Перейти к публикации
Olqa

Из истории: православные, русские традиции и обычаи

Рекомендованные сообщения

Интересна история появления колоколов в христианском мире. Где-то в пятом веке в итальянском городе Ноле, епископ Павлиний, гуляя по полю, просил Бога совершить какое-нибудь чудо, и внезапно услышал мелодичный звон, исходивший от полевых цветов-колокольчиков. И он повелел отлить первый в истории христианства колокол, имевший форму этого цветка. Как бы то ни было с колоколами в истории православной Руси связано немало преданий и легенд. Прежде всего, к колоколам относились как к живым существам. Поскольку они обладали голосом им давали собственные имена. И при каких-то неблагоприятных исторических событиях их даже наказывали вырыванием «языка» - бьющей части колокола. И об этом существует немало преданий в исторических хрониках.

Моя ссылка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Разрешительная молитва

— лист бумаги, на котором напечатана особая молитва; читаемая священником вслух над каждым умершим (не моложе 7 лет) при отпевании, после прочтения евангелия; по прочтении лист складывается и влагается в правую руку умершего. Обычай влагать молитву в руку умершего не есть установление вселенской церкви, а вошел в употребление у нас в Россия (в XI в.) вследствие случайного обстоятельства. Когда князь Симон Варяг просил у препод. Феодосия Печерского письменного благословения как в жизни, так и по смерти, то Феодосий списал ему слова "молитвы иерейския прощальныя". Симон завещал положить эту молитву ему в руку при погребении его; с тех пор это вошло у нас в обычай и для всех вообще умерших. Текст самой молитвы очень древний. Содержание ее заимствовано из умилостивительной молитвы, находящейся в конце литургии апостола Иакова. В нынешний состав свой она приведена в XIII в. Германом, епископом Амафунтским. Р. молитва читается для разрешения от бывших на умерших клятв и запрещений, а не от грехов, в которых усопшие не каялись; грехи не разрешаются ею окончательно, как при покаянии, а только испрашивается отпущение их и особенно тех из них, которые забыты были при исповеди. См. П. Нечаев, "Практическое руководство для священнослужителей" (СПб., 1891); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888).

 

..."Симон явился после того к Феодосию и сказал ему: "Дай мне, отче, слово, что душа твоя благословит меня не только в этой жизни, но и по смерти моей и твоей".

"Это прошение выше силы моей, - отвечал Феодосий. - Но если по моем отшествии от мира устроится эта церковь, если будут уважать в ней предания и мои уставы, то это будет тебе знаком, что я имею дерзновение у Бога".

"Господь свидетельствовал о тебе, сказал Симон, - я сам слышал от пречистых уст Его образа. Помолись также, как ты молишься о своих чернецах, обо мне, и о сыне моем Георгии, и о потомках моих".

"Я не об одних чернецах молюсь, - возразил ему Феодосий, - но и о всех любящих это место". Симон поклонился до земли и сказал:

"Отче! Не изыду от тебя, дай мне на письме свое благословение". Феодосий дал ему молитву, какую теперь вкладывают в руки покойникам. С этих-то пор пошел на Руси обычай вкладывать в руки покойникам рукописание.

Но Симон, готовясь строить храм, попросил еще у Феодосия отпустить грехи его родителям.

Феодосий, воздвигнув руки, сказал: "Да благословит тебя Господь от Сиона и да увидите вы красоты Иерусалима во все дни жизни вашей в третьем, в четвертом роде до последнего".

Симон оставил латинскую веру и перешел к восточному православию...."

 

Моя ссылка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Обыденными на Руси называли храмы, которые строились «об един день» -- за один день. Обычно это была «инициатива снизу»: храм строили всем миром -- не только собирали деньги, но и готовили сруб, устанавливали его -- все своими силами. Обычно обыденный храм строили в благодарность за особую Божию милость -- прекращение мора, военную победу. «К Синодальному периоду такое строительство было настолько распространено, что на все подобные инициативы не хватало священников."

 

Обыденные храмы, т. е. храмы, созидаемые по обету совокупными усилиями в один день, это памятники единодушия и согласия в молитве и труде, в мысли и деле, согласия столь редкого на земле вообще, а в особенности на Руси, история которой началась признанием в себе порока розни и этим как бы указала и на конечную свою цель - согласие и единодушие. Для устранения внешней розни Русь призывает иностранца, а для внутреннего примирения принимает Христианство, под влиянием которого рознь обращается в согласие, так что построение обыденных храмов даже в таких классических местах раздора, как Новгород и Псков, напоминающих по оживленной (истребительной) борьбе западные города, свидетельствует о глубокой внутренней потребности согласия, хотя бы оно было непродолжительно в действительности. На вечах, обыкновенно бурных и шумных, нередко переходивших в побоища, водворялась тишина, и вопрос о построении обыденных церквей решался мгновенно, единодушно, без прений. Обыкновенно единогласие (не говоря уже об единодушии) считается невозможным и даже нежелательным. На единогласие в учреждении смотрят как на порок, приводящий к гибели; а между тем построение обыденных храмов - святое дело - не находило ни одного противника. Отсюда и можно заключить, что главная причина розни скрывается не в людях, а в отсутствии дела безусловно благого и святого, дела, которое было бы одинаково дорого для всех. Храм, воздвигнутый в один день, как бы мал он ни был, есть чудо, и тем более дивное, что он воздвигался трудом безденежным ("работающий народи мзды не взимаху") и всенародным: "овии древие употребляху и назидаху; а иннии на основание полагаху, а иннии из разных мест древие везяху, не бяше бо тогда на сооружение храма в готовности ничтоже, но вся из разных мест приношахуся"108, т. е. требовалось, чтобы все было трудовое и ничего дарового. Это были светлые минуты в нашей жизни: "не бяше бо тогда видети, или слышати во граде и в весех татьбы, и разбоя, лжи и клеветы, гнева, ярости и обиды, и всякия злобы; но бяше любовь велия". В эти минуты наш народ был истинно-христианским, ибо в единодушном, беззаветном труде на пользу общего, святого дела и раскрывается нравственное значение высочайшего догмата христианства, догмата о Святой Троице неслиянной и нераздельной, где единство не есть подчинение, а неслиянность не есть рознь. В этом-то единодушии, соединяющем многих на единое дело, и заключается, быть может, разгадка того, что такое Русь, в чем ее самобытность и на что она способна. В этой стране редких минут согласия, зато согласия не только внешнего, но и внутреннего, т. е. единодушия, Преподобн. Сергий и воздвигнул храм Пресвятой Троице как образцу величайшей добродетели единодушия, не минутного, а вечного, конечно для того, чтобы эти редкие минуты согласия в народе обратить в постоянное состояние, в неразрывное единство, и тем начать осуществление той конечной цели, которая крылась в самом признании в себе порока и греха розни.

 

читать далее

 

 

 

 

Cхиархимандрит Илий (Ноздрев) благословил Проект Клуба по строительству обыденных храмов.

 

«С любовью и благодарностью к инициаторам строительства святых православных храмов, и да будет с этим Божие благословение», - говорится в благословении отца Илия.

 

«Для Клуба очень важно благословение отца Илия в реализации такого масштабного Международного проекта, как «Семь храмов в семи городах за один день», - отметил член Правления Клуба Юрий Ефимов. – Мы надеемся на святые молитвы отца Илия и его пастырские советы в выполнении нашей замечательной программы».

 

2.gif

 

Здесь уже построили

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

МАКАРИЙ, русский митрополит

 

 

 

 

 

МАКАРИЙ (1482-1563), митрополит Московский и всея Руси, выдающийся представитель русской иерархии. Пострижение и монашеское воспитание получил в Пафнутиевом Боровском монастыре. По своему настроению и взглядам М. может быть причислен к партии иосифлян; но он не был партийным человеком. Обходительный и ласковый, М. не запятнал себя раболепством перед высшей властью и холодной жестокостью к людям, не разделявшим его взглядов на монастырское вотчиновладение. Не обладая кротостью святого и гением преобразователя, он сумел взять удачный средний тон миротворца бурной эпохи и устроителя жизни церкви на основах и в пределах, которые допускала тогдашняя русская действительность. Как и Иосиф Волоцкий, М. был сторонником монастырского общежития и ввел его в своем Лужецком м-ре. Это, а также «мудрость в божественном писании» открыли ему дорогу на новгородскую архиепископию (1526). Здесь М. ввел общежитие в монастырях, прекратил купножитие монахов и монахинь в одних и тех же монастырях, стремился к утверждению христианства между инородцами Водской пятины, украшал храм св. Софии и начал работу по собиранию всех чтимых церковью книг, обретавшихся в русской земле. В 1542 М. оказался митрополитом Московским. То обстоятельство, что он занял кафедру после низвержения двух своих предшественников (Даниила и Иоасафа) в момент острой боярской борьбы, оказал мало влияния на воспитание Ивана Грозного и продержался без особых столкновений до 1563, в глазах многих кладет на образ М. черные тени. Другие, наоборот, именно М. приписывают переворот 1546 в настроении Ивана и начало блестящего периода его правления. Мысль о венчании на царство не могла принадлежать 16-летнему Ивану; она шла от митрополита. В 1547-1549 и 1551 состоялись церковные соборы, оставившие глубокий след в истории. Первые два решают вопрос о канонизации святых. Дотоле русская церковь чтила 22 святых; теперь было провозглашено общецерковными святыми еще 30 и местными 9. Это ставило на очередь вопрос о возглавлении изукрашенной святыми церкви патриархом. Стоглавый собор 1551 (названный так по разделенным на сто глав его определениям) ставил своей задачей обновление русской церкви. Деяния собора выдвигают на первый план молодого царя и оставляют в тени митрополита. Но это только кажущаяся сторона дела. В вопросах собору, предложенных от имени царя, многие указывают такие особенности обычаев псковско-новгородской области, которые явно выдают авторство бывшего новгородского епископа. Постановления собора затрагивают церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление и суд, жизнь высшего и низшего духовенства, монашества, христианскую жизнь мирян. М. не имел преемников, которые могли бы продолжать его дело; поэтому постановления собора 1551 не вошли в жизнь в той мере, как того заслуживали. По жгучему вопросу о владении церковными вотчинами М. держал себя умеренно. Военные предприятия ставили остро вопрос о наделении поместьями боярских детей. В 1551 и 1557 были предприняты важные ограничения накопления земель в руках церкви. М. молчал; но он заявил протест, когда царь захотел приобрести недвижимые имения митрополичьей кафедры. При М. была основана первая типография в Москве. В год смерти митрополита в ней напечатана первая книга – Апостол. На втором году правления М. с Максима Грека было снято запрещение.

Наконец, с именем М. связано издание «Великих Миней Четий» и «Степенной книги». Еще в бытность свою архиепископом новгородским М. поставил себе задачей собрать все «чтомые книги, яже в Русской земле обретаются». Над изданием Миней М. работал 12 лет в Новгороде и в 1541 список его подарил Софийскому собору. В 1552 был закончен перепиской более полный список, внесенный М. в Успенский собор; он состоит из 12 книг. На 1300 житий русских произведений приходится только 39, похвальных слов – 25; из последних некоторые можно также назвать житиями. «Степенная книга» дает биографии представителей светской и духовной власти и старается утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в 16 в. Во всех важнейших биографиях постоянно говорится о «чудесно рожденных» князьях, о «чудесном зачатии», о благочестии русских самодержцев. Вообще «Степенная книга» является сборником статей агиобиографи-ческого содержания и в этом отношении очень напоминает Четьи-Минеи. Когда М. умер, царь писал: «о Боже! коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий».

См. Е.Е. Голубинский, История рус. церкви, т. 2, ч. 1, М., 1900; его же, Канонизация святых, 2-е изд.;

В.С. Иконников, Опыт русской историографии, т. 2, Киев, 1908.

М. окончательно утвердил в нашей агиографической письменности то направление, которое возникло еще в 16 в., когда на первый план слагатели житий стали выдвигать нравственное назидание читателя; бесхитростное изложение заменяется витиеватым «плетением словес», народный язык вытесняется церковно-славянским, вместо прежней краткой молитвы присоединяются похвальные слова в честь святого и описания чудес, совершавшихся по его кончине в разные времена. Такой характер носят как переделки старых редакций, так и вновь составленные при М. жития; число последних достигает 60. [... ] Из литературных произведений, написанных самим М., сохранились одно поучение, три речи, четыре послания и одна грамота. Поучение и речи М. отличаются поразительной для того времени простотой и безыскусственностью изложения, чем и подтверждается свидетельство летописца, удивлявшегося способности М. говорить всем удобопонятно. Послания написаны с обычной в тогдашней письменности искусственностью, витиеватостью, многоречием.

Моя ссылка

 

Еще материал

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Матушка Ольга, спасибо за тему!!!! :blush200:

Наконец-то её открыли..имею виду про историю...буду всегда следить что здесь выкладывается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Из истории церковной свечи

 

post-13-0-64767700-1297533193_thumb.jpg

В церковной истории употребление воска и свечей началось очень рано. Об этом сохранилось много свидетельств.

Блаженный Иероним говорит о возжигании свечей в храме как о благочестивом обычае, широко известном в четвертом веке.

В шестом веке о свечах упоминалось даже в государственных законах. В кодексе императора Юстиниана было указание, по которому никто не мог приступить к постройке монастыря или церкви до тех пор, пока не доказывал, что он в состоянии выделить достаточно денег на воск, свечи, масло, богослужение, на сохранение храма, на пищу и одеяние его служителей.

Седьмой же вселенский собор (787г.) прямо определяет почитать крест и иконы лобзанием, поклонением, курением ладана и возжением свечей и ссылается на древность этого обычая.

В народном благочестии воск от церковной свечи считался даже врачебным средством для лечения людей и домашних животных.

Как мы видим, у маленькой свечи много значений. Есть в ней и символика света, связанная с молитвой.

Когда мы зажигаем свечу перед иконой, то хорошо помолиться Богу, чтобы Он просветил нас Своим законом, смягчил и согрел наши сердца любовью к Нему. А когда смотрим на пламя свечи, которое всегда струится вверх, мы можем подумать о своей молитве, чтобы и ее также трепетно обратить к Богу.

Ставим свечу перед образом как наш дар Богу, как молитву нашу о живых и усопших. Горит свеча и светом озаряет образ, делает его видимым для молящегося.

Пламя свечи напоминает нам о том, что так же гореть и светиться должно пламя веры в душе человеческой.

Тает свеча перед образом. Тает постепенно и терпеливо. Так и наша гордость должна таять перед лицом Божиим – смиренно и покорно. Так и наша жизнь постепенно сгорает, пока не дойдет до последнего мгновения.

И в заключение хотелось бы привести слова преподобного Симеона Нового Богослова о значении свечи в храме:

«Множество возженных свечей означают светлые помыслы, которые должны светить в тебе, подобно свечам, так, чтобы не было ни одного мрачного помысла в доме души твоей, но чтобы все были огненны и блистали светом Святого Духа, и в тебе не было недостатка ни в одном из светоносных помыслов рассуждения».

(Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 41. )

Возжигание свечей во время молитвы является древним традиционным действием религиозного обряда православных христиан. Конечно, Православная Церковь, во-первых, хранительница благодати, а не внешних обрядов, но обряд занимает в Церкви свое достаточно важное место. Случилось как-то причащать на дому пожилую учительницу. Перед тем, как раскладывать требные принадлежности, положил на стол красивый плат-воздух с бахромой-оторочкой. На него потом – Евангелие в окладе, серебряный крест, икону, позолоченную дароносицу, церковного вида подсвечник… Зажег свечу, а учительница вдруг расплакалась и сказала: «Я недостойна такой красоты!»

 

Продолжение: http://samaryanka.in.ua/articles_view.php?id=40

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хочу поделиться с Вами интересной историей, рассказанной экскурсоводом в ОАЭ.

Первый президент ОАЭ шейх Заед, захотел приехать в СССР с визитом, и послал своего представителя к Хрущеву.

Хрущев, поинтересовался, что знает шейх о социализме?

И узнав что ничего не знает, и Арабские эмираты живут по законам Корана, послал ему посылкой "Капитал" Карла Маркса для изучения. Пусть изучает, а потом приедет...

Шейх Заед, не читая "Капитала", отправил книгу обратно Хрущеву. И попутно отправил вторую посылку, куда положил Библию и Коран. На первой странице Библии он написал: "Один из нас идет прямым путем, а другой ошибается".

После этого шейх Заед не предпринимал попыток приехать в СССР.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

http:///www.youtube.com/watch?v=1egAx75GcH0&feature=related



pravmir-logo.jpg


Вера вечна , вера стара ,
Вера наших светих цара ,
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!Вера пука и кнезова ,
И народних витезова .
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!

Витезе је изродила ,
И свеце је одгојила .
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!

Срце блажи , вољу снажи ,
Ко још бољу од ње тражи .
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!

Вера ова души прија ,
И разуму људском сија .
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!

Народ Србски просветила ,
Земљу Србску осветила .
Вера вечна , вера славна ,
Наша вера Православна!

Народ Русски просветила ,
Земљу Русску осветила .
Вера вечна, вера славна ,
Наша вера Православна!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Хочется поделиться ссылками на материалы о Рачинском Сергее Александровиче.

 

..."Современники о Рачинском рассказывали: «Спросишь, бывало, какого-нибудь мужичка, так, при случае, к слову: «А ты разве знаешь, дядя, Сергея Александровича из Татева?» -- «Да кто ж его не знает, батюшка? -- ответит мужичок. -- Этакие люди у всех на виду, их немного, -- продолжает мужик. -- И то сказать, что за барин! О себе ему некогда и подумать: целый день в школе с ребятами, а то и больших поучает разуму. Да, -- закончил мужик, -- этого барина послушать -- настоящим человеком будешь».

Необыкновенная доброта во взгляде, простота, мягкость и сердечность в обращении производили обаятельное действие на собеседников, которые чувствовали благоговение и уважение к его личности. Людям этот человек служил самоотверженно и бескорыстно. Недаром князь А.Н. Мещерский в своих воспоминаниях о Сергее Александровиче эпиграфом поставил отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».

Беседуя с ним, современники испытывали от его беседы какое-то душевное спокойствие, внутреннюю теплоту, подъем, как будто в тебя невидимо вливается новая живительная сила. Будучи сам глубоко верующим человеком, Сергей Александрович и в других зажигал чистый светильник искренней веры и любви к Богу и к ближнему.

Каждое лето в Татеве собиралось много гостей, почитателей и бывших учеников Сергея Александровича, а среди них и такие выдающиеся личности, как историк князь С.Д. Шереметев, философ В.В. Розанов и даже сам владыка Николай Японский (Касаткин), глава миссии Русской православной церкви в Японии, основатель множества православных училищ и братств среди островного населения. .." читать далее

 

Неизвестный Рачинский

(Из цикла "Подвижники благочестия").

Зарождение и развитие трезвенных традиций в России.

 

Сегодня мало кому из педагогов известно имя Сергея Александровича Рачинского. А между тем, по отзывам современников, "Рачинский - это имя мирового значения". Он был не педагог - переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения. Русская школа возникла и 7 веков существовала как церковная школа. С.А. Рачинский явился воссоздателем русской школы, он утверждал, что истинно народное воспитание и обучение возможно лишь на религиозно-нравственной и национальной основе. Ему удалось создать такую школу в селе Татево Смоленской губернии, в деятельности которой были реализованы сформулированные им цели и задачи. читать далее

 

Портрет Рачинского С.А.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Биография Богданова-Бельского (ученика С.А.Рачинского)

 

По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны были его поглотить, он должен был потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты.

Он, внебрачный сын батрачки, родился в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.

Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.

Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Профессиональные художники знают, что такое портрет в профиль. Похожести добиться, на первый взгляд, легко, а объем передать в этом случае всегда труднее обычного...читать далее и смотреть картины

 

(На доске (картина "Устный счет" написан пример, состоящий из суммы нескольких цифр в квадрате в числителе, в знаменателе - 365). В уме детки считали...)

 

("Воскресное чтение в сельской школе" вчера сравнили (в шутку) с нашими курсами. Почти тоже самое, только сидели 15 женщин и один мужчина, а выражения лиц очень похожие).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

меня эта картина ...умилила...!!!Так живо написана!Создаётся ощущение полноты пространства,кажется ,что это здесЬ и сейчас!

 

ЗамечателЬные курсы у Вас,ОленЬка!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вчера были в Донском монастыре. На кладбище этого монастыря похоронен Петр Дмитриевич Барановский. Захотелось поделится материалом, которого не так много в интернете, самые крохи:

bar250.jpg Петр Барановский. Фото: Альманах "Памятники Отечества" Лазарь Каганович возражений не терпел. Потому как хорошо знал: за невыполнение "сталинского" плана реконструкции Москвы можно было не только партбилет на стол положить, но и голову на плаху. Когда в сердце не утих пожар мировой революции, о каких потерях можно сожалеть? Ничего личного. Оттого и несокрушимая убежденность в собственной правоте. "Когда ходишь по московским переулкам, - писал столичный градоначальник Л. Каганович, - то получается впечатление, что эти улочки прокладывал пьяный строитель... Мы должны знать, где и как строить, проложив ровные улицы в правильном сочетании, выправлять кривоколенные и просто кривые улицы и переулки".

 

Немногие осмеливались поднимать свой голос в защиту московской старины против современных геростратов. Когда замахнулись на храм Василия Блаженного - мешал, дескать, исходу парада и демонстрации с Красной площади, - против сноса шедевра древнего зодчества выступил лишь Петр Дмитриевич Барановский. У него произошел крутой разговор со всесильным Кагановичем. А потом Барановский направил еще и телеграмму на "самый верх" со словами протеста против разрушения храма.

 

И - чудо! Василий Блаженный уцелел. Как уцелел и Кривогрузинский переулок, где прошли мои детство и юность. А ведь и впрямь удивляешься, когда спускаешься неспешно, всего-то за пять минут, от Воронцова Поля до Земляного Вала по родному переулку: какой же он жуткой дугой изогнулся по древнему холму?! А вот все бежит себе до нынешнего дня и душу радует...

 

Не ищите фамилию Петра Барановского в энциклопедических словарях. Нет ее там! Человек, собственноручно восстановивший около сотни памятников культуры и на столько же оставивший проекты на реконструкцию, один из основоположников советской реставрационной науки, никогда и ничего не боявшийся, если речь шла о спасении древнего строения, остался только в памяти профессионалов - единомышленников и тех редких чудаков, кому интересна история Отечества. Кстати, после того жесткого разговора с Кагановичем Барановский получил срок. Жена вспоминала: пришла на свидание перед отправкой по этапу, а у Петра Дмитриевича один к ней вопрос: "Спасли?" "Я плачу, - рассказывала Мария Юрьевна, - а сама головой киваю: "Целый!"

 

Потому и хочу представить читателям "СОЮЗа" еще одного подлинного героя из плеяды подвижников, защитников земли русской. Архитектор, художник, реставратор, историк, археолог, Петр Дмитриевич Барановский внес гигантский, под силу большим коллективам, вклад в сохранение архитектурных памятников Москвы, Смоленщины, Владимира, Ярославля, русского Севера, а еще Беларуси и Украины. В годы Первой мировой войны он служил начальником строительного отряда в инженерных войсках Западного фронта. И сочетал службу с исследовательской деятельностью - собирал материалы по уже не существовавшим в ту пору памятникам деревянного народного зодчества Беларуси - в Минском и Слуцком районах. Позже, в 1929 году, Петр Дмитриевич вернулся к изучению памятников в Витебске, проводил там обмеры, составлял планы реставрации.

 

Выпускник Московского строительно-технического училища Петр Барановский уже в 20 лет был удостоен золотой медали Русского археологического общества. Награда - за проект восстановления Болдинского монастыря под Дорогобужем. Тут сошлись и интерес к истории с "младых ногтей", и географическая близость - Петр Дмитриевич родился на Смоленщине в селе Шуйском Вяземского уезда, неподалеку от Дорогобужа. Потому и выбор будущих занятий долго не мучил - Петр становится студентом искусствоведческого факультета Московского архитектурного института и одновременно постигает азы будущей профессии, служа помощником архитектора.

 

Потом - экспедиции на русский Север, на Пинегу, где за постой, хлеб, транспорт и т.д. молодой ученый расплачивался... солью, таща на себе три пуда главной тогда "валюты" в провинции. Новгород, Карелия, Соловки, Владимир, Крутицкое подворье в Москве... Один лишь перечень адресов, где приложил свой опыт и золотые руки Петр Дмитриевич, занимает несколько десятков страниц. А сам уже в зрелые годы даже нормального жилья не обрел - Барановский с женой обитали в коммуналке, устроенной смекалистыми коммунальщиками в бывших больничных палатах Новодевичьего монастыря, по сути в келье...."

Моя ссылка

 

Еще одна ссылка, если есть время, почитайте.

О ВРЕМЕНИ И МЕСТЕ ПОГРЕБЕНИЯ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

(Доклад П.Д.Барановского на объединенном заседании Сектора архитектуры и Сектора живописи Института истории искусств АН СССР, 11 февраля 1947 года)

 

Сегодня мы впервые отмечаем годовщину — 517 лет со дня смерти Андрея Рублева. Эта дата до сих пор не была документирована и выявилась в окончательном виде благодаря моим научно-исследовательским поискам, которые служат темой настоящего доклада.

Значение этой находки неоспоримо, учитывая то исключительное место, которое занимает Андрей Рублев в истории русского искусства, — художник, получивший самое высокое признание современников и близких поколений как «иконописец преизрядный, превосходный художник, всех превосходящий в великой мудрости», признанный, в связи с тем временем, святым, художник, которому предписывал подражать церковный Собор 1551 г. творчество которого справедливо превознесено над прочими и заслужило самые изысканные, полные восторга и преклонения эпитеты от ученых и художников нашего времени.

Всеми признанное значение творчества Андрея Рублева, являющегося одним из высочайших достижений мирового искусства, делает его имя славой нашей родины, которое мы можем с гордостью поставить в ряд с величайшими гениями человечества.

В нашу задачу не входит оценка творчества Андрея Рублева, что делали, делают и будут делать специалисты в области изучения древнерусской живописи, среди которых важнейшее место принадлежит И.Э.Грабарю, превратившему легенду о Рублеве в действительность. Задача сегодняшнего дня — рассказать о находках в биографии Андрея Рублева и раскрыть в общих чертах, что представлял собой и представляет ныне Андроников монастырь как архитектурный памятник и место деятельности и погребения Андрея Рублева. Как следствие и вывод этой стороны доклада является мысль и предложения о спасении от разрушения Андроникова монастыря, древнейшего памятника города Москвы...."

 

Далее доклад П.Д.Барановского -надо обязательно прочитать!!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

В одно сообщение не поместилось, поэтому еще немного материала:

..."Знакомство Николая Евгеньевича Емельянова с Петром Дмитриевичем Барановским

- Расскажите о знакомстве Николая Евгеньевича с П.Д.Барановским

- С Петром Дмитриевичем Барановским Николая Евгеньевича связывала очень нежная дружба, он был ему очень предан и без конца его вспоминал. Он утверждал, что Петр Дмитриевич был героем российской культуры. Папа говорил, что Петр Дмитриевич был верующим человеком, хотя другие люди в разных воспоминаниях зачастую его описывают как человека, равнодушного к религии. Папа вспоминал, что в его доме всегда была икона, и – он это воспринимал как символ – лампада перед этой иконой всегда была потушена. Может быть, её зажигали ночью, когда уже никого не было. В те годы открыто стоящая икона была знаком, открыто стоящих икон не было, их прятали. Например, я помню, как прятали иконы в нашем доме.

Особенно яркой я бы назвал историю взрыва Вознесенского монастыря. Она описана у папы в воспоминаниях. Однажды Пётр Дмитриевич пришёл к себе домой на Софийскую набережную, окна его комнаты выходили прямо на Кремлёвский холм. Он тогда был ещё молодым человеком, весь день физически трудился, был на реставрируемых объектах, и когда приходил, буквально падая с ног от усталости, то отключался в кровати мгновенно. В эту ночь он почему-то не мог заснуть, встал, прошел в полной темноте к окну. Вдруг на его глазах весь Вознесенский монастырь в тишине поднялся над холмом, а в следующую секунду грянул ужасный гром, и он, упав, рассыпался!

Это воспоминание не давало покоя Петру Дмитриевичу и моему папе, он рассказывал об этом неоднократно. Господь за великую любовь к русской архитектуре и за его подвиг по спасению этого культурного наследия дал Петру Дмитриевичу возможность лицезреть кончину Вознесенского монастыря. В этом монастыре хоронили русских великих и удельных княгинь, а затем и цариц. Первой там была похоронена строительница Вознесенского собора преподобная Евфросиния Московская, вдова князя Дмитрия Донского. Перед уничтожением монастыря гробницы оттуда вынесли в крипту под Архангельским собором.

– А Николай Евгеньевич рассказывал, как Барановский спас храм Василия Блаженного?

? Про храм Василия Блаженного подробности были неизвестны, возможно, он на эту тему предпочитал не распространяться. Известно только, что Пётр Дмитриевич поплатился ссылкой, за то, что он организовывал дежурства около храма. Конечно, чудо, что он сумел это все приостановить....

Моя ссылка

 

 

..."Еще в 1925 году Петр Дмитриевич начал реставрацию Казанского собора на Красной площади, и отдал этому делу три года. Работал как обычно - то есть самоотверженно. Каждый день из Александрова он едет в Москву, на Красную площадь, и - фотографирует, обмеряет, делает чертежи. В тридцатых годах собор был снесен, но почти полвека спустя Барановский торжественно передаст молодому архитектору О. Журину материалы по собору и благословит его на воссоздание этой святыни. Петр Дмитриевич работал не только в Москве. При его самом активном участии были подняты из руин монастыри и храмы в Александрове, Пскове, Новгороде. Он работал в Троице-Сергиевой Лавре, во Владимире, Ярославле, Смоленске, Витебске, Киеве, Полоцке и Чернигове. В 30-е гг. Барановский в течение многих лет изучал памятники Азербайджана, обследовал горы и ущелья Большого Кавказского хребта, провел раскопки, консервацию и реставрацию ряда обнаруженных памятников. И - действительно - много работал в Москве.

 

Умер Петр Дмитриевич 12 июня 1984 года, 92 лет отроду.

Похоронили его в Донском монастыре за алтарем Большого собора.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» — древнейшее из русских описаний паломничества в Святую землю. Для всех последующих русских хождений этот памятник начала XII века послужил образцом.

Даниил стремится быть как можно более ясным и точным в своих описаниях; чисто литературных задач он не ставит перед собой никаких; ухищрений стиля у него нет. И вместе с тем перед нами прекрасный литературный памятник, проникнутый высоким пафосом радостного узнавания, написанный рукой человека, умеющего быть внимательным и способного описать то, что он видел....

О ЕРУСАЛИМЕ

Есть же святый град Иеросалим в дербех, около его горы каменыи высокы. Да нолны пришедше близь ко граду тоже вид?ти пръвое столпъ Давидовъ[47] и потом, дошедше мало, увид?ти Елеоньскую гору,[48] и Святаа Святых,[49] и Въскресение церковь, ид?же есть Гробъ Господень, и узр?ти потом весь град. И ту есть гора равъна о пути близь града Иерусалима яко версты вдале; на той гор? сс?дают с конь вси людие и поставляють крестьци ту и покланяются святому Въскресению на дозор? граду. И бываеть тогда радость велика всякому християнину, вид?вше святый град Иерусалимъ; и ту слезамъ пролитье бываеть от в?рныхъ челов?къ. Никтоже бо можеть не прослезитися, узр?въ желанную ту землю и м?ста святаа вида, ид?же Христосъ Богъ нашь претрьп? страсти нас ради гр?шных. И идуть вси п?ши с радостию великою къ граду Иерусалиму.

 

Святой город Иерусалим расположен в теснине, вплотную около него — высокие каменные горы. Подходя уже к самому городу, видишь сначала столп Давидов, а потом, пройдя немного, видишь Елеонскую гору, и Святая Святых, и церковь Воскресения, где находится Гроб Господен, и потом видишь весь город. И есть там пологая гора вблизи от дороги, на расстоянии примерно версты до Иерусалима, — на той горе ссаживаются с коней все люди, и кладут там крестные поклоны, и поклоняются святому Воскресению на виду у города. И испытывает тогда всякий христианин огромную радость, видя святой город Иерусалим, и слезы льются тут у верных людей. Никто ведь не может не прослезиться, увидев эту желанную землю и видя святые места, где Христос Бог наш претерпел страсти нас ради, грешных. И идут все пешком с радостью великою к городу Иерусалиму.

И ту есть на левой руц? у пути, тамо идучи, церкви святаго Стефана Первомученика:[50] на том м?ст? побиенъ бысть камениемъ Стефанъ Прьвомученикъ от июд?й, и ту есть гроб его. И ту есть гора камена плоска прос?лася в распятие Христво; то зоветься Адъ; есть близь ст?ны градныя, яко доверъжет.

И стоит здесь, по левую руку от дороги, когда там проходишь, церковь святого Стефана Первомученика: на том месте Стефан Первомученик был побит иудеями, там находится и гроб его. И тут есть гора каменная плоская — она просела во время распятия Христова; то место зовется Ад; оно находится около городской стены, на расстоянии примерно броска.

И потом входять въ святый град Иерусалимъ вси людие с радостию великою враты, сущими близь сына Давыдова. И та суть врата от Вифлеома[51] лиць, и ту суть врата Венияминова.[52] Яко воидуче въ градъ, путь есть сквоз? град въ Святаа Святыхъ на правую руку, а на левую къ Святому Въскресению,[53] идеже есть Гроб Господень.[54]

И потом все люди с великой радостью входят в святой город Иерусалим через ворота, находящиеся около столпа Давидова. Те ворота — со стороны Вифлеема; это ворота Вениаминовы. Войдя в город, видишь по правую руку дорогу через город в Святая Святых, а по левую — к святому Воскресению, где находится Гроб Господен.

 

О ЦЕРКВИ ВЪСКРЕСЕНЬЯ ГОСПОДНЯ

Есть церкви Въскресениа Господня всяка образом: кругло создана, столповъ имат 12 обьлых, а 6 зданыхъ; мощена же есть дъсками мраморяными красно; двери же имат шестеры; а на полатех столпов имат 16. А над полатьми под верхом исписани суть пророци святии мусиею, яко живи стоятъ. А над олтарем написан есть Христос мусиею. Въ олатри же велиц?м написано есть Адамово воздвижение[55] мусиею; гор? верху написано есть мусиею възнесение Господне,[56] обаполы олтаря на обою столпу написано есть мусиею Благов?щение.[57] Врьхъ же церковный не до конца сведенъ каменемъ, но тако сперенъ есть древом тесаным, яко полъстичнымъ образом; и тако есть безъ верха, не покрыта ничимже. Под тым самым врьхом непокрытым Гробъ Господень.

Церковь Воскресения Господня такова: по форме она круглая; в ней двенадцать круглых цельных столпов, а шесть сложенных; она красиво вымощена мраморными плитами; дверей у нее шесть; а на хорах у нее шестнадцать столпов. А над хорами на потолке мозаичное изображение святых пророков — как живые стоят. А над алтарем мозаикой изображен Христос. В алтаре же великом мозаика изображает воздвижение Адама, дальше кверху — мозаичное изображение вознесения Господня; на обоих столпах по сторонам алтаря изображено мозаикою Благовещение. Верх же церкви не до конца сведен камнем, но расперт каркасом из тесаного дерева, так что она без верха, ничем не покрыта. Под самым же тем непокрытым верхом — Гроб Господен.

 

Есть же сице Гробъ Господень: яко печерка мала у камени с?чена, дерци имущи малы, яко можеть челов?къ вл?сти на кол?ну поклонься. Възвыше же есть мала, всямокачна 4 лакоть и в длину и в ширину. И яко вл?зуче в пещерку ту дверцами малыми, и на десн?й руц? есть яко лавица зас?чена въ томже камени пещерьн?мъ, и на той лавиц? лежа т?ло Господа нашего Исуса Христа. Есть нын? лавица та святая покрыта дъсками мраморяными. Суть на стран? прод?лана оконца 3 кругла, и т?ми оконци видиться святый тъ камень, и туд? ц?лують вси христьяне. Висит же в Гроб? Господни 5 кандил великих с маслом, и горят беспрестани кандила свята день и нощь. Лавица же та святаа, ид?же лежало т?ло Христово, есть в длину 4 лакот, а в ширину 2 лакти, а възвыше полулакти. И пред дверми пещерными предлежить камень, треи стопъ вдале от дверець т?х пещерных: на том камени аггелъ, с?дя, явися женамъ и благов?сти има въскресение Христово.

 

Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь. Скамья ж та святая, где лежало тело Христово, в длину четыре локтя, в ширину два локтя, а по высоте пол-локтя. Перед дверьми пещеры лежит камень — на расстоянии трех стоп от тех пещерных дверец: на том камне, сидя, ангел явился женам и благовестовал им о воскресении Христовом.

 

Есть пещерка та святаа од?лана около красным мрамором, яко им?нъ, и столпьци около мрамором красным стоят числом 12. Верху же над пещеркою сд?ланъ яко теремець красенъ на столп?х, верху круголъ и сребреными чешюями позлащеными покован; и на връхъ того теремца стоит Христос, сд?ланъ сребром яко в мужа бол?е, и то суть фрязи сд?лали, и нын? есть под самым врьхом т?мъ непокрытымъ. Суть двери 3-и у теремца того учинени хитро, яко и решето крестьци; и т?ми дверми влазят люде къ Гробу Господню. Да то есть Гробъ Господень был пещерка та, якоже то сказах: испытах добр? от сущих ту издавъна и в?дущих поистинн? вся та святаа м?ста.

 

Пещерка же та святая отделана снаружи красным мрамором наподобие амвона, и столбики из красного мрамора стоят вокруг числом двенадцать. Сверху же над пещеркой построен как бы теремец красивый на столбах, сверху он круглый и окован позолоченными чешуями; а наверху того теремца стоит Христос, изваянный из серебра, выше человеческого роста; это фряги сделали; и ныне он стоит под самым верхом тем непокрытым. Есть три двери у теремца того, устроенных хитро — как решетка из крестов; через те двери люди входят к Гробу Господню. А что Гробом Господним была та пещерка, как я сказал, я хорошо разузнал от живущих здесь издавна и по-настоящему знающих все те святые места.

 

Есть же церковь та Въскресение образомъ кругла, всямокачна: и в дл? и въ преки имать же сажень 30. Суть же в ней полати пространьны, и тамо гор? живет патриархъ. И есть же отъ дверей Гробных до стены великого олтаря саженъ 12. Ту есть внъ ст?ны за олтаремъ Пупъ земли,[58] и создана над нимъ комарка, и гор? написан Христос мусию, и глаголеть грамота: «Се пядию моею изм?рих небо и землю».

 

Церковь же Воскресения по форме круглая, а в длину и в ширину равно имеет тридцать саженей. В ней устроены просторные помещения, и там наверху живет патриарх. Расстояние же от дверей Гроба до стены великого алтаря двенадцать саженей. Здесь же, за стеной, вне алтаря, находится Пуп земли; над ним сделан свод, и сверху мозаикой изображен Христос, и надпись гласит: «Вот пядью моей я измерил небо и землю».

 

О М?СТ? СРЕДИ ЗЕМЛЯ, ИД?Ж? РАСПЯТЬСЯ ХРИСТОС

 

А отъ Пупа земнаго до Распятия Господня[59] и до Края[60] есть саженъ 12. Есть же Распятие Господне къ встоку лиць, есть же на камени, высоко было, яко стружия выше. Камень же тый был круголъ, яко горка мала. А посреди камени того, на самом врьху, выс?чена есть скважня лакти воглубле, а вшир? мний пяди кругъ; и ту был въдруженъ крестъ Господень. Исподи же под т?мъ каменемь лежить прьвозданаго Адама глава.[61] И в распятие Господне, егда на крест? Господь нашь Исус Христос предасть духъ свой, и тогда раздрася церковная катапетазма, и камение распадеся; тогда же и тъ камень прос?деся над главою Адамлею, и тою разс?линою сниде кровь и вода изъ ребръ Владычень на главу Адамову и омы вся гр?хы рода челов?ча. И есть разс?лина та на камени том и до днешняго дне. Знати есть на десн?й стран? Распятиа Господня знамение то честное... читать далее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для верующего человека — «путь есть Христос», паломничество — это путь ко Христу. Если главный смысл паломничества в том, чтобы прийти к истокам христианства, то суть паломничества как христианского подвига — в подвижничестве: в преодолении не только трудностей пути, но и своей физической и порой душевной немощи.Хождение к святым местам — это и путь к познанию самого себя, к пониманию, что жизнь — главная ценность, терпение — главная добродетель.Это путь к постижению мира. Подвиг странничества всегда вознаграждается духовной радостью познания красоты единого Божьего мира — и при родной, и рукотворной. Ведь, познать мир — значит открыть миру свое сердце; воспринимать мир таким, какой он есть, великий и многообразный. Этому сущностному и поучают нас, грешных и сомневающихся, «Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам"....

 

Русский паломник-пешеходец Василий Киевский (Григорович-Барский) news_file_75.jpg Много было на Руси святой странников. Но такого еще не было! Сын небогатого купца Григория Григоровича, жившего на Подоле, Василий с детства отличался неукротимой любознательностью и неизбывной мечтой повидать дальние страны. Отец, владевший грамотой, дал ему начатки знаний, которые считал вполне достаточными для всей последующей жизни.

 

 

 

Но жадный до учения и упорный в своих устремлениях хлопец решил поступить в Киево-Могилянскую академию, а решив, добился протекции ее префекта, Феофана Прокоповича, по которой зачислен был в бурсу. Здесь он изучил славянские языки, латынь и Закон Божий, и дошел до класса риторики. Но…

 

К несчастью, подкачало здоровье. Незаживающая язва на ноге, причинявшая долгие страдания, стала причиной отбытия юноши во Львов, славившийся традициями искусного врачевания. Впрочем, помимо медицины его интересовали ученые люди этого славного града.

 

Выбрав момент, когда батька был в отъезде по своим торговым делам, Василий Барский умолил мать отпустить его, и отправился в путь, но в дороге посыльный от вернувшегося родителя нагнал беглеца, передав повеление возвратиться домой. Отпрыск, однако, не свернул с выбранного пути, а написал письмо отцу, прося прощения и сообщая, что идет во Львов, а может, и далее. Двигался болезный пешком, сопровождаемый товарищем своим Иустином Леницким. Шли они, шли себе, и после многих невзгод прибыли, наконец, благополучно во Львов, где действительно вылечился болезный. Казалось бы, что еще надо?! ...читать далее

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Память московской княгини Евдокии, супруги благоверного князя Димитрия Донского

 

Моя ссылка

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Что означают две змеи на посохе Патриарха?

b2ff3609cf78.jpg

Посох (греч. патерисса; от патер – «отец») патриархов и архиереев – символ пастырской власти над пасомыми и знак отеческого попечения о них. Он напоминает им о главных их обязанностях: вести вверенную им паству путем спасения, сохранять единство, возвращать заблудших и отгонять от стада духовных волков.

Сверху посох увенчивается крестом, напоминающим о том, что архипастыри должны пасти словесное стадо по примеру Пастыреначальника, во имя и славу Иисуса Христа. Изогнутые змеи на архиерейском посохе, взаимно обращенные одна к другой, знаменуют мудрость пастырской власти (см.: Мф. 10: 16). Появились они в России при патриархе Никоне. Заимствован этот символ с христианского Востока.

Иеромонах Иов (Гумеров). http://www.pravoslav...swers/34009.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Что означают две змеи на посохе Патриарха?

 

Этот же вопрос мне когда-то задавали детки в Воскресной школе (у нас настоятель - епископ, дети почти каждую службу видели посох). Я пыталась что-то объяснить, но один мальчик твердо и уверенно сказал: "Это дракон!" :wink3000:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О Масленице.

 

 

Ученые рассказали, для чего в Масленицу на горах катаются, блинами объедаются

На видео пресс-конференция с учеными в ТАСС "Русская Масленица: смыслы, традиционные и современные формы праздника".

 

http://vk.com/video10785233_456239017?list=3b98684017fdbe6ff3

Зачем объедались блинами

Катались на санках, чтобы символически разогреть Землю, надо было и самим разогреться - в этом старинный смысл масленичного объедения. "Ели горячее, жирное, сытное - силы в себе будили! И при этом хохотали: смех тоже пробуждает позитив! - пояснила Елена Якубовская. - А в первую неделю поста девушки смеяться не смей - бабки осудят, родителям донесут, отец и наказать мог!" Объедение и пост выражают принцип контраста, заложенный в русском характере, отметила собеседница ТАСС, уточнив, что во время работы в экспедициях не раз записывали рассказы о том, что в начале поста вообще старались не есть, а "запах блинов выкуривали специальной курильницей".
По словам Елены Якубовской "Масленичная хореография восходит к очень древним слоям культуры. Женский завораживающий танец так и называется "КружкА плясать", а шаг, словно стучится в широкую грудь Земли - "Просыпайся!" Мужская пляска "Ломанье" воинственна. Мужики меряются силой, опять же "греют Землю", - пояснила она. Ломания обычно предшествовали кулачным боям", - пояснила Елена Якубовская.
Особое внимание в масленичном празднестве уделялось молодым, недавно поженившимся парам - "в ком же, как не в них сосредоточена жизненная, рождающая сила". Парней, кто вырос, но не женился и девушек, отказавших сватам, "корили" и даже привязывали колодку, рассказала замгендиректора по науке Государственного республиканского центра русского фольклора, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Екатерина Дорохова. "В более ранних вариантах это могло быть и довольно тяжелое бревно, с которым человек не мог свободно идти, а в более поздних - и цветочек. Но символический смысл - общественное осуждение уклоняющихся от вступления в брак, оставался", - сказала она, уточнив, что парень или девушка в колодке должны были откупаться деньгами или конфетами. На Масленицу обязательно ходили в гости, к родным молодой жены, для молодых женщин, которые вышли замуж в этом году, Масленица была временем окончательного прощания с родным домом.

Зерно "не оживет, аще не умрет"

"Одно из грубых искажений масленичной традиции - сжигание на костре куклы-красавицы, - рассказала Елена Якубовская. - В повсеместно распространенной в России масленичной культуре жгли не куклу, а солому, старые ветки, негодную траву. Солома - это же высохшие стебли колосьев, на которых выросло зерно. Она свое отжила, должна сгореть и зола - удобрить новые посевы, помочь им созреть". Как подчеркнула собеседница агентства, в земледельческой и крестьянской России зерно было центром мира, в том числе мира духовного, а праздники, не только Масленица, были "актом действия о хлебе". У каждого праздника - свой образ хлеба: у Пасхи - кулич, у Рождества - пряник (например, козули), у Масленицы - блины. "Зерно не оживет, аще не умрет" - образное умирание зерна в виде сгоревшей соломы для последующего возрождения в новом посеве - это и есть основной глубинный смысл масленичного костра, - отметила Елена Якубовская. - Сжигание куклы-красавицы несет прямо противоположный смысл: сжигание молодости и красоты. Поэтому если масленичное чучело делают красивым - это искажает глубинный смысл праздника". Красавицами, как отметила эксперт, чучела стали делать в 1990-е годы, в пору возрождения праздника.
Чучела в виде уж никак не девицы-красавицы, а мужика, по ее словам, встречались в народной традиции в отдельных местностях Сибири. Основой чучела был мешок с соломой, его одеждой - старое тряпье. Когда рисовали лица, они были нарочито некрасивыми, смешными.
Не было в народной традиции и некоторых других привычных сегодня элементов празднования Масленицы - Золовкиных посиделок. "Названия дней масленичной недели – "Заигрыши", "Встреча", "Лакомка", "Тёщины блины", "Золовкины посиделки" - это выдумка клубных работников 1950-1960-х годов. Этого в народной традиции не было", - сообщила Екатерина Дорохова.

Смыслы и значение образов Масленицы ученые черпают из коллекции экспедиционных записей фольклора, хранящихся в Фонограммархиве Пушкинского Дома, в Петербургской Консерватории имени Римского-Корсакова - это "миллионы записей, годы, а может, и десятилетия звучания". Николай Андреевич Римский-Корсаков был в числе первых собирателей масленичного фольклора. Сделанные им по слуху записи были использованы в его опере "Снегурочка", придав ей неповторимый, узнаваемый характер и колорит. В дальнейшем стали использовать технику - на рубеже XIX-XX веков появилась техника записи звука на восковые цилиндры, затем на магнитную ленту, сейчас используется цифровой формат.   http://vk.com/zdorovaja_rus

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Россия-матушка славится множеством традиций. О некоторых узнаем из книг, журналов или в сетях интернета, но обо одном я помню из своего детства.  Прошло много лет, улетело детство, но остались детские воспоминания: бабушка в белом платочке читает по памяти утренние молитвы,замешивая тесто, огонь в нашей русской печке, и удивительные крылатые создания с прутиками в клювиках-Жаворонки. "Сегодня 22 марта, пекут жаворонки! "-и наперегонки  в прямом смысле, слетаем с печки помогать бабушке.

Спустя годы, когда моей бабушки уже давно нет в живых, мне всегда хотелось узнать рецепт жаворонок. И вот несколько лет назад, когда я занималась с детьми в Воскресной школе, нашла в интернете рецепт. Распечатала, потом попробовала испечь) Получилось) . В день Сорока мучеников Севастийских после службы мы собрались с детьми на занятие. Предвкушая, что оно будет необычным, пришли все ученики, и даже с родителями)

Замесили тесто. При чем в замесе участвовали абсолютно все)) Нужно было видеть глаза детей! )  А когда дошло дело до самих птичек, то тут начались соревнования: у кого лучше получится птичка-у мамы или у меня?)) А потом был общий сладкий стол, в центре которого стояло блюдо с жаворонками. Пригласили батюшку с матушкой)

Глядя на детей, я подумала:"Дорогая моя бабушка, спасибо тебе за ту радость, которую ты нам доставила, спустя столько лет. если бы не ты, вряд ли мы здесь собрались...."

Не первый год печем эти печенки со своим крестником. Ему очень нравится то занятие) А на Крестопоклонной будем выпекать "кресты" 

 

Сегодня напала на статью в журнале "Фома", где рассказывают историю традиции празднования Сорока мучеников Севастийских и рецепт Жаворонок. http://foma.ru/zhavoronki.html

"Жаворонки, прилетите

Красну весну принесите

Нам зима-то надоела

Все сухарики подъела...."

В конце хочется добавить

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...