Jump to content
МАРГАРИТКА

Богослужения в Подготовительные недели Великого Поста

Recommended Posts

из вышесказанного можно выделить основные особенности богослужения  сырной седмицы

1. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения из Постной Триоди.

2. В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по причине поста не бывает(есть исключения)

3. Во вторник и четверг сырной седмицы вечером первая половина вечерни совершается по обычному Уставу вседневной вечерни, то есть без чтения кафизмы (как это бывает во время Великого Поста), без особых прокимнов и паремий. Но после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого - окончание вечерни такое же, как и во время Великого Поста: пение тропарей «Богородице, Дево, радуйся», «Крестителю Христов» - и прочее последование. В конце вечерни, после молитвы «Небесный Царю» произносится молитва святого Ефрема Сирина с поклонами «Господи и Владыко живота моего» (3 земных, 12 поясных, 1 земной). По «Отче наш» - «Господи, помилуй» (12 раз); затем священник: «Слава Тебе, Христе Боже» и прочее, затем - отпуст.

 4.После вечерни (во вторник и четверг вечера) сразу служится великое повечерие с земными поклонами.

5. В среду и пяток сырные на утрене вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» на рядовой глас из Октоиха и троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология).

6.Часы в сырную среду и пятницу совершаются великопостные с поклонами, но без кафизм.

7. Вечерня после часов (в среду и пятницу сырные) совершается обычная, вседневная, но имеющая следующие особенности.

8. В сырные среду и пятницу вечером совершается малое повечерие.

9. В сырную субботу совершается воспоминание всех преподобных отцов, просиявших в подвиге поста.

10. В воскресенье сырное, как и в предыдущие два воскресенья, поются псалом 136 «На реках вавилонских» (сырным воскресеньем заканчивается его пение) и покаянные песни - «Покаяния отверзи ми двери» (поемые до 5 Недели Великого Поста включительно).

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 2
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

Передача из цикла "Учебники поэтического богословия". Мы говорим о песнопении "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче" и о книге Триодь постная.

Сегодня мы поговорим с Людмилой Павловной о песнопении "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче" и о книге Триодь постная.

http://radonezh.ru/radio/2019/02/23/22-00

Edited by Olga
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

Ох, без опыта присутствия в эти дни в храме разобраться не просто. Даже в теории. Как-то бы попроще, обобщение понятными словами, если это возможно. ))

  • Like 1

Share this post


Link to post

Наверное , в 80-90-е годы аудиозапись этого песнопения в исполнении Ф.И.Шаляпина стал эталоном для многих клиросных коллективов. Помнится, бабульки так старались выводить каждую ноту этой молитвы "отвееееер-зии ми две-ри" и "весь!.... (пауза)весь ! (пауза)весь осквернен",  отчеканивая каждый звук , активно жестикулируя руками "дерижерскими движениями ",пытаясь передать даже характер  первоисполнителя этой молитвы так ,что стены "содрогались" от этих слов ,пробирало до мурашек!..

11 минут назад, Olga сказал:

Ох, без опыта присутствия в эти дни в храме разобраться не просто. Даже в теории. Как-то бы попроще, обобщение понятными словами, если это возможно. ))

Да, это нужно быть в храме. И пост переносится более легче , когда бываешь в эти дни на богослужении .

Во втором сообщении выделила главные особенности , там вроде всё понятно? 

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 2

Share this post


Link to post

Ну если бы на клиросе стоять и вникать, что поют певчие, то быстрее бы дошло. )) Вывод такой сложился. Седмица строгая, кроме опущения пищевого поста в среду и пятницу. Первые поклоны в храме сегодня или уже с понедельника?)) Пока тут на форуме в страстях потонули, в храмах народ молится (((. 

 

Вот встретила не очень простую с ходу доя понимания статью на Православии.ру священника Михаила Желтова  на тему "Изгнания Адама из Рая".  Хотела немного сократить, но тогда смысл потеряется. Какие слова в икосах...

 

Кондаки – одни из самых известных церковных песнопений. Каждому православному человеку хорошо знакомы слова рождественского кондака «Дева днесь», пасхального кондака «Аще и во гроб» и множества других. Однако не каждый знает, что то песнопение, что сейчас принято называть словом «кондак», в древности было всего лишь преамбулой (греч. проимий) подлинного кондака. Словом «кондакион» в византийскую эпоху обозначались рукописные свитки, так что кондак уже по своему названию должен быть достаточно пространным текстом, а то, что сейчас называется «кондаками», – это, наоборот, очень короткие песнопения.

Византийский кондак состоял из большого числа строф

Византийский кондак состоял из большого числа строф – икосов,написанных одним размером и имеющих общий рефрен. Перед серией икосов выписывалась одна или несколько вступительных строф. Вступительная строфа, обозначавшаяся как проимий или кукулий, в позднейшей традиции и перетянула на себя название «кондак».

В современных богослужебных книгах у кондака обычно имеется только один икос. Те древние кондаки, что состояли из многих икосов, в современных книгах сокращены. А более новые кондаки писались сразу с одним единственным икосом.

Но есть в наших книгах и исключения, крайне редкие, когда кондак сохраняет несколько икосов. Одно из них – кондак в Неделю сыропустную, на Адамово изгнание (воспоминание изгнания Адама и Евы из рая после грехопадения, которое совершается в эту Неделю, то есть в воскресенье). В печатной Триоди у этого кондака 4 икоса, каждый со своим рефреном. При этом они обычно надписаны как один цельный икос – просто потому, что наличие у кондака нескольких икосов выглядит непривычно для читателя, не знакомого с древней гимнографической традицией, – но оформлены обычно как 4 отдельные строфы.

Однако и эти 4 икоса – далеко не весь кондак на Адамово изгнание. Изначально у него было свыше 20 кондаков, но они сохранились лишь в очень редких рукописях. Полный текст кондака был издан в XIX веке Ж.-Б. Питрой, в XX переиздан Н. Томадакисом (в числе кондаков преподобного Романа Сладкопевца; хотя этот кондак ему не принадлежит), а также митрополитом Софронием (Евстратиадисом).

Ниже приводится полный текст кондака в переводе на церковнославянский язык. Проимий, имеющийся в печатных книгах, оставлен без изменения. В качестве первого икоса выписан славник на литии, который, на наш взгляд, также заимствован из этого кондака и по своему смыслу должен открывать его. Перевод имеющихся в печатных книгах икосов выверен по греческому тексту (в итоге он оказался ближе к дониконовским изданиям). Остальные икосы переведены автором данной публикации (по изданию Питры: Analecta Sacra... P., 1876. T. 1. P. 447–451).

Вкратце кондак имеет следующее содержание. Проимий представляет собой обращенную к Богу-Слову молитву о том, чтобы Он дал поэту подходящие слова для выражения его мысли. Икосы 1–3 дают яркое описание самого момента изгнания Адама из рая. В икосах 4–13 Адам, размышляя в себе и одновременно обращаясь к раю, словно живому существу, изливает свою скорбь и приходит к осознанию того, чего он лишился. В икосах 14–16 он задумывается о том, что означает одежда, в которую его облек Бог после изгнания из рая, – и приходит к мысли, что эта одежда является доказательством продолжающейся заботы Бога о нем, а поэтому и символом грядущего избавления. В икосах 17–18 Сам Бог отвечает Адаму и подтверждает его догадку. Кондак заканчивается молением к Богу (икосы 19–23), уже не от лица Адама, а от лица самого поэта – или же молящегося, поющего кондак.

На первозданнаго Адама

Проимий

Премудрости наставниче, смысла подателю, немудрых наказателю, и нищих защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко. Ты даждь ми слово, Отчее Слово, се бо устне мои не возбраню, во еже звати Тебе:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

Икосы

1. Солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися, горы ужасошася, холми вострепеташа, егда рай заключися. Исходя Адам рукама бия в лице, глаголаше:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

2. Седе Адам тогда и плакася, прямо пищи рая, рукама бия лице, и глаголаше:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

3. Видев Адам ангела изринувша и, и затворивша божественныя ограды дверь, воздохнув вельми, и глагола:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

4. Поболи со мною, раю, жителю обнищавшу, и шумом твоих лист умоли Содетеля, тебе не затворити ми:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

5. Древа твоя преклони, яко одушевленная, и припади ко Ключарю, да пребудет ограда отверста зовущему:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

6. Ктому не цветы твоя приносят ми наслаждение, но волчцы и терния земля ми возрастит напутствие.
Милостиве, помилуй мя падшаго.

7. Ныне научихся яже пострадах, ныне познах яже рече ми Бог в раи, яко Еву приемь утаишися Мене.
Милостиве, помилуй мя падшаго.

8. Раю вседобродетельный, всесвятый, всебогатый, Адама ради насажденный, и ради Евы заключенный, како возрыдаю тя? [Умоли Бога о падшем:]
Милостиве, помилуй мя падшаго.

9. Осквернихся, поработихся, лишихся слуг моих: гады бо и зверие, имиже властвовах, страхом ужасают мя.
Милостиве, помилуй мя падшаго.

10. Обоняю сады твоя и истаяваю, поминая, како в сих радовахся от благоухания цветов Твоих.
Милостиве, помилуй мя падшаго.

11. Трапезы безтрудныя отвратихся волею, и прочее в поте лица моего ясти имам хлеб мой.
Милостиве, помилуй мя падшаго.

12. Гортань мой, иже насладися источников святых, огорчися от множества многих стенаний моих, вопиющу ми:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

13. Камо падох, камо достигох? От престола к праху, от Божественнаго богатства к нищетному владению низвергохся.
Милостиве, помилуй мя падшаго.

14. Прочее сатана веселится, обнажив мя славы моея, но о сем да не радуется: се бо Бог мой одея мя.
Милостиве, помилуй мя падшаго.

15. Сам Бог, ущедрив мя обнаженнаго, одея мя, сим ми показуя, яко обо мне и преслушавшем печется.
Милостиве, помилуй мя падшаго.

16. Знаменует ми одежда будущее восстание, ныне бо одеявый не в долзе восприимет мя и спасет мя.
Милостиве, помилуй мя падшаго.

17. Скоро, Адаме, познал еси волю утроб Моих. Сего ради не лишу тя надежды твоея сея, яко благоутробный.
Милостиве, помилуй мя падшаго.

18. Не хощу бо, ниже желаю смерти егоже создах. Вразумив ныне не мало, вечно прославлю вопиющаго:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

19. Ныне убо, Спасе, спаси и мя, желанием Тебе ищуща. Не хощу Тя восхитити, но восхищеным Тобою быти и возопити:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

20. Несказанне, пресвяте, пренепорочне, призри с небесе яко благоутробен и спаси недостойне вопиющаго:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

21. Возведи ум ко хвалению, возстави на одре лежаща мя, яко недостоин есмь, Спасе, вопити Ти:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

22. Возстави, укрепи, Человеколюбче, падшаго ныне блудно в житии, приближися ми, Спасе, зовущему:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

23. Единице Троице, неразделимая, нераздельная, предстательствы Богородицы ущедри мя, презри греси зовущаго ти:
Милостиве, помилуй мя падшаго.

Священник Михаил Желтов.

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
12 часов назад, Olga сказал:

Ну если бы на клиросе стоять и вникать, что поют певчие, то быстрее бы дошло. )) Вывод такой сложился. Седмица строгая, кроме опущения пищевого поста в среду и пятницу. Первые поклоны в храме сегодня или уже с понедельника?)) Пока тут на форуме в страстях потонули, в храмах народ молится (((.

Ну у каждого свои возможности .Кто-то работает , кто-то молится в храме, кому-то здесь на форуме перед постом предоставляется последняя возможность выпустить пар )). Иногда задаешься вопросом:"Зачем что-то писать , объяснять здесь, когда в интернете достаточно полезной информации?:to_take_:" Одно и тоже кочует с одного сайта на другой . 

 

 

На Сырной седмице  богослужения несколько отличаются от повседневного. А первые поклоны начинаются с вечерни вторника.(см.сообщение выше)

Edited by МАРГАРИТКА
  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
8 минут назад, МАРГАРИТКА сказал:

Иногда задаешься вопросом:"Зачем что-то писать , объяснять здесь, когда в интернете достаточно полезной информации?:to_take_:

 

 

 

Марина, благодарю! А какой ответ на поставленный вопрос? )

 

 

Share this post


Link to post
9 минут назад, Olga сказал:

Марина, благодарю! А какой ответ на поставленный вопрос? )

уйти ....поститься "постом благоприятным".......

  • Haha 1

Share this post


Link to post

Да. Огромное спасибо. Согласна, что в интернете есть эта информация. Но ее надо знать где искать. Что искать?

А здесь она в сжатом одном пространстве. Пишу о себе. У меня не так много свободного времени искать по интернету. Зарегистрирована только на этом сайте и больше нигде. Очень жалко время. Оно уходит. И сколько еще осталось один Господь знает. Поэтому огромное Вам всем спасибо.)) Помощи Божией в нашем просвещении))

Edited by inna d
  • Like 1

Share this post


Link to post
12 часов назад, МАРГАРИТКА сказал:

Наверное , в 80-90-е годы аудиозапись этого песнопения в исполнении Ф.И.Шаляпина стал эталоном для многих клиросных коллективов. Помнится, бабульки так старались выводить каждую ноту этой молитвы "отвееееер-зии ми две-ри" и "весь!.... (пауза)весь ! (пауза)весь осквернен",  отчеканивая каждый звук , активно жестикулируя руками "дерижерскими движениями ",пытаясь передать даже характер  первоисполнителя этой молитвы так ,что стены "содрогались" от этих слов ,пробирало до мурашек!..

Почему-то напомнило это описание произведение Венделя. Поверхностно знаю кто он и что он, но недавно слушала архивную запись  хора скорее всего  ТСЛ - очень похоже на описанное старание))

 

Хотела бы ещё добавить, что, как правило, в начале поста на книжных прилавках при храмах появляются книги на тему Великого Поста: Богослужения Седмиц, Страстной и т.д. Отдельными и сборниками. Канон Пасхи, который уже, наверное, есть у всех. Их раскупают, и в самый ответственный момент их уже не заиметь. И в магазинах они в основном только в этот период. Так что, если что - приобретайте, они не могут не пригодится. Примерно как ружье на сцене - обязательно "выстрелят". ))

31 минуту назад, МАРГАРИТКА сказал:

уйти ....поститься "постом благоприятным".......

Ага, кашу здесь заварили и уйти )) Нет уж, нет уж. Движемся дальше.:girl_wink:  Пока ещё есть пара-тройка денечков. В инете все есть, и все же ...В родных стенах как-то по-другому все ))

  • Like 1

Share this post


Link to post

Пора уже Великопостные службы начинать с полным раскладом. 

 

Но попроще)

Share this post


Link to post
В 05.03.2019 в 23:13, МАРГАРИТКА сказал:

2. В среду и пятницу сырной седмицы Литургии по причине поста не бывает(есть исключения)

Как раз по этому пункту можно добавить .

Завтра день памяти обретения мощей святой блаженной Матроны Московской. В Покровском монастыре, где находятся её мощи и в храмах , имеющие Престол в честь этой святой, положена Божественная Литургия. Накануне , то есть сегодня,состоится вечернее богослужение. 

13 часов назад, sibiryak сказал:

Пора уже Великопостные службы начинать с полным раскладом. 

 

Но попроще)

Бог в помощь !

  • Like 2
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...