, это ты у нашего отца Филиппа расспроси, он лучше знает.

— Ты его ещё пойди поймай, Филиппа-то твоего. Мужику за пятьдесят, а ни какой солидности. Священник, а всё как мальчишка по округе на велосипеде гоняет.

А в это время иеромонах Филипп настоятель Свято-Архангельского храма села Угрюмиха, он же настоятель восстанавливающейся Свято-Покровской церкви в деревне Копытово, а ещё чудом сохранившейся кладбищенской часовни и покосившейся от времени часовни — столбика, что уже больше века стоит на въезде в деревню Остряки, ещё с утра уехал на велосипеде в лес за грибами. Полдня он в прекрасном состоянии духа бродил по лесу, пока неожиданный звонок из столицы не испортил ему настроение. Звонила знакомая дачница.

— Отец Филипп, это вы?

— Да, я вас слушаю.

В трубке женский голос со слезинкой:

— Я уже с полчаса стою у себя на лоджии и наблюдаю как внизу по моей машине прыгает птичка!

— Романтично. Так что у вас случилось? Зачем звоните?

— Я же говорю, по моей машине прыгает птичка!

— И чего?

— Это очень дурной знак! Батюшка, я прошу вас о помощи.

— Ага, понимаю. Значит, вы испугались птички. Ладно, приезжайте в храм, освятим вашу машину.

— Я бы приехала, но моя машина сейчас не на ходу.

— Тогда давайте договоримся, как починитесь так сразу и приезжаете.

— Хорошо, только приеду, боюсь, нескоро. Там поломка очень серьёзная.

— Так что же тогда вы мне звоните, раз нескоро?

— Батюшка, она же прыгает и прыгает. Так и беду недолго напрыгать.

4613665_large-580x381.jpg

Фото: skill23, photosight.ru

Отец Филипп обречённо вздыхает: ох уж эти суеверия! И все норовят позвонить священнику, точно мы их и плодим, эти суеверия. Это же надо, в глухом лесу от них не скрыться. Хоть бы кто-нибудь позвонил и спросил, как бы ему к причастию подготовиться, какое правило почитать, сколько времени поститься. Нет же.

Он попытался со стороны представить как звонит кому-нибудь из своих знакомых и на полном серьёзе рассказывает тому про птичку, что разгуливает по его машине. Представил и рассмеялся, что же они обо мне подумают?! А люди священнику звонят, и ничего не думают.

Или вот, вспомнил отец иеромонах, прибегает в храм женщина, вся в слезах:

— Батюшка, помогите! У нас покойника украли!

— Господи, помилуй! Да отродясь про такие безобразия не слыхал. Он же у вас не Чарли Чаплин, чтобы его воровали.

— Нет, это я неправильно выразилась, у нас не покойника, у нас могилу украли.

— Час от часу не легче. Как такое может быть? А догадался, кого-то чужого похоронили в могилке вашего сродника?

— Нет. Захоронение новое. Ещё года нет. Думали, немного подождём и памятник поставим. А сегодня пошла на кладбище усопшего навестить, и что вы думаете? На нашей могилке уже стоит памятник, только совсем чужому человеку!

Батюшка на минуту задумался:

— Ага, ну, всё понятно. Просто рабочие ошиблись, и установили памятник не на своём месте. Ничего страшного. Его близкие скоро во всём разберутся и досаду исправят. Им же и самим этот факт неприятен будет.

— Отец Филипп, только мы боимся, как бы покойник на нас не обиделся. Может, вы чего-нибудь на могилке почитаете?

— Ну, вот, покойник может обидеться на живых. Покойники не обижаются, обиды — это прерогатива живых.

Как-то хоронили одного человека. Кинулись фотографию искать, а ничего подходящего найти не могут. Не позаботился покойничек, во время в фотоателье сходить. Уже было отчаиваться стали, и тут кто-то заметил в серванте групповой фотоснимок, где усопший был запечатлён на фоне рабочего коллектива.

— Эврика! Чего мы паримся? Давайте вырежем дедушку из общей фотки и увеличим.

Только как ни кроили, а всё одно вместе с дедом на общий фон налезало чьё-то ухо или чьи-то полголовы. Некрасиво получается, посетовали находчивые внуки, и решили просто обрезать фотографию по краям, оставив рядом с усопшим несколько улыбающихся жизнерадостных лиц его бывших коллег. Ретушировать было некогда, потому на следующий день перед похоронной процессией кто-то со скорбным лицом нёс целый групповой портрет. Точно хоронили не одного дедушку, а целый экипаж танка Т-34, в котором покойный вполне бы мог когда-нибудь состоять.

Поначалу никто на портрет внимания не обратил, и только на следующий день, посещая кладбище, народ неожиданно рассмотрел себя на траурной фотографии. Рассмотрел и струхнул:

— Да он же нас теперь всех на тот свет утащит. Ай, беда, ай, горе какое!

И тоже прямиком в храм, батюшка, отец родной, выручай. Что тогда творилось, фотографию сожгли, а дальновидные внуки вовремя ретировавшись, немедленно умчались к себе в столицу.

Однажды отец Филипп встречал похоронную процессию, прибывшую в храм для отпевания. Усопшую вынесли из катафалка и уже было направились ко входу. Как вдруг неожиданно остановились, а потом, как по команде, повернули назад. Удивлённый батюшка так и остался стоять в недоуменной позе и с открытым ртом.

— Куда же вы?!

— Бать, только никуда не уходи, сейчас вернёмся! И катафалк помчался назад по дороге, ведущей к райцентру. Оказалось, работница морга перепутала узелки и усопшую одели в чужую одежду.

— Вы просто не знали нашу маму. И не в курсе как дотошно она собирала свой смертный узелок. Похорони мы её в чужих вещах, да она же нас сдошит, из-под земли достанет.

Всё, что связано с потусторонним миром для нас, людей земных, покрыто мраком неизвестности. Знаем мы об этом совсем немного, а любопытство распирает. И нет, чтобы немного подождать и самим во всё разобраться. Начинаем что-то додумывать, отсюда и суеверия.

Иногда они нас заставляют смеяться, а иногда доводят и до большой беды. Как той, что случилась в семье Ульяновых.

Обычные люди, жили, трудились, любили и заботились друг о друге. Воспитывали старшего мальчика и младшенькую девочку. Не любить её было просто невозможно, умница и красавица. Каждый год выступала в составе сборной района в школьной областной олимпиаде по лёгкой атлетике. Неудивительно, что и в классе её неизменно выбирали старостой.

Беда пришла, как всегда, неожиданно. Тяжёлое поражение крови. Несколько месяцев девочку возили по разным больницам, но как ни старались, ребёнка не спасли.

Отец Филипп помнил, как всей семьёй они приходили в храм. Долго молча стояли, а потом, вытирая слёзы, шли на выход. Однажды мама девочки подошла к священнику и спросила:

— Батюшка, нам сказали, что на нашу девочку наслали порчу потому она у нас и погибла. Теперь нужно найти кто это сделал, и наказать негодяя. Мы собираемся съездить на Волгу, там недалеко от города Балашов дедушка один живёт. Говорят, будто он помогает людям, и много чего может. Что вы об этом скажете?

Иеромонах схватился за голову:

— Не надо колдунов! Я вас очень прошу, не ищите виноватых. Здесь их нет.

Но они всё равно поехали, и виновный, а вернее — виновная, нашлась. Дедушка рубил голову петуху, снимал порчу с приехавших, долго вздыхал и, в конце концов, «по секрету» указал на их бабушку.

Бабушка на самом деле была, и незадолго до гибели внучки переехала жить к ним в дом. Старый человек, как она переживала боль маленького любимого человечка! Молила Бога дать ей страдать вместо него и умереть вместо него. Но у Неба своя справедливость, умерла девочка, а бабушка осталась жить.

Дедушка-колдун из глухой деревеньки, что под городом Балашовом, указал пальцем в сторону любящего человека и объявил его убийцей.

И они поверили, ведь и на самом деле, она же часто не спала по ночам, всё что-то там шептала. А потом в течение нескольких месяцев методично сживали со света свою бабушку и маму. С ней никто не разговаривал, а если и была такая необходимость, никогда не обращались по имени, только «ты», или «эй, ты». Зять запрещал ей появляться на кухне, когда семья собиралась за обеденным столом. Однажды, застав тёщу на кухне в «неурочное время», он ударил ей кулаком в живот. Все это видели, но никто не заступился.

Утром на столе они нашли записку. «Миленькие, я ухожу. Не могу не уйти, иначе перестану вас любить. А кроме вас у меня на всём свете больше никого нет и любить мне больше некого. Простите меня, может, теперь вам станет легче».

Куда она ушла, никто не знает, только в Угрюмихе бабушку больше не видели.

В тот же день вслед за ней ушёл и ангел. И с тех пор он в этот дом не возвращался.

Когда из дому уходит ангел, беда поселяется в нём всерьёз и надолго. Казалось, будто кто-то там на Небесах взял и вычеркнул ещё живых людей из списков этих самых живых.

После исчезновения бабушки Ульяновы запили. Пили они много, пили отчаянно. Каждый вечер — точно в последний раз.

Напьются и бродят по деревне. Иногда в таком состоянии их видели в церкви. Отец Филипп не раз пытался с ними поговорить. Те охотно жаловались ему на жизнь, на беспробудное пьянство, вспоминали малышку и молчали о пропавшей старушке.

— Покаяться? Не, это же надо поститься, а мы без водки уже никак. Но ты, бать, не думай, будто мы в Бога не верим. Верим, и ещё как, каждый день молимся.

Так прошло несколько лет, и однажды в кармане подрясника отца иеромонаха раздался мелодичный колокольный звон. Подняв трубку, он долго не мог понять кто это там на другом конце, а когда сообразил, то очень удивился. Дрожащий, но совершенно трезвый голос:

— Батюшка, это я, Ульянова жена. Помираю. Врачи сказали, жить мне осталось совсем чуток. Сама уже не хожу, а покаяться хочется, ты бы не мог к нам придти?

На удивление, совсем не ощущалось, что в этом доме обитают горькие пьяницы. Кругом чистенько, все вещи лежат на своих местах. Даже характерного запаха перегара, и того не было.

В зале на диване под шерстяным пледом лежала больная.

— Всё, батюшка, скоро увижу свою малышку. Я даже рада, устала так жить.

Отец Филипп, впервые оказавшись в этом доме, всё не переставал удивляться. Одна из стен в большой комнате с низу и до самого потолка полностью была увешана иконами. Рядом на столике виднелся молитвослов со множеством закладок и горела лампадка из красного стекла.

Священник принял исповедь умирающей и причастил её.

— Вам бы тоже причаститься. — Батюшка посмотрел в сторону других членов семьи, — Поговели бы как смогли. Сейчас вам главное — покаяться. И в том, что пьёте, и что над бабушкой издевались. Он милостив, — отец Филипп указал на старину икону Спасителя, среди других висящую на стенке. — Он поможет.

— А чего нам помогать? Не такие уж мы и пропащие, хоть и пьём, а работаем. Вещей вон, как другие, не пропиваем. Так что чего нам помогать-то, нам помощь не нужна.

— И всё-таки, — начал было батюшка.

— Надо будет, — перебил Ульянов-старший, — мы тебя позовём.

Народ в Угрюмихе умирал не реже, но и не чаще, чем во всем остальном районе. Просто в деревне друг друга все знают, потому умирает человек, и весть об этом моментально разносится из одного конца в другой. Вот, и о том, что Господь прибрал Ульяниху, уже в тот же день обсуждалось среди прихожан Свято-Архангельского храма. Гадали, станет ли батюшка отпевать алкоголичку, и кто Христа ради, а какие у алкашей деньги, будет её хоронить?

Конечно, гроб нести и в землю закопать могли бы и родственники, но, как известно, самому хоронить родного человека никак нельзя, иначе можешь тут же последовать вслед за ним.

В храм Ульяновы усопшую не повезли. Чего везти, денег на отпевание всё равно не было. Дядя Костя согласился завезти гроб на кладбище, благо в тот день ему было как раз по пути. Вообще-то, по традиции покойников погребают на третий день, но тогда бы и дядя Костя не поехал, так что Ульяновым пришлось хорониться на второй.

На кладбище сосед огляделся по сторонам, и никого не увидев, с удивлением спросил:

— А вы чего же, сами, что ли, хоронить собираетесь? Не вздумайте, а то кто-нибудь из вас обязательно помрёт.

И сообразив, что кроме него чужих на кладбище никого нет, дядя Костя оперативно заскочил в кабину и уехал.

Никто из Ульяновых умирать не хотел, потому гроб продолжал одиноко стоять возле могилы. День оказался будним, на кладбище никого. Тишина. «Что будем делать?» — задавались вопросом неутешные родственники. Решили, станем сидеть и ждать добрых людей.

Посидели, подождали, немного выпили. Никого. Еще посидели, снова выпили, и снова никого.

— Скоро уж смеркаться будет. Может, всё-таки сами похороним?

В этот момент кто-то из родственников разглядел две женские фигуры. Это Петровна с Диодоровной, постоянные прихожанки отца Филиппа, шли навестить своих усопших.

— Так, — скомандовал один из моментально протрезвевших родственников. — Обходим их с флангов. Главное не дать им сбежать.

Пьяные люди в перепачканной землёй одежде, постоянно спотыкаясь, с широко открытыми объятиями ринулись ловить внезапно появившихся женщин.

— Стоять! Я кому говорю, стоять!

Никогда ещё в своей жизни, даже в годы далёкой юности, не бегали так быстро Петровна с Диодоровной. А как тут не побежишь, если вот он, не в телевизоре, а прямо перед тобой реальный фильм ужасов с ожившими мертвецами.

Одному из Ульяновых только и удалось что, схватив комок слежавшейся земли, запустить его в спину улепётывающим женщинам:

— Стойте, с..! Помогите мамку похоронить!

Еле отдышавшись от быстрого бега, не сговариваясь, Петровна с Диодоровной направились прямо в домик при храме, в котором жил настоятель.

— Отец! Отец! Страсть-то какая! Чего у нас на кладбище-то творится!

В это самое время отец Филипп сидел за столом, и, обжигаясь от удовольствия, хлебал щи из кислой капусты. Щи эти батюшка варил только сам. Густые, настоянные в русской печке и забеленные сметаной, предмет неистовой страсти отца иеромонаха. Он так их любил, что круглый год, даже летом специально квасил капусту. С чёрным хлебом, покрошенным непосредственно в огненную кислую массу, или с краюшкой густо натёртой чесноком, маленький смешной отец настоятель преображался и превращался в поэта. А если учесть, что именно такие щи ему когда-то, ещё до монашества, варила его горячо любимая покойная супруга, то неудивительно, что в тарелку порой могла скатиться и не замеченная вовремя слеза.

Правда, с чесноком батюшка осторожничал и не позволял себе расслабиться, особенно если предстояла служба или разговор с людьми. Даже накануне вечером он не рисковал покушать чесночку, учитывая, что утром люди станут подходить к нему на исповедь.

— Фу, батюшка, как у тебя чесноком воняет! Прямо глаза выедает.

Этими словами перепуганные пенсионерки начали свой рассказ о пережитом на кладбище.

— Да, ну и дела, — задумчиво произнёс отец Филипп. Значит, помощи они у вас запросили.

— Ульянов-младший, он нас с Петровной вон как нехорошо обозвал-то, да ещё и напугал. Может, участковому на него заявление написать?

— Да ладно, чего уж обижаться. Христа — того вообще на кресте распяли, а Он всё продолжает и продолжает помогать. Да, дела, значит, позвали-таки.

Он встал из-за стола. Размашисто перекрестился. Сунул в сумку требник, завёрнутый в епитрахиль. Взял несколько свечей, походное кадило со скрученными цепочками и коробочку с ладаном. Потом вышел в сени и набросил на плечо длинную толстую верёвку.

— Ну что стоять? Пошли молиться. Человек преставился. Тем более, перед кончиной я её исповедовал, причастил. Значит, как ни верти, а теперь она моя духовная чада. По-человечески надо и похоронить.

— Ладно, отец, пойдём. Только эта, больно уж от тебя чесноком прёт, сил никаких нет.

Отец Филипп на мгновение смутился, хотел, уже было, корешок петрушки пожевать, но потом передумал и с облегчением махнул рукой:

— Ничего, это же на свежем воздухе, там его так не почувствуешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

кто-нибудь знает откуда пошло суеверие,что найденная на дороге подкова приносит счастье ? даже на одном из вариантов герба г.Козельска её изображают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

кто-нибудь знает откуда пошло суеверие,что найденная на дороге подкова приносит счастье ? даже на одном из вариантов герба г.Козельска её изображают.

 

А разве не счастье найти на дороге деталь для починки машины ?

Раньше всё как то на лошадках ,на расстояния ездили , вот лишняя запасная часть не помешает . :grin0000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

да,Ольга вы правы. это действительно маленькая радость. Плохо только,когда у машины сломан "хребет",тут уж ничем не поможешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

кто-нибудь знает откуда пошло суеверие,что найденная на дороге подкова приносит счастье ? даже на одном из вариантов герба г.Козельска её изображают.

Это пошло из древнего Египта. Лошади в колеснице фараона и высших богатейших чиновников имели золотые подковы, а подковы, как известно,имеют способность теряться. Естественно найти золотую подкову было большим счастьем и удачей одновременно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Это пошло из древнего Египта. Лошади в колеснице фараона и высших богатейших чиновников имели золотые подковы, а подковы, как известно,имеют способность теряться. Естественно найти золотую подкову было большим счастьем и удачей одновременно.

Спасибо.Андрей. я рад за тебя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спасибо.Андрей. я рад за тебя.

По поводу чего радость? Подскажите я тоже порадуюсь. Золотой подковы фараона я не находил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

По поводу чего радость? Подскажите я тоже порадуюсь. Золотой подковы фараона я не находил.

я Андрей всегда когда встречаю старого знакомого всегда радуюсь почему то. наверно потому,что он жив и здрав.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кому счастье, а конюху фараона за потерю золотой подковы небось голову сразу и откручивали... ))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...