ProdigalSon 45 Опубликовано: 7 апреля, 2016 Ситуация: Я из бывшей советской республики, крещён в католической церкви. Чуть более двух лет назад, когда не стало мамы (комсомолки, активистки, по факту атеистки, формально католички короче говоря просто хорошего человека в мирском понимании) я, после некоторого поиска, решил принять православие. Бог даст, в Мае, в день своего рождения вернусь к папе, навестить и через покаяние и миропомазание стану православным. Папа возможно последует моему примеру, пытаюсь убедить его в важности веры как таковой, молитвы, покаяния и причастия в частности. Хотелось бы монастырской молитвенной помощи за упокой маминой души, т.к. хотя сам молюсь, но не уверен что действенно. Как быть? Может кто-то что-то может посоветовать? Хотелось бы Вечного поминовения в православном монастыре. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 120 Опубликовано: 7 апреля, 2016 Не знаю как в других монастырях, а в Оптиной на вечное поминовение не принимают вообще. Раньше принимали, потом перестали, а сейчас максимум на 5 лет. И вообще записки в Православной Церкви принимают только за крещеных в православии людей, за католиков, боюсь, не получится. Но в частных молитвах любой человек может молиться за кого угодно. Так что, молиться за наших родственников, живых и усопших, это наша прямая обязанность пока мы сами живем на этом свете. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 7 апреля, 2016 Вот такое пояснение о смысле общей церковной молитвы за некрещёных в православии и живых и усопших - По этому обще церковное поминовение как бы даже не имеет смысла. Но частная, келейная молитва, которая есть личный разговор души с Богом, очень важна и необходима. Вот ещё такое пояснение как келейно молиться о не крещёных в православии людях - Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ProdigalSon 45 Опубликовано: 8 апреля, 2016 Что касается "не крещёных", то разве крещение в РКЦ не признается РПЦ? Вообще эти вопросы, по моему не так просты как кажутся. У меня возникли "непонятки", читая труд Святителя Афанасия (Сахарова). Ну на пример, я не принимают что значит следующее: христианская любовь, побуждающая к молитве о заблуждших братиях, найдет способы удовлетворить свою потребность без нарушения правил церковных: как на молитве домашней, келейной, так даже и при общественном богослужении в храме,– только без публичного оказательства,– совершая поминовение их, когда вообще совершается поминовение усопших негласно, а про себя, «в душе своей», соответственно указанию преподобного Феодора Студита,– поминая их на проскомидии, руководствуясь авторитетным разрешением митрополита Филарета. Если же имена усопших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений – на проскомидии, то значит они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с другими именами, но при условии не выделять их из ряда других, не обращать на них особенное внимание богомольцев, не совершать только ради них одних православных чинопоследований. Посему, если, напр., эти имена необычны для православных, то их не следует вносить в помянники, предназначаемые для гласного всенародного чтения, а вспоминать таких усопших, когда возглашается И сродников их,как поступали некоторые старцы (напр., скончавшийся 4 апреля 1934 г. иеромонах Гефсиманского скита Порфирий, ученик иеромонаха отца Варнавы). Если же и имена инославного усопшего не отличаются от имен православных,– лучше всего поминать его не в отдельности, а вместе с другими именами, присоединяя непременно и общую формулу о всех прежде почивших, испрашивая молитвенную помощь тех из них, которые уже сами получили, благодать молиться о других. из той же книги: По вопросу о поминовении усопших неправославных и такой церковный человек, как К. П. Победоносцев, также высказывался в духе снисхождения: «Очевидно, что будучи поставлен отвлеченно, он (этот вопрос) возбуждает сомнения, с трудом разрешаемые, но внутренняя икономия церковного управления разрешает его на практике по необходимости. Действительно, и на службе и в семействах православных у нас так много лютеран и католиков, соединяющихся нередко с православными в общей домашней и даже церковной молитве, что трудно удержаться на строго неуклонной формальной точке зрения, когда православные родные, друзья, подчиненные просят церковной заупокойной молитвы у гроба дома или на могиле умершего. Иное дело вносить его в церковь, к коей не принадлежал. Трудно удержаться, тем более, что любовь христианская вечно живет, глубоко нисходит и высокого носится над всеми преградами и ходами установлений Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 120 Опубликовано: 8 апреля, 2016 Что касается "не крещёных", то разве крещение в РКЦ не признается РПЦ? Католическое крещение признается, как формально по букве совершенное верно. Но при всем том РКЦ находится в расколе, и даже будучи крещеными, к Церкви эти люди не принадлежат, а Церковь соборно молится только за тех, кто находится в ней. Поэтому для католиков необходимо присоединение к Православию по третьему чину ( с миропомазанием или без, в зависимости от того, прошел он конфирмацию или нет), человек при этом должен отвечать на вопросы и отрекаться от положений римо-католичества, как то папство, филиокве, непорочное зачатие Богородицы и тд. Касательно митрополита Филарета, это было его частное мнение, которое в Церкви так и не прижилось, и всегда было весьма остро критикуемо. Критики отмечали, что поминовение на проскомидии практически означает участие в Евхаристии, а если мы с инославными не причащаемся, то и на проскомидии их поминать никак нельзя. Но лично молиться за инославных нам никто не мешает, хоть дома, хоть в храме, и это наш особый долг, если у нас родственники по каким-то причинам вне Церкви... А. И. Осипов по данному вопросу ясности не прибавляет, скорее наоборот, так что давайте без него... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
PENTINA ELENA 499 Опубликовано: 9 апреля, 2016 Спасибо за четкость ответа! иногда прям такое напишут, что странно читать- Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ProdigalSon 45 Опубликовано: 9 апреля, 2016 А. И. Осипов по данному вопросу ясности не прибавляет, скорее наоборот, так что давайте без него...А.И.Осипов много раз повторяет цитату из Ев. от Марка 16:16 "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет." , делая ударение на что в наши дни крещение свели к нечто подобному языческому ритуалу и что само по себе крещение не является гарантом принадлежности к Церкви. Я понимаю что эта тема остро стоит в России, где инославные ведут, прямо скажем, войну за души людей и поэтому РПЦ важно прилагать максимум усилий для сохранения своего народа от ересей. Св. Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Бл. Августин и многие другие святые крестились по достижению зрелого возраста, поэтому я тут всё же больше склонен придерживаться точки зрения профессора нежели протоиерея. ************************* Касательно митрополита Филарета, это было его частное мнение, которое в Церкви так и не прижилось, и всегда было весьма остро критикуемо. Критики отмечали, что поминовение на проскомидии практически означает участие в Евхаристии, а если мы с инославными не причащаемся, то и на проскомидии их поминать никак нельзя.В выше упомянутом труде Святителя Афанасия (Сахарова), есть не только упоминание мнения митрополита Филарета, по этому вопросу, но и другие данные о том как и кто подходил к этому вопросу. Хотя мне очень близко следующее высказывание Митрополита Филарета Скажут: они могут молиться о них на своей домашней молитве. Но прежде всего надо с грустью сознаться, что очень часто у нас, в особенности мiряне, не знают и не умеют, как молиться по тому или иному поводу. Еще в одиночку каждый тайно про себя может быть сумеет попросту своими словами высказать свою просьбу Господу. Но как совершать молитву без священника, когда желали бы помолиться совокупно несколько мiрян? Для православного же человека всегда вожделенно молиться со служителями Церкви. Да, наконец, не отличается ли домашняя молитва от церковной главным образом только по обстановке. Как было уже отмечено, всякая молитва православных, православно исповедующих догмат искупления,— где бы и при каких обстоятельствах ни была она возносима, по существу является непременно молитвой церковной, евхаристийной. Поэтому, кого можно поминать на домашней молитве, того можно поминать и в храме с некоторыми только ограничениями, касающимися главным образом внешней стороны, самого порядка поминовения.» Но я все равно не совсем понимаю если на пример поминать на проскомидии нельзя по выше упомянутым причинам, то почему не разрешается чтение монахами Псалтыри за усопших инославных? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 120 Опубликовано: 9 апреля, 2016 А.И.Осипов много раз повторяет цитату из Ев. от Марка 16:16 "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет." , делая ударение на что в наши дни крещение свели к нечто подобному языческому ритуалу и что само по себе крещение не является гарантом принадлежности к Церкви.В данном случае профессор устраивает бурю в стакане воды. Никто ни к какому языческому ритуалу крещение не сводит. Как написано в цитате из Евангелия, важно и крещение, и вера. И само собой, крещение не гарантирует спасения, никто этого и не говорит. поэтому я тут всё же больше склонен придерживаться точки зрения профессора нежели протоиерея.какого протоиерея, и что у него за точка зрения? )) И кстати, профессор еще призывает младенцев не крестить, тоже этой точки зрения придерживаетесь? Хотя мне очень близко следующее высказывание Митрополита Филарета Но я все равно не совсем понимаю если на пример поминать на проскомидии нельзя по выше упомянутым причинам, то почему не разрешается чтение монахами Псалтыри за усопших инославных? Стоит провести в православии несколько десятилетий, чтобы понять, что то, что нам когда-то было "очень близко", на самом деле ошибочно. И когда мы приходим в Церковь, не надо торопиться предъявлять претензии, если что-то непонятно и неприятно. Это пройдет со временем, когда мы научимся ценить и благоговейно уважать Истину. Церковь это живой организм, в прямом смысле. Многое в Церкви придумано людьми. Например, нигде в Писании не сказано осенять себя крестным знамением. Это придумали люди, но Бог это благословил, и потому крест обрел силу побеждать всякие бесовские нападения. А другие придумки человеческие не прижились в Церкви, потому что оказались ошибкой и не были благословлены Богом. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 9 апреля, 2016 .......... И кстати, профессор еще призывает младенцев не крестить, тоже этой точки зрения придерживаетесь?............ Придерживаюсь точки зрения святителя Игнатия Брянчанинова - "Какая может быть польза от крещения когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли?" (Аскетические опыты. Часть 2. Глава 21.) По себе сужу так как был крещён в 30 лет будучи убеждённым атеистом - внял настойчивым просьбам мамы. Во время таинства с нетерпением думал, когда же весь этот "цирк" закончится, что бы наконец пойти опохмелиться. Теперь это для меня как червоточина в душе - хоть криком кричи, что не крещён я вовсе получается. Хочу крестится заново, истинно, сознательно - говорят, что не нужно это, что крещён я истинно. Как тут не согласится, что крещение сейчас это по сути формальность - крестят всех без разбора кто придёт и принесёт младенцев, и верующих и не верующих.. Хоть сейчас собеседование - оглашение проводят, но всё одно - ребёнка крестят, "что бы не болел и под машину не попал." Ну какие, скажите, преемники крёстные отец и мать, если они Символа Веры не знают? Даже по бумажке, которую им дают, прочитать не могут - за них всегда священник Символ читает. Просто прямо лицемерие какое то перед Господом в церкви получается - священник видит, что веры то по сути ни какой нет, однако же за них утвердительно говорит - "верую..." Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 120 Опубликовано: 9 апреля, 2016 Придерживаюсь точки зрения святителя Игнатия Брянчанинова - "Какая может быть польза от крещения когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли?" (Аскетические опыты. Часть 2. Глава 21.)Это опять же, частное мнение святителя Игнатия, которое самой практикой Церкви всегда опровергалось. Детей крестят с самой древности. И на самом деле, польза именно та, что ребенок растет в благодати, с ангелом-хранителем и причащается, что его в немалой мере ограждает от бесовских происков. Разница здесь очевидная и принципиальная. Да, детей крестят по вере родителей, и там проблем масса. Но все же лучше это делать, чем не делать. А если еще вдруг ребенок не доживет до крещения, то что тогда делать? Был пару лет назад такой случай, тоже родители не захотели крестить ребенка в младенчестве, мол пусть сам потом выберет. А он тоже ни туда, ни сюда, а в 24 года погиб нелепой смертью. И теперь за него даже в храм записку не подать... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
GlebYanchenko 1 310 Опубликовано: 9 апреля, 2016 (изменено) Придерживаюсь точки зрения святителя Игнатия Брянчанинова - "Какая может быть польза от крещения когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли?" (Аскетические опыты. Часть 2. Глава 21.) Это опять же, частное мнение святителя Игнатия ЭЭЭЭ! Граждане, я протестую :help0000: ))) Ща наприписываете тут точек зрения святителю Игнатию! Он просто подчеркивает величину этого Таинства, и всего то! и если уж на то пошло - должную глубину нашего покаяния из-за того, что мы своей жизнью уже с детства не воздаем этому должного почтения и годами остаемся в полном неведении, не раскрывая в себе эту великую Благодать, насколько это лично нам с помощью Божией возможно учитывая то, что в то время Россия была православной и все прекрасно осознавали, что они православные и учитывая то, что ... кто из нас может и сейчас похвастаться истинным ведением того что мы приняли, хоть и пятьдесят лет ходя в храм, молясь и причащаясь Смысловой оттенок рожденный из глубокой духовной боли - это не фундаментальное утверждение, и не крайность. Так, извините, любую фразу можно вывернуть наизнанку простите меня, пожалуйста, просто вырвалось.. итак много пурги гонят на святителя (( если действительно мы бы читали его жизнью, а не по букве, опираясь на свое же пресловутое падшее естество.. гораздо меньше было бы проблем.. * * * да и вообще выражение "точка зрения" к святым наверное мало приемлемо.. скорее ко всем нам "Каждый человек имеет некоторый горизонт взглядов. Когда он сужается и становится бесконечно малым, то превращается в точку. Тогда человек говорит: "Это моя точка зрения" так в "точки" и играем в общем ))))) Изменено 10 апреля, 2016 пользователем GlebYanchenko Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ProdigalSon 45 Опубликовано: 10 апреля, 2016 (изменено) Это опять же, частное мнение святителя Игнатия, которое самой практикой Церкви всегда опровергалось. профессор, цитируя Св. Иоанна Златоуста, говорит о некоторых формулировках, которые необходимы для вразумления "простого и грубого народа". Такова причина и со многими постулатами церковного института, без использования четко прописанных правил есть великая опасность уклонения в ересь. Но, на пример из упомянутых тут высказываний Митрополита Филарета и Святителя Игнатия Брянчанинова, не всегда правила отражают действительное состояние тех или иных вопросов, не всё так просто. Если говорить о необходимости крещения для того что бы кто- то охранял крещёных от, на пример бесовщины, то на практике, среди крещёных "бесноватых" ни чуть не меньше чем среди тех, кто даже в Бога не верит или верит во что-то немыслимое. Можно привести ещё больше смелых высказываний и других Св. Отцов, по другим вопросам, которые не умалили их авторитета, хотя и не были приняты остальным священством. Поэтому правила правилами и их надо строго придерживаться, но не всё они охватывают в должной мере. Из книги "О вере, неверии и сомнении" митрополита Вениамина (Федченкова) Это было в алтайской деревне, в Азии. Я был викарным епископом в г. Севастополе. Жил в Херсонском монастыре (1919–1920 гг.). До меня там настоятелем был епископ Иннокентий. Потом он ушел на покой; и я заменил его. Он был праведной жизни и прозорливый. Но я не о нем хочу рассказать, а о чуде, расследовать которое он был послан архиепископом М. Тобольским. Одного алтайца крестили в храме. Стоял большой чан воды, в которой он должен был креститься. Крестным отцом у него был его дядя, тоже алтаец, и, конечно, уже крещеный. Во время чтения священником молитвы с призыванием Святого Духа на ту воду новокрещеный был спокоен. А его дядя вдруг, в ужасе и удивлении, закричал: – Это и со мной так было? Это и со мной так было? Оказывается, в этот момент он увидел, что с купола церкви сошел огонь на воду. Крестивший священник (после, вероятно) подробно допросил его и доложил архиерею. Вот он и послал о. Иннокентия под присягой расследовать это дело; что и подтвердилось. Бумаги об этом я видел и разбирал по смерти еп. Иннокентия. Все люди – совершенно добросовестные. Епископ – святой жизни: алтаец-дядя – «дитя природы»: он бы и выдумать чего-либо подобного не мог; и все было проверено специальной ревизией; а я – читал обо всем этом. Дух Святой сошел на воду, как и в день Пятидесятницы на апостолов в виде огня. Изменено 10 апреля, 2016 пользователем taximan Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 120 Опубликовано: 10 апреля, 2016 Ща наприписываете тут точек зрения святителю Игнатию! Он просто подчеркивает величину этого Таинства, и всего то! и если уж на то пошло - должную глубину нашего покаяния из-за того, что мы своей жизнью уже с детства не воздаем этому должного почтения и годами остаемся в полном неведении, не раскрывая в себе эту великую Благодать, насколько это лично нам с помощью Божией возможно Да, кстати. Я просто попался на то, что эту цитату привели как подтверждение, что не надо креститься в детстве. А сам вопрос вполне мог быть и риторическим, как вы пишете. Но моя реакция отчасти из-за того, что у свт. Игнатия и в самом деле есть непростые моменты. Поначалу он, как известно, имея под боком оптинское старчество, утверждал, что старцев в России нет, и более того - что самые известные оптинские старцы движимы плотским духом... Возможно из-за того, что еще в юности он был послушником у старца Льва Оптинского, и не сложилось, вынужден был уйти. Но впоследствии он эту свою точку зрения изменил, сохранилась его переписка с оптинскими старцами, где он даже просит, чтобы его приняли в скит, чтобы он там жил на покое в послушании у старцев. Но так и не сложилось. И если вспомним, что сказал преп. Варсонофий, что должен был из него получиться Арсений Великий, а не получился. Такие вот дела. Ну что ж, получился зато святитель Игнатий, и его труды оказали неоценимую помощь всей Церкви )) Промыслы Божии неисповедимы... профессор, цитируя Св. Иоанна Златоуста, говорит о некоторых формулировках, которые необходимы для вразумления "простого и грубого народа". Такова причина и со многими постулатами церковного института, без использования четко прописанных правил есть великая опасность уклонения в ересь. Это в вас похоже католическое наследие говорит, и про "простой и грубый народ" и про "церковный институт". Вы вот о чем подумайте, что ради конкретного лютеранина Господь вполне мог поставить на кафедру митрополита Филарета, чтобы он дал разрешение помянуть его на проскомидии разок-другой. не всегда правила отражают действительное состояние тех или иных вопросов, не всё так просто.о том и речь, что не все так просто, как нам представляется. Это применимо и к данной теме, я об этом с самого начала и говорю. Сначала надо хотя бы отречься от католичества, принять православие и пожить так десяток-другой лет под руководством духовника. Тогда уже можно о чем-то рассуждать, да и то... Если говорить о необходимости крещения для того что бы кто- то охранял крещёных от, на пример бесовщины, то на практике, среди крещёных "бесноватых" ни чуть не меньше чем среди тех, кто даже в Бога не верит или верит во что-то немыслимое.Точных цифр по этой теме нет, запросто может оказаться и наоборот. И я бы полагал, что так оно и есть. Внешнее благополучие и спокойствие зачастую означает, что бесов данное состояние человека устраивает, и они себя просто не показывают. Иной раз такие неожиданные реакции у людей возникают на ровном месте, откуда только берется... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 10 апреля, 2016 (изменено) ЭЭЭЭ! Граждане, я протестую :help0000: ))) Ща наприписываете тут точек зрения святителю Игнатию! Он просто подчеркивает величину этого Таинства, и всего то! ........ Да, кстати. Я просто попался на то, что эту цитату привели как подтверждение, что не надо креститься в детстве...... Не всего то. Давайте почитаем более полный текст с этим утвердительным вопросом - "Необходимо, чтобы наш Иерусалим был отовсюду обнесен, как стенами, благими нравами и обычаями: тогда только может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели Крещения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое Крещением, сделаться алтарем благопотребным для принесения жертв и всесожжения, благоугодных Богу. Без такого приготовления какая может быть польза от Крещения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли? Между тем мы приняли неоцененный Дар, приняли на себя страшное обязательство; ответственность по этому обязательству так же неизмерима и бесконечна, как неизмерим и бесконечен Дар. Какая может быть польза от Крещения, когда мы не понимаем нашего падения, даже не признаем, что наше естество находится в состоянии горестнейшего падения?" Посмотрите, святитель практически приравнивает несознательное крещение в младенчестве к крещению в возрасте без понимания значения, и наводящим вопросом утверждает, что пользы от такого крещения нет. Тут явно не только подчёркивание значение таинства, а подчёркивание его бесполезности без должного осознания и подготовки. При чём он не утверждает, что крестится во младенчестве не хорошо. На страницу перед этой цитатой, в той же главе написано, что мы практически все принимаем крещение во младенческом возрасте "по обстоятельствам нашего времени". Я то же не утверждаю, что не нужно крестится в младенчестве. Более того, по принятому церковному обычаю, заметьте - именно обычаю, а не закону, если Господь пошлёт мне ребёнка на старости лет.... или внуков, то конечно настою на крещении их в младенчестве, и чем скорее, тем лучше. Просто на своей душе перенёс несознательное, далеко не благоговейное крещение без всякого понятия, просто по настоянию матери, в чём до сих пор сокрушаюсь как в осквернении таинства. При чём крёстного отца мне "не нашлось" и как принято преемником стал крестивший батюшка.... Я ведь даже по несознанию и имени его не спросил... Вот же. Спаси, Господь, моего крёстного, взявшего на себя такую ответственность. Если же следовать логике, что необходимо крестить и несознательных в вере взрослых, и младенцев без добросовестных в вере преемников и родителей, потому, что как бы "уж лучше хоть так, чем вообще ни как", что бы была возможность за них соборно молиться, то тогда логично крестить вообще всех заочно - и верующих и не верующих, и православных и инославных, именно по той же самой причине. Всё таки церковь строить нужно на камне, а не на зыбучем песке, и из крепкого добротного кирпича. Что бы стояла. Изменено 10 апреля, 2016 пользователем Ерёмин Андрей Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ProdigalSon 45 Опубликовано: 10 апреля, 2016 (изменено) Это в вас похоже католическое наследие говорит, и про "простой и грубый народ" и про "церковный институт". Это высказывания профессора и Святителя Иоанна Златоуста. Вообще мне церковь чем-то напоминает армию - уставы, иерархия, присяга и "инициатива наказуема". Но, проводя аналогию между присягой и крещением, не все принявшие присягу патриоты и не все патриоты принимали присягу, воевали по уставу и т.д. Вы вот о чем подумайте, что ради конкретного лютеранина Господь вполне мог поставить на кафедру митрополита Филарета, чтобы он дал разрешение помянуть его на проскомидии разок-другой. Господь заповедовал молится о врагах и гонителях. И хотя бы поэтому мои душевные страдания о родном и близком человеке не должны были-ли бы становиться объектом для сарказма. Мама кстати всю жизнь, к моему стыду, неустанно напоминала мне о двух вещах 1 " у тебя все плохие, один ты хороший" 2 " поступай с другими как хотел бы что бы поступали с тобой". о том и речь, что не все так просто, как нам представляется. Это применимо и к данной теме, я об этом с самого начала и говорю. Сначала надо хотя бы отречься от католичества, принять православие и пожить так десяток-другой лет под руководством духовника. Тогда уже можно о чем-то рассуждать, да и то... Отрёкся уже в душе и с близкими родными на эту тему тоже разговор был. Точных цифр по этой теме нет, запросто может оказаться и наоборот. И я бы полагал, что так оно и есть. Внешнее благополучие и спокойствие зачастую означает, что бесов данное состояние человека устраивает, и они себя просто не показывают. Иной раз такие неожиданные реакции у людей возникают на ровном месте, откуда только берется... Я говорю не о внешнем благополучии а о "везении", на пример в экстримальных ситуациях, это особенно проявляется в армии на пример, где "везение" сопутствует буквально всем, в не зависимости от вероисповедания или отсутствия такового, наоборот "везение" обратило многих из атеистов в верующих. Изменено 10 апреля, 2016 пользователем taximan Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
GlebYanchenko 1 310 Опубликовано: 10 апреля, 2016 Именно в этом отрывке и вся суть, дорогой о Господе Андрей! Этот ли отрывок не доказывает, что лучше всего креститься в младенчестве, тк во взрослом возрасте налагается куда большая ответственность, соответственно должно быть более сугубое покаяние Центр этих статей: глубина нашего падения и необходимость (!) Искупителя и покаяния, а не дебаты когда лучше креститься и креститься ли вообще Тем более эта болтовня бессмысленна, когда мы уже крещены, именно тогда, когда полезно для спасения конкретно нам Конечно, Ваше право думать как угодно, но мне больше добавить нечего Святитель куда глубже видел проблемы в Духе Святом, это факт неоспоримый, а мы все даже грехов своих не видим, про остальное лучше молчать ( Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 120 Опубликовано: 10 апреля, 2016 Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли?Вот из этого становится еще более понятно, что святитель Игнатий вообще не говорит о возрасте крещения. Все равно в каком возрасте крестился человек, но если он принял его во взрослом состоянии, не понимая значения, или в младенчестве, оставаясь впоследствии в неведении - это одинаково плохо. Об этом речь, а не о возрасте. Господь заповедовал молится о врагах и гонителях. И хотя бы поэтому мои душевные страдания о родном и близком человеке не должны были-ли бы становиться объектом для сарказма.Простите если что, но это не был сарказм, Бог действует в подобающих Ему масштабах. Отрёкся уже в душе и с близкими родными на эту тему тоже разговор был.а теперь необходимо пройти еще и специальный церковный чин с этими вопросами. Вам должны были об этом сказать, по идее. А потом подтвердить свое отречение делами веры в течение длительного времени. Потом уже можно приступать к обсуждению церковных традиций, но скорее всего к тому времени надобность в этом отпадет ) Я говорю не о внешнем благополучии а о "везении", на пример в экстримальных ситуациях, это особенно проявляется в армии на пример, где "везение" сопутствует буквально всем, в не зависимости от вероисповедания или отсутствия такового, наоборот "везение" обратило многих из атеистов в верующих.Не знаю, в той армии где я служил, везения было маловато... Да и везение бывает не от Бога, сами знаете. Все равно, тут обобщать не стоит. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
EКатерина 2 677 Опубликовано: 10 апреля, 2016 (изменено) Простите великодушно, что влезаю... Андрей, не в качестве "поспорить", а в поддержку мнения: Детей крестят с самой древности. И на самом деле, польза именно та, что ребенок растет в благодати, с ангелом-хранителем и причащается, что его в немалой мере ограждает от бесовских происков. Разница здесь очевидная и принципиальная. Я крещена была в младенчестве, в возрасте 3-4 лет, тогда еще советское время, бабушка тайно отвела в единственную открытую церковь Благовещения в Муроме и там покрестили. Четко помню купель, батюшку в белом облачении, даже имя его, свой красненький свитерочек, само Таинство - немного, фрагментами, и, конечно, не осознавала. Но самое главное, что укоренилось в сознании, это стоящее в притворе Распятие и мысль, что происходящее связано с ним. Потом, многими годами позже, раз в пятилетку забегая в храм поставить свечку, всегда обращала на него внимание и отмечала, что оно всё то же и стоит в том же самом месте, всё меняется, а это остается неизменным. Только недавно его немного обновили и переставили из притвора к солее... Отмечу, что почти сразу после совершения Таинства Крест сняли родственники-коммунисты и речь о церковной жизни не шла. Оглядываясь назад, анализируя какие-то события своей жизни, много раз утверждалась в том, что Крещение, безусловно, повлияло на неё, и не раз. Сейчас припоминается случай, когда также ребенком, лет в 12 тонула. Понимание, что течение уносит, не выплыть, смерть. Перед мысленным взором вдруг икона Божией Матери с Младенцем и в уме только два слова "Богородица, спаси!"... (ну, как видите, сижу в интернете, встреваю в умные мужские разговоры)) Конечно, чего не привидится в такой ситуации, тем более ребенку, чего не запомнится. Но как закончилось бы всё, если бы не была крещена? Думаю, иначе... Много чего еще сказать можно было бы. Скажу главное - бабушке очень благодарна, что она тогда приехала, отвела в церковь и покрестила. У Бога всё в свое время. И мое Крещение, и Ваше. И не от нас сие зависело, и не от родственников). Как знать, чем бы закончился тогда Ваш день, если бы утром Вы не крестились?) Изменено 10 апреля, 2016 пользователем EКатерина Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ProdigalSon 45 Опубликовано: 10 апреля, 2016 Не встречал информации от простых мирян, заслуживающей доверия, где описано как кто-то действительно испытал действие Святого Духа при крещении, на пример. Наверное потому что этот опыт редок и настолько сокровенен, что и делится им ни скем не хочется. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
TamaraS 23 Опубликовано: 11 апреля, 2016 Делишься обычно с близкими, с теми,кто тебе очень дорог.Для вразумления,безусловно...Получается разве что только так, что близкие эти хуже еретиков. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 11 апреля, 2016 Простите великодушно, что влезаю... Андрей, не в качестве "поспорить", а в поддержку мнения: Я крещена была в младенчестве, в возрасте 3-4 лет, тогда еще советское время, бабушка тайно отвела в единственную открытую церковь Благовещения в Муроме и там покрестили. Четко помню купель, батюшку в белом облачении, даже имя его, свой красненький свитерочек, само Таинство - немного, фрагментами, и, конечно, не осознавала. Но самое главное, что укоренилось в сознании, это стоящее в притворе Распятие и мысль, что происходящее связано с ним. Потом, многими годами позже, раз в пятилетку забегая в храм поставить свечку, всегда обращала на него внимание и отмечала, что оно всё то же и стоит в том же самом месте, всё меняется, а это остается неизменным. Только недавно его немного обновили и переставили из притвора к солее... Отмечу, что почти сразу после совершения Таинства Крест сняли родственники-коммунисты и речь о церковной жизни не шла. Оглядываясь назад, анализируя какие-то события своей жизни, много раз утверждалась в том, что Крещение, безусловно, повлияло на неё, и не раз. Сейчас припоминается случай, когда также ребенком, лет в 12 тонула. Понимание, что течение уносит, не выплыть, смерть. Перед мысленным взором вдруг икона Божией Матери с Младенцем и в уме только два слова "Богородица, спаси!"... (ну, как видите, сижу в интернете, встреваю в умные мужские разговоры)) Конечно, чего не привидится в такой ситуации, тем более ребенку, чего не запомнится. Но как закончилось бы всё, если бы не была крещена? Думаю, иначе... Много чего еще сказать можно было бы. Скажу главное - бабушке очень благодарна, что она тогда приехала, отвела в церковь и покрестила. У Бога всё в свое время. И мое Крещение, и Ваше. И не от нас сие зависело, и не от родственников). Как знать, чем бы закончился тогда Ваш день, если бы утром Вы не крестились?) Крестимся мы во Христа и православную веру не с чаянием о физическом здравии и долголетии земной жизни, а наоборот ставим духовное возрастание и спасение выше физического здравия и долголетия. Берём крест и следуем за Христом, который был подвержен непониманию людей, предательству многих учеников, мучению и смерти в молодом возрасте. У меня в жизни был пример как раз противоположный Вашему, причём мне было то же 12 лет. Я был не крещён и выплыл, и может быть именно по тому, что был не крещён - Господь спас меня, что бы я смог в дальнейшем крестится и имел возможность душевного спасения. Сергей же, утонул. Не встречал информации от простых мирян, заслуживающей доверия, где описано как кто-то действительно испытал действие Святого Духа при крещении, на пример. Наверное потому что этот опыт редок и настолько сокровенен, что и делится им ни скем не хочется. Вы говорите об телесном испытании физического воздействия Духа Святого при крещении, или о некоем духовном просветлении и энергетическом подъёме? Почему это должно быть у простого человека, по своей природе не имеющего в себе свойства видеть и чувствовать явления и действия духовного мира? Крещение же это не гарантированное получение благодати, а лишь получение возможности к спасению. Путешествующий, покупая билет, ещё не чувствует влияния ускорения от поездки на свой организм. Ему нужно сесть и поехать. Вот так же и при крещении откуда ждать ощущения касание благодати Духа Святого если исполнение заповедей и само стяжание благодати ещё не начались? В последствии же, при приложении усилий к исполнению Христовых заветов, явно, отчётливо и многократно ощущаешь присутствие Духа Святого и ведение тебя по жизни с вразумлением и попечением. Просто явно чувствуешь как Христос тебя по жизни ведёт поддерживая, направляя, наказывая по Отечески. И от этих ощутимых Отцовских "подзатыльников" такая неописуемая радость на душе образуется, что в прямом смысле слёзы счастья в глазах проступают. С тобой случаются события явно указующие на то, что ты не один, что есть огромная невидимая добрая Сила, которая, по твоему желанию и действенному стяжанию, всегда всё увидит наперёд, оградит, защитит и вразумит тебя в том числе скорбями и болезнями. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ProdigalSon 45 Опубликовано: 11 апреля, 2016 Андрей, я выше привёл цитату из книги Митрополита Вениамина Федченкова, где описывается сошествие Духа Святого на крещенного в момент совершения Таинства. Я уверен, что крещёный несомненно сподобился испытать, по крайней мере, лёгкое прикосновение Благодати (о таковом упоминает Святитель Игнатий Брянчанинов). Конечно, те кто сподобился испытать Благодать получают ориентир в своей жизни, т.к, они могут быть ведомыми Благодатью, которая усиливается или ослабевает (возможно до полного исчезновения) в зависимости от праведности каждодневного или даже ежеминутного выбора человека в своих помыслах, словах, действиях (по крайней мере я так понимаю слова Св. Иоанна Златоуста в начале первой беседы на Евангелие от Матфея). В то же самое время Преподобный Серафим Саровский говорил, что весь смысл жизни заключается в стяжании Духа Святого, т.е. опять он говорит об этом как о чём то имеющем или силу или меру или величину т.е. в том смысле что может быть больше или меньше или чего вообще может не быть.Описание того как проявляется воздействия Духа Святого, которое как я понимаю выражается в обретении Благодати (не думаю что слово "подзатыльники", тут уместно) или вернее упоминание этого я пока встречал у Святителя Игнатия Брянчанинова, схиигумена Иоанна (Алексеева) - Валаамского старца, преподобного Никона Оптинского (Беляева) и у Мотовилова (где он передаёт на бумаге опыт своего общения с Преподобным Серафимом Саровским). У мирян подобных описаний, заслуживающих доверия, я не встречал. Тут конечно есть опасность "поиска ощущений" и т.д., поэтому к информации по этому вопросу необходимо относится очень осторожно. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 11 апреля, 2016 Тут конечно есть опасность "поиска ощущений" и т.д., поэтому к информации по этому вопросу необходимо относится очень осторожно. Вот именно, что в этом есть опасность. И поиск ощущений - это явно ложный путь, сродни поиску знамения. Очень много наставлений у святых отцов по этому вопросу опасности поиска чувственных ощущений. Они по большей части могут исходить от бесов в качестве введения в прелесть. Опять же упоминаю одно из самых моих любимых творений святителя Игнатия Брянчанинова "Слово о чувственном и духовном видении духов", которое считаю на столько значимым, что перечитывал его несколько раз. Почитайте это творение - сразу отпадут многие вопросы. Ведь Вы спрашиваете именно о чувственном видении Духа Святого, а для такого видения нужно не мало подвизаться и немного духовно прозреть. Такого прозрения достигали не многие из усердных и опытных подвижников. Тот же самый Мотовилов не смог бы ощутить благодати Духа Святого, если бы ему в этом не помог преподобный батюшка Серафим - по его молитвам и через его видение Мотовилов смог кратковременно ощутить действие благодати. Да Вы и сами видите и говорите о том, что нет свидетельств от простых мирян, а только лишь от старцев и святых отцов. Я знаю, что мне этого не дано по слепоте духовного зрения, и ни коем разом не стараюсь вглядываться в непостижимое. Мне вполне хватает реальных "подзатыльников" через скорби, и от них я счастлив. Отец воспитывает и наказует того, кого любит. Если же без должного стяжания хотите всё же узреть благодать, то бесы её неприменно подсунут. Они искусны вводить в прелесть и сбивать с правильного пути любого, кто хочет что то обрести не по достоинству. В "Слове о чувственном и духовном видении духов" весь этот механизм очень хорошо описан с многими примерами. А стяжание благодати это есть непристанное творение добрых дел. При чём обязательно не на показ и не с рассчётом на награду или отдачу, а тайно, исподтишка. "Что бы правая рука не видела, что делает левая". Действенное проявление заботы о всех ближних и знакомых и не знакомых, милосердие, сострадание, жертвенность и не для того, что бы местечко заработать в Царствии Небесном, а потому, что человеку просто иначе жить нельзя. Он образ и подобие Божие, а значит должен всю жизнь заниматься соработыванием Богу - это и есть стяжание благодати Духа Святого. Думаю, если стяжать благодать именно из расчёта, что бы её ощутить, то врят ли это будет действенно. Подвижничество это подвиг, а истинный подвиг не совершается по рассчёту. Много ли героев среди тех кто за плату воюет? Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ProdigalSon 45 Опубликовано: 11 апреля, 2016 (изменено) Ведь Вы спрашиваете именно о чувственном видении Духа Святого... Я веду речь о Благодати. Если же без должного стяжания хотите всё же узреть благодать, то бесы её неприменно подсунут. Они искусны вводить в прелесть и сбивать с правильного пути любого, кто хочет что то обрести не по достоинству. В "Слове о чувственном и духовном видении духов" весь этот механизм очень хорошо описан с многими примерами. Иигумен Никон Воробьёв, по этому поводу, очень хорошо подметил, говоря что как только появляется прогресс в духовной жизни, даже самый малый, "прелесть" тут как тут, т.к. человек осознаёт что он уже не такой как другие и чем дальше, тем борьба с собой усиливается еще больше. Проф. Осипов по этому поводу сказал замечательную фразу - "самый ужасный вид прелести, это считать себя от неё свободным" Думаю, если стяжать благодать именно из расчёта, что бы её ощутить, то врят ли это будет действенно. Подвижничество это подвиг, а истинный подвиг не совершается по рассчёту. Много ли героев среди тех кто за плату воюет? Почитайте тут, особенно в начале второго параграфа, правда я читал о стрёх уровнях где-то в другом месте, но тут как раз об этом. Изменено 11 апреля, 2016 пользователем taximan Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ProdigalSon 45 Опубликовано: 12 апреля, 2016 (изменено) А стяжание благодати это есть непристанное творение добрых дел. При чём обязательно не на показ и не с рассчётом на награду или отдачу, а тайно, исподтишка. "Что бы правая рука не видела, что делает левая". Действенное проявление заботы о всех ближних и знакомых и не знакомых, милосердие, сострадание, жертвенность и не для того, что бы местечко заработать в Царствии Небесном, а потому, что человеку просто иначе жить нельзя. Он образ и подобие Божие, а значит должен всю жизнь заниматься соработыванием Богу - это и есть стяжание благодати Духа Святого. Думаю, если стяжать благодать именно из расчёта, что бы её ощутить, то врят ли это будет действенно. Подвижничество это подвиг, а истинный подвиг не совершается по рассчёту. Много ли героев среди тех кто за плату воюет? Соглашусь от части, т.к. на сколько я понимаю слово "рассчёт" в этом случае - определение весьма условное, которое, как я понимаю означает нечто вроде "стимула". Кстати Преподобный Серафим Саровский стяжание Духа Святаго, объясняя "простому и грубому народу", сравнил с купеческой деятельностью. Я ниже под спойлером привожу часть книги где как раз идёт об этом речь, взято от сюда. Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке сенокосной своей, возле его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к берегам ее. Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках. – Господь открыл мне, – сказал великий старец, – что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали... Я должен сказать тут, что с 12-летнего возраста меня эта мысль неотступно тревожила, и я действительно ко многим из духовных лиц обращался с этим вопросом, но ответы меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно. – Но никто, – продолжал отец Серафим, – не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро – вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит. Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «Всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30, Лк.11:23). Доброе дело иначе нельзя назвать как собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро. Писание говорит: «Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду, приятен Ему есть» (Деян.10:35). И, как видим из священного повествования, этот «делаяй правду» до того приятен Богу, что Корнилию сотнику, боявшемуся Бога и делавшему правду, явился ангел Господень во время молитвы его и сказал: «Пошли во Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши Петра и той ти речет глаголы живота вечного, в них спасешися ты и весь дом твой» (Деян.10:5-6). Итак, Господь все свои божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, пришедшего в мир грешныя спасти... Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал евреям: «Аще не бысте видели, греха не бысте имели. Ныне же глаголите – видим, и грех ваш пребывает на вас» (Ин.9:41). Воспользуйся человек, подобно Корнилию, приятностию Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого, и притом, как сказано: «Не в меру бо дает Бог Духа Святого, Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его» (Ин.3:34-35). Так-то, ваше Боголюбие! Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего. – Как же стяжание? – спросил я батюшку Серафима. – Я что-то этого не понимаю. – Стяжание все равно что приобретение, – отвечал мне он, – ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того – получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный... Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: «купуйте, донеже прииду, искупующее время, яко дние лукави суть» (Лк.19:13, Еф.5:16), то есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары. Земные товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа. В притче о мудрых и юродивых девах, когда у юродивых недоставало елея, сказано: «шедше купите на торжищи» (Мф.25:9). Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильно. Какой же это у них был недостаток в добрых делах, когда они хоть юродивыми, да все же девами называются? Ведь девство есть наивысочайшая добродетель, как состояние равноангельское, и могло бы служить заменой само по себе всех прочих добродетелей. Я, убогий, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божиего недоставало. Творя добродетели, девы эти, по духовному неразумию, полагали, что в том-то и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделали мы-де добродетель и тем-де и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но конец его – во дно адово. Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: 1-я – Божия, всесовершенная и всеспасительная; 2-я – собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная; 3-я – бесовская – вполне пагубная. И вот эта-то третья – вражеская воля – и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. Вторая – собственная воля наша научает нас в услаждении нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же – воля Божия и всеспасительная в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для Духа Святого... Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего во полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевши, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться вовремя, ибо двери уже были затворены. Торжище – жизнь наша; двери чертога брачного, затворенные и не допускавшие к Жениху, – смерть человеческая; девы мудрые и юродивые – души христианские; елей – не дела, но получаемая через них вовнутрь естества нашего благодать Всесвятого Духа Божия, претворяющего оное от тления в нетление, от смерти душевной в жизнь духовную, от тьмы в свет, от вертепа существа нашего, где страсти привязаны, как скоты и звери, – в храм Божества, пресветлый чертог вечного радования о Христе Иисусе Господе нашем, Творце и Избавителе и Вечном Женихе душ наших. Сколь велико сострадание Божие к нашему бедствию, то есть невниманию к Его о нас попечению, когда Бог говорит: «се стою при дверях и толку» (Откр.3:20)!.. разумея под дверями течение нашей жизни, еще не затворенной смертью. О, как желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы в здешней жизни вы всегда были в Духе Божием! «В чем застану, в том и сужу», – говорит Господь. Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица Его кто станет! Вот почему сказано: «бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мк.14:38), то есть да не лишитеся Духа Божия, ибо бдение и молитва приносит нам благодать Его. Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она всегда в руках наших, как орудие для стяжания благодати Духа... На нее всякому и всегда есть возможность... Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она от всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: «Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверованной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!» – и воскресил его Господь. Так-то, ваше Боголюбие, велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего всякому исправлять. Блаженны мы будем, когда обрящет нас Господь Бог бдящими, в полноте даров Духа Его Святого!.. – Ну а как же, батюшка, быть с другими добродетелями, творимыми ради Христа, для стяжания благодати Духа Святого? Ведь вы мне о молитве только говорить изволите? – Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных... Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте. Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов. Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товарами, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и, как в торговом деле, не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Хотя апостол и говорит, «непрестанно молитесь» (1Фес.5:17), но да ведь, как помните, прибавляет: «хочу лучше пять словес рещи умом , нежели тысячи языком» (1Кор.14:19). И Господь говорит: «не всяк глаголяй Мне, Господи, Господи! спасется, но творяй волю Отца Моего» (Мф.7:21), то есть делающий дело Божие и притом с благоговением, ибо «проклят всяк, иже творит дело Божие с нерадением» (Иер.48:10). А дело Божие есть: «да... веруете в Бога ...и Егоже послал есть Иисуса Христа» (Ин.14:1, 17:3). Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого. Так желал бы я, ваше Боголюбие, чтобы и вы сами стяжали этот приснонеоскудевающий источник благодати Божией и всегда рассуждали себя, в Духе ли Божием вы обретаетесь или нет; и если – в Духе Божием, то, благословен Бог! – не о чем говорить: хоть сейчас – на страшный суд Христов! Ибо в чем застану, в том и сужу. Если же – нет, то надобно разобрать, отчего и по какой причине Господь Бог Дух Святой изволил оставить нас, и снова искать и доискиваться Его... На отгоняющих же нас от Него врагов наших надобно так напасть, покуда и прах их возметется, как сказал пророк Давид... – Батюшка, – сказал я, – вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Духа Святого как о цели христианской жизни; но как же и где я могу ее видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святой может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет? – Мы в настоящее время, – так отвечал старец, по нашей почти всеобщей холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и общение человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе удалились от истинно христианской жизни... ...Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и выходит, что мы многие слова Священного Писания приемлем не в том смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не допускаем ей по гордости ума нашего вселиться в души и потому не имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем сердцем алчущих и жаждущих правды Божией. А Святитель Иоанн Златоуст говорит следующее (я уже говорил об этом, но всё же приведу цитату, взято от сюда). ПО НАСТОЯЩЕМУ, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. Изменено 12 апреля, 2016 пользователем taximan Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение