Мы живем в ситуации невидимой брани... А что такое брань? Это война. Самая настоящая. А что такое война? Это ужас, грязь, вывороченные кишки со всем содержимым, перепачканные люди, которые возвращаются после боя, некоторые с дрожащими руками. Но все равно, они не отступили. И командир похвалит этих пропахших потом, грязных воинов, которые не отступили. И Господь, увидев нас чумазыми, израненными, но, все же, не отступившими, похвалит каждого из нас. И ничего странного, если мы споткнулись, упали, если нас поверг враг, но мы все равно встали. И порой даже нам самим неприятно на себя смотреть из-за множества наших ран. Но это война. И по-другому никак не бывает.
Но для того чтобы воевать, нужно не забывать об одной очень важной вещи: для войны нужно использовать гнев! Культивировать гнев. Вот мы культивируем любовь, и это правильно, по отношению к ближнему. Но есть у нас и качество, данное нам Богом – гнев. На кого он должен быть направлен? Святые отцы четко и ясно указывают - на бесов и на грехи.
Подходят ко мне ребята и говорят на исповеди такие-то у него прегрешения, страсти и так далее, борется, тяжело. Я говорю, а как ты борешься? Ну, я отсекаю. Ну, я говорю, а что значит, отсекаешь? Что ты отсекаешь? Это когда-то в юности был хоть таким слабеньким, маленьким, но драчуном и жил на окраине Москвы. Знаете, идешь так по улице вечером, и сзади подходят какие-то ребята и говорят, слышишь, парень, дай закурить или как там пройти в библиотеку? Вот и понимаешь, что дальше ты обернешься и сразу получишь … Что нужно в этом случае делать? Вы здесь ребята правильные, а мы, неправильные, знали, что надо делать.
Надо развернуться и сразу, не глядя, в физиономию, сразу и как можно сильнее, и побежать. Их больше, и они сами сильнее. Если ты этого не сделаешь, тебя, так сказать, тут положат.
Вот как только подходит помысел, о котором мы понимаем, что он хочет нас привлечь к чему-то неправильному, нужно не глядя, со всем гневом, который есть, и который святые отцы благословляют употреблять на бесов и на гнусные, страстные помыслы, с разворота врезать ему от всей души. Понимая, что к тебе сейчас подошел самый настоящий убийца, у которого одна только цель – убить тебя и для этой жизни и для будущей. И когда мы научимся с гневом, со всей силой нашего внутреннего противостояния относиться к помыслам, только таким жестким образом отвечая на любое приглашение к нам стать предателями Христа и его заповедей, тогда мы постепенно поймем, что если не будем ослабевать, то будем одерживать победу.
Архимандрит Тихон (Шевкунов)