Вечно в пути (Светлана) 1 925 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Некий древнерусский книжник (увы, не названный по имени ни Ключевским, ни Каптеревым) назидал: «Богомерзостен перед Богом всяк любяй геометрию, а се душевнии греси учитися астрологии и еллинским книгам...; проклинаю прелесть тех, иже зрят на круг небесный: своему разуму верующий, удобь впадает в прелести различныя; люби простыню (простоту) паче мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, не испытуй того, что глубже тебя, а какое дано тебе от Бога готовое учение, то и держи» [17]. Конечно, эти обличения прежде всего были направлены против псевдонауки, против астрологии. Но в условиях, когда и в Западной Европе астрология еще не вполне отделилась от астрономии, а на Руси и подавно ни было известно об иных путях естествоиспытания, такие обличения в адрес звездочетной «математики» становились обличениями учености как таковой. Князь Курбский свидетельствовал, что он слышал такие речи, обращаемые против изучения собственно богословия: «Пребывая еще под властью московского царя, я не раз слышал, как хитрецы, выдающие себя за учителей, обманывают юношей, стремящихся к учению и, запрещая, говорят им: «Не читайте много книг!». И указывают на умалишенных: «Этот, мол, от книг умом помрачился, а этот в ересь впал» [18]. Вскоре и протопоп Аввакум взял за правило хвалиться собственной необразованностью. Ему кажется, будто "вси святии нас научают, яко риторство и философство - внешняя блядь, свойствена огню негасимому" [19]. Поначалу старообрядческие апологеты держались за книги и критически отзывались о народном благочестии. И было, было за что критиковать «народную веру». Крупнейший церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) пишет с не характерной для него эмоциональностью: «И суеверие, самое грубое суеверие во всех возможных видах господствовало в массах русского духовенства и народа и потемняло, подавляло в сознании как пастырей, так и пасомых те немногие истинные и здравые понятия, какие могли они иметь о догматах своей православной веры» [20]. И староверческие писатели поначалу горевали об этом. Но поскольку лидеры никоновской партии Паисий Лигарид и Симеон Полоцкий не жалели эпитетов для своих оппонентов, называя их «безумными невеждами» и «неучеными людьми», то тем самым они готовили обратную реакцию Аввакума - идеализацию мужичьей веры, не испорченной ухищрениями искушенных в риторике богословов. «Неудивительно, что идеализация того, что просветители позднее назовут "верой молочницы", появится уже у Аввакума. В своей полемике с диаконом Федором Ивановым Аввакум советовал ему спросить мнения о Троице у простой поселянки: "Федка, а Федка... Коли не знаешь в книгах силы, и ты вопроси бабы-поселянки: заблудил- де от гордости, государыня матушка. Помоги-де матушка, моему сиротству, исправь мою душу косую. Скажи-де, государыня, о Святой Троице, Троица-де что есть. Так она тебе скажет и отвещает". Искусственность этого образа - поселянки, готовой растолковать один из сложнейших богословских догматов, - бросается в глаза. Особый смысл приняло восхваление мужицкой веры как единственно правильной в сектантстве. В одном из "новейших" хлыстовских духовных стихов поется: "Дураки вы, дураки, Деревенски мужики, Как и эти дураки, Словно с медом бураки; Как и в этих дураках Сам Господь Бог пребыват". Это уже было не искренним заблуждением, как у Аввакума, а намеренной лестью. Льстя чувствам необразованных верующих, сектанты пополняли свои ряды» [21]. Трагикомизм ситуации в том, что как раз учение Аввакума (или спрошенной им бабы-поселянки) о Троице оказалось еретичным. Без всяких наук протопоп Аввакум и поп Лазарь создали такое учение о Св. Троице: «Троица рядком сидит, - Сын одесную, а Дух Святый ошую Отца на небеси на разных престолах, - яко царь с детьми сидит Бог Отец, - а Христос на четвертом престоле особном сидит пред Отцем небесным». На дьякона Федора, исповедовавшего единого Бога в трех лицах, протопоп Аввакум клятву налагал: «дьякон-де в единобожество впал, прельстился!» [22]. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/do/bogoslovie_1/1001_Kuraev_Gnoseomahiya.htm Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
иером. Даниил 101 Опубликовано: 19 ноября, 2012 (изменено) Ваши рассуждения сродни мусульманским. Они судят о людях по намерениям. Мы же православные христиане спасаемся по вере. По какой именно вере - вы упорно умалчиваете это в который раз. По этой? (спасибо автору предыдущего поста) «Троица рядком сидит, - Сын одесную, а Дух Святый ошую Отца на небеси на разных престолах, - яко царь с детьми сидит Бог Отец, - а Христос на четвертом престоле особном сидит пред Отцем небесным». Сергей, вы уже наверное сами начали чувствовать, что зря затеяли весь этот разговор. А я в свою очередь держу вас здесь на форуме, чтобы вы как можно больше раскрылись, как старообрядец, показали бы всем здесь присуствующим уровень и направление старообрядческого мышления. А самое главное - дух старообрядческого раскола. Этот аромат уже многие ощутили, надеюсь. Изменено 19 ноября, 2012 пользователем иером. Даниил Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Вечно в пути (Светлана) 1 925 Опубликовано: 19 ноября, 2012 И Николу Чудотворца каждый день поминаю. Но он жил то ли в 3, то ли в 4 веке. Принимал участие в III Вселенскос соборе. (кажется, третьем) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 19 ноября, 2012 По какой именно вере - вы упорно умалчиваете это в который раз. Сергей, вы уже наверное сами начали чувствовать, что зря затеяли весь этот разговор. А я в свою очередь держу вас здесь на форуме, чтобы вы как можно больше раскрылись, как старообрядец, показали бы всем здесь присуствующим уровень и направление старообрядческого мышления. А самое главное - дух старообрядческого раскола. Этот аромат уже многие ощутили, надеюсь. Странный вы Даниил... По вере в Господа нашего Исуса Христа. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 19 ноября, 2012 И Николу Чудотворца каждый день поминаю. Но он жил то ли в 3, то ли в 4 веке. Принимал участи е в III Вселенскос соборе. (кажется, третьем) И этого достаточно. Никто не хвались человеками ибо всё ваше. (1Кор.3:21,22) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
иером. Даниил 101 Опубликовано: 19 ноября, 2012 (изменено) Странный вы Даниил... По вере в Господа нашего Исуса Христа. Так а причем же тогда все ваши слова о тонкости обрядов и тп.? Странность с вашей стороны здесь проглядывает ))) Да и в какого Христа? Этого? «Троица рядком сидит, - Сын одесную, а Дух Святый ошую Отца на небеси на разных престолах, - яко царь с детьми сидит Бог Отец, - а Христос на четвертом престоле особном сидит пред Отцем небесным». Изменено 19 ноября, 2012 пользователем иером. Даниил Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Вечно в пути (Светлана) 1 925 Опубликовано: 19 ноября, 2012 В общем, понятно, похвалиться святыми Божьими человеками Старообрядческая Церковь 18, 19 и 20 веков не может. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Да и в какого Христа? Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Olqa 13 273 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Отец Даниил, спаси Господь, что пояснили, для чего весь разговор. Только жалко Сергея. У него надежды видимо имеются. Простите! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 19 ноября, 2012 В общем, понятно, похвалиться святыми Божьими человеками Старообрядческая Церковь 18, 19 и 20 веков не может. Не хочет. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
иером. Даниил 101 Опубликовано: 19 ноября, 2012 (изменено) Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша. Т.е. значит не в того, в которого верил протопоп Аввакум? Если так, то присоединяйтесь тогда к нам - мы верим точно так же ))) Или КРОМЕ ВЕРЫ в Сына Божия вы считаете важным для спасения еще что-то? Не хочет. Старообрядческими святыми Бог уже не прославляется. Это данность. Изменено 19 ноября, 2012 пользователем иером. Даниил Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Т.е. значит не в того, в которого верил протопоп Аввакум? Если так, то присоединяйтесь тогда к нам - ты верим точно так же ))) Или КРОМЕ ВЕРЫ в Сына Божия вы считаете важным для спасения еще что-то? Нет, но вы тоже для спасения не важны, зачем к вам присоединяться ? Тем более кощунствуете и надсмехаетесь над нашим священномученником. Посмейтесь и над Феодорой Морозовой которую то же отцы вашей церкви до смерти замучили. Давайте Даниил, чего уж там. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Матф.7:6) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Вечно в пути (Светлана) 1 925 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Когда уже Вы нам расскажете, что нас ждет. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Вечно в пути (Светлана) 1 925 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Феодору Алексей Михайлович чуть ли не сам пытал, строгал ее тело, а потом ее приказали бросить в подвал к крысам. Так она скончалась. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Людмила 18 705 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Нет, но вы тоже для спасения не важны, зачем к вам присоединяться ? Хочу поинтересоваться, а Пасху вы когда отмечаете, вместе с Православниым миром или католическим? Я в этом плане необразованная. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Когда уже Вы нам расскажете, что нас ждет. Христиане спасаються по вере в Христа независимо от дел закона. Вы же помните, какие бы женщины к Христу не подходили, но сокрушенно и с верой, Он говорил: "вера твоя спасла тебя". Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Хочу поинтересоваться, а Пасху вы когда отмечаете, вместе с Православниым миром или католическим? Я в этом плане необразованная. Я то же не очень в этом плане образованный. Но у нас в церкви помню были такие "образованные", что в своей ереси по поводу пасхи (что что то там надо менять говорили, начитались, теории какие то ...) отпали от Церкви, став просто маленькой сектой "новопасхалистов". Поэтому я особо не задумываюсь. Простите Христа ради. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Вечно в пути (Светлана) 1 925 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Христиане спасаються по вере в Христа независимо от дел закона. Вы же помните, какие бы женщины к Христу не подходили, но сокрушенно и с верой, Он говорил: "вера твоя спасла тебя". Как же тогда не спаслись те, кого мы считаем святыми 18-20 веков? Или не стали святыми, но спаслись? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Людмила 18 705 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Я то же не очень в этом плане образованный. Но у нас в церкви помню были такие "образованные", что в своей ереси по поводу пасхи (что что то там надо менять говорили, начитались, теории какие то ...) отпали от Церкви, став просто маленькой сектой "новопасхалистов". Поэтому я особо не задумываюсь. Простите Христа ради. Это что же, вы и Пасху не отмечаете? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
иером. Даниил 101 Опубликовано: 19 ноября, 2012 (изменено) Нет, но вы тоже для спасения не важны, зачем к вам присоединяться ? Тем более кощунствуете и надсмехаетесь над нашим священномученником. Посмейтесь и над Феодорой Морозовой которую то же отцы вашей церкви до смерти замучили. Давайте Даниил, чего уж там. Любовь всегда призывает к объединению. Если этого желания нет, значит нет любви. А там, где нет любви, ни о каком спасении не может идти и речи. Конечно, вам хочется уровнять протопопа Аввакума с отцами православной церкви с его желанием убивать и мучить еретиков. Но даже из так любимого вами фильма "Раскол" очевидно, что протопопа Аввакума с Морозовой казнили вовсе не отцы (тут вы уже не раз пытаетесь под шумок обмануть) и даже не за их отступление от веры. А казнил их царь за то, что они на него, как государя воздвигали хулы и призывали к его свержению. Обвинения к ним выдвигались чисто политического характера. С раскольниками дело обстояло совсем иначе. Как мы видели, четвертовать православных они призывали именно за их веру. Изменено 19 ноября, 2012 пользователем иером. Даниил Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Это что же, вы и Пасху не отмечаете? "Празднуем. В первое воскресение по новолунии после дня весеннего раавноденствия" (ответил сейчас наш священник - иерей Вадим, настоятель храма в Самаре) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 19 ноября, 2012 Любовь всегда призывает к объединению. Любовь это Бог. Я же не Бог, а простой прихожанин. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
иером. Даниил 101 Опубликовано: 19 ноября, 2012 (изменено) Любовь это Бог. Я же не Бог, а простой прихожанин. А мы христиане, а не просто прихожане. Мы по мере сил пытаемся подражать Богу, который есть любовь. Сергей, я полагаю, что вы уже достаточно обрисовали психологический портрет раскольника-старовера. Судя по вашим ответам, вряд ли мы здесь услышим от вас что-либо вразумительное, поэтому предлагаю вам больше не тратить здесь на форуме свое и наше время. Ваши сообщения будут перенесены в соответствующий раздел в качестве иллюстрации к теме о расколе. Если будет желание, заходите сюда недельки через две, если будет что сказать по существу. Изменено 19 ноября, 2012 пользователем иером. Даниил Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Tampy 3 135 Опубликовано: 22 ноября, 2012 Простите, может, уже возникал такой вопрос, но разрешается ли православным посещать единоверческие храмы и молиться вместе с ними? И в каких источниках это можно поискать, если таковые имеются, конечно? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ерёмин Андрей 4 738 Опубликовано: 22 ноября, 2012 Простите, может, уже возникал такой вопрос, но разрешается ли православным посещать единоверческие храмы и молиться вместе с ними? И в каких источниках это можно поискать, если таковые имеются, конечно? Понимаю, что Ваш вопрос прежде всего к о.Даниилу, но хочу показать на сколько он не прост. "Разрешается ли"? - разрешается. Вам ни кто не запрещает и ни кто не препятствует хождению в храм например - католиков. Даже по телевизору многие видели Патриарха Алексия II в католическом храме. Апостол Павел сказал - "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною." Вот посмотрите какие разногласия во взглядах на молитву в иноверческом храме между ведущим Богословом профессором Осиповым и почившим епископом Антонием митрополитом Сурожским философом и проповедником - смотрите на 1 минуте и 52 секундах записи - Хочу обратить внимание, что ни дерзаю высказывать свою точку зрения кто прав, а кто нет - ума не имею на это. Но просто обращаю внимание на противоречия и сложность вопроса. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение