ALEXANDR 2 726 Опубликовано: 24 февраля, 2011 Еще нас один батюшка учил, что когда земные поклоны делаем не надо долго попки свои к небу долго держать. Поклонились и встали или на коленях остались. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулия 468 Опубликовано: 24 февраля, 2011 Я читал, что раньше хоров в храмах не было и пел весь приход. Потом когда приходы стали хуже знать службу в храмах стали петь хоры. Раньше с детства впитывали в себя церковный дух. Песнопения с детства знали. Да и обучали детей. А сейчас 50% прихожан "Верую" не знают. Что уж говорить о знании службы целиком.... Хоры поют по нотам со словами. Даже они наизусть всего не помнят. Я дома часто слушаю церковные песнопения, но мало что знаю наизусть. Опять же, дома могу и повыть и подпеть. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
маргарита(морская) 306 Опубликовано: 24 февраля, 2011 Нда-а-а Иулия, прям вам не везет с Оптиной-то, то иеромонах злобный попался, то вон женщину из храма вывели, так поняла вы были свидетельницей, то вон по голове получали там же и все это в Святом месте... с чего бы это? Искушения бьют!!! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татьяна72 607 Опубликовано: 24 февраля, 2011 ALEXANDR, знаете,мы с сыном (ему 10 лет) тоже искали "Свой" храм. Многие храмы обошли в Москве. Но вот, что интересно, вчера у моей мамы скончалась тетушка и мама попросила меня сходить в храм, заказать службу. Пришли мы с сынишкой в наш Храм Георгия Победоносца, я записочки подала, он пошел свечки ставить и тут смотрю у иконы Георгия Победоносца к нему подходит бабушка, старенькая такая, что-то на ушко ему шепчет, он головой кивает и к иконе прикладывается. Бабулька заметила, что я на них смотрю, подходит и говорти: "Доченька, ты не обиделась, что я мальчика твоего к иконке приложила? Это хорошая иконка, он у тебя здоровенький будет." Пришли мы с сыном домой, а он мне и говорит:"Мам, давай завтра снова в наш храм пойдем, мне там так хорошо, я почувствовал, что из меня будто все плохое ушло, и казалось, будто все растаяло, как шипучая таблетка в стакане воды." Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Антоний 3 Опубликовано: 24 февраля, 2011 Мне кажется,что человек всегда искал,что-то лучшее и находил.Лично я очень люблю маленькие храмы и ранние службы,но не всегда есть возможность ходить куда хочется,т.к.тружусь в одном из храмов.У нас в праздники две службы,на первой поёт народ,а на поздней правый хор.Вообще конечно если быть честным,то некоторые подпевания,очень сбивают,особенно когда поёшь новое и сложное произведение,однажды Вел.постом пели трио ,песнопение Да испрвится ....рядом стояла женьщина и пела что-то своё...регент показал ей жестом(прижав палец к губам),что петь ненадо,на что она запела ещё громче,я не помню как я допел свою партию,и допел ли я её вообще,но после этого я решил,что никогда не буду петь трио в центре храма и ещё получили нагоняй от служащего священника за "хорошее"исполнение....но есть,что вспомнитьА тётеньке,я благодарен показала мне всю мою немощь...дескать работать надо над собой...Простите. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулия 468 Опубликовано: 25 февраля, 2011 Юлия, я честное слово - не поняла, как это, как же они пели, что им пришлось даже замечание делать? Может, в какие то особые моменты службы, может, Херувимскую чтобы не подпевали или как? Объясните мне пожалуйста, просветите мою темноту... Это было на Молебне с Акафистом. В Оптиной молебен оптинским старцам проходит каждый день в 15-00 (если не путаю) во Владимирском храме. Проводит один батюшка, который встает в центре храма, сразу за ним прихожане. Поют 2-3 женщины, которых батюшка благословил. При этом батюшка читает записки и молится. Первый раз он просто сказал, что Благословлено петь только певчим и что он просит соблюдать тишину, второй раз поругался. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулия 468 Опубликовано: 25 февраля, 2011 Нда-а-а Иулия, прям вам не везет с Оптиной-то, то иеромонах злобный попался, то вон женщину из храма вывели, так поняла вы были свидетельницей, то вон по голове получали там же и все это в Святом месте... с чего бы это? Катерина, я не была свидетельницей вывода из церкви, рассказывал местный житель, который сам выводил. У меня много знакомых, которые живут в Оптиной или рядом, есть, которые трудятся в монастыре. Я с ними общаюсь, созваниваюсь каждый день. Да, сама я получала в Оптиной по голове (и даже реально на меня нападали и били, требуя деньги на водку), но это не сравнится с тем, что я получала хорошего. Сколько Благодати мне дано было! Честно говоря, за это ещё очень мало получала. А что тут удивительного? Я же еду в Оптину душу спасать. Исповедуюсь, причащаюсь, соборуюсь, молюсь. Кому-то это не нравится. Кто-то бесится. Так это же хорошо, что получаю! Значит я на верном пути! И из всего мне урок хороший. И упаси Господь, я не считаю батюшек злобными. Злоба- это вообще что-то страшное, бесовское. И, слава Богу, нашла своего духовного отца в Оптиной, к которому прикипела всем сердцем. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Силуан 100 Опубликовано: 25 февраля, 2011 то иеромонах злобный попался Злобных иеромонахов не бывает. Бывают нестойкие в искушениях. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Olqa 13 246 Опубликовано: 25 февраля, 2011 В Малоярославце в монастыре на вечерней службе народа было мало - только наша "заехавшая" группа. Все, как положено, свечей купили и хотели поставить. Служба началась уже, когда мы в храм вошли, огляделись - красота! его совсем недавно отреставрировали. Головами покрутили и хотели к подсвечникам подходить. Сестры не давали нам шагу сделать - на малейшую попытку сделать движение - безшумно подходили, забирали свечи, уважительно кивали головой, мол, не волнуйтесь, все поставим, и так же безшумно вставали на свои места. Храни их Господь! Видимо такое благословение у них. В московской области на молебне (храм с такой акустикой!!!) одна женщина с замечательных голосом и слухом, заглушая всех, пела в стиле русских народных песен, с "коленцами" в конце фразы, с этакими переливами. С непривычки еле справилась со своими чувствами. На "Радуйся!" вольно -невольно почти все крутили головой увидеть, кто же так заливается. В Калужской области в храме поют "Верую" и "Отче наш" по-своему, гостям без способностей трудно подпевать. На праздник иконы Пресвятой Богородицы "Достойно есть" наш настоятель пригласил хор, думаю из студентов Семинарии Троице-Сергиевой Лавры. Так вот они (и мы вместе с ними) читали, трудно слова подобрать, как бы кратко и отрывисто каждую фразу и "Верую" и "Отче наш". В душе живет до сих пор. В Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры - даже не знаю, как и описать. Такой хор! и такая акустика! никого и ничего, кроме хора не слышно! Вчера батюшка говорил, что можно стоять службу с закрытыми глазами, если отвлекают люди и движения. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 29 апреля, 2011 О поведении в храме Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28). Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь. Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий. Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя». Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение. В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы. Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом. Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне...» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы...». В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб. В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь. Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их. Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб. Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его. Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место. Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни. До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди. По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать. Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами. В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне...» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители. Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Светлана Опубликовано: 5 марта, 2012 Простите, уважаемые. Хочу спросить. «Итак, муж не должен покрывать голову, потому, что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1Кор.11.7-9) Это значит, что голову должны покрывать только замужние женщины? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Андрей Ъ 431 Опубликовано: 5 марта, 2012 Простите, уважаемые. Хочу спросить.«Итак, муж не должен покрывать голову, потому, что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1Кор.11.7-9) Это значит, что голову должны покрывать только замужние женщины? Если подходить к этому вопросу буквально, то - да. Девушки, никогда не бывшие замужем, могут не покрывать голову. Если девушка потеряла честь до замужества, то должна покрывать голову. Если подходить к вопросу по-другому, то благочестивая женщина по любому покроет голову платком, шалью или другим головным убором (например, в Европе в православные храмы принято приходить в красивых шляпах, что в России воспринимается резко отрицательно). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Гость Опубликовано: 6 марта, 2012 Если подходить к этому вопросу буквально, то - да. Девушки, никогда не бывшие замужем, могут не покрывать голову. Если девушка потеряла честь до замужества, то должна покрывать голову.Если подходить к вопросу по-другому, то благочестивая женщина по любому покроет голову платком, шалью или другим головным убором (например, в Европе в православные храмы принято приходить в красивых шляпах, что в России воспринимается резко отрицательно). В Европе?Где именно? Гречанки не носят в храм ни шляп, ни платков и я не сомневаюсь, что благочестие у них присутствует и никуда вместе с головным убором не исчезает. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Андрей Ъ 431 Опубликовано: 6 марта, 2012 В Европе?Где именно? Гречанки не носят в храм ни шляп, ни платков и я не сомневаюсь, что благочестие у них присутствует и никуда вместе с головным убором не исчезает. Вы бы как-то себя обозначили, представились. Непонятно, кто вы и зачем здесь. Если спорить, то я не буду. Скажу только, что Греция еще не вся Европа. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ALEXANDR 2 726 Опубликовано: 6 марта, 2012 В Европе?Где именно? Гречанки не носят в храм ни шляп, ни платков и я не сомневаюсь, что благочестие у них присутствует и никуда вместе с головным убором не исчезает. И жаль, если там так ... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 6 марта, 2012 Платок - украшение женщины В чем полагается женщине приходить в храм? Обязательно ли покрывать голову платочком или это атрибут устаревшей «деревенской» моды? Еще не так давно, когда в градах и весях почти не оставалось храмов, верующие женщины не задавались вопросом, покрывать ли голову платком или можно пренебречь им. Все свято чтили старинную русскую традицию и ходили на службу в платочках. А традиция эта утверждается Апостолом Павлом: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (I Кор. 11, 5-10). Идеалом для Христианок всех времен был образ Пресвятой Богородицы, Которая с малых лет облачалась в скромную, подобающую женскому полу одежду и покрывала Свои власа длинным покровом-омофором. В русском языке слово «опростоволоситься» стало синонимом глагола «осрамиться», сделать что-то нелепое, а то и неприличное. Изначально же так говорили о женщинах, вышедших из дому «простоволосыми», непокрытыми. Это считалось постыдным, и не то что в церковь - даже в лавку за пачкой соли уважающая себя женщина не вышла бы без платка, шали или шляпки. Моды стремительно меняются, но и в наши дни у верующих женщин сохранилась благочестивая традиция, основанная на Апостольском завете, ходить в церковь и молиться дома в платочке. Сложилась и традиция покрывать голову платочком соответствующего цвета: так, в Великий пост повязываются платочком черного цвета, на Пасху - красного, на Троицу - зеленого, в Богородичные праздники - голубого, а в остальные дни предпочтительнее белые платки. В разных храмах по-разному относятся к вопросу, обязательно ли надевать платочек девицам и девочкам или это неотъемлемый признак замужней женщины. И в этом, на наш взгляд, лучше придерживаться сложившегося именно в вашем храме порядка, чтобы не смущать верующих вашей общины. Хотя, конечно же, нет ничего зазорного в том, что девочка приходит в храм с косыночкой на голове - напротив, такая маленькая прихожанка выглядит весьма умилительно и сызмала привыкает одеваться в храм так, как это подобает Православной Христианке. Ну а как же быть с теми женщинами, кто по неведению или безкультурью приходит в храм без головного убора? Конечно же, не нужно делать им замечания, тем более в резкой форме. Предоставьте это Богу и настоятелю. Может быть, сурово обличив новую прихожанку, вы на долгие годы, если не навсегда, отвратите ее от храма и от духовной жизни. А какой грех может быть страшнее этого? Лучше думать о своих грехах, а не об одежде стоящих рядом. А может быть, кто-то для таких новоначальных прихожанок принесет платок из дома и молча, без осуждения, протянет одной из них. http://www.likirussi...sk=view&id=1163 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Андрей Ъ 431 Опубликовано: 6 марта, 2012 И жаль, если там так ... Да, там многое уже не так... священник Константин и Елизавета Пархоменко Некоторые мысли по поводу посещения греческих храмов http://azbyka.ru/parkhomenko/stati/palomnichestvo-all.shtml Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Olqa 13 246 Опубликовано: 6 марта, 2012 Хочу спросить у форумчанок. В Великий пост одеваете черный платок в храм? Или это только лишь внешнее проявление, которое теперь в прошлом? Что касается меня. В понедельник я просто забыла про черный платок. Женщин в храме в темных хотя бы платках почти не было. И у меня духу не хватило одеть черный. К четвергу показалось, что уменьшилось количество светлых и ярких платков. Дорогие сестры, ваше мнение какое? И отцов и братьев спрошу - черный платок - в прошлой жизни остался для мирянок? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Баранова Екатерина 77 Опубликовано: 6 марта, 2012 Нам настоятель не рекомендовал надевать черные платки Он считает их неуместными даже в пост. Только когда сугубый траур у человека Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 6 марта, 2012 Честно говоря, к поведению в храме, платок относится, весьма условно.И рассматривать этот вопрос в связи с поведением уместно, учитывая болезненную реакцию в храме самих прихожан на тех, кто пришел не в платке или вовсе с не покрытой головой. Наверно уже всем набило оскомину, что все сводится к отсутствию любви.Но согласитесь, что не справедливо воцерковленным людям считать себя лучше других и во всем правыми, накидываясь на зашедших в храм как на врагов рода человеческого.Здесь вообще ставится под сомнение, это самое воцерковление. Может это как-то иначе называть, вохрамливание, например, когда традиции прихода, храма выше и важнее христианской любви, заповедей Божьих.Вообще спрашивать можно только с того, кого научили, а не с того, кто под руку подвернулся.Да и научить не значит поставить в условия без выбора, а подсказать человеку о существующих традициях в свете их духовного смысла.Нормально, когда в храме делать замечания и назидания оставлено духовенству. Что же касается цвета платка, то это, при отсутствии особого "распоряжения" по приходу от настоятеля, не имеет ни какого значения. Все зависит от внутреннего состояния человека, от степени его сердечности в вере, а не формализма. Печально и совестно, когда в православных храмах для пришедших вновь или случайно забредших, не находится капли христианской любви и элементарного гостеприимства. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Баранова Екатерина 77 Опубликовано: 6 марта, 2012 Полностью согласна Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 6 марта, 2012 Хочу спросить у форумчанок. В Великий пост одеваете черный платок в храм? Или это только лишь внешнее проявление, которое теперь в прошлом?Что касается меня. В понедельник я просто забыла про черный платок. Женщин в храме в темных хотя бы платках почти не было. И у меня духу не хватило одеть черный. К четвергу показалось, что уменьшилось количество светлых и ярких платков.Дорогие сестры, ваше мнение какое? И отцов и братьев спрошу - черный платок - в прошлой жизни остался для мирянок? Простите меня великодушно, не гневайтесь за горькие слова и не примите за осуждение. В храм нужно ходить к Богу, молится, а не "себя показать и других посмотреть". Платок не должен быть грязным и на нём не должна быть изображена крамола. Любому человеку, не первый раз заходящему в церковь, известно, что одежда должна быть скромной, опрятной и не "вызывающей" и только лишь для того, что бы не отвлекать внимания и не смущать других людей. Если человек начинает сильно ломать голову над тем, что нужно одеть и особенно оценивать, что на других одето, то ему нужно срочно Канон покаянный почитать - лукавый им правит. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Светлана Опубликовано: 7 марта, 2012 Ведь наверное Апостол Павел не просто так это сказал: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая»? Значит наверное какое-то значение имеет с покрытой или непокрытой головой молиться женщине? Или всё сводится только к благочестивому обычаю? Считать чем-то внешним? Но так к внешнему можно многое отнсти, при желании: священнические одежды, богослужебные тексты, посты и т.д. А дальше? Дойти до формулы "Бог в душе"? Простите меня, я разобраться хочу Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Баранова Екатерина 77 Опубликовано: 8 марта, 2012 Большая часть женщин в поместных Церквях платки вообще не надевает. А в той же Греции, платок в храме вообще считается грехом Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Светлана Опубликовано: 8 марта, 2012 Большая часть женщин в поместных Церквях платки вообще не надевает. А в той же Греции, платок в храме вообще считается грехом Грехом? А как же Апостол Павел? как же Матерь Божия? Для них, в Греции, и Апостол не указ? Простите. Один раз по телевизору (не помню в каком году) на Пасху показывали богослужении в Греции. Да, женщины там бе платков, но меня неприятно удивила вообще обстановка в храме во время богослужения. В алтаре много священников, суета какая-то, ходьба, разговоры. То же самое и в храме, люди почти вплотную к алтарю стоят, кажется еще немного и войдут в него. Служащий архиерей как будто сам по себе, впечатление, что на него не особо внимание обращают. Сердце сжалось. Грустно Поделиться сообщением Ссылка на сообщение