Перейти к публикации
Мано

С ВОЗНЕСЕНИЕМ ГОСПОДНИМ!

Рекомендованные сообщения

Сегодня от батюшки услышал:

«Адам снял замок с ада и повесил на рай, а Христос снял замок с рая и повесил на ад. Теперь только ленивый не войдёт в рай и только упертый взломает замок во ад».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

С праздником Вознесения Господня, братия и сестры и отцы Оптиной!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Зачем же Ты вознесся?

 

Зачем же Ты вознесся от нас? Если бы Ты не вознесся, то мы могли бы подойти к Тебе и поведать все наши беды. Мы обратились бы к Тебе, вот как Твои ученики, которые три с половиной года ходили рядом с Тобой и ни в чем не имели нужды. Или как слепец, сидевший при дороге, услышав о Тебе, возопил: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» – и Ты даровал ему зрение (Мк. 10, 46–52). Или хотя бы как женщина-хананеянка, веру которой Ты испытывал, сказав: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Смиренно согласилась она: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15, 21–28). И Ты дал ей не крохи, а даровал ее материнскому сердцу настоящее счастье – спас от беса ее несчастную дочь.

Но вот, Ты вознесся, и мы не видим Тебя…

Скрытый текст

 

Порой нам кажется, что наши просьбы, обращенные к Небу, растворяются в воздухе, так и не достигнув подножий Твоего престола. С тех пор, как облако взяло Тебя пред взором апостолов, Твое бытие покрыто тайной для нас… Ты «поднялся в глазах их, и облако взяло» Тебя «из вида их» (Деян. 1, 9).

Облако – образ славы Твоей и образ тайны. Небо всегда хранит в себе тайну, особенно для тех, кто нестерпимо далек, отчужден от Неба. С детства мы восхищенно взираем на чистое небо и на чистые облака. Чистое небо отражается в чистом сердце ребенка. А сердце взрослого смотрит на небо с тоской об утрате. Ибо рожденный летать вынужден ползать, призванный к ангельским воспарениям – пресмыкается по земле, словно аспид.

Облако, на котором взошел Ты, заставляет нас о многом задуматься. Как Ты открыл через пророка Исаию, Ты взираешь из жилища Твоего, «как светлая теплота после дождя, как облако росы во время жатвенного зноя» (Ис. 18, 4). Тихим дождем орошает облако иссохшую землю. Но облако же дает тень томящимся зноем. Облако – символ милости Неба, точнее, Того, Кто назвал Небо престолом Своим (ср. Ис. 66, 1; Деян. 7, 49).

Облако вместе с радугой – печать Твоего завета: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт. 9, 13). Облако, осененное радугой, – знак Твоего милосердия к падшему человечеству. Ибо не гибели ищешь Ты Своему созданию, а спасения.

 

Облачный столп предшествует Израилю, ведомому Тобой, Всемогущим, к обетованной земле. Облако свидетельствует: Ты присутствуешь рядом, Ты ведешь Свой народ, хотя Сам Ты невидим. Грозен закон Твой ветхозаветному человечеству, строг для тех, кто жесток в своей повседневной жизни. На вершине неприступной горы Ты явил Себя Моисею и дал заповеди, а народ, привыкший к непослушанию, видит и слышит «громы и молнии, и густое облако над горою» (Исх. 19, 16).

Облако – тайна. Но эта тайна останавливает нас на пороге священного: есть то, что запредельно для смертного. Да не дерзаем вступать нечистыми за порог этой тайны. И только Своему кроткому слуге Ты приоткрываешь покров этой тайны:

«Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и Господь говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33, 9 – 11).

Словно частица Неба, дарованная людям для их утешения на земле, облако являло себя над Ковчегом Завета посреди двух фигур херувимов: «Над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16, 2). Подобным же образом слава Божия осенила Соломонов храм:

«Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8, 10–11).

Окруженные сверхъестественным со всех сторон, люди, эти странные существа, не ценили то, что давалось даром. Пророк Иезекииль открывает нелицеприятную, жестокую истину: слава Божия покинула Соломонов храм.

«Видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего?» (Иез. 8, 6).

«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома» (Иез. 9, 3).

А далее удивительное откровение:

«И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез. 11, 23).

На восток от Иерусалима расположена Елеонская гора.

Та самая гора, на одном из склонов которой – Вифания, где воскресил Ты Лазаря. С Елеонской горы Ты торжественно вступил в Иерусалим. Дорогу устилали пальмовыми ветвями и одеждами, приветствовали Тебя как царя и победителя, так и не поняв ни Царства Твоего, ни Твоей духовной победы. У подножия Елеонской горы, в Гефсиманском саду, Ты перенес тяжелые душевные страдания. И вот с этой горы Ты возносишься на Небеса. Так Ты показал нам, что между величайшими страданиями и высшею славой находится тесная связь.

 

Пророк Иезекииль предсказывал, что слава Божия вновь вернется – «путем ворот, обращенных лицом к востоку» (Иез. 43, 4). Но собственно в Ветхом Завете мы не видим этого. Облако, как образ славы Божией, явлено в Новом Завете. Сокровенная тайна Твоя приоткрыта в Твоем Преображении. Когда «просияло лицо Твое, как солнце, одежды же Твои сделались белыми как свет» (Мф. 17, 2), а Петр, восхищенно взирая с двумя апостолами, воскликнул, что хорошо им здесь быть, «се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17, 5). Так тайна Богоявления и его видимый символ – облако – запечатлели Новый Завет. Если бы иудеи ведали эту тайну, то «не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2, 8).

Но вот, Ты возносишься. Твои искренние ученики, одиннадцать апостолов, не видели, как Ты воскрес, то есть самый первый момент Воскресения утаился от них. Зато они видят, как Ты возносишься, дабы тайна приобщения человека Небу и Небесам небес была удостоверена самым очевидным образом.

Отличие Нового Завета – Твоя слава является в непосредственной близости Твоим ученикам. На Синае – густое облако, громы и молнии, строгость. На горе Преображения – светлое облако, милость и радость, хотя и священный страх. На Елеоне – восходящее облако, отрада, свобода и бесконечная перспектива вечной жизни с Богом на Небесах.

В Ветхом Завете облачный столп вел от земного рабства к земной свободе, но оставлял людей всё-таки на земле. Облако осеняло Соломонов храм, но благословляло земную праведность и земные победы. В Новом Завете благодатное облако ведет от земли к Небу: через преображение – к вознесению. И далее – на высоты Небес. Вот почему Спаситель возносится именно на облаке.

Если бы Ты не вознесся, а продолжал ходить посреди нас, развратных и грешных, то с чем мы пришли бы к Тебе? Своими костлявыми, цепкими, привыкшими грести только себе руками мы облепили бы Тебя со всех сторон и завалили мелочными, жалкими просьбами. «Течет кран», «соседи плохие», «на дорогах асфальт не такой», «врачи плохо лечат» и прочее, прочее. «Подай, исправь, уничтожь». Мы выплеснули бы всё это в своих странных, чудовищных просьбах. Мы и сейчас потребовали бы от Тебя стать земным царем, политическим лидером, спасителем от социально-экономических бед. А потом, недовольные и неблагодарные, – ибо себялюбие не бывает довольным, – так же готовы были бы распять и отвергнуть. «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились» (Ин. 6, 26). Кто ищет хлеба и зрелищ, тот разве вспомнит про Небо? Поэтому Ты вознесся, дабы мы знали, что нам искать. Ты вознесся на Небо, ибо туда и зовешь за Собою людей.

 

«Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2–3).

Ты возносишься на облаке, ибо Ты – Царь неба. Но всякая власть дана Тебе и на земле. Один фронтовик, Михаил, вспоминал, как во время жестокого сражения, когда кругом гремели взрывы и, казалось, спасения никакого нет, он взглянул наверх и вдруг увидел над собою Твой образ. Ты держал над ним руки, как бы покрывая его. У Михаила пропал бывший ранее животный страх, самым сердцем он чувствовал, что Ты рядом с ним. Войну он прошел уже без того жуткого страха, понимая, что Ты не оставишь его. А после войны он, добродушный и жизнерадостный, пронес через всю свою жизнь тот удивительный случай, поменявший в его душе всё.

Нам казалось, что в Твоем Вознесении Ты стал бесконечно далек. На самом же деле, взойдя превыше небес, Ты стал к нам ближе самых родных и близких. Скрылся в Небесах, а на земле явил Небо небес – в Церкви, ибо единение с Тобой совершается здесь, и Царство Твое – внутри чисто живущих, то самое Царство, которое «не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Так исполнились пророческие видения Иезекииля: «Слава Господа наполнила весь храм» (Иез. 43, 5); «и Я буду жить среди них вовеки» (Иез. 43, 9).

Самый малый росток, пробившись сквозь толщу земли, тянется к небу. Пламя свечи, этот образ нашей молитвы, неуклонно стремится ввысь. И человек, по-гречески «ἄνθρωπος», буквально значит «вверх обращающий взор». Человек – единственное существо на земле, которое не имеет покоя в земном, устремляет восхищенный взор к небесам, ибо человек создан не для земли, а для Неба.

Ты восходишь на Небеса, чтобы мы искали небесного. Вознесся на облаке, и никакие тучи нам уже не страшны. А на безвестных нам по времени горизонтах самых таинственных обетований сияют слова апостола:

 

«Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (Фес. 4, 14–18).

 

Священник Валерий Духанин

28 мая 2020 г.

 

http://pravoslavie.ru/131415.html

 

Идет прямая трансляция из Псково-Печерского монастыря.  

http://pravoslavie.ru/131442.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

«Аз есмь с вами, и никтоже на вы»

Комментарий к тропарю и кондаку праздника Вознесения Господня

Лариса Маршева, Иоанн Щербенко

 

В сороковой день по Пасхе Церковь чтит праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку праздника.

 

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо является одним из самых главных и значимых событий священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Господа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Спаситель не оставляет мир, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Бога Отца.

Краткое описание события Вознесения Господня встречается в Евангелии от Марка (см.: Мк. 16: 19), а уже более подробным образом описывается в Евангелии от Луки (см.: Лк. 24: 50–51) и в книге Деяний святых апостолов (см.: Деян. 1: 9–11).

После светлого Воскресения из мертвых Господь Иисус Христос неоднократно является Своим ученикам «в продолжении сорока дней» (Деян. 1: 3), чтобы укрепить их веру в истинность Своего телесного воскресения и подготовить к принятию обещанного Святого Духа. Господь вывел учеников из города в Вифанию на гору Елеон, где, подняв Свои руки, благословил их, после чего стал отдаляться и возноситься на небо.

Праздник Вознесения Господня относится к двунадесятым. Показательно то, что до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось, сама же Пятидесятница понималась не как праздничный день, а как особый период церковного года. Уже к концу IV века Пятидесятница окончательно принимает статус не только особого периода после Пасхи, но формируется в виде самостоятельного праздника. После чего, вслед за Пятидесятницей, в особое празднование выделяется Вознесение Господне[1].

Воспевание и прославление сущности праздника особым образом происходит в центральных песнопениях службы – в тропаре и дополняющем его по содержанию кондаке[2]. Этот принцип не обходит стороной тропарь и кондак праздника Вознесения Господня, которые звучат следующим образом.

Церковнославянский текст песнопений таков:

Скрытый текст

 

Тропарь:

«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира»[3].

Кондак:

«Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы»[4].

Приведем также и греческий оригинал этих песнопений:

 

Тропарь:

«Ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, χαροποιήσας τοὺς Μαθητάς, τῇ ἐπαγγελίᾳ τοῦ ἁγίου Πνεύματος· βεβαιωθέντων αὐτῶν διὰ τῆς εὐλογίας, ὅτι σὺ εἶ ὁ Υἱός τοῦ Θεοῦ, ὁ λυτρωτὴς τοῦ κόσμου»[5].

Кондак:

«Τὴν ὑπὲρ ἡμῶν πληρώσας οἰκονομίαν, καὶ τὰ ἐπὶ γῆς ἑνώσας τοῖς οὐρανίοις, ἀνελήφθης ἐν δόξῃ, Χριστε ὁ Θεὸς ἡμῶν, οὐδαμόθεν χωριζόμενος, ἀλλὰ μένων ἀδιάστατος, καὶ βοῶν τοῖς ἀγαπῶσί σε· Ἐγώ εἰμι μεθ' ὑμῶν, καὶ οὐδεὶς καθ' ὑμῶν»[6].

Не раз богослужебные тексты песнопений переводили на русский язык. Ниже дан перевод иеромонаха Феофана (Адаменко).

 

Тропарь:

«Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, обрадовав Своих учеников обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира»[7].

Кондак:

«Совершив устроение нашего спасения и объединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небо, Христе Боже наш, не оставляя совсем любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая: “Я с вами, и никто не одолеет вас”»[8].

 

Обещание Святого Духа

Тропарь праздника Вознесения Господня начинается с радостного восклицания и исторически важного утверждения о великом событии, которое стало исполнением радости и обетованием, обещанием[9] ученикам, а в их лице и всему миру, что Спаситель не оставляет мир после Своего Вознесения, но пребывает во Святом Духе, Которого Он послал от Отца.

 

Господь сотворяет радость Своим ученикам-апостолам. Греческое «χαροποιέω» – «делать радостным»[10]. Здесь вспоминаются слова апостола Павла:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16–18).

Далее следует «извещение» – свидетельство, удостоверение[11] – или уверение учеников: через благословение они вполне убедились, что Христос – Сын Божий и Спаситель мира.

«Бывшее благословение» напоминает об описании события Вознесения в книге Деяний святых апостолов: Иисус Христос «поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1: 9). Как отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), «в античном мире вознесение или восхищение человека на небо означало его обожение, преображение смертного в бессмертного»[12]. Но в случае Господа Иисуса Христа Его Вознесение обозначает Его возвращение к Божественной славе, Которую Он имел изначально.

 

Земное соединяется с небесным

Кондак праздника Вознесения написан преподобным Романом Сладкопевцем и начинается со слов: «Еже о нас исполнив смотрение». Так, уже с самого начала нам открывается духовный смысл события: Господь Иисус Христос, прежде чем вознестись на небо, исполняет весь замысел о спасении людей.

Церковнославянское «смотрение» по-гречески звучит как «οἰκονομία» – «управление домашним хозяйством или семьей, домостроительство». Но в богословии это слово известно как «икономия» – Божий Помысл о мире и его спасении; промыслительная миссия Бога Сына: воплощение и спасение человечества посредством искупительной Смерти на Кресте и последующего Воскресения.

Но и церковнославянское «смотрение» имеет несколько значений: осмотр, заинтересованное наблюдение и контролирование[13]. В данном случае все они дополняют друг друга и создают целостное, полное понимание использования данного слова в богословском контексте.

Господь осматривает все происходящее в истории человечества. И не просто осматривает, а в большей степени заинтересованно наблюдает и контролирует посредством исполнения обетования, обещания, которое было дано еще ветхозаветным патриархам.

Спаситель приходит в мир, умалившись в вочеловечении, и покидает его после того, как полноценно исполняет весь замысел о спасении человечества. Каждый человек призван к обожению, а Вознесение Господне имеет особое значение как образ обожения каждого человека, который верует в Иисуса Христа.

 

Святитель Григорий Палама отмечает: Вознесение Господне принадлежит всем людям – все воскреснут в день Его второго Пришествия, однако вознесены, восхищены на облаках будут только те, кто «распяли грехи через покаяние и жительство по Евангелию»[14].

Вознесение – символ обожения и прославления человеческого естества и знак его возвращения в рай после грехопадения.

 

Пребывает неотступно

Продолжение кондака указывает: Господь никак, никаким образом не отступает от человеческого рода.

Церковнославянское «никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный» содержит привычное для некоторых языков одиночное отрицание, которое отсутствует в русском. Поэтому при переводе важно данный факт учитывать, что и делает, например, отец Феофан (Адаменко):

«не оставляя совсем любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая…»

Кульминация и вообще все богословие кондака отразились и в рефрене – ключевой идее, которая неоднократно повторяется в гимнографическом отрывке. В тропаре рефрен: «Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас» – скомпилирован из двух отрывков: Мф. 28: 20 и Рим. 8: 31. В нем не только видно утешительное обещание Иисуса Христа пребывать всегда с верными учениками и охранять их, но и прослеживается яркое выражение догмата о том, что в едином Лице Иисуса Христа неслитно соединены человеческая и Божественная природы.

***

Тропарь и кондак праздника Вознесения Господня, обращенные к Богочеловеку, Искупителю, Воскресшему и Вознесшемуся Спасителю, напоминают о том, что мы по Вознесении Господнем были не оставлены, а объединены Им через стяжание Святого Духа, Которого Христос послал от Отца.

При этом стоит помнить: вознесенный к Божественной жизни Иисус Христос вернется на небесных облаках как Сын Человеческий (см.: Лк. 21: 27), владычество Которого – «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 14).

Лариса Маршева, Иоанн Щербенко

10 июня 2021 г.

 

https://pravoslavie.ru/139823.html

 

Икона Вознесения Господня: Благословение Христово на всех

Иконописец Владимир Ермилов об иконографии праздника

Оксана Головко

 

Икону называют богословием в красках, и потому мы продолжаем вглядываться в иконографию двунадесятых праздников вместе с теми, кто изучает ее не просто умозрительно, а опытно, а во время работы. Об иконографии Вознесения рассказывает Владимир Ермилов – иконописец, преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии (теперь иконописного факультета).

 

– Разговор про иконографию «Вознесения Христова», наверное, лучше начать с иконы преподобного Андрея Рублева начала XV в. из праздничного чина Успенского собора во Владимире, которая хранится в Третьяковской галерее.

– Я думаю, это классический, наиболее глубокий и точный вариант иконографии, где все продумано до малейших деталей.

Вознесение Господне – это завершение искупительного подвига Спасителя. Икона Праздника очень важна, ведь на ней показан последний момент, когда Господь был здесь, на земле, телесно. Вообще, любую икону нужно рассматривать как историческую и богословскую трактовку Евангельского события, и только таким образом можно осмыслить и то, как она написана, и как построена композиция. Для того чтобы войти в какую-либо дверь, нужен ключ, – так же и к иконе нужен свой ключ. Чтобы правильно рассмотреть икону, прикоснуться к ее глубине, необходимо ее изучать через сюжеты, построение и композицию, открыть смысл всего построения конкретной иконы.

Скрытый текст

 

– В чем особенность композиции этой иконы?

– Вся композиция иконы разделяется на две части горкой по горизонтали, аналогичных горок нет в других композициях. Данная горка подчеркивает, что действие происходит одновременно в двух сферах: в Небесной, Горней части, где изображен Спаситель в сиянии славы с двумя ангелами, и в нижней, земной части, где остались Богородица и двенадцать апостолов.

 

Рассмотрим, как все построение иконы идет вверх, туда, где расположен Христос, оправдывая название иконы – Вознесение. Как правило, всякая композиция начинается в левом нижнем углу и заканчивается в правом верхнем. Посмотрите в нижний левый угол, где изображена ступня апостола, от нее мысленно можно провести линию по краям одежд между хитоном и гиматием апостола, которая точно входит в кисть апостола Петра. Далее линия движется по направлению к лику Богородицы, а от него переходит к лику правого нижнего ангела и заканчивается ножкой правого верхнего ангела. Таким образом, можно проследить четкое направление от нижнего левого угла к правому верхнему.

В центре иконы изображена фигура стоящей Божьей Матери и двух ангелов за Ее спиной, у которых руки воздеты вверх. Это создает мощное движение, похожее на поток воздуха, по направлению к Спасителю и ангелам.

Помните, мы разбирали композицию иконы Воздвижение Креста Господня, где также изображены два архидиакона, поддерживающих Крест, с воздетыми вверх руками, что также создает ощущение движения Креста. Здесь аналогичный прием. Апостолы, стоящие с левой стороны, – на ликах читается выражение грусти от расставания с Учителем, – обращены в сторону Спасителя, у некоторых фигур головы запрокинуты вверх, такое изображение тоже создает впечатление движения. Из этого следует, что в нижней части композиции образуется сильный поток энергии, который не только удерживает верхнюю часть иконы, но и создает впечатление движения за ее границы.

В противовес движению вверх, за которым мы проследили и которое поддерживает тему Вознесения, есть другое движение, определяющее смысл всей композиции.

 

– Что же самое главное?

– Смысл композиции – это благословляющая рука Господня. Что подтверждает и праздничный тропарь:

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, /
радость сотворивый учеником /
обетованием Святаго Духа, /
извещенным им бывшим благословением, /
яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Можно проанализировать, как иконописец изобразил движение Божественной энергии от благословляющей руки Спасителя. Эта энергия прослеживается в образе линии: она начинается от руки Благословляющего, затем через силуэт Его, ноги и голову Богородицы направляется в центр фигуры, где находится Ее кисть. В этой точке расположена центральная часть всей нижней композиции. Далее движение линии резко меняет направление и уходит к фигуре первоверховного апостола Петра. Затем линия проходит по дуге через головы всех апостолов и ангелов, образно покрывая фигуры омофором. И, наконец, линия переходит на левую сторону композиции и заканчивается на лике первоверховного апостола Павла, обращенном к возносящемуся Спасу.

Иконописец изобразил движение Божественной энергии от благословляющей руки Спасителя

 

– Во многих изводах Богородица в иконе «Вознесения Христова» изображается в позе оранты, со вскинутыми в молении двумя руками. Меняются акценты?

– Конечно, если Богородица написана в позе оранты, то получается диалог между Спасителем и Богородицей. Она поднимает руки вверх, обращаясь к Спасителю, а Спаситель благословляет Ее. Апостолы будто не участвуют в общении. В иконе Андрея Рублева наиболее полная и глубокая композиция.

 

 – Какую роль в иконе играет цветовое решение?

– Доминирующим цветом в этой композиции является синий цвет. Лазурит – пигмент, из которого производится данный цвет – является символом неба, Богородицы, а также ангелов. Такой же небесный цвет присутствует в иконе Троицы и в тунике Богородицы. На иконе Вознесения большое синее цветовое пятно в нижней части иконы – туника Богородицы. В верхней части – сияние славы вокруг Спасителя. Это два больших цветовых акцента, которые доминируют во всей иконе. Однако надо заметить, что на всех фигурах, кроме двух белых ангелов, присутствует синий цвет в хитонах апостолов.

Мафорий Божьей Матери всегда гематитовый (гематит – пигмент, цвет которого варьируется от красно-коричневого до насыщенно-вишнёвого). Гематитовый цвет – сакральный, он присутствует только у Спасителя (но не в данной иконе, здесь Его одежды охристо-золотые) и у Богородицы. Иногда мантии преподобных делают гематитовыми, что нельзя назвать каноничным.

У апостолов гиматии разных цветов, но среди всех выделяется желтый гиматий апостола Петра. Больше нигде не встречается желтый цвет в иконе Вознесения, и это не случайно. Желтый цвет в одеждах апостола Петра встречается и на других иконах. Повседневное облачение священства в храмах во время совершения богослужения – желтого цвета. Для чего молящийся приходит в храм? – Чтобы покаяться. Особое чувство покаяния было и у апостола Петра, ведь он совершил грех, который оплакивал всю дальнейшую жизнь, каждое утро. Слыша крик петуха, он вспоминал свое предательство... И цвет одеяний первоверховного апостола, которому Господь вручил ключи от Рая, напоминает нам, что мы всегда, на любом богослужении, каждый день должны вспоминать не наши подвиги, а наши греховные состояния.

У апостола Павла, который до своего обращения был гонителем христиан, гиматий сложного фиолетового цвета – символ мученичества.

 

– Движения первоверховных апостолов различаются. Почему?

– Да, фигура апостола Петра статична, а фигура апостола Павла – в движении, он словно шагает. Чтобы ответить на вопрос, почему он так изображается, нужно вспомнить Евангельскую историю: в момент Вознесения Павла не было среди апостолов, в отличие от Петра. Поэтому-то фигура Петра статична на иконе, как и фигура Богородицы, а Павел словно подходит к ним.

Важный момент, что по всей иконе можно проследить число три, которое имеет большое значение в христианстве: три Ипостаси Бога, три элемента природы человека (дух, душа, тело).

Посмотрите, как число три прослеживается в рассматриваемой иконе. В верхней части три лика – Спаситель и два ангела. Ниже снова три лика – Богородицы и двух ангелов. Справа и слева расположено по шесть апостолов, но они делятся на две группы по три фигуры.

И даже композиция иконы в нижнем левом углу начинается с трех ступеней, на которых стоят группы апостолов.

 

– Все, о чем вы говорите, основано на тридцатилетнем опыте преподавания в иконописной школе?

– Конечно, на опыте преподавания. На уроках мы тщательно изучаем композиции древних икон, с тем чтобы студенты могли глубоко проанализировать все аспекты для написания своих будущих работ. Студенты должны усвоить композицию на таком уровне, чтобы могли без образца, самостоятельно ее изобразить.

За все время своего преподавания я понял, что учит студентов не столько преподаватель, сколько древняя икона, написанная иконописцем при содействии Святаго Духа. А преподаватель помогает осознать то, чему икона может научить.

Вдумчивое, внимательное изучение древней иконы необходимо не только иконописцам, но и всем верующим, ведь иначе не понять ее смысл, не увидеть всю ее глубину. Икона «Вознесение Христово» Андрея Рублева – яркий пример того, какие богословские глубины может раскрыть нам икона.

С иконописцем Владимиром Ермиловым
беседовала Оксана Головко

25 мая 2023 г.

 

https://pravoslavie.ru/153830.html

 

С праздником Вознесения Господня, братия и сестры, с радостью поздравляю! И братию монастыря и всех любящих Оптину!

Изменено пользователем inna d

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...