Jump to content
Evgeniy

Старцы, опытные духовные наставники: есть ли настоящая потребность в них сегодня?

Recommended Posts

 

Иногда даже не выдерживаешь и задаешь странный казалось бы в этой ситуации вопрос: "А теперь скажите, чем вы согрешили перед Христом?". И вот тут слезы вдруг исчезают, и после небольшого раздумья человек уже совсем в другом тоне начинает отвечать что-то вроде: "ну, в храм редко хожу...". И получается, что все те страшные вещи, о которых он говорил до этого, ко Христу вроде бы как и не относились.

 

Ой, батюшка, как же Вы правы.

Вспоминаю я свою исповедь, первую- страх был, сожаление было.

Был ли это страх пред Господом, очень надеюсь на это.

А вот был один раз, самой потом еще стыднее стало. Пошла на исповедь, а батюшку боялась, он всегда говорит громко (слышит плохо, как потом выяснилось), да еще отругает частенько, а еще до Причастия не допустит.

Это я сейчас только понимаю, какое доброе дело он для нас делает, а тогда.... Вообщем, стою, трясусь и реву. И понимаю, что реву от страха перед ним, а не Господом. Он спрашивает:"Ну и что ревем?" Отвечаю:"Страшно...". А вот сказать, что боюсь-то я его, так и не смогла.

 

Помилуй нас Господи. :blush000:

Share this post


Link to post

Лена, молите Господа, что Он дал Вам такой страх!!! Это--!!!...

Share this post


Link to post

Лена, молите Господа, что Он дал Вам такой страх!!! Это--!!!...

Спаси Господи. Иногда внутренне мне кажется, что такой страх- это тоже благодать Господа. Ему учиться нужно ...

Share this post


Link to post

А мне - повезло!!!))))))))

На исповеди в Оптиной - батюшка тааак ругал... и не жалел нисколько, называя вещи своими именами))) Плакала потом-рыдалааааааааааа...

Но - как дворниками всё протёрлось вдруг!!! И я увидела ВЕРУ. И каждое слово стало понятно и в Евангелии, и в Псалтыре, и в Молитвослове - вроде как про меня просто всё написано-описано ещё 2000 лет назад)))

И вопрос о поиске старцев - отпал сам собой...

Хоть бы букварь одолеть начальный... )))

А старцы - это уже высшая степень "высшей математики".... Дорости ж надо......................................................................................

Благодарна отцу-иеромонаху ("имя"....) в Оптиной - несказанно!!!

Share this post


Link to post

Если они одержимы теми же грехами, то наши грехи их ранят тем больнее))

При условии, если их осудить своими же грехами

Share this post


Link to post

Я считаю что потребность в старцах и опытных духовниках есть и большая.Бывают в жизни такие ситуации что только у них и можно получить ответ.А уж о молитве за тебя таких людей так и говорить нечего -это как воздух.Конечно они очень болеют и заняты но всегда есть какая то минутка где то и как то.

Share this post


Link to post

Думаю, что для священника, принимающего исповедь, нет ничего тягостнее осознания того, что человек, стоящий рядом с ним перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие, символизирующие собой присутствие Самого Спасителя, не чувствует себя виновным именно перед Христом.

Человек испытывает мучение совести, ощущает реальную боль и страдания, сознавая совершенные в своей жизни ошибки, но при этом Сам Христос находится где-то далеко на заднем плане. Сам рассказ о грехах может сопровождаться плачем и искренним сожалением о своих ошибках. Казалось бы, вот оно, настоящее покание! Но иногда, увы, создается впечатление, что человек кается перед самим собой, перед своим собственным тщеславием, если можно так выразиться. Слезы могут литься рекой от боли и саможаления.

Иногда даже не выдерживаешь и задаешь странный казалось бы в этой ситуации вопрос: "А теперь скажите, чем вы согрешили перед Христом?". И вот тут слезы вдруг исчезают, и после небольшого раздумья человек уже совсем в другом тоне начинает отвечать что-то вроде: "ну, в храм редко хожу...". И получается, что все те страшные вещи, о которых он говорил до этого, ко Христу вроде бы как и не относились.

 

Как мне кажется, после общения с настоящим старцем, в первую очередь люди должны обретать осознание присутствия в их жизни Христа. Именно здесь кроется корень и основа всякого утешения и вразумления.

 

Да, к сожалению, первоначально в церковь приводит боль и страх, угрызения совести и нежелание жить по-старому. Меня лично привели размышления о загробной жизни и одна моя болезнь. Представление первоначально обо всем смутное, если вообще есть хоть какое-то. Христоцентричной жизнь и восприятие всего (в том числе своих грехов) становится с большим трудом. Это Христос призвал нас, сами бы мы не смогли придти, отозвались на призыв так, как сумели, может быть даже не осознанно. Ведь и угрызения совести пробудил Он, ведь до этого от грехов было некое ненормальное удовольствие, а не угрызение. Закон и мораль воспринять можно умом, а Любовь лишь сердцем, поэтому Новозаветные заповеди и сам смысл Евангелия трудно воспринять человеку отягощенному грехами. Как быть, если сердце находится в состоянии окамененного нечувствия? Ум знает, что Христос распялся и за мои грехи, за все грехи. Я прочитала об этом, я слышала об этом на проповедях. А сердце... , оно все еще холодно. По причине умножения беззакония охладела любовь. Нет ни истинного покаяния, ни любви, ни чего... Жизнь беззаконная, совершение тяжких грехов наложли свою печать на сердце, ослепили глаза, оглушили. Ум и воля слабы, они только на злое были сильны. Понимаю, что погибаю. И думаю, как бы уцепиться, как бы спастись. Эгоистичный мотив. Что делать, если доступен лишь уровень духовности раба и наемника, а не сыновний..?

На исповеди ...мысли всякие, как отнесется священник к моим словам, а если готовилась к Причастию, то мысли , допустит ли. Еще нервничаю, что там в очереди обо мне подумают, не слишком ли я долго. А то, что Христос невидимо стоит, приемля исповедание мое, у меня это лишь на уровне мысли быстро ускользающей. А когда в первый раз пришла, то даже и не знала этого, потом только объяснил священник (но и даже с объяснением все равно как-то до сердца не доходит). Тот, кто не вел такую греховную жизнь и сердце имеет чистое, тот наверно легко может все понять и принять.

А мне только молится остается:

"Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю: Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы, и святаго Ангела хранителя моего. Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя."

Мое сердце не способно, но хочется увидеть такого человека, чье сердце живо и любит. Напрямую не получается, но через старца может получится увидеть Свет и Любовь. Пусть Свет отраженный..., но Источник то его истинный.

Share this post


Link to post

... И думаю, как бы уцепиться, как бы спастись. Эгоистичный мотив. Что делать, если доступен лишь уровень духовности раба и наемника, а не сыновний..?

Наверное, далеко не каждому дано с первой минуты своего обращения, как Апостолу Павлу, упасть на колени перед Христом. Для многих из нас нужен очень длительный период времени, прежде чем с глаз "как чешуя" спадет пелена и "дондеже свет озарит и денница возсияет в сердцах наших".

Покуда этот момент ощутительно не настал, до тех пор мы пребываем как бы еще в области Ветхого завета, подчиняясь его законам. Мы ощущаем РЕАЛЬНОЕ присутствие Живого Бога, чувствуем себя грешными перед Ним. Но это состояние еще очень далеко от исповедания Христа.

"Веруйте в Бога и в Мя веруйте". Не каждый задумывается над последними словами. А ведь верить во Христа и признавать Его за Бога - это еще не значит быть христианином. Беда в том, что некоторых вполне устраивает лишь вера в Бога, которая по сути своей мало чем отличается от веры тех же мусульман или других монотеистических религий. Бывает, что некоторые люди где-то глубоко на подсознательном уровне боятся стать учениками Христа и предпочитают оставаться "учениками Иоанна Крестителя", т.е. верить и признавать то, что Христос есть Спаситель мира, почитать Его, но при этом оставаться от Него же на почтительном расстоянии. Может быть о такого рода людях Господь сказал: "Он (Иоанн Креститель) был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его". Может быть и мы, часто сами не замечая того, ищем от старческих светильников именно этого тепла и света самого по себе, тогда как этот светильник лишь призван освящать путь к Истинному Свету? Можно годами греться и радоваться у этих светильников, но в конечном итоге на душе все чаще будет появляться ощущение какой-то неполноты и тревоги. Что жизнь проходит, а что-то главное так и не найдено.

 

Не хочу, чтобы из моих слов кто-то сделал какие-то неправильные выводы. Я пытаюсь лишь обрисовать в общих чертах тот вопрос, который для некоторых может возникнуть на определенном этапе их духовного пути.

Эта тема настолько тонкая и обширная, что охватить все разом просто невозможно. Но написать почему-то захотелось именно об этом.

Share this post


Link to post

Что жизнь проходит, а что-то главное так и не найдено.

 

 

 

А как найти? Я только ощущаю свое совершенное бессилие в этом вопросе. Может время нужно? Может я слишком мало еще хожу в церковь? Но ведь может такое быть, что всю жизнь можно ходить и не найти. ((( Сердце то как было окаменелым нечувствующим, так и продолжает быть. И не лицемерие ли тогда все, что я делаю в церкви(молитва, участие в Таинствах)? Но ведь если не делать, то тогда и вообще наверно шансов найти нет. Знаю, что и страхи(перед болезнями, смертью, приходом антихриста) все мои от маловерия... Как придти к настоящему нелицемерному исповеданию Христа? если внутренних ресурсов нет никаких?

Share this post


Link to post

Это уже вопрос глобальный, можно сказать ))) Одно тут можно сказать точно - это НЕ ОТРЕКАТЬСЯ от того, что есть в данный момент. Господь на определенном этапе дает ровно столько, насколько человек это может вместить и сохранить.

 

Если взять в пример мучеников, страдавших за Христа, то если отбросить всю, если можно так выразиться, романтику из повествований об их подвиге, то можно увидеть, что им было очень даже нелегко, страшно и порой их даже одолевали и настоящие сомнения. Иначе и быть не могло, иначе и подвига не было бы мученического.

Так и с нами происходит: мучаемся, страдаем от своей слепоты и немощи, но ум (часть души, которая исцеляется обычно первой) свидетельствует о правильности выбранного пути. А вот дальше вопрос только времени - одному больше потерпеть, а другому меньше. И мера срока может зависеть от ряда разных причин.

Не выдержит человек, поддастся унынию и безнадежию, сойдет на ступеньку вниз, решив: не мое это, буду как все - главное в грехи тяжки не в падать и вроде как и достаточно для меня ... Тут и конец духовной жизни. Сразу наступит мнимое спокойствие и тишина. Временами правда будет совесть просыпаться и подавать слабый голос. Но уже решающего значения это иметь не будет, и человек превратится в теплохладный студень, для которого достаточно будет раза два в год сходить на исповедь и читать иногда "Серафимово правильце".

 

Так что не стоит уж так недооценивать значения такого своего многолетнего "бездуховного томления" и считать его за богооставленность. Сам тот факт, что человек переживает и плачет о таком своем состоянии, говорит о том, что душа такого человека жива и ищет Света и Жизни. Перестанет плакать и искать - тогда все, конец всему.

 

В таком положении есть очень проверенное и верное средство. Но звучит оно более чем банально и привычно. От этого оно почему-то почти всегда остается незамеченным и следовательно мало используемым. Средство это - чтение Священного Писания.

Скажите, кто из нас пробовал читать скажем Евангелие не по зачалу, не по главе в день (как это формально стало принято), а по часу, по два в день? Неужели наша забота о спасении и печаль о настоящем плачевном духовном состоянии не поможет поспособствовать выделению в течении дня часа для пребывании у ног Самого Христа.

Честно сказать, даже не хочется дальше писать о той пользе, которую человек может со временем ощутить от такого упражнения в чтении Слова Божия. Все вроде бы понятно, все соглашаются, но поверьте, единицы только на практике делают это...

И если человек поверит и начнет такое упражнение, то в ближайшее время он станет свидетелем настоящих чудес, которые начнут происходить с его душой. Слепые РЕАЛЬНО начнут прозревать, глухие слышать, хромые ходить... Буквально через неделю человек будет смотреть на книгу Евангелия, как на настоящее сокровище "паче злата и топазия".

Это вкратце если...

Share this post


Link to post

Спасибо, о. Даниил.

Евангелие.... Вот тут Вы в точку попали, я действительно мало его читаю. Я попробую читать больше, хотя и не уверена в себе, что смогу. Времени у меня вполне достаточно на это(вполне могу и час и два часа), главное, что бы воли хватило... Я недавно начала пытаться воцерковится, всего примерно 3 года назад(хотя крестили меня во младенчестве). Трудно все дается, так что впадаю в уныние периодически..., поэтому ищу на что опереться...

Share this post


Link to post

Марьям, не грустите,я как и Вы любви истинной не имею...и много чего не имею. Если бы имела, была бы человеком счастливым. Но разве я достойна истинного счастья? Спасибо Господу за все, что у меня есть сегодня и за то, что было.То что будет, мы не знаем. Святые отцы говорят, что дооолго надо побыть человеку в таком не легком для него состоянии,Господь смотрит на долготерпение человека, и дает ему ВСЕ в свое время.

Share this post


Link to post

Марьям, не грустите..

 

Спасибо, за поддержку. Вот читаю замечательную книгу свт. Серафима Звездинского " Хлеб небесный. О литургии". Как он все воспринимает, с какой любовью... Уже только по этим проповедям ясно, что святой человек. А я стою на литургии и какие мысли у меня? Совсем, совсем не такие... А грусть и уныние (лень) тоже ведь грех...

 

P.S. Меня Мария зовут (этот ник был занят, вот и пришлось придумать Марьям))).

Edited by МарьяМ

Share this post


Link to post

Проводить четкую границу между духовными и так называемыми житейскими вопросами не совсем верно. Если такое разделение у людей станет главенствующим, то как раз это и может послужить причиной оскудения благодати. О таком образе мыслей Господь с грустью сказал: "Ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились". Если в своем житейском быту человек разучился (или не умел никогда) видеть духовную составляющую, то это тревожный признак.

А по поводу ясности изложения духовных вопросов в книгах и их приложения к конкретным случаям конкретных людей - думаю не совсем это так...

о. Даниил!

Из Евангелия мы видим, что к Господу обращались люди и с житейскими проблемами - болезни, смерть близких. И Господь никого не оставлял без внимания, помогал вопрошающим с верой. Обращались и с духовными, конечно... Цитируемое Вами высказывание относится к иудеям, которые хотели сделать Его Царем, чтобы Он им каждый раз даром хлеб давал и они бы не трудились.  По - моему, именно священник должен объяснить человеку, что есть духовность, в данном случае видимо имеется ввиду жизнь по Духу. Для чего Бог воплотился и что это воплощение, крестная смерть, Воскресение, Вознесение дает человеку, какие перспективы ему открывает и в какое русло меняет его жизнь... Что такое Церковь, для чего мы ходим в храм, причащаемся, исповедуемся... Что есть Спасение (и что его залог можно получить уже при земной жизни). Думаю, если бы священник на приходе это объяснял прихожанам в доступной форме (а это к сожалению не всегда имеет место), то прихожане чаще бы задавались духовными вопросами, так как понимали бы, что есть жизнь по Духу, а что по плоти. Люди часто не понимают, что они делают в храме. Сложно от человека ждать то, чего он не знает и никто ему это не объяснял. По книгам самому разобраться сложно.   Потребность в наставниках опытных, хорошо владеющих Священным писанием есть я думаю и у каждого, потому что каждому такой наставник необходим (независимо от духовного возраста человека). Потому что вера, как и духовность предполагает возрастание (от веры в веру, как ап.Павел говорит).  Сегодня ты спрашиваешь какую-то мелочь, а завтра ты пошел и умер за друга. Даже первоверховный апостол для всех стал всем, чтобы спаслись хотя бы некоторые.

Share this post


Link to post

Вы все верно сказали. 

 о.Даниил, простите, если эмоционально получилось. Пытаюсь разобраться сейчас в этой теме...

Share this post


Link to post

Не выдержит человек, поддастся унынию и безнадежию, сойдет на ступеньку вниз, решив: не мое это, буду как все - главное в грехи тяжки не в падать и вроде как и достаточно для меня ... Тут и конец духовной жизни. Сразу наступит мнимое спокойствие и тишина. Временами правда будет совесть просыпаться и подавать слабый голос. Но уже решающего значения это иметь не будет, и человек превратится в теплохладный студень, для которого достаточно будет раза два в год сходить на исповедь и читать иногда "Серафимово правильце".

И что дальше будет с этим человеком? Господь "извергнет его из уст своих"? А дальше в морг, в смысле, в ад?

Share this post


Link to post

И что дальше будет с этим человеком? Господь "извергнет его из уст своих"? А дальше в морг, в смысле, в ад?

Светлана,

 

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. (ап.Павел Галатам 6:7-8).

 

 

Прочитайте толкование Андрея Кесарийского на Откровение Иоанна Богослова. Эти слова "извергну из уст Моих..." из послания Лаодикийской церкви... Что будет  с теми, кто не горяч и не холоден...

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...