Мано 2 735 Опубликовано: 23 марта, 2018 Мой вопрос к Лост Шипу. О грехе осуждения - Я ничего не знаю о том, что на самом деле происходит с человеком. О том, какую духовную борьбу он проходит. - Я вижу грех человека,но не вижу его покаяния. Человек покается и очистится, а я так и останусь в грехе осуждения. Знаю, что надо всеми силами думать о человеке хорошо. А если поведение человека не позволяет так думать...вспоминаю, что я сама далеко не всегда несу свет в этот мир... "Грехи других судить Вы так усердно рвётесь, начните со своих и до чужих не доберётесь". (Шекспир) Старцы говорят, что надо рассуждать. Когда рассуждаю, скатываюсь в осуждение, даже не желая этого. Как научиться рассуждать не осуждая? Спасибо Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
0 АлександрIV 379 Опубликовано: 25 марта, 2018 (изменено) )))))))) я понял. Мано, я бы не советовал в данном случае пытаться зацепиться за какое-то название и потом, оперируя тем, что "ну это же терпение"!,- уже выстраивать свое поведение. Мне кажется в данном случае выстраивать отношения необходимо несколько в иной последовательности и под влиянием других мотивов. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы предусмотреть многие последствия своих действий. Например контакт с внешне безобидной электрической розеткой не ассоциируется у него с ударом током и вполне вероятно печальными последствиями. Таких примеров можно приводить очень много. Каждый взрослый имел множество случаев приобретения определенного опыта и знает возможные последствия различных действий. Например я отучал своих детей лезть в розетку, показав им как заряженный от розетки мощный кондесатор потом, при замыкании его отверткой, с громким треском дает внушительную искру и оплавляет отвертку. Этого зрелища им хватило, чтобы больше никогда не лезть в розетку. Но есть много действий, последствия которых нельзя вот так наглядно проиллюстрировать. В таких случаях ничего кроме жесткого запрещения может не сработать. Бывают некоторые поведенческие реакции, например истерика в ответ на запрет что-то трогать или отказ купить игрушку, которые родители не хотели бы видеть у своих детей и не хотели бы чтобы они стали в последствии чертой характера. Я думаю что в подобных случаях глупо говорить о терпении, мол ничего страшного,- потом с возрастом рассосется. Может перерастет, а может нет. Цена эксперимента,- судьба ребенка. Надо понимать, что большинство детей в начале по характеру приспособленцы. В хорошем смысле слова. Они попали в совершенно незнакомую для них среду обитания и поэтому они, вполне естественно подстраиваются и готовы принимать законы этой среды, которые помогают выжить. Но если ребенок видит, что при достаточном его нажиме взрослые двигаются и уступают ему требуемое, он будет упорствовать. Но при достаточном упорстве взрослого ребенок без сомнения подвинется. Дети до определенного возраста очень договороспособны. Надо это всегда развивать. И в жизни пригодится и процесс воспитания упростит. Поэтому я бы не зацикливался на каких-то штампах: а вдруг это равнодушие? Если у Вас есть желание воспитать хорошего человека и Вы переживаете за его будущее, равнодушие Вам точно не грозит. А вот лень,- вполне,- это когда надо оторваться от компа и пообщаться с ребенком, причем не дозированно, на ходу между кухней и компом, а нормально, как Вы в своем детстве хотели чтобы с Вами общались друзья. Совместные игры, причем по-честному, с интересом, с неподдельными эмоциями, как друзья. Совместная жизнь. Люди часто хотят чтобы их не вытаскивали из их замкнутого мирка даже ради глобальных вопросов,- разберитесь сами. А потом удивляются, что дети живут своей жизнью. Общий итог: есть принципиальные вопросы и не принципиальные. Вот и весь критерий. Ребенок взял для игры тарелку и скорее всего ее разобьет. Вам жалко тарелку? Нет. И никому по- большому счету не жалко тарелку. Но! Тарелка не является игрушкой и поэтому это отношение взрослых рано или поздно приведет к конфликту, когда ребенок разобьет-сломает какую-то очередную вещь не являющуюся игрушкой, но это уже станет проблемой, в которой обвинят ребенка. Вот как-то так надо рассуждать и соответственно направлять поступки ребенка. Обьяснениями, примерами, запретами, наказаниями... В любом случае даже наказание от родителей за многократное непослушание будет меньшим злом, чем последствия попустительства, которые могут настигнуть ребенка во взрослой жизни. Ну а терпение в данном случае можно трактовать как способность родителей не сходу браться за ремень, а только после многих миролюбивых действий)))))))) Мое мнение Изменено 25 марта, 2018 пользователем АлександрIV 1 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
0 Феодосия 218 Опубликовано: 26 марта, 2018 20 часов назад, Мано сказал: Когда наступила практика... оказалось все намного сложнее. Такого зайку наказать невозможно, это нужно совсем сердца не иметь. Мано, вам просто нужно немножечко отдохнуть, и терпеть будет проще)) Мне в воспитании детей всегда не хватало твёрдости, я слишком мягкая.Нужно всё-таки приучать детей к выносливости, давать больше ответственных поручений и не сердиться, если у ребёнка ничего не получается. 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
0 A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 26 марта, 2018 Общаться надо родителям с детьми, с этим большая проблема сейчас. Много есть разных развлекалок, чтобы ребенок родителям не мешал, а это самое плохое и есть. Эти развлекалки ребенка и воспитывают... 5 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
0 Мано 2 735 Опубликовано: 26 марта, 2018 Да, Лост Шип. Так и есть. Но... Развлекалки, которые есть у нашего ребенка - тщательно подобраны и обдуманы. Из мультиков - только добрые мультики, которые закачены на USB на флешку, и он их смотрит по телевизору. Телевизионные обычные программы Димуличка не смотрит совсем. Мы не включаем - много агрессии по тв. Есть спорт (бассейн) и развивалки в детском центре, наши с ним совместные занятия и прогулки, чтение книжки на ночь. С мультиками проблема. Просит так, что отказать нельзя, заискивающе смотрит в глаза, намекает... А когда смотрит мультики, у меня, конечно, свободное время... Лост Шип, пожалуйста помолитесь за моего сыночка. Он в крещении Димитрий. Я молюсь за ребенка, прошу Богородицу меня вразумить, как мне воспитать ребенка так, чтобы он жил с Богом. Не знаю, какая будет у него профессия (что он сам выберет), но, главное чтоб был путь служения Богу. Молюсь, чтобы своими мыслями и действиями не осквернить путь моего ребенка. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
0 A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 26 марта, 2018 1 час назад, Мано сказал: как мне воспитать ребенка так, чтобы он жил с Богом. ответ тут простой, родители сами должны жить с Богом, а дети, на это смотря, тоже научатся ) 3 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
0 АлександрIV 379 Опубликовано: 28 марта, 2018 Встретил цитату, подходящую в данную тему, но к сожалению не уверен в ее авторстве. Некоторые источники приписывают ее свт. Феофану Затворнику, некоторые приводят без указания автора. Собственно цитата: Иногда враг спасения начнет приплетать ко всякому твоему добру свое зло, как плющ вьется вокруг хороших деревьев. Ты займешься богомыслием назидательным, а он собьет тебя на совопросничество и пытливость о тайнах Писания, кои охлаждают и развивают пагубное самомнение. Ты будешь заботиться о том, чтобы не оскорбить кого, а он собьет тебя на пагубное человекоугодие. Ты будешь опасаться, чтобы не осудить, а он спешит навеять на тебя равнодушие и к добру и ко злу. Так и во многом другом приплетает враг свое: к страннолюбию — чревоугодие, к рассудительности — суровость, к кротости — двоедушие, к радости — самомнение, к надежде — леность и проч. Видишь, сколько засад, как называют сии покушения врага опытные в брани с ним люди. Усугубь внимание и бдительность. В помощь же сему вот что сделай: найди себе доброго отца духовного и, поверив ему все свое, моли Господа, чтобы Он влагал ему сказать тебе всегда благое в назидание. Или, если можешь, найди себе единомысленного брата и вместе с ним веди взаимную откровенность и взаимное друг друга вразумление и укрепление. Читай душеспасительные книги и, изучая их, ищи в них вразумление себе и разъяснение недоуменных случаев в твоих помышлениях, чувствах и движениях сердца. Сими способами при искреннем желании избегать худого и молитвенном к Богу обращении всегда силен будешь распутать хитросплетение врага, увидеть подготовленное тебе зло и отразить его потом духовными орудиями своими. 3 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
0 Олег Сергиев 36 Опубликовано: 28 марта, 2018 Как научиться рассуждать не осуждая? Я думаю нужно отказаться от рассуждения. Перестать рассуждать о том что несёт осуждения. Не совать свой нос в чужие грехи рассуждая о них. Всё настолько просто. 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
0 Мано 2 735 Опубликовано: 28 марта, 2018 АлександрIV Александр, спасибо большое =)) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
0 inna d 4 850 Опубликовано: 12 февраля, 2019 (изменено) Что такое осуждение Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывает, что осуждение является видом страсти гнева: «Гнев. Вспыльчивость, приятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума: непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего». Авва Дорофей объясняет, в чём заключается суть осуждения, а также сродных ему грехов: «Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать - значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать - значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого - а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: «он разгневался», и иное сказать: «он гневлив» и, как я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни. А грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал: «лицемере, изми первее бревно из очесе твоего, и тогда прозриши изъяти сучец из очесе брата твоего» (Лк. 6, 42), и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение - бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех. И фарисей оный, молясь и благодаря Бога за свои добродетели, не солгал, но говорил истину, и не за то был осуждён; ибо мы должны благодарить Бога, когда сподобились сделать что-либо доброе, потому что Он помог и содействовал нам в этом. За сие фарисей не был осуждён, как я сказал, что он благодарил Бога, исчисляя свои добродетели, и не за то он был осуждён, что сказал: «несмь якоже прочии человецы»; но когда он обратился к мытарю и сказал: «или якоже сей мытарь», тогда он подвергся осуждению, ибо он осудил самое лицо, самое расположение души его и, кратко сказать, всю жизнь его. Посему мытарь и вышел «оправдан… паче онаго» (Лк. 18, 11). Нет ничего тяжелее, как я много раз говорил, нет ничего хуже осуждения, презрения или уничижения ближнего. … Иногда же мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего, ибо иное, как я сказал, осуждать и иное уничижать. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но презирает его, т. е. гнушается ближним и отвращается от него как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее. http://www.verapravoslavnaya.ru/?Osuzhdenie-alfavit Что такое злословие Злословие - порицание ближнего, пристрастные слова о его согрешении.http://www.verapravoslavnaya.ru/?Zloslovie 12 поучений прп. Паисия Святогорца о добрых и злых помыслах Прп. Паисий Святогорец в своих поучениях много внимания уделял необходимости бороться внутри себя со злыми помыслами и пытаться постоянно пребывать в состоянии добрых помыслов. Старец часто любил повторять, что «тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым». Никогда никого не осуждая, подвижник и своих учеников научал стяжать дух мирен, любовь к ближним и добрые помыслы о всех и вся. Редакция портала «Русский Афон» собрала 12 поучений прп. Паисия Святогорца о добрых и злых помыслах, с которыми предлагаем познакомиться нашим читателям.1 Скрытый текст . Одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем. Человек поврежденный и мыслит поврежденно. Ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, – что бы ни увидел, что бы ему ни сказали – включает в работу добрый помысл. 2. Духовное состояние человека видно из качества его помыслов. Люди судят о вещах и событиях в соответствии с тем, что имеют в себе сами. Не имея в себе духовного, они делают ошибочные выводы и несправедливо относятся к другим. 3. Страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысл помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает свое доброе состояние твердым, устойчивым, его страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть благочестивый помысл не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть. 4. Посредством добрых помыслов человек очищается и приемлет Благодать от Бога. А посредством «левых» [недобрых] помыслов он осуждает и несправедливо обвиняет других. Делая это, он препятствует приходу Божественной Благодати. А потом приходит диавол и терзает этого человека. 5. Вся основа в добром помысле. Именно он возвышает человека, изменяет его к лучшему. Надо достигнуть такого уровня, чтобы видеть все чистым. Это и есть то, о чем сказал Христос: «Не́ суди́те на лица́, но пра́ведный су́д суди́те» (Ин. 7:24). А потом человек входит в такое состояние, что видит все не человеческим зрением, но духовными очами. Он всему находит оправдание – в добром смысле этого слова. 6. Если человек держит в себе пусть даже и «немного левый», то есть злой, помысл о ком-то, то какой бы подвиг он ни совершал – посты, бдение или что-то еще, – всё пойдет насмарку. Чем поможет ему аскеза, если он не борется против злых помыслов, но принимает их? Почему он не хочет сначала очистить сосуд от грязного масляного отстоя, пригодного лишь на мыло, и только потом влить в него чистое масло? Зачем он смешивает чистое с нечистым и делает чистое ни на что не годным? 7. Один чистый, добрый помысл обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг. К примеру, диавол воздвиг против юноши брань нечистых помыслов. Чтобы избавиться от них, юноша совершает всенощные бдения, постится, воздерживается от пищи и воды по три дня подряд. Однако один включенный им в работу чистый помысл обладает силой большей, чем все его бдения и пощения, и оказывает ему более существенную помощь. 8. Один добрый помысл равен по силе многочасовому всенощному бдению! Он обладает великой силой. Сейчас есть такие противоракетные системы, которые лазерными лучами поражают ракету противника еще на стартовой площадке и не дают ей взлететь. Так и добрые помыслы: они предупреждают взлет злых помыслов с диавольских «аэродромов», на которых те базируются, и не дают им подняться в воздух. Поэтому, насколько можете, постарайтесь не дать диаволу успеть насадить в вас злые помыслы. Постарайтесь сами опередить его и насадить в себе помыслы добрые, чтобы ваше сердце стало цветником и вашу молитву сопровождало божественное благоухание вашего сердца. 9. Можно иметь поврежденный помысл в отношении чего угодно и кого угодно. Не имея доброго помысла и не убирая своего «я» из каждого своего действия, то есть действуя по своекорыстию, человек не получит пользы даже от Святого. Если бы он даже имел Святого Старца или Старицу, если бы даже его Старцем был [сам] Антоний Великий – да что там говорить – даже все святые [будь они его Старцами] не смогли бы ему помочь. Даже Сам Бог не может помочь такому человеку, несмотря на то что Он очень этого хочет. Если человек любит себя самого, то есть страдает самоугодием, то он истолковывает все по нраву и вкусу своего «я». Одни истолковывают все греховно, другие – как им это нравится. Постепенно нелепые истолкования становятся для такого человека «естественными». И как бы ты себя ни повел – такие люди все равно соблазняются. А некоторые, стоит лишь оказать им чуточку внимания, сказать какое-то доброе слово, взлетают, как на крыльях. Но, если не уделить им внимания, они очень огорчаются и бросаются в крайности. Эти крайности от врага. К примеру, такие люди замечают какой-нибудь пустяк и на основании его строят свое [безосновательное] предположение. А потом они доходят до уверенности в том, что дело обстояло именно так, как они предполагали. Например, увидев, что кто-то погружен в задумчивость, такие люди думают, что он на них за что-то сердит, хотя человек может быть задумчивым оттого, что чем-то озабочен. 10. Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро. Помню, как во время оккупации те из детей, у кого был крепкий организм, за обе щеки уплетали краюху кукурузного хлеба и отличались отменным здоровьем. А дети богатых родителей ели пшеничный хлеб со сливочным маслом, однако оставались болезненными, потому что их организмы были слабы. В жизни духовной дело обстоит точно так же. Взять, к примеру, человека, имеющего добрые помыслы. Даже если кто-то его несправедливо ударит, он скажет: «Бог попустил это, чтобы я искупил свои прежние грехи. Слава Богу!» Если же добрых помыслов у человека нет, то, даже если ты захочешь его ласково погладить, он подумает, будто ты замахиваешься, желая нанести ему удар. 11. Помните, какое отношение ко Христу проявили двое разбойников, распятые вместе с Ним? Оба видели распятого на Кресте Христа, оба чувствовали, как сотряслась земля, оба находились в равном положении. Однако что помыслил один и что другой? Один – тот, что висел ошую, хулил Христа и говорил: «Аще Ты́ еси́ Христо́с, спаси́ Себе́ и на́ю». Другой – одесную – исповедывал так: «Мы́ у́бо досто́йная по дело́м на́ю восприе́млева: Се́й же ни еди́ного зла́ сотвори́». Один пошел в вечную муку, другой – спасся. 12. Нам надо быть внимательными, чтобы не принимать лукавых телеграмм диавола. Принимая их, мы оскверним «Хра́м Духа Свята́го», от нас удалится Благодать Божия, в результате чего мы [духовно] ослепнем. Увидев наше сердце непорочным, чистым, Святый Дух приходит и обитает в нем. Ведь Святый Дух любит непорочную чистоту. Поэтому Он и явился [на Иордане] в виде голубя. Использование материалов возможно при условии указания активной гиперссылки на портал «Русский Афон» (www.afonit.info) Источник: http://afonit.info/biblioteka/afonskie-nastavleniya/12-pouchenij-prp-paisiya-svyatogortsa-o-dobrykh-i-zlykh-pomyslakh Изменено 12 февраля, 2019 пользователем inna d 3 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
0 inna d 4 850 Опубликовано: 20 февраля, 2019 (изменено) https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/simfonija-po-tvorenijam-svt-tihona-zadonskogo/189 Святитель Тихон Задонский "Духовный посох" Может кто-то читал. Мне очень нравится эта книга. Посмотрела, что у святителя есть об осуждении. И вот что нашла: Осуждение Многие привыкли ближнего осуждать, злословить, и в том своего порока не видят; но как тяжко они грешат, в следующих пунктах показываю. Скрытый текст Во-первых, судьи сии, осуждая ближнего, тем самым показывают себя праведными перед людьми, как то делал фарисей евангельский. В этом показывается их гордость, богомерзкое и фарисейское лицемерие. Во-вторых, часто бывает, что осуждающий в больших и многих грехах повинен, нежели им осуждаемый. Это и Христос обличает, говоря о нем так: и что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3, 5). Сучком меньший грех, бревном больший грех называет Христос. Да и подлинно, праведный человек от этого греха крайне бережется. Ибо, видя брата согрешающего, он не только не осуждает, но и сожалеет о душевном его несчастии. И при этом молится Человеколюбцу Богу, чтобы избавил его из этой диавольской сети, ведая, что все мы одинаково подвержены падению. В-третьих, часто согрешение ближнего нашего мы видим, а покаяния не видим. Перед нами согрешил, а от нас отойдя, или, может быть, в тот самый час и покаялся. Ибо удобно человек, пав, особенно от немощи, благодатью Божией восстает. Это восстание, поскольку бывает внутри, в сокрушении сердечном, потому нам и невидимо. В-четвертых, многие люди, мира сего честь и славу за ничто считающие и ищущие от единого Бога славы, пред нами являются грешными, но их недостоин весь мир. И потому часто бывает, что, кого мы осуждаем, того Бог оправдает. Кого мы за грешника вменяем, тот перед Богом праведен. Кого мы за врага Божия считаем, тот любимый друг Божий. Кого мы бесчестим, поносим злословием своим, того Бог Сам почитает. Кого мы проклинаем, того Бог благословляет: они проклянут, а Ты благо словишь (Пс. 108, 28), – говорит псаломник. О, горе нам, окаянным, когда эти, по нашему безумному мнению, грешники, которых мы ныне неправедно судим, явятся во Царствии Отца Небесного в лике праведных, и нас, судей беззаконных, будут уже праведно судить перед всем миром: тогда праведник с вели ким дерзновением станет пред лицом тех, которые оскорби ли его и презирали подвиги его (Прем. 5, 1), – говорит Премудрость Божия. Тогда непременно вострепещут видевшие такое славное изменение. Они же, увидев, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаявшись и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудили от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас (Прем. 5, 2–6), – та же Премудрость говорит. В-пятых, хотя бы и подлинно был тот, кого осуждаешь, грешным, а ты праведным, что тебе из того, что он то и то делает? Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4),– так тебя апостол обличает в послании к Римлянам. А твоя правда откуда? В беззаконии ты зачат, и во грехах родила тебя мать твоя (Пс. 50, 7). А ежели что доброе имеешь, то Божие есть, а не твое. Если Бог отнимет от тебя Свое, то и ты будешь иметь только свои грехи, так вот и ты останешься таким же грешником. Ибо человек, как апостол учит, не только сделать, но и помыслить от себя ничего доброго не может. В-шестых, наконец, эти святоши и судьи неправедные судом своим сан Христа, Сына Божия, себе похищают, Который один весь мир будет судить и воздаст каждому по делам его: всем нам должно явиться пред судилище Христово (2Кор. 5, 10), – говорит апостол. Какое это страшное дерзновение и бесстыдство, всякий может видеть. Но этих неправедных судей Слово Божие обличает, говоря: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). И еще: не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37). * * * Что люди делают дурное, кто бы они ни были, на то не смотри и не осуждай их, но себе внимай. Ни они за тебя, ни ты за них ответа не дашь, но каждый сам за себя отвечает. * * * Причины, по которым нельзя осуждать ближнего: 1. Потому что осуждающие ближнего восхищают сан Христа, Который один Законоположник и Судия, – что тяжко и страшно. 2. Ближний наш есть раб Божий, а не наш, перед своим Господом падает (Рим. 14, 4), и потому Божия раба судить также тяжко. 3. Судится Божий раб перед Богом, вездесущим и все назирающим. Несносно господину, когда при нем мы его раба судим и браним; тем более Богу досадно, когда Его раба перед Ним судим, сами будучи злыми. 4. Кто ближнего судит, себя осуждает, ибо, осуждая, сам то же творит. 5. Часто бывает, что многие перед людьми являются грешниками, а внутри они праведники. Также и наоборот, многие являются праведными, а внутри – грешники и потому лицемеры, а по Писанию, нечист перед Богом называющий неправедного праведным, и праведного неправедным (см.: Ис. 5, 20). 6. Часто худой слух ложно проносится от злобных или завистливых и ненавистников, и так осуждаемый часто напрасно терпит. 7. Кто судит, сам будет судим, – по слову Христову (см.: Мф. 7, 1). 8. Заповедь Христова: не судите, – разоряется. 9. Ближнему великая обида от этого, не меньше, чем если бы кем жезлом ударяем был, и даже более, ибо рана на теле скорее заживет, чем язва на душе. Как тело ранится жезлом или иным орудием, так душа уязвляется поносным словом. От этого уязвления последует печаль, а от печали смерть. 10. Чем честнее и значительнее лицо поносимое, тем большая бывает язва, а клеветнику больший грех. 11. Когда начальника осуждают и злословят, тогда уменьшается к нему почтение от подчиненных, а от этого последует презрение, от презрения непослушание, от непослушания же всякий разлад и замешательство в обществе. 12. Часто бывает, что хотя кто и подлинно согрешил, но уже покаялся, а кающемуся Бог прощает, и потому весьма грешно нам осуждать того, кого Бог прощает, и разрешает, и оправдывает. Внимайте этому, злоречивые, и исправляйте свои пороки, за которые наказаны будете; а чужих пороков не касайтесь, до которых вам нет никакой нужды. * * * Пособие к избежанию осуждения: 1. Каждому себя знать, и не чужие, а свои пороки рассматривать и исправлять. 2. Злобу, зависть, ненависть отбросить. 3. Брату падшему или падающему в духе любви соболезновать и от его падения самому осторожнее себя вести. 4. Молиться милосердому Богу, чтобы падшего восставил и заблудшего обратил, а тебе в те же пороки впасть не попустил. 5. Помнить то, что за осуждение ближнего сам судим будешь, по слову Христову (см.: Мф. 7, 1). 6. Избегать непотребных разговоров, в которых только люди пересуживаются, и то того, то другого слава терзается. 7. Удаляться от тех, которые злую привычку имеют других осуждать. 8. Имеющим эту злую привычку нужно молиться Господу: положи, Господи, охрану устам моим (Пс. 140, 3), – и помнить вышесказанные причины. * * * Осуждение, оклеветание, злословие суть сродные пороки и суть плоды необузданного языка и сердца, страхом Божиим не огражденного. Осуждение бывает не только языком, но и мыслью, жестом, киванием головой, вздохом, смехом и прочим образом. Различны причины, по которым эти пороки происходят: 1. Бывают от гордости: гордый, возносясь и не терпя, чтобы другой ему равен был, пересуживает и уничижает его, или, желая свои грехи скрыть, на других злословит и клевещет, чтобы слышащие думали, что он таких грехов не имеет, в каких ближнего осуждает. 2. Иногда бывают от зависти: поскольку завистливый не хочет ближнего своего видеть в почтении и славе, то и старается честное имя его помрачить, и для того бесчестным именем его порочит. 3. Иногда бывают от злобы: злобный, не имея чем отомстить тому, на кого злится, злословием и оклеветанием славу его помрачить старается. 4.Иногда бывает и от злой привычки, ярости, гнева, нетерпения; всему же корень - самолюбие и ненависть к ближнему. Бывают еще от злой привычки, ревности, нетерпения и прочего. * * * Здесь предлагаются некоторые причины, отводящие от этих пороков: Скрытый текст 1. Бог весьма запретил нам судить и осуждать ближних наших: Не судите, – говорит Господь, – да не судимы будете. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов, – говорит апостол (Рим. 14, 10). Следовательно, осуждающие ближнего заповеди этой Божией не слушают, и воле Божией противятся, и потому тяжко грешат. 2. Один Судья – Христос, Сын Божий: Тому весь суд отдал Отец Небесный (см.: Ин. 5, 22); Тот всех будет судить без лицеприятия. Его праведного суда и судящие, и судимые не избегнут, и примут все по делам своим. Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5, 10), – говорит святой апостол. Следовательно, кто безумно судит ближнего, тот сан Христов похищает, – что также тяжко и страшно… 3. Несносно человеку господину, когда раб его перед ним, но без воли его кем-то иным судится и злословится. Всякий человек есть Божий раб – как досадно Богу, когда раба Его перед очами Его судим и злословим! Перед очами Его, говорю, судим, ибо Бог везде есть и все видит. 4. Ближний наш есть раб Божий, перед своим Господом стоит или падает, и потому Божьего раба человеку судить и злословить также тяжко; да и нужды в этом нет. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14, 4), – говорит апостол. 5. Все мы грешники перед Богом. Если в каком-то грехе не находишься, то, может быть, уже был; если не был, то можешь быть; можешь тяжелее согрешить, нежели ближний твой, которого судишь за грех. Ибо общее у всех окаянство; внутри нас зло кроется: враги наши в домах наших – страсти наши. Все тем же случаям подлежим. Ближний твой сегодня, а ты завтра то же сделаешь, хотя не делом, так или словом, или мыслью. Без Божией благодати ничего не можем творить, кроме одного зла. Случай и дело это показывает. 6. Часто бывает, что многие являются перед нами грешными, но внутри праведны; для мира безумны, но для Христа мудры. Как и, напротив, многие праведными являются, но внутри грешные, и потому лицемеры; для мира мудры, но для Христа безумны. 7. Часто худой слух от злобных, завистливых, гордых напрасно проносится, и так осуждаемый часто напрасно терпит поношение. 8. Кто осуждает, сам будет осужден, по слову Христову: не осуждайте, и не будете осуждены (Лк. 6, 37). 9. Ближнему великая обида через то, не иначе, как бы от кого бит был жезлом, да еще и более. Ибо раны телесные скорее заживут, нежели язвы душевные. Тело жезлом, а душа поносным словом уязвляется. От этого уязвления – печаль, а от печали – немощь, от немощи – смерть. И чем большее поношение, тем большее души уязвление и печаль последует. Человек, будучи честолюбив, лучше желает лишиться богатства, нежели доброго имени: богатства лишившись, может его опять сыскать, а имя доброе весьма трудно возвратить. 10. Чем честнее и выше поносимое лицо, тем большая ему язва, а поношающему больший грех. 11. Когда какой-то начальник осуждается и злословится, уменьшается ему почтение от подчиненных; а от непочтения последует в них презрение, от презрения – непослушание, от непослушания – всякое бесстрашие, бесчиние и нестроение, как всякому это удобно можно разуметь. И поэтому хотя всякого грех осуждать, и грех тяжкий, но начальника злословить – намного больший грех. 12. Часто случается, что хотя действительно кто-нибудь согрешил, но уже покаялся, а кающемуся Бог прощает, и для того страшно человеку осуждать того, кого Бог прощает и оправдывает. Обдумайте это, злоречивые, которые грехом не считаете злословием и клеветой ближнего уязвлять. Чтобы этих пороков избежать, полезно примечать следующее: Скрытый текст 1. Всякому на себя смотреть, и свои пороки и грехи перед глазами положить, и их очищать стараться: ибо за них будет истязан перед судом Божиим, если не покается. Такое рассмотрение собственных грехов не допустит чужих пороков изыскивать. Как немощный, видя свою немощь, заботится о себе, а не о других, так, кто свою душевную видит немощь, старается от нее освободиться и сперва старается исправить себя, нежели других, сперва бревно из своего глаза вынуть, нежели сучок из глаза брата своего. 2. Помнить, что за осуждение такое сам будет судим. 3. Беречься от разговоров непотребных, в которых люди только пересуживаются и то одного, то другого имя и честь терзается. 4. Удаляться от тех, которые привычку эту злую имеют, как от прокаженных, которые злосмрадным своим запахом и другим вредят. 5. Брату падшему или падающему духом любви соболезновать, и от его падения самому осторожно поступать, и за него молиться милосердному Богу, чтобы падшего восставил, а тебе в тот же грех впасть не попустил. 6. Имеющим злую привычку молиться с Псаломником: Положи, Господи, хранение устам моим (Пс. 140, 3), – и вышеописанные причины помнить. * * * Видим, как благосклонен был Господь наш к грешникам: обращался между грешниками он, единственно праведный, и видел совесть всех, и что у кого в сердце было, и какие грехи имел: не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин. 2, 25). Однако никого не посрамил, не обличил, не осудил. Мы, хотя сами грешные и всяким грехам подвержены, однако ж часто укоряем, обличаем и судим: «ты такой-то и такой». Господь так не поступал, хотя и безгрешен был, ибо пришел не судить и обличать, а спасти нас. И даже на явную грешницу, приведенную к Нему и обличенную, не хотел суда произнести, но сказал только ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8, 11). * * * Если увидишь или услышишь, что кто-либо согрешает, берегись оклеветать и осудить его. Ты о нем скажешь одному, тот другому, другой скажет третьему, третий четвертому, и так все будут знать и соблазняться и согрешившего будут осуждать, что тяжко, а ты всему тому причиной будешь, поскольку брата твоего согрешение всем известным сделал. Клеветники подобны прокаженным, которые своим злым запахом и другим вредят; или подобны зараженным моровой язвой, которые с места на место заразу переносят и других губят. Берегись же ближнего твоего оклеветать, дабы, тяжко согрешив, и другим причину ко греху подать. Также берегись его осуждать, поскольку перед своим Господом стоит он, или падает (Рим. 14, 4), а также потому что ты и сам грешник. Праведнику судить и осуждать никого не должно, тем более грешнику грешника. Судить людей – дело единого Христа, Ему от Небесного Отца суд дан, и будет судить живых и мертвых, суду Его ты и сам предстанешь. Берегись же сан Христов себе похищать, что весьма тяжко, и подобных тебе людей судить, – дабы с этим премерзким грехом на суде Страшном не явиться и праведно на вечную казнь не осудиться. Обрати же твои очи и ум на себя самого и рассматривай себя, и обличай себя, и обвиняй себя пред Богом за грехи свои, что требует дело покаяния, обличай и обвиняй себя пред Богом, и проси у Него милости, как мытарь, дабы Им оправданным быть. Слушай, что Христос Господь говорит судящему: что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, – а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7, 3–5). Видишь, что те, которые других судят и осуждают, – лицемеры или ложные христиане. Таковые себя самих и своих грехов не познают, хотя бы снаружи и святыми казались. * * * О людях не говори ничего, поскольку от этого бывает порок осуждения, который есть тяжкий грех. Изменено 20 февраля, 2019 пользователем inna d дополнено 2 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Мой вопрос к Лост Шипу.
О грехе осуждения
- Я ничего не знаю о том, что на самом деле происходит с человеком. О том, какую духовную борьбу он проходит.
- Я вижу грех человека,но не вижу его покаяния. Человек покается и очистится, а я так и останусь в грехе осуждения.
Знаю, что надо всеми силами думать о человеке хорошо.
А если поведение человека не позволяет так думать...вспоминаю, что я сама далеко не всегда несу свет в этот мир...
"Грехи других судить Вы так усердно рвётесь, начните со своих и до чужих не доберётесь". (Шекспир)
Старцы говорят, что надо рассуждать.
Когда рассуждаю, скатываюсь в осуждение, даже не желая этого.
Как научиться рассуждать не осуждая?
Спасибо
Поделиться сообщением
Ссылка на сообщение