Jump to content
р.Б Валентина

Редкие малоизвестные иконы.

Recommended Posts

22 часа назад, inna d сказал:

Валентина, нашла у епископа Вениамина (Милова) вот такое описание этой встречи 

Спаси Господи, Инна! Взахлёб прочла!:thank_yp:

В 01.06.2020 в 10:46, ~ Весна ~ сказал:

А мы быстро переквалифицируемся из политологов в вирусологи, а теперь ещё и в иммунологи! :lol:

Дааа! Мы тут широкого профиля!:read0000:

  • Like 1

Share this post


Link to post
2 часа назад, р.Б Валентина сказал:

Спаси Господи, Инна! Взахлёб прочла!:thank_yp:

Рада, что Вам понравилось)

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Интересно. Мне ближе по душе наши старые иконы с обратной перспективой...Прямая перспектива может быть допустима только в сюжетных иконах. Например очень люблю икону где изображен преподобный Серафим Саровский с медведем, или преподобный Сергий Радонежский с медведем. Или житие пророка Ионы. Если и есть влияние на наши сюжетные иконы, все равно наши намного интересней) ...Запад опустил, приземлил иконы до человеческих чувств, сознаний и конечно страстей.  Из иконы сделал картину. А у нас надо потрудиться, встать из страстей, эмоций, чувств и подойти к иконе. Икона это откровение. Если нет откровения, иконописец пишет копии. Так и молитва. Молитвы пишут святые, а мы их молитвы повторяем.

  • Like 3

Share this post


Link to post
Posted (edited)

orig

 

 

473367.jpg

Edited by ALEXANDR
  • Like 2

Share this post


Link to post
1 час назад, ALEXANDR сказал:

Интересно. Мне ближе по душе наши старые иконы с обратной перспективой...Прямая перспектива может быть допустима только в сюжетных иконах. Например очень люблю икону где изображен преподобный Серафим Саровский с медведем, или преподобный Сергий Радонежский с медведем. Или житие пророка Ионы. Если и есть влияние на наши сюжетные иконы, все равно наши намного интересней) ...Запад опустил, приземлил иконы до человеческих чувств, сознаний и конечно страстей.  Из иконы сделал картину. А у нас надо потрудиться, встать из страстей, эмоций, чувств и подойти к иконе. Икона это откровение. Если нет откровения, иконописец пишет копии. Так и молитва. Молитвы пишут святые, а мы их молитвы повторяем.

В принципе согласен, но есть такие картины (иконы), что в душе все меняется и слезы ручьями. 

Как ни будь по ищу, если не забуду.

 

  • Like 2

Share this post


Link to post
Posted (edited)
1 час назад, Георгий. сказал:

В принципе согласен, но есть такие картины (иконы), что в душе все меняется и слезы ручьями. 

Как ни будь по ищу, если не забуду.

 

Конечно! А я и картины люблю, и их много.  Искусство призвано прийти к Богу человеку не знавшему бед и горя...или для напоминания, а может быть кому -то для открытия того, что Бог есть. Картина и икона, это как у Ф.М. Достоевского роман Преступление и наказание  по отношению к  Покаянным канонам...для кого-то. Так же и музыка...

Edited by ALEXANDR
  • Like 1

Share this post


Link to post
2 часа назад, Георгий. сказал:

В принципе согласен, но есть такие картины (иконы), что в душе все меняется и слезы ручьями. 

Как ни будь по ищу, если не забуду.

 

Картины могут вызывать слезы или радость. Это зависит от того, что на них изображено, что они несут в себе для души. Здесь душа смотрит на картину.
А иконы,они тоже могут вызывать слезы и радость. Это зависит от того, что несет в себе человек, какую душу, в каком состоянии его душа. Здесь икона смотрит в душу. 

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)
8 часов назад, ALEXANDR сказал:

Картины могут вызывать слезы или радость. Это зависит от того, что на них изображено, что они несут в себе для души. Здесь душа смотрит на картину.
А иконы,они тоже могут вызывать слезы и радость. Это зависит от того, что несет в себе человек, какую душу, в каком состоянии его душа. Здесь икона смотрит в душу. 

Не совсем согласен с вашей мыслью что чувства раскрываются лишь от сюжета картин. Много раз читал да и сам испытывал чувства при виде образов в картинах (иконах). Есть мастера от Бога так отобразят святые образы что все лишнее из мыслей и души выметается. 

А сколько раз сталкивался с историями, когда самый жестокий человек вдруг в мгновение менялся лишь случайно взглянувши на картину (икону). 

Так что с мыслю о том что все зависит "от того, что несет в себе человек, какую душу, в каком состоянии его душа." не совсем согласен. Из личного опыта знаю, что это не всегда так. Вот если бы вы написали что Бог коснулся мертвой души и воскресил ее посредствам образов икон или картин (икон) соглашусь. Да и среди глубоко верующих нет единого чувства при виде одного и того же св. образа в иконах или картинах (иконах). 

Тут либо Бог коснулся души человека, либо посредством таланта (от Бога) художника написавший картину св. образами.

В общем, что хочу сказать, каждый случай индивидуален.

 

Ну, как пример: жестокий убийца с мертвой душой занес свою руку над жертвой случайно увидел репродукцию не иконы, а картины "убийство Авеля своим братом Каином" или "жертва приношения Авраама" убийца дрогнул, и полились из его мертвой души слезы которые изменили всю его жизнь. А в классическом стиле иконы ни как душу таких людей не тронули. Как уже писал, каждый случай индивидуален, одна мертвая душа от классической иконы, а иная, от простой репродукции картин на духовную тему меняет всего человека. 

 

Edited by Георгий.
  • Like 1

Share this post


Link to post

Слов нет...даже у сотрудника музея) 

 

 

Share this post


Link to post

Встретился текст в закладках.

Что такое икона?

Эта статья начинается с вопроса. Причем, на первый взгляд, настолько смешного, что для людей, укорененных в церковной традиции, он покажется признаком глупости и безвкусицы. Ведь иконы окружают многих из нас с детства, и человеку, воспитанному в православной семье, святые лики привычны так же, как и солнце за окном. Но при всей кажущейся наивности вопрос о том, какое место в жизни Церкви занимают священные изображения, на самом деле не является праздным. И если попытаться честно подойти к этой проблеме, то окажется, что многие верующие так и не смогут сказать, что такое икона.

Богословию иконы посвящено немало книг – и больших, и маленьких. Поэтому, как мне кажется, не стоит здесь повторять те аргументы и факты, которые любой человек может узнать, открыв эти самые книги. Эта статья – попытка в нескольких словах обозначить, чем для православного христианина является икона в наши дни, чем она в идеале должна являться, и чем она не должна быть при любых обстоятельствах. Правильное и неправильное почитание икон – вот ее главная тема.

1. Мост между небом и землей

Священные изображения есть практически в любой религии. Исключение составляет разве что ислам и иудаизм с их строжайшим запретом изображать Бога. Так скажет любой человек, хорошо знающий историю искусств или археологию. Но это распространенное мнение – ошибочно. На самом деле изображать Бога запрещают все без исключения религии, в том числе – и христианство. Однако, и с этим запретом не все так просто. Для начала нужно понять, откуда он взялся, и почему, невзирая на него, священные изображения имеют место быть.

Существует два типа религиозно-философского мировосприятия – дуализм и пантеизм. Дуализм, выражаясь крайне упрощенно, ставит Бога и мир по разные стороны бытия, и человек в рамках этой системы никогда и ни за что не познает Бога. Творец, по мнению дуалистов, принципиально непознаваем. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни – как следствие – изобразить. И действительно, что изображать, если Бог не имеет ни формы, ни облика. Он, как считает дуализм, есть совершенное ничто и совершенное все. А с такими понятиями на холсте оперировать практически невозможно.

Но греки, египтяне, римляне, персы и другие народы средиземноморья и Ближнего Востока имели сакральное искусство и создавали священные изображения. Парадокс – цивилизации, которые считали, что божество невозможно изобразить, оставили после себя большое количество статуй, фресок, мозаик с образами богов и героев. Как такое может быть?

Ответ прост. Те боги, которых ваяли античные скульпторы, не имели никакого отношения к реальному и единому Творцу всей вселенной. Они были выше человека, они были сильнее людей, они жили дольше всех живых существ на планете, но не они ее создали. Согласно античной мифологии, Боги Олимпа – это лишь узурпаторы и оккупанты, которые просто пришли и покорили себе земные стихии, ранее созданные единым Творцом. Боги древности в мифах принимали различные облики и формы, поэтому их можно было изображать. Но высшего, реального и неведомого Бога – ни греки, ни другие цивилизации изображать не дерзали.

Несколько иная ситуация наблюдается в пантеистических религиях. Пантеизм признает мир частью Бога. Творение и Творец – единое целое, и поэтому изображение любого предмета в традиции, например, Индии или Китая несет в себе сакральный смысл. Пантеистические религии не ставят проблемы, можно ли изображать Бога, поскольку весь мир причастен божественному бытию. Но и в понимании пантеизма Бог также остается неописуемым, непознаваемым и изобразим только в Своих внешних проявлениях.

Библия одинаково далека как от дуализма, так и от пантеизма. Она четко проводит грань между миром и Богом, но, тем не менее, утверждает огромную ценность вселенной в глазах Творца. Бог не чужд миру, как в дуализме, но и не сливается с ним, как в пантеизме. В библейском понимании окружающего мира Бог выступает любящей Личностью, желающей, чтобы всё творение было соучастником Его любви. Именно эту истину являют нам святые иконы.

Богословское обоснование иконы строится на факте воплощения Сына Божьего. Сын, как и Отец, есть истинный Бог, и Его божественную природу невозможно изобразить. Но этот самый Сын становится человеком, принимает на Себя нашу плоть и кровь, становится осязаемым и изображаемым. Христос – это Бог, который по своему великому милосердию и любви становится частью этого мира. И поэтому с момента Рождества нашего Спасителя от Девы Марии в Лице Христа мы имеем право изображать Бога. Но изображаем мы, конечно же, не Его божественную природу, которая остается непостижимой, а Личность Господа воплотившегося, страдавшего, распятого и воскресшего.

Теперь, я думаю, станет понятно, что икона служит совсем другим целям, чем обычная картина или фотография. Как правило, светские изображения носят декоративный, эмоциональный или эстетический характер. Икона же показывает мир божественный. В старину украинские крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» – окном. И это очень меткое сравнение. Икона – это действительно окно, которое позволяет человеку вырваться из греховного мира и увидеть, словно из окна, мир небесный. Говоря иначе, икона – это мостик, который соединяет Небо и землю.

А раз у иконы такое высокое предназначение, то и способы изображения на ней Бога и святых должны отличаться от обычных приемов живописи. И икона действительно имеет особые правила – каноны, по которым строятся изображения. Рассмотрим главные из них.
2. Какой должна быть икона?

Важнейшим принципом иконописи до сих пор остается минимальное выражение телесности и максимальная упрощенность форм, изображенных на иконе. Дело в том, что в Вечности праведный человек становится другим – в нем умирают страсти, его душа становится чистой, он весь наполняется Божьей благодатью. Поэтому его и изображают таким – бесстрастный взгляд, почти воздушная форма тела, спокойная поза. Если же икона посвящена какому либо событию, то на ней минимум деталей. Художник прорисовывает только те подробности, которые наиболее важны для понимания изображенного на иконе события. Первое правило иконописи – ничего не должно напоминать о земной суете и отвлекать от молитвы. Только важное, только суть, только самое необходимое – этими принципами должен руководствоваться создатель священных образов.
К сожалению, сейчас в наших храмах все меньше икон, написанных по этим правилам. Современные иконы все больше напоминают светскую живопись, лики святых похожи на портреты, а иконы праздников – на картины. Это явление появилось в Средние Века на Западе, а со временем проникло и в традицию Православной Церкви. На Западе икона понималась как иллюстрация священной истории, и поэтому очень быстро стала напоминать картину, мало чем отличаясь от нее. Сначала православные иконописцы отвергали эту манеру, но постепенно и у нас в храмах начали появляться такие изображения. Сама по себе икона в стиле картины – это не плохо, но в таком случае она хуже передает подлинное содержание изображения. Современные иконы, особенно маленькие, какими часто обставляют домашние молитвенные уголки, нередко похожи на картинки – сочные, с узорами, со слащавыми и умиленными выражениями лиц. Это вообще грубое искажение изначального смысла иконы. Присутствие таких иконок в наших домах и на храмовых прилавках говорит о том, что мы этот изначальный смысл почти утратили.

Вторым принципом канонического письма, вернее, его приемом, является обратная перспектива, в которой предметы, расположенные далее от зрителя, крупнее тех, что находятся на переднем плане. Все линии перспективы на иконе не уходят вглубь изображения, как на обычной картине, а наоброт – выходят за ее пределы таким образом, что человек, молящийся перед иконой становится как бы в фокусе этой перспективы . Когда смотришь на каноническое изображение, создается впечатление, что не ты смотришь на святого, а святой смотрит на тебя. В светской живописи обратная перспектива встречается очень редко. Нет ее и в современных иконах. Из-за этого они теряют очень важную черту – проникновенность. Максимум, что может икона, написанная в стиле светской живописи, – это воздействовать на эмоции человека, на его психику. Но, по канонам, этого нельзя делать. Молитва не должна знать эмоций, она должна быть сердечной, но трезвой, и принцип обратной перспективы помогает этого достичь.
И третий важный принцип иконописи – иерархическая подчиненность. Если обратить внимание на храм, в котором есть древние росписи, то нельзя не заметить, что изображения расположены в строгом порядке. В куполе – Христос или вся Троица, ниже – ангелы, еще ниже апостолы, на столпах – мученики, на сводах – сцены из священной истории. Все подчинено единой схеме. Точно так же и в иконостасе – ярусы расположены в строгом порядке.

К сожалению, сегодня в домах многих верующих такого понимания нет. Зачастую вместо иконы Христа и Богоматери, которые должны быть главными, в домашних иконостасах центральное место занимают иконы либо просто – большого размера, либо –  с изображением особо чтимого святого. Такая традиция не является церковной. Она появилась оттого, что в сознании простых людей святые воспринимаются ближе, чем сам Господь, и к ним обращаются чаще, чем к Богу. По сути, место иконы Христа в иконостасе говорит о месте Христа в жизни хозяина этих икон. Но при любых предпочтениях в семье церковные правила однозначно отводят образам Христа и Богородицы центральное место в домашних иконостасах.

3. Почитание икон

Помимо того, о чем мы говорили выше, у иконы есть еще один важный смысл – духовная связь молящегося с тем, кто на ней изображен. Поэтому святые образы используют не только в визуальном контакте – иконам еще и поклоняются. Но почему?

На седьмом вселенском соборе святые отцы провозгласили: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен». Здесь действует тот же принцип, что и в случае, когда человек, скучая о своем любимом, целует его фотографию. Ведь не фотографии он поклоняется, а образу того, кто ему дорог. Поклонение иконам очень важно еще и тем, что оно способствует лучшему молитвенному настрою, поскольку православная традиция запрещает молиться с закрытыми глазами и представлять себе какие-либо образы. Для молитвенной сосредоточенности нужна именно икона.
Но с поклонением иконам связано и несколько грубых заблуждений. Первое из них – будто икона сама по себе является источником благодати. Это действительно заблуждение. Икона – это лишь проводник, но никак не источник. Единственным источником благодати является только Бог, который посылает ее через святых или через освященные предметы.

Второе грубое нарушение правил почитания икон – использование образов как магических амулетов. Например, в магазинах часто можно купить браслеты, кольца и другие украшения с иконками. При этом на ценниках указывается, что браслет обладает целительными свойствами, а иконки защищают от зла. Это чистой воды кощунство и идолопоклонство. Кощунство потому, что браслеты и кольца – не надлежащее место для икон. К иконам нужно относиться с уважением и трепетом, что, в случае с браслетом вряд ли возможно. А идолопоклонство – потому что никакой магической силой иконы, конечно же не обладают. И делать из них талисманы – тяжкий грех. Возлагая надежду на такие вот «православные» обереги, мы отрекаемся от главного блага, которое могли бы получить через них – от помощи Божьей.
Иконы – это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия. Этот мир требует к себе особого отношения. Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи. И все же икона – не самостоятельное художественное явление. По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее. Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю. Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти. Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.
 

  • Like 1
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

Оля, спасибо. Интересная статья.

  • Thanks 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)

Шуйско-Смоленская икона Пресвятой Богородицы.

Узнал про икону 18 апреля этого года. Хочу что бы все полюбили икону ) 

Сперва немножко сакрального смысла иконы.
Правая рука Младенца Христа держит свиток. Свиток с Божественным учением. Этой же рукой благословляет нас на это учение.
А вот другой рукой Младенец как бы показывает нам Свою правую ножку. Он как бы говорит, доказывает что Он и есть Сын Божий, о котором говорил царь Давид : " яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою" ... Младенец Христос показывая на ножку,как бы придерживает, касается пальчиками Свою пяточку . Здесь надо вспомнить слова Святого Писания : " И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту " Итак, от жены произойдет потомок - Спаситель мира. Он победит змея и спасет людей от смерти. Но сначала должно будет Ему пострадать...змей будет жалить Его в пяту...Но от этого жала только страдания. Страдания за людей. Младенец Христос касается пальчиками Своей пяточки ... Болит пяточка ... НО! " Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? " , " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав " ! ... Ну а написана икона была в 1655 году в городе Шуи во времена моровой язвы. 
Есть и другие иконы на которых Господь наш показывает свою пяточку. Например афонская икона Скоропослушница. 

8353ca5f972c5f210992615a1dc11076.jpg

 

Ссылка про икону ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ШУЙСКАЯ-СМОЛЕНСКАЯ»

 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

13_o290-1691x2000.jpg

Edited by ALEXANDR
  • Thanks 2

Share this post


Link to post

Вот Скоропослушница !

..." и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту "       "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? " 

 Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав !

 

p1b1redbuu8of197th5v53s456b.png

  • Like 1
  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Саш , брате дорогой. Если не с телефона пишешь, длинные тексты прячь под спойлер.

 

С компа это делается так: выделяешь большой кусок текста и жмешь на глаз вверху, рядом со смайлами.

 

см. скриншот ниже, стрелкой показал.

 

 

 

 

Для форума..jpg

  • Like 1

Share this post


Link to post
Posted (edited)

Немного хочется дополнить статью Ольги. Итак икона это окно в ту часть нашей церкви которая на небеси. Не малое значение раньше уделяли самой форме иконы. С задней части ставили шпонки, что бы доска или  доски иконы не выгибались спустя како-то время, это техническая часть. А вот на лицевой части иконы делали ковчежец, а иногда даже двойной. Ковчег на иконе, это как коробка окна, рама окна. Посмотрите на такую икону со святым. Вот он так наклонился к тебе, что даже его нимб вылез с того света в твой земной мiр, и верхняя часть нимба изображена на ковчеге. Вот святитель Николай, так наклонился к тебе, что если мельком посмотреть, то лоб его большой, прямо перед тобой ... даже морщины все видны на лбу, от любви к тебе его лоб напрягся, он ждет от тебя молитвы ... Есть иконы где и Богородица с частью нимба на ковчеге, есть и с Господом нашим ... Мы подходим к иконам, еще не успели рта открыть, еще не взглянули , а Они уже тут !  Мир твоему дому! Твоему сердцу! А я ? С миром ли принимаю ? ...мя-мя-мя, мямля...а то и помыслы разные понесут на лихой тройке коней ... Поэтому и учат нас, что ВНИМАНИЕ в молитве это важно, что без внимание не можно молиться, вычитывать правила грешно ... Вот Нашел про ковчег статью: ссылка МЫСЛИ О КОВЧЕГЕ

86183b639e57f87caa921b8b6c96c805.jpg

Edited by ALEXANDR
  • Thanks 2

Share this post


Link to post
Posted (edited)

Конечно историю про " Стояние Зои" все знают ... 

Edited by ALEXANDR
  • Like 1

Share this post


Link to post
38 минут назад, ALEXANDR сказал:

Вот святитель Николай, так наклонился к тебе, что если мельком посмотреть, то лоб его большой, прямо перед тобой ... даже морщины все видны на лбу, от любви к тебе его лоб напрягся, он ждет от тебя молитвы ...

У меня очень старинная не один век икона святителя Николая, там он совсем другой.

 

А вот в храме у нас как ты описал, я все думал почему такой лоб у него? А вон оно что.

 

Чтобы увеличить надо кликнуть пришлось на хостинг, тут места нет. Но там можно огромный вид смотреть.

 

30750036_m.jpg

Share this post


Link to post

Интересно)) Новое видео от наших любимых сотрудников музея имени Андрея Рублева. Думаю это интересно и полезно не только для детей))  

Квест для детей "6000 греческих имён Богоматери". Музей имени Андрея Рублева. 

 

Share this post


Link to post
Posted (edited)

Как и обещал пару картин (икон) ниже прикреплю, остальные, можно посмотреть на сайте по ссылке.

Эти картины (иконы) далеко не все и их разновидности достаточно велики, как в классическом стиле, так и в разновидностях современного искусства иконографии. 

Касательно восприятия у каждого оно свое и каждый чувствует в силу собственного перенесшего страдания и понимания горя, боли и т.д. В данном случае, эти картины (иконы) в каждой из которой на этом сайте по ссылке вызывали у меня щемящую боль в груди (сердце и душе) от которой слезы сами лились по щекам.

 

Иконографика (в картинах) не совсем классическая, она более художественна, но от этого ценность иконосочетания не умаляется: обратите внимание на три образа картины (иконы): 

 

  • Башмаки блаженной Ксении Петербургской - Этот образ раскрывает не только, то, что святой Ангел Хранитель бережет душу, но и печется о ней. Но, что более потрясает, то, как св. Ангел словно сыночек родненький за родненькой мамочкой не стесняюсь мнения других на коленях поправляет шнурочки на прохудившихся ботиночках Св. Ксенюшки. Не мог спокойно без слез на этот сюжет смотреть.

 

3208.jpg

 

  • Ксения Петербургская, молящаяся на пустыре, а эти две картины (иконы), как опять же вижу сам. В молитве св. бл. Ксенюшки, художник как вижу, передал всю глубину молитвенного подвига св. Ксенюшки. Не смотря на лютый мороз и продуваемость северными ветрами пустырь окраин Петербурга (как мы знаем из жития св. бл. Ксенюшки). В этой картине (иконе) она настолько ушла в созерцание и в молитву ко Господу Иисусу Христу. Для нее не существовало холода или иных страданий, она лишь с детской и с тем же в ее протянутой руке к Господу что то такое - что трудно описать, по моему ощущаю этого образа чувствую в этой протянутой руке не столько призыв, а сколько все что выражается в ее невинной душе. Тут нахожу, только одно определение этому образу протянутой руки - неизмеримое чувство любви, которое не подается ни какому описанию.

 

3194.jpg

 

  • Молитва Ксении о умершем муже Андрее, серое личико еще молодой женщины и сохранившую черты очень миловидной женщины. От постоянного недоедания и не досыпания и с многими духовными и физическими подвигами св. бл. Ксенюшки оставили отпечаток этих подвигов на ее изможденном лице. С каким она духовным взором взирает на Того, кого она воочию видит. С каким внутренним напряжением она сжимает свои рученьки в молитвах ко Господу за своего почившего мужа, я только могу мечтать что бы обладать хоть каплей того внутреннего - духовного молитвенного подвига что бы так молится ко Господу! 

 

Вот как тут не заплачешь и не возрыдаешь?.. 

 

3189.jpg

 

П.С. Да, это не совсем в каноническом понимание иконы. Канон икон не предусматривал чувственную часть, поэтому, классическая икона за частую имела не сколько символичное обозначение, т.е. не столько форма изображения, а сколько сдержанность в красках и по максимуму избегания всяких эмоций и чувственности. В иконе ценилась форма, которая располагает к молитве, а не к уходу в себя и сопереживания своим чувствам. Смотря на классическую икону мы больше внутри молитвы (для опытных молитвенников). Картины (иконы) больше служат к новоначальным или еще далеких от мысли о Боге и душе, поэтому, в чистом понимание этих картин как иконы не стоит понимать, а вот как набат для уснувшей в бесчувствие души самое то, что икона!

 

https://danilovmaster.ru/reproductions_prostev_3208.html

 

Edited by Георгий.
Ссылка на сайт с картинами (икон)
  • Thanks 4

Share this post


Link to post

Спасибо Георгий, навеял воспоминания о Ксенюшке. Три раза приложились мы к ней на Смоленском кладбище, вышли и присели , а она не отпускает, просто встать не можем такая благодать. Долго уйти не могли от нее. Только потом поняли, что так надо было. От нее поехали  ( а хотели зайти поклониться старцам, записки подать и далее) а пришли на Всенощную к началу на Питерском подворье Оптины, , к старцам приложились и исповедались. Потом пол Питера на крыльях летели сами до Собора Спаса на Крови. Наверное самый красивый Собор в жизни какой я видел. Все устроилось в один день как и не думали)

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

«Из глубины России прорастает Царство Правды»

 

Беседа с Александром Простевым, расписавшим новый храм во имя Ксении Петербургской

(Год назад, 6-го июня 2019, открыли. Инна размещала эту статью, если не ошибаюсь. Доп.иеформация об авторе картин из жизни блаженной Ксении)

"...В иконописи, в отличие от светской живописи, не стоит вопрос о «самовыражении». Иконописец красками свидетельствует об Истине. Причем тут личное «само-»? Разумеется, мы отличаем творения Феофана Грека от творений Рублева, потому что в них проявились личность и индивидуальность этих великих мастеров. Но это от Бога, в этом нет так называемой «отсебятины», которой часто грешит светское искусство.


Из наших иконописцев я особо выделил бы Гурия Никитина. Вот о нем я часто вспоминал, когда работал над росписью. Его росписи – это стопроцентная русская иконопись, неповторимая, свободная от подражания как греческой иконе, так и западноевропейской религиозной живописи. Гурий Никитин – это наш национальный гений, еще не до конца оцененный. При этом из сказанного вовсе не следует, что надо подражать этому великому мастеру. Учиться – не значит подражать. Тем более что роспись создавалась в Петербурге в храме Ксении Петербургской. И атмосфера этого особенного города, и удивительный образ святой Ксении не могли не повлиять на эту роспись, особенно в той ее части, которая посвящена житию блаженной..."

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpravoslavie.ru%2F124542.html

  • Like 1
  • Thanks 2

Share this post


Link to post
11 часов назад, Olqa сказал:
Скрытый текст

 

«Из глубины России прорастает Царство Правды»

 

Беседа с Александром Простевым, расписавшим новый храм во имя Ксении Петербургской

(Год назад, 6-го июня 2019, открыли. Инна размещала эту статью, если не ошибаюсь. Доп.иеформация об авторе картин из жизни блаженной Ксении)

"...В иконописи, в отличие от светской живописи, не стоит вопрос о «самовыражении». Иконописец красками свидетельствует об Истине. Причем тут личное «само-»? Разумеется, мы отличаем творения Феофана Грека от творений Рублева, потому что в них проявились личность и индивидуальность этих великих мастеров. Но это от Бога, в этом нет так называемой «отсебятины», которой часто грешит светское искусство.


Из наших иконописцев я особо выделил бы Гурия Никитина. Вот о нем я часто вспоминал, когда работал над росписью. Его росписи – это стопроцентная русская иконопись, неповторимая, свободная от подражания как греческой иконе, так и западноевропейской религиозной живописи. Гурий Никитин – это наш национальный гений, еще не до конца оцененный. При этом из сказанного вовсе не следует, что надо подражать этому великому мастеру. Учиться – не значит подражать. Тем более что роспись создавалась в Петербурге в храме Ксении Петербургской. И атмосфера этого особенного города, и удивительный образ святой Ксении не могли не повлиять на эту роспись, особенно в той ее части, которая посвящена житию блаженной..."

https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpravoslavie.ru%2F124542.html

 

 

Интересная беседа с Александром Простевым. Слава Богу. Новый неповторимый гений. Конечно источник один, Дух Святой, а люди говорят своими словами. Работы иконописца это тоже слова неизреченные. Ответственная работа. Бог учит всех желающих. ...  Станислав Минаков на мой взгляд правильно высказал свое суждение по поводу русского классицизма в православии : "  ...этот стиль мне представляется мертвенным вообще, а в духовном письме в особенности, то есть даже неприемлемым в силу буквалистского «человекоподобного» физиологизма. Все-таки русское церковное изобразительное письмо – это «умозрение в красках», диктуемое Святым Духом." ... 

Share this post


Link to post
В 05.06.2020 в 04:12, Георгий. сказал:

Не совсем согласен с вашей мыслью что чувства раскрываются лишь от сюжета картин.

 

... где я такое мог написать ... )) 

Share this post


Link to post
3 часа назад, ALEXANDR сказал:

... где я такое мог написать ... )) 

Цитата

Картины могут вызывать слезы или радость. Это зависит от того, что на них изображено

Во всяком случае, так понял, эту цитату. :scratch_:

 

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...