Jump to content
sasha

6-7.1 Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума

Recommended Posts

rozhdestvo.jpg

Андрей Рублев. Рождество Христово.

Благовещенский собор Московского кремля

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Tropar-5b801d.mp3

Текст службы: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Текст службы

 

Всенощное бдение на праздник Рождества Христова состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Перед его началом бывает благовест и «трезвон во вся».

Великое повечерие состоит из 3-х частей. Каждая часть начинается чтением Приидите, поклонимся и завершается особой молитвой.

Великое повечерие совершается следующим образом. Священник с диаконом, облачившись, творят начало, как во все Господские праздники. Открываются царские врата, и диакон, подав священнику кадило, со свечой в руке выходит на солею, После возгласа священника: «Благословен Бог наш...» чтец читает обычное начало и прочее последование великого повечерия. В это время священник вместе с диаконом совершает полное каждение храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата закрываются.

Первая часть великого повечерия подобна той части утрени, на которой читается вначале шестопсалмие, затем поется Бог Господь с тропарями и стихословятся кафизмы с седальнами и ектениями. Это сходство свидетельствует о том, что великое повечерие возникло на основе шестопсалмия и расширилось впоследствии до трехчастного состава.

После обычного начала читаются шесть псалмов: 4-й, 6-й, 12-й, и затем псалмы 24-й, 30-й и 90-й.

Хор поет С нами Бог.

Чтец читает прочие стихи (до 20-го стиха: Отец будущего века).

Хор припевает к каждому стиху: Яко с нами Бог и после конечного стиха заключает пением: С нами Бог.

Чтец: День прешед, Верую. Затем — Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных, Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел молите и т.д.

Далее — Трисвятое по Отче наш.

Вместо тропарей: Просвети очи мои, Христе Боже и других хор поет тропарь праздника (царские врата на время пения тропаря открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву св. Василия Великого: Господи, Господи.

К первой части примыкает краткая вторая часть повечерия, которая по своему содержанию является покаянной.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы: 50-й, 101-й и молитву Манассии, Трисвятое по Отче наш. Вместо тропарей: Помилуй нас, Господи, помилуй наси других хор поет кондак праздника (царские врата на время пения кондака открываются).

Чтец: Господи, помилуй (40), Честнейшую и заключительную молитву: Владыко Боже Отче Вседержителю.

Третья часть состоит из славословий и хвалы Богу и святым угодникам Божиим. Она подобна той части утрени, во время которой поется канон.

Чтец: Приидите, поклонимся, псалмы 69-й и 142-й, и читается вседневное славословие. Затем бывает выход на литию при пении стихир праздника (обычное окончание великого повечерия здесь опускается). После литии – стиховные стихиры праздника. По Ныне отпущаеши тропарь праздника (трижды), благословение хлебов и псалом 33-й.

Утреня.

После шестопсалмия, на Бог Господьтропарь праздника (трижды), затем – кафизмы и полиелей.

По полиелее — величание: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

Степенна -1 антифон 4 гласа От юности моея.

Прокимен, гл. 4: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.

По 50-м псалме вместо Молитвами поется: Слава: Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы. И ныне — то же, но конец:Христос родися в Вифлееме. Помилуй мя, Боже и стихира: Слава в вышних Богу, и на земли мир! Днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.

Канонов — два: св. Космы Маиумского — с ирмосом на 8 и св. Иоанна Дамаскина — на 8 (ирмосы по дважды).

Вместо Честнейшую – припев 9-й песни: Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу. И ирмос:Таинство странное вижду и преславное.

К каждому тропарю первого канона припеваются свои припевы, ко второму канону припев: Днесь Дева раждает Владыку... Катавасия 9-й песни — ирмос второго канона: Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь. (Тот же ирмос в русском переводе М. Скабаллановича: Удобнее нам было бы по страху (из опасения, как бы не оскорбить Божию Матерь недостойными хвалами), предпочесть молчание, как дело безопасное; по любви же к Тебе, Дева, составлять стройно сложенные песни трудно; но Ты, и Мать, дай силу (к песням), поскольку есть (у нас) усердие).

Этот же ирмос (Любити убо нам) вместе с первым припевом 9-й песни является задостойником на литургии. По 9-й песни — светилен: Посетил ны есть свыше (трижды).

На хвалитех - стихиры праздника.

Поется Великое славословие, по Трисвятом - тропарь праздника.

В конце утрени – праздничный отпуст И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Поются антифоны праздника

Входный стих — праздника: Из чрева прежде денни́цы роди́х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты — иерей во век по чину Мелхиседе́кову.

По входе — тропарь праздника. Слава, и ныне кондак праздника

Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»

Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — праздника.

Вместо Достойно поется задостойник праздника — припев: Величай, душе́ моя и ирмос: Люби́ти убо нам (и до отдания праздника Рождества Христова).

Отпуст в конце Литургии — как на утрене.

По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, Слава, и ныне кондак праздника и, по обычаю, величание.

От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений — ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»).

 

С 26 по 30 декабря - попразднство Рождества Христова.

31 декабря - отдание праздника Рождества Христова.

Share this post


Link to post

О Рождестве

26277.p.jpg

Святоотеческое наследие

Проповеди

Богослужение

Книги

Стихи, рассказы

26281.p.jpg
Традиции

Вопросы священнику

Иконография

Храмы

Share this post


Link to post

С Рождеством Христовым! Здоровья, радости и Божьей помощи во всем!

Share this post


Link to post

Уважаемые пользователи форума, администрация и все православные христиане, хочу всех поздравить со светлым праздником Рождества Христова!!! :69: :69: :69:

 

Спасибо за столь богатую информацию, с которой можно ознакомиться на страницах форума!

Share this post


Link to post

Дорогие форумчане и гости форума, Поздравляю всех с Рождеством Христовым!!!

 

Милостей и Благ от Господа, здоровья, любви, радости, храни вас всех Господь!!!

 

Была на ночной службе в нашем храме, такая благодать!!!

 

969a9a387e19.gif

Share this post


Link to post
Guest Владимир

Того, Кто вечно был и есть,

Рождает миру Дева днесь.

И Неприступному Ему —

Непостижимому уму

Земля нашла уже приют.

И в небе ангелы поют,

И пастухи спешат с холма,

И пред Звездой теснится тьма,

А за Звездой идут волхвы.

И в эту ночь познали мы,

Как ради нас родиться мог

Младенец — Он же вечный Бог.

 

Зажглась звезда. Христос родился!

И мир любовью озарился!

Пусть счастье входит в каждый дом!

С прекрасным Светлым Рождеством!

 

Мира, любви, добра, счастья Вам дорогие форумчане и вашей семье.

Share this post


Link to post

Дорогии форумчане и гости форума с Рождеством Христовым!Мира,добра и радости всем!Слава Господу нашему,Слава Ему!

Share this post


Link to post

Слава в вышних Богу!..и на земли мир!.. в человецех благоволение!!!

post-961-22538_thumb.gif

Share this post


Link to post

Из "Рождества Христова" митрополита Вениамина (Федченкова), из главы " Святой Вонифатий и святой Игнатий Богоносец":

 

...И невольно в мысли моей связались в один вопрос эти два события: спасение двух грешников (Вонифатия и Аглаиды) и Рождение Спасителя.

Второй (Игнатий Богоносец) - сама чистота. Первого обнимали руки блудной госпожи - Аглаиды, второго обнимал Господь, когда тот был среди детей, благословляемых Христом...Но вдруг и первый возвышается до второго.

Святой Игнатий жаждет, просит, молится, ждет не дождется мученичества...Что-то поразительное! Ни один святой так не стремился к мученичеству!...Горел огнем нестерпимым - жаждал быть замученным за Христа...Ощущал в этом какую-то дивную захватывающую сладость. А когда римские христиане хотели хлопотать за него, не без надежды на освобождение, - он и умолял, и запрещал это...Такова была жажда.

Но и святой Вонифатий сразу воспылал огнем подобной же любви и "самовольне" пошел на страдание.. Оба - хотели...

Это мне дало такие мысли.

С 20 декабря (ст.с.) начинается предпраздненство Рождения Спасителя...Спасителя от грехов и прелести идолопоклонства. И вот накануне предпраздненства Церковь нам показывает пример, наглядный, разительный, как происходит через Христа величайший, всепожигающий переворот в душе: язычник, блудник, пьяница, раб людей и раб страстей...И вдруг - взлет, сбросил все, освободился от уз греха...Порыв...и мученик...

Христос спас грешника-язычника...

Святой Вонифатий - образ дохристианского состояния, а святой Игнатий - чистый, светлый, ясный, в таинстве крещения просвещенный Христом. Всю жизнь пламенеет любовью к Нему...Разгорается огонь до нестерпимости. И он радостно отдает себя за Любимого на растерзание зверям.

Это - образ новозаветного благодатного состояния. Как чудно!

Но оба они возгорелись любовию ко Христу, "родитися" ныне "хотящему"

И спасаться могут все: и чистые, и грешники. Благодать Христова сильна перерождать человека. Обоим я послужил молебен, и святой Аглаиде. Их молитвами, Господи Иисусе Христе, возжги любовь и в нас!

Что святого Вонифатия спасло от падений? Благодать. Но за что? Чем она "воспользовалась" в нем? Его нищелюбием и милостивостью сердца. Если у кого из грешников это есть, Господь их не забудет, а найдет путь ему спасения, - рано или поздно, так или иначе. А Аглаида, с коей он жил грешно, спаслась за свою веру: горячо желала иметь у себя мощи мученика, то есть святыню.

Молитвами их, Господи, спаси меня! Спасе, спаси мя!

 

Из главы "Немощные дерзости":

 

Меня не раз занимал вопрос: почему при учреждении христианства и целых 300 лет нужны были и оказались, прежде всего, мученики? Преподобные пришли после...

И теперь вот, перед Рождетсвом все память мучеников, мучениц, преподобномучениц...После Рождества Христова - Собор Божией Матери, а затем тотчас же (27-го) - первомученик архидиакон Стефан. 28 декабря - 20 000 (двадцать тысяч в один день!) сожженных в Никомидии (302 год), 29 декабря - 14 000 младенцев, Иродом избиенных, - и так далее, и так далее. Точно драгоценное ожерелье из самоцветных камней на иконе Рождества Господа. Или еще - как бы ближайшая графская свита при Царе...Что это означает?

И самый главный ответ теперь мне ясен - война, поднятая Еммануилом против диавола, принята была потом на свои плечи Его воинами - христианами и христианками. На них и ополчился со всею злобою и коварством "князь мира" - сатана. Но они побеждали его силою Христа Господа, пока не разрушили его царства до конца - христианство объявлено было религиею - сначала дозволенною, а потом господствующею.

Поэтому и поется им в общем тропаре: "имуще бо крепость Твою", Господи, "мучитилей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости". Вот где был самый основной фронт их борьбы. Они - демоны - злобствовали, "дерзали" против воинов Христовых, но их злоба оказалась лишь "бессильною дерзостью".

Между прочим: обычно на иконах мучеников изображают с крестом, или пальмою, или с тем и другим. Крест - символ победы Христа над адом; пальма - тоже символ победы. А так как с пальмами встречали и Господа при входе в Иерусалим, как Победителя "горького царства" смерти и ада, то становится еще более очевидною связь, что мученики - продолжатели Грядущего на борьбу и победу над диаволом. Но тогда уже был последний решительный момент борьбы. А теперь, на Рождество, пророчески предуказывается она событиями: смертию 14 000 младенцев, после - архидиакона Стефана и так далее...

И нам нужно знать, что для христианина - главная борьба с "разбитым неприятелем" - бесами...Ах! как часто мы это забываем...И...попадаемся в сети...А последняя борьба встретит нас на мытарствах...

Господи, помоги нам избавиться от сетей вражиих: "да не когда речет враг мой: укрепихся на него!" (молитва перед сном). Нужно молиться. ...Молитеся, да не внидите в напасть...- сказал Сам Господь.А я мало молюсь...И главное: легко, поверхностно, сухою...И иногда лишь иначе...

Share this post


Link to post

Глава "Молюсь" (Рождество Христово (митр.Вениамина Федченкова)

 

Пришел ныне утром на полунишницу и зачитал ее...И вдруг мысль: вот я молюсь сейчас...Боже мой! как же это прекрасно и важно! Ведь я же "в уши" Господу говорю...Его, воистину Его, прошу...С Ним беседую...К Нему припадаю...Его умоляю...Так разве же Он, Всемогущий, не в силах исполнить моей просьбы? (Доброй, конечно, - и нужной.)

Вот говорю: "Помилуй нас..." Меня помилуй...Он слышит это..."Приклоняет ухо свое" Внимает моему желанию и молению...

Так разве это может остаться совершенно бесплодным? Никак! Уже сама молитва содержит в себе же самой и исполнение ее: искренно молиться - значит уже получать.

И это радовало душу...А уж не говорю, как это неизмеримо ценно!

 

"Легче исповедоваться"

 

Ныне у меня исповедовался один из братий. И я почувствовал в душе, что ныне, в большой праздник, Господь особенно охотно и милосердно прощает грехи...Как бы сказать: легче, чем в другие дни. А потому и исповедоваться легче. Не требуется такого сокрушения, как в обычные дни, а больше - веры в милосердие Божие. И основания к сему (помимо живого ощущения) таковы. Праздники - дни особенно важные в деле спасения; спасение же - заключается в конце концов в помиловании, в прощении грехов по благодати; но в дни двунадесяятых праздников даруется особенная милость - "не по заслугам" - говорит святой Иоанн Лествичник. Больше всего это чувствуетс на Пасху; в меньшей - во все праздники.

Стою на правиле, вспоминаю переживаемые восторги. Но сердце не позволяет более напрягать себя: сил нет...И не должно! Все же нужно помнить о своей духовной бедноте. И это покоянно-мирное сокрушение - лучший страж души, предохраняющий ее и от лукавого, и от возможных неправильных уклонов...

 

Из главы "Сын Человеческий"

 

...О том, что человек "возрастает" во Христе, - говорит апостол Павел много раз.

И апостол Иоанн Богослов говорит: рожденный от Бога, греха не творит, потому что Семя Его пребывает в нем. Какое это "Семя Его"? Семя Твое - есть Христос, говорит апостол Павел.

Как есть в нас "семя тли", зародыш зла, влияние бесовское, так в истинных христианах есть Семя Божие - Христос.

Святая Мария Египетская и в пустыне научилось писать и объяснила, что Христос Сам всему учит. И такое тесное единение - есть действие Святого Духа: Он сочетавает христиан со Христом Богочеловеком и постепенно возобновляет Образ в образах: Христа в людях. Или - подновляет (как реставрируют - восстанавливают икону).

Вот такова тесная связь "Сына Человеческого" с людьми...

И тогды ваходит, что все человечество - духовно рождает в себе Христа, болеет муками рождения Его в себе. И как мучительны бывают все эти муки рождения "Сына Человеческого" человеками! Всякий кающийся грешник мучится этими "родами" в себе Христа, нового Адама. У мучимся мы по причине своей "тесности" для дара, для Бога. "Узок путь, вводящий в жизнь вечную".

Посему в праздник Рождества Христова можно, помимо всего прочего, праздновать и духовное рождества Христа в людях или духовное Рождение от Христа, нового Адама. Сущность одна. Посему-то один из святых отцов и называет нынешний день - "днем рождения человечества"....

 

Весь мир "свой" Христу...

И в сущности мы все "свои" друг другу. А тем более - во Христе, не только уже телесно (по происхождению от одной четы), а и духовно, по единому духу благодати. Мы отныне "родственники" самому Богу!..."

Share this post


Link to post

post-2746-0-84493800-1357320640_thumb.jpg

 

Рождество Христово

 

Благословен тот день и час,

Когда Господь наш воплотился,

Когда на землю Он явился,

Чтоб возвести на Небо нас.

Благословен тот день, когда

Отверзлись вновь врата Эдема;

Над тихой весью Вифлеема

Взошла чудесная звезда!

Когда над храминой убогой

В полночной звездной полумгле

Воспели «Слава в вышних Богу!» -

Провозвестили мир земле

И людям всем благоволенье!

Благословен тот день и час,

Когда в Христовом Воплощенье

Звезда спасения зажглась!..

Е. Львова

Сер. 19 века.

 

С Рождеством Христовым!!!

Share this post


Link to post

К Рождеству ИИСУСА ХРИСТА

 

Звезда является ,Рождается Христос !!!

Сбылось пророками писанное творение

СЫН БОЖИЙ нам спасение принес

Благодарим ,что сбылось откровение.

 

В вертепе ночью ,там СВЯТАЯ ДЕВА МАТЬ

С любовью младенца спеленала

Все как Архангел Гавриил сказал

ОНА на свет СПАСИТЕЛЯ приняла !!!

 

И имя нарекла ЕМУ ИИСУС !!!

Как было велено все так и исполняла

С заботой материнской и теплом

ОНА себя Ему всю посвящала .

 

Узнав о сбывшимся и волхвы поспешив

Хвалу воздать и в чуде убедится

Дары отдав на ГОСПОДА взглянув

И низко с верою пред БОГОМ преклонится .

 

Увидев чудо , что послал в мир БОГ

Они назад решили возвратиться

Но что бы к Ироду никто зайти не мог

То Ангел Божий им успел явиться.

 

Тот царь к младенцу злобой воспылал

Коварный замысел в душе свой держал

И от того им отдан был указ

что б всех младенцев истребить за раз

 

во всем с такою точность писания

сбывалась воля ГОСПОДА ОТЦА !!!

Иосиф ,что с МАРИЕЙ обручен был

Ушли от Ирода аж до его конца

 

Потом лишь в Иудею возвратились

Когда спокойно стала и тогда

Семья Святая в Назарете поселилась

Как было сказано в писании всегда

 

Шли годы и ИИСУС смирено

Свое предназначение хранил

Любовь , добро и откровение

Со щедростью и мудростью дарил

 

ОН притчами рассказывал народу ,

как надо волю БОГА исполнять

и как легка к нему дорога

когда всем только доброе желать.

 

Все знал ГОСПОДЬ !!! Сын БОЖИЙ !!!

Смерти ПОБЕДИТЕЛЬ

Что очень скоро предадут ЕГО

Невинной жертвой наш СПАСИТЕЛЬ

Стал для народа своего

Share this post


Link to post

Я сорвал с календаря

Лист шестого января.

А под ним два слова:

"Рождество Христово"!

 

Что же делать? Как же быть?

Начались мученья:

Что мне Богу подарить

В день Его рожденья?

 

Книгу? Карандаш? Конфету?

Может быть, коробку эту?…

Мишку? Саблю? Или пушку —

Мою лучшую игрушку?

 

Отложил я карандаш:

Разве Богу что-то дашь?

Ну, чего у Бога нету?

И зачем Ему — конфету?!

 

Полистал альбом для марок —

Это тоже не подарок!

Бросил в ящик саблю, пушку —

Мою лучшую игрушку…

 

Целый день прошел в возне.

И уже почти во сне

Я шепнул до самых слез:

— С днем рождения, Христос.

 

("Духовная азбука" мон.Варнава (Санин)

Share this post


Link to post

Батюшка Даниил, спаси Господи за Рождественский радостный подарок! Очень-очень красиво!!!!))))))

Share this post


Link to post
Guest Olivka

Спаси Господи, о. Даниил! Это моя любимая колядка, а в исполнении хора Оптиной Пустыни -это особое утешение.

Share this post


Link to post

Однажды на проповеди слышала объяснение рождественского кондака, наверняка, известное, но хотелось бы привести его (своими словами).

 

Дева днесь Пресущественного раждает,/ И земля вертеп Неприступному приносит; / Ангели с пастырьми славословят, / Волсви же со звездою путешествуют; / Нас бо ради родися Отроча младо - Превечный Бог.

 

Интересно разложить кондак на части и увидеть, как преп. Роман Сладкопевец построил его на совмещении несовместимого, того, что может только Бог:

 

Дева - раждает

Днесь - Пресущественного

Земля вертеп - Неприступному приносит

Ангели - с пастырьми славословят

Волсви - со звездою путешествуют

Родися Отроча младо - Превечный Бог

 

Нас бо ради!

 

С Праздником! :69:

Share this post


Link to post

Г.Аркашов. "ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ"

 

Тихо полночь плывет над уснувшей землей.

Ночь безмолвна, пустыня тиха.

В эту ночь на земле безмятежный покой,

В эту ночь на земле нет греха...

И горит и сияет на небе звезда,

Льет лучи, словно солнце вдали...

Не светили так звезды нигде никогда

С сотворения самой Земли...

Знать рождается в мире Владыка царей -

Кроткий вождь поколений земных:

Как маяк на просторе мятежных морей

Для усталых, гонимых, больных...

Тихо полночь плывет над пустыней немой,

И к звезде, воссиявшей вдали,

Днем и ночью спешат, позабывши покой,

От востока волхвы-короли...

Скоро кончится путь их пред звездным лучом,

И придут до прихода зари -

И в пещере глухой пред Небесным Царем

Преклонятся земные цари...

В небе звезды и Ангелы стройно поют:

"Слава в вышних и мир на земли!"

И к Неведомой Тайне с дарами идут

От востока волхвы-короли...

Share this post


Link to post

Батюшка Даниил, очень ждем еще рождественские колядки )))Для продолжения Рождественской Радости))))

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...