Jump to content

Recommended Posts

Добрый день!

Очень хочется приехать на все выходные в Оптину Пустынь.

Исповедаться и причаститься .

Скажите , можно ли это будет сделать в следующие выходные ( 30.06 -01.07)?

В каком храме проходят Таинства?

Спаси Господи!

 

Share this post


Link to post
В 19.06.2018 в 20:44, Дари(н) сказал:

Добрый день!

Очень хочется приехать на все выходные в Оптину Пустынь.

Исповедаться и причаститься .

Скажите , можно ли это будет сделать в следующие выходные ( 30.06 -01.07)?

В каком храме проходят Таинства?

Спаси Господи!

 

Добрый день. Посмотрите на главной странице сайта в правой колонке, там и где исповедь и где Литургия проходят. https://www.optina.ru/

А тут подробно

https://www.optina.ru/calendar/

 

Share this post


Link to post

 В ВК перепостили вот такой, мне кажется, полезный, текст:

"

"Беда, товарищи, у нас с ощущением себя. Может не у всех, но у многих. И в Церкви особенно. Вот, недавно посоветовал на лекции девушкам выписать на листок все свои положительные качества и потом на это все посмотреть. Пишет потом одна в Директ: «Отец Андроник, я не могу. Меня приучили, что думать о себе хорошо нельзя». Ну и всё. Занавес. 

Я стою на исповеди и понимаю, что подобная проблема если не у всех, то через одного. Потому что начитались умных книжек с незрелым сознанием и наслушались «правильных» советов. И приходят потом такие на исповедь, кто прямо говорит «я плохая/плохой», а у кого это просто сквозит между слов. С недавнего времени в совсем тяжелых случаях мне приходится на исповеди проводить с людьми небольшой диалог. А поскольку формат исповеди подразумевает, что на психотерапию у тебя не больше минуты-двух, приходится вырабатывать чёткие и действенные формулировки. 

Итак, когда ко мне приходят «плохие», я обычно провожу с ними следующий разговор. Реакция обычно типичная, но для удобства буду рассказывать на примере. Пришла ко мне недавно на исповедь знакомая девушка лет двадцати: 
- Батюшка, я плохая (христианка, жена, дочь, человек - нужное вставить) 
Я отвечаю: 
- Вот смотри, если по какому-то вопросу будет два мнения, твоё и Господа Бога, то какое мнение нам выбрать? 
- Господа Бога, - говорит. 
- Вот и славно. Скажи, а у Бога есть плохие? 
- Нет. 
- Значит ты какая? 
Пауза... Потом медленно: 
- Не плохая... 
- Не плохая, а..? 
*невразумительно мычит* 
- Говори... 
Она поднимает глаза и говорит: 
- Хорошая? - и ревёт. Довольная такая стоит, радостная, и ревёт. 

Потому что затюкали человека. Потому что она сама себе стыдилась сказать, что она хорошая. 

А дальше уже нужно объяснить человеку, что мы для Бога все хорошие, но временами придурки. То есть у нас есть проблемы, есть грехи и ошибки, да. Но Господь смотрит на нас как на любимых детей. Глупых, с придурью, но любимых. И вот после такого осознания, что для Бога я хороший, но у меня есть проблемы, уже можно говорить о какой-то адекватной духовной жизни. 

Если Вы сейчас прочитали этот текст, и Вам кажется, что теперь «всё понятно», сделайте, пожалуйста, одолжение. Сядьте в пустой комнате в присутствии Божьем, и произнесите вслух: “Я хороший. Но придурок. Господи, помилуй меня, грешного”. И Вы поймёте, что в таком настроении и каяться хочется, и молиться, и жить. 

Всем добра. И помни, ты хороший"

Иеромонах Андроник (Пантак)

  • Like 2
  • Thanks 2
  • Confused 1

Share this post


Link to post
В 03.07.2019 в 11:32, Юрий Кур сказал:

И помни, ты хороший

"Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог," (Мф. 19:17) — слова Самого Христа, которым "успокоительная установка" ирером. Андроника при первом впечатлении противоречит.

 

Совместить же их возможно при осознании, что человек хорош не сам по себе, а только в единстве с Богом. Единство же это мы постоянно нарушаем, а в покаянии — стараемся восстанавливать, призывая Божие милосердие.

 

Об этом молимся, готовясь к Причастию:

 

Душе́ю сокруше́нною, ны́не бо к Тебе́ приходя́, ве́м, Спа́се, я́ко и́ный, я́коже а́з, не прегреши́ Тебе́, ниже́ соде́я дея́ния, я́же а́з соде́ях. Но сие́ па́ки ве́м, я́ко не вели́чество прегреше́ний, ни грехо́в мно́жество превосхо́дит Бо́га моего́ мно́гое долготерпе́ние, и человеколю́бие кра́йнее; но ми́лостию состра́стия те́пле ка́ющияся, и чи́стиши, и све́тлиши, и све́та твори́ши прича́стники, о́бщники Божества́ Твоего́ соде́ловаяй незави́стно, и стра́нное и А́нгелом, и челове́ческим мы́слем, бесе́дуеши и́м мно́гажды, я́коже друго́м Твои́м и́стинным. Сия́ де́рзостна творя́т мя́, сия́ вперя́ют мя́, Христе́ мо́й.

 

На мой взгляд, слова, представленные в данной молитве, вернее отражают православное покаяние, чем уход от уныния (в самоосуждении себя "плохим") к самооправданию себя "хорошим, но глупым".

Edited by AndreyVKh
добавил пропущенную запятую (оказывается, пропустил две)
  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Андрей СПАСИБО за Ваш комментарий.

Edited by Мано

Share this post


Link to post
2 минуты назад, Мано сказал:

Андрей СПАСИБО за Ваш комментарий.

Присоединясь. У меня часто бывает, что не могу отличить то ли я себя укоряю, то ли самоедство))

  • Like 1

Share this post


Link to post

Недавно на исповеди понял (священник помог), что настоящие грехи нередко маскируются под выдуманными; и тогда вместо покаяния - ложное самоосуждение.

2 часа назад, AndreyVKh сказал:

На мой взгляд, слова, представленные в данной молитве, вернее отражают православное покаяние, чем уход от уныния (в самоосуждении себя "плохим") к самооправданию себя "хорошим, но глупым".

Если подумать, то отец Андроник об этом и говорит: ведь "я хороший/хорошая" не сам по себе, а потому что Бог создал: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой." (Быт.1:31)

Share this post


Link to post
1 час назад, Юрий Кур сказал:

ложное самоосуждение.

В "Брани Невидимой" преп. Никодима святогорца  есть про это.

 

Это бесовские штучки..

  • Like 1

Share this post


Link to post
59 минут назад, Юрий Кур сказал:

Если подумать, то отец Андроник об этом и говорит: ведь "я хороший/хорошая" не сам по себе, а потому что Бог создал: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой." (Быт.1:31)

Формулировка, использованная иером. Андроником, тем не менее, оставляет впечатление легкомыслия из-за излишнего упрощения святоотеческой молитвы: "Те́мже и а́з, а́ще и недосто́ин е́смь небесе́ и земли́, и сея́ привре́менныя жи́зни, всего́ себе́ повину́в греху́, и сласте́м порабо́тив, и Тво́й оскверни́в о́браз; но творе́ние и созда́ние Твое́ бы́в, не отчаява́ю своего́ спасе́ния окая́нный, на Твое́ же безме́рное благоутро́бие дерза́я, прихожду́" (св. Василий Великий).

 

1 час назад, Юрий Кур сказал:

Недавно на исповеди понял (священник помог), что настоящие грехи нередко маскируются под выдуманными; и тогда вместо покаяния - ложное самоосуждение.

Ошибочно отождествлять самоосуждение (неважно, ложное или настоящее) с покаянием: самоосуждение/самооправдание направлено на "закрепление" за собой определённых характеристик личности и является прямым нарушением заповеди "не судите", когда как покаяние стремится с Божьей помощью к освобождению от власти грехов в мыслях, чувствах, словах и поступках человека, не затрагивая его созданной Благим Богом личности.

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
35 минут назад, AndreyVKh сказал:

Ошибочно отождествлять самоосуждение (неважно, ложное или настоящее) с покаянием

Недавно в Сретенском монастыре была беседа, посвященная св.прав.Иоанну Кронштадтскому. Её вел батюшка из Питера. Он интересно заметил, что мы в последнее время в понимании покаяния делаем упор на "изменение ума" (метанойа), забывая, что в русском языке это слово является однокоренным со словом "казнь". Так что и здесь нужная средняя линия.

Share this post


Link to post

Десять слов о покаянии: советы афонских отцов.

 

 

В период Великого поста мы особенно стремимся жить покаянием, без которого невозможно спасение. Мы просим Бога: "Покаяниия отверзи ми двери, Жизнодавче", желая изменить свою внутреннюю и внешнюю жизнь, отвергнуть грех, мешающий нам приблизится к Богу.

Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять наставлений афонских отцов о покаянии.

 

1. Покаяние – это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, – это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь «согреших»? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его. Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но в конце концов, когда они покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и соделал его верующим в Бога Небесного. И вот, Кир дарует израильтянам свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да будет позволено сказать, не проявляли даже [сами] израильтяне (1Езд. 1:1 и ниже). И все потому, что народ покаялся и изменился (2 Езд. 8:88–92). Видите, как покаяние содействует исчезновению зла!

 

Преподобный Паисий Святогорец


 

Скрытый текст

 

2. Бывают случаи, когда кто-то нечасто ходит в церковь, но имеет в себе благоговение, доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в нем. Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в жизни духовной. А другие ходят в храм, исповедуются, причащаются, делают все, что нужно, и, однако, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния. Для того, чтобы прийти в надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно, чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!» – а потом продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек становится хоть немного, да лучше.

Преподобный Паисий Святогорец

 

3. Когда человек перестаёт молиться, удаляется от Бога и становится, как вол: работает, ест, спит. И чем больше он удаляется от Бога, тем хуже становится. Сердце охлаждается, и потом он уже совсем не может молиться. Чтобы прийти в себя, сердце должно смягчиться, обратиться к покаянию, умилиться.

Преподобный Паисий Святогорец

4. Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения. Не спасутся только те, которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их. Они не познали Духом Святым, как велико Божие милосердие. А если бы каждая душа знала Господа, знала, как много Он нас любит, то никто не только не отчаялся бы, но даже и не пороптал бы никогда.

 

Преподобный Силуан Афонский

 

5. Господь милостивый, и нам Дух Святой дает силу быть милостивыми. Братья, смиримся и покаянием стяжем себе милующее сердце, и тогда увидим славу Господню, которая познается душою и умом по благодати Святого Духа.

Преподобный Силуан Афонский

6. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

 

Преподобный Силуан Афонский

 

7. Покаяние должно быть единственным путем нашим к Богу. Покаянию свойственно возрождать нас и делать подобными Самому Христу. ... Когда нам приходит какая-нибудь мысль, которая не соответствует закону Евангельскому, мы говорим: «Господи, исцели мой ум». Когда в сердце нашем появляются раздражение или подобное, мы говорим: «Господи, исцели мое сердце». Это принимает общий характер борьбы, и мы безгласно, но кричим внутренно: «Господи, исцели всего меня... Приди ко мне, лежащему на земле, и воздвигни меня от моих низких мыслей и страстей, от низких движений сердца моего!» Так проходит наша борьба.

 

Архимандрит Софроний (Сахаров)

 

8. Неудивительно, что бегущий спотыкается. Ему нужно только иметь терпение и покаяние каждое мгновение. Поэтому постоянно приноси покаяние, когда согрешаешь, и не теряй времени. Ибо чем больше ты медлишь, с тем чтобы попросить прощения, тем глубже позволяешь лукавому пускать в тебе корни. Не давай ему усиливаться тебе во вред. Итак, не отчаивайся, падая, но, поднимаясь, с усердием приноси покаяние, говоря: «Прости меня, Христе мой, я человек и немощен».

 

 

Старец Иосиф Исихаст

 

9. Покаяние имеет великую силу. Оно уголь превращает в бриллиант, волка — в ягнёнка, свирепого человека делает святым. Оно сделало кровожадного разбойника первым обитателем Рая! Именно потому, что покаяние обладает такой силой, диавол делает всё возможное, чтобы отвратить от него человека. Этим объясняется то, что так много людей выступает против покаяния и исповеди.

Некоторые говорят так: «Я же знаю, что всё равно опять совершу этот грех, так зачем мне идти и исповедоваться?»

Брат, грех — это как болезнь! Болеешь не один раз. Можно много раз болеть одной и той же болезнью. Но каждый раз, заболев, ты идёшь к врачу и принимаешь лекарства, которые он тебе выписывает. Так и с нашей душой. Каждый раз, когда тебя поражает болезнь — пусть она одна и та же, — спеши покаяться и исповедовать грех. Придёт время и лекарство благодати совершенно исцелит твою болезнь.

 

Архимандрит Ефрем (Мораитис)

 

10. Начальная степень покаяния - это сожаление о совершенных ошибках, следующая степень - исправление ошибочного действия, которое явилось причиной нарушения заповеди. ... вся деятельность человека берет начало от ума. ... За неправильными помыслами следуют столь же неправильные поступки. Покаяние в буквальном смысле означает обращение ума к предшествующему состоянию, то есть к правильному порядку вещей.

Старец Иосиф Ватопедский

Источник: «Русский Афон»

22 февраля 2018 г.

 

https://pravoslavie.ru/110903.html

  • Like 3

Share this post


Link to post
2 минуты назад, Юрий Кур сказал:

в понимании покаяния делаем упор на "изменение ума" (метанойа), забывая, что в русском языке это слово является однокоренным со словом "казнь".

Так вот вопрос в "применении" этой "казни": самого себя или своих грехов. Первое — покушение на Суд Божий о себе, второе — по благодати Господа преобразование себя из "ветхого человека" в "нового", поклоняющегося Отцу "в духе и истине" (Ин. 4:23).

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
3 минуты назад, AndreyVKh сказал:

самого себя или своих грехов.

А как казнить грехи?

Share this post


Link to post
16 минут назад, Юрий Кур сказал:

А как казнить грехи?

Признавая их грехами: осознавая, что они означают собственную смерть в вечности, и стремясь полностью освободить себя от них в единстве с Богом. "Яко исчезает дым да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут бесы от лица любящих Бога"!..

 

"Но да бу́дет ми́ у́гль пресвята́го Твоего́ Те́ла, и честны́я Твоея́ Кро́ве, во освяще́ние и просвеще́ние и здра́вие смире́нней мое́й души́ и те́лу, во облегче́ние тя́жестей мно́гих мои́х согреше́ний, в соблюде́ние от вся́каго диа́вольскаго де́йства, во отгна́ние и возбране́ние зла́го моего́ и лука́ваго обы́чая, во умерщвле́ние страсте́й, в снабде́ние за́поведей Твои́х, в приложе́ние Боже́ственныя Твоея́ благода́ти, и Твоего́ Ца́рствия присвое́ние." (св. Иоанн Златоуст)

 

"Погребе́нием Твои́м а́дова плени́вый ца́рствия, погреби́ моя́ благи́ми по́мыслы лука́вая сове́тования, и лука́вствия ду́хи разори́." (св. Симеон Метафраст)

 

"Влады́ко Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, еди́не име́яй вла́сть челове́ком оставля́ти грехи́, я́ко бла́г и Человеколю́бец пре́зри моя́ вся́ в ве́дении и не в ве́дении прегреше́ния, и сподо́би мя́ неосужде́нно причасти́тися Боже́ственных, и пресла́вных, и пречи́стых, и животворя́щих Твои́х Та́ин, не в тя́жесть, ни в му́ку, ни в приложе́ние грехо́в, но во очище́ние, и освяще́ние, и обруче́ние бу́дущаго Живота́ и ца́рствия, в сте́ну и по́мощь, и в возраже́ние сопроти́вных, во истребле́ние мно́гих мои́х согреше́ний." (св. Иоанн Дамаскин)

 

"и да бу́дут ми́ свята́я сия́ во исцеле́ние, и очище́ние, и просвеще́ние, и сохране́ние, и спасе́ние, и во освяще́ние души́ и те́ла; во отгна́ние вся́каго мечта́ния, и лука́ваго дея́ния, и де́йства диа́вольскаго, мысленнe во удесе́х мои́х де́йствуемаго, в дерзнове́ние и любо́вь, я́же к Тебе́; во исправле́ние жития́ и утвержде́ние, в возраще́ние доброде́тели и соверше́нства; во исполне́ние за́поведей, в Ду́ха Свята́го обще́ние, в напу́тие живота́ ве́чнаго, во отве́т благоприя́тен на Стра́шнем суди́щи Твое́м: не в су́д или́ во осужде́ние." (св. Василий Великий)

Edited by AndreyVKh
добавил пояснения
  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
1 минуту назад, AndreyVKh сказал:

Признавая их грехами: осознавая, что они означают собственную смерть в вечности, и стремясь полностью освободить себя от них в единстве с Богом. "Яко исчезает дым да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут бесы от лица любящих Бога"!..

С этим согласен. Но это же не казнь. Казнь - это все-таки страдание.

 

1 час назад, AndreyVKh сказал:

самоосуждение/самооправдание направлено на "закрепление" за собой определённых характеристик личности и является прямым нарушением заповеди "не судите"

Всё-таки осуждение себя в какой-то форме необходимо. Не согласен проводить параллель  между самоосуждением и самооправданием. Скорее оно ближе к самоукорению, которые отцы называл ступенью к стяжанию смирения. Впрочем, это все спор об определениях. По существу-то мы согласны. Будем брать пример с людей святой жизни.

"...

под праздник отец Герман стоял в алтаре. К нему я и направился перед исповедью.

Поклонившись, по обычаю, в ноги, я сказал:

– Благословите, батюшка, исповедаться у отца Алексия!

– Бог благословит! – бесстрастно, как всегда, ответил он.

– Батюшка! Простите меня!

– Бог простит, – сказал он, точно и не помышляя об утреннем уроке.

– Но у меня против вас, – говорю я, – есть особенное огорчение.

– Какое? – все так же спокойно продолжал он.

– Утром вы строго обошлись со мною.

Отец Герман не стал оправдываться, а кратко

сказал следующее:

– Простите меня! Я от природы – человек гордый.

Так именно и сказал: не твердый, не строгий или суровый, а – гордый."

(митр. Вениамин (Федченков), "Божии Люди. Зосимова пустынь")

  • Like 2

Share this post


Link to post
5 минут назад, Юрий Кур сказал:

Но это же не казнь. Казнь - это все-таки страдание.

Страдание неотъемлемо от покаяния — погубление своего "ветхого человека" является болезненным процессом: "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14:22).

 

9 минут назад, Юрий Кур сказал:

Всё-таки осуждение себя в какой-то форме необходимо.

Только как понимание последствий Страшного Суда для грешных, о чём много говорится в молитвах Последования ко Святому Причащению.

 

10 минут назад, Юрий Кур сказал:

Не согласен проводить параллель  между самоосуждением и самооправданием.

Это две стороны одной медали — гордыни.

 

11 минут назад, Юрий Кур сказал:

Впрочем, это все спор об определениях. По существу-то мы согласны.

В таком случае я бы не стал "придираться к словам". Сущности осуждения и покаяния различаются, что я уже пояснил.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...