Гость 1 058 Опубликовано: 16 апреля, 2011 у меня вот какой вопрос возник... у Иоанна Златоуста есть вот такие слова в толкованиях на Евангелия Кроме того, здесь (=>"Молясь, не говорите лишнего, как язычники") , как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов, так как с терпением должно ожидать того, чего просим: "в молитве постоянны", говорит апостол (Рим. 12:12). Притом и сам Спаситель притчей о вдовице, которая немилосердного и жестокого судью преклонила неотступностью просьбы, и притчей о друге безвременно ночью пришедшем и поднявшем с одра спящего, не по дружбе, но по неотступному прошению, не иное что заповедал, как то, что все непрестанно должны молиться Ему. Впрочем, Он повелел не воссылать к Нему молитвы, составленной из многочисленных стихов, а просто открывать Ему наши прошения. На это Он и указал в словах: "ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду" (Матф. 6:7-8). скажите пожалуйста, если действительно так, то почему утренние и вечерние правила такие большие, да ещё к ним прибавляют каноны, акафисты и т.д., не противоречит ли это наставлениям Христа? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Приседающий Опубликовано: 17 апреля, 2011 Мне кажется раньше у человека была внутренняя потребность долгого молитвословия, а сейчас - Отче наш, даждь хлеб насущный и избави от лукавого.Аминь. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость yanata Опубликовано: 17 апреля, 2011 Катюша,наверное правильно на такой вопрос ответят священники,я обычно спрашиваю на сайте Псково-Печерского монастыря,а мы можем заблуждаться в правильности ответа. Молитвенное правило может и священник назначить каждому индивидуально,главное не количество,а качество Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость ч-0 Опубликовано: 17 апреля, 2011 Раньше не существовало утренних и вечерних правил, все православные вычитывали полный круг церковных богослужений.Поэтому любой человек войдя в храм понимал какая служба совершается. Результат секулизации - наши утренние и вечерние правила, появившиеся в обиходе, только во времена Екатерины 2-ой.Делайте выводы! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
serega-palom 5 Опубликовано: 17 апреля, 2011 Я так Думаю что нужно Молиться Простой детской Молитвою.Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас.Аминь. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 17 апреля, 2011 как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов как мне кажется, здесь слово "лишнее" означает "ненужное". Иными словами, если молитесь, говорите по делу. С продолжительностью или количеством слов ничего общего это не имеет. Есть же заповедь: Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). А многословия язычников тем и были неугодны Богу, что говорили не о том, о чем нужно. Как об этом говорит Писание: "Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений". (Иак. 4, 3) Продолжительность молитв для каждого человека устанавливается индивидуально, по совету с духовником. В целом и общем, утренние и вечерние молитвы в православных молитвословах это обязательный минимум, там собраны молитвы святых. В том их ценность, что там все по делу, святые знают о чем Бога просить. Да и не такие они длинные. Утренние молитвы читаются минут 15, вечерние чуть больше. Ведь в большинстве случаев молиться человеку не хочется, так что общая тенденция - себя надо заставлять. И молиться и заповеди исполнять, потому нормальное духовное состояние православного человека - подвиг. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость 1 058 Опубликовано: 17 апреля, 2011 Спасибо всем за ответы! Сердечно благодарю Продолжительность молитв для каждого человека устанавливается индивидуально, по совету с духовником. у меня духовника нет, спросить некого; если подойти к священнику он скажет то, что вы сказали; В целом и общем, утренние и вечерние молитвы в православных молитвословах это обязательный минимум, у меня вот в чем проблема...когда я молюсь по правилам в молитвословах, я чувствую, что я вру..вру Богу потому, что то что там написано в большинстве я не чувствую, не сознаю и вообще мне даже что-то чуждо...например такие слова: Господи, неужели мне одр сей гроб будет...или такие: или окаянную душу просветиши днем... - ну не чувствую, что она окаянная, она бедная, больная, измотанная, вымученная, но не окаянная...также как и душа любого человека; также длинные молитвы с разнообразием слов рассеивают ум..пришел с работы, ум по разным углам, встаешь на правило и там не лучше..как быть? как мне кажется, здесь слово "лишнее" означает "ненужное". вы меня озадачли...это к чему сказано?...это вообще-то слова Златоуста я привела: Кроме того, здесь, как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы; С продолжительностью или количеством слов ничего общего это не имеет. Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов, непрестанно молитесь, так это тоже совершенно не говорит о том, что молитвы должны быть длинные..можно непрестанно молиться словами "Господи помилуй" Утренние молитвы читаются минут 15, вечерние чуть больше. это как ? тараторя? ...у меня утренние занимают как минимум пол часа, а как же благоговение? только во времена Екатерины 2-ой.Делайте выводы! я вообще слышала, что утренние и вечерние правила были заимствованы из католичества..на сколько это верно? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость 1 058 Опубликовано: 17 апреля, 2011 Катюша,наверное правильно на такой вопрос ответят священники,я обычно спрашиваю на сайте Псково-Печерского монастыря,а мы можем заблуждаться в правильности ответа. Молитвенное правило может и священник назначить каждому индивидуально,главное не количество,а качество Спасибо! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 17 апреля, 2011 у меня духовника нет, спросить некого; если подойти к священнику он скажет то, что вы сказали; Вот у аввы Дорофея есть кое-что по этому поводу: "Когда я был в общежитии, я открывал все свои помыслы старцу авве Иоанну и никогда, как сказал, не решался сделать что-либо без его совета. И иногда говорил мне помысл: "Не то же ли самое скажет тебе Старец? зачем ты хочешь беспокоить его?" А я отвечал помыслу: "Анафема тебе и рассуждению твоему, и разуму твоему, и мудрованию твоему, и ведению твоему; ибо что ты знаешь, то знаешь от демонов". И так я шёл и вопрошал Старца. И случалось иногда, что он отвечал мне то самое, что у меня было на уме. Тогда помысл говорил мне: "Ну что же? Видишь, это то самое, что я говорил тебе: не напрасно ли беспокоил ты Старца?" И я отвечал помыслу: "Теперь оно хорошо, теперь оно от Духа Святого; твоё же внушение лукаво, от демонов, и было делом страстного устроения души". Так что все же лучше сходить и спросить. у меня вот в чем проблема...когда я молюсь по правилам в молитвословах, я чувствую, что я вру... Так мы не святые, конечно врём, и хорошо, что это чувствуем. Это совершенно обычная ситуация. Молитвенное правило потому так и называется, что человека заставляет почувствовать несоответствие своего внутреннего мира с молитвами святых и потихоньку исправляет его. Мы не можем молиться как ангелы, приходится прикладывать труд и смиряться. И такая молитва с "потом и кровью" более хороша, чем когда человек парит где-то. Так что нужно продолжать так молиться, и на исповеди каяться в том, в чем совесть укоряет. И хорошо кроме утренних и вечерних молитв в течение дня молиться короткими молитвами своими словами. вы меня озадачли...это к чему сказано?...это вообще-то слова Златоуста я привела: Кроме того, здесь, как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы; Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов, Не сразу понял, думал это Ваши слова Ну со Златоустом конечно спорить не буду, но в принципе, всё сказанное мной остается в силе, просто немного другая грань предмета. Святых отцов нельзя понимать слишком однобоко, а то можно указанные цитаты истолковать как то, что в молитве слова должны быть короткие и их должно быть мало, а это же явно не так. В молитве качество в любом случае важнее количественных параметров (количество и продолжительность слов). это как ? тараторя? ...у меня утренние занимают как минимум пол часа, а как же благоговение? А это тоже индивидуально у каждого. Вопрос в быстродействии ума, наколько человек успевает обдумать мысль и проникнуться ей. Когда молитвы читаются много лет, и они уже наизусть выучены, проблем с благоговением не возникает. Иной раз наоборот, слишком замедлил молитву, и сразу помыслы ум в сторону уводят. По разному бывает, у бесов фантазия богатая на козни. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость 1 058 Опубликовано: 17 апреля, 2011 Сердечно благодарю, A Lost Sheep Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 18 апреля, 2011 Многословные молитвы "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" (от Матфея 6, 7). Поясните, пожалуйста, почему многие молитвы отнюдь не коротки, а очень пространные и многословные? У нас сложилось мнение, что основной причиной появления пространных молитв является желание подольше поговорить с Богом и высказать все, что накопилось на душе. А нередко и потому, что, как гласит пословица, «от избытка сердца уста глаголят». Действительно, прежде чем беседовать с Богом «своими словами», надо приобрести устойчивый навык молиться теми молитвами, которыми молились наши святые предки, и которыми до сих пор молится Богу Православная Церковь. И не только приобрести навык, но и полюбить эти святые молитвы так, чтобы они искренно исходили не только из уст и ума нашего, но как бы рождались в самой глубине нашей личности, нашего "Я", т. Е. в сердце. И только после этого человек приближается к тому состоянию, когда он может вдохновенно молиться Богу «своими словами», в смиренном духе верного чада Святой Церкви. Ответ свяещенника. Псково -Печерский монастырь Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sibiryak 5 250 Опубликовано: 24 мая, 2013 Правило душу правит Игумен Нектарий (Морозов) Ежедневный рацион Молитву действительно с полным основанием можно назвать насущным хлебом нашего сердца — тем, что питает и поддерживает его жизнь. Но что мы знаем вообще о необходимом для правильной жизнедеятельности организма питании? Во-первых, что его должно быть достаточно, во-вторых, что его не должно быть слишком много, в-третьих, что оно должно включать в себя все потребные организму элементы. Вот примерно то же самое можно сказать и о молитвенном правиле. Оно не должно быть слишком маленьким, поскольку в таком случае оно бы свидетельствовало о нерадении и теплохладности — а ничего страшнее этого в духовной жизни нет. Не должно быть и чрезмерным, чтобы не обратиться в «бремена тяжкие и неудобоносимые», которые рано или поздно захочется сбросить. И, наконец, в нем должно присутствовать всё то, что душе потребно, чего она хочет. Необходимый «минимум» У каждого из нас в молитвослове обязательно есть «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим». По сути, это и есть то правило, с которого необходимо начинать свой маленький молитвенный подвиг всякому христианину. Обычно времени уходит на это от 15 до 25 минут утром и примерно столько же вечером (в зависимости от индивидуальных особенностей человека, о чем постараемся сказать ниже). Хорошим и даже жизненно важным дополнением к такому правилу может быть ежедневное чтение главы из Евангелия и двух глав из Апостола. Это тоже не требует большого времени, а пользу душе приносит огромную. Притом желательно (если есть такая возможность) читать Писание утром — тогда в течение дня удобнее возвращаться к прочитанному и размышлять над ним. Часто у людей воцерковляющихся возникает вопрос (как правило — с чьей-либо «подсказки»): а не требуется ли благословение священника для того, чтобы определить свое личное правило? Наверное, можно сказать так: для того, чтобы читать утренние и вечерние молитвы, благословение не требуется. Это своего рода «обязанность» каждого православного христианина. В остальном же и вправду лучше всего попросить благословения и совета. Совет нужен потому, что своего личного опыта еще явно недостаточно. А благословение — поскольку, во-первых, в испрашивании его проявляется смирение, привлекающее Божественную благодать, и, во-вторых, оно как бы скрепляет собой намерение человека. Бывает ведь так, что мы что-то решаем сами делать, а враг потом начинает нас «точить»: а обязательно ли это надо делать, а почему бы сегодня от этого не отступить… и т.д. и т.п. Когда же мы руководимся полученным благословением, то такой напор со стороны противника всякого доброго и спасительного дела преодолевать уже гораздо легче. Как правильно рассчитать свои силы Священник дает совет, но при этом он обязательно руководствуется тем, что слышит от самого человека или видит в нем. Как тренеру определить, какую нагрузку дать спортсмену, с которым он встретился впервые? Пусть поднимает 100 кг? Но он может оказаться неподготовленным и надорвется. Пусть ограничится весом в 20 кг? Но это будет слишком легко, и он не получит никакой пользы… Значит, надо сначала посмотреть, что он может и тогда уже назначать вес. Почти так же и в духовном плане. Разница только в том, что здесь всё гораздо сокровенней, всё очень лично. И если сам человек не приложит усилия и в то же время не потрудится для того, чтобы открыться перед священником, то вероятность ошибки всегда будет велика. Святитель Феофан, обще говоря о молитвенном правиле, советовал посмотреть, какое будет посильным. Например, положить для себя совершать каждый вечер какое-то значительное количество поклонов. Потом, убедившись, что это количество не приводит к перетруждению, немного убавить от него, и такое правило совершать уже постоянно. Наверное, подобным принципом руководствоваться лучше всего. Но опять-таки — советуясь на всех этапах такого «самоиспытания» со священником, у которого исповедуетесь. Для самых немощных О том, что настоящее время характеризуется крайней немощью приходящих в Церковь людей — и духовной, и физической, может быть, и не было бы необходимости лишний раз говорить, если бы это не имело прямого отношения к теме статьи. Бывает так (и это хорошо известно любому приходскому пастырю), что первоначально человеку не под силу оказывается прочитать целиком даже утренние молитвы, не говоря уже о вечерних, когда сказывается утомление от прошедшего дня. Как, впрочем, бывает и другое: уже вполне церковные люди, ссылаясь на крайнюю занятость и усталость, просят разрешить им уменьшить и без того невеликое по размеру «делание». Иногда можно усмотреть и в том, и в другом элементарное нерадение и малодушие. И тогда лучше всего посоветовать человеку преодолеть и понудить себя выполнять установленное правило. Но порой нужно действительно дать некую ослабу, поняв, что у человека и вправду нет сейчас достаточного времени и сил. Нередко сегодня можно слышать в связи с этим такое словосочетание, как «правило преподобного Серафима Саровского». Под ним понимают троекратное чтение молитв «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся» и единожды — «Символа веры». И такая практика получила в наше время значительное распространение. Однако следовало бы обратить внимание, что преподобный рекомендовал такое правило не всем вообще, а тем, кто был занят в определенный период времени тяжелыми полевыми работами, начинавшимися ранним утром и продолжавшимися до поздней ночи. И в б€ольшей степени — тем, кто не знал грамоты и не умел читать молитвы по молитвослову. И вот еще какая немаловажная деталь: в данное правило входило не только чтение утром, в обед и вечером вышеуказанных молитв, но и чтение в течение всего дня молитвы Иисусовой. Тогда оно и на самом деле могло приносить существенную духовную пользу и вести делателя к христианскому совершенству. Если же говорить о современных людях, среди которых неграмотных нет и которые чаще всего заняты не физическим трудом, оставляющим ум свободным, а такой работой, которая не позволяет отдавать молитве б€ольшую часть дня, то для них, скорее всего, был бы предпочтительней другой вариант. А именно — временно прочитывать из утреннего и вечернего правила не все, а лишь избранные (желательно — по указанию священника) молитвы. Почему так — объяснить несложно. Апостол Павел неслучайно говорит о том, что мы не знаем, о чем и как должно молиться, если только Святой Дух не наставит нас (Ср.: Рим. 8, 26). Именно таким образцом — о чем и как молиться, становятся для нас молитвы, излившиеся из сердец святых, просветившихся Божественной благодатью,— святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, преподобных Макария Египетского и Иоанна Дамаскина и других святых. Молитвы, которые мы и находим в утреннем и вечернем правиле в своем молитвослове. И когда нет возможности прочитать их все, то хорошо бы всё же прочитывать хотя бы какую-то часть. Что к правилу прибавлять Чем, помимо глав из Священного Писания, можно свое правило дополнить? Современные издания молитвословов буквально соревнуются друг с другом в количестве молитв «на всякую потребу». Среди них попадаются всякие — и такие, которые традиционны для церковного обихода, и те, что появились совсем недавно и представляют собой весьма неудачные примеры современного «литургического» творчества. Нередко можно видеть, что как раз такими молитвами и увеличивает свое правило новоначальный. Это и закономерно в каком-то смысле: они «понятней» (зачастую — в силу современности нам) и они отвечают конкретным нуждам, запросам, чаще всего совершенно практического, утилитарного свойства. Между тем, цель молитвы для христианина в большей степени не испросить у Бога решения какой-то частной, сугубо земной задачи, а приблизиться к Нему — не ради какой-то корысти, а просто потому, что в этом заключается истинная жизнь человека, то, для чего он сотворен. Поэтому можно определить это так: да, просить у Бога о том, что существенно необходимо для нас и наших ближних, необходимо. Но отдавать таким молитвам б€ольшую часть своего правила было бы большой ошибкой. Молитва, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), должна в первую очередь воздействовать на наше сердце, сообщая ему в отношении Бога и всего Божественного те высокие мысли и чувства, в которых мы нуждаемся более всего. Поэтому лучше всего добавлять к правилу чтение акафистов Спасителю и Божией Матери, псалтири и какое-то количество поклонов с молитвой Иисусовой. А если мы испытываем н€ужды чего-либо попросить у Господа сугубо, то к этому прошению такое правило и будет самой лучшей подготовкой. И чаще всего для этого прошения хватит в таком случае всего лишь несколько, от души сказанных слов. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sibiryak 5 250 Опубликовано: 28 октября, 2013 http://www.youtube.com/watch?v=hj54D-65Vhg Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 28 октября, 2013 Вот не уходит у меня ни 15 ни 25 минут на правило, а больше, если молиться внимательно, с чувством, толком и расстановкой. Уж не знаю каким образом в 15 минут народ укладывается... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Апрель 9 365 Опубликовано: 28 октября, 2013 Вот не уходит у меня ни 15 ни 25 минут на правило, а больше, если молиться внимательно, с чувством, толком и расстановкой. Уж не знаю каким образом в 15 минут народ укладывается... Юль,это когда наизусть знаешь и помянник не читаешь,тогда может и получится 15-20 минут.... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Алинa 95 Опубликовано: 28 октября, 2013 Вот не уходит у меня ни 15 ни 25 минут на правило, а больше, если молиться внимательно, с чувством, толком и расстановкой. Уж не знаю каким образом в 15 минут народ укладывается... Если очень собраться и сосредоточиться, - то можно. Иногда это и советуют, чтобы ум не рассеивался. Помогает... А другим надо наоборот медленно, как советует св. Феофан: "Читай неспешно, во всякое слово вникай и мысль всякого слова до сердца доводи". Мне кажется, не только разным людям полезно по-разному, но и даже одному и тому же человеку в разное время - тоже... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 28 октября, 2013 Юль,это когда наизусть знаешь Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
раб Божий Алексей 1 106 Опубликовано: 28 октября, 2013 Юленька, вот уже наверное скоро год - полтора, а может и два целых, как утром и вечером... а выучить не удаётся, в Утреннем Правиле дохожу до второй Молитвы Макария Великого и начинаю путаться, молитвослов беру, с вечерним у меня грешнаго ещё хуже, предначинательные все помню, а потом одна сплошная путаница в голове. Так что я грешный без молитвослова никак. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 28 октября, 2013 Юленька, вот уже наверное скоро год - полтора, а может и два целых, как утром и вечером... а выучить не удаётся, в Утреннем Правиле дохожу до второй Молитвы Макария Великого и начинаю путаться, молитвослов беру, с вечерним у меня грешнаго ещё хуже, предначинательные все помню, а потом одна сплошная путаница в голове. Так что я грешный без молитвослова никак. А я вообще промолчу, с чем у меня лучше, а с чем хуже. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sibiryak 5 250 Опубликовано: 28 октября, 2013 Юленька, вот уже наверное скоро год - полтора, а может и два целых, как утром и вечером... а выучить не удаётся, в Утреннем Правиле дохожу до второй Молитвы Макария Великого и начинаю путаться, молитвослов беру, с вечерним у меня грешнаго ещё хуже, предначинательные все помню, а потом одна сплошная путаница в голове. Так что я грешный без молитвослова никак. Алексей, не могу ссылку найти, может кто даст тут. Писалось как раз, что нельзя ни в коем случае читать молитвы выученные наизусть, а именно по книге надо. Вы думаете батюшки, особенно старые за десятки лет служения не знают уже наизусть литургию? Однако служат строго по книге. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Алинa 95 Опубликовано: 28 октября, 2013 А вот св. Феофан Затворник наоборот часто советовал выучить молитвы, чтобы лучше доходило до сердца... Например: "До того же времени живите пока, сколько позволяют ваши домашние порядки, - в подвигах монашеских. Подвиги сии суть: молитва, пост, добротворение. Молитесь утром и вечером. Выучите на память утренние и вечерние молитвы, - и их читайте всегда будто на распев, чтоб мысль могла следить за словом, и сердце отвечать мысли чувством. После всякой молитвы хорошо класть по несколько поклонов с молитвою к Господу, а в конце всех и сотенку можно положить. Все - не спешно, со вниманием". "Дух веры, упования и преданности в волю Божию, - вот что надо возгревать в сердце. Правило молитвенное можете и сами сладить... Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов, и когда идете куда или другое что делаете, а голова не занята, читайте их... Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его". "Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободным в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило... Выучите несколько псалмов на память, таких, которые больше по сердцу. И потом во время поклонов можете читать их и из каждого стиха составлять свою ко Господу молитву". Которые наизусть знают молитвы утренние и ночные, хорошо делают. И пусть читают, только неспешно, с мыслями и чувствами, кои выражаются словами молитвы. Так молиться лучше, чем по молитвеннику. И Евангелие учить на память хорошее дело, и псалмы. Благословляйте всех на это. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 28 октября, 2013 Сколько отцов - столько и мнений. Поэтому лучше всего иметь своего духовника и слушать его. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Алинa 95 Опубликовано: 28 октября, 2013 Сколько отцов - столько и мнений. Поэтому лучше всего иметь своего духовника и слушать его. Духовники есть у всех, но не у всех есть духовные отцы... (( В этом случае подвижники прошлого века советовали выбрать того святого отца, который ближе по духу, и следовать его словам. Мне, например, письма святителя Феофана дали и дают столько, что и не передать. Самый любящий духовный отец... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 28 октября, 2013 (изменено) Духовники есть у всех, но не у всех есть духовные отцы... (( За всех не нужно писать, Алина, никогда. И первых и вторых у многих нет. А вот духовник как раз-таки, зная вашу жизнь через исповедь, и может посоветовать почитать того, как вы пишете про духовного отца, который вам сейчас нужнее всего. Если уж рассуждать вашими категориями, то для нас всех главный духовный отец - Господь наш Иисус Христос и руководство к жизни изложено в Новом Завете. И, вроде, более ничего и не надо. Изменено 28 октября, 2013 пользователем Иулиания Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Алинa 95 Опубликовано: 28 октября, 2013 За всех не нужно писать, Алина, никогда. И первых и вторых у многих нет. А вот духовник как раз-таки, зная вашу жизнь через исповедь, и может посоветовать почитать того, как вы пишете про духовного отца, который вам сейчас нужнее всего. Если уж рассуждать вашими категориями, то для нас всех главный духовный отец - Господь наш Иисус Христос и руководство к жизни изложено в Новом Завете. И, вроде, более ничего и не надо. И не думала писать за всех. Это простой факт. Мой духовник как-то именно так мне и сказал: у каждого христианина есть духовник, то есть тот, кому тот исповедуется, но духовный отец - это совсем другое. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение