Перейти к публикации
  • 0
Гость N

Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке?

Вопрос

Гость N

Я, многогрешный мирянин N, обращаюсь к братии Оптиной Пустыни с надеждой получить ответ (с доказательством) на нижеизложенные вопросы по поводу отношения Православной Церкви к музыкальному искусству.

 

 

I. Как должен христианин относиться к светской инструментальной музыке? (слово светская употребляю в значении не предназначенная для богослужения и не имеющая официально зафиксированной в нотной записи религиозной программы).

 

Во многих книгах(особенно средневековых) по вопросам религии я читал, что инструментальную музыку слушать, исполнять, тем более сочинять - грешно. В качестве аргумента приводились факты, что святые видели вдохновителей игры на музыкальных инструментах. С другой стороны, царь Давид призывал славить Господа на самых разных инструментах (см. Псалом 150) и сам воплощал это на практике. Известно также, что ранние христиане использовали инструменты на богослужении.

 

 

Теперь о светских композиторах. Петр Ильич Чайковский (1840 - 1893) вначале был скептиком, но после многих жизненных испытаний уверовал. Он писал "Я чувствую, что начинаю уметь любить бога, чего прежде я не умел. Сомнения еще посещают меня; я все еще пытаюсь иногда своим слабым и жалким умом постигнуть непостижимое, но все громче и громче начинает доходить до меня голос божественной правды. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том. что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня премудростью божьею. Я часто со слезами молюсь ему (где он, кто он?—я не знаю, но знаю, что он есть) и прошу его-дать мне смирение и любовь, прошу его простить меня и вразумить меня, а главное, мне сладко говорить ему: господи, да будет воля твоя, ибо я знаю, что воля его святая. Еще скажу Вам, милый друг, что часто, вдумываясь в свою жизнь, я начинаю видеть перст божий, явно указывающий мне-путь мой и оберегающий меня от бедствий. Почему вышней воле нужно оберегать именно меня, этого я не знаю. Хочу быть смиренным и не считать себя избранником, ибо бог все свои творения любит одинаково, но я знаю только, что бог хранит меня, и нередко я проливаю слезы благодарности за все его бесконечные милости. Но этого мало. Я хочу приучить себя думать, что если наступают бедствия, то и они в сущности ведут к благу. Я хочу любить бога всегда: и тогда, когда он посылает мне счастье, и когда наступят испытания. Ибо где-нибудь да должно быть то царство вечного счастья, к которому мы тщетно стремимся на земле. Наступит час, когда разрешатся все недоступные нашему уму вопросы и когда мы поймем, почему бог находит нужным посылать нам испытания. Мне хочется верить. что есть будущая жизнь. Когда хотение обратится в факт, тогда я буду счастлив, насколько счастье на земле возможно." (Письмо Н. Ф. фон Мекк от 16/28 марта 1881 г.)

 

Программа его 5-й симфонии (1888), записанная в дневнике, опубликованном в прошлом веке, говорит об отражении в данном произведении религиозных переживаний автора. Вместе с тем не ясно, избавился ли он от пагубной страсти мужеложства, имевшей место в его жизни (судя по документам). Более вероятно, что избавился (тоже по документам) Так, знаменитая 6-я его симфония ("Патетическая") посвящена племяннику Давыдову, и некоторые музыковеды склонны видеть в ней его чувства к племяннику, будто бы бывшие проявлением вышеуказанной страсти (что не доказано). С другой стороны, есть свидетельства других, более посвящённых в его творчества, что он изобразил в симфониии свою жизнь. Между прочим, на титульном листе этого сочинения он написал "Господи, благослови", а в конце - "Господи, благодарю Тебя!!!!". Просто так, я думаю он бы это не написал. Многих озадачивал скорбный финал симфонии, будто бы выражавший предчувствие смерти (он умер через 2 месяца после окончания этого произведения), а то и суицидные намерения (последняя версия абсолютно несостоятельна). Вместе с тем он написал несколько сочинений с ярко выраженными страстными мотивами, напр., увертюру "Ромео и Джульетта" (1869 -1880).

 

 

Ещё вопросы (с учётом вышеизложенного),

 

II. 1) Имеет ли инструментальная музыка страстный характер, способна ли она привести человека к греху, или, напротив носит характер Божественный и способна привести человека к Богу? 2) И можно ли слушать балетную музыку?

 

III. Надо ли относиться к Чайковскому с насторожением

1) если нет данных, что он причащался (хотя много ходил в церковь) и перед смертью не смог сделать это, будучи в бессознательном состоянии и

2) если есть данные о его мужеложстве.

 

 

IV. Как относится церковь к творчеству Александра Николаевича Скрябина?

 

V. Как надо относиться к католическим и протестантским композиторам?

 

 

Заранее благодарю за внимание. Прошу прощения, если в чем-то ошибся.

N. 22.11.2011.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рекомендованные сообщения

  • 0
Гость KLM

Вам, N, ну очень что-то хочется получить какую-то санкцию на прослушивание музыки, какое-то даже право. То что кто-то из святых или людей высокой духовной жизни в прошлом положительно высказывался о классической музыке, вовсе не означает, что она играла заметную или вообще какую-то роль в их личной христианской жизни. Вы не допускаете, что люди из духовного сословия соприкасаются с музыкой иногда по пастырским соображениям, иногда в силу особенностей их церковного послушания? Мне что-то с трудом представляется, что, например, патриарх, при всей его занятости, после совершения Божественной Литургии, сядет к себе в машину и начнет "балдеть" под Гайдна, простите. Если человек искренне стремится к духовному в лоне Церкви Христовой, то все остальное, даже самое прекрасное и возвышенное, что преподносит мир, начинает отходить для него на второй план, терять прежнюю привлекательность, отлетать как ступени от ракеты. Что и подтвердили Ваши респонденты по теме, делившиеся своим опытом. Это общий принцип. Но каждый человек идет своим темпом, своим ходом. Конечно, к тем, кто уже полжизни или большую ее честь прожил в сфере искусства и пришел к Богу трудно менять сферу профессиональной деятельности и, думается, очень мудро поступают пастыри, не благословляя их совсем бросать. Так что, Ваши ссылки на некоторых иерархов и деятелей искусства, в том контексте, что раз они это делают, то значит это не так уж плохо, представляются не совсем корректными. Кстати, композитор Г. Свиридов на склоне лет признался, что почуствовал себя русским композитором только после того, как смог приступил к сочинению духовной музыки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость N

Проведу штурм основных положений этой работы.

"Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4, 4), - сказал Господь. Действительно, слово Божие - наша драгоценная, спасительная пища. А способно ли питать душу человека слово художественное? И какова эта пища, помогает ли она духовному росту, или; наоборот, содержит в себе яд? Какое место занимает художественное творчество в достижении главной христианской цели - просветления, обожения, спасения души?

 

Проблема соотношения церковного мировоззрения и художественного творчества возникла с началом Нового времени, когда пути Церкви и культуры решительно разошлись. Подобные вопросы не стояли перед современниками преподобного Андрея Рублева, создававшего иконы в посте и молитве, отражавшего горний мир духовных реальностей, не привносящего ничего "от себя", но бережно слушающего Вечность.

 

Сегодня можно встретить самые разные точки зрения на эту проблему. Понятно, когда апологетами абсолютной ценности мирской культуры выступают люди, сами причастные к этой сфере, в их рассуждениях мы нередко находим полное приятие всего, выходящего из-под пера художника-"демиурга", "творца-соработника Бога".

 

________________________________________

1 Письмо архимандрита Игнатия К. П. Брюллову от 27 апр. 1847 г. // Русская ста-рина. 1900. Сентябрь. Приложение. С. 163.

________________________________________

 

Наиболее последовательно подобный взгляд был изложен Н. Бердяевым, говорившим об омертвении современного христианства, парализующего творчество, и положившим в основу своей религиозной философии культ творчества как силы, оправдывающей человека. "Творческий акт есть самооткровение и самоценность, не знающая над собой внешнего суда", - писал он, утверждая, что "культ святости должен быть дополнен культом гениальности" и что "искусство может быть искуплением греха".2 Как ни удивительно, подобные воззрения получают свое развитие и в трудах некоторых церковных лиц. Так, например, богослов игумен Иоанн (Экономцев) в книге "Православие. Византия. Россия" заявляет, что "творчество, в сущности, и есть... наше уподобление... Богу", и призывает отказаться от суеверного страха перед возможной демонической природой творчества, ибо "истинное творение всегда от Бога, даже если сам автор не сознает этого и даже если мы порою находим его соблазнительным и нечестивым". Более того, из рассуждений автора можно заключить, что творческая энергия приравнена, по существу, к очищающей силе Божественной благодати. "Состояние творческого экстаза, - пишет он, - есть состояние обожения, и в этом состоянии творит уже не человек, а богочеловек (? - А. А.)", и поэтому личные слабости и прегрешения Пушкина "перестали существовать, они сгорели в очистительном огне творчества так же, как сгорают грехи святых подвижников в их молитвенном подвиге".5 Т. е. получается так: если хочешь спастись, то молись и кайся, а если это затруднительно, то можно довести себя до творческого экстаза и написать пару каких-нибудь, например, "Гавриилиад" (это только профанам они покажутся нечестивыми и соблазнительными, а на самом деле явятся "истинными творениями"), и в этом творческом пламени сгорят все твои прегрешения!

 

Никто не спорит (даже Рафаил Карелин), что творчество есть сублимация страстей, их облагорожение, на определённом уровне полезное. Насчёт "Гаврилиад" скажу, что Пушкин потом покаялся и написал много стихов, в которых воспел Православную Веру, и эти стихи, написанные в зрелости человеком, в молодости бывшим вольтерианцем, могут других вольтерианцев, для которых Александр Сергеевич является авторитетом, привести к размышлению о пользе Православия. Так и с другими. А насчёт композиторов - я знаю, что почти все они были христианами.

 

С другой стороны, схиархимандрит Софроний (Сахаров), тоже наш современник, целую главу в своей книге "Старец Силуан" назвал "О четырех видах воображения и об аскетической борьбе с ними". Автор утверждает: "Мир человеческой воли и воображения - это мир „призраков" истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение есть проводник демонической энергии". Для того чтобы достичь истинного богословия и истинно богоугодной жизни, необходимо преодолеть такие виды проявления воображения, как художественное творчество, научная работа, философское искание. "Божественные созерцания даются человеку не тогда, когда он их, и именно их, ищет, а тогда, когда душа сойдет во ад покаяния и действительно ощутит себя хуже всякой твари".4

 

Непонятно, зачем старец Софроний рекомендовал Арво Пярту не отрекаться от музыки, а продолжать композиторскую работу во славу Божию. Кроме того, один иеромонах сказал, что абстрактное воображение - тоже дар Божий и человек должен думать, угодно ли Богу то, о чём он (человек) думает и не должен принимать своё воображение за абсолютную истину. Если это спроецировать на творчество, я скажу, что не следует принимать его за абсолют.

 

Так что же все-таки являет собой, с христианской точки зрения, творческая личность? Существует ли в православной Церкви четкий, внятный, определенный взгляд на проблему творчества? Да, такой взгляд существует, он изречен через святых отцов, подвижников веры и благочестия.

________________________________________

2 Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.. 1989. С. 386. 395.447.

3 Иоанн (Экономцев), игумен. Православие. Византия. Россия. М., 1992. С.180-182, 186, 192.

4 Старец Силуан: Жизнь и поучения. М.. 1991. С. 140. 141, 153.

________________________________________

 

Отдельные суждения по этой теме встречаются, например, у оптинских старцев. Но среди святых отцов, просиявших в Новое время, наиболее полно и многосторонне разработал интересующий нас вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский.

 

Владыка Игнатий был тесно связан с миром русской культуры.

Сам он был личностью творчески одаренной, и его литературно-поэтические дарования привлекали внимание Пушкина, Крылова, Батюшкова, Гнедича. Впоследствии друзьями и корреспондентами святителя Игнатия были Глинка, Брюллов. Турчанинов. В творениях и письмах Владыки мы находим суждения, касающееся всех видов художественного творчества.

 

Изрядно стершимся словам "художественное дарование", "талант" Владыка возвращает их первоначальный смысл. Он пишет: "Все дары Бога человеку достойны уважения. Дар слова несомненно принадлежит к величайшим дарам. Им уподобляется человек Богу, имеющему Свое Слово". Для чего же дается человеку талант? "Божественная цель слова в писателях, во всех учителях, а паче в пастырях - наставление и спасение человеков. Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и спасения в средство развращения и погубления!".5

 

Дар этот мыслится Владыкой как способность отчетливо излагать мысли, как владение формой, техникой слова. Его не следует смешивать с "вдохновением", порождающим у художника некие конкретные переживания, образы, картины. Источник этого вдохновения очень часто далеко не божественный. Сквозь все творения Владыки проходит мысль о "падшести" человеческой природы, о зараженности человека грехом, очищение от которого через молитву и покаяние и составляет главную цель усилий христианина. Мысль святителя проста и ясна: до тех пор пока в душе художника живет доброе и злое, светлое и темное, - на всем, что выходит из-под его пера, неизбежно будет лежать отпечаток неизжитого греха, непобежденных страстей. Напомним классические строки. сказанные по поводу книги Гоголя, но применимые, конечно, к любому художественному произведению: "...Сперва очищение Истиною, а потом просвещение Духом. Правда, есть и у человека врожденное вдохновение, более или менее развитое, происходящее от движения чувств сердечных. Истина отвергает это вдохновение как смешанное, умерщвляет его, чтоб Дух, пришедши, воскресил его в обновленном состоянии. Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро, смешанное со злом...".6

________________________________________

5. Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 187 5. С. 27. (В дальнейшем-"Письма... к Антонию Бочкову").

6 Игнатий (Брянчанинов), св. Сочинения. Т. 7. Письма. М., 1993. С. 321.

________________________________________

 

Феофан Затворник писал, что стремление к изящному есть одно из проявлений духовности. Я во многих письмах говорил (не по своим мыслям!), что в художественных произведениях разное соотношение духовности и душевности: иконы Андрея Рублёва духовнее, чем стихи Александра Пушкина. Но не все готовы к концентрированной духовности. Лучше принять её в разбавленном виде, чем не принять вовсе.

 

В размышлениях Владыки Игнатия о мирской культуре отчетливо выделяются два момента: во-первых, культура преуспела в изображении зла и страстей и, во-вторых, оказалась неспособной адекватно отражать духовные реальности. Владыка пишет: "Люди одаренные по природе талантом, не понимают, для чего им дан дар, и некому объяснить им это. Зло в природе, особливо в человеке, так замаскировано, что болезненное наслаждение им очаровывает юного художника, и он предается лжи, прикрытой личиною истинного со всею горячностию сердца. (...) Большая часть талантов стремилась изобразить в роскоши страсти человеческие. Изображено певцами, изображено живописцами, изображено музыкою зло во всевозможном разнообразии. Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут".7

 

 

Не столько культура преуспела в изображении зла, сколько тянулось к нему светское общество. Не думаю, что если бы на балу кто-то заиграл финал Патетической Симфонии Чайковского, все бы обрадовались. Об отображении духовных реальностей - оно перешло с духовного уровня на душевный, о последнем я писал в предыдущем комментарии.

 

Мирская культура, кроме того, оказывается не в состоянии дать человеку истинное представление о мире, бытии, что особенно заметно, когда она пытается говорить о духовных реалиях. Художник, не способный или не желающий принять христианское мировоззрение, догматику, антропологию, подменяет их своими интерпретациями и, таким образом, подменяет отражение мира Божьего картинами иллюзорной, сочиненной, придуманной действительности. Литераторы светские, пишущие о духовных предметах, говорит Владыка в одном из писем к игумену Антонию (Бочкову), "постоянно ниспадают в свое чувственное и святое духовное переделывают в свое чувственное. Душа не находит в них удовлетворения, пищи. Как прекрасен стих в „Аббадоне" Жуковского! И как натянуто чувство! Очевидно: в душе писателя не было ни правильного понимания описываемого предмета, ни истинного сочувствия ему. По причине неимения истины он сочинил ее для ума и для сердца, написал ложную мечту, не могущую найти сочувствия в душе (...) благочестивого читателя"8.

 

А в другом малоизвестном письме к одному иноку встречаем еще более сильные строки: "Мне очень не нравятся сочинения: ода „Бог", преложения Псалмов все, начиная с преложений Симеона Полоцкого, преложения из Иова Ломоносова, все, все поэтические сочинения, заимствованные из Священного Писания и религии, написанные писателями светскими. Под именем светского разумею не того, кто одет во фрак, но кто водится мудрованием и духом мира. Все эти сочинения написаны из ..мнения", оживлены „кровяным движением". А о духовных предметах надо писать из „знания", содействуемого „духовным действием", т. е. действием Духа. (...) Оду „Бог", слыхал я, с восторгом читывал один дюжий барин после обеда, за которым он отлично накушивался и напивался. Бывало, читает и слюна брызжет изобильно на всех и все, как картечь из крупнокалиберного единорога... Приличное чтение после сытого обеда!

________________________________________

7 Игнатий (Брянчанинов), св. Христианский пастырь и христианин художник // Москва. 1993. N 9, С. 169.

8. Письма... к Антонию Бочкову. С. 29

________________________________________

 

Верен, превелик восторг, производимый обилием ростбифа и шампанского, поместившихся во чреве! Ода написана от движения крови, - и мертвые занимаются украшением мертвецов своих! Не терпит душа моя смрада этих сочинений! По мне, уже лучше прочитать, с целью литературною, „Вадима", „Кавказского пленника", „Переход через Рейн": там светские поэты говорят о своем - и в своем роде прекрасно...".

 

О преломлении духовности я уже говорил. Всё это к тому же и сводится. Многие через эти сочинения приходили к Вере. И я должен сказать, что большое видится на большом расстоянии. Дело барское - где читать оду Державина. Вряд ли Бог примет такое. Я думаю, что деление культуры на светскую и духовную во многом искусственно и не до конца правомерно: там были одни художественные направления: барокко, классицизм и так далее. Симеон Полоцкий, ко всему прочему, был не светским, а духовным лицом - иеромонахом. Димитрий Ростовский ставил в театре пьесы в стиле барокко - и это не помешало его канонизации.

 

Казалось бы, последняя фраза дает надежду на некоторое все же приятие Владыкой мирской культуры. Но следующая строка разрушает эту надежду: "Благовестие же Бога да оставят эти мертвецы!". В иерархии христианских ценностей эти писатели и поэты остаются все-таки "мертвецами". Следуя мысли Владыки, можно сделать вывод, что русская классическая культура - Ломоносова, Державина, Пушкина, Лермонтова, Жуковского - это культура, формирующая у читателя ложное мировоззрение. Не знают они, светские писатели, продолжает Владыка Игнатий, "какое преступление: преоблачать духовное, искажать его, давая ему смысл вещественный! Послушались бы они веления Божия „не воспевать песни Господней на реках Вавилонских". Кто на реках Вавилонских, и не отступник от Бога Живаго, на них тот будет плакать".9

 

Теперь становится вполне понятным, почему в перечень основных страстей и грехов Владыка включил пункт "Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века" (имеется в виду тщеславие самого художника, творца этих искусств), а в список добродетелей поместил следующую: "Отвержение премудрости земной как непотребной для неба".10

 

Лука Крымский не считал их мертвецами. Многие каялись, приносили потом плоды покаяния в своём же творчестве. А кто-то и в самом деле оставался мертвецом.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость N

Обратимся к другому моменту, касающемуся самой онтологии художественного творчества. Здесь мы тоже встречаемся с рядами диаметрально противоположных мирских и духовных ценностей, с той поистине глубочайшей пропастью, которая разделяет путь художника и путь христианина. В самом деле, в светской культуре более всего ценится воображение писателя, сила художественной выразительности, яркая образность, оригинальность авторских идей и способа их выражения. Общепризнанны понятия "творческая индивидуальность", "мир художника" и т. п. Но послушаем вновь Владыку Игнатия, опирающегося в своих рассуждениях на многовековой святоотеческий опыт: "Все чада Вселенской Церкви идут к святыне и чистоте (...) умерщвлением чувств, крови, воображения и даже „своих мнений". Между умом и чистотою - страною Духа - стоят сперва „образы", т. е. впечатления видимого мира, а потом мнения, т. е. впечатления отвлеченные. Это двойная стена между умом человеческим и Богом. Из жизни образов в уме составляется плотской, а из мнений - душевный разум, неприемлющие веры, неспособные к живой вере (...). Потому-то нужно умерщвление и воображения, и мнений. Понимаешь ли, что мнение - прелесть?

 

________________________________________

11. Игнатий ( Брянчанинов), епископ. Из неизданных писем // Вестник Русского христианского движения. 1977..№ 121. С. 20-21.

10 Игнатий (Брянчанинов), св. Сочинения. Т. 1. Аскетические опыты. М., 1993. С.168, 173.

________________________________________

 

Эту прелесть Писание называет „лжеименным разумом" (Тим. 6, 20), т. е. произвольным ложным умствованием, присвоившим себе имя разума. Точное и правильное понятие о Истине есть „знание", знание - от видения, видение - действие Св. Духа. Когда нет знания истинного в уме, оно заменяется знанием сочиненным".

 

Творчество в секуляризованной культуре - это всегда самовыражение. Прежде всего важно и интересно то, что у художника "свое" и насколько ярко оно выражено. Но, с христианской точки зрения, что у человека действительно свое? Послушаем вновь строгие слова святителя: "Мы пали отвержением Божиего, оживлением своего; а свое у нас - ничтожество, небытие. (...) Устранив из себя Божие, оживив в себе свое, мы родили „смерть". Провести себя в небытие мы не в силах; но исказить свое бытие, сделать его худшим небытия, родить смерть - мы могли (разумеется, смерь душевную! Телесная пред душевной малозначительна (...)). Чтоб умертвить смерть, надо устранить из себя все свое, приведшее и хранящее смерть: в самоумерщвленного проникает дух, и, как Создатель, дарует ему „пакибытие"".11

 

Отсюда ясно, что воцерковление культуры - это возврат к тому положению, когда художник в слове, краске, звуке выражал не свое, но Божье, как это было в средневековой православной культуре Святой Руси. Но что это означает в личном плане для творческого человека, пришедшего к вере и воцерковившегося? Владыка Игнатий намечает определенные пути, на которых только и возможно соединение понятий "христианин" и "художник", и в своей работе "Христианский пастырь и христианин-художник" пишет: "Истинный талант, познав, что Существенно-Изящное - один Бог, должен извергнуть из сердца все страсти, устранить из ума всякое лжеучение, стяжать для ума Евангельский образ мыслей, а для сердца - Евангельские ощущения. Первое дается изучением Евангельских заповедей, а второе - исполнением их на самом деле (...). Когда усвоится таланту Евангельский характер - а это сначала сопряжено с трудом и внутреннею борьбою - тогда художник озаряется вдохновением свыше, тогда только он может говорить свято, петь свято, живописать свято (...). Чтоб мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себя, проникнуться им".12

 

Одному духовному лицу, писавшему стихи, Владыка советовал: "Займитесь постоянно и смиренно, устранив от себя всякое разгорячение, молитвою покаяния (...) из нее почерпайте вдохновение для писаний Ваших. Затем подвергните собственной строгой критике писания Ваши и, при свете совести Вашей, просвещенной молитвою покаяния, извергните беспощадно из Ваших сочинений все, что принадлежит к духу мира, что чуждо духу Христову.

________________________________________

11 Игнатий (Брянчанинов). епископ. Из неизданных писем. С. 19, 20.

12 Ишатий (Брянчпнинов), св. Христианский пастырь и христианин-художник С.169.

________________________________________

 

Горе смеющимся ныне! Это - слова Христовы! Это - определение, исшедшее от Бога! {...} Судя себя и рассматривая себя, Вы увидите, что каждое слово, сказанное и написанное в духе мира сего, кладет на душу печать свою, которою запечатлевается усвоение души миродержцу. Необходимо в таких словах, исторгнутых увлечением и неведением, покаяние".15

Итак, главнейший источник подлинного христианского творчества - глубочайшее личное покаяние, плач о своих грехах. И основанием такого творчества должно стать не самовыражение, но самоотвержение.

 

Но возможен ли этот, поистине узкий, путь - путь святости, который предлагает Владыка культуре и человеку Нового времени? Скажем лишь, что сам святитель Игнатий следовал именно этим путем, и мы можем сегодня лицезреть плоды его усилий. Его книга, названная строгим и суховатым словом "Аскетические опыты", на самом деле наполнена самыми разнообразными по жанру и стилю сочинениями, написанными прекрасным языком. Многие из них представляют собой своеобразные лирико-богословские эссе, стихотворения в прозе. Литературной форме, слогу, языку Владыка всегда придавал большое значение. Один слог, считал он, должен быть у статей о монашестве, другой - у статей богословских, третий - у работ о христианской нравственности и философии и т. д. Творчество Пушкина привлекало Владыку своей эстетической стороной: он ценил тщательность отделки, "чистоту слога", "ясность замысла" стихотворений поэта и признавался, что сам следует методу Пушкина, подвергая свои сочинения самому тщательному пересмотру, добиваясь ясности и легкости чтения.14

 

Говоря же о содержательной, сущностной стороне своих творений, святитель Игнатий неоднократно замечал, что не считает их в полном смысле слова "своими": "Не признаю эти сочинения принадлежащими мне. Они истекли из Отеческих Писаний и из милости Божией, а написать их даровано мне для пользы многих душ, следовательно, и для пользы души моей". Это сознание позволяло Владыке смотреть на "свои" труды действительно как бы со стороны и давать им такие высокие, но совершенно объективные оценки, как например: "Книга „Опыты" доставит существенную пользу желающим спастись (в последнее время)", она "становит внимательного читателя в разряд истинных православных христиан и дает ему решительное, одностороннее, спасительное направление".15 И не гордыня, а величайшее смирение явлено Владыкой в подобной позиции, диаметрально противоположной столь любимым поэтами вариациям на тему "я воздвиг себе памятник"...

Сохранилось драгоценное для нас свидетельство - запись Владыки о том, как создавалась одна из его работ.

________________________________________

15 Письма... к Антонию Бочкову. С. 28.

14 Игнатий. ( Брянчанинов), св. Сочинения. Т. 7. Письма. С. 327, 413, 437; Письма... к Антонию Бочкову. С. 29.

15 Игнатий ( Брянчанинов), св. Сочинения. Т. 7. Письма. С. 4.26-427, 433, 436.

________________________________________

 

Эта запись приоткрывает картину того, как действительно святое вдохновение посещает святого человека: "Получив письмо Ваше, я долго беседовал с ним: оно и поныне постоянно лежит на столике близ моей кровати. На ней провожу большую часть времени; одно у меня занятие - лежание: таков удел больного. Часто я перечитывал глубокое письмо (...). И вот на днях по обычаю один я в келии, по обычаю лежу: внезапно и живо представилось мне, что я на могиле Константина Федоровича (...). Овладело душою моею чудное, неожиданное вдохновение: вскакиваю с кровати, тороплюсь начертать на бумаге мысли. представшие мне в многочисленном (...) сонме. Когда я переводил их на бумагу - рука едва поспевала изображать то буквами, то кой-какими знаками и намеками кипящие ключом мысли, перемешивающиеся с еще более чудными (...) ощущениями. Потом я перечитал исчерканный листок, - вижу: это - не моя собственность. Отрадное, утешительное вдохновение низошло ко мне - не для меня одного: оно принадлежит Вам более, чем мне. Посылаю его Вам вместо красного яичка. Вы получите, прочитаете его в дни Святыя Пасхи. Пусть другие встречают праздник в шумных увеселениях: для Вас послужит услаждением „Слово из вечности". Это - беседа таинственно послышавшегося мне голоса".16

 

Конечно, для современного интеллигента, мало знакомого с православным вероучением, все сказанное Владыкой Игнатием о художественном творчестве может показаться слишком строгим, неприемлемым и даже шокирующим. Но слово Божие для мира сего всегда было "юродством" (I Кор. 1, 21). "Какие странные слова! Кто может это слушать?" - говорили самому Господу после Его проповеди, и, как свидетельствует евангелист Иоанн, "с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним" (Ин. 6, 60). Мы имеем, однако, убедительное свидетельство того. что мысли Владыки Игнатия на самом деле не были его личными воззрениями, но принадлежат Церкви. Вскоре после кончины Владыка явился в видении своему духовному чаду и изрек: "Все, что написано мною в книгах, все - истина".17

________________________________________

16. Избранные письма епископа (Брянчанинова). Машинопись. 1968. С. 350 (письмо № 330). "Слово из вечности" вошло в первый том "Аскетических опытов" под названием "Голос из вечности".

17 Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 1. С. ЗЗ6.

 

 

 

Источник: А. М. Любомудров

Святитель Игнатий (Брянчанинов) и проблема творчества //

Христианство и русская литература. - Сб. 2. - СПб., 1996. - С. 24 - 31.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Уважаемый N, мне показалось, что ваша основная проблема связана с творчеством и вы теперь в раздумии - творить дальше или умолкнуть. Здесь совет вам может дать только батюшка или вот творения святых отцов и книги, статьи, интервью современных богословов и просто людей, так или иначе думающих об этом.

Кстати, у актрисы Екатерины Васильевой сын раньше писал неплохую прозу, но оставил это дело, выбрав служение Богу в качестве батюшки и настоятеля одного из московских храмов.

Митрополит Иларион долгое время не занимался композицией и только по благословению Патриарха решился вновь приступить к этому делу, стараясь воспевать Бога. Получится ли у него, покажет время - современники всегда необъективны.

Отец Иоанн (Охлобыстин), между Богом и лицедейством, боюсь, окончательно выбрал земную славу.

 

Так что примеров, поучений, слов, рекомендаций - много. Думается, вам следует взять паузу и послушать свое сердце. Никто же ничего не требует от вас. Вы сами хотите сделать выбор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость N

Вы меня поняли очень правильно.

 

Я пока ничего не печатал и не буду говорить, сколько мне годов, чтобы не пугать народ.

 

Со священником я о музыке говорил, о творчестве - нет. Надо поговорить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Уважаемый N, в этом году пройдет уже 11-ый Пасхальный фестиваль, на нем должна быть обширная и интересная программа (как обещают) и симфоническая, посвященная творчеству Сергея Прокофьева, и хоровая с исполнением духовной музыки и др. Сходите, посмотрите, не бойтесь, на костер Вас за это никто не потащит :smile300:

 

А вот что говорит митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Иларион: "Взаимодействия между церковью и культурой тесные, теплые. Взаимодействия являются велением времени. Я думаю, что Московский Пасхальный фестиваль, который уже в одиннадцатый раз будет проводиться, является прекрасным примером взаимодействия между Церковью и культурой и вообще примером доброго сотрудничества всех здоровых сил нашего общества."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Вы меня поняли очень правильно.Я пока ничего не печатал и не буду говорить, сколько мне годов, чтобы не пугать народ.Со священником я о музыке говорил, о творчестве - нет. Надо поговорить.

Уважаемый, N для каждого человека подход, в решении этого вопроса, индивидуален.В зависимости от многих личностных особенностей можно предположить, полезно или нет , конкретному человеку, то или иное занятие.Одному творчество может принести пользу и помочь в спасении души, другому, то же занятие, может быть пагубным и погибельным в итоге.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость N

Спасибо. Полностью согласен с вами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость николай

вопрос очень актуален, т.к. современная музыка, как разбойник способна врываться в дома, кажется старца Зосиму( фамилию не помню) в камере мучили слушанием музыки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость KLM

Не удержусь, добавлю. В одной церковной газете прочитал, что одну монахиню бесы отвлекали от Иисусовой молитвы звуками симфонического оркестра.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
А вот что говорит митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Иларион: "Взаимодействия между церковью и культурой тесные, теплые. Взаимодействия являются велением времени. Я думаю, что Московский Пасхальный фестиваль, который уже в одиннадцатый раз будет проводиться, является прекрасным примером взаимодействия между Церковью и культурой и вообще примером доброго сотрудничества всех здоровых сил нашего общества."

 

Это так важно сегодня! Доброе сотрудничество всех здоровых сил общества!

 

И вопрос очень важный - как относиться к светской музыке, да и к искусству вообще - с одной стороны, - искус - везде и во всем - а с другой стороны, отвернуться ото всего, что почитается светским = недуховным?, живя в современных городах, да и еще детей так воспитать, не уходя при этом в леса и землянки - реально ли это?

 

Тем более, что и вопрос еще тот - что отнести к духовному, а что нет, да еще и где? в светском искусстве! которое само по себе является воплощенной квинтэссенцией человеческого, суть преходящего, восприятия гармонии и красоты, В КОТОРОМ МЫ НЕУСТАННО ИЩЕМ, И ТАКИ НАХОДИМ! БОЖЕСТЕННУЮ ГАРМОНИЮ И КРАСОТУ!

 

И стремление это в человеке вечно, видеть прекрасное и созидать его, искать его и стремиться к нему, вдохновляться и находить умиротворение в гармонии и красоте, а то, что и искушений на этом пути больше, чем где бы то ни было - так оно и есть, наверное!

 

Поразмысливши над этим вопросом, запутавшись и засомневавшись во всем, как путеводную нить выбираю для себя слова Иоанна Лествичника из ЛЕСТВИЦЫ, которые и привожу здесь еще раз:

 

58. Часто один и тот же грех, будучи сделан одним человеком, заслуживает сторично большее наказание, нежели когда он сделан другим, судя по нраву согрешившего, по месту, где грех случился, духовному возрасту, в котором был согрешивший, и по многим другим причинам.

 

59. Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролил источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения.

 

60. Так должны мы поступать и при слушании песнопений и песней. Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполняются чистейшего утешения, любви божественной и слез; между тем как в сластолюбивых возбуждаются совсем противные чувства.

 

http://azbyka.ru/tse...ali15-all.shtml

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
. Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролил источник слез. Поистине удивительное зрелище!

Ну, что же Вы, Лариса такие тайны выдаете? :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость N
Это так важно сегодня! Доброе сотрудничество всех здоровых сил общества!И вопрос очень важный - как относиться к светской музыке, да и к искусству вообще - с одной стороны, - искус - везде и во всем - а с другой стороны, отвернуться ото всего, что почитается светским = недуховным?, живя в современных городах, да и еще детей так воспитать, не уходя при этом в леса и землянки - реально ли это?Тем более, что и вопрос еще тот - что отнести к духовному, а что нет, да еще и где? в светском искусстве! которое само по себе является воплощенной квинтэссенцией человеческого, суть преходящего, восприятия гармонии и красоты, В КОТОРОМ МЫ НЕУСТАННО ИЩЕМ, И ТАКИ НАХОДИМ! БОЖЕСТЕННУЮ ГАРМОНИЮ И КРАСОТУ!И стремление это в человеке вечно, видеть прекрасное и созидать его, искать его и стремиться к нему, вдохновляться и находить умиротворение в гармонии и красоте, а то, что и искушений на этом пути больше, чем где бы то ни было - так оно и есть, наверное!Поразмысливши над этим вопросом, запутавшись и засомневавшись во всем, как путеводную нить выбираю для себя слова Иоанна Лествичника из ЛЕСТВИЦЫ, которые и привожу здесь еще раз:58. Часто один и тот же грех, будучи сделан одним человеком, заслуживает сторично большее наказание, нежели когда он сделан другим, судя по нраву согрешившего, по месту, где грех случился, духовному возрасту, в котором был согрешивший, и по многим другим причинам.59. Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролил источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения.60. Так должны мы поступать и при слушании песнопений и песней. Боголюбивые души, когда слышат пение мирских или духовных песен, исполняются чистейшего утешения, любви божественной и слез; между тем как в сластолюбивых возбуждаются совсем противные чувства.http://azbyka.ru/tse...ali15-all.shtml

 

Полностью согласен с Вами и подписываюсь под каждым словом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость N
Не удержусь, добавлю. В одной церковной газете прочитал, что одну монахиню бесы отвлекали от Иисусовой молитвы звуками симфонического оркестра.

 

Теперь надо отвратить православных людей от музыки? Вряд ли. Всё можно использовать как во славу Божию, так и против её.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость KLM

Нет. Это я к тому, что есть все же люди, кому она может уже повредить. Кому-то нужна, кому-то меньше, кому-то совсем чуть-чуть, кто-то уже вовсе без нее обходится и отошел от нее в силу своего возраста духовного, а для кого-то, если он вернется к музыке снова это может быть падением и принести духовный вред (повторюсь: не имются в виду лица, которым даны особые послушания, связанные с музыкой или в силу их пастырских и миссионерских обязанностей). Мир православия разнообразен. Призываю просто не стричь всех под одну гребенку. Главное идти вперед по силам и со смирением. Простите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость KLM

Дорогой N, Вам не попадалась на глаза книга " О таланте и смысле жизни. В чем тайна одаренности?" Москва, Даниловский благовестник, 2009. Это сборник статей современных известных авторов на тему что такое талант, как он связан со смыслом нашей жизни, может ли талант быть опасным для человека, надо ли его развивать, и если надо - то для чего? и т. д. В частности, Игумен N. в своем разделе, как мне представляется, весьма убедительно показывает, что в творчестве известных представителей искусства как отечественных, так и зарубежных 18-20 вв., присутствовал элемент сотворчества с темными силами. А ведь эти представители искусства (не буду называть имен, они на слуху) на фоне современной панк-рок-поп-авангард-и т.д. культуры кажутся нам чем-то благопристойным, авторитетным и достойным подражания. Все-таки, творчество вещь серьезная и, думается, не для всех безопасная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Лекцию на дысь от Осипова послушал по "Спасу", он в конце про музыку говорил. Де, душа человека музыкальна - воспринимает музыку как питание,по этому очень осторожно нужно вскармливать её этими шедеврами, что бы не отравить. Если музыка будет не в унисон душе,то можно вред нанести не малый. Сто лет назад в Китае за написание не канонической музыки композиторов живьём закапывали...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Ой, а вот мнение И.С. Баха о музыке ( правда, неизвестно, что бы он сказал о современной инструментальной музыке :rolleyes: )

 

"Музыка — это служение славе Божьей и освежение духа. А где это не принимается во внимание — там шум и дьявольская болтовня"

И.С.Бах (1738 г.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Ой, а вот мнение И.С. Баха о музыке ( правда, неизвестно, что бы он сказал о современной инструментальной музыке :rolleyes: )"Музыка — это служение славе Божьей и освежение духа. А где это не принимается во внимание — там шум и дьявольская болтовня"И.С.Бах (1738 г.)

Это не считается... Он сам композитор - всяк кулик... :rolleyes:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость KLM

Дорогой N., ну куда же Вы пропали? Без Вас уже как-то не так. Учредите еще какую-нибудь тему, пообсуждаем. Например, о церковной музыке. Кто Ваш любимый церковный композитор? Мне, например, нравится П.Г. Чесноков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0
Гость N

Дорогие друзья!

 

Я никаких обетов не давал, просто был очень занят и не имел доступа к Интернету.

 

Насчёт любимых церковных композиторов: я не слишком в этом компетентен (как любитель), но всё-таки назвал бы Сергея Рахманинова.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
  • 0

Думаю, что музыка не дожна вызывать уныние или плохое настроение, как это бывает при слушании хард-рока или подобного. А почти вся светская музыка к этому ведет. От церковного песнопения никогда не бывает уныния.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...