Jump to content
sasha

Как петь на службе с теми, кто не поет

Recommended Posts

Как петь на службе с теми, кто не поет

 

О создании и управлении народным хором, связанных с этим трудностях и радостях корреспондент портала Православие.Ru беседует с регентом храма святого Марона Пустынника в Старых Панех Дмитрием Ключевым.

206228.p.jpg?0.7688516797497869

– Дмитрий, какие чувства вызывает народный хор?

– В начале главное – сдержать раздражение, потому что они ничего не могут, а надо внушить, что могут, если заниматься с неподготовленными. У меня достаточно такого опыта. Сначала мы пели в очень низкой тональности в унисон, потому что боялись. Прихожане часто стремятся запеть, некоторые идут вместе с хором по тексту службы: мелодии знают с голоса, потому что часто ходят в храм. Я взял самые простые ектеньи, самые распространенные антифоны первого гласа.

 

– Люди всегда подпевают хору, а тут – испугались?

– Именно поэтому мы пели в унисон и очень низко, по-другому не могли. В храме все насторожились. Потом мне удалось выделить высокие голоса. Вместе поют – постепенно становится лучше. Потом дал простые дыхательные упражнения. Кто делает – становится лучше. А сейчас воцерковленные люди, которые пришли в начале и постоянно ходят на службы, знают чинопоследование, выучили мотивы (многие с голоса) и осмелели: стало неинтересно приходить на репетиции с новичками.

206229.p.jpg?0.1415883090812713

А приходят бабушки, которые толком ничего не знают и всю жизнь работали в партийных организациях, но решили пробиваться к Православной Церкви и начинают с нуля. Их не все выдерживают. Тренироваться в любви трудно, многие не готовы потерпеть ради людей, которые вновь пришли, чтобы они почувствовали соединение с теми, кто уже поет.

 

Приходят люди среднего возраста, пожилые и совсем старенькие, с палочками. Хотя и молодые приходят. Это – наши люди, с ними важно работать, и надо потерпеть.

 

С другой стороны, народный хор потом вдохновляется, начинает верить в свои силы (моя задача – внушить уверенность), многие начинают заниматься вокалом и летом принимают участие в богослужениях тех храмов, которые находятся рядом с дачами, потому что знают службу.

 

Мы изучаем только Литургию. Однажды пели и нетвердо знаем литию. К молебнам пытались дерзнуть, но переполнены объемом литургических песнопений. Хорошо, что успеваем тропари и задостойник выучить, потому что, кроме изучения, может стоять задача повышения качества пения. Но не всегда это возможно, если люди, которые пели, не приходят.

 

 

– Неужели в хоре нужен вокал?

– В православной культуре есть свои предпочтения, речь должна звучать красиво, голос в храме должен звучать красиво, но сейчас не у всех получается. Формирует звук речевой аппарат, и надо стремиться к естественности, потому что каждый человек может особенно произносить звуки, а, бывает, нравится другой и начинаешь подражать, себя при этом умаляя.

 

Я много над этим думал. Преподаешь вокал, человек стопорится, но постепенно выход находится, и могу сказать о народном хоре: будет продолжение, потому что надо сеять и на камне. Поэтому я этим занимаюсь, хотя сомневался, нужно ли преподавать вокал, терзался и постоянно думал: «Кому всё это надо?»

 

Господь меня поддержал в бывшем Синодальном училище (ныне – Рахманиновский зал консерватории, а стены помнят звучание синодальных хоров), куда я попал на камерную оперу японского композитора в европейской традиции, на японский сюжет и на японском языке. Инструменты – рояль, виолончель и классическая флейта.

 

И когда разные уровни вокалистов-солистов в конце все вместе запели, в здании училища возникли удивительные вибрации, которые чувствовались всем телом, воспринимались всем существом. Это необыкновенное ощущение, и люди после занятий вокалом уходят совершенно в другом состоянии и начинают думать, что им открылось что-то такое, чего они даже не могли представить.

206230.p.jpg?0.9371298884507269

Обычно после первой службы происходит следующее: «Скажи, мы плохо пели?! Мы так плохо пели, скажи?» – «Вы меня видите?» – «Видим». – «Слушайте внимательно, если видите и слышите. Я специалист с высшим музыкальным образованием, окончил Московскую консерваторию и, как специалист с высшим образованием, говорю, что меня ваше пение не раздражает. Вопросы еще будут?» – «Но мы плохо пели!» – «Я всё сказал. Надо продолжать репетировать».

 

– Кого может раздражать народный хор?

– Многих может раздражать из-за разных понятий о том, как надо петь, и батюшки могут быть с разным опытом. Каждый способен воспринимать в свою меру, а профессионалов высшего уровня очень мало. Обычно это раздражает людей среднего или ниже среднего уровня музыкального образования, они с трудом понимают и пытаются требовать от других, как именно надо петь в храме. А ведь пение в храме (я много на эти темы думал) должно быть, самое главное, искренним. Теплая молитва ко Господу. А Господь милостив, это мы люди немилостивые.

 

Все хотят петь. Сейчас много различных курсов, но таких не возьмут. На курсы любят брать музыкально подготовленных, которые будут в полной мере воспринимать сольфеджио. Это брошенный контингент, а бросать наших людей не надо.

 

– Когда появился народный хор, прихожан стало больше или меньше?

– Прихожан в храме всегда было много. Проблема и задача хора – не привлечь больше народа, но больше просветить тот народ, который приходит. Настоятель поставил задачу – всем народом петь службу, проработать основы богослужения. Когда костяк поет, люди приходят в храм и могут присоединиться – такая идея.

 

– Прихожане, которые сами не поют, не подходили с возмущениями?

– Наоборот, подходят с благодарностью, особенно те, кто работает в храме и не имел раньше возможности спеть всю службу, – теперь никто не останавливает. Люди хотят петь, говорят: ностальгия потомков Адама по ангельскому пению в раю.

 

– Вернемся к синодальным хорам. Как ты их оцениваешь?

– Можно послушать, есть записи среднего качества – хоров синодальной традиции, и Федор Шаляпин, и Павел Чесноков с хорами. Есть записи из храма Христа Спасителя до взрыва в 1931 году – это синодальная традиция. Записи великого архидиакона Розова.

 

Синодальная традиция может нравиться или не нравиться, но это – условность большого собора. В разных храмах приемы могут различаться, зависит от акустики. У нас редкий регент владеет акустикой, а этому должны обучать. Но этому не обучают. Акустике не обучают нигде, и специалистов по акустике почти нет.

 

Надо уметь слышать акустику. В каждой акустике свои приемы, регент досконально знает акустику храма, какие в разных местах применять акустические приемы. Если гулкая акустика, надо подсказать певчим и петь в более сухой манере.

 

Бывает, наоборот, глухая акустика, где требуется протягивать, но нельзя перегущать тембральное заполнение гласной, иначе скрадывается произнесение согласной, как будто человек плохо произносит, – согласные надо вызванчивать.

 

Характер звучания должен быть своего рода щипковый, если сравнивать с музыкальным инструментом, или как колокол, который звучит, потом затухает. Так же и слог. Это «читок», прием «читка». «Читок» – это определенный штрих, чего многие не знают.

 

– Как бороться с неправильным пением в храме?

– Синодалы, в частности Александр Никольский, который курировал все церковные хоры Москвы, поддерживали специфические особенности пения в каждом храме, где они были, потому что даже интересно, когда в разных храмах по-разному поют, а не то, что так правильно, а так неправильно. Странное суждение. Вообще что такое правильно? Славить Бога можно любыми голосами. Где же в Евангелии написано, каким голосом надо петь?

 

Идея народного хора родилась давно, но воплотилась постепенно, потому что не каждый регент может выдержать, когда поют вразнобой. У меня получалось, потому что я могу терпеть и знаю, как бывает вначале. У меня большой опыт работы именно с теми, кто не поет, и я умею находить выход руководства такими начинающими, я не боюсь их. А многие не знают, что делать, когда поют нестройно. Просто надо потерпеть. Я не обращаю внимания на то, что не получается, приветливо общаюсь, хвалю, потому что их всегда ругали. Просто их боятся, а я не боюсь. И в какой-то момент я понял, что может получиться.

 

С Дмитрием Ключевым

беседовала Александра Боровик

16 июня 2015 года

 

Share this post


Link to post

Спаси Господи, про акустику было интересно.

 

Методика преподавания "непоющим" как-то не раскрыта. И да, сольфеджио все равно нужно. Потому что пласт церковного пения весьма широк и глубок, поэтому многие вещи вообще читаются "с листа", а для этого нужно знать ноты, и не просто знать, а владеть в совершенстве этим инструментом. чтобы он был "родной".

 

Про Литургию понятно, там меньше изменяемых песнопений, поэтому проще выучить "на слух".

 

Хорошо, когда многие готовы потерпеть... Но это хорошо только обоюдно, когда поющие готовы поучить и больше и чаще спеваться. Иначе терпеть придется долго, а это нереальное редкое событие...

Share this post


Link to post

мне статья показалась интересной вот еще почему - 
 

В докладе на Епархиальном собрании г. Москвы, состоявшемся 23 декабря 2014 года в Храме Христа Спасителя, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Следует продумать возможные формы совместного участия всех прихожан в богослужении… Владыка Пантелеимон пишет о пользе народного пения, которое сегодня чаще всего сводится к общему пению за Литургией "Символа веры" и молитвы Господней. Такое пение, под управлением диакона, можно было бы распространить и на ряд других любимых прихожанами песнопений, в том числе и за всенощным бдением. … И разве можно сравнить это народное пение, вовлекающее людей в свершение Евхаристии, с пением профессиональных платных певцов на клиросе?... Поэтому просил бы, братия, всех подумать о том, как это можно сделать. Уверен, что это положительно повлияет на изменение отношения людей к богослужению и вообще к приходской жизни».

и уже начали это делать -

На московском подворье Валаамского монастыря будет совершаться Литургия с привлечением к пению всех молящихся
 

По благословению игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия с начала февраля этого года духовенством и братией московского подворья обители принято решение о служении субботней Божественной литургии с привлечением к пению всех молящихся. 7 февраля 2015 года состоялась первая такая Литургия.

 

Подготовка к организации народного пения была поручена регенту подворья иеродиакону Герману (Рябцеву) и руководителю Миссионерского братства во имя преподобного Германа Аляскинского Владимиру Шакирову. С их помощью были подготовлены листовки с избранными фрагментами богослужения, которые перед началом Литургии были розданы прихожанам. Со словом о значении народного пения за богослужением и о том, как планируется его организовывать, перед службой к прихожанам обратился чередной священнослужитель иеромонах Савватий (Севостьянов). Для того, чтобы поддержать пение прихожан, во время Литургии в храме присутствовали члены Миссионерского братства.

 

В дальнейшем планируется совершать Литургию с народным пением каждую субботу, постепенно увеличивая количество песнопений.

Share this post


Link to post

Хорошо, когда многие готовы потерпеть... Но это хорошо только обоюдно, когда поющие готовы поучить и больше и чаще спеваться. Иначе терпеть придется долго, а это нереальное редкое событие...

Да, для этого наверно нужна крепкая община.

Хотя у нас в храмах некоторые подпевают хору и без благословения и даже подпевают священнику, а не только хору. Вот уж действительно терпение нужно, что б рядом с такими молится, я лично не выдерживала.

Share this post


Link to post

Да, для этого наверно нужна крепкая община.

Хотя у нас в храмах некоторые подпевают хору и без благословения и даже подпевают священнику, а не только хору. Вот уж действительно терпение нужно, что б рядом с такими молится, я лично не выдерживала.

А у нас бывает наоборот, на клиросе такие "выступления"... Вот они-то и мешают молиться)

так что без специального образования и подпеть невозможно))

Даже "Верую" и "Отче наш" многие не могут осилить))

А вот "народный хор" в храме в деревне моей бабушки, где прихожан человек 5-7, гораздо ближе сердцу и проникновеннее. И подпевать можно всем, кто знает службу)

Share this post


Link to post

 

С их помощью были подготовлены листовки с избранными фрагментами богослужения, которые перед началом Литургии были розданы прихожанам.

В дальнейшем планируется совершать Литургию с народным пением каждую субботу, постепенно увеличивая количество песнопений.

На самом деле, были дореволюционные молитвословы, в которых постоянные молитвословия из суточного круга были приведены. В частности "Сподоби, Господи, в вечер сей...".

 

В 90-е эти молитвословы даже репринтились. То есть, тексты, на самом деле, можно "раздать", если их присутствие в молитвословах сделать обязательным.

 

Другое дело, что проблема комплексная. На сайте Сретенского монастыря даже статья была на эту тему, что мiряне в основном перешли на воскресно-литургическое обшественное моление, остальные службы в массе не посещаются.

 

Это подтверждается и собственным опытом. Работаю до 18-00, в большинстве храмов вечернее богослужение начинается в 17-00, хотя встречается и 16-00, но все же это в основном зимой. Поэтому единственная возможность попасть на всенощную целиком - в субботу. А так как это единственный день, в который можно заняться домашними делами, то чаще всего в 17-00 еще что-то делаешь, и не успеваешь.

 

Поэтому, когда Великая Вечерня на Троицу служится днем, после Литургии, и там начинают всем храмом петь "Сподоби, Господи...", то... Выясняется, что слова не знают (из них же первый я сам), и пение хорошим и сплоченным назвать никак не получается. Если вообще можно назвать пением.

 

Когда изучал авто-вождение, наш преподаватель говорил, что водительские навыки растут, если на автомобиле ездить как минимум 5 дней в неделю, в любую погоду. Если реже, то навыки либо законсервируются на начальном уровне, либо совсем утратятся.

 

Поэтому в приведенной цитате упоминание о службах каждую субботу, и что это даст нужный эффект... Как-то слишком оптимистично. Понятно, что лучше что-то, чем вообще ничего.

 

Будет интересно почитать через какое-то время что из этого получилось.

Share this post


Link to post

Все же для меня пение мирян  в храме под большим вопросом. Оптина балует пением монахов, если можно так сказать. Там, конечно, поют иногда миряне, вернее, подпевают. Но от этого всегда грустно. Бывает, приезжают дружные приходы - это понятно от громогласного пения Символа веры, например, когда церковно-славянский язык молитвы преобразован в обычный разговорный одинаково у всех поющих. Также порой на свой манер поют "Тело Христово приимите..." Это хорошо на приходах, но не в Оптине. Всегда хочется утишить громко и торжественно поющих - послушайте, услышьте, как поют оптинцы, те, кто каждый день на Божественной Литургии в храме! Увезите с собою на память это совместное предстояние перед Чашей, это тихое, проникновенное, молитвенное пение, когда начинаешь сомневаться - а люди ли это поют? ))

 

В Оптине на клиросе поют, в основном, насельники, за редким исключением, которое всегда легко опознается - все же голос мирского человека сопровождается особенностями мирской жизни и наоборот. Монахи не выполняют свою работу, как часто бывает на клиросе. Монахи - молятся, выполняют свое послушание перед Господом. И призывают прихожан к тому же. Подпевая, навряд ли услышишь особенный молитвенный настрой. Одна знакомая сестричка (и не только она)), приезжая в Оптину, постоянно плачет на "Великом славословии" на Всенощной. Навряд ли заплакали бы наши души, запой мы все вместе и дружно: "Слава в вышних Богу и на земли мир..."

 

На Валаамском Подворье...Там непросто пока. С приходом нового настоятеля храма игумена Иосифа, лет 10 прожившего в Америке, начались перемены, обновления. Приход всегда неодинаковый. Видимо, невидимо пока нелегко. Тем более, что песнопения поются  особенным распевом.

 

Поделюсь еще из книги Алексея Солоницына "Свет, который в тебе": "...Сегодня пели и семинаристы, но им доверена лишь малая часть литургического действа, а главные песнопения поются здесь, на хорах. Отсюда божественные звуки падают, как с небес, на молящихся. Дружкин.....повернувшись к отцу Андрею, подняв руки и плавно поведя ей по воздуху, он тихонько, а отец Андрей во весь голос начали: Благослови, душе моя, Господа. Благословен, еси, Господи..И сердце отца Андрея затрепетало и переполнилось чувством столь большим, что ему стало тесно в груди. Он уже ни о чем не думал, и никого не видел, а словно оторвался от земли и парил в небе меж облаков, белых и легких. С ним это бывало всегда во время пения первого антифона. Это же чувство он переживал во время пения "Херувимской" и еще, когда предстоятель возглашал: "Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся", - а он вместе со всеми пел, нередко со слезами: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи...И голос его, вобравший всю силу чувств, чистый, сильный и нежный одновременно, звучал так проникновенно, так трогательно, как будто отец Андрей прощался со всеми ближними и дальними, со всем миром и благодарил Господа за все, что он даровал ему, - за саму жизнь..."

 

Не так давно посчастливилось побыть в Оптине еще разочек - правда всего часа полтора - с приходом нашего поселкового Храма. Удалось присутствовать на поздней Литургии. После которой наш регент и еще одна певчая спели на улице тихоничко, проникновенно "Херувимскую" распевом, только что услышанным в Казанском. И вот уже две Воскресные Литургии радуют нас таким исполнением...

 

Простите и примите как есть. Просто поделилась мыслями, что в душе.

Share this post


Link to post

Все же для меня пение мирян  в храме под большим вопросом.

С формальной стороны Устава (Типикона) Богослужение должно быть правильным. Поэтому, если что-то поется, оно должно петься правильно. Поэтому мiрянам там петь "не положено". За исключением "исключений". то есть, правило таково - мiряне не поют.

 

А если очень хочется, то милости просим в семинарию на регентское отделение. Правда, это очень сурово. Три правила-отсева: 1) до 35 лет 2) обучение дневное 3) холостые или первым браком.

 

То есть, если каждого желающего "взвесить" на весах этих трех правил, то как раз где-то 1 процент и останется. Если не разбегутся за 3 года...

 

Регент, конечно, может проявлять своеволие, но, как правило, это тупиковый путь. Чтобы получилась молитва на клиросе, должно быть послушание настоятелю или предстоятелю, то есть, священнику. Поэтому отсебятины с напевами недопустимы, на самом-то деле.

 

И опять же, важность семинарского образования регентских курсов. То есть, формально, в каждой семинарии учат по-своему. Иногда по-своему делят тропарь на колена.

 

Поэтому, если хочется мiрянину благоговейно подпевать, он хотя бы обязан ознакомиться с тем, как поют в данном храме, и это запомнить (как минимум), чтобы своим подпеванием не портить все.

 

Тут далеко ходить не надо, вот хотя бы Пасхальная стихира "Воскресение Твое, Христе Спасе", если нагуглить, то можно найти как у нас поют (4-е колено делят на два, 4-е "чистым сердцем" и 5-е "Тебе славити"), а вот в Почаевской Лавре не делят, поют в 4-е колена.

 

Ну и общее исполнение этой стихиры разное, у нас в обиходе поют как-бы основательно, не спешно, а Почаевский распев само колено быстро проговаривается, а его концовка тянется.

 

И таких нюансов может быть тысячи.

 

Тут Валаам упомянули. Так там сейчас в основном на знаменный напев перешли. А он тянучий. То есть, длительность службы может возрасти значительно, процентов на 50 запросто. Кто такую службу простоит? Тот у кого желание есть. Стало быть, у Валаамского священноначалия есть такое желание. А что в мiру? В мiру в основном партесное пение. Но и оно бывает разным, очень даже за душу может брать, до слез. 

 

Конечно, со временем находятся такие клиросные певцы, каких хочет видеть настоятель. Но это всегда весьма индивидуальный симбиоз возникает.

 

И если есть желание "прочувствовать" этот существующий симбиоз, то подпевать не станешь... :)

Share this post


Link to post

В Оптине на клиросе поют, в основном, насельники, за редким исключением, которое всегда легко опознается - все же голос мирского человека сопровождается особенностями мирской жизни и наоборот. Монахи не выполняют свою работу, как часто бывает на клиросе. Монахи - молятся, выполняют свое послушание перед Господом. И призывают прихожан к тому же. Подпевая, навряд ли услышишь особенный молитвенный настрой. Одна знакомая сестричка (и не только она)), приезжая в Оптину, постоянно плачет на "Великом славословии" на Всенощной. Навряд ли заплакали бы наши души, запой мы все вместе и дружно: "Слава в вышних Богу и на земли мир..."

Да, Ольга, по поводу пения в Оптине согласна с Вами. И у меня "Великое славословие" особый след оставило в душе. В период уныния мне очень захотелось услышать его. Я, к сожалению, в какой-то момент забыла, что именно в Оптине слышала именно такое молитвенное пение, все же я больше года не была в Оптине. В мыслях оно звучало, но я не могла вспомнить, где же так поют. Искала в разных храмах Москвы в каких обычно бываю, хорошо поют, но не то. А тут приехала в Оптину и услышала, вот же оно - это пение!

 

 

В Москве знаю храм, где поют очень профессионально, но было полное ощущение, что нахожусь в Большом театре(а я в нем действительно пару раз бывала), подпеть им невозможно)), даже "Отче наш" поют по особому, но и молится крайне тяжело.

Edited by Мария*******

Share this post


Link to post

Мария, отец Виталий где-то давал ссылочку на песнопения Оптинские. Наверняка там есть и "Великове славословие". Конечно, и сама традиция такого завершения Всенощного бдения воспринимается особо. Но и звукового восприятия хватает даже с помощью плеера и наушников. Порой - да, пытаемся как-то держаться на плаву ну или почти держаться)), в т.ч. с помощью песнопения братий Оптинских. Сразу припомнились недели перед Великим Постом и "На реках Вавилонских" - отцы в середине храма друг напротив друга, свет прекращается, тишина и - "На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом...". Правый клирос, левый, по очереди каждый стих, с надрывом, как будто это мы сейчас все в плену и плачем о своем разрушенном Иерусалиме...

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


×
×
  • Create New...