Перейти к публикации
Искатель Бога

Почитание образов в Православном Христианстве

Рекомендованные сообщения

Здравствуйте! Я провожу частные исследования в области духовной культуры, религиоведения, этнографии, психологии, психиатрии и некоторых других направлениях. Прошу представителей Православной культуры помочь найти ответы на некоторые вопросы.

 

1. Согласно православному учению, воздаваемое образу восходит на первообраз, и в этом смысл почитания икон и других святынь, а так же вопроса неблагоговейного отношения к святыне и ее осквернения.

Множество раз встречал в православной духовной литературе высказывания времен христианизации языческих культур о том, что поклонение идолам является поклонением бездушным деревянным и каменным статуям, изображениям и т.д. Однако, все эти идолы являются образами определенных существ (божеств, демонов, языческих святых или великих предков), которые по учению Церкви являются бесами.

Получается несоответствие. Прошу помочь понять.

 

Так, например в одной из славянских рукописей на тему борьбы с остатками язычества упоминается, что во время сбрасывания в реку идола Перуна бес кричал народу прямо из деревянного идола, прося сохранить ему поклонение. (Источник точно не помню, либо Повесть временных лет, либо послание новгородского архиепископа Василия Калики)

 

В тоже время, закон о воздействии на первообраз через образ задействован и во многих других религиях - например, в индуизме и буддизме, и даже в некоторых видах колдовства, как, например, в случае с хорошо всем известной куклой вуду в злых магических практиках вудуизма.

 

Иными словами почитание образов известно, наверное, у всех народов Земли с глубокой древности и является бесспорным доказательством действенности/действительности этого закона духовного мира.

 

Следовательно, положить цветок к памятнику Ленина - тоже ведь почитание образа. И по факту, этот закон может быть использован для намеренного воздействия на других существ как в добрых, так и в не добрых целях.

 

Если возможно, хотелось бы ознакомиться с упоминаниями этой темы у Святых Отцов, потому что самостоятельно найти информацию не удалось.

 

2. В православном Литургическом обряде есть момент, когда Просфору, являющуюся образом Господа Иисуса Христа, прободают острым копием. Верно ли это утверждение и как согласуется такой момент этого обряда с выше рассматриваемым законом воздействия через образ на первообраз?

 

Всем спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Добрый день! У вас как-то все запутанно. Тут надо немного договориться о терминах. Вот вы ссылаетесь на "закон о воздействии на первообраз через образ". Можно подробнее с его формулировкой ознакомиться? Я в православии что-то такого закона не припомню. А в колдовстве и вуду используется бесовский псевдозакон.

 

Несоответствие, о котором вы говорите: речь идет не о поклонении вообще, а о поклонении, которое подобает воздавать только Богу. Первая же заповедь из десяти об этом говорит. " Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим". (Исх. 20, 2-3)


Пояснение из Катехизиса относительно богопочитания:

Скрытый текст

 

Словами Я — Господь, Бог твой Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познавать Господа, как Бога.

Как мы должны познавать Бога?

Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: учиться богопознанию как важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поучения о Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговоры об этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, Священное Писание, во-вторых, писания святых отцов.

Какие обязанности относятся к внутреннему богопочитанию?

К внутреннему богопочитанию относятся следующие обязанности: верить в Бога; ходить перед Богом, т.е. помнить о Боге и всегда поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие наши мысли; бояться Бога, или благоговеть перед Ним, то есть считать гнев Отца небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не прогневлять Его; надеяться на Бога; любить Бога; повиноваться Богу, т.е. непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он делает с нами не то, чего бы мы желали; поклоняться Богу как существу высочайшему; прославлять Бога как всесовершенного; благодарить Бога как Творца, промыслителя и Спасителя; призывать Бога как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании.

Какие обязанности относятся к внешнему богопочитанию?

К внешнему богопочитанию относятся следующие обязанности: исповедовать Бога, т.е. признавать, что Он — наш Бог, и не отрекаться от Него, даже если за Его исповедание предстояло бы пострадать и умереть; участвовать в общественном богослужении, установленном от Бога и учреждённом Православной Церковью.

 

 

 

 

Самая главная ложь язычества заключается в том, что бесам (самим сотворенным Богом существам) воздается поклонение как Богу. И от любых даже малейших признаков этого Бог предостерегает христиан.

 

49 минут назад, Искатель Бога сказал:

Так, например в одной из славянских рукописей на тему борьбы с остатками язычества упоминается, что во время сбрасывания в реку идола Перуна бес кричал народу прямо из деревянного идола, прося сохранить ему поклонение. (Источник точно не помню, либо Повесть временных лет, либо послание новгородского архиепископа Василия Калики)

Бесы много чего вещали из своих идолов, и продолжают это делать до сих пор. И что христианам с того? Веры бесам нет все равно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Большое спасибо за ответ. К сожалению, я не могу привести точную цитату. Если не ошибаюсь, упоминание этого духовного закона есть в лекциях православного психолога(?) Авдеенко на книгу Бытия.

 

Поклонение идолам не обязательно совершается язычниками как поклонение Богу. Существо, образом которого является идол не обязательно же воспринимается язычниками как "Творец", это может быть просто идол великого предка или какого-нибудь мелкого стихийного духа или даже домового. В этом случае они не поклоняются ему как Богу. Ведь когда человек поклоняется иконам святых, он тоже поклоняется и почитает лично изображённого на ней святого не как самого Бога, а как святого.

 

Цитата

в колдовстве и вуду используется бесовский псевдозакон

Почему "псевдо" закон, если он в этих видах колдовства работает? Тоже используется образ, только вместо почитания совершается над ним по сути осквернение или надругательство.

Эффективность этого колдовства, да, конечно, зависит от уровня развития колдуна и если ребенок будет в чью-то фотографию иголки втыкать скорее всего никакого воздействия не случится. Но если за колдуном стоит бес высокого уровня по иерархии падших ангелов (иерархия у падших ангелов, как известно, сохраняется), совершение такого воздействия таким вот колдуном уже будет эффективным.

 

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Искатель Бога сказал:

Если не ошибаюсь, упоминание этого духовного закона есть в лекциях православного психолога(?) Авдеенко на книгу Бытия.

Ну его процитируйте. Я лично такого закона не знаю. Авдеенко о многих вещах говорит хотя и интересно, но слишком смело.

 

2 часа назад, Искатель Бога сказал:

Поклонение идолам не обязательно совершается язычниками как поклонение Богу.

Язычество это по определению именно многобожие (поклонение бесам), заменяющее истинное поклонение Единому Богу в том смысле, в котором я вам дал цитату выше. Идолы великих предков это уже где-то к синтоизму ближе. Это и вообще на религию уже мало похоже. А в православии иконам поклоняются строго по православным догматам, и опять же, не как Богу. Ничего общего тут и близко нет.

 

2 часа назад, Искатель Бога сказал:

Почему "псевдо" закон, если он в этих видах колдовства работает?

Потому что, далеко не все то закон, что работает. Можно бесам просто договориться между собой об определенных своих действиях, и это уже будет не закон, а заговор скорее, массовый обман. И к тому же, оно и работает далеко не всегда.

 

2 часа назад, Искатель Бога сказал:

Эффективность этого колдовства, да, конечно, зависит от уровня развития колдуна, и если ребенок будет в чью-то фотографию иголки втыкать скорее всего никакого воздействия не случится. Но если за колдуном стоит бес высокого уровня по иерархии падших ангелов (иерархия у падших ангелов, как известно, сохраняется), совершение такого воздействия таким вот колдуном уже будет эффективным.

В целом вы стоите на неверном пути, и это очень хорошо. ) А я о подробностях тут говорить не буду, а то еще найдутся желающие попробовать. Открытая информация заключается я в том, что если бесам не будет попущено (разрешено) Богом сделать зло человеку, то даже сам сатана ничего не сможет. А разрешение это дается по нашим грехам (хотя и не только, но в основном). Надо быть воцерковленным человеком, регулярно исповедоваться и причащаться, и заповеди исполнять.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Цитату Авдеенко поищу.

 

Цитата

А в православии иконам поклоняются строго по православным догматам, и опять же, не как Богу. Ничего общего тут и близко нет.

Ну, вот в других религиях тоже есть священные изображения святых. В индуизме есть "иконы"(?) в чем-то внешне очень похожие на православные, у них даже название на санскрите располагается в точности как на православных иконах их название на славянском.

Этим изображениям совершают поклонение по сути сходное с православным поклонениям иконам, перед ними молятся, зажигают свечи, приносят ставят цветы и т.п.

 

Не хотите же Вы сказать, что упомянутое выше поклонение священным изображениям в Православии и индуизме не является сходным по смыслу и своему алгоритму?

Изменено пользователем Искатель Бога

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Цитата

В целом вы стоите на неверном пути, и это очень хорошо. ) 

 

При сём Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.


Евангелие от Марка

 

:yes40000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Цитата

Я в православии что-то такого закона не припомню.

Возможно, это негласный закон. Само поклонение образу подразумевает воздействие (если хотите - "взаимодействие с") на его первообраз, но заключается ведь например в форме обращения, просьбы, восхваления, прославления, свечи, каждения, украшения цветами - такого вида воздействиях на образ. Мы же молимся не доске и краске, а изображенному на ней святому. Это взаимодействие. Если бы не было такого закона, если бы не было связи между образом и первообразом, не было бы и почитания образов. А оно с древности присутствует во всех культурах.

 

"Не ходят люди с ведрами к колодцу, в котором нет воды. Если бы Небо не отвечало, к Небу бы не обращались." (Святейший Патриарх Кирилл)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 часов назад, Искатель Бога сказал:

Не хотите же Вы сказать, что упомянутое выше поклонение священным изображениям в Православии и индуизме не является сходным по смыслу и своему алгоритму?

Именно что хочу. Вы старательно игнорируете отрывок из катехизиса, где поясняется, что такое поклонение Богу в православии. И это совершенно точно не то, что в индуизме. Если внешне что и похоже, то смысл совершенно не такой. Бесы вообще огромное количество всяких религиозных обманок наделали, чтобы людей запутать и от истинного Бога отвратить.

 

9 часов назад, Искатель Бога сказал:

Возможно, это негласный закон. 

Закон всегда имеет четкую формулировку. А для этого надо понимать права и обязанности сторон при взаимодействии человека и Бога. В православии это взаимодействие установлено законодательно документом под названием Закон Божий. Священное Писание и священное Предание, это два столпа учения православной церкви. А если не понимать этого ясно, то и законы окружающего мира также будут непонятны. И при некоторой "помощи" от бесов будет казаться что ветер дует потому что деревья качаются.

 

9 часов назад, Искатель Бога сказал:

"Не ходят люди с ведрами к колодцу, в котором нет воды. Если бы Небо не отвечало, к Небу бы не обращались."

К слову сказать, эта фраза вырвана из контекста. А в контексте обсуждаемой темы, к бесам тоже обращаются, и они тоже отвечают. Чудеса могут свои творить и исцеления, только с целью человека погубить, правда...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
20 часов назад, Искатель Бога сказал:

Здравствуйте! Я провожу частные исследования в области духовной культуры, религиоведения, этнографии, психологии, психиатрии и некоторых других направлениях. Прошу представителей Православной культуры помочь найти ответы на некоторые вопросы.

Добрый день)

 

Очень много областей хотите Вы хотите исследовать.Какова цель этих исследований? 

 

В основу чего они лягут? Дипломная работа или Вы получили грант на такие исследования? 

 

Что Вы ими хотите показать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23 часа назад, Искатель Бога сказал:

Я провожу частные исследования в области духовной культуры, религиоведения, этнографии, психологии, психиатрии и некоторых других направлениях.

Судя по всему, вы эти исследования уже провели.) 

Тогда можно просто не морочить всем голову и сразу поделиться своими исследованиями в виде доклада или ссылки, где это можно почитать.

А если вы действительно только проводите эти исследования, как я понимаю, тогда вы должны без споров просто послушать, принять и включить в свое исследование то, что вам здесь говорят о Православии.)

 

Цитата

Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.


Евангелие от Марка

Подразумевается, что это временное состояние. Выбор придется делать.

 

"Потому, не возбраняйте ищущим ходить своими путями в поисках истины и Бога. Сегодня они не примут полностью Божия пути, а завтра, Божиим озарением выросши духовно, они поймут единый путь и станут на него и пойдут только за Христовыми учениками. Третьего нет… Или с Богом, или против Бога. И нейтральности нет… ". (сщмч. Григорий Лебедев)

 

Изменено пользователем *Владислав*

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
10 часов назад, A Lost Sheep сказал:

 

Отче, вопрос попутный про толкование на Мк.9:39:

"Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня".

 

Блаженный Августин толкует эту главу, но непонятно про кого и про что он в контексте этой главы в этой части говорит:

 

"Те, кто строго держатся предписаний, понуждают нас осуждать мятежных, не давать псам святого (ср. Мф. 7:6, 15:26, Мк. 7:27), считать язычником презирающего Церковь, отвергать от целого ту часть тела, которая вводит в соблазн (ср. Мф. 5:30, 18:8-9, Мк. 9:42-48). Эти люди настолько будоражат мир внутри Церкви, что пытаются раньше времени отделять зерна от плевел (ср. Мф. 13:29-30). Однако, будучи ослеплены таким заблуждением, они сами оказываются отделенными от единения со Христом."

https://bible.optina.ru/new:mk:09:39

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, *Владислав* сказал:

непонятно про кого и про что он в контексте этой главы в этой части говорит:

Я так понял, что это про тех, кто даже в Церкви любит все воспринимать при помощи законов и правил и забывает при этом про всеведение и милосердие Божие. Таким образом, даже будучи внешне правым по букве закона, можно оказаться перед Богом неправым по духу, не имея долготерпения, любви и милосердия (а это всё плоды Святого Духа). Не зря последнее мытарство именно немилосердия. Все исполнил, а милосердия если не имел, то будешь осужден.

 

А касательно этого отрывка из Евангелия, когда Сам Спаситель еще ходил по земле, то было особое время, так называемое харизматическое, когда земной Церкви еще не было, время исключительных даров Святого Духа, забыл как это точно называется. Когда любой человек мог призвать имя Христово и совершить чудо. Почему Спаситель и говорит не запрещать этому человеку, потому что скорее всего он впоследствии после Пятидесятницы стал христианином.

 

Сейчас же, когда Церковь есть, ссылаться на этот отрывок надо осторожно. Высшую Истину вне Церкви искать бесполезно, есть там кое-какие крупицы, но если по совести искать Бога, то этот путь приведет тебя только в Церковь Христову. Тем более, что и Спаситель про себя сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня". (Ин. 14, 6)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...