Перейти к публикации
Искатель Бога

Троичный Образ в человеке, воплощение духа через развитие помысла по Святым Отцам

Рекомендованные сообщения

Здравствуйте! Я провожу частные исследования в области духовной культуры, религиоведения, этнографии, психологии, психиатрии и некоторых других направлениях. Прошу представителей Православной культуры помочь найти ответы на некоторые вопросы.

 

Вопрос. Соответствуют ли православному учению описанное ниже или же имеются места неправильного понимания догматов и православного учения?

 

1. Бог-Троица создал человека по Образу и Подобию Своему. Подобие предположительно заключается в праведности, чистоте, совершенстве всякого блага, добра, любви - высших божественных качествах.

 

Образ Троичного Бога по которому создан человек имеет соответствующую Ему троичную природу и заключается в следующей трёхсоставности человека с параллельными соответствиями:

1. Бог-Отец-------Дух-----Мысль-----Разум-------Информация

2. Святой Дух---Душа--Чувство---"Сердце"---Энергия

3. Бог-Сын--------Тело---Воля--------Тело----------Материя

 

В книге святителя Николая Сербского "Молитвы на озере" этот удивительный святой пишет:

Цитата

 

...когда ложусь я у озера моего и сплю сном без сновидений, тогда не умирает во мне сила ни мысли, ни желания, ни действия, но все сливается в единое божественное нирваническое единство. Когда же солнце рассыпет свое золото по озеру, я пробуждаюсь не как нирваническое единство, но как триединство мысли, желания, действия... Это Твоя история в моей душе, Господи!...

 

Источник: вышеупомянутая книга святого в аудиоварианте на сайте Азбука.ру, 13я аудиозапись.

 

 

2. Преподобный Антоний Великий, начальник всех монахов, в своих писаниях наставляет иноков:

 

"Итак, мы должны приобретать познание о враждебных действиях злых духов против нас и при помощи Божией отклонять или уничтожать оные.

 

Искушения, проистекающие от оных духов, тем опаснее для нас, что духи невидимы и действуют не телесным, но духовным образом. Мы не можем видеть их, как видим тело наше, но они — видят нас. Когда они

Цитата

всевают в душу нашу богопротивные мысли, то через это как бы вселяются в нас и делаются видимыми в теле нашем

. Дети мои, не давайте им мéста в себе и не позволяйте им приступать к вам, чтобы не навлечь гнева Божия на себя и не подáть им случая к радости и осмеянию вас."

 

Источник: Творения святого на портале Предание.ру, текст.

 

То есть Прп. Антоний Великий говорит о том, что через внушение помысла бесплотные духи - ангелы и демоны - проявляются через самого человека в плотном видимом мире путем внушения помыслов.

 

Также свт. Игнатий Брянчанинов пишет в своем "Слове о чувственном и духовном видении духов":

Цитата

Необходимо это познание. Духи злобы с такою хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться. 

Сюда же полезно добавить Повесть святого Нила из "Пролога" на 1 июля (или июня, уже не помню).

 

Теперь соотнесем со всем вышесказанным учение Святых Отцов о развитии помысла. Как известно, Святые Отцы выделяют 4 этапа в развитии помысла:

1. Прилог (внушение) >>>

2. Сочетание (внимание) >>>

3. Сочетание (приложение чувства) >>>

4. Пленение (приложение воли)

 

Вспомним параллели троичности приведенные выше:

1. Бог-Отец-------Дух-----Мысль-----Разум-------Информация

2. Святой Дух---Душа--Чувство---"Сердце"---Энергия

3. Бог-Сын--------Тело---Воля--------Тело----------Материя

 

Соотнесем. Получается соответствие:

 

Дух:Мысль------------ Прилог + Сочетание

Душа:Чувство--------Сосложение

Тело:Воля--------------Пленение

 

Но что такое развитие помысла, внушенного духом, если не схема воплощения этого духа в самом человеке (согласно прп Антонию Великому, см. выше), его проявления в видимом мире?

 

Тогда, схему "работы человека" можно описать так:

 

1. Мысль - с неё всё начинается, по учению Святых Отцов она первична.

   VVV

2. Чувство - возникающий в сознании отклик на пришедшую мысль в виде чувства-эмоции (включая проявления чувства совести), поддерживающий или отвергающий эту мысль (приятно/неприятно, нравится/не нравится). Если чувство-отклик выражает расположение к помыслу, оно увлекает сознание и передает управление воле для осуществления понравившегося помысла делом.

  VVV

3. Воля (действие) - конечный этап алгоритма, осуществление помысла в плотном видимом мире.

 

Так от тончайшего уровня мысли идея "прорастает" до уровня чувств, и если они её "пропустят" до уровня воли, "прорастает" из тонкого в плотное, из невидимого мира в видимый мир.

 

На деле цепочка Мысль>>>Чувство>>>Воля не работает у большинства людей строго в такой последовательности и так линейно - у человека могут происходить самые разные переходы между этапами этого алгоритма, так, например, раздумье и сомнения - это множественные переходы между этапом мысли и этапом  чувства туда-обратно и так несколько раз.

 

Причина такой хаотичности в работе этого алгоритма вероятно объясняется тем, что Троичный Образ Божий в человеке был осквернен падением и пришел в расстроенное состояние.

"Образ Троицы" в современном человеке нарушен в том плане, что как бы не имеет "единства/триединства своих ипостасей", что и проявляется как несогласованность и не единство духа, души и тела (мыслей, чувств, воли).

В первозданном человеке до падения ещё не поврежденный Троичный Образ был един как и Сам Бог един в Трёх Своих Ипостасях, т.е. мысль, чувство и воля были слитным и нераздельным целым и действовали одновременно и мгновенно. И это прямой доступ к воле минуя мышление и эмоции.

 

Отсутствие "алгоритма" развития помысла в работе сознания как "последовательности этапов" у первозданного человека было обусловлено предположительно

1) отсутствием помыслов-внушений духов

2) отсутствием чувственно-эмоциональных откликов на них

То есть попросту отсутствием в сознании всех явлений создающих весь этот процесс-алгоритм-последовательность воплощения помысла.

Или - это отсутствие внешнего воздействия со стороны духов (предположительно, только злых).

 

Если убрать из человека всё, что не Образ Божий, то останется только Образ Божий. (Если убрать всё, что оскверняет, произойдёт очищение.)

 

Помыслы внушаемые духами - не являются составляющей Образом Божьего, так как имеют внешнее чужеродное происхождение. Если убрать из мысленного "радиоэфира" всё чужеродное, станет видно и слышно прежде заглушаемое ими своё собственное-человеческое.

 

Чувства-отклики возникающие в ответ на помыслы состоят из двух групп:

1. Изначальные эмоциональные алгоритмы реагирования с которыми человек родился - его собственные подлинные чувства.

2. Эмоциональные отпечатки-впечатления накопленные в душе в ходе получения опыта жизни - это попавшие в душу алгоритмы эмоционального реагирования в ходе взаимодействия с земным миром и его жителями - всё это "богатство" человеку навязал мир с детства не спрашивая особо у человека согласия и оно его законным достоянием по идее не является.

 

Следовательно, чужеродными по отношению к Образу Божию в человеке являются помыслы внушаемые духами и значительная часть всей системы его эмоционального реагирования.

 

Чувство-отклик возникающее в душе в ответ на помысел является тем этапом, на котором решается пропустит душа помысел до воли или не пропустит. Святые Отцы учат бороться с помыслом на первых двух этапах его возникновения, не давая успеть возникнуть сочувствию к помыслу, поясняя, что бороться с чувством намного тяжелее. Причина заключается в том, что чувство имеет неизъяснимую силу увлекать сознание и внимание человека за собой и активировать уже волю.

 

Как известно, душа обучается в ходе жизни добрым и злым навыкам - страстям и добродетелям. В повести святого Нила в Прологе на 1 июня (или июля, не помню) сказано что Ангел внушениями учит добродетели, а бес греху.

Разные духи воплощаясь в человеке как бы "затачивают" его под свои свойства, учат быть им подобным.

Этот механизм задействует увеличение силы (амплитуды) эмоционального отклика на определенный вид помыслов с каждым успешным осуществлением таких помыслов. В этом механизм страсти - эмоциональный отклик в ответ на страстный помысел от частого повторения накопил и имеет такую амплитуду, что человек не может сопротивляться увлекающему его с такой силой чувству.

 

ВОПРОС

 

Комплекс полученных за жизнь алгоритмов эмоционального реагирования может быть уменьшен с помощью некоторого внутреннего делания. Оно основано на свойстве чувств-откликов возникать в ответ на помыслы и предполагает намеренное активирование эмоциональных откликов путем подбора и внимания ума к соответствующим им намеренно выбираемыми мыслями, в первую очередь воспоминаниями, так как именно события жизни накопили в душе этот опыт эмоционального реагирования и их вспоминание пробуждает его из дремлющего состояния и делает видимым. Дальнейшее удержание внимания на вызванном заданными мыслями чувства-отклике, удерживание этого чувства активным и "претерпевание" его достаточно длительное время пока оно полностью не иссякнет - устраняет из души данный алгоритм эмоционального реагирования.

 

Является ли данное делание безгрешным? Если нет, то почему?

 

Всем спасибо. Продолжение следует.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 часов назад, Искатель Бога сказал:

3. Бог-Сын--------Тело---Воля--------Тело----------Материя

Бог-Сын - это Слово! Прежде всего.

 

Вам надо почитать святителя Феофана Затворника. Великолепно все изъяснено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Верно. Но Слово стало плотью, воплотилось в нашем материальном мире. Единственная из трёх Ипостасей Бога, принявшая материальную форму.

Параллель проведена в этом контексте.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
2 часа назад, Искатель Бога сказал:

Слово стало плотью, воплотилось в нашем материальном мире.

Но при этом ни в малейшей степени не изменив Свою божественность. Мне кажется, вы заходите слишком далеко в экстраполяциях божественного на материальное. Во-первых, чтобы заниматься такого рода мыслительством, надо обладать известным духовным совершенством. А когда человек таковое начнет стяжать, он в процессе поймет, что эти умствования и вовсе не нужны )

 

И с бесами борются не при помощи умозаключений, они через наши страсти духовные и телесные нас легко обманывают и побеждают. Бороться можно только при помощи стяжания благодати, то есть, через исполнение заповедей. Как Спаситель сказал - только молитвой и постом род сей изгоняется, больше никак. Через мудрования человек только еще больше запутывается, я это вижу постоянно. На этом форуме нас регулярно посещают такие "мессии" ) Что интересно и показательно, их всех объединяет неприязнь к Церкви Христовой.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, A Lost Sheep сказал:

На этом форуме нас регулярно посещают такие "мессии" ) Что интересно и показательно, их всех объединяет неприязнь к Церкви Христовой.

Как говорил Св. Игнатий Брянчанинов: "Земная мудрость – вражда на Бога: она Закону Божию не покоряется, и не может покоряться (Рим.8:7). От начала таково ее свойство; такою останется она до конца своего, – когда «земля и яже на ней дела», а с ними и земная мудрость, «сгорят» (2Пет.3:10)."

 

Так и происходит всегда. Многие лезут в размышления о том, к чему нету у них должной чистоты души, но при этом своё мудрствование считают истинным, а когда приводишь слова Святых, то не покоряются им, но начинает враждовать и против них, и против церкви, а потом и против самого Бога.

Изменено пользователем ВладимирБ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
5 часов назад, A Lost Sheep сказал:

Во-первых, чтобы заниматься такого рода мыслительством, надо обладать известным духовным совершенством. А когда человек таковое начнет стяжать, он в процессе поймет, что эти умствования и вовсе не нужны ). И с бесами борются не при помощи умозаключений, они через наши страсти духовные и телесные нас легко обманывают и побеждают. Бороться можно только при помощи стяжания благодати, то есть, через исполнение заповедей. Как Спаситель сказал - только молитвой и постом род сей изгоняется, больше никак. Через мудрования человек только еще больше запутывается, я это вижу постоянно.

Да. прочитал комментарий "искателя". Как-то слишком всё заумно пишет. Никого не хочу обидеть или как-то оскорбить, просто знаю, что некоторые люди, особенно те, что находятся в начале духовного поиска и начитавшись уйму неправильной литературы эзотерического характера, склонны находить удовольствие, что бы всё так закручивать в своей голове. Я сам раньше до принятия православия имел эту ущербную склонность читать всякие сложные духовные (эзотерические) концепции и чем помудрёнее, тем казалось, что их более мудрые люди построили. Впервые познакомившись с простотой учения Святых Отцов я даже подумывал о духовной отсталости православной церкви, а потом только на практике понял, что всё в точности, да наоборот: все почитаемые мною мудрецы оказались прельщёнными словоблудниками, младенчествующие, в плохом смысле, умом; а отсталые мудрыми. Что же касается первых, то это наверно об этом говорил Св. Феофан Затворник в главе "Ум православный и ум немецкий" книги "созерцание и размышление":

 

"Ум немецкий только умничает, у него нет нормы веры, и он все ищет ее; не изучать берется он веру, а изобретать и построевать, и даже построивши, не успокоивается раз навсегда, а еще ищет, еще ищет, не удовлетворяясь найденным. Как у драчуна руки чешутся, а у говоруна язык, так у немца чешется мозг и не дает ему покоя. Дух новизны и непрестанного поновления составляет существо немецкого ума. Православный же ум, изучив и усвоив истину, почивает в ней и услаждается созерцанием ее божественного лика.

 

Как узнать – в каких писаниях ум немецкий и в каких ум православный?

Коль скоро где строится теория или воззрение и потом подгоняются под них места Писания (об отеческих уже не говорим), то тут немецкая замашка, готовность подчинять Божеское человеческому. Далее – где нет простоты мысли и слова, а какие-то мудреные сплетения речений и понятий, так что ума не приложишь, о чем идет дело, то знайте, что здесь немецкий склад ума, не предвещающий ничего доброго.

 

Истина православная проста, ясна, понятна даже для детей. Кто понимает ее и приемлет сердцем, тот говорит всегда просто, без хитросплетений умственных и словесных. Немецкий склад ума и слова крючковатый, темный, запутанный. Со стороны поглядеть – немецкий ум как будто углубляется, а на самом деле ходит по верхам и околицей, не касаясь самого существа истины. Православный же ум признает истину в ее существе и без всяких околичностей.

 

Ум православный не умничает, а только изучает и усвояет готовую, данную ему Святою Церковию истину, приемля ее с полною покорностию и благочестием, боясь прибавить или убавить йоту какую-нибудь из начертанного уже образа исповедания веры "

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...