Вечно в пути (Светлана) 1925 Posted November 19, 2012 Некий древнерусский книжник (увы, не названный по имени ни Ключевским, ни Каптеревым) назидал: «Богомерзостен перед Богом всяк любяй геометрию, а се душевнии греси учитися астрологии и еллинским книгам...; проклинаю прелесть тех, иже зрят на круг небесный: своему разуму верующий, удобь впадает в прелести различныя; люби простыню (простоту) паче мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, не испытуй того, что глубже тебя, а какое дано тебе от Бога готовое учение, то и держи» [17]. Конечно, эти обличения прежде всего были направлены против псевдонауки, против астрологии. Но в условиях, когда и в Западной Европе астрология еще не вполне отделилась от астрономии, а на Руси и подавно ни было известно об иных путях естествоиспытания, такие обличения в адрес звездочетной «математики» становились обличениями учености как таковой. Князь Курбский свидетельствовал, что он слышал такие речи, обращаемые против изучения собственно богословия: «Пребывая еще под властью московского царя, я не раз слышал, как хитрецы, выдающие себя за учителей, обманывают юношей, стремящихся к учению и, запрещая, говорят им: «Не читайте много книг!». И указывают на умалишенных: «Этот, мол, от книг умом помрачился, а этот в ересь впал» [18]. Вскоре и протопоп Аввакум взял за правило хвалиться собственной необразованностью. Ему кажется, будто "вси святии нас научают, яко риторство и философство - внешняя блядь, свойствена огню негасимому" [19]. Поначалу старообрядческие апологеты держались за книги и критически отзывались о народном благочестии. И было, было за что критиковать «народную веру». Крупнейший церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) пишет с не характерной для него эмоциональностью: «И суеверие, самое грубое суеверие во всех возможных видах господствовало в массах русского духовенства и народа и потемняло, подавляло в сознании как пастырей, так и пасомых те немногие истинные и здравые понятия, какие могли они иметь о догматах своей православной веры» [20]. И староверческие писатели поначалу горевали об этом. Но поскольку лидеры никоновской партии Паисий Лигарид и Симеон Полоцкий не жалели эпитетов для своих оппонентов, называя их «безумными невеждами» и «неучеными людьми», то тем самым они готовили обратную реакцию Аввакума - идеализацию мужичьей веры, не испорченной ухищрениями искушенных в риторике богословов. «Неудивительно, что идеализация того, что просветители позднее назовут "верой молочницы", появится уже у Аввакума. В своей полемике с диаконом Федором Ивановым Аввакум советовал ему спросить мнения о Троице у простой поселянки: "Федка, а Федка... Коли не знаешь в книгах силы, и ты вопроси бабы-поселянки: заблудил- де от гордости, государыня матушка. Помоги-де матушка, моему сиротству, исправь мою душу косую. Скажи-де, государыня, о Святой Троице, Троица-де что есть. Так она тебе скажет и отвещает". Искусственность этого образа - поселянки, готовой растолковать один из сложнейших богословских догматов, - бросается в глаза. Особый смысл приняло восхваление мужицкой веры как единственно правильной в сектантстве. В одном из "новейших" хлыстовских духовных стихов поется: "Дураки вы, дураки, Деревенски мужики, Как и эти дураки, Словно с медом бураки; Как и в этих дураках Сам Господь Бог пребыват". Это уже было не искренним заблуждением, как у Аввакума, а намеренной лестью. Льстя чувствам необразованных верующих, сектанты пополняли свои ряды» [21]. Трагикомизм ситуации в том, что как раз учение Аввакума (или спрошенной им бабы-поселянки) о Троице оказалось еретичным. Без всяких наук протопоп Аввакум и поп Лазарь создали такое учение о Св. Троице: «Троица рядком сидит, - Сын одесную, а Дух Святый ошую Отца на небеси на разных престолах, - яко царь с детьми сидит Бог Отец, - а Христос на четвертом престоле особном сидит пред Отцем небесным». На дьякона Федора, исповедовавшего единого Бога в трех лицах, протопоп Аввакум клятву налагал: «дьякон-де в единобожество впал, прельстился!» [22]. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/do/bogoslovie_1/1001_Kuraev_Gnoseomahiya.htm Share this post Link to post
иером. Даниил 101 Posted November 19, 2012 (edited) Ваши рассуждения сродни мусульманским. Они судят о людях по намерениям. Мы же православные христиане спасаемся по вере. По какой именно вере - вы упорно умалчиваете это в который раз. По этой? (спасибо автору предыдущего поста) «Троица рядком сидит, - Сын одесную, а Дух Святый ошую Отца на небеси на разных престолах, - яко царь с детьми сидит Бог Отец, - а Христос на четвертом престоле особном сидит пред Отцем небесным». Сергей, вы уже наверное сами начали чувствовать, что зря затеяли весь этот разговор. А я в свою очередь держу вас здесь на форуме, чтобы вы как можно больше раскрылись, как старообрядец, показали бы всем здесь присуствующим уровень и направление старообрядческого мышления. А самое главное - дух старообрядческого раскола. Этот аромат уже многие ощутили, надеюсь. Edited November 19, 2012 by иером. Даниил Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1925 Posted November 19, 2012 И Николу Чудотворца каждый день поминаю. Но он жил то ли в 3, то ли в 4 веке. Принимал участие в III Вселенскос соборе. (кажется, третьем) Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted November 19, 2012 По какой именно вере - вы упорно умалчиваете это в который раз. Сергей, вы уже наверное сами начали чувствовать, что зря затеяли весь этот разговор. А я в свою очередь держу вас здесь на форуме, чтобы вы как можно больше раскрылись, как старообрядец, показали бы всем здесь присуствующим уровень и направление старообрядческого мышления. А самое главное - дух старообрядческого раскола. Этот аромат уже многие ощутили, надеюсь. Странный вы Даниил... По вере в Господа нашего Исуса Христа. Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted November 19, 2012 И Николу Чудотворца каждый день поминаю. Но он жил то ли в 3, то ли в 4 веке. Принимал участи е в III Вселенскос соборе. (кажется, третьем) И этого достаточно. Никто не хвались человеками ибо всё ваше. (1Кор.3:21,22) Share this post Link to post
иером. Даниил 101 Posted November 19, 2012 (edited) Странный вы Даниил... По вере в Господа нашего Исуса Христа. Так а причем же тогда все ваши слова о тонкости обрядов и тп.? Странность с вашей стороны здесь проглядывает ))) Да и в какого Христа? Этого? «Троица рядком сидит, - Сын одесную, а Дух Святый ошую Отца на небеси на разных престолах, - яко царь с детьми сидит Бог Отец, - а Христос на четвертом престоле особном сидит пред Отцем небесным». Edited November 19, 2012 by иером. Даниил Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1925 Posted November 19, 2012 В общем, понятно, похвалиться святыми Божьими человеками Старообрядческая Церковь 18, 19 и 20 веков не может. Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted November 19, 2012 Да и в какого Христа? Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша. Share this post Link to post
Olqa 13274 Posted November 19, 2012 Отец Даниил, спаси Господь, что пояснили, для чего весь разговор. Только жалко Сергея. У него надежды видимо имеются. Простите! Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted November 19, 2012 В общем, понятно, похвалиться святыми Божьими человеками Старообрядческая Церковь 18, 19 и 20 веков не может. Не хочет. Share this post Link to post
иером. Даниил 101 Posted November 19, 2012 (edited) Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша. Т.е. значит не в того, в которого верил протопоп Аввакум? Если так, то присоединяйтесь тогда к нам - мы верим точно так же ))) Или КРОМЕ ВЕРЫ в Сына Божия вы считаете важным для спасения еще что-то? Не хочет. Старообрядческими святыми Бог уже не прославляется. Это данность. Edited November 19, 2012 by иером. Даниил Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted November 19, 2012 Т.е. значит не в того, в которого верил протопоп Аввакум? Если так, то присоединяйтесь тогда к нам - ты верим точно так же ))) Или КРОМЕ ВЕРЫ в Сына Божия вы считаете важным для спасения еще что-то? Нет, но вы тоже для спасения не важны, зачем к вам присоединяться ? Тем более кощунствуете и надсмехаетесь над нашим священномученником. Посмейтесь и над Феодорой Морозовой которую то же отцы вашей церкви до смерти замучили. Давайте Даниил, чего уж там. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. (Матф.7:6) Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1925 Posted November 19, 2012 Когда уже Вы нам расскажете, что нас ждет. Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1925 Posted November 19, 2012 Феодору Алексей Михайлович чуть ли не сам пытал, строгал ее тело, а потом ее приказали бросить в подвал к крысам. Так она скончалась. Share this post Link to post
Людмила 18 705 Posted November 19, 2012 Нет, но вы тоже для спасения не важны, зачем к вам присоединяться ? Хочу поинтересоваться, а Пасху вы когда отмечаете, вместе с Православниым миром или католическим? Я в этом плане необразованная. Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted November 19, 2012 Когда уже Вы нам расскажете, что нас ждет. Христиане спасаються по вере в Христа независимо от дел закона. Вы же помните, какие бы женщины к Христу не подходили, но сокрушенно и с верой, Он говорил: "вера твоя спасла тебя". Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted November 19, 2012 Хочу поинтересоваться, а Пасху вы когда отмечаете, вместе с Православниым миром или католическим? Я в этом плане необразованная. Я то же не очень в этом плане образованный. Но у нас в церкви помню были такие "образованные", что в своей ереси по поводу пасхи (что что то там надо менять говорили, начитались, теории какие то ...) отпали от Церкви, став просто маленькой сектой "новопасхалистов". Поэтому я особо не задумываюсь. Простите Христа ради. Share this post Link to post
Вечно в пути (Светлана) 1925 Posted November 19, 2012 Христиане спасаються по вере в Христа независимо от дел закона. Вы же помните, какие бы женщины к Христу не подходили, но сокрушенно и с верой, Он говорил: "вера твоя спасла тебя". Как же тогда не спаслись те, кого мы считаем святыми 18-20 веков? Или не стали святыми, но спаслись? Share this post Link to post
Людмила 18 705 Posted November 19, 2012 Я то же не очень в этом плане образованный. Но у нас в церкви помню были такие "образованные", что в своей ереси по поводу пасхи (что что то там надо менять говорили, начитались, теории какие то ...) отпали от Церкви, став просто маленькой сектой "новопасхалистов". Поэтому я особо не задумываюсь. Простите Христа ради. Это что же, вы и Пасху не отмечаете? Share this post Link to post
иером. Даниил 101 Posted November 19, 2012 (edited) Нет, но вы тоже для спасения не важны, зачем к вам присоединяться ? Тем более кощунствуете и надсмехаетесь над нашим священномученником. Посмейтесь и над Феодорой Морозовой которую то же отцы вашей церкви до смерти замучили. Давайте Даниил, чего уж там. Любовь всегда призывает к объединению. Если этого желания нет, значит нет любви. А там, где нет любви, ни о каком спасении не может идти и речи. Конечно, вам хочется уровнять протопопа Аввакума с отцами православной церкви с его желанием убивать и мучить еретиков. Но даже из так любимого вами фильма "Раскол" очевидно, что протопопа Аввакума с Морозовой казнили вовсе не отцы (тут вы уже не раз пытаетесь под шумок обмануть) и даже не за их отступление от веры. А казнил их царь за то, что они на него, как государя воздвигали хулы и призывали к его свержению. Обвинения к ним выдвигались чисто политического характера. С раскольниками дело обстояло совсем иначе. Как мы видели, четвертовать православных они призывали именно за их веру. Edited November 19, 2012 by иером. Даниил Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted November 19, 2012 Это что же, вы и Пасху не отмечаете? "Празднуем. В первое воскресение по новолунии после дня весеннего раавноденствия" (ответил сейчас наш священник - иерей Вадим, настоятель храма в Самаре) Share this post Link to post
Сергий Мизов 7 Posted November 19, 2012 Любовь всегда призывает к объединению. Любовь это Бог. Я же не Бог, а простой прихожанин. Share this post Link to post
иером. Даниил 101 Posted November 19, 2012 (edited) Любовь это Бог. Я же не Бог, а простой прихожанин. А мы христиане, а не просто прихожане. Мы по мере сил пытаемся подражать Богу, который есть любовь. Сергей, я полагаю, что вы уже достаточно обрисовали психологический портрет раскольника-старовера. Судя по вашим ответам, вряд ли мы здесь услышим от вас что-либо вразумительное, поэтому предлагаю вам больше не тратить здесь на форуме свое и наше время. Ваши сообщения будут перенесены в соответствующий раздел в качестве иллюстрации к теме о расколе. Если будет желание, заходите сюда недельки через две, если будет что сказать по существу. Edited November 19, 2012 by иером. Даниил Share this post Link to post
Tampy 3135 Posted November 22, 2012 Простите, может, уже возникал такой вопрос, но разрешается ли православным посещать единоверческие храмы и молиться вместе с ними? И в каких источниках это можно поискать, если таковые имеются, конечно? Share this post Link to post
Ерёмин Андрей 4738 Posted November 22, 2012 Простите, может, уже возникал такой вопрос, но разрешается ли православным посещать единоверческие храмы и молиться вместе с ними? И в каких источниках это можно поискать, если таковые имеются, конечно? Понимаю, что Ваш вопрос прежде всего к о.Даниилу, но хочу показать на сколько он не прост. "Разрешается ли"? - разрешается. Вам ни кто не запрещает и ни кто не препятствует хождению в храм например - католиков. Даже по телевизору многие видели Патриарха Алексия II в католическом храме. Апостол Павел сказал - "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною." Вот посмотрите какие разногласия во взглядах на молитву в иноверческом храме между ведущим Богословом профессором Осиповым и почившим епископом Антонием митрополитом Сурожским философом и проповедником - смотрите на 1 минуте и 52 секундах записи - Хочу обратить внимание, что ни дерзаю высказывать свою точку зрения кто прав, а кто нет - ума не имею на это. Но просто обращаю внимание на противоречия и сложность вопроса. Share this post Link to post