Татиана. 1 983 Опубликовано: 18 мая, 2011 Как уберечься от прелести? Единственный способ уберечься от прелести – это понимать, что ты в ней находишься. Такой совет дал нам всем святитель Игнатий (Брянчанинов). Господь не позволяет нам увидеть себя в истинном свете, чтобы мы не впали в ужас и отчаяние. Поэтому нет у нас оснований полагать себя за критерий истины. В прошлом любой из нас совершал множество ошибок, обманывался, в будущем будет то же самое. Если я знаю, что у меня нога больная, разве стану на неё опираться всем весом? Если обопрусь, то упаду, как много раз падал. Так и с нашим рассудком – он даёт нам слишком мало поводов для того, чтобы доверяться его суждениям. Сказано в Псалтыри: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения», но разве каждый из нас не сын человеческий? На Бога надейся, а не на себя. Сам я много раз попадал в такие ситуации, когда собственное понимание происходящего казалось безупречным, но потом смотришь, всё обстоит совершенно иначе. Раз, другой попадаешь в такие истории и начинаешь задумываться, стоит ли доверять себе безоговорочно. Пытаешься объяснить это людям, которых опыт мало чему учит, но ссылаешься в первую очередь не на себя, на Священное Писание, на святых отцов. Борьба с прелестью ведётся в Церкви с момента её рождения, поэтому опыт накоплен громадный. Самое трудное – завоевать доверие у человека, который достаточно далеко зашёл в самообольщении. Недавно общался с одной такой женщиной. Она на всё, что я говорил, отвечала: «Вы меня неправильно поняли». Быть понятой (или понятым) в подобном случае означает одно – я должен взглянуть на ситуацию глазами человека, который находится в прелести. Если вижу иначе, значит, не хочу вникнуть – так он полагает. Правда, с той женщиной, которая ко мне обратилась, найти общий язык нам всё-таки удалось. Но нужно понимать, что какого-то универсального способа помочь человеку, который видит мир в искажённом свете, не существует. Здесь всё очень индивидуально. Иного нужно нащёлкать по носу, а потом приласкать, а с другим требуется вести себя совершенно иначе. На кого-то и наорать можно, а другого это оттолкнёт навсегда. Вот старцы оптинские, преподобный Анатолий был как солнышко, такой ласковый, а преподобный Нектарий – суров. Разные стили. Что же объединяло этих старцев? Они любили людей. Без любви достучаться до человека не получится. Можно услышать иной раз: «Ты в прелести находишься», и таким голосом это говорится недобрым, что становится ясно – с обличителем явно не всё в порядке. Не любишь человека – лучше промолчи, потому что, даже если ты прав, тебя не услышат. Лишь тогда, когда ты искренне желаешь ближнему блага, он может тебе поверить. Протоиерей Василий Вольский (г. Полярные Зори, Мурманская обл.): – Признаки того, что ты начинаешь впадать в прелесть, многочисленны. Это уверенность в своей правоте, желание во что бы то ни стало настоять на своём, самочиние и самомнение, нежелание слушать и принимать советы других людей, пренебрежение к начальству, властям, мечтательность, склонность к видениям, увлечение снами, упоение своей праведностью. Человек в прелести любит брать подвиги не по силам, например может читать акафисты, каноны по несколько часов в день. Подражая праведникам внешне, он не сознаёт, что их укрепляла любовь, а им движет тщеславие, желание возвыситься над людьми. Помню, как одна бабушка в соборе сказала кому-то: «Ты молись, но не замаливайся». По замечанию святителя Игнатия (Брянчанинова) увлечение внешними подвигами рождает сладострастие. Все мы находимся в прелести. Адам заразился ею, когда ложь принял за истину, и с тех пор мы не можем избавиться от этого, просто есть крайние состояния. В миру это не сознаётся вовсе. В советском словаре Ожегова, например, «прелесть» – это положительно окрашенное слово, означает привлекательность, изначальный его смысл даже не рассматривается. У Даля отношение ближе к народному, там раскрывается суть «прелести» – обольщение, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа. Около века разделяет появление двух этих словарей, а разница огромна, прельщение, отсутствие духовной трезвости стали чем-то правильным, современным. В Церкви, к счастью, есть хотя бы понимание, что это далеко не так. Другой вопрос, как избавиться от этого недуга. Здесь я плохой советчик, больной больному помочь не в силах. Нужен Врач. И Он приходит, я много раз наблюдал, как Господь помогает, вытаскивает людей из помрачённого состояния. Очень подвержены ему неофиты. И меня это не миновало, ещё до рукоположения. К сожалению, не нашлось тогда людей, которые прямо бы мне сказали об этом. Но Господь послал такие скорби, что я оказался на грани смерти (я умирал, давление было 40х20) и через это задумался, кто я такой, с какой стати возомнил о себе невесть что. Господь посылал лекарства, слава Богу! И до сих пор посылает, и когда это закончится – я не ведаю. Но скажу, что не меньше, а больше чем неофиты подвержены прелести люди преклонного возраста. Их телесные страсти уже не мучают, и они принимают это за праведность. И молитвенники они, и постники, особенно худо с теми, кто давно в Церкви, а то и всю жизнь при храме. Тут человек непонятно кем начинает себя воображать. Стоит с опаской к себе относиться. О прелести хорошо сказал схиигумен Иоанн (Алексеев) – валаамский старец, который одно время был наместником нашего Трифоно-Печенгского монастыря. Когда он прибыл туда, застал ужасную картину: очень многие монахи страдали тяжёлым самомнением, полагали себя молитвенниками и чудотворцами. Верили, что могут по тонкому льду ходить не проваливаясь, при этом многие погибали. Так вот, отец Иоанн дал очень мудрый совет: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб». Лучше не скажешь. Протоиерей Алексий Денисов (г. Архангельск) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 18 мая, 2011 Хвастовство - Геронда, в ком сидит гордость, тот всегда объявляет о добре, которое делает? - Объявляет или не объявляет, всё равно скрытое самодовольство в нём сидит! На днях пришёл ко мне один человек. Говорил всё о себе да о себе и то и дело вставлял: "Говорю это во славу Божию". Рассказывает-рассказывает... "Говорю это во славу Божию". Я аккуратно замечаю: "Может, немного и твоей славы тут есть?" "Да нет же, - отвечает, - всё во славу Божию..." Получается, человек пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его волнует, а чтобы поведать о своих достижениях "во славу Божию", хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы. Во всяком случае, человек всегда теряет, если сообщает другим о сделанном им добре и гордится сделанным. Только без толку трудится, ещё и осуждается. Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монастырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выйти из монастыря в мир. И он из кожи вон лез, чтобы вернуться в монастырь и "отсидеть" ещё два дня, чтобы потом говорить, что провёл в монастыре сорок дней перед хиротонией. Ведь и Моисей, прежде чем получить десять заповедей, пробыл на Синае сорок дней!.. Потом он всем говорил: "Я перед хиротонией провёл в уединении сорок дней". Но разве так приходит благодать? Да лучше бы он просидел двадцать, или пятнадцать, или вообще ни одного дня, чтобы не иметь повода хвалиться, что просидел сорок дней, - больше бы благодати получил. - Геронда, апостол Павел говорит. "Хваляйся, о Господе да хвалится" (1Кор. 1,31). В такой похвале может быть гордость? - Нет. Как же в ней может быть гордость? Не гордость, а славословие, благодарность Богу. Если мы считаем за великую честь и за благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет никакой гордости. Если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что человек хвалится мирской похвалой. Это значит, что он испытывает благодарность Богу. Человекоугодие - Геронда, я часто чувствую неудовлетворённость и обиду. - Что за обиду? - Да вот думаю: "Почему люди не понимают, скольких усилий мне стоит сделать такое-то дело, и не проявляют ко мне уважения?" - Когда человек делает что-то со смирением и любовью и не находит понимания, то, естественно, может почувствовать обиду, хотя это и неправильно (по крайней мере, в этом случае есть некоторые смягчающие обстоятельства). Но, когда человек требует от других признания, это уже хуже. Это проявление эгоизма, ощущения своей правоты, человекоугодия. Насколько возможно, действуй со смирением. Делай то, что делаешь, любочестно, ради Христа, а не из человекоугодия или тщеславия, дабы услышать похвалу от людей. Когда человек не принимает похвалы от людей, а трудится только ради Бога, то Бог награждает его в этой жизни, подавая в изобилии Свою благодать, а в будущей дарует блага рая. - Геронда, а может к любочестию примешиваться человекоугодие? - Диавол, который хочет всё осквернить, может через человекоугодие похищать у человека часть любочестия. У человека есть здоровое честолюбие - любочестие, но если он не будет внимателен к себе, то заразится человекоугодием, и потом, что бы ни делал такой человек, это не будет приносить плода. Это всё равно что черпать воду дырявым ведром. Но если человек осознает, что любое дело, которое делается из человекоугодия, пустое, то у него сразу отпадёт всякое желание делать что-либо напоказ. Его глаза не захотят видеть почестей, а уши слышать, что о нём говорят другие. - А я вот не могу различить, где в моих поступках любочестие, а где человекоугодие. - Чистое видно сразу. Когда человек руководствуется любочестием, то имеет внутреннее извещение, то есть ощущает внутри покой, тишину, а человекоугодие приносит в душу беспокойство и смущение. - Геронда, помысел говорит мне, что я впадаю в искушения из-за того, что моё сердце не принадлежит всецело Богу. - Да, частью его владеет человекоугодие. Постарайся, чтобы ни в одно твоё благое дело не вклинивалось человекоугодие, дабы получать вознаграждение за труд полностью, без удержаний в пользу тангалашки, и наслаждаться в полной мере внутренним миром. Анализируй мотивы своих поступков, и как только заметишь, что действуешь из человекоугодия, сразу же его отсекай. Если будешь подвизаться таким "добрым подвигом" (1Тим. 6,12), то освободишься от мирских побуждений, центром которых является человеческое "я". Тогда всё пойдёт как надо и не будет у тебя искушений ни внешних, ни внутренних, а будешь ты наслаждаться внутренним миром. - Геронда, меня огорчает мой застой в духовной жизни. Мне бы хотелось каждый день идти вперёд. - Знаешь, как бывает иногда? Люди хотят избавиться от страстей и стать лучше не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы нравиться другим. Вот ты, например, хочешь стать лучше и совершенствоваться в духовной жизни. А ты подумала, почему ты этого хочешь? Для того чтобы стать ближе к Богу или чтобы казаться лучше прочих сестёр? Допустим, что ты стараешься приходить в церковь раньше других. А почему? Для того чтобы не опаздывать на службу, потому что так правильно или чтобы приходить первой и получать похвалы от сестёр? Духовный человек думает о том, чтобы нравиться Богу, а не людям "Если бы я хотел нравиться людям, - говорил апостол Павел, - то не был бы рабом Христовым" (Ср. Галл.1.10). - Геронда, я всегда боюсь, как бы ни пасть в глазах людей, но не думаю о том, чтобы ходить правильно перед Богом Как сделать так, чтобы всегда иметь страх Божий? - Нужно трезвение. В любом действии, даже в самом малом, в центре должен быть Бог. Обрати всё своё существо к Богу. Если ты возлюбишь Бога, то твой ум постоянно будет занят размышлениями о том, как Ему угодить, как нравиться Богу, а не о том, как нравиться людям. Это тебе поможет освободиться от тяжёлых оков человекоугодия, которые являются для тебя препятствием к более высокой жизни. И когда ты станешь радоваться тому, что падаешь в глазах людей, то будешь внутренне услаждаться Сладчайшим Иисусом. Леденец похвалы - Геронда, я услышала похвалу и... - Ну и что? Нас что должно волновать? Как другие к нам относятся или как к нам относится Христос? Другие будут для нас движущей силой или Христос? Ты серьёзный человек, так не веди себя легкомысленно. Меня часто, в том числе и люди важные, хвалят, а меня от их похвал тошнит. Я смеюсь про себя и отбрасываю их похвалы подальше. И ты тоже, лишь услышишь что-то подобное, сразу отбрасывай подальше от себя. Это вещи гнилые! Что мы приобретаем оттого, что другие нас хвалят? Только то, что завтра-послезавтра над нами будут смеяться тангалашки? Человек, который радуется, когда другие его хвалят, обманывается бесами. Если человек повреждён, то есть заражён гордостью или предрасположен к ней, то любые похвалы, "мирские" или "духовные" (относящиеся к телу или к душе), вредны. Поэтому лучше просто так других не хвалить. Ведь если человек слаб духовно, то своей похвалой мы ему только навредим, он может погибнуть. Похвала как наркотик. Например, человек, который начинает произносить в храме проповеди, может после первого раза спросить других, удалась ли проповедь, на что ему следует обратить внимание, чтобы не причинить вреда слушателям. Другой человек, чтобы его ободрить, может сказать: "Ты хорошо говорил, только на то-то, мне кажется, стоит обратить внимание". Но потом склонный к гордости проповедник может дойти до того, что будет спрашивать мнение других только, чтобы услышать от них похвалу. И если ему скажут: "Да, хорошая была проповедь", - он обрадуется. "Вот как меня хвалят", - будет думать он и надмеваться. Но если ему скажут: "Плохая проповедь", начнёт переживать. Видите, как тангалашка одним лишь леденцом похвалы обманывает человека? Сначала человек спрашивает с добрым расположением, чтобы понять, в чём он должен исправиться. А потом начинает спрашивать мнение других, чтобы услышать похвалу, которая доставляет ему радость! Если вы радуетесь и испытываете чувство удовлетворения, когда вас хвалят, и расстраиваетесь и вешаете нос, когда вам делают замечание или говорят, что такое-то дело вы сделали не очень хорошо, то знайте, что это состояние мирское. И волнение ваше мирское и радость мирская. Человек духовно здоровый радуется, если ты ему скажешь: "Это у тебя плохо получилось", потому что этим ты помогаешь ему увидеть свою ошибку. Он признаёт, что сделал дело не очень хорошо, поэтому Бог его просвещает, и уже в следующий раз он сделает его хорошо. Но опять же будет считать, что не он сделал его, а Бог. "Что я один мог бы сделать? - говорит такой человек. Если бы Бог мне не помогал, я бы делал одни несуразности". У такого человека правильное устроение. - Геронда, как сделать так, чтобы мы чувствовали себя одинаково, и когда нас хвалят, и когда ругают? - Если возненавидите мирскую славу, то с одинаковым расположением будете принимать и похвалу, и поношение. Тщеславие - Геронда, почему я ощущаю внутри пустоту? - Это от тщеславия. Когда мы стремимся возвыситься в глазах людей, то ощущаем внутри пустоту - плод тщеславия. Ведь Христос приходит не в пустоту, а в сердце обновлённого человека. К сожалению, часто люди духовной жизни часто стремятся приобрести добродетель, но ещё хотят иметь и что-то, что питало бы их гордость, - общественное признание, привилегии и т. д. Так у них в душе появляется пустота, пустота тщеславия. Нет полноты, нет сердечной радости. И чем больше в них растёт тщеславие, тем больше увеличивается пустота в душе и тем больше они страдают. - Геронда, отчего происходит тяжесть, которую я испытываю в своём делании? - Не подвизаешься со смирением. Тот, кто подвизается со смирением, не встречает трудностей в своём делании. Но когда у человека есть духовные устремления, сопровождаемые тщеславием, тогда в душе возникает тяжесть. Остальные страсти не так сильно препятствуют нам в духовном восхождении, если мы смиренно призываем милость Божию. Но когда тангалашка нас уловляет тщеславием, то завязывает нам глаза и принуждает идти за собой по узкой и опасной тропинке, тогда-то мы и ощущаем в душе тяжесть, потому что находимся в области действия тангалашкиных сил. Духовная жизнь не то, что мирская. В мирской жизни, чтобы, например, какое-либо предприятие имело успех, необходимо сделать хорошую рекламу, распространить эти, как там, буклеты, постараться сделать так, чтобы о тебе узнали. Но в духовной жизни "предприятие" будет успешным, только если человек возненавидит мирскую славу. - Геронда, как отогнать тщеславные помыслы? - Радуйся вещам противоположным тем, к которым стремятся мирские люди. Только, имея устремления противоположные мирским, можно действовать в области духа. Хочешь, чтобы тебя любили - радуйся, когда на тебя не обращают внимания. Хочешь почётное место - садись на скамейку. Ищешь похвал - возлюби уничижение, дабы ощутить любовь уничиженного Иисуса. Ищешь славы - стремись к бесчестию, чтобы ощутить славу Божию. И когда ощутишь славу Божию, тогда почувствуешь себя счастливым и будешь иметь в себе радость, большую радостей всего мира. Старец Паисий Святогорец "Страсти и добродетели. Слова. Том V" Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Татиана Опубликовано: 19 мая, 2011 Духовная прелесть Недавно ехал домой после Литургии и встретил одну женщину из «Новой жизни». Надо сказать, женщина эта из числа так называемых фанатов, то есть тех, кто всегда во время проповеди пастора кричит «Амен!», принимает все, говорящееся пастором и лидерами как абсолютную истину. Она ревностная евангелистка, проповедует повсюду: в транспорте, на улице. Сначала я не хотел к ней подходить, но потом все же что-то меня подтолкнуло и я решился поговорить с ней. В самом начале нашей беседы, как только я сказал, что ушел в Православие, она сделала для себя вывод: «Ой, сынок, да ты в дьявольском обольщении…» и все мои дальнейшие слова как будто отскакивали от нее, никакие доводы на нее не действовали. Главный ее аргумент был примерно таким: «У меня живые отношения с Иисусом, я с Ним общаюсь, Он мне отвечает и ведет меня по жизни, а в твою мертвую церковь я никогда не вернусь (какое-то время она была в Православной церкви)». Эта встреча заставила меня задуматься о многом. Безусловно, я на 99,9% был уверен, что так оно и случится, т.е. мне не удастся ее переубедить или хотя бы даже заставить задуматься, правильную ли дорогу она избрала. Откуда такая уверенность? Все просто: сам был таким еще совсем недавно. В одной из своих проповедей отец Андрей Лемешонок сказал, что все мы находимся в прелести, только в разной степени. Протестантизм – это и есть прелестное состояние, духовная болезнь, и так вот сразу человека вылечить невозможно. Вся сложность в том, что человек считает себя абсолютно здоровым (праведным и святым). Больны все: и протестанты, и православные, вся разница в том, что последние осознают свою болезнь и пытаются исцелиться, принимая лекарства (Причастие, здравое вероучение, духовный опыт святых). Начало исцеления – осознание своего болезненного, греховного состояния, нищеты духовной, иначе никак. Еще задумался вот о чем. Ведь эта женщина, как и многие другие, начинала искать Бога в Православии, но позже, разочаровавшись, ушла в секту. Больно это слышать… У меня в жизни было все наоборот. Те два года, проведенные мной в секте, пошли мне на пользу в том смысле, что у меня выработался стойкий иммунитет к сектанству вообще и к неопятидесятничеству в частности, и теперь меня ни за какие коврижки не затащишь к любым протестантам. Я думаю, что это был промысел Божий, и слава Богу за это. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Татиана Опубликовано: 19 мая, 2011 Мне в жизни случалось общаться с людьми покинувших лоно Православной Церкви,отчего они так поступили -причины разные.Слышала,что одних не устроили священнослужители,другим просто было плохо,иных не устроило поведение прихожан.Плачевная ситуация.Такие люди охотно верят тем,кто далек от православия,самой приходилось слышать. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Татиана Опубликовано: 19 мая, 2011 Вот какой ответ нашла на православном сайте: "Вариант первый ответа, могущий прозвучать со стороны людей Церкви (части духовенства и постоянных прихожан, прислуживающих в храмах или задействованных на других должностях и послушаниях): виноваты сами люди. Их маловерие, их поверхностный, несерьезный взгляд на веру, на Церковь, их поиски душевного личного комфорта, уюта, эгоизм, зараженность либеральными ценностями, желание усовершенствовать Церковь, отсутствие смирения, покаяния, послушания старшим по чину, претенциозность, гордыня, ожидание от служителей Церкви чего-то чудесного и сверхъестественного или же взгляд на православный храм как своего рода магазин или «службу быта», только в данном случае по церковному культу и требоисполнению, где плохо обслуживают. Второй вариант ответа, ожидаемый от критически настроенных светских людей и противоположный первому, может свестись к общему утверждению «виновата Церковь». Ее косность, консервативность, негибкость, отчужденность от народа, непонятность богослужений, суета в больших городских храмах при покупке свечей и подаче записок, отчужденность рядом стоящих людей во время богослужения, невежливое или просто грубое обращение храмовых работниц, неприветливость, закрытость и отчужденность священнослужителей, невозможность задать им вопросы и поделиться с ними душевной болью; сращивание церковных структур с государственными, боязнь возникновения новой государственной идеологии вместо прежней коммунистической; использование церковных должностей в целях повышения личного дохода и прочее, прочее. «…Путь христианина в общих чертах таков. Сначала человек привлекается к Богу даром благодати, и когда он уже привлечен, тогда наступает длительный период испытания. Испытывается свобода человека и его доверие к Богу, и испытывается подчас «жестоко». В начале обращения к Богу и малые, и большие, едва высказанные просьбы, обычно скоро и чудесно исполняются Богом; но когда наступает период испытания, тогда все изменяется и небо словно закрывается и становится глухим ко всем молениям. Ревностному христианину все в жизни становится трудным. Отношение к нему людей ухудшается; его перестают уважать; что прощается другим, ему не прощают; труд его почти всегда оплачивается ниже нормы; тело становится легко подверженным болезням; природа, обстоятельства, люди – все обращается против него. При всех естественных дарованиях, не меньших, чем у других, он не находит применения им. Ко всему этому он терпит многие нападения демонических сил. И последнее, самое тяжкое и невыносимое страдание – Бог оставляет его. Тогда страдание достигает своей полноты, ибо им поражен ВЕСЬ ЧЕЛОВЕК во всех планах своего бытия. Бог оставляет человека?.. Разве это возможно?.. И, однако, в душе на смену испытанному чувству близости Бога приходит другое, - что Он бесконечно, непостижимо далек, дальше звездных миров, и все призывания Его погибают беспомощно в пространствах. Душа внутренне усиливает свой крик к Нему, но не видит ни помощи, ни даже внимания. Все тогда тяжело. Все достается несоразмерно многим трудом, сверхсильным. Жизнь становится страдальческою, и у человека появляется сознание, что над ним тяготеет клятва и гнев Божий. Но когда пройдут эти испытания, тогда увидит человек, что непостижимо чудесный промысл Божий внимательно хранил его на всех путях(…) Гордая душа, пребывая в тягостном страдании и мраке ада, виновником своих мучений считает Бога и мыслит Его как безмерно жестокого. Лишенная подлинного бытия в Боге, она все оценивает из своего болезненно-страдальческого состояния и начинает ненавидеть и свою жизнь, и вообще все бытие мира. Пребывая вне Божественного света, в своем отчаянии она доходит до того, что и бытие Самого Бога начинает ей представляться как безнадежная бессмыслица, в силу чего ее отталкивание от Бога и ненависть ко всякому бытию становятся все большими и большими. Подобного отчаяния избегают люди веры, ибо верою спасается человек; верою в любовь и милосердие Бога, верою слову Его, верою свидетельству Отцов Церкви». Здесь надо иметь в виду, что кому изначально бывает больше дано в этом мистическом плане, тот большие проблемы и искушения может испытывать на этом подчас долгом, многолетнем этапе «богооставленности». Но такие люди Церковь, как правило, все же не покидают. Другие же, сначала смотря на церковную действительность сквозь розовые очки, затем их невольно меняют на черные, и наряду с общим охлаждением, разленением, расслаблением это также способствует уходу из Церкви. Но в этом может быть ответствен не только сам уходящий, обостренно и болезненно переживающий те неприглядные черты церковного быта, на которые ранее он мог смотреть снисходительно и с прощением, но и те остающиеся, мы сами, как будто не покидающие свой родной приход, но своим собственным охлаждением или нерадением вызывающие соблазны у немощных и хрупких характером людей. Остающиеся в церковных рядах совсем не обязательно оказываются сильнее отошедших. Часто это может объясняться тем, что просто у них имеется оплачиваемое место работы в храме (чтеца, певца, пономаря, диакона, штатного священника или настоятеля), которым они так или иначе дорожат, а у тех, кто работает вне храма, уже почти не остается внутренних сил и стимула быть членом того или другого прихода. Но и те, и другие находятся в состоянии отпадения, просто внешне это проявляется по-разному. Можно сказать, что последствия «второго крещения Руси» конца 80-х сейчас как раз таковы, что для большинства церковного народа, не исключая и многих служителей разных степеней, настал период испытания Богом в вере, период большей ответственности за каждое слово и действие и одновременно период некоторого умаления благодати. И с середины 90-х как раз массово обозначились те самые проблемы, указанные Святейшим Патриархом. Многие профессиональные служители как раз находятся в состоянии внутреннего отпадения от Церкви, внешне никак ее не покидая, но только способствуя уходу из нее более ранимых и хрупких людей. Очень важно в этот наш общий непростой период церковной жизни поддерживать друг друга хотя бы в самом малом, в мелочах, в которых также может проявляться любовь Божия. Не делать другому чего себе самому не желал бы – в этом мы все властны над собой более или менее. И помнить, что сегодня упал или отпал мой брат во Христе, а завтра это могу быть я сам" Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана. 1 983 Опубликовано: 2 февраля, 2012 http://www.youtube.com/watch?v=RIKMQWrgmDc Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Вера Опубликовано: 20 февраля, 2012 Как уберечься от прелести?Единственный способ уберечься от прелести – это понимать, что ты в ней находишься. Такой совет дал нам всем святитель Игнатий (Брянчанинов). Господь не позволяет нам увидеть себя в истинном свете, чтобы мы не впали в ужас и отчаяние. Поэтому нет у нас оснований полагать себя за критерий истины. В прошлом любой из нас совершал множество ошибок, обманывался, в будущем будет то же самое. Если я знаю, что у меня нога больная, разве стану на неё опираться всем весом? Если обопрусь, то упаду, как много раз падал. Так и с нашим рассудком – он даёт нам слишком мало поводов для того, чтобы доверяться его суждениям. Сказано в Псалтыри: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения», но разве каждый из нас не сын человеческий? На Бога надейся, а не на себя. Сам я много раз попадал в такие ситуации, когда собственное понимание происходящего казалось безупречным, но потом смотришь, всё обстоит совершенно иначе. Раз, другой попадаешь в такие истории и начинаешь задумываться, стоит ли доверять себе безоговорочно. Пытаешься объяснить это людям, которых опыт мало чему учит, но ссылаешься в первую очередь не на себя, на Священное Писание, на святых отцов. Борьба с прелестью ведётся в Церкви с момента её рождения, поэтому опыт накоплен громадный. Самое трудное – завоевать доверие у человека, который достаточно далеко зашёл в самообольщении. Недавно общался с одной такой женщиной. Она на всё, что я говорил, отвечала: «Вы меня неправильно поняли». Быть понятой (или понятым) в подобном случае означает одно – я должен взглянуть на ситуацию глазами человека, который находится в прелести. Если вижу иначе, значит, не хочу вникнуть – так он полагает. Правда, с той женщиной, которая ко мне обратилась, найти общий язык нам всё-таки удалось. Но нужно понимать, что какого-то универсального способа помочь человеку, который видит мир в искажённом свете, не существует. Здесь всё очень индивидуально. Иного нужно нащёлкать по носу, а потом приласкать, а с другим требуется вести себя совершенно иначе. На кого-то и наорать можно, а другого это оттолкнёт навсегда. Вот старцы оптинские, преподобный Анатолий был как солнышко, такой ласковый, а преподобный Нектарий – суров. Разные стили. Что же объединяло этих старцев? Они любили людей. Без любви достучаться до человека не получится. Можно услышать иной раз: «Ты в прелести находишься», и таким голосом это говорится недобрым, что становится ясно – с обличителем явно не всё в порядке. Не любишь человека – лучше промолчи, потому что, даже если ты прав, тебя не услышат. Лишь тогда, когда ты искренне желаешь ближнему блага, он может тебе поверить. Протоиерей Василий Вольский (г. Полярные Зори, Мурманская обл.): – Признаки того, что ты начинаешь впадать в прелесть, многочисленны. Это уверенность в своей правоте, желание во что бы то ни стало настоять на своём, самочиние и самомнение, нежелание слушать и принимать советы других людей, пренебрежение к начальству, властям, мечтательность, склонность к видениям, увлечение снами, упоение своей праведностью. Человек в прелести любит брать подвиги не по силам, например может читать акафисты, каноны по несколько часов в день. Подражая праведникам внешне, он не сознаёт, что их укрепляла любовь, а им движет тщеславие, желание возвыситься над людьми. Помню, как одна бабушка в соборе сказала кому-то: «Ты молись, но не замаливайся». По замечанию святителя Игнатия (Брянчанинова) увлечение внешними подвигами рождает сладострастие. Все мы находимся в прелести. Адам заразился ею, когда ложь принял за истину, и с тех пор мы не можем избавиться от этого, просто есть крайние состояния. В миру это не сознаётся вовсе. В советском словаре Ожегова, например, «прелесть» – это положительно окрашенное слово, означает привлекательность, изначальный его смысл даже не рассматривается. У Даля отношение ближе к народному, там раскрывается суть «прелести» – обольщение, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа. Около века разделяет появление двух этих словарей, а разница огромна, прельщение, отсутствие духовной трезвости стали чем-то правильным, современным. В Церкви, к счастью, есть хотя бы понимание, что это далеко не так. Другой вопрос, как избавиться от этого недуга. Здесь я плохой советчик, больной больному помочь не в силах. Нужен Врач. И Он приходит, я много раз наблюдал, как Господь помогает, вытаскивает людей из помрачённого состояния. Очень подвержены ему неофиты. И меня это не миновало, ещё до рукоположения. К сожалению, не нашлось тогда людей, которые прямо бы мне сказали об этом. Но Господь послал такие скорби, что я оказался на грани смерти (я умирал, давление было 40х20) и через это задумался, кто я такой, с какой стати возомнил о себе невесть что. Господь посылал лекарства, слава Богу! И до сих пор посылает, и когда это закончится – я не ведаю. Но скажу, что не меньше, а больше чем неофиты подвержены прелести люди преклонного возраста. Их телесные страсти уже не мучают, и они принимают это за праведность. И молитвенники они, и постники, особенно худо с теми, кто давно в Церкви, а то и всю жизнь при храме. Тут человек непонятно кем начинает себя воображать. Стоит с опаской к себе относиться. О прелести хорошо сказал схиигумен Иоанн (Алексеев) – валаамский старец, который одно время был наместником нашего Трифоно-Печенгского монастыря. Когда он прибыл туда, застал ужасную картину: очень многие монахи страдали тяжёлым самомнением, полагали себя молитвенниками и чудотворцами. Верили, что могут по тонкому льду ходить не проваливаясь, при этом многие погибали. Так вот, отец Иоанн дал очень мудрый совет: «Не верь себе, пока не ляжешь в гроб». Лучше не скажешь. Протоиерей Алексий Денисов (г. Архангельск) Все в основе по святым Отцам.Хотелось бы спросить Вас,как Вы относитесь к тому,что сейчас часто ставят клеймо "прелестного" люди не имеющие об этом познания.Господь в Новом Завете назвал это хулой на Духа Святаго,которая не простится ни в том веке ни в этом.Да и Игнатий Брянчанинов писал о том,что мир часто принимае смиренного за гордого,а гордого за смиренного.Не страшно ошибиться?С уважением ин.Вера Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
KBasil 13 Опубликовано: 20 февраля, 2012 Уберечься сложно. Как уже говорили, помнить, что ты в прелести. Ну... и порой помогает припоминание, что мнение добродетели - тщеславие. Насчёт сект - не знаю. Вообще Христа-то не в чем винить ) Как покинувший лоно (надеюсь временно ) ), скажу что меня не устраивает бессердечность. Ну виноватым себя считать надо, так тому и быть ) . Впрочем это отклонение от темы. >Все в основе по святым Отцам.Хотелось бы спросить Вас,как Вы относитесь к тому,что сейчас часто ставят клеймо "прелестного" А все в прелести. Вот я так и отношусь ) . На Бога надо надеятся, больше никого нет. А если выражаться катехизаторским языком, блаженны нищие духом яко тех есть царство небесное. Удачи ) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость николай.. Опубликовано: 25 сентября, 2012 у Н,С.Лескова в повести "очарованный странник" описывается случай прелести с главным героем,когда он за свои ослушания был посажен в яму, где стал "пророчествовать". о.игумен благословил перевести его в пустую избу на огород и поставить перед ним образ "Благое молчание",с тем,чтобы "новоявленный пророк" ложил перед тем образом поклоны,пока провещающий дух в нём не умолкнет. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 25 сентября, 2012 Как уберечься от прелести? Единственный способ уберечься от прелести – это понимать, что ты в ней находишься. Такой совет дал нам всем святитель Игнатий (Брянчанинов). Татьяна, спаси Господи за статью. Очень вразумительно. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Владимир Восхищённый 547 Опубликовано: 25 сентября, 2012 А как прикажете понимать слова Свт.Игнатий (Брянчанинов)?:<<что тот, кто говорит, что он не в прелести, уже в прелести. Осознание того, что мы находимся в прелести, есть лучшее от нее предостережение,>> Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
GlebYanchenko 1 310 Опубликовано: 25 сентября, 2012 http://www.golden-ship.ru/load/i/ignatij_brjanchaninov/asketicheskie_opyty_tom_1/234-1-0-434 (О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести) Там святитель вполне подробно объясняет понятие прелести в т.ч. почему все мы – в прелести. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 25 сентября, 2012 А как прикажете понимать слова Свт.Игнатий (Брянчанинов)?:<<что тот, кто говорит, что он не в прелести, уже в прелести. Осознание того, что мы находимся в прелести, есть лучшее от нее предостережение,>> Если мы думаем, что с нами всё в порядке то мы уже в прелести. Нормальное состояние человека, способное вести его в направлении спасения, это постоянное самоуничижение, ощущение своего не совершенства и стремление к очищению. Виновны мы во всех грехах, и если не видим этого, то значит, что ещё виновны и в слепоте духовной. Или разве не нас - грешников, Господь пришёл спасать? Постоянное состояние прелести в нас как составляющая часть первородного греха. Разве не в состоянии прелести я сейчас нахожусь, излагая здесь свои "гениальные" мысли? Умничаю вместо того, что бы молчать и слушать. Кто думает, что он не в состоянии прелести, то пусть попробует подняться до блаженного юродства Христа ради, но даже и в нём можно впасть в этот коварный грех, который прельщал не только молодых иноков, но и опытных старцев. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
~Любовь~ 65 Опубликовано: 26 сентября, 2012 В обычной жизни я человек с тяжелым характером,гены как ни говори - страшная сила. По доброму меня принимают только люди, которые сами просто очень добрые и великодушные ко всем.Это простые и светлые люди, они такие всегда и со всеми. На меня тоже иногда находят, именно НАХОДЯТ порывы добродушия, только как приходят, так и уходят, и я остаюсь тем, кем есть. А уж если через чур находит, то это видимо и есть она самая...прелесть.А вообще здесь многие каються и грустят о своих грехах,это конечно дело нужное, но радость жизни тоже никто не отменял! Я хоть и терплю чаще всего свое плохое настроение, но думаю, в человеке должно быть радости больше, чем грусти, хотя бы от того, что он любим Богом несмотря на то, что очень и очень грешен. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 737 Опубликовано: 26 сентября, 2012 В обычной жизни я человек с тяжелым характером,гены как ни говори - страшная сила. По доброму меня принимают только люди, которые сами просто очень добрые и великодушные ко всем.Это простые и светлые люди, они такие всегда и со всеми. На меня тоже иногда находят, именно НАХОДЯТ порывы добродушия, только как приходят, так и уходят, и я остаюсь тем, кем есть. А уж если через чур находит, то это видимо и есть она самая...прелесть.А вообще здесь многие каються и грустят о своих грехах,это конечно дело нужное, но радость жизни тоже никто не отменял! Я хоть и терплю чаще всего свое плохое настроение, но думаю, в человеке должно быть радости больше, чем грусти, хотя бы от того, что он любим Богом несмотря на то, что очень и очень грешен. Уныние это грех. Моя сестра (она к сожалению в сохаджи йоге) делает такие упрёки, что вы православные находитесь в постоянном унынии и самобичевании, гнётесь под тяжестью самоосуждения и белый свет вам от этого не мил. Так думает только тот кто не открыл Бога в себе, не понимает счастья видящего свет и стремящегося к нему, истинной ценности дара видения своих грехов и ошибок, то есть во истину находящийся в прелести. Уныние, это когда живёшь без Бога и по нескольку раз в день содрогаешься от мысли, что рано или поздно умрёшь и закопают всё, что от тебя осталось и сгниёшь бесцельно и бессмысленно. Уныние это когда видишь, что вокруг все люди алчные, двуличные и злобные, так и норовят тебя обмануть, обобрать, оклеветать и осквернить, видишь и отвечаешь им наперёд тем же - вот где настоящее уныние - бесполезность, бессмысленность, жестокость, несправедливость жизни. Разве такое присуще православию? Я вижу свой грех и знаю, что он меня губит и борюсь с ним с радостной уверенностью, что Бог со мной. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
~Любовь~ 65 Опубликовано: 26 сентября, 2012 Андрей, но я довольна своей жизнью, пусть ни так давно, но все же поняла, что я на СВОЕМ месте, там, где мне хорошо. Я живу в семье, где люди по милости Божией принимают меня такую, какая есть, не тяготяться мной, не заостряя внимание на моих недостатках, говорят что любят, заботятся, не ожидая ничего взамен.Чувство зависти я вроде не испытываю, потому что у меня есть все, что нужно мне. А плохое настроение находит беспричинно.Вы однажды посоветовали делать добрых дел по больше, чтобы настрение было хорошим. Вот как раз то делами, я меньше всего люблю заниматься,живу по жизни ощущением души, и скрипя, делаю, то, что должна.А еще настроение портится, когда чего то боишься, но это я так думаю от маловерия, здесь нужна молитва, а молитва- тоже труд. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Николай.. 1 470 Опубликовано: 27 марта, 2014 Прелесть происходит от самочиния. Вопрошать духовно-опытных отцов пожалуй лучшая профилактика от прелести. Некоторые братия пошли к авве Антонию разсказать ему о некоторых явлениях, которые они видели, и узнать от него, - истинныя ли то были явления, или от демонов. С ними был осёл, - и он пал на дороге. Как скоро они пришли к старцу, он, предварив их, сказал: отчего у вас на дороге пал молодой осёл? - Братия спросили его: как ты узнал об этом, авва? - Демоны показали мне, отвечал им старец. -Тогда братия говорят ему: мы об этом-то и пришли спросить тебя: мы видим явления, и они часто бывают истинныя, - не заблуждаемся ли мы? - Старец из примера осла показал им, что они происходят от демонов. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Владимир Восхищённый 547 Опубликовано: 27 марта, 2014 Мне сейчас Господь даровал возможность читать житие святых во время трапезы и честно говоря я запутался: в одной и той же ситуации к одному подвижнику приходит ангел и он принимает все сказанное ангелом, как от ангела, а к другому приходит бес в виде ангела. Вот поди разбирись почему подвижник к которому приходил настоящий ангел не прогнал его как беса, а принял его как ангела. Ибо если бы тот подвижник действительно считал себя недостойным посещения Божия то он бы принял настоящего ангела за беса. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Dmitriy 171 Опубликовано: 27 марта, 2014 Мне сейчас Господь даровал возможность читать житие святых во время трапезы и честно говоря я запутался: в одной и той же ситуации к одному подвижнику приходит ангел и он принимает все сказанное ангелом, как от ангела, а к другому приходит бес в виде ангела. Вот поди разбирись почему подвижник к которому приходил настоящий ангел не прогнал его как беса, а принял его как ангела. Ибо если бы тот подвижник действительно считал себя недостойным посещения Божия то он бы принял настоящего ангела за беса. У святых отцов на этот счет я вычитывал мнение, что прелести бывает два уровня. Первый - в ней находятся все, т.к. человек подвержен обману врага, внушениям злых помыслов, злым намерениям. И в этом виде прелести находятся тотально все, т.к. все согрешили. Второй - это та самая прелесть, о которой вы пишете, когда у человека видения всякие, голоса и тп. Единственная защита от прелести - понимание, что даже при истинном покаянии ты не достоин и тебе не нужны никакие видения духовного мира. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана Б. 194 Опубликовано: 27 марта, 2014 Духовная прелесть Недавно ехал домой после Литургии и встретил одну женщину из «Новой жизни». Надо сказать, женщина эта из числа так называемых фанатов, то есть тех, кто всегда во время проповеди пастора кричит «Амен!», принимает все, говорящееся пастором и лидерами как абсолютную истину. Она ревностная евангелистка, проповедует повсюду: в транспорте, на улице. Сначала я не хотел к ней подходить, но потом все же что-то меня подтолкнуло и я решился поговорить с ней. В самом начале нашей беседы, как только я сказал, что ушел в Православие, она сделала для себя вывод: «Ой, сынок, да ты в дьявольском обольщении…» и все мои дальнейшие слова как будто отскакивали от нее, никакие доводы на нее не действовали. Главный ее аргумент был примерно таким: «У меня живые отношения с Иисусом, я с Ним общаюсь, Он мне отвечает и ведет меня по жизни, а в твою мертвую церковь я никогда не вернусь (какое-то время она была в Православной церкви)». Эта встреча заставила меня задуматься о многом. Безусловно, я на 99,9% был уверен, что так оно и случится, т.е. мне не удастся ее переубедить или хотя бы даже заставить задуматься, правильную ли дорогу она избрала. Откуда такая уверенность? Все просто: сам был таким еще совсем недавно. В одной из своих проповедей отец Андрей Лемешонок сказал, что все мы находимся в прелести, только в разной степени. Протестантизм – это и есть прелестное состояние, духовная болезнь, и так вот сразу человека вылечить невозможно. Вся сложность в том, что человек считает себя абсолютно здоровым (праведным и святым). Больны все: и протестанты, и православные, вся разница в том, что последние осознают свою болезнь и пытаются исцелиться, принимая лекарства (Причастие, здравое вероучение, духовный опыт святых). Начало исцеления – осознание своего болезненного, греховного состояния, нищеты духовной, иначе никак. Еще задумался вот о чем. Ведь эта женщина, как и многие другие, начинала искать Бога в Православии, но позже, разочаровавшись, ушла в секту. Больно это слышать… У меня в жизни было все наоборот. Те два года, проведенные мной в секте, пошли мне на пользу в том смысле, что у меня выработался стойкий иммунитет к сектанству вообще и к неопятидесятничеству в частности, и теперь меня ни за какие коврижки не затащишь к любым протестантам. Я думаю, что это был промысел Божий, и слава Богу за это. У меня родной человек в путах Слова Жизни был несколько лет, не ходит туда уже несколько лет ,год назад ,а то и более начала заходить в православный храм,были мысли пойти на исповедь..... Сейчас опять- в "вашу церковь" не пойду и те же слова,которые вы выше привели... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
ОльгаО 2 274 Опубликовано: 27 марта, 2014 У меня родной человек в путах Слова Жизни был несколько лет, не ходит туда уже несколько лет ,год назад ,а то и более начала заходить в православный храм,были мысли пойти на исповедь..... Сейчас опять- в "вашу церковь" не пойду и те же слова,которые вы выше привели... Татиана, за родного человека молиться и молиться, читать Евангелие, Псалтырь с прошениями. А как же ...лукавые уже радовались, что душу погубили, а тут она в церковь пошла. Так или иначе будут стараться отвратить от верного пути. Тут вопрос вашей веры и упования на Господа. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Татиана Б. 194 Опубликовано: 27 марта, 2014 Татиана, за родного человека молиться и молиться, читать Евангелие, Псалтырь с прошениями. А как же ...лукавые уже радовались, что душу погубили, а тут она в церковь пошла. Так или иначе будут стараться отвратить от верного пути. Тут вопрос вашей веры и упования на Господа. Грешна...Мало молюсь о ней...Через этого человека я пришла к Богу,должна за нее молиться и молиться! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение