Jump to content
Ерёмин Андрей

Наши крещеные, но невоцерковленные ближние: как правильно молиться о них (живых и мертвых)?

Recommended Posts

Вот у меня вопрос: Если вдруг Сергий раскается и просветлится и решит опять в лоно церкви возвратится, то его заново покрестят, или просто обряд какой нибудь проведут?

A Lost Sheep, уже ответил. Имею только добавить, что благословляется старообрядцев поминать в православной церкви так же как и крещённых в православной вере, то есть и молебны можно заказывать и панихиды и на проскомидии поминать.

Share this post


Link to post

Светлана, я тоже не поняла кому Вы написали и что, простите..Я бы хотела узнать у Андрея, кто благословляет, на какой источник он ссылается, говоря, что старообрядцев можно поминать на проскомидии..?..)

Share this post


Link to post

Андрей, а источник? Кто благословляет? :)..простите..

 

Источник? - отец Александр... Меня благословил...

 

Дело в том, что мой дедушка (вообще то он мне отчим, но отец мой почил когда мне было 11 лет и он потом заменил мне отца в воспитании, то есть он мне был как второй отец. Но так как Отец Небесный у нас один,так и отец по плоти земной у нас только один, по этому я не мог и не могу его называть отцом, а отчимом называть - язык не поворачивается - я люблю его как второго отца земного, данного мне Отцом Небесным. Вот и называем мы его с сестрой - дедушкой.) родился в семье старообрядцев и крещён был естественно по старообрядчески. И у меня конечно возник вопрос как я могу за него молится. Мой наставник, отец Александр, пояснил мне сразу и без всяких сомнений (вопрос такой возникает часто), что старообрядцы это единоверцы и братья наши по вере, просто подвергшиеся некоторым существенным греховным заблуждениям. Но так а кто из нас не без греха? Благословил меня отец Александр на почитание и поминание дедушки по тем же правилам как и обычного православного христианина, а отец Александр очень строг и тщателен в соблюдении всех Законов Божьих и уложений православия, на него даже некоторые прихожане жаловались, что слишком уж длинно и тщательно службы проводит и постоянно всем вменяет Законы Божьи изучать и в строгости блюсти. Вот потом когда дедушка заболел уже так, что было понятно, что Господь собирает его в дорогу к Себе, то отец Александр, по просьбе дедушки, приехал к нему, побеседовал с ним (дедушка первый и последний раз в этой жизни со священником разговаривал), по исповедовал, причастил и по соборовал зная, что он из семьи старообрядцев и крещён ими. И через неделю после этого дедушка отошёл ко Господу, а неделю перед усынанием он уже очень болел и причащение его вряд ли было возможным, так, что всё было Господом управлено как нельзя лучше, как и должно и как не могло и быть иначе.....

 

Да я и сам, понятное дело, имея близкого человека, справлялся и собирал и анализировал информацию.

Share this post


Link to post

..благословляется старообрядцев поминать в православной церкви так же как и крещённых в православной вере, то есть и молебны можно заказывать и панихиды и на проскомидии поминать.

 

Мой наставник, отец Александр, пояснил мне сразу и без всяких сомнений (вопрос такой возникает часто), что старообрядцы это единоверцы и братья наши по вере, просто подвергшиеся некоторым существенным греховным заблуждениям. Но так а кто из нас не без греха? Благословил меня отец Александр на почитание и поминание дедушки по тем же правилам как и обычного православного христианина..

 

Нуу.. :mda00000: раз благословили, то, конечно, какие могут быть сомненья,..но это лично у Вас и в Вашем случае..Но, как мне кажется, такие вопросы решаются индивидуально.. :scratch_:

 

Вы же знаете, что можно молиться и за некрещёных, но на Проскомидию нельзя подавать даже крещённых в православной вере, если они не ходят в Церковь, не участвуют в Таинствах Христовых или сознательно отвергают веру и пр..- только Молебны, Псалтыри, обычные поминовения за упокой и о здравии..А тут старообрядцы..Литургия верных - для верных..Не раз слышала от отцов, что такие поминовения могут сопровождаться жизненными несчастьями, скорбями и болезнями! Люди часто не могут понять, что не так они делают, ведь и в Храм ходят, Богу молятся и жизнь ведут благочестивую, а жизни не имеют..Потому, тут скорее, вопрос стоит, готов ли человек взять на себя этот крест и омывать Честною Кровию Христа имя отступившего или нерадивого, то, помоги Господи, но всё должно быть по благословению.. :yes30000:

 

..Всё таки хотелось бы уточнить сей момент поконкретней.. :rolleyes:

 

P.S. В недавней воскресной встрече с батюшкой, в храме Иллариона, собрался целый аншлаг паломников, и большинство людей об ответственности за подачу заказных записок на Литургию и смысла совершаемых, во время проскомидии, действий, слышали впервые.. :swoon000:..И на следующее утро уже собирались всей толпой снова бежать на исповедь..)..Батюшка их, конечно, успокоил, но очень тонко намекнул, что об этом должны бы уже знать их дети.. :acute000: Батюшку, конечно, в тот вечер атаковали, но это стоило того..многие, дай Бог, вразумились и уехали домой ууумныее.. :i-m_so_h:

Share this post


Link to post

Обращался я так же за благословением и по поводу поминания своей сестры Елены - она крещена в православной церкви, но уже более 10 лет в сахаджа-йоге. В сахаджа-йоге есть такой ритуал когда они сами какими то там медитациями пытаются снять с себя "печать крещения", проще говоря - отрекаются от православного крещения. Я это обсудил с батюшкой и он благословил подавать записки и о моей сестре, сказав при этом - "Не можно, а нужно."

 

Когда в стране начался ввод инн и новых паспортов в нашем храме был настоятель протоиерей, который в прямом смысле начал поднимать народ на борьбу с этим "мракобесием". Он совершенно грамотно и доходчиво разъяснял всем какое это непотребное и губительное для души дело, призывал не в коем случае не получать новых паспортов и инн. Дошло до того, что перестал допускать к причастию тех кто получил... А приход большой - единственная церковь в восьмидесяти тысячном районе города. Епископ после попыток вразумления конечно убрал этого настоятеля из прихода. Для прихожан как темницы разверзлись.

 

"И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию."

 

 

Кого нужно и можно поминать в записках

В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.

Первая записка, подаваемая нами, – "О здравии" .

Понятие "здравие" включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.

В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: "молитесь друг за друга" (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.

В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от "здравия" которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним – Архипастыря, Преосвященного Архиерея, поставленного от Бога духовного владыку, заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству.

Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: "прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 1-4).

Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: "Поминайте наставников ваших" (Евр. 13,7).

Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного"( 1 Тим. 5,8).

За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: "отдавайте всякому должное... Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон" (Рим. 13,7-8).

Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44).

Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.

Вторая записка, подаваемая нами, – "О упокоении" . В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.

Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.

Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы" (Лк. 20, 38).

Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.

Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу – Господа Иисуса Христа. "Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (Рим. 14, 8-9).

Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.

 

Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии

Как же совершается в храме возношение Жертвы по нашим запискам?

Приготовление к Ней начинается во время проскомидии.

Проскомидия – это часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для таинства.

В переводе с греческого это слово означает "принесение" – древние христиане сами приносили в храм хлеб, вино, необходимые для литургии.

Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме, – так же, как скрытно, неведомо для мира произошло рождение Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор.

Из первой просфоры после особых молитв священник вырезает середину в форме куба – этой части просфоры придано название Агнец. Эта просфора, "агничная", полагается на дискос, круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель. Агничная просфора и служит собственно для Причащения.

Из второй просфоры, "богородичной", священник вынимает часть в честь Божией Матери. Эта частица укладывается на дискосе по левую сторону от Агнца.

Из третьей просфоры, "девятичинной", вынимаются девять частиц – в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников и преподобных, бессребреников, Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Эти вынутые частицы полагаются по правую сторону от Агнца, по три частицы в ряд.

После этого священнослужитель приступает к четвертой просфоре, из которой вынимают частицы о живых – о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах. Из пятой просфоры вынимают частицы об усопших – Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.

На дискос укладываются и эти вынутые частицы – сначала за живых, ниже – за усопших

Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных верующими.

В это время и читаются поминания – записки, книжки-помянники, которые поданы нами в свечной ящик на проскомидию.

После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: "Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)".

Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это – первое, невидимое молящимися поминовение тех, чьи имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор.

Это – великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову.

"На проскомидии образно представляется собранной около Агнца, вземлющего грехи мира, вся Церковь небесная и земная... Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и благочестно живущими на земле и умершими в вере и благочестии: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос. – В какой близости друг к другу находятся и небожители и землежители, и Божия Матерь и все святые, и все мы, православные христиане, когда совершается божественная, всемирная, пренебесная, всеобщительная Литургия! Боже мой! Какое прерадостное, животворное общение!"

Многие считают, что частицы, приносимые о живых и умерших, являются очистительной жертвой наших грехов.

Это – заблуждение. От греха можно очиститься только покаянием, исправлением жизни, милостью, добрыми делами.

Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, при извлечении их не бывает воспоминание Христовых страданий: при возношении Святого Агнца, во время возглашения "Святая Святым" эти частицы не поднимаются для таинственного воздвижения на крест с плотью Спасителя. Эти частицы не даются в приобщение Плоти Спасителя. Для чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.

Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, будучи внесена в потир, напоена Божественной кровью, вся исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их тому, о имени которого возносится. После того, как все причастники приобщатся Святых Тайн, диакон влагает в потир возлежащие на дискосе частицы о святых, о живых и мертвых.

Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом воз– радовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой Пречистой кровью Божия Сына, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Об этом говорят и слова, произносимые при этом священником: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною".

Вот почему необходимо совершать поминовение живых и усопших именно в Церкви, на литургии – ведь именно здесь происходит очищение Кровию Христовой совершаемых нами ежедневно грехов.

Жертва, принесенная Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе и ежедневно во время литургии приносимая на святом Престоле, является полной и совершенно исчерпывающей платой за наш долг Богу – и только она, подобно огню, может попалить в человеке все его прегрешения.

 

 

Наташа, Бог для меня это не законник, блюститель и каратель, а это любовь и ничего кроме любви. Мои мама, папа, брат, дедушки и бабушки, дяди и тёти все уже почили и все они за исключением только одной бабушки и дедушки были крещёнными, но не воцерковлёнными людьми и не причащались регулярно, а некоторые и вовсе. Как же мне не подавать записки о своей маме и отце? Что же это за любовь то такая слишком правильная? Мне, по Вашему наставлению, получается подавать записки можно только о почивших бабушке и дедушке, а о здравии вообще за никого нельзя подавать... совсем...

Share this post


Link to post

Андрей, Вас благословили - и это самое главное, по моим представлениям. В приведенном Вами тексте: " Какая тесная связь находится между Господом и святыми Его, между Ним и б л а г о ч е с т н о ж и в у щ и м и на земле и умершими в в е р е и б л а г о ч е с т и и: помни, какая тесная связь между нами и святыми и умершими во Христе, и всех возлюби, как членов Господа и своих членов – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский о частицах, вынутых из просфор и возложенных на дискос..."

 

Так же читала, что упоминание в записках на проскомидию людей, таких, как Ваши близкие, и мои тоже, - грех гордыни. Опять же, помним о благословении!

 

Я ничего не утверждаю, а только лишь делюсь тем, что знаю. Точно также за умершую сотрудницу, старого обряда, в храме батюшка не благословил подать требы о упокоении. Дал совет поехать в старообряднический храм и там помянуть.

 

Не знаю, как верно, т.к. в нашем храме нет различия в записках - простые, заказные.

 

 

Edited by Olga

Share this post


Link to post

.................Так же читала, что упоминание в записках на проскомидию людей, таких, как Ваши близкие, и мои тоже, - грех гордыни.

Поясните это, пожалуйста. В голове не укладывается. При написании их имён ни чего в душе не испытываю, кроме чувств любви, сострадания, сорадования, желания помочь. При чём тут гордыня?

 

Простите пожалуйста за такой может быть не совсем корректный вопрос, но... Дорогие женщины, нам вера дана, что бы просто любить и молится за всех или мозги сносить друг другу законничеством и фарисейством? "Где просто там ангелов со сто, а где мудрено там ни одного."

Share this post


Link to post

Андрей, ну что Вы:)..Я сама молилась, молюсь и буду молиться за своих неверующих родителей! Но вот за подругу-«самоубийцу» на проскомидию подать не могу, хотя, я очень её люблю..Понимаете о чём я?..Я о проскомидии..)..Вы внимательно прочитали мой предыдущий пост? Извините, если что..:)..

Share this post


Link to post

Андрей - на проскомидии, а не вообще поминание в записках. ))

Share this post


Link to post

Андрей, ну что Вы :)..Я сама молилась, молюсь и буду молиться за своих неверующих родителей! Но вот за подругу-«самоубийцу» на проскомидию подать не могу, хотя, я очень её люблю..Понимаете о чём я?..Я о проскомидии..) Извините, если что.. :)..

А что старообрядцы = самоубийцы?

Share this post


Link to post

В беседе с отцом Наместником от 2 сентября 2012 г. на 58 минуте (ссылка не прикрепляется )) отец Венедикт отвечает на вопрос "Как молится о некрещенных, в храме не разрешают..." - предлагаю послушать его ответ (немного касается и наших рассуждений). Вразумительно.

Share this post


Link to post

Андрей - на проскомидии, а не вообще поминание в записках. ))

Дорогие, уважаемые, любимые женщины! Очень хорошо, что Вы умные и грамотные в вере люди - Господь любит нас. Я же, человек тёмный и не прилежный в спасении, не обладаю ни умом ни прозорливостью. Молюсь за всех всегда - и когда можно и когда нельзя. Я как нибудь, потихонечку, с Божьей помощью, как Он меня сподобит, вот и батюшка хороший (главное добрый) всегда подскажет... Вы уж как знаете и как правильно, а я как Господь укажет.... Вы уж не серчайте на меня, мужика, что Вас не слушаюсь и не следую Вашим наставлениям... Вот если по этой теме борьбы с искушениями - ну ни как не могу я устоять перед искушением помолитЬся о здравии и упокоении тех о ком не положено, никак... Грешен паче всех человек и несть покаяния во мне...

Share this post


Link to post

Андрей, еще подумала, а хотела бы сам старообрядец, чтобы за него молились в наших храмах? Представляется, что все же есть разница )))

Каждый вечер Богу молимся - "Ненавидящих и обидящих нас прости...", при этом не спрашиваем у ненавидящего нас человека, желал бы он, что бы мы молились за него.

 

Хотелось бы всё таки услышать пояснение сказанного Вами - "Так же читала, что упоминание в записках на проскомидию людей, таких, как Ваши близкие, и мои тоже, - грех гордыни." Почему, откуда такое утверждение? Уже второй раз спрашиваю.

Share this post


Link to post

Андрей, не видела. что спрашиваете, простите! )) Я тоже повторюсь, потому что пишем иногда одновременно, не видя сообщений друг друга. В беседе от 2 сентября 2012 года отец Венедикт отвечает на вопрос "Как молится за некрещенных, в храме не разрешают..." Немного по нашим разговорам))).

 

Вот, только что нашла книгу "Гордость" из серии "Страсти. Болезни души" Рекомендовано к публикации Издательским Советом РПЦ ИС 12-204-0268. В числе многих и многих перечислений грехов гордости читаю:

 

-в записки о поминовении на проскомидии включали иноверцев, раскольников, сектантов, некрещенных, самоубийц, а также неисправляющихся, не кающихся грешников, живых или умерших без покояния;

 

- самонадеянность: надеялись на собственные силы и способности, знания и опыт, на свои "добрые" дела, на свои молитвы, посты, забывая, что без Бога спастись не возможно;

 

- забывая о своей греховности и немощи, пытались "вымаливать" других грешников и даже самоубийц...

 

И еще раз напишу, Андрей, у Вас есть благословение Вашего батюшки, который знает Ваше духовное устроение, и это самое главное. А если у человека нет благословения? Дерзать? Тогда перечитать, что написала Наташа Белочкина о беседе в Оптиной Пустыни о поминовении на проскомидии.

 

Если будут вопросы - буду только вечером, столько дел еще! ))))) Простите, не сердитесь. Мы же делимся друг с другом. И кто знает, для кого? )))

Share this post


Link to post

Моя подруга молится о здравии мужа по благословлению батюшки. Попросила благословления молиться о пьющей сестре. Батюшка не дал. Сказал не ее это дело, а матери. Она не поняла этого. Когда мы разговаривали об этом, то я как могла своими словами ей объяснила - Почему? Она согласилась со мной.

Share this post


Link to post

Пояснение. Батюшка не дал благословления устно ежедневно дома молиться. А записки за родственников, близких и друзей крещеных подавать можно.

Share this post


Link to post

Вы уж не серчайте на меня, мужика, что Вас не слушаюсь и не следую Вашим наставлениям... Вот если по этой теме борьбы с искушениями - ну ни как не могу я устоять перед искушением помолится о здравии и упокоении тех о ком не положено, ни как...

Действительно, молиться мы можем и должны за всех, в том числе и о тех, за кого не положено. Но если дело доходит до поминовения на Проскомидии, то тут есть определенные правила, за рамки которых переходить уже нельзя, как бы нам не хотелось.

Возможно, подавая на Проскомидию имя человека, не находящегося в общении с Церковью, многие считают, что в этом есть нечто от любви. Но это как раз тот случай, когда то, что мы называем любовью, на самом деле является лишь свидетельством нашего неразумия и простого непонимания того, что происходит на Проскомидии. И пол беды, если человек действительно этого не понимает, но если он ясно отдает себе отчет в том, что совершает, то это уже является довольно серьезным нарушением. И последствия этого нарушения рано или поздно обязательно найдут отражение в духовной жизни самого человека.

Любой священник, совершающий проскомидию, знает, с каким тяжелым чувством приходится вынимать частицу и класть ее рядом с Агнцем, чтобы потом погрузить ее в Святую Кровь, за человека крещеного, но далекого от веры и ведущего распутный образ жизни. Многие священники со временем даже перестают это делать, понимая, что такое действие просто противоречит тому Таинству, которое они по милости Божией призваны совершать. Многие свидетельствовали, что после таких "дерзновений любви" подвергались тяжким искушениям именно потому, что своими действиями просто профанировали Великое Таинство Церковной любви.

Просто страшно представить, что частица (имя) этого человека кладется перед Агнцем, а сам этот человек в это самое время всей своей жизнью сознательно противится ему. Поэтому и церковные правила так строго запрещают подобные поминовения, не говоря уже о поминовении откровенных богоборцев и сознательно ушедших из церкви. В этих случаях допустима лишь личная сердечная молитва, но никак не приобщение таких людей к Крови Христовой посредством Евхаристии.

 

Об этом много говорили святые отцы:

 

Вопрос: По милости Божией кающийся христианин получает в поминовении пользу, а получает ли ее человек крещенный, но живущий без понятия о вере, покаянии, грехе, страстях. Принесет ли ему пользу приношение на проскомидии?

 

Святитель Симеон, митрополит Солунский:

 

«Ежели кто, будучи предан греху, и от него отступить не хочет, такой, как недостойный общения с Богом, горшее осуждение себе примет от принесенной за него жертвы <…>

Сколько полезно тому, за кого приносится эта жертва, когда он живет достойно христианскому званию, столько бедственно и вредно тому, кто, предав себя греховной жизни, нерадит о достойном исправлении звания христианского. Ибо частица, будучи принесена от имени какого-либо христианина, и близ Божественного Хлеба возлежащая, когда он священнодействуется и пременяется в Тело Господне, делается причастною освящению, и внесенная в растворение Святого Потира напояется тогда животворящею Кровию: почему и душе той, за которую принесена бывает, ниспосылает благодать; тогда совершается духовное соединение человека с Богом» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. – М., 2009. – С. 350).

 

 

Вопрос: Какова мера ответственности священнослужителя в деле литургического поминовения людей?

 

Святитель Симеон, митрополит Солунский:

 

«Священник внимательно должен наблюдать, чтобы не принимать приношений и не возносить жертв за таких людей, которые, изгнав из сердца своего стыд и совесть, предаются всякому беззаконию; за это и сам священник подвергается вместе с ними осуждению.

От сего-то приключаются человеку и многоразличные искушения и скорби» (Симеон Солунский. О храме. // И. Дмитревский. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. СПб. – М., 2009. – С. 351).

 

 

Вопрос: Если поминовение на Литургии приносит столько пользы: оставление грехов, защиту от скорбей, значит, нам необходимо всех наших родных и знакомых записать на поминовение, поскольку мы желаем им добра.

Всем им нужна помощь Господа, даже если они этого не понимают. Правильно ли это?

 

Преподобный Лев Оптинский:

 

«Не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и расколах; по толкованию учителей церковных – через соединение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, – не очищение, но осуждение для них бывает... Подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мыслях стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым)...». (Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Письмо 207 к Фоме Никитичу и др. от 31 января 1836 г. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2000).

Share this post


Link to post

Действительно, молиться мы можем и должны за всех, в том числе и о тех, за кого не положено. Но если дело доходит до поминовения на Проскомидии, то тут есть определенные правила, за рамки которых переходить уже нельзя, как бы нам не хотелось.

У меня вопрос. Простите мое неразумие. У нас в храме подаются просто записки - О здравии и О упокоении. Обычные. Идут ли они на проскомидию? Я пишу там список людей крещенных, но далеко не все из них ходят в храм. Права ли я?

Share this post


Link to post

По идее все записки, если они поданы не на молебен или на панихиду, идут на проскомидию. У нас, к примеру, "простая" записка от "заказной" отличается лишь тем, что последняя после поминовения на проскомидии идет после этого еще и на молебен.

Вопрос ваш очень не простой. Когда дело касается живой души, тут надо искать всякие выходы и зацепки. Одна из лично моих зацепок такова: можно спросить человека, согласен ли он, если я буду поминать его на проскомидии, при этом подробно объяснив ему всю ту ответственность, которую я беру на себя и то, что требуется в этом случае с него. Если человек соглашается, то в этом случае есть хоть какой-то оправдание.

А иногда бывает, что лучше даже прямо сказать, что в настоящий момент вы просто не имеете права поминать его в церкви, поскольку он живет неправильно. Поверьте, это заставляет человека крепко задуматься и может принести ему гораздо больше пользы, чем если бы он знал, что кто-то где-то за него что-то подает. А значит не так уж у меня и все плохо..

Share this post


Link to post

Отец Даниил, но что значит "живет неправильно"?.. Я, вот, даже сама за себя не могу сказать на все 100%, что я правильно живу. Почитала сейчас всех и, конечно, призадумалась. В записках перечисляю только крещеных родственников и друзей, но вот насколько правильно они живут, мне не ведомо. Многие из них, в том числе мои родители, невоцерковленные. :(

Share this post


Link to post

"Что такое помянник и церковная записка "О здравии" и "О упокоении"

 

Поминовение на Божественной Литургии

 

Церковная записка, подаваемая "О здравии" или "О упокоении", - это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник - это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, - разовый помянник и требует к себе такого же уважения. Записка, подаваемая без изображения креста, написанная неряшливым, неразборчивым почерком, с множеством имен, свидетельствует о непонимании священной важности и высокого назначения записей имен живых и усопших для их поминовения. Между тем, помянники и записки как по своему внешнему виду, так и по употреблению, могут быть названы богослужебными книжками: ведь на них изображают святой крест, они вносятся в алтарь, читаются во время Божественной литургии перед святым Престолом."

 

Но исходя из содержания предыдущего сообщения отца Даниила получается, что в помянник можно записывать только крещённых, верующих, воцерковлённых православных христиан? Какая же это "память потомству о живших на земле предках"? У меня нет помянника - я за всех своих родителей, родственников, друзей, знакомых, наставников, благодетелей и всех православных христиан молюсь "на память" о здравии и об упокоении за всех кого помню каждое утро в утреннем правиле. Не было нужды считать, но что то около 50 человек о здравии и 30 человек об упокоении. Записки же на литургию подаю о них же, но только тех кто крещён, но не взирая на то, в каком состоянии по отношению к вере они находятся, то есть и за крещёных но неверующих, заблудших, но не за рьяных атеистов или противников православной веры - вот об них то и испрашиваю благословения, если хочу молится. Но получается, что если я в помянник (если бы имел его) запишу только воцерковлённых и до последнего своего воздыхания верующих и проповедующих, то там будут только два имени за упокой и ни одного за здравие. Понимаете? У меня 50 человек о которых я молюсь за здравие и ни один из них не ходит в церковь и не причащается, по крайней мере я точно не знаю этого, может 2 - 3 человека из них теперь уже и пришли к Богу, но точно я не знаю - не со всеми уже поддерживаю связь и давно.

 

Разъясните мне пожалуйста как же это так получается? Вот отец Александр, который и служит Литургию на которую я подаю записки, благословляет меня подавать записки и за крещёную сестру мою, которая в сахаджи-йоге и за дедушку, который староверами крещён (и даже причастил его) - "не можно, а нужно", а отец Даниил здесь говорит, что этого делать нельзя...

Share this post


Link to post

Одна из лично моих зацепок такова: можно спросить человека, согласен ли он, если я буду поминать его на проскомидии, при этом подробно объяснив ему всю ту ответственность, которую я беру на себя и то, что требуется в этом случае с него. Если человек соглашается, то в этом случае есть хоть какой-то оправдание.

А иногда бывает, что лучше даже прямо сказать, что в настоящий момент вы просто не имеете права поминать его в церкви, поскольку он живет неправильно. Поверьте, это заставляет человека крепко задуматься и может принести ему гораздо больше пользы, чем если бы он знал, что кто-то где-то за него что-то подает. А значит не так уж у меня и все плохо..

Один из тех, кто крещен, но в храм не ходит - это мой сын. Сейчас у него период "обострения" - негатив ко всему и вся кроме своих мягко говоря неразумных дружков. Как же мне не подавать за него записки??! Другая моя добрая знакомая и ее дочь, знакомая в возрасте, верит, в храм заходит иногда - свечи поставить и записки подать. Но...на службы не ходит. Мне одна женщина в храме сказала, что нельзя подавать записки за тех, кто не ходит на службы. Я это передала своей знакомой. Она даже обиделась и заспорила, что это не так.

Когда была в Оптиной в сентябре, то писала в записках О здравии себя и сына. Мне во Владимирском храме за свечным ящиком монах сказал: " Почему мало так? Разве нет друзей, соседей?" Стала писать друзей, соседей.

Share this post


Link to post

Под "неправильной" жизнью тут можно понимать то, что обычно является однозначным поводом отлучения от Причастия. Т.е. те грехи, которые совершаются сознательно и постоянно. В этот разряд входят различные блудные сожительства, работа, напрямую связанная с грехом, ну и откровенная хула на церковь.

Share this post


Link to post

Разъясните мне пожалуйста как же это так получается? Вот отец Александр, который и служит Литургию на которую я подаю записки, благословляет меня подавать записки и за крещёную сестру мою, которая в сахаджи-йоге и за дедушку, который староверами крещён (и даже причастил его) - "не можно, а нужно", а отец Даниил здесь говорит, что этого делать нельзя...

Это уже личное дело самого о.Александра. Церковное мнение на этот счет иное.

Мне непонятно одно: почему такое стремление поминать ИМЕННО НА ПРОСКОМИДИИ и пытаться насильно соединить с Кровью Христовою тех, кто ее сознательно не признает? Ведь можно спокойно встать в церкви и от души со слезами помолиться о тех, за кого болит ваше сердце.

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...